Мой брат работает медсестрой

Записки из реанимации

Когда-то он был курсантом престижного военно-политического училища. Но еще до наступления «перестроечных» времен так остро стал чувствовать фальшь советской идеологии, что ушел с последнего курса. Закончил медицинское училище и поступил работать в реанимацию травмы. Его сокурсники стали капитанами, а он – медсестрой. Потому что ставки «медбрат» не существовало – бородатого дядю оформили медсестрой. В этой роли он и пробыл несколько лет, совмещая работу в реанимации с учебой в институте. Вместе с ним работала его родная сестра. Многие ситуации они увидели и описали именно как верующие люди...

Интонация

Типичный зэк. Зачем-то его, «ходячего», спустили из отделения сверху на сутки в реанимацию. Был он маленький, тщедушный, без единого живого места от татуировок и чесотки.

Такие люди, с безобразно разболтанной нервной системой, одинаково болезненно реагируют и на грубый тон, и на елейный. Мы его довольно быстро поняли, и дежурство прошло спокойно. Но утром в новой смене оказался кто-то с плохим настроением. Одно слово, сказанное с пренебрежительной интонацией, вызвало у зэка приступ истерической ярости. В мгновение он подхватил американскую стойку для капельницы, которая весила не меньше его самого, и высадил оба огромных реанимационных окна.

На крики и грохот прибежал пятнистый охранник. Увидел испуганные и растерянные лица медперсонала и уверенно сделал успокаивающий жест – ситуация под контролем. Затем суперменским движением навел на орущего зэка газовый пистолет.

Бах!..

Супермен не учел разбитых окон – газ понесло сквознячком к дверному проему, где столпились медики. А газ был нервно-паралитический... Зэк продолжал бушевать в зале, а медперсонал сполз на пол по косякам, где стоял.

Как-то все это закончилось наконец: зэка скрутили, побили; медиков привели в чувство, лишили премии; с больных убрали осколки стекол... В общем, за одну хамскую интонацию пострадали все, и хорошо еще, что обошлось без человеческих жертв.

Воскресение

Вечером умерла какая-то бабуля. Как водится, во избежание путаницы тело ее подписали и выкатили на железной каталке в тупик коридора. Всех, кто умирает в вечерне-ночное время, отправляют в морг утром – ночью гонять машину за каждым нет возможности. «Сутки» выдались совсем спокойные, и у больных дежурила только одна медсестра. Остальные разбрелись по помещениям.

Посреди ночи умершая вечером бабушка воскресла

Посреди ночи умершая вечером бабушка воскресла. В смысле – ожила. Она и так была закоченевшая, а на холодной железной каталке почувствовала себя совсем неуютно. Кое-как слезла на пол, прикрылась бывшей на ней простынкой и пошла искать людей.

Первой на ее пути комнатой оказалась стерилизационная. Там как раз в это время санитар изощрялся в остроумии перед медсестрой. Он стоял спиной к двери, а она – лицом. И она первая увидела бабушку, плохо прикрытую простыней. И надпись на ее бедре йодом – она сама подписывала тело шесть часов назад...

От дикого крика медсестры санитар выронил бикс с инструментами и схватился сперва за стенку, а потом за сердце. Сбежались все. Бабушку уложили на нормальную каталку, наставили уколов и дали согревающее питье. Она ничего не говорила, но была, несомненно, живая. Через пару дней она опять умерла. На этот раз окончательно. В смысле – до общего воскресения.

Зачем-то дал ей Бог эту пару дней?

Один доктор утром после того дежурства побежал в церковь – креститься. А другой сказал: «Надо же, как бывает!» – и пошел дочитывать бульварный детектив.

Мальчики

Медики были не виноваты, очень уж запутанная клиника. Парнишка лет пятнадцати подрался – обычное дело. Он даже не заметил, что повредил одну из лицевых костей черепа. Через неделю он простыл, в гайморовых пазухах скопился гной и на месте раздробленной косточки стал источником сепсиса. Естественно, что этот источник долго не могли найти – про драку парень давно забыл. В реанимацию его привезли уже с точным диагнозом, но безнадежного. Вечером он очнулся и сказал:

– Умираю я.

В отличие от большинства людей, он трезво смотрел на ситуацию. Ему было очень страшно, но он не обманывал себя и не пытался бежать от этой мысли. Наверное, поэтому ему, двоечнику и балбесу, Бог дал настоящую христианскую кончину.

