Мы не научились благодарить

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Исцеление прокаженных Исцеление прокаженных
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Мы часто слышали в детстве рассказ о волшебном слове. В детском рассказе это слово «пожалуйста». Оно делает близких отзывчивыми и внимательными к просьбам мальчика – героя рассказа, хотя еще совсем недавно его грубые требования раздражали их и вызывали ответную грубость.

В незатейливом рассказе передается простая истина о необходимости уважительного отношения к ближним, о благодарности к тем, кто участвует в нашей жизни. Но мораль этого повествования есть только тень истины большей, которую попытаемся понять.

Однажды Спаситель исцелил – очистил от проказы – десять человек (см.: Лк. 17: 12–19). Отверженные и родственниками, и обществом как носители заразы, они сами должны были заботиться о своем существовании, объединяясь в небольшие группы. Остальные, здоровые люди большего для них сделать не могли. И вот, увидев Христа Спасителя, приближающегося к одному из селений, у которого они побирались, стали они издали кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». И сразу получили просимое. Очистились и исцелились. Опять стали полноправными гражданами общества, поспешили вернуться в него, забыв, возможно, от радости и о том, что им надо показаться священнику, который один только мог по закону засвидетельствовать их исцеление, и впопыхах не поблагодарив Того, Кто исцелил их.

Так растворились они в безликой толпе современников Христовых, желавших от Него чуда, хлеба, власти. Смешались с ними, ушли в небытие без Бога, спеша наверстать упущенные житейские возможности.

Только один возвратился благодарить.

Нас может удивлять и даже возмущать пример такой неблагодарности и душевной черствости. Но бывает, что мы сами, получив что-либо доброе в жизни, считаем это мелочью, уверены, что давно уже достойны этих даров или услуг, и потому даже не смотрим на дающего, презираем его труд, уничижаем словом или в мыслях, считаем подателя ниже своего достоинства, чуть ли не рабом или крепостным.

И потому, прежде чем огорчаться чужой неблагодарностью, мысленно оглянемся вокруг себя – не для того, чтобы найти своих должников, а для того, чтобы вспомнить, скольких обидели своей неблагодарностью. Вспомним и не будем никого судить – кроме самих себя.

Научившись просить, мы не научились благодарить.

Но и в просьбах и молитвах к Богу мы часто только требуем. «Дай!», «мне!!», «почему другим, а не мне!!!» – вот часто истинные и потому страшные скрытые слова наших молитв. По их духу мы более похожи на почитателей бога богатства и благополучия мамоны, чем на последователей Христа Спасителя, распятого на кресте.

Мы ропщем и обижаемся на весь мир – даже на Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе

О полученных от Бога милостях мы быстро забываем, а скорби, нужду, болезни тем более считаем признаком неблагополучия и наказания. Ропщем и обижаемся на весь мир и Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе.

В таком помрачении мы не можем дорожить и беречь дар благодатного обновления, получаемого от общения с Богом. Мы не успеваем понять, что мы общались с Самим Господом Богом, получили от Него прощение грехов, слышали Его слово, что Он находится среди нас, по Своему обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И неблагодарность, омрачая наш ум и нашу душу, проводит нас мимо Богообщения. Так не поняли это и сегодняшние евангельские прокаженные, с очищением от болезни возвратившие себе право вместе с другими молиться в храме Божием.

А бывает еще и так, что, получив просимое, мы в малодушном страхе пытаемся убежать от Бога, понимая, что прежняя жизнь без Него уже невозможна, но мы не можем расстаться с грехом, которому полностью поработились. Но Господь, зная нашу человеческую слабость, не отвергает, не обижает и уж тем более не проклинает нас. Он терпеливо и милостиво ждет.

И тот, кто возвращается к Нему, слышит слова: «Вера твоя спасла тебя».

Те же слова: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5: 34), – услышала женщина, о которой сегодня читалось в Евангелии в память святой великомученицы Варвары. Потому что подвиг ее любви и подвиг ее веры соответствовал той вере, которую испытывала эта женщина к Христу Спасителю.

Христос шел через толпу, и, как пишет евангелист, толпа мешала Ему идти, но она мешала Ему идти не потому, что жаждала слышать и исполнять слово Божие. Она жаждала чудес, она жаждала хлеба, она жаждала внешних знаков благополучия и богатства. И только одна единственная женщина нашлась в этой толпе, которая с любовью, со смирением и страхом прикоснулась к Спасителю и получила исцеление от своей болезни. Не она одна была больна в этой толпе. Вся толпа была больна – пороками душевными, проказой духовной. И только одна женщина, осознав свою болезнь, получила исцеление от Того, Кто единственный мог исцелить ее.

