Не осуждайте

Христос и грешница. В. Поленов. 1888. Христос и грешница. В. Поленов. 1888.

Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке.
Из писем игумена Никона (Воробьёва)

Все мы хорошо знаем евангельскую заповедь не осуждать. Но как показывает опыт нашей жизни, именно ее мы чаще всего и нарушаем. Наше внимание и духовный взор постоянно обращены на жизнь других людей и их поступки. Меньше всего мы хотим строго и внимательно наблюдать за собой. Замечено, что ошибки других людей мы воспринимаем с позиции судей, а свои собственные прегрешения – всегда как адвокаты. Интересней оценивать поведение ближних и их судить – этим живет не только большинство неверующих людей, но и многие из нас.

Приведу пример. На исповедь к священнику стоят люди – самые разные. Большинство взрослые, но есть и немного молодых. После пожилой женщины, которую батюшка довольно быстро исповедовал, подходит молодая симпатичная девушка. С ней священник общается намного дольше. У людей в очереди возникает естественная реакция: девушка красивая, молодая – «наш батюшка увлекся, он ведь живой человек, с кем не бывает…» А всё объяснялось по-другому. Эта девушка страдала дефектом речи, заикалась и очень медленно и волнуясь называла свои грехи. Поэтому беседа с ней так затянулась. А некоторые люди уже поспешили осудить священника.

Отрицательный опыт человеку необходим и часто бывает полезен. Зная собственные ошибки, христианин признает свои ограниченность и неспособность правильно видеть чужую жизнь. Он реально убеждается в том, что может быть неправ. Для честного человека ошибки нужны, они научают смирению и помогают бороться с осуждением.

Нередко осуждение происходит в семейной жизни, в кругу самых близких людей, тех, кого мы, как нам кажется, больше всех любим. Недавно услышал такую историю. Женщина принесла домой для своей дочки два больших и очень красивых яблока. Девочка с радостью взяла яблоки и на глазах у матери сначала откусила одно. Мама ждала, что дочка предложит ей второе яблоко. Но она надкусила и его. На глазах у матери появились слезы: ей так хотелось внимания и любви от своей дочки. Она подумала, что не смогла научить ее самому главному – доброте и состраданию. Но осуждение ребенка было… поспешным. Когда девочка проглотила второй кусок, она протянула маме одно из надкусанных яблок и сказала: «Мамочка, возьми вот это яблоко: оно слаще, чем другое». Эта реальная история учит нас не спешить с выводами и оценками ближних, а стараться терпеливо «носить тяготы друг друга». Человек – существо постоянно изменяющееся, и нужно верить, что обязательно в каждом из нас рано или поздно раскроются лучшие душевные качества.

«Не верь себе» – золотое правило аскетики. Не верь тем помыслам, которые представляют людей с худшей стороны

В борьбе с осуждением очень важно отслеживать свои помыслы. Необходим для человека особый духовный «фильтр», который будет задерживать всё греховное и нечистое – то, что попало в душу и начинает осквернять человека через помыслы и чувства. Речь идет о внимании к своей внутренней жизни и – что важно – о недоверии своим помыслам. «Не верь себе» – золотое правило аскетики. Его исполнили очень многие христиане и через это достигли святости жизни. Не верь тем помыслам, которые показывают людей с худшей стороны и влекут к греху осуждения. Требуется большое внутреннее усилие, чтобы закрывать глаза на недостатки людей и видеть их лучшие качества. Такой духовный труд старец Паисий Святогорец называл «искусством доброго помысла».

Проиллюстрирую сказанное известным примером, где показано три разных взгляда на одного и того же человека. Как-то раз три брата, застигнутые ночью в поле, увидели одинокого путника. «Это вор, он вышел на ночное дело», – подумал первый. «По всей видимости, данный человек идет на свидание с женщиной, чтобы с ней согрешить», – решил второй. «Несомненно, этот странник держит путь в соседний город, где есть большой монастырь, чтобы утром с молитвой встретить христианский праздник», – рассудил третий брат. Несложно догадаться, что каждый из них мерил идущего собственной меркой. То же самое происходит в духовной и повседневной жизни, когда мы оцениваем поступки окружающих нас людей и доверяем своим помыслам.