Сестра спросила:

– Аркаша, может быть, тебе позвать священника? Хочешь исповедоваться?

– Да, да! Очень хочу! Позовите…

Мальчик исповедался, причастился и тихо упокоился от своей непутевой жизни

Священник из больничной церкви пришел быстро. Мальчик исповедался, причастился и тихо упокоился от своей непутевой жизни.

Через месяц поступил другой мальчик, постарше. Он нечаянно вывалился из окна, получил тяжелые травмы и сильно страдал. Почти все время был в сознании, но говорил мало, отрывочно. Часто повторял только одно:

– За что? За что мне это?

А перед самой смертью вдруг сказал:

– Господи! Прости!!!

О смысле страданий

С начала 1990-х годов одной из самых многочисленных категорий наших пациентов стали «новые русские». Недобитые. Запомнился один из первых.

Киллер расстрелял его в пух и прах. Девять пулевых ранений! Пулевые переломы руки, ноги, челюсти… мочевой пузырь собрали из кусочков, пули в легких и бедре не смогли достать… В добавок всего прочего что-то там случилось с его финансами, и первое время он оказался всеми брошенным, без возможности нанять сиделку и даже просто купить сок.

Он лежал и страдал. Каждую минуту, каждую секунду. Через несколько дней такой жизни он открыл для себя и стал говорить удивительные вещи. Счастье, оказывается, не во власти и не в деньгах; семью он бросил напрасно и в разводе сам виноват, подлец; с людьми он обращался как собака – за что его Бог и наказал; а если не до смерти, так это только за мамины молитвы. И так далее.

Было по-человечески его жалко, тем более что он почти не терял сознания, и это усугубляло его мучения. Ворочать такого здорового мужика, да к тому же всего изломанного, оказалось непросто, и вскоре ко всем его ранам добавились еще и пролежни.

Он каялся, удивлялся тому, что выжил, и благодарил Бога

Он бывал рад, когда с ним заговаривали – разговоры отвлекали его от физических страданий и отчасти облегчали душевные. И он говорил, рассказывал, каялся, удивлялся тому, что выжил, и благодарил Бога. Человеком он оказался интересным, рассуждения его были достаточно глубоки и самобытны.

Когда он пошел на поправку, его перевели из реанимации в отделение. К этому времени к нему вдруг «вернулись» деньги и друзья; он смог нанимать сиделок, покупать самые лучшие лекарства и продукты. Переломы срастались, раны и пролежни заживали, боли утихали...

Мы как-то оказались в том отделении и зашли его проведать незадолго перед выпиской. Нас встретил исполненный чувства собственного достоинства «новый русский». Отключил телевизор с неприличной видеозаписью, барским жестом пригласил угощаться неведомыми заморскими фруктами. Разговорились. Сестра сказала:

– Все-таки чудо какое, что киллер тебя не убил. Ведь почти в упор стрелял и так долго.

А он ответил:

– Ну, я же уворачивался!

Бомж

Умер бомж Вася.

Искалеченные бомжи стали такой же многочисленной категорией наших пациентов, как и недострелянные миллионеры. Богатых убивают из мести, из зависти, из расчета, а бомжей – просто так. Кто-то бьет бомжей, развлекаясь, кто-то – утверждая свое чувство превосходства. Уголовники, говорят, отрабатывают на них всякие убийственные приемы. Бьют их, бывает, и за дело.

Когда он умер, посиневшая лепешка его лица преобразилась в строгий и просветленный лик

За что избили до смерти Васю? Он говорил, но я уже забыл. Кажется, наркоманы развлекались. Респектабельные такие наркоманы, студенты Института востоковедения. У них важные папы и мамы, богатые квартиры и уверенность, что сами-то они никогда бомжами не будут. Посмотрим...

Но может быть, это не Васю забили студенты престижного вуза, а кого-то еще?.. Не помню… Запомнилось только одно: когда умер Вася, в реанимации сам собой установился негласный траур. Наши сотрудники, насмотревшиеся на всевозможные ужасы и смерти, скорбели по убитому бомжу.

