Когда справляться с собой – легко

О внутренней дисциплине

На первый взгляд, понятие дисциплины может показаться не связанным напрямую с духовной жизнью. И это действительно так, если воспринимать отношения с Богом как нечто абстрактное – как «веру в душе». Но для христианской жизни, которая и является именно полноценной жизнью со Христом, дисциплинированность – одно из совершенно необходимых качеств. И речь идет отнюдь не только об элементарном распорядке дня, режиме труда и отдыха, регулярности молитвы, но и о вещах более глубоких, внутренних.

Задать траекторию

Мы часто сталкиваемся в своей жизни с тем, что нас застают врасплох те или иные неприятные обстоятельства, искушения, и мы раз за разом под напором этих искушений падаем, вследствие чего унываем и даже порой совершенно отчаиваемся, потому что никак не можем понять, почему же так происходит: ведь мы молимся, учитываем на будущее какие-то моменты, но тем не менее мы решительно не можем справиться с тем, что нас побеждает. Если дело обстоит именно так, то причину, скорее всего, нужно искать либо в своей гордости, нуждающейся в подобных уроках смирения, в тщеславии, с которым так трудно бывает совладать, либо… в нехватке внутренней дисциплины.

Что такое вообще дисциплина? Думаю, у разных людей возникнут с этим словом различные, но в целом похожие ассоциации. Я, например, представляю себе, как идут по улице юные воспитанники суворовского училища. Они будут в форме, подтянутые, в них будет угадываться определенная собранность, которая не так уж часто встречается у подростков. Я не хочу этим сказать, что суворовское училище – идеальная форма обучения, но это некий наглядный пример того, что внешне дисциплинированный человек со временем и внутренне начинает отличаться от тех, кто дисциплиной пренебрегает. Поэтому приравнивать дисциплинированность только лишь к послушанию внешним правилам и тем самым приуменьшать ее значение было бы неверным – это нечто, что должно пронизывать всю жизнь человека: его мысли, взгляды на жизнь, отношение к людям, к миру, к Богу.

В ограде церковной доводится порой встречать людей, христианская жизнь которых – не что иное, как хаотичный, неуправляемый поток, и они убеждены, что именно такой она и должна быть по своей природе. И вместе с тем, как правило, можно бывает увидеть, что им с большим трудом даются самые обычные для христианина вещи. И это неудивительно. Здесь можно привести такую простую аналогию: если мы, проспав или по какой-то другой причине потеряв время, неподготовленные вываливаемся в наш обычный будничный рабочий день, как в поток – людей, событий, обстоятельств, – который нас подхватывает и несет, то, скорее всего, этот день будет трудным. И напротив: если мы заставили себя вовремя встать, собрались, помолились, если мы заранее наметили на этот день определенную последовательность дел, то те задачи, которые нам нужно в течение дня выполнить, даются гораздо легче. Безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но тем не менее когда есть некая заданная траектория, это дает нам возможность жить гораздо более цельно.

Рулетка для ума

Наверное, практически каждого человека учат с детства элементарным нормам: смотреть, куда ты идешь, не крутить головой во все стороны, не размахивать руками. Подобным же образом мы должны назидать себя, заботясь о таком виде дисциплины, как дисциплина ума. У святых отцов ум сравнивается с птицей, которая не может ни мгновения пребывать на одном месте и постоянно перепархивает с ветки на ветку, с дерева на дерево, словно чего-то ища. Безусловно, кроме благодати Божией, ничто не может наш ум обуздать совершенно, дать ему полное ощущение бытия здесь и сейчас и полное понимание того, что он постигает. Но тем не менее определенный труд здесь все-таки предлежит человеку.

Приобрести для своего ума поводок-рулетку

Пожалуй, самым важным в воспитании дисциплины ума является умение концентрировать его на том, чем мы заняты в конкретный момент. Если мы читаем книгу, для нас главным должен быть ее текст; если мы разговариваем с человеком, нужно в этот момент отвлечься от всего остального и сосредоточить свой ум на собеседнике; если мы даем своему уму отдых, то в этот краткий, как правило, период нужно именно отдыхать. На практике всё это часто оказывается непросто. Поэтому необходимо бывает – в образном смысле, конечно,– приобрести для своего ума поводок-рулетку; есть сейчас такие для небольших собак: на нем питомец как бы гуляет свободно, но может отойти от хозяина метров на десять, не больше. Так же и нам свой ум, давая ему непринужденно мыслить, необходимо бывает постоянно к себе подтягивать. Постепенно он к такому режиму привыкнет, для него это станет уже чем-то естественным, и нам не придется искать его по «помойкам» и возвращать из «побегов».