Не только в мегаполисе, но и в маленьких городках мы часто видим людей в нетрезвом виде, плохо одетых, просящих подаяние. Рядом с нами живут опустившиеся на самый низ социальной лестницы, потерявшие работу, забытые собственными детьми, преданные любимыми супругами… А еще есть те, кто находится на принудительном лечении, стоит на учете в полиции, бродяжничает и годами сидит в тюрьмах. Все они живут на грани отчаяния, а иногда и самоубийства. Некоторые из них переступают эту страшную черту. Можем ли мы их осуждать? Имеем ли мы на это хоть какое-то право? Ответ напрашивается один: нет и еще раз нет. Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, надень его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он! Наверняка после этого нам не захочется осудить того, который минуту назад был страшно виновен в наших глазах!

Aвва Дорофей описывает историю[1], когда двух маленьких девочек работорговцы продали разным женщинам. Одну девочку купила добрая вдова, а другую – распутница. Каждая воспитывала малюток по-своему. Вдова – в страхе Божием и благочестии, другая научила разврату и греху. Перед нами тайна Божия. Кто может объяснить это? Одна девушка с годами узнала о Боге и вечной жизни, другая никогда не видела и не слышала ничего доброго, а только одно скверное и пошлое. Как же возможно, чтобы обе девочки были судимы одним судом?

Грех осуждения тесно связан с любопытством. Нужно меньше интересоваться, как живут другие

Грех осуждения тесно связан с таким недугом нашей души, как любопытство. Нужно меньше интересоваться, как живут другие, не расходовать на это попусту очень ценные внутренние энергии и силы. Любопытство всегда порождает смущение от чужой жизни, поэтому человек обязательно теряет свое душевное спокойствие. Видение лучшего приводит сначала к зависти, которая определяется как «скорбь о благополучии ближнего». А потом зависть дает импульс для развития греха осуждения. Присмотритесь к людям, которые никого не осуждают: они живут строго и не рассеянно. Они мало расспрашивают о чужой жизни, стараются не видеть как недостатков, так и успехов ближних. Мы очень слабы, чтобы, по апостолу Павлу, «радоваться с радующимися» (ср.: Рим. 12: 15). Радостям других мы по большей части завидуем. А вот недостатки ближних мало кто из нас покрывает великодушием – большинство впадает в осуждение. Отсюда делаем правильный вывод: нужно хранить свои чувства, особенно глаза и уши, бороться с любопытством и меньше судачить о жизни ближних.

Предлагаю историю, которая подтверждает сказанное. Одна семья вынуждена была сменить жилье. Переселившись на новое место, жена не изменила старой привычке часто смотреть в окно на других людей. Однажды она с удивлением заметила, что соседка повесила сушить совершенно грязное белье. Видеть это было довольно странно, и женщина сразу осудила ленивую и неряшливую соседку. Та же история продолжалась несколько дней: грязное белье вновь и вновь вывешивалось во дворе, и это снова и снова рождало грех осуждения. Однажды в солнечный день женщина воскликнула, обращаясь к мужу: «Гляди-ка: сегодня наконец-то в соседском дворе висит совершенно чистое белье!» На что муж с грустью ответил: «Да нет, просто сегодня я встал рано утром и хорошенько помыл наши окна!»

Как бы хотелось, чтобы из уст христиан никогда не было слышно ни малейшего осуждения в адрес даже самых нехороших людей. Древняя еврейская мудрость гласит: «Оправдай каждого». Это значит, что не нужно искать подтверждения своим плохим мыслям о человеке, но, наоборот, надо заботиться о том, чтобы понять его и оправдать в своем сердце.

