«Завещание» святых 40 мучеников Севастийских

«Завещание» 40 мучеников – воинов римского XII Молниеносного легиона (Legio XII Fulminata), пострадавших в 320 году в городе Севастия (в Малой Армении), – является важным историческим документом и памятником раннехристианской агиологической литературы. Если пространный текст «Мученичества» святых 40 мучеников в современном виде, бесспорно, является позднейшей редакцией не дошедшего до нас подлинника, то «Завещание» – это, несомненно, аутентичный текст.

«Завещание» составлено в ночь перед ввержением мучеников в Севастийское озеро и состоит из трех частей. В первой части мученики выражают желание, чтобы их останки были переданы священнику Проиду и были погребены в деревне Сарим без раздробления, как это уже было принято среди христиан. Во второй части подписавшиеся увещевают христиан оставаться твердыми в вере, а в третьей, заключительной части в последний раз приветствуют некоторых из своих родственников и знакомых.

Мелетий, Аэтий[1] и Евтихий – узники Христовы – во всяком граде и стране (сущим) святым епископам, пресвитерам, диаконам, исповедникам и прочим всем церковным (мужам желают) радоваться о Христе!

I

  1. Когда благодатью Божией и общими молитвами всех вас закончим предлежащую нам брань и достигнем венцов вышнего призвания, тогда желаем, чтобы господствовала сия наша воля относительно перенесения наших останков людьми пресвитера и нашего отца Проида и братьями нашими Криспином и Гордием вместе с трудящимся народом, а также Кириллом, Марком и Саприкием – сыном Аммония, с целью положить наши останки в деревне Сарим[2], что под городом Зела[3]. Хоть все мы происходим из разных деревень, однако предпочитаем одно и то же место для упокоения; ибо так как мы поборолись общей бранью за венец, то условились иметь и общее упокоение в вышеуказанной деревне. Итак, сие изволися Духу Святому, сие угодно и нам.
  2. По сей причине и мы, что вместе с Аэтием и Евтихием и с прочими во Христе остальными братьями нашими, просим наших господ родителей и братьев быть чуждыми всякой печали и смятения, почтить же условие братолюбивого (нашего) общества и усердно следовать нашему желанию, чтобы стяжать им великое воздаяние послушания и сострадания от нашего общего Отца.
  3. Еще просим всех, чтобы никто не хранил для себя извлеченных из печи[4] останков, но, позаботившись собрать (их) воедино, передал вышеуказанным (людям), чтобы, показав усилие усердия, получить ему и нетленную выгоду (нашей) признательности за саму боль сострадания (к нам); как Мария, которая, не отходя от гроба Христа и прежде всех увидев Господа, первая и приняла благодать радости и благословения.
  4. А если кто воспротивится нашему желанию, да будет чуждым божественной выгоды, подсудимым за всякое непослушание. Из-за ничтожного желания потеряв справедливость, (таковой) вынужден рассечь друг от друга нас, (являющихся) как бы единым целым; нас, которых Святой Спаситель Своей благодатью и Промыслом присоединил к вере.
  5. Если и отрок Евноик по соизволению Человеколюбца Бога достигнет того же конца брани, да удостоится иметь одинаковое с нами пребывание, а если благодатью Христовой сохранится неповрежденным и еще будет испытан в мире, заповедуем ему, чтобы он свободно пребывал в нашем мартирии[5] и просим его хранить заповеди Христовы, дабы в великий день Воскресения улучил он общего с нами наслаждения, ибо, будучи в мире, он вытерпел вместе с нами те же скорби.
  6. Ибо признательность по отношению к брату зрит Правду Божию, а непослушание к подобным себе попирает заповедь Господню, потому что написано: «Любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10: 5).