Святая Варвара жила в III веке. Отец, охраняя ее красоту, держал ее взаперти до совершеннолетия – в башне. С этой башни взирая на красоту внешнего мира, она познала красоту, благость и всемогущество Сотворившего всё вокруг. Когда же пришло время выбора жениха, отец дал ей волю. Как же поступила святая дева?

Наверное, не только одна из десяти, но и одна из тысячи дев не поступила бы так, как поступила она.

В городе она нашла христиан и приняла Святое Крещение.

Отчаянию и ярости отца-язычника, который занимал высокое положение в обществе и воспринял этот поступок дочери как личное оскорбление, не было предела. Он сам отвел дочь на суд к правителю, и тот после увещеваний и истязаний телесных отдал Варвару на казнь ее собственному отцу. И отец в омрачении отсек дочери голову.

Так приняла святая Варвара за любовь ко Христу и верность Ему смерть в этой жизни временной, чтобы войти в жизнь вечную и память Церкви. Храня память о святой, мы молимся ей: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».

Будем с благодарностью принимать от Господа не только благое, но и скорби

Почтить ее память мы можем только одним – как и она, чтя слово Божие, с благодарностью принимая все от Господа, не только знаки внешнего благополучия, которые до времени, пока мы еще малолетни духовным опытом, посылаются нам Господом, но и знаки скорбей, посылаемые нам по мере нашего духовного взросления. Будем с благодарностью и верою принимать эти знаки милости Божией, не будем отвергать их. И будем молиться святой великомученице Варваре о том, чтобы она укрепила нас на нашем скорбном жизненном пути, чтобы мы не умерли без покаяния и в последние дни жизни сподобились причаститься Святых Христовых Таин, со святой Чашей которых она изображается обычно на иконе.

Аминь.

Иеромонах Никон (Париманчук)

Книги иеромонаха Никона (Париманчука) в интернет-магазине "Сретение"

17 декабря 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Чемоданчик, полный благодарностей Чемоданчик, полный благодарностей
Архимандрит Андрей (Конанос)
Чемоданчик, полный благодарностей Чемоданчик, полный благодарностей
Архимандрит Андрей (Конанос)
Даже великие дела малы, когда подумаешь о том, что всё пройдет. Но если вложить Бога в это малое, тогда всё обретает красоту, нетление, сияние славы.
Об исцелении и спасении Об исцелении и спасении
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Об исцелении и спасении Об исцелении и спасении
Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Девять веровавших и по вере получивших исцеление не были удостоены Спасителем самого главного слова, которое может услышать человек от Бога – Вера твоя спасла тебя
Митр. Тернопольский Сергий: «Дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу!» Митр. Тернопольский Сергий: «Дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу!» Митр. Тернопольский Сергий: «Дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу!» Митрополит Тернопольский Сергий: «Дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу!»
Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время для покаяния.
Неблагодарность Неблагодарность
Иером. Игнатий (Шестаков)
Неблагодарность Неблагодарность
Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
История о прокаженных – это история о всех нас. Все мы больны неизлечимой проказой греха. Но еще сильнее, к сожалению, многие из нас больны проказой неблагодарности Богу. (MP3 файл. Продолжительность 7:22 мин. Размер 5.4 Mb)
Евангелие об исцелении десяти прокаженных Евангелие об исцелении десяти прокаженных
Свт. Николай Сербский
Евангелие об исцелении десяти прокаженных Евангелие об исцелении десяти прокаженных
Святитель Николай (Велимирович)
Будем учиться на примере малых вещей, если не можем сразу понять великие.
Недостает благодарения Недостает благодарения
Протоиерей Артемий Владимиров
Отчего иные скудеют в вере и любви к Церкви на середине пройденного пути? Ответ на этот вопрос не может быть односложным, потому что человеческие души бесконечно разнообразны и уникальны. Однако священнику по роду его призвания представляется возможность обобщать свои наблюдения над судьбами людскими, сколь бы неповторимыми они ни были.
Комментарии
Игорь17 декабря 2017, 17:58
Простое "упражнение" - поблагодарить Господа после еды - забываю напрочь, стоит только насытиться. О чем говорить дальше, о каких "высоких материях"?. Борюсь с собственной неблагодарностью, получается плохо.
Александр Алексеевич17 декабря 2017, 16:32
Спаси Господи, батюшка добрый! С Праздником любящей нас и всем помогающей Варвары Великомученицы! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×