Если мы будем в этом упражняться, тогда недуг осуждения будет слабеть в нашей душе. Осуждение как страсть перестанет мучить. Прекратится страдание, которое рождалось от этой страсти. Евангельская заповедь не осуждать, как и любая другая, способна при ее исполнении дать человеку внутренний мир и духовную радость. Исполнение заповеди через труд самопринуждения – это всегда маленькая победа над самим собой, а такие победы всегда совершаются вместе со Христом, Который «близ есть». В противном случае мы будем пожинать плоды нашего неверия Богу и страдать. Как страдают малые дети, которые не слушаются взрослых.

Из своего детства я вспоминаю историю, которую предлагаю в заключение нашей беседы. Однажды в жаркий летний день к нашему дому подъехал добрый сосед дядя Саша, который всегда катал нас, детей, на мотоцикле с коляской. Он указал мне на выхлопную трубу, блестевшую на солнце, и ласково сказал: «Она очень горячая, не трогай ее». Однако едва он зашел в дом, я подбежал к мотоциклу и дотронулся босой ногой до запрещенной трубы. В одну секунду получив ожог от раскаленного металла, я закрутился на месте и опрометью бросился домой.

Вот и вопрос: мог ли я кого-то осудить в своем ожоге? Мне было ясно сказано: не дотрагивайся, иначе тебе будет больно. Так и случилось. Но если нарушение очевидных законов мира физического обычно приводит к страданию нашего тела, то нарушение законов духовных наносит вред и причиняет боль нашей бессмертной душе. А она у нас одна. Сказанное более чем актуально и в отношении греха осуждения, с которым будем с Божией помощью бороться.

[1] См. его Поучение 6-е: О неосуждении ближнего.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
27 мая 2019, 02:06
Нередко происходит подмена понятий "суждение", "рассуждение" на "осуждение". Это приводит к серьезным конфликтам, особенно страдающими младостарчеством , или болезненным самолюбием!
Сергей Т25 февраля 2018, 12:03
По опыту могу сказать, что стараясь не осуждать, легко вырабатываю навык равнодушия вместо этого. Вот такая ирония - получить греховное свойство, думая, что вырабатываешь в себе добродетель.
21 февраля 2018, 16:01
полезно почитать,подумать о своих ошибках..как то по меньше их делать ..хоть и часто и падаем..главное жить добром здравии.. всем добрых Благ
Дмитрий10 февраля 2018, 17:53
Наглядный пример осуждения- как некоторые в комментариях толкуют приведенную батюшкой фразу "Оправдай каждого" , не давая себе труда понять, в каком контексте она была сказана. По моему, осуждение- это желание заменить многомерную картину жизни плоскими комиксами( пускай даже и положительными), и успокоиться. Все непонятные вопросы заполнить своими суждениями .И при этом за них не отвечать. Сам стараюсь приобрести навык почаще говорить " Не знаю!" в том, где не разбираюсь (например,в политике) или объясняя поступки людей, но далеко не всегда получается.
Серж 6 февраля 2018, 03:31
Не осуждать значит не ставить на человеке крест. Если человек покаялся и попросил прощение за грех и с грехом борется, то его надо принять и помочь ему, поддержать. И обязательно нужно этого человека убедить оставить грех, иначе можно стать соучастником гибели души этого человека.
Фотиния 5 февраля 2018, 23:03
Спаси Господи, о. Андрей, за прекрасную и главное очень нужную статью! Перечитывать наверное нужно её каждый день, потому что стараешься, каждый раз исповедуешься, а потом за порог храма выходишь.... И понеслась(((то одного осудить, то другого, то родных и близких, всем короче, кости перемоешь( Главное, что осознаешь и понимаешь, что грешишь, так нет, обязательно надо сообщить подруге как другая подруга накосячила(((и вот сначала получила полное удовольствие от осуждения, а позже приходит чувство раскаяния, но уже поздно, дело сделано(((ещё раз спасибо за статью, буду перичитывать по возможности часто! Прости Господи
Юлия 5 февраля 2018, 12:26
Добрый день, отец Андрей. Моему мужу пришла повестка об участии в суде в качестве присяжного. Отказаться нет возможности. Это гражданский долг. А объективных причин, предусмотренных законом для отказа у него нет. С участием присяжных могут рассматриваться только дела уголовные и только по тем преступлениям, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. У меня такой вопрос судить и осуждать это одно и то же? С одной стороны уголовно наказуемые преступления, тем более тяжкие не должны оставаться безнаказанными. С другой "не суди, да не судим будешь..." Как поступить моему мужу, принимая на себя такую тяжелую ответственность?
anatoliy luzhenskiy 4 февраля 2018, 22:02
Добрый вечер, братья и сестры! Отец Андрей, а где грань между осуждением ближнего своего и критикой, требовательностью, строгостью? Все это присутствует в обыденной жизни людей. Как однажды мне сказала одна сестра по вере нашей православной, чтобы не смущать душу свою грехом осуждения, необходимо мысленно или словами сказать в адрес ближнего своего: "без осуждения будет подумано или сказано..." Люди не пытайтесь переделать окружающих себя людей, а лучше покажите им пример через совершенствование себя самих как духовно так и физически. Самое главное не оценка тебя окружающими, а как ты сам себя воспринимаешь и набирается ума душа твоя в этой жизни. Спаси и Сохрани Господи всех нас!
Елизавета 4 февраля 2018, 18:34
Оправдание человека НЕ равно оправданию его действий.