Он был совсем обыкновенный, этот Вася. Просто он не проклинал своих обидчиков, не роптал на то, что его искалечили, не жаловался, не врал, не завидовал, не злобился… Тихо лежал и тихо терпел страдальческий конец страдальческой жизни. Так мы его понимали, догадываясь, что жизнь была страдальческой. И так оно, видимо, и было, потому что когда он умер, заплывшая от побоев, посиневшая лепешка его лица преобразилась вдруг в строгий и просветленный лик. И вся реанимация притихла, отдавая дань его скорбному жизненному пути и страдальческой кончине.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Перед лицом Жизни Перед лицом Жизни
Алексий Тимаков, священник и реаниматолог
Перед лицом Жизни Перед лицом Жизни
Беседа с отцом Алексием Тимаковым – священником и врачом-реаниматологом – о смысле жизни и смысле смерти
Никита Филатов
О том, как люди уходят из… смерти, возвращаясь к жизни, что там, за гробовой чертой, и как нам не опустить глаза перед Христом, не зажмуриться, увидев Его свет.
Спасительное служение Спасительное служение
Алексий Лебедев, врач и священник хосписа №1
Спасительное служение Спасительное служение
Беседа с иереем Алексием Лебедевым – врачом и священником хосписа № 1 Санкт-Петербурга
Никита Филатов
О том, когда рак «приводит в рай», а когда – в иное место, что облегчает переход из жизни в смерть и почему спасительно служение в хосписе.
Несгорающая свеча Несгорающая свеча
Елена Меркулова
Есть такой термин – синдром выгорания. Символом реаниматолога является горящая свеча. Она светит ярко, но когда-нибудь сгорает. Приходит момент, когда человек уже не может откликаться на страдание другого. И тогда нужно уходить из профессии. О работе в реанимации вспоминает Маргарита Смирнова, главная медсестра больницы святителя Алексия митрополита Московского.
Комментарии
Светлана Анатольевна26 марта 2019, 03:13

Очень поучительно! Как важно сделать правильные выводы. Ведь по сути- для всех урок, и для тех, кто на больничных койках оказывается, и для всех, кто находится по другую сторону. Спаси Бог автора, урок для себя извлекла.
Наталья23 июля 2018, 13:30

Спасибо. очень поучительно.
Александр О. 2 мая 2018, 12:04
Спаси Вас Господи!
Максим17 апреля 2018, 07:53
Господи помилуй нас грешных! Оживи ,размягчить моё окаменелое грехами многими сердце. Подай слезы покаяния.
Вероника19 февраля 2018, 00:26
Прекрасные рассказы, спасибо! Пишите ещё!
Анна18 февраля 2018, 20:00
Спаси Господи!
Иулиания18 февраля 2018, 16:31
Так просто. И так... глубоко. Спасибо!
Вера18 февраля 2018, 16:00
Спасибо большое, инокиня Наталья, очень понравились Ваши рассказы, пожалуйста, пишите ещё!
ishimb insto.ru18 февраля 2018, 15:38
Потрясающе!
Ира18 февраля 2018, 14:04
Очень понравился рассказ про нового русского. Это просто к каждому из нам относится. В страданиях приближаемся к настоящему осмыслению происходящего. В удовольствиях забываем сразу обо всех своих открытиях. Как в притче св Амвросия Оптинского про жука. Спасибо!
инокиня Наталья18 февраля 2018, 10:37
г-н Макаров, не вполне понимаю, какие ассоциации увели Вас к теме сорокалетнего странствия в пустыне, но Вы совершенно правы в том, что истоки многих недостатков советского общества надо искать в недостатках общества дореволюционного. Равно как и многие достоинства общества советского имеют своими корнями достоинства России дореволюционной.
Наталье Ростовой: увы, эти новеллы - всё, что осталось в памяти из событий двадцатипятилетней давности. А история с воскресшей бабушкой вообще случилась в начале 70-х, и рассказана другим очевидцем. Объединена с другими историями ради литературной завершенности.
С уважением, инокиня Наталья.
Макаров18 февраля 2018, 07:42
инокиня Наталья, если нынешнее тотальное разложение мы списываем на "фальш" советской эры, тогда -- по аналогии -- грехи советского общества надо списать на недостатки общества дореволюционного.
Помнится, в Перестройку часто поминали Моисея с его 40 годами блуждания по пустыне. Вот и сейчас страна блуждает, то к Западу кинется, то к Китаю прильнёт. А со своей разрухой бороться время ещё не настало -- 40 лет ведь ещё не прошло, не очистились.
А в первые годы Советской власти менталитет был не такой и 40 лет очищения народного никто не ждал -- поэтому за 10 лет после окончания Гражданской войны преодолели разруху, голод, беспризорщину.
Анжела Козырева17 февраля 2018, 23:53
Дай Господь здоровья , людям работающим в реанимациях,и спасибо большое за статью.
RIPvanWINKLE17 февраля 2018, 23:33
Достойного Великого поста! Спасибо.
инокиня Наталья17 февраля 2018, 20:40
Видите ли, г-н Макаров, воздействие благой идеи на общество не может заканчиваться "сразу же" - всё стремительное разложение постсоветского общества как раз и указывает нам на фальш идеологии общества советского. Настоящая добродетель с трудом приобретается - да, но и потерять ее лишь от изменения социальных рамок невозможно.
С уважением,
инокиня Наталья.
Елена17 февраля 2018, 19:16
Спасибо! Перечитываю третий раз. Так просто, и так правдиво. Спасибо! Прошу Ваших молитв. Елена
Инна17 февраля 2018, 09:28
Написано легко,изящно,я бы сказала,о тяжелом и серьезном.И глубоко,с болью в сердце и пониманием сути вещей.Поучительно, без нравоучений.О главном...Спаси Господи.Укрепи Господь Вас,инокиня Наталья, на Вашем пути,прошу Ваших молитв.Инна.
Макаров17 февраля 2018, 07:32
Да, как только в стране закончилась "фальшь советской идеологии", сразу же появились расстрелянные киллерами "новые русские", забитые студентами бомжи и оставленные умирать в корридорах старушки. Прогресс -- он, так сказать, не только налицо, но и на лице.