И еще нужно иметь в виду такую закономерность: для того чтобы во что-то вникнуть, в это надо всмотреться. Нужно приучать свой ум всматриваться в то, что он желает постичь, долго, пристально, погружаться в это явление, открывать в нем внутренние взаимосвязи. Помню, один мой знакомый, выйдя на пенсию, делился: проводя много время дома, он начал вдруг замечать, из чего у него сделаны половицы, а еще через какое-то время – что за мусор между этими половицами застревает. И это наглядный пример того, как научиться видеть то, что происходит в нас самих: нужно приучать свой ум «обитать» в нас, а не просто заглядывать в самого себя ненадолго, как заглядывает занятой, почти не живущий дома человек в пространство своей квартиры. Тогда мы не просто будем знать, что и где у нас лежит, но и от каких-то застрявших мелочей вовремя сможем освободить свое сердце.

Не расплескать то, что в нас есть

Помимо дисциплины ума, есть дисциплина чувств. Для кого-то может быть удивителен сам факт того, что чувства требуют дисциплины. Но на самом деле человек свои чувства обязательно должен уметь обуздывать, чтобы они не захватили власть над ним. Это важнейший навык, в том числе для христианской жизни, потому что огромное количество людей запутывается в грехе потому, что они не могут справиться со своей привязанностью к кому-то или преодолеть чувство страха, которое парализует их душу.

Чувства нужно воспитывать, в том числе полагая им определенный предел

Дисциплинировать свои чувства – не значит сжимать их, как пружину: это приведет только к тому, что в какой-то момент произойдет срыв. Но чувства нужно воспитывать, в том числе полагая им определенный предел. И если в сложных обстоятельствах мы порой затрудняемся это сделать, в простых жизненных моментах это нам доступно и позволяет приобрести навык. Радостно нам, хорошо – можно порадоваться, но это не значит, что нужно распевать песни или хохотать на всю улицу. Раздражает нас что-то – можно огорчиться, но это не дает нам права на кого-либо срываться. И это не выхолащивание нашей жизни, а на самом деле совершенно естественная вещь.

Не надо расплескивать вокруг себя всё, что в нас есть. Любое чувство нужно поверять Евангелием, стараться понять: оно по Богу или не по Богу, – и в зависимости от этого определять его место в своей жизни и свое к нему отношение. Это умение трудно переоценить – ведь именно увлекаясь чувствами, люди совершают самые тяжелые ошибки, которые порой приводят к трагическим последствиям.

«А если бы за это расстреливали?»

Бывает, что человек приходит и говорит: «А у меня никак не получается дисциплинировать себя». Что на это можно сказать?

Я убежден, что любой дееспособный человек может принять для себя определенные правила дисциплины и придерживаться их. Есть, к примеру, люди, которые постоянно опаздывают, и они считают это своей едва ли не врожденной патологией, с которой остается только смириться. Но достаточно вспомнить относительно недавние и очень печальные для нашей страны времена культа личности, чтобы понять: никакой непреодолимой склонности к опозданиям не существует. В те годы неявка вовремя на работу грозила проблемами вплоть до уголовной статьи – и люди, вне зависимости от их устроения, как-то умудрялись приходить вовремя. Поэтому когда нам кажется, что мы никогда не научимся чего-то не делать, стоит задать себе вопрос: «А если бы за это расстреливали?» Скорее всего, мы ответим себе, что да, тогда бы мы смогли. Я ни в коем случае не одобряю такие методы, но если смогли бы тогда – значит, в принципе, можем и сейчас.

Когда приходят испытания, учиться дисциплине уже очень трудно. Нам, священникам, нередко приходится говорить с людьми, которых приводит в храм целая череда несчастий: потеряли работу, предал близкий друг, заболел кто-то из членов семьи… И человек дисциплинированный имеет все шансы из такой ситуации выкарабкаться: он может радикально себя утеснить, например, в расходах, он может увеличить свой рабочий день и максимально эффективно использовать для восстановления оставшееся время, он может пережить свое горе так, чтобы остаться деятельным и полезным для других – и в конце концов в этом следовании разумному и молитве к Богу его жизнь выправится. А если человек и раньше не мог отказать себе в удовольствии полежать на диване в ущерб делам, в ущерб всей жизни своей, подобно Обломову, то он в такой ситуации совсем уйдет в свои обломовские грезы – и погибнет. И если бы мы эту угрозу ощущали, если бы мы до конца понимали, каковы могут быть последствия нашей расслабленности, то никогда не позволяли бы ей овладевать нами.

