«Печать антихриста» или печать Божия?

Сон справедливых. Сцена из Ковра Апокалипсиса (XIV в.) Сон справедливых. Сцена из Ковра Апокалипсиса (XIV в.)

Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.

В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х'арагма], которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.

О печати антихриста в Библии не написано

Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.

В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).

Итак, ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?

Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.

Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).

В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения

В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.

Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:

  • «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13);
  • «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30);
  • «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 22).

В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.

Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).

Древнееврейская буква «Тав» Древнееврейская буква «Тав»
В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак ת», причем ת («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.

Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.

Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных.

«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).

Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним

Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.

Итак, вот сколько мы нашли различных пониманий библейского образа Божией печати! Кажется, именно это прежде всего должно волновать верующего человека: что такое печать Божия, как ее получить и сохранить. Но, увы, нам порой бывает более интересен антихрист с его ужасами, чем Христос. Помнится, еще в конце 1990-х отец Андрей Кураев рассказывал, что во многих городах на вопрос: «О Христе будем говорить или об антихристе?» – народ единодушно отвечал: «Об антихристе!» Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей.

Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.

Сергей Комаров

22 января 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Тайна Апокалипсиса Тайна Апокалипсиса
Николай Глубоковский
Тайна Апокалипсиса Тайна Апокалипсиса
Николай Глубоковский
С момента своего появления и доселе Апокалипсис остается загадкой, где – по меткому выражению блаженного Иеронима – столько тайн, сколько и слов.
Молиться и учиться Молиться и учиться
Протоиерей Андрей Ткачев
Нам не пристало спокойное благодушие, отдающее неверием. Но нам не пристала и нервная активность, способная пугать, сбивать с толку, ссорить людей между собой. Жар сердца стоит уравновешивать холодностью ума. К.С. Льюис говорил о «проветривании ума воздухом иных эпох», то есть о чтении и погружении в проблематику времен минувших. Одним словом, мало молиться, нужно еще и учиться. По мере сил, по чуть-чуть, но обязательно.
Об одном современном соблазне,
или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни
Об одном современном соблазне,
или Новомученики Российские об отношении к новшествам в нашей жизни

Юрий Максимов
Последние два столетия сопровождались значительными изменениями и новшествами в жизни, изменившими привычный быт человека. Свойственно это и для нашего времени, и есть среди православных христиан люди, которые поддаются соблазну смотреть на любые крупные новшества, появляющиеся в жизни, как на нечто греховное само по себе.
Комментарии
Нина23 февраля 2018, 13:00
Очень полезная и поучительная статья. Спаси Господи Вас, Сергей Комаров.
Татьяна Соболь28 января 2018, 15:26
Cтрашно за себя и за близких.Спасибо за статью
Сергий24 января 2018, 00:26
Сергею 22.01 21.21.Есть такая проблема,что христиане мало внимания уделяют Христу,не усердствуют соединиться с Ним.Но есть такая поговорка:прдупрежден-значит вооружен.Есть книги о кознях диавола,и считаю,приносят пользу тем,кто стремится к трезвенной жизни.У Паисия Святогорца не мало примеров в его книгах и о себе и о других.Например,он говорит над кем приобретает власть лукавый и как избавляться от его влияния.Старец Ефрем Аризонский еще в Начале 90-говорил в беседе как будет действовать антихрист(есть видео на ютубе).Нельзя быть слишком самоуверенным,нужно изучать труды св.отцов.Феофан Затворник говорит,что за помысел:О,теперь у меня все пойдет как по маслу,Господь Свою отнимает помощь.
Людмила23 января 2018, 23:42
Читать надо полностью,а не урывками.Число же запечатленных было ...и далее по тексту.
Леонид23 января 2018, 22:38
Замечательная статья! Теперь стало многое более понятным.
Ирина23 января 2018, 16:51
Юлия, согласна с Вами. Про Христа и свои грехи и «волос не упадет» наш , это не вызывает такой-то интерес и любопытство в массах, печать, инн и далее по списку
Ставр Годинович23 января 2018, 11:29
Приветствую вас братья и сестры, мир вам! По моему скромному мнению читать надо всё, что отразил Господь наш Иисус Христос в Святом Писании, и не оди раз, да обязательно с молитвою о получении разумения на прочитанное, тогда толк будет, и не стоит уделять лукавому более чем прочтение о написаном в Библии, много чести.
Сергей22 января 2018, 21:21
Георгию: Нет. Эти лекции объединять нельзя! Более того, лекции об антихристе читать крайне не полезно. Мне трудно привести точные указания святых отцов на эту тему. Но они весьма многочисленны. Суть их в том, что для души опасно и вредно глубоко исследовать деяния "кандалашки", даже с благой целью. Один известный богослов готовил к изданию том, посвящённый ухищрениям и козням лукавого, в части нападения на монахов. Но он получил весьма серьёзные уведомления, о вреде подобного исследования. Он предал огню сей труд. О мерзости не принято писать в подробностях, дабы не уподоблять подробность исследования, труду о любимом предмете. Как скандал "пиарит" гадость, при предании оной огласке.
Анна22 января 2018, 20:32
Спасибо за полезную статью. Что тогда включает в себя понятие начертание?
Георгий22 января 2018, 16:18
А почему бы лекции не объединить? Чтоб картина бытия складывалась ясней?
Сергей Рымарев22 января 2018, 13:29
Спасибо р.Б. Сергию за прекрасный анализ интересов, так называемых, современных православных христиан. Будем знать Христа и никакой антихрист нам не страшен! И точка! Многая лета р.Б. Сергию!
Андрей22 января 2018, 08:00
Очень интересная и правильная статья. Спаси нас всех Господи!
Юлия22 января 2018, 05:40
"Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей" - именно, именно, отец Сергий :). И игумен N хорошо это объясняет, в том числе - почему следует считаться с условиями, если мы не на Марсе живем. Или кто-то на Марсе?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×