В чем Бог не помощник?

У евангелиста Луки есть эпизод, описание которого занимает всего лишь два стиха, однако по своему содержанию он предельно важен для понимания многих обстоятельств нашей жизни. Это в главе 12-й. Один из слушателей Христа обращается к Нему с просьбой: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк. 12: 13). Для человека того времени было вполне естественно обратиться со своими нерешенными спорами и тяжбами к уважаемому учителю. Однако Спаситель, хотя и мог рассудить братьев, отказывается вмешиваться в спор, заметив: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 14).

В святоотеческих толкованиях на это место из Евангелия от Луки чаще всего встречается мысль о том, что Господь отказал человеку, поскольку он «не стал просить того, что полезно и нужно для спасения, а просил Его быть делителем земного и временного имения» (блаженный Феофилакт Болгарский). При этом Спаситель указал и на духовную причину раздора, которая заключалась в сребролюбии, стяжательстве, что порождало и другие страсти, – об этом писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если применить к нашей жизни эту традицию истолкования данного евангельского отрывка, можно прийти к следующему выводу. Иногда мы не получаем ответ на наши вопрошания к Богу потому, что просим о вещах для нас неполезных, а может – и вредных, нами движет не стремление к духовному совершенству, а земной расчет, который к тому же подогревает наши страсти.

Однако есть в святоотеческом наследии и несколько иной акцент в изъяснении смысла данного евангельского эпизода. Хотелось бы обратить на него внимание. Так, святитель Кирилл Александрийский в толковании на это место среди прочего указывает: «Посему поклоняющимся Ему покорностью своего разума Он и дает заповеди и назначает законы». То есть Господь, по мнению святителя, отказывает в помощи еще и потому, что Он не является Законодателем в жизни тех людей, которые не желают руководствоваться данными Им заповедями и законами. Такие люди как бы сами выводят себя из области Законодательства Божиего и ввергают в пучину законодательства мира сего. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) применительно к данному отрывку из Евангелия от Луки пишет об этом следующим образом: «Так как люди отходят от Бога и Его заповедей, ставят во главу деятельности своей волю человеческую, изменчивую, ограниченную, а без Бога и злую, полную ненависти и вместе страха, то о земном рае или даже относительном покое на земле не может быть и речи, согласно словам Христовым: “и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” (Мф. 24: 12)».

Мне вспоминается один случай из приходской жизни. Как-то к знакомому священнику обратилась женщина, которая занимала хорошо оплачиваемую должность в частной фирме. Она испытывала большие угрызения совести из-за регулярных ссор с подчиненными. Последние же случались, как она утверждала, не по ее вине. С нее требовали выполнения незаконных действий, к чему, в свою очередь, она принуждала своих подопечных. Те возмущались, выказывали недовольство, что и становилось причиной ссор и разбирательств. Истощенная морально, она решила обратиться в церковь. В целом такое обращение было вполне обоснованно. Речь ведь шла даже не о материальных вопросах, как в упомянутом эпизоде из Евангелия (хотя глубоко в основании лежали именно они). Человек искал исцеления души, разрешения терзаний совести. Где же искать еще помощи, как не в храме?..

Увы, мы не решаемся следовать евангельским законам, призывающим нас к уступчивости, не разбираясь, кто виноват

Сходство данной ситуации с евангельским рассказом на первый взгляд неочевидно, однако корень поступков этих людей кроется в одной плоскости. Господь отказывает в помощи мужчине, потому что то, о чем он просил, находится в ведении не Божественных законов. Христос не вмешался в спор чисто юридический, для разрешения которого существовал гражданский кодекс и соответствующие инстанции, спор, обремененный к тому же скрытым сребролюбием. Но едва ли и эта женщина может рассчитывать на помощь, поскольку и ее душевные коллизии находятся в системе координат человеческих законов, которым она добровольно себя подчинила. К тому же в основании ее выбора лежит желание обеспечить свою жизнь с точки зрения материального благополучия, а не духовного. Но даже если отбросить последнее замечание и попытаться ситуацию прихожанки свести только к межличностным, нравственным отношениям, то и здесь ответ нужно искать, исходя из евангельского опыта. Так же, как и многие наши нравственные коллизии в отношениях с родственниками, друзьями, коллегами, эти проблемы часто возникают из-за того, что мы не решаемся, боимся следовать евангельским законам, которые призывают нас к уступчивости, неосуждению, любви, милосердию, невзирая на лица и не разбираясь, кто виноват. Наконец, эти евангельские законы требуют от нас несомненного приоритета пользы духовной над заботами о жизни в этом мире. Все наши попытки в отношениях с ближними восстанавливать «справедливость» любой ценой, платить той же монетой, налаживать взаимоотношения исключительно из материальных побуждений – всё это ввергает нас в стихию законодательства мира сего, а значит, мы добровольно выходим из той области, где Законодателем нашей жизни является Бог, добровольно отказываемся от Его помощи.