Игумен Нектарий (Морозов)

Книги игумена Нектария (Морозова) в интернет-магазине "Сретение"

7 февраля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как развить в себе настойчивость, если ее нет? Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
Святитель Василий Кинешемский
Как развить в себе настойчивость, если ее нет? Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
Святитель Василий Кинешемский
У нас много хороших, искренних, горячих порывов, но редко они доводятся до конца и в области внешней и общественной жизни, а еще реже в области личного воспитания и спасения души. Некоторые пытаются бороться, но трудности, соблазны всюду, на каждом шагу. Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
Как бороться со страстями Как бороться со страстями
Советы пастырей
Как бороться со страстями Как современному человеку бороться со страстями
Советы пастырей
Как вести борьбу со страстями нам, христианам информационной эпохи? На что прежде всего обратить внимание? Как настроиться? Где искать помощь и поддержку?
Воспитание воли Воспитание воли
Свящ. Павел Гумеров
Воспитание воли Воспитание воли
Священник Павел Гумеров
В молодежной среде (да и не только) популярен лозунг: не верь, не бойся, не проси. Молодежи кажется, что этим выражается их независимость, сила. На самом деле этот принцип сеет разделение.
Комментарии
Светлана13 марта 2018, 23:52
Огромная благодарность отцу Нектарию за его труды, статьи, книги, и за личный пример. Как всегда - по существу, цельно и самая суть проблемы разобрана и прокомментирована. Будто батюшка мысли читает и ему известны все внутренние вопросы и борения современной слабой человеческой души... Всего Вам только самого доброго, отец Нектарий, храни Вас Бог
Мария17 февраля 2018, 18:23
Статья пришлась сейчас очень кстати.Спаси вас Господи.
Арина16 февраля 2018, 04:30
Александру С. Мне кажется, что перфекционизм замаскированное тщеславие или его ближайший родственник, поскольку перфекционисты (с кем сталкивалась) не столько от себя требуют (хотя действительно делают практически все так, что не придерешься), сколько ждут признания и одобрения окружающих за свою безупречность. Может Вы не такой или не перфекционист, к Вам приклеили это "название" и Вы поверили.
Елизавета11 февраля 2018, 14:33
Александру С. Перфекционизм, ведь это что? Стремление к совершенству. А если в свой перечень того, что должно быть совершенным добавить человеческое отношение к людям вокруг? И требовать это с самого себя. Чтобы людям, которые меня окружают, было рядом со мной хорошо. Помогать и поддерживать тех, кто рядом. В том числе, научить их, вдохновить их своим примером, быть более дисциплинированными. Санкциями и критикой этого не достигнуть. Люди внутренне будут только сопротивляться. Это первое. А второе - понимать, что в наш даже самый хороший, самый совершенный план могут вмешаться так называемые обстоятельства непреодолимой силы, "Act of God", то есть Божий промысел о каждом человеке.
Дмитрий11 февраля 2018, 11:10
Спасибо за такой нужный и своевременный материал.
Ксения 9 февраля 2018, 22:08
раба Божия Тамара 7 февраля 2018, 18:47. Спаси Господи! Сон,даже небольшой, это, конечно, лучший отдых и подзарядка!
Елена 9 февраля 2018, 11:36
Дорогой батюшка! Какая прекрасаная беседа!!! Огромная благодарность Вам! Вы даже не представляете, насколько актуальна для меня эта тема и как своевременно Вы её подняли. Храни Вас Господь!
Иоанна_ 8 февраля 2018, 16:21
Александр С., вы таким своеобразным образом творите себе кумира: порядок, перфекцию. Спросите себя: зачем я всё это делаю? Чтобы поставить самому себе 5+? Может быть, иногда полезно признать своё несовершенство? Как упражнение на смирение? Святые отцы учат, что не так важно хорошо сделать дело, сколько сохранить мир. Если сделали хорошо, а мир не сохранили - значит, навредили душе, своей и ближнего.
р.Б. Евгения 8 февраля 2018, 15:09
Александру С. Александр, перфекционизм - это психологическая проблема. Насколько я знаю - это вид навязчивого поведения. В причинах Вам поможет разобраться психолог. Поймете причину - сможете работать над следствием. Помоги Вам Господь!
Аолександр С. 8 февраля 2018, 11:29