Наталия Ростова Продолжение 4 февраля 2018, 10:15
Два года назад на экраны телевизоров вышел сериал " Метод ",основанный на реальных событиях. О "нелёгких" и "тяжёлых" жизнях и судьбах маньяков. Красной линией по сюжету проходит мысль, что во всём виноват кто-то другой, но не эти убийцы. А ведь 98% из них признаны вменяемыми. А значит они себя контролировали и понимали ЧТО творят. Я могу оправдать и простить ( и уже давно сделала это )того человека, который когда-то сделал меня инвалидом. Но у меня не получается оправдать человека, который ударил по голове мою мать. И что мне делать? Быть простой, как говорит Елена. А это значит равнодушной? Вот, ЧТО именно, я пыталась сказать в своих комментариях...Не могу таких оправдать...Не получается.
Наталия Ростова 4 февраля 2018, 09:53
Елене Богдановой. К примеру один богослов даст Вам список из 300-х фамилий и скажет : " Вот тебе, Елена 300 душ. Оправдай каждого! Но заметь, половина из них маньяки,убийцы своих матерей и детей,педофилы и развратники! Оправдай." Что Вы будете делать? Каждого оправдаете? Убийцу своего близкого? Вы святая? А не будет это похоже на лицемерие? Человек,по природе своей, всегда рефлексирует и сомневается. Мы не роботы без чувств и эмоций. И я имею полное право не слепо следовать рекомендациям батюшки, а хотя бы получить ответ на свои вопросы и сомнения. И участники этой дискуссии тоже имеют право высказаться. А вот когда приходят такие комменты, как Ваш, я, право, вижу в этом подхалимство.
Елена Богданова 3 февраля 2018, 21:46
Такая бесхитростная, простая и предельно лаконичная статья богослова, свидетельствующая о данном ему Богом таланте просвещения душ человеческих, и такие контрастные, надуманные и многословные отзывы! Люди, берите пример с Господа нашего Иисуса Христа и будьте простыми, не загромождайте свои головы надуманными и преувеличенными мыслями и фразами. Учитесь: надеяться, верить, терпеть, прощать и любить! Вот о чем эта статья. Спаси Вас Бог, отец Андрей, за вразумление нас, грешных! И кстати, за 4 дня рекордный рейтинг, превышающий 2600 голосов!
Ирина 2 февраля 2018, 16:29
Замечательная статья, отец Андрей! Братья и сестры, потрудимся, понудим себя к исполнению заповедей Божих."Будьте исполнителями слова, а не слышателями только"(Иак.1:22). Не убоимся того, кто от поврежденного падшего разума говорит:"Это невозможно". Ибо "заповеди Его не тяжки(1Ин.5:3). Сначала тяжело, потом то легче, а потом и радость неизреченная посещает души наши. "не видел того глаз, не слышало то ухо, не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его"(1Кор.2:9). Спаси всех Христос!
Hola 2 февраля 2018, 12:59
Не осуждать очень трудно, бывает, что и чувствами осуждаешь. Мне кажется - пойти и исполнить закон (вызвать милицию к дерущимся соседям или частно сказать священнику о ком-то, кто ходит к "бабушкам") можно. А вот думать, какой этот человек плохой нельзя, хотя и трудно. Статья прекрасная
Петр Якушев 1 февраля 2018, 19:31
Все про нас написано.Господи вразуми нас.
Галина И. 1 февраля 2018, 12:19
Сергей 31 января 2018 "Поиск этих границ (в оправдании и прощении), показывает наш духовный уровень".Никаких границ я не ищу и не собираюсь искать, напечатала цитаты из Евангелия, которое для меня выше всех частных мнений. Также мнение святых отцов- пустынников и монахов- отшельников не всегда можно применить к нам, православным 21-го века, когда налицо наше всеобщее обмирщение: живем в совершенно других условиях и в другое время. Рада за ваш высокий духовный уровень интеллектуально- философского развития, что вы так щедро всех поучаете и всех наставляете. Но наша с вами запудренная философия никого не спасает и не спасет. Спасает Христос- "Слово Божие", Животворящий Дух и жизнь (Ин 6,63).
Никита 1 февраля 2018, 01:44
Как мне кажется, "оправдай каждого", это правильная, но идеальная формула, в принципе недостижимая без Божьей помощи и благодати, т.е. нам, обычным смертным. Осуждая мы тем самым ставим себя выше других, не вынимая бревна из глаз своих.

"Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. Но тебе не дано на то власти, и, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судиею всех Богом."
Старец Никодим Святогорец.



Сергей31 января 2018, 18:19
Галине И. и многим другим. Наметилась главная претензия к автору - он не поставил границ. Поиск этих границ (в оправдании и прощении), показывает наш духовный уровень."Там, где есть «враги», там есть и отвержение. Отвергая, человек неизбежно выпадает из Божественной полноты, и уже не в Боге.Пребывая на небе, Святые видят ад и его тоже объемлют своей любовью.Ненавидящие и отвергающие брата – урезаны в своем бытии, и Бога истинного, Который есть всеобъемлющая любовь, они не познали, и пути к Нему не обрели." св.прп. Силуан Афонский. Находясь в Боге, старец не мог видеть ни чьё страдание. С этим можно не соглашаться. Но слишком реален его личный опыт богопознания, и его состояние богоподобия.
Сергей31 января 2018, 17:52
Наталия Ростова31 января 2018, 09:22 Насчёт "Оправдай каждого" согласен с вами. Миролюбием тогда мало кто отличался. При завоевании другого народа, младенцев лупили об камень, как молочных поросят. Сказанное в Псалтыри - не аллегория, а суровая правда того времени. Конечно, в ней есть и духовный пласт(и не один), но и документалистика. Вот "оправдай каждого иудея" - более понятно. Думаю, что это подразумевалось априори. Тогда уходит, приписываемый автору универсализм поговорки. Её можно переложить так:"Будь снисходителен, к православным, исповедующимся и причащающимся регулярно". Ведь в иудаизме, все не евреи - гои. К ним неприменимы законы, прописанные для евреев. Жаль, что автор молчит...
Галина И.31 января 2018, 12:23
Реальный Христос не считает всех людей добрыми и не проливает по беззаконникам слезы жалости."Род лукавый и прелюбодейный"- вот Его оценка человечества.Если человек по природе добр, а его негодяи- люди испортили, зачем тогда Голгофа и высокая цена выкупа? "И не войдет в него (Неб. город) ничто нечистое,и никто преданный мерзости и лжи(Отк 21,27)."Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверным?" (2Кор 6,15)."Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его.. если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух...если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф 18,15-17).Это Евангелие!
Наталия Ростова31 января 2018, 09:22
Сергею 30 янв.21:22. Уважаю автора статьи,батюшку Андрея, но не могу не сказать, что неудачные он привёл примеры. Опять прицеплюсь к этой древнееврейской фразе " Оправдай каждого "...Я так понимаю, если она древняя значит во времена Ветхого Завета. Как-то не стыкуется с "Око за око, зуб за зуб"(Исход 21:22-24). Вся 21 глава книги Исход посвящена взаимоотношения внутри Израильского государства, в котором Бог защищает права бедных,слабых и бесправных. И тут речи нет об оправдании. И если данная статья рассчитана на обычных людей и об обычных людях, а не завуалированных маньяков и убийц, то это тоже надо было озвучить в тексте.
