«Если я могу быть полезным, то должен помогать»

    

В разговоре с учениками Христос использует образ свечи, свет которой невозможно скрыть (см. Мк. 4, 21). Что означает эта евангельская метафора применительно к человеку: его веру, образ жизни, добрые дела?

Горению свечи подобно действие в христианине благодати Божией. Она духовно согревает, просвещает человека, указывает ему путь к Источнику неиссякаемого света — Богу. Раскрывая данный образ, священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, говорит о необходимости христианину постоянно поддерживать в себе горение духа: пошел за Христом — значит, зажег свечу, «чтобы во свете идти за Светом». Если же лишь время от времени загораться ревностью о богоугождении, то неминуемо придется страдать и мучиться, «оставаясь во тьме».

Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Апостольская любовь и есть тот огонь, который должен гореть в душе всех христиан и освещать их жизненный путь. За ним они должны идти и сами светить другим (см. Мф. 5, 16). Если мы будем осуществлять на деле евангельские принципы жизни, то это поможет окружающим осознать, что христианство — не одни лишь красивые и правильные слова, а реальная жизнь. Люди, далекие от веры, могут пойти за Христом, увидев нелицемерную любовь в конкретных христианах.

Известен случай из истории первых веков, когда Церковь Христова еще подвергалась преследованиям и гонениям со стороны язычников. Александрия, в которой жили и христиане, и язычники, была охвачена эпидемией, которая уносила сотни жизней. Язычники прятались по домам, пытаясь оградить себя от смертельной опасности. Только христиане ухаживали за больными, облегчая их страдания, и занимались похоронами умерших.

В те времена последователи Христовы действительно имели готовность пожертвовать собой, чтобы на деле исполнить евангельскую заповедь о любви к любому оказавшемуся в беде человеку, дав ему то, в чем он нуждается, как Самому Господу (см. Мф. 25, 34—40). Многие из александрийских язычников были настолько поражены таким самоотверженным отношением христиан к страдающим людям, что сами приняли христианство. Те оказывали помощь вовсе не с целью кому-то что-то доказать, или похвалиться, или привлечь других в свои ряды. Они выполняли веление своей совести, а в результате их свет просиял в сердцах других людей, привел их ко Христу.

С тех пор сущность христианства не изменилась – и сегодня евангельская любовь проявляет себя реальными поступками, деятельным сочувствием. Несоответствие содержания проживаемой нами повседневности нашему призванию «иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) всегда заметно. Подчас это ставится нам на вид людьми, далекими от веры. И Господь образно говорит: «Не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф. 5, 14).

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что, будучи совсем юным, считал себя убежденным атеистом и ни во что не ставил религию и Церковь. Кто-то из взрослых посоветовал ему прочесть Евангелие, чтобы в своей критике не быть голословным. Неохотно приняв совет, он все же взял в руки самую краткую из новозаветных книг — Евангелие от Марка. Закончив чтение, он возмутился неразумности знакомых ему христиан, которые, имея такую книгу, «живут не так, как в ней написано».

Неслучайно еще блаженный Феофилакт Болгарский призывал христиан помнить, что они на виду у остального мира и должны стараться жить добродетельно, как учит Христос. Это значит, что мы должны приходить на помощь другим людям, как только осознали, что в наших силах помочь. Примером исполнения этих слов блаженного Феофилакта была жизнь недавно почившего Дмитрия Хворостовского, всемирно известного русского оперного певца.

В последнем интервью, которое он дал, будучи уже совершенно больным, ему был задан вопрос: как он, звезда мировой величины, выступающий с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами, приезжая в родной Красноярск, не чурается выступать вместе с молодыми музыкантами и даже со студентами Красноярского института искусств? В самом деле, далеко не каждая звезда тратит свое время и свой талант на никому не известную молодежь.

Дмитрий Александрович ответил очень просто: «Если я могу быть полезным, то должен помогать». Этими словами он выразил кредо своей жизни. Он помогал и молодым студентам, и тяжелобольным детям. Его благотворительные концерты «Хворостовский и друзья» собирали средства на лечение юных пациентов. Светлая ему память!

Стоит хранить память о добрых делах наших предшественников и современников, чтобы этими примерами и нам вдохновляться на исполнение евангельских заповедей. Евангелие – это книга для жизни, а не только для библиотечного фонда. Ведь и ныне в каждом обездоленном и нуждающемся человеке страдает, жаждет, бедствует и просит нас о помощи Сам Христос. Через них Он приходит к нам. Подобно первым христианам, мы не должны жалеть себя, но нести свет добра и служить окружающим нас людям. Тогда, возможно, мы удостоимся утешения от Господа, сказавшего: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×