У меня проблема противоположная - я перфекционист, педант даже в мелочах. Никогда ничего не забываю (все записываю, даже мелочи) и никогда не опаздываю. А если вынужден опоздать, то съем себя заживо. Это сильно раздражает близких, говорят, что жить со мной невозможно. На работе тоже конфликты - я требую соблюдения всех норм и правил. И ничего не могу с собой поделать. Наверное, это грех, но не знаю, как он называется. Может, кто подскажет, как с этим бороться? НО совет, что надо потихоньку учиться разгильдяйничать, вряд ли меня устроит.
Владимир 8 февраля 2018, 05:28
Как всегда грамотно, хорошо, и интересно. Доброго здравия игумену Нектарию. Читаю многие его статьи с интересом.
8 февраля 2018, 00:04
Всегда боялась штольцев. Хотя понимаю, что не бояться надо, а почитать: порядок-то на них держится. "Не как жить, а - зачем", - так определил Михалков идею своей картины об Обломове. И ответ на вопрос "зачем" очень важен для многих русских.
Фотиния 7 февраля 2018, 20:12
Я все время опаздываю и на работу,и в храм..Умом понимаю,что так нельзя и каюсь в этом постоянно, но на деле очень сложно исправиться.. Только сегодня-на работу вовремя пришла..Случайно..Т.к. не из дома ехала.
раба Божия Тамара 7 февраля 2018, 18:47
Ксения 7 февраля 2018, 16:15=Подскажите, может у кого-нибудь есть опыт по эффективному использованию минимума свободного времени для восстановления сил? =На работе иногда складывалась ситуация, что надо было много выполнить в короткие сроки.Оставалась после работы и для восстановления использовала эту методику. После за 2-3часа делала больше, чем за весь день.Это просто- немного поспать.Надо сесть так, что бы вы не смогли долго спать в этом положении, закрыть глаза и полность расслабиться, можно почитать мысленно молитву (например "Богородицу")...самое хорошее- когда сон будет глубокий, что сниться начнет что-то... Обычно-через15-30 минут вы сами проснетесь- уже отдохнувшей. Бог в помощь!
р.Б. Сергий 7 февраля 2018, 18:42
Наталии 7 февраля 2018 г.08:03 Сталкивался с подобным,но пришел к выводу, что Господь посылает нам скорби, чтобы закалить нас и сделать более стойкими в вере.Старался переформатировать вопрос из "Почему,со мной?" на "Для чего?" Как ни странно,после каких-то,казалось беЗпомощных барахтаний,но подкреплённых молитвою,безвыходные ситуации сменялись неожиданным позитивным исходом.И не только для (у) меня, но и для (у) моих детей и внуков. М.б.я рассуждаю с грубой мужской точки зрения.Но,"Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести."(1Кор.10:13) Помоги Вам Бог.
7 февраля 2018, 18:16
Извините, но я не согласен со статьей в полной мере. "СПРАВЛЯТЬСЯ С СОБОЙ – ЛЕГКО" - серьезно? ) Тогда почему считается, что: Бой с собой, самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой. Вы говорите, что люди бы не сталкивались с внешними проблемами, если бы была дисциплина. Да, но таким путем, борьбы с собой и неся скорби, и уповая но Господа, они приходят к вере. Вы пишите: "Молятся и впадают в грех", - так ведь этим осознают свою немощь и греховность. Сила, в немощи совершается. Нет, не наша. Божья. Ибо на всё воля Божья. И путь человека тоже. Дисциплина нужна, но прежде всего внешняя. По мере сил. Пусть человек идет к Богу: Грядущего ко мне, не извергу вон. Спаси всех Господи!
Ксения 7 февраля 2018, 16:15
Отцу Нектарию большое спасибо за статью! Подскажите, может у кого-нибудь есть опыт по эффективному использованию минимума свободного времени для восстановления сил?
Елена Цыганова 7 февраля 2018, 11:22
Отец Нектарий, как всегда, пишет интересно, толково и с юмором. Люблю его читать.
Ирина 7 февраля 2018, 09:33
Отец Нектарий, спаси Господи! У меня была депрессия раньше,сейчас легче. Ваш труд помогает мне углубляться в себя.
р.Б. Сергий 7 февраля 2018, 09:02
"Любое чувство нужно поверять Евангелием, стараться понять: оно по Богу или не по Богу." --------------------------------------------------------------------------------------- Спасибо,о.Нектарий. Есть над чем подумать и задать вектор своего,пусть по началу, малого,но движения.
Наталия 7 февраля 2018, 08:03
Когда у меня бывают скорби, я чувствую себя пешкой, марионеткой и гонимым ветром листком. Существом, с которым можно делать все, что угодно, а я ничего не могу. В таких случаях я задумываюсь, есть ли у нас свобода воли в подобных ситуациях. Ведь скорби попускаются строго против и вопреки свободной воли человека. Из-за этого я и чувствую себя управляемой пешкой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×