«Автокефалия – это вопрос церковной политики»

Об автокефалии и процессе создания единой поместной церкви на Украине

Преподаватель Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов Сергей Комаров Преподаватель Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов Сергей Комаров
    

– Какие существуют канонические правила относительно предоставления автокефалии?

– В церковном Предании мы не найдем подробно расписанных правил. Каждый раз автокефалия давалась той или иной Церкви в определенном историческом контексте, на фоне каких-то особых, свойственных той ситуации обстоятельствах. Трудно вывести общие правила для всех прецедентов. На сегодняшний день этот вопрос остается дискуссионным внутри Церкви. При подготовке неудавшегося Всеправославного собора была полемика по теме автокефалии, которая закончилась блокировкой данного вопроса. Однако все участники обсуждения сошлись, по крайней мере, в двух главных вещах: 1) автокефалия невозможна без согласия той Поместной Церкви, к которой принадлежит ее часть, желающая автокефалии 2) необходимо соборное единодушие всех Поместных Церквей.

Так должно быть, но мы не знаем, как в сегодняшней ситуации поведет себя Вселенский Патриарх. Увы, история свидетельствует, что Константинополь иногда играет не по правилам.

– С какой целью Церкви предоставляют автокефалию, каким критериям она должна соответствовать?

– Как такового списка критериев в соборных документах нет, но их можно попытаться приблизительно обозначить, исходя из церковной истории. Страна, в которой желают образовать автокефальную Церковь, должна быть политически независимая – полностью или частично. Предполагается значительное этническое отличие региона от территории, принадлежащей Матери-Церкви; учитывается его географическая отдаленность от церковного административного центра. Церковь на данной земле должна иметь развитую систему образования, достаточное количество монастырей, храмов, и, разумеется, прихожан – т.е. располагать определенным внутренним ресурсом для самостоятельного церковного бытия. Для церковной жизни региона должна быть характерны какие-то национальные особенности, древние традиции. Конечно же, вопрос об автокефалии поднимается лишь в том случае, если есть запрос от большей части канонического духовенства и мирян.

Назревшие потребности церковной жизни определяют и цели получения автокефалии. Как правило, главной из них является независимость в административном управлении, судебной деятельности, канонизации святых, составлении новых богослужебных текстов и т.д.

– Можно ли создать автокефальную Церковь в Украине без УПЦ, без решения ее руководящих органов?

– Вопрос создания Поместной Церкви – прежде всего внутрицерковный вопрос. Прошение об автокефалии должно исходить именно от руководства УПЦ МП, ибо только она является каноничной Церковью на территории Украины.

Когда, не интересуясь мнением УПЦ, автокефалии для нее просят представители светской власти, не являющиеся даже прихожанами УПЦ – это выглядит, по меньшей мере, странно. Здесь уже явно просвечивается попытка использовать церковные вопросы в политических играх.

– В обращении президента к Патриарху Варфоломею звучит просьба о предоставлении автокефалии «Православной Церкви в Украине», но такой Церкви не существует. Как же ей можно предоставить автокефалию?

– В этом обращении вообще много сумбура. Вселенский патриарх там обозначен как «лидер православного мира», сам Порошенко – как представитель граждан из некой эфемерной «украинской православной общины». Эти дикие выражения обличают тотальную религиозную безграмотность авторов письма. В конце послания президент называет себя «исполненным… верности православию и преданности церкви-матери». Какую «церковь-мать» он имеет в виду, если он открыто молится в раскольнических храмах, а по сети ходит фотография, на которой он причащается из рук главы УГКЦ Святослава Шевчука?

Слова документа об «укреплении религиозной свободы и межконфессионального мира в Украине» через получение автокефалии звучат вообще как издевательство над каноничной Церковью. О какой «религиозной свободе» идет речь? Несколько десятков храмов УПЦ захвачены, против Запорожской епархии возбуждено уголовное дело, данные некоторых архиереев опубликованы на сайте «Миротворец», по всей стране безнаказанно жгут и грабят церкви, бьют и оскорбляют верующих. Со всех сторон на Церковь льется самая черная клевета, на которую почти невозможно ответить публично, потому что такой материал никто не рискнет опубликовать. Говорить о «религиозной свободе» в подобной ситуации – это какой-то дьявольский цинизм.

«Православная Церковь в Украине», для которой президент и его единомышленники просят автокефалии – это такой же сумбур и цинизм, как и все остальное в их странном письме.

– Звучат заявления, что автокефалия это не церковный вопрос, а вопрос государственной политики. Как вы прокомментируете этот тезис?

– Автокефалия – это вопрос церковной политики. Государство может участвовать в данном процессе как сторона, помогающая Церкви. Но если светская власть действует вопреки Церкви, она чинит откровенный разбой. Тем, кому Господь, по грехам нашим, временно попустил порулить страной, стало мало беззакония.