Ольга31 января 2018, 08:22
И по поводу Гитлера. Надо разделять вещи прямо нас касающиеся и не касающиеся. Автор имел в виду не касающиеся нас ситуации. Конечно, иногда укорить или в глаз дать не будет грехом. И Гитлера осудить будет в интересах всего человечества. Статья не об этом и ее стоит перечитать, если вы пропустили главное. Хранение слуха и глаз. И меньше будет поводов осуждать. Так как не осуждать мы не можем.
Ольга31 января 2018, 08:02
Про любопытство совершенно верно. Чем меньше знаешь , тем меньше судишь. Это же аскетика- хранение глаз и слуха. Легче сосредотачиваться, если меньше впечатлений. А сосредоточение и есть трезвение. Легче становится за собой наблюдать, что и требуется.
Несвятая31 января 2018, 07:43
Сергею.Вы правы, надо было прекратить общаться с моей знакомой. Но я руководствовалась еще и любовью к ней, желая спасти ее душу. Также меня сильно беспокоила безопасность окружающих ее близких лиц в храме, к которым она питала втайне недобрые чувства и молилась о них с другими на "иных языках". "От избытка сердца говорят уста", и это имело свои плохие результаты. Я это понимала и металась, но прямых доказательств у меня нет.К сожалению, многих священ-в волнует организация чисто внешней стороны церковной жизни, храма, а ведь мы тело, зависим друг от друга. Я остро ощутила свою беспомощность. Мы все должны быть вместе, в тесном духовном общении -не только евхаристическом.И тангалашка уйдет.
тамара31 января 2018, 00:09
Прочитала и стало страшно.Всё это есть во мне.Как ни стараюсь,ни каюсь,но всё равно осуждать начинаю.Помоги мне,Господи,и помилуй.Грех осуждения-страшный грех.Пресвятая Богородица,помогай мне.
Светлана30 января 2018, 22:29
"А если недостаток человека отрицательно влияет на окружающих, молодых людей, без твёрдых нравственных позиций?"

А что Вы можете изменить? С точки зрения гражданина - ищите варианты, есть законы и т п. С христианской точки зрения Вы можете только молиться и показывать своим примером правильную нравственную позицию. Осуждение вы никого не спасёте, а только оттолкнете. А своим примером любви ко всем вы привлечете гораздо больше людей ко Христу.
В своё время я уверовала благодаря женщине, в которой увидела такую любовь к чужим людям. Она была бывшей наркоманкой кстати.
Светлана30 января 2018, 22:23
И вот самое сложное - не осуждать фарисеев, которые якобы "праведным гневом" оправдывают своё превозношение. Парень убил мать. Плохой, мразь - кричит комментаторша. А я хорошая, так не сделаю. Какое отношение это имеет ко Христу?