II

Слава мира (сего) не крепка, а переменчива. Более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу

  1. Итак, прошу вас, брат Криспин, и заповедую быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью.
  2. Настоящее время – подходящее для желающих спастись: с одной стороны, оно предоставляет большой срок для покаяния, а с другой – безоговорочное деяние жизни (для тех), кои не откладывают на будущее. Изменения в жизни непредвидимы, однако если ты познал (сие, то) виждь полезное и в сей (жизни) прояви беспорочность Богопочитания, дабы, будучи охваченным ею, стереть тебе рукописание предыдущих грехов, ибо (Господь) сказал: «В чем найду тебя, в том и буду судить»[6].
  3. Итак, тщитесь быть непорочными в заповедях Христовых, чтобы избежать вам неусыпного и вечного огня. Ибо Божественный глас издревле вопиет, что «время уже коротко» (1 Кор. 7: 29).
  4. Итак, прежде всего почитайте любовь, ибо она одна чествует закон братолюбия, по закону повинуясь Богу, потому что и через видимого брата почитается невидимый Бог. Сии слова (относятся) к единоутробным братьям, однако сие мнение (относится) ко всем христолюбцам, ибо и Святой Спаситель и Бог наш сказал, что братьями являются не (только) те, кои сообщаются друг с другом посредством (общей) природы, но соединяются к вере лучшими деяниями и исполняющие волю Отца нашего, Сущего на небесах.

III

Прежде всего почитайте любовь, ибо она одна чествует закон братолюбия

  1. Приветствуем господина пресвитера Филиппа, Проклиана и Диогена вместе со святой Церковью. Приветствуем господина Проклиана, который (находится) в деревне Фидела вместе со святой Церковью и с его (людьми). Приветствуем Максима вместе с Церковью, Магна с Церковью. Приветствуем Домна с его (людьми), отца нашего Илия и Валия вместе с Церковью. Приветствую и я, Мелетий, моих сродников Лутания, Криспа и Гордия вместе с его (людьми), Елпидия вместе с его (людьми), Иперехия вместе с его (людьми).
  2. Приветствуем и находящихся в деревне Сарим, пресвитера вместе с его (людьми), диаконов с их (людьми), Максима с его (людьми), Исихия с его (людьми), Кириака с его (людьми). Поименно приветствуем всех находящихся в Хадуфи. Поименно приветствуем всех находящихся в Харисфони. Приветствую и я, Аэтий, моих сродников Марка и Акилину, пресвитера Клавдия и его братьев Марка, Трифона, Гордия и Криспа, а также моих сестер и мою супругу Домну с моим ребенком.
  3. Приветствую и я, Евтихий, находящихся в Ксимаре[7] мою матерь Иулию и моих братьев Кирилла, Руфа, Ригла и сестру Кириллу и мою невесту Василию, а также диаконов Клавдия, Руфина и Прокла. Приветствуем также служителей Божиих Саприкия (сына) Аммония, Генесия и Сусанну с ее (людьми).
  4. Итак, приветствуем всех вас, о наши господа, мы все – сорок братьев и соузников: Мелетий[8], Аэтий, Евтихий, Кирион, Кандид, Ангий, Гай, Худион, Ираклий, Иоанн, Феофил, Сисиний, Смарагд, Филоктимон, Горгоний, Кирилл, Севириан, Феодул, Никалл, Флавий, Ксанфий, Валерий, Исихий, Дометиан, Домн, Илиан, Леонтий, он же Феоктист, Евноик, Валий, Акакий, Александр, Викратий, он же Вивиан, Приск, Сакердон, Екдикий, Афанасий, Лисимах, Клавдий, Илий и Мелитон. Итак, мы – сорок узников Господа нашего Иисуса Христа – рукой Мелетия, одного из нас, подписали и утвердили все вышенаписанное, и то было угодно всем нам. Душой же нашей и Божественным Духом молимся, чтобы мы все получили вечные блага Бога и Его Царство, ныне и во веки веков. Аминь[9].

Перевел с древнегреческого Геворг Казарян

22 марта 2018 г.

[1] В армянских святцах имя Аэтий (от греческого «аэтос» – «орел») переводится как «Аветис» (по-армянски «благовестие»).

[2] Сарим – неизвестный топоним. Такими же являются упоминаемые в «Завещании» топонимы Фидела, Хадуфи, Харисфони.