А "медбраты" в советских медучреждениях были. Так что "сестрой" называться было не обязательно.
Анна17 февраля 2018, 03:09
Спасибо! Так искренне, так живо, с таким глубоким смыслом.
Евгения16 февраля 2018, 22:47
До слез! Спасибо!
тамара16 февраля 2018, 22:15
Спаси Бог за такие чудесные рассказы.Так в душе стало спокойно,а в глазах слёзы...
рб Марина16 февраля 2018, 22:13
СПАСИ ГОСПОДИ иНАТАЛЬЯ и вашего БРАТА!!!ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ В ТРУДАХ!!! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!
Татиана16 февраля 2018, 20:52
Великий пост призван реанимировать наши души, искалеченные страданиями без веры, страстями без разума, существованием без любви. Спасибо, что вселили, влили по капельке того, другого и третьего...
Поздравляю всех с окончанием сырной седмицы и предстоящим Великим постом, которым предстоит нам всем в меру сил потрудиться и оправдаться перед Богом
Светлана16 февраля 2018, 17:30
Спасибо! В рассказе "О смысле страданий" точно подмечено, как некоторые в страданиях обретают человеческое лицо, а по мере возвращения сил/средств - снова теряют. А жаль.
наталия16 февраля 2018, 17:18
Интересно.Побольше таких историй.
Михаил16 февраля 2018, 15:57
Рассказ автора, как говориться, "взял за душу" ! Спаси Вас Господи, инокиня Наталья !
Михаил16 февраля 2018, 15:50
Хорошо написаны рассказы. Трогают за душу и настраивают на оптимизм.
Наталия Ростова16 февраля 2018, 15:00
Уважаемый автор! Скажите, пожалуйста, а есть ли эти " Записки ", оформленные в книгу? Очень бы хотелось прочитать в полном объёме. Это просто потрясающе! Такие маленькие рассказы, но попадают точно в цель, прямо в сердце. Спаси, Вас, Господи.
Вера16 февраля 2018, 14:38
Спасибо за статью, моя бабушка тоже тихо и мирно умирала, просто уснула. Это и есть христианская кончина живота нашего, которую еще надо заслужить. Меня всегда пугают случаи внезапной смерти, а еще больше то, что большинство окружающих меня людей считают такой исход самым лучшим и даже везением.
Людмила16 февраля 2018, 14:30
Дай Боже сил,здоровья,терпения, внимания, сочувствия,быстрого реагирования и помощи медицинскому персоналу за их труды в спасении разных людей и бедных и богатых, беспомощных,за их милосердие,доброту и просто человеческое отношение.Слава Богу за все! Спаси Господи Инокиню Наталью за замечательный рассказ.
Мария Игнатьева16 февраля 2018, 13:45
Благодарю, очень правдиво, без прекрас. Поклон Вашему БРАТУ.
Вячеслав16 февраля 2018, 13:30
спасибо
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×