В том то и дело, что Вы живёте себе спокойной жизнью, вас наверняка не насиловали в детстве и не избивали, Бог дал вам крепкие нервы, и родителей способных удержать от улицы и наркотиков, таких, которые не отравили вам жизнь. И Бог бережет Вас от падения и от серьезных искушений. Но Вы по неразумию приписываете это себе и смеете осуждать и ненавидеть тех, кому были послана гораздо более тяжёлая жизнь.
Как Вы думаете, Христу бы ваша точка зрения понравилась?
Светлана30 января 2018, 22:16
Если вы не можете пожалеть убийцу, то это говорит о недостатке любви. И не надо себя оправдывать.
Я вот тоже не могу пожалеть педофилов. Даже Гитлера в принципе могу, он безумец. А вот этих дядек почему-то не могу. Но проблема во мне. Никто не говорит о том, чтобы ОПРАВДЫВАТЬ преступников, сочувствие в том, чтобы ПОЖАЛЕТЬ тех, кто так пал! Не желать им мучений! Для их наказания есть закон на земле, а нам добавлять в свой гнев и совсем ни с кем чему. Их жертвам Бог даст венец, а если мы в это не верим, то значит маловеры.

В общем, не надо свой грех осуждения оправдывать. И поддаваться гневу, этим только дьявола радуем. Христу это неугодно.
Анатолий30 января 2018, 21:34
Спасибо за статью. Как найти границу между неосуждением и безразличием? Ведь и хорошее видеть полезно для собственного развития. А если недостаток человека отрицательно влияет на окружающих, молодых людей, без твёрдых нравственных позиций?
Сергей30 января 2018, 21:22
Я думаю, что рекомендации о.Андрея не носят всеобъемлющий характер. Конечно, войти в шкуру Чикатило и оправдать его - сложновато. Но таких крайностей мало. Мы окружены "средними" людьми, с которыми не можем найти общий язык. О.Андрей предлагает метод, и его стоит опробовать в жизни, для собственного исправления. Несвятая 30 января 2018, 12:58 Вы не увидели "синдром таблетки" у вашей знакомой. Она металась, желая решить свои проблемы "по своему", а не по Богу."По своему", оказалось "по тангалашке". Вытаскивать людей-крайне сложно и опасно. Отсюда усмешка священника. Надо было уходить от общения, при первых симптомах. Переубеждая одержимого, вы "переубеждаете" тангалашку. Вы легко отделались.
Александр Калашников30 января 2018, 21:17
Прекрасная и очень поучительная статья! Сейчас в нашей жизни осуждение заняло одно из главных мест в отношениях людей. Необходимо как можно больше ознакомить с ней людей! Спасибо Батюшке Андрею! Я обязательно ознакомлю с этим материалом всех прихожан нашего храма, друзей и родственников. Дай БОГ здоровья отцу Андрею! Храни БОГ нас всех вместе
Михаил30 января 2018, 20:59
Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и
какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Евангелие от Матфея 7:1,2)
Наталия Ростова30 января 2018, 18:30
Катто. Я не святая и могу сказать,что за всю свою жизнь на пальцах одной руки можно пересчитать те случаи, когда я действительно могла сказать: "Господи, прости им,ибо не ведают,что творят." Ведают и очень даже!Я не просто так привела пример с моим соседом. Мне очень жаль его бессмертную душу, в будущем .Но сейчас мне его совсем не жаль,потому что ОН ПОНИМАЕТ ЧТО ДЕЛАЕТ И ОТ ЭТОГО ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ! От своего зла. Не надо всё валить на искушения и бесов. Бес в сторонке отдыхает. Если бы КАЖДЫЙ контролировал свои поступки, мир был бы намного чище и добрее. И я с уверенностью заявляю, что Гитлер и Чикатило были плохими, ужасными людьми, про таких говорят -они без души. И как их оправдать?
Марина30 января 2018, 16:55
Вот буквально вчера ночью в соседнем подъезде нашего дома сын убил родную мать. Согрешу ли я, если скажу про него, что он мразь? Или нам всем сначала пожить его жизнью наркомана и блудника, чтобы после этого только иметь право осуждать его или оправдать? Я действительно не понимаю разницу между критикой и осуждением, не понимаю какой нечеловеческой проницательностью и мудростью я должна обладать, чтобы попытаться оправдать этого человека или хотя бы не осуждать. Как следует поступать в таком случае, я не очень представляю.