[3] Зела – город в Елинопонте. В 47 г. до Р.Х. в битве при Зеле Юлий Цезарь победил понтийского царя Фарнака, после чего оставил свое знаменитое изречение: «Пришел, увидел, победил».

[4] Тела 40 мучеников были преданы огню после того, как они чудом выжили в озере. Из этого места «Завещания» становится ясно, что приказ об их сожжении был издан заранее.

[5] Мартирий (от греческого «мартис» – «свидетель» (по-славянски – «мученик») – раннехристианский храм, построенный на гробнице мучеников.

[6] Одно из не записанных в Новом Завете изречений Господа Иисуса Христа. Дошло до нас в «Диалоге с Иудеем Трифоном» св. мученика Иустина Философа (II в.).

[7] Ксимара, или Зимара – деревня в Малой Армении, просуществовавшая до геноцида армян 1915 г.

[8] Как показывает сличение имен, приведенных в «Завещании», и имен, приведенных в Святцах, именно Мелетий был тем, кто не выдержал стужу и выбежал из озера в баню, где немедленно испустил дух. Его место занял стражник Аглаий.

[9] Следует заметить, что последняя воля 40 мучеников не была исполнена христианами, так как после извлечения их сожженных мощей из озера они сразу были разделены между верующими.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
григорий 5 апреля 2018, 21:09
Святые мученики Севастийские, молите Господа о нас, грешных!
Вы истинные витязи силы духа, настоящие воины Христовы. Спасибо вам за ваш великий подвиг!
Вадим К.27 марта 2018, 14:21
Спор не об участи Мелетия, если даже и так звали бежавшего, а о том, что не нужно заранее примеривать к себе одежду поражения и не только это, но и обелять ее. Господь ясно сказал, когда вас поведут, не размышляйте в себе заранее, что и как ответите, но положитесь на Отца Небесного, Который даст вам духа, которому не смогут противиться искусители ваши. Думается, потому именно и не выдерживали некоторые, что рассчитывали свои силы и забыли в своих расчетах о Христе, а не потому, что были слабы и немощны. Этот воин, причем из числа лучших в армии не выдержал, а иные юноши и даже девицы княжеских кровей и не такое перенесли.
АлександрГ. 27 марта 2018, 14:14
Нам не дано знать, кто выдержит, а кто не выдержит. Мы можем только молить Господа о том, чтобы Он послал нам силы выдержать все до конца и придти к Нему. Севастийские мученики выдержали, показав миру, что сила их Веры, сильней мирского инстинкта самосохранения. Но они показали нам и другое, жить здесь и сейчас можно не любой ценой. Есть вещи, которые человек не должен преступать. И не случайно в русском языке от слова Вера произошло слово верность. Но от слова Вера произошло и еще одно слово - доверие. Доверить Господу свою жизнь, свое спасение, верить, что Он все управит по Слову Своему, это наверное и есть самое главное в жизни верующего. И удивительным образом именно это и дает силу.
Вадим К.26 марта 2018, 15:24
Дорогая, Наталия! Я никого не осуждал, а вот читать пораженческие комментарии и не видеть на них никакого возражения было больно. С таким духом только и остается, что сдавать и сдаваться. Святые отцы учат другому. Как и Евангелие и апостолы, которых я привел, так что это не мое суждение, а только то, которое нашел у других и напомнил. Господь же сказал: не Я буду вас судить, но слово, которое Я сказал, оно будет вам судьей в тот день. А слово это сдачу Господа людям грешным не оправдывает. Выбор у каждого свой и совершенно свободный, так что смотрите сами. Если же Вы думаете, что я включаю себя в число героев, то и Вам на это скажу: не судите о том, чего как человек не видите.
ирина25 марта 2018, 09:15
Святые мученники молите Господа обо мне......
Владимир25 марта 2018, 07:31
Полагаю не душеполезным спорить по поводу Мелетия. Оставим его участь Богу. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство современных христиан побежали бы приносить жертвы идолам только лишь увидев орудия пыток тех времен. С другой стороны первохристиане, в отличие от нас, исполнялись Духа Святаго, получали Его дары, выдели явные чудеса и знамения, а Господь сказал, что кому много дано, с того много взыщут.

