О нашей жестокости и Божием милосердии

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее Притча о мытаре и фарисее
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Приближаются дни Великого поста, когда мы будем усерднее и, в отличие от обычных дней, чаще посещать храм Божий. И как бывает в начале подготовки к этим дням, приходя в храм помолиться, мы слышим слова притчи о мытаре и фарисее.

К кому обращены слова этой притчи?

К каждому из нас, к христианину в тот миг жизни нашей, когда мы начинаем думать о себе высоко. А значит, они обращены и ко мне, и ко всем вам.

О чем эта притча?

Эта притча о Божием милосердии и нашей жестокости. Эта притча и о молитве: какой и о чем должна быть наша молитва.

Сын Божий пришел в мир для утешения и призвания к покаянию грешников. Но мы почему-то забываем об этот и думаем только о своей праведности и даже не допускаем мысли, что другие люди тоже могут искренне каяться, искренне плакать о своих ошибках и грехах. Нас даже, может быть, печалит Божественная несправедливость, что эти люди, грешники, стоящие вокруг меня, стоящие вокруг нас, тоже достойны Божественного милосердия, и нам как будто жалко, что и им Господь уделяет Свое Божественное внимание. Преградой хочет возвышаться наше «я» на их пути к Богу, заслоняя и оттесняя их в дальний угол или в храме, как это сделал фарисей из сегодняшней притчи, или в повседневной жизни, как это делаем мы.

Превозносясь над ближним, мы выставляем напоказ людям скудную мелочь своих добрых дел, а оценивая их веру и их покаяние, в действительности мы ревниво и завистливо хотим показать свое представление о своей вере, своей правоте и о том, как хотим, чтобы верили другие. И таким немилостивым судом, раздражительными поучениями о вере и понуканиями мы удаляемся и сами от Бога, и ближних, испуганных нашей псевдохристианской праведностью, навсегда отвращаем от порога храма Божиего.

Чтобы этого не случалось с нами, Господь, никого не осуждая, но призывая каждого рассудить о себе, рассказывает ученикам Своим поучение – притчу о мытаре и фарисее. Для примера были взяты такие два человека, крайняя противоположность которых достигает полной несовместимости.

Это сейчас, в наше время слово «фарисей» изменило свое значение, как изменилось и значение слова «талант», став из меры веса мерой одаренности человека. Фарисей стал ныне синонимом лицемерия, тщеславия и претензии на духовное превосходство. Но было время, когда фарисей был действительно благочестив и религиозно усерден в условиях отступления от веры и традиций в Иудее. Это фарисеи считали, что закон для народа, а не народ для закона. Сами выходцы из простого народа, они были ему понятны и любимы им.

А мытарь был грешник, да не простой, не тайный, как некоторые «грабители, обидчики, прелюбодеи», грехи которых до времени Суда скрыты от людского взора. Сама его должность сборщика налогов уже без лишних слов свидетельствовала о нем и налагала на него в глазах соотечественников печать неправды, корысти, малодушия и вымогательства. Мытарь же, как и Закхей, был человек, видимо отверженный обществом, истязатель бедных и вдовиц.

Но что же такое произошло, что все добродетельные труды фарисея, само его доброе имя обратились в прах и только мытарь получил оправдание и прощение в рассказанной Господом притче?

«Земля еси, и в землю отыдеши», – таков был приговор Творца падшему человеку. Тернии и волчцы погибельных помыслов самомнения и осуждения, превосходства и презрения возрастают в горделивой человеческой душе, не возделанной покаянием и смирением. Эти земные, тленные сокровища «гордости житейской» уходят в землю вместе со смертью тела и с гибелью души.

Один молился, говоря: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Но возносил не Богу молитвы, а в действительности выставлял себя напоказ людям, гордясь своими добрыми делами. Некоторые в младенческом разуме, может быть, даже молятся теперь, говоря: «Боже, благодарю Тебя, что я не фарисей, а мытарь». Но мы, если так молимся, недалеко ушли от упоминаемого ныне фарисея. Так в падшей горделивой природе человеческой, как из неплодоносной земли, вырастают отравленные самомнением терния показных добродетелей.