вячеслав30 января 2018, 16:38
Спасибо отец Андрей, нужная и полезная статья.
Николай30 января 2018, 15:22
Спаси Господи!Хорошее напоминание "Золотых Слов" Господа: -не судите да не судимы будет!
катто30 января 2018, 15:22
Наталия Ростова30 января 2018, 09:54 тут имеется ввиду оправдание человека, не поступков. т. е. нельзя сказать - этот человек плохой, но можно - этот человек ПОСУПАЕТ плохо - чувствуете разницу? осуждать поступки, грехи - это одно, а осуждение человека - совсем другое - этого даже Бог не делает до времени.
Максим30 января 2018, 14:14
Спасибо за статью! Правильно написано, осуждаешь людей в том, в чем сам грешен, так и есть, опытно доказано. Многие люди ждут сострадания, а не осуждения. Милостью можно спасти человека от большой беды и развращения.
Несвятая30 января 2018, 12:58
Где грань между осуждением и молчаливым попустительством к греху, ведущему, возможно, к преступлению? Ведь есть статья УК РФ о недонесении. И вот моя ситуация. Моя близкая знакомая по вере, доверявшая мне, ходила на службы в храм и одновременно ездила в соседний город на собрания харизматов в "поисках истинной веры", а в нашем городе бегала на дом к "пророчице",не посещающей никакие церкви и не признающей православие. Я все время убеждала ее не делать этого, даже ругала, т. к.их молитвы"иными языками" могли быть злыми и принести вред людям. Ее злобу и мщение я ощутила сполна, теперь плачу, а она смеется.Я неправа? Осуждала? Священник только усмехнулся, когда я ему потом об этом рассказала.
Оксана Чибисова30 января 2018, 11:50
Спасибо. В Избранное!)
елена30 января 2018, 10:21
Хорошая поучительная статья, легко читается и запоминается.Спаси вас Господи!
Анна30 января 2018, 10:10
Прекрасно. лаконично. С примерами из жизни. Можно зачитать детям подросткам, не боясь, что они начнут зевать на втором абзаце.
Ольга30 января 2018, 09:58
Спаси Господи прот. Андрея за статью! Написано просто и понятно, приведены жизненные ситуации, понятные каждому. Помоги, Господи, не осуждать!
Наталия Ростова30 января 2018, 09:54
Никак в моей голове не укладывается эта древняя еврейская мудрость - "Оправдай каждого".Так можно и до оправдания Гитлера и иже с ним, скатиться.Есть у меня сосед один, мерзкие вещи творит, действительно мерзкие. Жена его по любому поводу оправдывает. Ну ладно,она жена, а я почему должна искать оправдания его гадостным поступкам, тем более, что от его действий страдает моя семья? Всё что мне остаётся делать - это просто по-христиански его пожалеть, душу его несчастную, но оправдывать его как-то совсем не хочется...Хотя, честно сказать, я пыталась это сделать. Не получается у меня. Человек осознанно делает непотребство и даже как издевается, при этом получая удовольствие от страданий других.
грешница30 января 2018, 09:43
Господи, Ты порой открываешь грехи мне неведомые, и людьми совершенные. Вступаюсь за них и привожу много доброго, совершенного ими. Но грех перед Тобой, остаётся грехом. Трудно узнавшему понять и попросить прощение, позволь мне наклонить свою голову грешную и испросить прощения за как узнавшего и за того, кто слаб. Прости нас Господи! Пусть мы станем лучше.
Олег Костенко30 января 2018, 07:44
"... Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, надень его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он!..." Выучу наизусть, есть уверенность, что именно эта мудрость поможет в борьбе с грехом осуждения!!! Благодарю вас, отец Андрей, за ваш труд!!!
Павел З.30 января 2018, 07:01
Автор не случайно замечает, что "недостатки ближних мало кто из нас покрывает великодушием – большинство впадает в осуждение". Мне лично больше по душе относиться к окружающим с великодушием, но не закрывать глаза на недостатки и при необходимости быть и требовательным. Не замечать, что творит с людьми враг рода человеческого, и выдавать это в своих глазах за смирение легко. Быть великодушным тяжелее. Поэтому я не во всем могу согласиться с автором. Но в целом статья понравилась.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×