Что мог ответить священник женщине в описанной выше ситуации? Посоветовать сменить работу? Перестать поступать противозаконно и склонять к этому подчиненных? Это очевидно. Не сделав этого, придется смиряться с раздвоенностью души, ее болезненным томлением. Если ты добровольно принимаешь условия жизни по законам этого мира, то уврачевать терзания твоей совести, помочь душе невозможно. Это и был ответ вопрошавшей женщине.

«Кто поставил Меня судить или делить вас?» – ответил Судья Вселенной человеку, который пытался склонить Его судить согласно законам этого мира, законам, установленным людьми. Многие вопросы совести от того и возникают, что человек руководствуется собственными соображениями, живет по законам мира человеческого, личным соображениям, расчетам. Для того, чтобы их разрешить, чтобы исцелить изможденную душу, необходимо, прежде всего, вывести ее из подчинения этим законам и ввести в область, где Законодателем является Бог. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и всё житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние».

Конечно, в реальной жизни не всегда легко, да и возможно, одномоментно вырваться из ситуации, где ты вынужден руководствоваться законами этого мира. В таких случаях можно посоветовать с покаянием, непрестанно просить у Господа, чтобы Он Сам вошел в нашу жизнь и изменил стесняющие волю обстоятельства. При этом мы должны быть готовы терпеть душевные терзания, духовный дискомфорт и вред, которые приносят нам известные обстоятельства. Избавиться от них, сохранив совесть, не удастся! Для окончательного же исцеления нужно мужество разорвать цепи действительности, выйти из подчинения законов мира, законов нашего самолюбия и войти в сферу, где Бог является единственным Законодателем. Это и есть доверие Богу, на котором созидается жизнь вечная. Доверие в том, что жить по Его законам – благо для человека, невзирая на внешние обстоятельства.