Им мало крови, насилия, издевательств над простым работягой, попрания человеческих и божественных законов – они решили пойти дальше, и прикоснуться к зенице Божьей, к Церкви.

Удивительно, что на это решаются люди, родившиеся еще в XX-м веке – веке страшных гонений на Церковь. К чему это привело, и кто здесь вышел победителем и проигравшим – слишком очевидно. Что ждет новоявленных богоборцев, тоже слишком очевидно.

Что ж, «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк.22,11). Есть те, кто решил собрать побольше горящих углей себе на голову к дню Страшного Суда, и желает провести наше общество еще через несколько кругов ада. Кое-кому оказалось мало кровавого XX-го века, чтобы понять суровую правду Божиих слов: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104,15). Невероятная историческая близорукость!

– С точки зрения миссии Православной Церкви, чем вообще должна заниматься Церковь и верующие?

– Если с точки зрения миссии, то миссионерствовать. Но на сегодняшний день миссионерствовать на Украине, в некотором смысле, поздно. Это нужно было делать раньше. Господь дал нам около 30 лет церковной свободы, за которые было сделано крайне мало. Храмы строили, монастыри возрождали, духовенство рукополагали – но миссией не занимались. Так и привыкли жить. После службы батюшка говорит: «Спаси Господи. Следующая служба в воскресенье. Ангела хранителя». Вот и вся миссия.

Проповедью Евангелия, катехизацией занимались буквально несколько человек, которых можно посчитать на пальцах одной руки – и это на многомиллионную Украину! За исключением нескольких удавшихся проектов, мы так и не совершили миссионерский прорыв на пространствах интернета, радио, телевидения, книгоиздательства, и проч. Откройте YouTube: нет практически ни одного интересного блога украинского священника, который говорил бы с людьми по-нормальному, по-честному, на современном языке. После отъезда о.Андрея Ткачева у нас закончились священники, пишущие о вере интересные книги. О проповеди мирян я вообще молчу.

Когда грянула беда, оказалось, что нас не так и много в процентном соотношении, свою веру мы знаем плохо, и в целом рейтинг народного доверия к нам достаточно низкий. Все это – плоды отсутствия катехизации мирян. В общем, есть ощущение упущенного времени. И когда на этом фоне заводят разговор об автокефалии, это выглядит как предложение одноногому что-нибудь сплясать. Лично я не вижу в нашей церковной жизни никаких предпосылок к тому, чтоб УПЦ получила статус автокефалии. Мы просто до этого не доросли.

Миссионерствовать, конечно, нужно и сейчас. Но в данный момент у Церкви в Украине стоит элементарная задача выживания. Сохранить Православие в Украине сегодня – это уже миссионерство. Для остального было время, и оно уже упущено.

– Глава УГКЦ считает, что ЕПЦ это только первый шаг к объединению православных и католиков, предлагает православным признать примат Папы и назвал православное учение о Церкви «слабо развитым». Что православные могут ответить ему?

– Да, интерес греко-католиков к этой теме показателен. Возможно, на первом этапе «автокефалии» действительно произойдет попытка сливания канонической Церкви и всяких раскольников в единое целое, а на втором – соединение этой бесформенной массы с униатами, под крылышко Папы. Все может быть.

Что же касается высказываний главы УГКЦ… Слабо развит скорее тот, кто считает таковой православную экклесиологию. Впрочем, в католическом понимании наша догматика действительно «неразвита», ибо нам чужда идея о «развитии догматов». Догмат есть богооткровенная истина, которая в развитии не нуждается. В раскрытии – да, в развитии – нет. Мы догматы храним. Католики их «развивают».

– Что нужно сделать для того, чтобы западные христиане приняли истину Православия?

– Хранить Православие. Быть православными. Но в целом никакого массового обращения уже не будет. Западный мир слишком иной, чтобы нас понять. Мы уже давно исповедуем очень разное христианство. Католицизм, протестантизм, плюс атеизм – это духовная флора и фауна современного европейского мира, органическая часть их сегодняшнего бытия. Православие там может существовать, но как бы в углу. Причем европейский вариант Православия также весьма отличается от нашего – не только в традициях, но и в мировоззренческом плане.

– Из-за недостатка информации верные УПЦ готовы верить любым слухам, и, конечно, волнуются. Что им можно порекомендовать в этой ситуации?

– Я вряд ли могу кому-то что-то рекомендовать, потому я точно такой же верующий УПЦ, как и все, и знаю не более других. Могу лишь сказать, как я для себя понимаю эту ситуацию. Первое: на данном этапе мы не можем повлиять на ход событий ничем иным, как молитвой. Второе: нужно слушаться наше священноначалие. Мы уже подписали бумагу, адресованную Вселенскому Патриарху. Что благословит дальше Блаженнейший Онуфрий, то и будем делать. Пока лишь остается молиться и надеяться, что Константинополь не пойдет на грубейшее нарушение церковных канонов, как это было, увы, не раз. Например, в случае с Польшей и Эстонией.

