Нам дано страдание за Христа

Слово на 1-й Пассии

    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Человек мира, задумываясь о своей жизни, о ее цели и смысле, часто ищет ответ в самой жизни, но только в жизни внешней, в самом факте своего биологического бытия в этом мире. Ищет – и не находит ответа. И горько такому человеку, потому что «смерть пасет его» (ср.: Пс. 48: 15) на тучных полях суетливых забот.

Но еще трагичнее, когда мы, христиане, ученики Христа и носящие имя Его, бываем тоже беспомощны пред этим вопросом и, как бы застигнутые врасплох его неожиданностью, ни примером личной жизни не можем никого убедить, ни слов достойных найти для ответа, потому что глухая стена личного греха и холодности сердечной скрывают от нас и смысл, и цель, и истину, и жизнь, и сам путь к жизни вечной – к Христу Спасителю.

Но в благодатные дни поста, дни ожидания – и иногда томительного ожидания – Воскресения Христова нам дается возможность воочию видеть ответ на этот вопрос. Ибо на кресте мы видим спасительный плод совершенного смирения и святой любви – Господа нашего Иисуса Христа. Мы стоим у подножия древа крестного, ставшего для христиан древом смерти греха и древом жизни вечной.

«Благо ходить в дом плача, нежели в дом пира» (ср.: Еккл. 7: 4), – говорит древняя мудрость. Ныне и храмы наши, но более сердца должны обратиться в дома плача, плача о своих грехах, о своем одиночестве без Бога, Которого мы, называя Господином своей жизни словом, не почитаем делом исполнения Его закона, ведущего к жизни, что обещана Им – жизни полной, вечной, жизни с избытком – Царства Небесного.

Стоя у креста и вспоминая крестную цену нашего воскресения от греха, должны мы сами себя осудить, и каковы грехи наши, таким должно стать и покаяние. Если же нет ни сил, ни решимости, а, может быть, уже времени для покаяния, то остается нам еще одно средство – со смирением принимать посылаемые страдания и благодарить за них Отца нашего Небесного.

Мы боимся страданий, понимая их по-житейски, видим в них только одну боль, от которой часто ищем забвения в царстве греха.

Страдать за Христа – значит с верой, любовью и надеждой нести свой крест

Но само древнерусское слово «страдание» означает «добиваться, стараться». Страдание – это претерпевание, возрастание в мужестве, ведь «[нам] дано ради Христа не только веровать… но и страдать за Него» (Флп. 1: 29). Страдать за Христа – значит с верой, любовью и надеждой нести свой крест.

Воистину тяжелы и многочисленны скорби жизни человеческой. Но часто мы замечаем только свои беды, свои несчастья. А где были мы вчера, когда скорбь посетила не нас, и где будем завтра, когда тяжесть печали и скорби отойдет в прошлое и мы будем пытаться жить по-прежнему, надеясь на время, которое, может быть, даст забвение пережитому?

Но не время, а любовь дает человеку утешение и исцеление. Любовь Божия к нам и наша любовь к ближнему.

В древности сказал Соломон: «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Притч. 27: 19). Но в бездушной воде лик одинокого человека ближе к нему, чем сердца множества тех, кто живет рядом с ним, стоит рядом с ним, разделяет дни его жизни. Чужие несчастья не печалят нас, и у нас, даже собравшихся у креста Господня и именующих себя чадами, детьми Христовыми, нет мира, нет любви между собой, нет смиренного желания слышать и услышать другого, нет умения утешить ближнего. В нас живут злоба и непримиримость, как в дни военной брани, и эта воинствующая нетерпимость готовит новый урожай гибельных испытаний душам нашим.

Сейчас мы слышали главы Евангелия о последних страшных днях и часах – о страстях – Иисуса Христа. Но наша прошлая лукавая жизнь и искаженная грехом совесть иногда, подобно неправедному судилищу мира, не присоединяется ли к словам неправедного судии, говоря: «Сколько свидетельствуют против Тебя»? Мы как бы говорим: «Сколько вокруг бед и зла, и несправедливости, и страданий, и смерти. Не по Твоей ли вине это, Господи?» – забывая о своем вкладе в это зло. Но Господь не дает ответа на этот суетный вопрос: ни тогда – Пилату, ни, как кажется нам, – и сейчас. Потому что ответ уже дан – и дан самой жизнью Спасителя и Его крестом.

«Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Мф. 25: 31) судить мир, то славой Его будут не выдуманные людьми знаки для подтверждения внешнего могущества. Славой Его будет полное исполнение Самим праведным Судией всего закона. А суд будет с креста и крестом, о котором и Сам Христос Спаситель сказал: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24: 30).

Но слава и правда суда Божия – это и милость к обездоленным, забота о которых поручена нам Самим Господом, сказавшим: «Так как вы сделали это одному из сих [страждущих, алчущих] братьев Моих меньших, то сделали Мне», страдания которых Он сравнил со Своими. А меньших вокруг нас неисчислимое количество, но мы не замечаем их, а хотим, чтобы только нас заметил и утешил Господь.

Но «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1: 3–4).

Мы призваны к жертве радостной, светлой – служить ближнему и тем самым служить Христу

Вот к какой жертве призваны мы – не непосильной, не тягостной и угрюмой, но к жертве радостной, светлой – к служению ближнему и, значит, к служению Самому Господу. И это единственное, что хоть как-то может оправдать наше христианское имя.

В таком сердечном стремлении и в смиренных размышлениях да проведем святые дни Великого поста, чтобы приблизиться к Господу и не быть отвергнутыми Им в день Воскресения и Суда.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Плод Древа Крестного Плод Древа Крестного
Иеромонах Силуан (Никитин)
Плод Древа Крестного Плод Древа Крестного
Слово на Пассии 4-й
Иеромонах Силуан (Никитин)
Не может взор наш сегодня сокрыться от взирания на плод, висящий на Древе Крестном.
Главное событие в жизни человека Главное событие в жизни человека
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Главное событие в жизни человека Главное событие в жизни человека
Слово на 1-й Пассии
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Всё в этом событии – и лесть, и предательство, и алчность, и трусость, и вера и любовь
Смысл Страстей и Воскресения Смысл Страстей и Воскресения
Митр. Лимасольский Афанасий
Смысл Страстей и Воскресения Смысл Страстей и Воскресения
Митрополит Лимасольский Афанасий
Невозможно избежать чаши страданий. Главное в том, как выпьем ее — ругаясь или славословя.
12 Евангелий Святых Страстей 12 Евангелий Святых Страстей
Книга
12 Евангелий Святых Страстей 12 Евангелий Святых Страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду.
Чем больше возрастает в мире зло Чем больше возрастает в мире зло
Прот. Александр Шаргунов
Чем больше возрастает в мире зло Чем больше возрастает в мире зло
Слово на Пассии. Евангелие от Марка
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы призываемся в подлинной мере увидеть, что зло всегда измеряется участием в нем диавола.
Слово на 3-й Пассии Слово на 3-й Пассии
Иеромонах Арсений (Писарев)
Четыре воскресных вечера Великим постом в наших храмах читают Евангелие о Страданиях Христовых. К чтению этому обычно присоединяется еще акафист и поучение. Служба называется Пассия – от латинского слова passio – «страдание», по-церковнославянски – «страсти». (MP3 файл. Продолжительность 16:15 мин. Размер 7.9 Mb)
Комментарии
Зинаида 5 марта 2018, 09:13
Дорогой Владыка, дорогие насельники Сретенского монастыря! Большое вам спасибо за такую службу, за ваш Храм, который сошел как бы с неба. Страшно даже наступать на эти мраморные ступени, взирать на эти чудные иконы и, кажется, что это все не наяву, а во сне, что такого просто на может быть на этом свете. Первый раз была на службе в вашем новом Храме. Низко кланяюсь всем создателям, благотворителям, помощи вам всем Божией на многая лета! Простите, что не по теме проповеди, но не знала, как и где я могу вас всех отблагодарить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×