Мытарь же, смиряя себя, произносил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»

Дорогие братья и сестры, кого слышим мы? Мытаря ли? Нет! Не мытаря из притчи слышим мы, но глас Самого Господа.

Потому что не было ни мытаря, ни фарисея, но есть Господь, вечный и живой, Который Сам дает нам слова этой новой покаянной молитвы, влагая их в косные уста и холодные сердца наши.

Будем почаще вспоминать эти смиряющие и живительные для каждой души слова, и тогда не только после молитвы в храме, дома, в дороге, сегодня или завтра, но и в конечные дни жизни нашей будем оправданы и помилованы.

Не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим

Готовясь начать путь ко дню Воскресения Христова с чистым сердцем, не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим, потому что наша высота, наше оправдание, наша праведность есть Господь наш Иисус Христос, Который нам даровал в этой притче и один из основных законов нашей христианской жизни: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

А как возвысится, показал нам и Сам Христос Спаситель, в смирении испивший чашу страданий, вознесенный на Крест, тридневно воскресший и восшедший в славе к Отцу Своему Небесному. И ныне Он привлекает всех нас к Себе любовью Своею следовать за Ним путем смирения.

Будем это помнить, будем смиряться пред Богом и ближним и не спешить осуждать ближнего даже при явных его ошибках и грехах. И почаще будем вспоминать, и не только утром в утренних молитвах, спасительные и смирительные слова краткой молитвы: «Боже! милостив буди мне, грешнику!»

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Мытарь и фарисей» в электричке «Мытарь и фарисей» в электричке
Свящ. Димитрий Выдумкин
«Мытарь и фарисей» в электричке «Мытарь и фарисей» в электричке
Священник Димитрий Выдумкин
«Еду в электричке. Входит бомж. Морда опухшая. Оглядевшись, начинает: “Граждане господа, три дня не ел. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется...”».
Безумные глаголы Безумные глаголы
Иером. Игнатий (Шестаков)
Безумные глаголы Безумные глаголы
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Мы, будучи христианами, называя себя такими, можем на самом деле отказаться от Христа и распинать Его своей жизнью, как это сделали фарисеи. (MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)
Тайна успеха Тайна успеха
Митр. Лимассольский Афанасий
Тайна успеха Тайна успеха
Беседа в неделю о мытаре и фарисее
Митрополит Лимассольский Афанасий
Где же плод Евангелия, Божиих заповедей? Эти годы, проведенные в Церкви, к чему нас приводят в конце концов?
О фарисее и мытаре О фарисее и мытаре
Слово еп. Василия Селевкийского
О фарисее и мытаре Слово о фарисее и мытаре
Впервые на русском языке
Епископ Василий Селевкийский
Мытарь оказался более оправданным, чем праведный фарисей. Преобразилась природа вещей. Вознесшийся к небесам, низвергся гордыней. Достигший смирения, вознесся к высотам. О мытарь, собиратель человеколюбия! О грешник, открывший грешникам путь к дерзновенной молитве!
О мытарях, фарисеях и о самих себе О мытарях, фарисеях и о самих себе
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа.
Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское:“...я не таков, как прочие человецы...” — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18, 11).
Комментарии
Garri Hakobyan29 января 2018, 08:46
Милосердие Господа Истинного воистину безгранично к тем кто имеет в душе покаяние и стремится жить по-Божески!
Галина И.29 января 2018, 08:43
Низкий поклон Владыке за евангельское вразумление. Простите, но я думаю, что Господь осуждал фарисеев не целиком как строгую религиозную школу, а за их самонадеянность и заносчивость- в большей части. Фарисеем был Никодим, тайный последователь Иисуса. Св. Ап. Павел вначале тоже принадлежал к этой секте.Абсолютно черных и белых у Бога не бывает- радуга цветная. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..."(Мф 23:13 и далее). Но ср.:"Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших..., не так ли поступают и язычники?" (Мф 5,46-47). Да, очень трудно стать настоящей христианкой, узок путь, но с нами Бог, слава Ему.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×