Более актуально для нас то, что ввиду скорого наступления царства звериного для некоторых из нас мученичество станет единственной возможностью спасения. При этом мы и физически гораздо менее выносливы, чем древние люди, и не имеем даров Святаго Духа. Что мы тогда делать будем?
Наталия25 марта 2018, 05:23
Вадиму К.
Категорично судите, брат! Помните: "Кто в чём осудит - тот в том и пребудет!"
Помоги вам Господь!
Наталия С.24 марта 2018, 22:31
Странно, что не была исполнена просьба свв. мучеников об их совместном погребении. Как можно было не выполнить последнюю волю, при этом столь убедительно выраженную в завещании? Одно уж дело в наше время, когда волей усопшего пренебрегают по причине неверия в жизнь вечную и руководствуясь исключительно мирскими представлениями. Встретиться с этим хотя и достаточно тяжело, но пусть какое-то объяснение можно найти. А здесь даже не знаю, что и думать, почему желание иметь частицы мощей было поставлено выше последней просьбы святых?
Вадим К.24 марта 2018, 13:14
Если мы еще питаем сомнения и считаем, что малодушие может быть прощено, то подумаем и над этими словами Говорящего: Аз есмь альфа и омега. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; БОЯЗЛИВЫХ же и НЕВЕРНЫХ участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая, (Откр. 21, 6-8). Господь не даст нам искушения больше нашей силы, а если кто не выдержит данного, вина в нем. И это объяснено Им в притчах о неразумных строителях, один из которых строил на песке неисполнения заповедей, а другой не смог окончить строительство за нехваткой средств, которых недостало ему потому, что сперва не отрекся от всего своего, но самонадеянно начал стройку.
Вадим К.24 марта 2018, 12:54
Дорогие братья и сестры! Зачем нам так малодушествовать и расслаблять свои души маловерием? Почему не понимаем, что Бог сразу умертвил бежавшего с подвига не столько для видевших это его 39 сподвижников, сколько сделал это в назидание нам, чтобы страшились давать малодушию входа в свое сердце под обманными предлогами и извинениями? Мы хотим спорить с Истиной, Которая прямо говорит: кто отвергнется от Сына Человеческого перед людьми, того Я отвергнусь перед лицом Отца и Его Ангелов? Не помним, что Она сказала еще: претерпевший до конца, тот спасен будет? А его апостол что напоминает нам, как не слова Господа: если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя, (Евр. 10, 38)?
Борис24 марта 2018, 10:24
Большое спасибо Геворгу за замечательную статью.
Александр Б23 марта 2018, 18:13
Верую всем сердцем и умом что брат Мелетий спасён Господом нашим!
Верим, что и малое страдание за Христа, принесёт великую славу и жизнь вечную.
Претерпевшим же ДО КОНЦА!!!... - несказАнные венцы!
Молите Бога о нас, маяки нашей жизни, святые мученики севастийские!
Ирина23 марта 2018, 11:02
40 мучеников севастийских-молите Милостивого Бога о нас!
Алексий23 марта 2018, 08:41
святые мученики молите Бога о моей семье Ольге Ирине Софии. да сохранит Господь мою семью.
тамара22 марта 2018, 23:50
Так и вышло-Мелетий пал духом,прости его,Господи.Святые Севастийские мученики,молите Бога о нас,грешных.
Наталия22 марта 2018, 17:16
Очень жаль Мелетия... Уповаю на милость Божию! Я бы не выдержала такой пытки - это же не усечение мечом...
Святые мученики! Молите Бога о нас! И о брате своём Мелетии!
АлександрГ. 22 марта 2018, 12:34
Нужно просто почувствовать какое-то запредельное спокойствие, которым пронизано это послание.
Андрей22 марта 2018, 08:36
Вот ведь как получается, Мелетий написал это письмо от имени всех сорока, и именно он не выдержал искушения...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×