Священник Роман Савчук

11 декабря 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Прикоснулся ко Мне некто» «Прикоснулся ко Мне некто»
Священник Димитрий Выдумкин
«Прикоснулся ко Мне некто» «Прикоснулся ко Мне некто»
Почему сила Божия совершается в немощи человеческой
Священник Димитрий Выдумкин
Все немощи, лишения и болезни лишь по видимости приводят нашу жизнь к оскудению. На самом же деле, смиряя, ведут нас к духовному обогащению. Это один из уроков, который мы можем извлечь из истории об исцелении кровоточивой жены.
Богооставленность Богооставленность
Архим. Андрей (Конанос)
Богооставленность Богооставленность
Архимандрит Андрей (Конанос)
Когда познаёшь Христа, переживаешь чудо и восхищение. Немного спустя Христос тебя покидает – воспитательно, чтобы ты приложил усилия и собственным трудом приобрел чудо, которое переживал даром.
Когда Бог молчит Когда Бог молчит
Иерод. Савва (Гамалий)
Когда Бог молчит Когда Бог молчит
Иеродиакон Савва (Гамалий)
У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору — помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа — помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни — только помолись... Однако горы почему-то переставляются очень редко — всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет... В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая?
Комментарии
анна29 декабря 2017, 17:44
Запомнилась история верующего полицейского из Ленобласти.Вот пример,где страдала душа человека,когда начальство заставляло поступать не по совести.А уйти он не мог-больная мать на иждевении.
р. Б. Елена. 22 декабря 2017, 19:00
Хорошая статья!!! В суете мирской жизни, порой забываешь о Божьей Истине! Спаси Господи!!! Всем Мира и добра!!!
Иван Игнатьев22 декабря 2017, 13:18
Наверно надо так,- согрешил, покаялся, а по обстоятельствам и каким, разберется Сам Всевышний.
пожилой Петр16 декабря 2017, 19:02
Доброе слово.
Наталья Прокопьевна16 декабря 2017, 06:43
Здравствуйте ! Благодарю за статью ! Жду разрешения непростой ситуации, где грань своеволия и воли Божией не знаю. Неразумная жалость, слабость в отношении сына может испортить его. Моя слабая воля и непостоянство может кажущиеся, делаю что в моих силах. Не склоняюсь ни к одному решению, просто жду, при этом делаю по минимуму. Как молиться? Мне понравилось : "В таких случаях можно посоветовать с покаянием, непрестанно просить у Господа, чтобы Он Сам вошел в нашу жизнь и изменил стесняющие волю обстоятельства."
Лариса14 декабря 2017, 21:54
Со святым вечером, долгое время я получала рассылку Православие.ру,но вот уже несколько месяцев как рассылка не приходит и попытки возобновить ее не проходят,ответ один:»произошла ошибка, повторите попытку позже»
Анна14 декабря 2017, 07:05
Всегда прошу Господа помочь мне в моих земных делах по слову Бога «Без Меня не можете творить нечесоже». И с материальными проблемами обращаюсь. Не нужно этого делать? Материальная сторона жизни подчиняется мирским законам? Кто законодатель? К сожалению я не поняла статью и запуталась. Простите, но может быть отец Роман как то дополнит статью или более подробно разъяснит.
Андрей12 декабря 2017, 18:10
Спасибо, батюшка. Вроде знаешь, а как хорошо напоминание... Опять немного мира на душе, опять вспоминаешь , что Бог всегда рядом...
тамара11 декабря 2017, 23:04
Точно, и я сама теперь нахожусь в таком положении.Господи,помоги,войди в мою жизнь и измени, стесняющие меня обстоятельства.Божией помощи всем вам, дорогие братия и сестры,у кого стоит такой выбор в жизни.Спаси и сохрани всех,Господи.
Лана11 декабря 2017, 15:55
Пишут про Александра Невского в комментариях, ну он казнил, да не обманывал всё-таки? Как законодатель своей страны, он мог совершать всякие действия с теми, кто не подчинялся. Хорошего тут мало, но наверное он всё-таки раскаялся, раз признан святым. А с русским народом в любом случае ничего бы не стало. Судьба народа, как и отдельных людей, зависит от Господа, а не от одного человека-пусть даже и великого князя...
Лана11 декабря 2017, 15:49
Спаси Господи батюшку! Все верно. У меня была тоже такая ситуация, я без сожаления ушла с такой должности. Противозаконные действия бывают разные, но если дело касается обмана людей, который им вредит или воровства их денег, тут никаких компромиссов быть не может. По-моему тур другая проблема, как видеть в этих ворах, лицемерах и обнанщиков людей. По крайней мере для меня сложность была невелика том, чтоб уйти,а в том, чтобы справиться с ненавистью к таким людям...это не меньший грех... Обман не может быть оправдано, так как дьявол - лжец и отец лжи. И любая нечестность от него.
Сергей11 декабря 2017, 15:14
Да, нащупать это "разделени" иногда, крайне сложно. Типичный пример "неразрешимых мук" у верующей супруги, живущей с неверующим (молодым и горячим) мужем. Великий пост, Страстная седмица, а ему...надо! Нет указаний на законность отказа, со стороны любого из супругов. Этой проблемой переполнены "вопросы батюшке". Знаю страдания верующих, высокопоставленных лиц. Просят благословения уйти с работы, а духовник не разрешает. "Если все совестливые и верующие уйдут, то что будет твориться во власти? Терпи!" Он тоже прав, а душа страдает в тяжелой атмосфере. Согласен с подходом автора - надо разбираться. Читая жития святых,видно,что одним благословлял Бог искать уединения, а других за это наказывал.
светлана11 декабря 2017, 13:36
Батюшка,в последнем Вашем абзаце ничего не поняла,особенно"избавиться от них, сохранив совесть,не удастся"-это как понимать?
Нелли11 декабря 2017, 11:52
Сама была в подобной ситуации, когда занимая руководящую должность, даже строго соблюдая закон, ты создаёшь людям проблемы, т.к. интересы индивидуума часто могут не совпадать с интересами организации. Такой дискомфорт был на душе, что пришлось уйти. Быть руководителем - непростой крест.
Алексей Павлов11 декабря 2017, 10:38
Автор, мне кажется, слишком упрощает. Бл.князь Александр Невский, оставаясь на княжеской должности, совершал немало компромиссных действий, порой очень "некрасивых". Казнил лютыми казнями восставших против татарских поборов новгородцев, например. Да и вообще руководил неоднократно массовыми убийствами - воевал со шведами, с крестоносцами. Не уходил, одним словом, в такие порядки жизни, где можно полностью "выйти из подчинения законам мира". А если бы ушел, стал монахом не перед смертью, а в молодости? "Сбросил" бы с себя ответственность правителя, чтобы лично остаться максимально "чистым". Но правильно ли это было? Что бы стало с русским народом?
р.Б. Сергий11 декабря 2017, 10:06
Спасибо,о.Роман. Сейчас,в нынешней жизненной ситуации,вспомнились слова блж.Августина: "Если,Бог на первом месте,то всё остальное на своем". Открыл сайт pravoslavie.ru и прочел Вашу статью,которая пришлась в тему. Действительно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×