Не сообразуйтесь с веком сим... (Рим. 12, 2)

Беседы на Книгу Бытия, 14 глава

Здравствуйте, уважаемые читатели Интернет-портала Православие.ру.

Мы продолжаем исследование книги Священного Писания – Бытия.

В прошлой беседе мы рассмотрели 13-ю главу и видели, как произошел спор в семье Авраама между его пастухами и пастухами его племянника Лота.

Авраам поступает мудро, разрешает конфликт, давая право Лоту выбора земли для скота. Лот не советуется с Авраамом, который, в общем-то, не только его дядя, но еще и патриарх, и выбирает лучшие пастбища, которые граничили с Содомом и Гоморрой, и в результате оказывается взятым в плен вместе с содомитами.

Праведный Авраам Праведный Авраам

В 14-й главе сообщается о военных действиях языческих царей против Содома и Гоморры и их союзников, в которой языческие цари одержали легкую победу над этими городами и их войсками, обнаружив неспособность тех, у кого, как принято сегодня говорить, нетрадиционная ориентация, отражать нападения и защищать себя и свое отечество. Вот как описываются эти события:

И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, — четыре царя против пяти. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его, и ушли. И пришел один из уцелевших, и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. (Быт. 14, 9–16).

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Гораздо лучше ему (Лоту) было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него, испытать столько бедствий. Вот он отделился от патриарха, думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато – и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло – раздор и какое благо – согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение». Что называется, без комментариев ‒ урок для ищущих мнимой свободы вне церковного общения.

Авраам узнает, что Лот, сродник его, в плену, и стремится к нему на помощь, дабы освободить из плена. Поступаем ли и мы так же, когда узнаем о бедственном положении наших родственников, об их пребывании по отношению к Богу и Церкви в стране далече? Что мешает нам освободить их и рассказать о пути в Царство Христово? Наверное, наше собственное маловерие и околохристианская жизнь, плененная душа с ее нераскаянными грехами, отчего, в общем-то, и проявляется наше малодушие. Святитель Амвросий Медиоланский пишет следующее по этому поводу:

«Сколь вредны пороки, которые соединены с легкомыслием. Ведь те четыре царя, которые одержали победу над пятью царями и увели всю конницу содомитян, захватили также Лота, сына брата Авраама, и ушли. Пять царей суть пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя – мирские обольщения, потому что человеческая плоть состоит из четырех стихий. По справедливости они названы царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое царство. Потому апостол говорит: да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим.6, 12). Итак, наши чувства легко уступают мирским наслаждениям и улавливаются (пленяются ‒ А.С.) их властью. Ибо телесные наслаждения и обольщения века сего побеждает лишь ум, который духовен, привержен Богу и полностью отделяет себя от земного, ибо всякое уклонение улавливается им».

Пленник не способен освободить пленного, и меркнет свет Христов в слове и жизни христианина

Какое важное замечание и обличение всем чувственно настроенным людям века сего. Преподобный Серафим Саровский предупреждал и об опасности в христианской жизни руководствоваться чувствами, которые не научены навыком ума для различения добра и зла (Евр. 4, 14). «Умом, – говорил преподобный, – надо в сердце стоять». А те, которые не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим. 1, 28–32). Не видя в себе всего этого багажа грехов и не раскаиваясь в них, мы превозносимся над другими. В нашей проповеди нет веры Авраама и любви Христовой к ближним, она подобна молитве фарисея: «Господи, спасибо, что я не такой, как прочие люди» (ср. Лк. 18, 11). В этом смысле пленник не способен освободить пленного, и меркнет свет Христов в слове и жизни христианина.

И, как мы прочитали далее, Авраам вооружается и берет лучших людей, в малом количестве, но лучших, и вызволяет из плена Лота и всех родственников.

«Ведь он принял тех, – продолжает святитель Амвросий, – кого счел достойным принадлежать числу верных... Итак, Авраам победил благодаря тому, что заслужил это верой, а не многочисленным войском». Верой, а не многочисленным войском. Какие важные слова, подлинное духовное руководство в деле личного миссионерского служения и в миссии Церкви в целом, ее духовном, образовательном и просветительском служении. Не гнаться в этих вопросах за количеством, а радеть о качестве. О качестве преподавания и обучения в наших духовных школах. Образование и подготовка пастырей, миссионеров, катехизаторов, способных выйти на ниву проповеди этому миру о Христе, который может освободить наших соотечественников, в большинстве своем крещеных, а значит, тоже – рода христианского, братьев и сестёр во Христе, но плененных служению греху.

Далее в 14-й главе говорится о встрече Авраама с двумя царями – Мелхесидеком, который выносит ему хлеб и вино – прообраз Евхаристии, а Авраам, в свою очередь, принес ему десятину от имущества своего (об этом событии более подробно мы поговорим в следующей беседе). Но у содомского царя, который предлагает ему свое богатство, Авраам ничего не берет. Он не хочет иметь ничего общего с этим человеком, даже в мелочах, зная его развращенность. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама… (Быт. 14, 21–23).

Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует

Архимандрит Василий, игумен Иверского монастыря Святой Горы Афон, пишет в одном из своих писем, пожалуй, о самой главной ошибке, которая проникает в наши духовные школы, следующее:

«Нельзя одновременно сохранять мирское управление в Церкви и возвещать устно и письменно – духовное учение, потому что в таком случае вся наша проповедь лишится силы, теряя свои духовные качества и саму сущность. Церковь это не организация ‟благочестивых людей”, располагающая литургическими средствами для душевных нужд верующих или богословием для решения метафизических проблем и загадок. Церковь ‒ это скиния Бога с человеками (Откр. 21, 3). Она малое стадо, и в то же самое время ‟ширшая небес; она ничем не объемлется, но сама объемлет историю и творение».

В этом смысле богословские школы ‒ это не софистские ареопаги, а богословие ‒ не область философии, где имеют место гипотезы, системы и теории, и любой может говорить всё, что ему вздумается, защищать любую точку зрения. Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует. Богословие ‒ это не противостояние доводов и аргументов в поисках истины, но исповедание. Авраам был настоящим исповедником и мужем веры. Вера – не абстрактное личное понимание Бога, она имеет свое содержание и полноту в учении Церкви. Такое точное исповедание веры Авраамом порождало в нем любовь к Богу и сделало его способным любовью к ближним освободить их из плена пороков и страстей. Прежде всего в своей христианской жизни будем стремиться в этом служении Богу и ближнему подражать Аврааму и помнить слова апостола Павла: и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Андрей Солодков

16 января 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее» «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее»
Андрей Солодков
«Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее» «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее»
Беседы на Книгу Бытия, 15 глава
Андрей Солодков
Авраам защиту и славу ищет у Бога, и Господь утверждает и укрепляет его в вере и надежде на великое потомство и наследие, которое произойдет от него.
Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру
Андрей Солодков
Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру
Беседы на Книгу Бытия, 13: 1–13
Андрей Солодков
«Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» – замечает святитель Иоанн Златоуст.
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу
Беседы на книгу Бытия, 12: 1–20
Андрей Солодков
Какие уроки доверия Богу мы находим в Книге Бытия? Зачем Аврам пошел в Египет? И как относиться к тому, что он выдавал свою жену Сару за сестру?
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации
Беседы на книгу Бытия, 11: 1–32
Андрей Солодков
О том, что прежде всего должен преобразовывать человек – окружающий мир или себя самого, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге.
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Андрей Солодков
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Беседы на Книгу Бытия, 6–8
Андрей Солодков
Почему «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6: 6)? Что прообразует собой построенный Ноем ковчег? Как святые отцы толкуют его устройство? Каково первое деяние Ноя после спасения, и чему оно учит нас?
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 4
Андрей Солодков
Почему Бог не принял жертву Каина? Что значит вопрос Господа: «Где брат твой»? И зачем Каин строит город?
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 3:1-9
Андрей Солодков
О том, как красота и превосходство становятся губительными, о змее с лапами и походкой верблюда, в чем подвох вопросов сатаны к Еве и почему всевидящий Бог спрашивает Адама: «Где ты?»
Сотворение человека Сотворение человека
Андрей Солодков
Сотворение человека Сотворение человека
Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25
Андрей Солодков
Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
Какой свет творит Бог в первый день творения? Что надо понимать под твердью второго дня? Как объяснить критикам Библии, почему растения появляются прежде Солнца? Что было образом Божиим в сотворенном человеке и что подобием?
Комментарии
Николай17 января 2018, 11:00
Храни всех Христос! Тамара,может не стоит так писать в комментариях,уподобляясь фарисею«Господи,спасибо,что я не такой,как прочие люди»(Лк.18,11).Господь уже попустил в России разграбление и уничтожение храмов в своё время.Почему так произошло?Одному Богу известно.Надобно нам видеть грехи свои как песок морской,а не свою праведность и какие мы все "ангелы" и в какой православной стране живем, будто-бы за пределами России нет Христа.Нельзя себя счисть духовно выше и лучше других людей.Этот грех называется-духовная прелесть.Уж поверьте ежели Господь попустит бесам нас искушать в полной силе-будем все вместе во главе с патриархом и президентом такое творить,что прошлое покажется раем.
тамара16 января 2018, 21:55
Слава Богу за всё,что мы живём в православной стране,что мы являемся православными людьми,что исповедуем веру Господа Иисуса Христа,имеем такого патриарха, и православного и верующего президента.НАШАЯ СВЯТАЯ РУСЬ!!!!
р.Б. Сергий16 января 2018, 09:49
Как жаль, что зачастую,недопонимаются (мною,в частности) слова :"Церковь это не организация ‟благочестивых людей”, располагающая литургическими средствами для душевных нужд верующих" "Господи,просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов,управляющих миром,чтобы я,грешный раб Твой,мог правильно служить Тебе и ближним моим (из молитвы Оптинских старцев)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×