Беспокойство есть, но небольшое. Наши люди уже устали от потрясений, и разучились удивляться. К тому же, с самого начала всех недавних событий в стране было ясно, что острие борьбы неизбежно повернется против Церкви. Церковь – самый консервативный институт в государстве. Она не меняется вместе со сменой режимов, по-прежнему духовно связывает некогда единый народ, и еще долго способна хранить его духовно-нравственный код, даже если сам народ в какой-то части обезумел. Неудивительно, что мегатонны ненависти в итоге обрушились на Церковь. Дьявол, который стоит за любой революцией, массовыми беспорядками и кровопролитиями, в конечном итоге метит в Церковь.

Вспомним: то же происходило и в революционной хронике столетней давности. История нас уже предупредила о возможном развитии событий. Поэтому мы беспокоимся, но не паникуем, помня слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8,35)

В сегодняшней Украине возможно все, в том числе и преступления против Церкви. Если уж Бог попустил пролитие братской крови, массовую шизофрению и возрождение фашизма, то сильные удары по Церкви скорее всего неизбежны. Церковь – последний форпост истины, добра, любви, духовной трезвости. Самые здоровые и нормальные в духовном плане люди на Украине – это люди церковные. Естественно, что нас не оставят в покое. Нам нужно внутренне собраться, бодрствовать, ожидая любого варианта развития событий – и в то же время необходимо внутренне успокоиться и предать все в руки Божии. Своих Христос не оставит. Вера в это, наверное, является главным нашим делом в данный момент.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Барышевский Виктор встретился с Иерусалимским Патриархом Феофилом III Епископ Барышевский Виктор встретился с Иерусалимским Патриархом Феофилом III
4 марта 2019 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, викарий Киевской Митрополии епископ Барышевский Виктор встретился с Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III.
Радикалы и раскольники избили прихожан и захватили храм Украинской Православной Церкви в Тернопольской области Радикалы и раскольники избили прихожан и захватили храм Украинской Православной Церкви в Тернопольской области Радикалы и раскольники избили прихожан и захватили храм Украинской Православной Церкви в Тернопольской области Радикалы и раскольники избили прихожан и захватили храм Украинской Православной Церкви в Тернопольской области
3 марта 2019 года в селе Гнездично Збаражского района на Тернопольщине сторонники «ПЦУ», вопреки всем договоренностям завладели храмом Преображенской религиозной общины УПЦ.
Представитель Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях провел встречи в Совете Европы Представитель Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях провел встречи в Совете Европы Представитель Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях провел встречи в Совете Европы Представитель Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях провел встречи в Совете Европы
27-28 февраля 2019 года в Страсбурге с рабочим визитом находился представитель Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях епископ Барышевский Виктор.
Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви глубоко обеспокоен масштабами насилия, которому подвергаются верующие канонической Церкви на Украине Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви глубоко обеспокоен масштабами насилия, которому подвергаются верующие канонической Церкви на Украине Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви глубоко обеспокоен масштабами насилия, которому подвергаются верующие канонической Церкви на Украине Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви глубоко обеспокоен масштабами насилия, которому подвергаются верующие канонической Церкви на Украине
В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви Святейший Патриарх Мар Игнатий Ефрем II выразил глубокую обеспокоенность тяжелыми невзгодами, выпавшими на долю православных верующих на Украине, а также масштабами насилия, которому они подвергаются.
Сербская Православная Церковь выступила с официальным заявлением по церковной ситуации на Украине Сербская Православная Церковь выступила с официальным заявлением по церковной ситуации на Украине Сербская Православная Церковь выступила с официальным заявлением по церковной ситуации на Украине Сербская Православная Церковь выступила с официальным заявлением по церковной ситуации на Украине
Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви распространило заявление, где, в частности, подчеркивается, что единственной Церковью, которую Сербский Патриархат знает и признаёт на Украине, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Священный Синод принял специальное заявление о положении Украинской Православной Церкви Священный Синод принял специальное заявление о положении Украинской Православной Церкви Священный Синод принял специальное заявление о положении Украинской Православной Церкви Священный Синод принял специальное заявление о положении Украинской Православной Церкви
Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 февраля 2019 года.
В пяти селах на Буковине произошли провокации против общин Украинской Православной Церкви В пяти селах на Буковине произошли провокации против общин Украинской Православной Церкви В пяти селах на Буковине произошли провокации против общин Украинской Православной Церкви В пяти селах на Буковине произошли провокации против общин Украинской Православной Церкви
24 февраля 2019 года активисты так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) устроили провокации в пяти населенных пунктах Черновицко-Буковинской епархии — Бережнице, Бережонке, Задубровке, Васлововцах и Товтрах.
Румынская Церковь выскажет официальную позицию по украинской проблеме после ряда консультаций Румынская Церковь выскажет официальную позицию по украинской проблеме после ряда консультаций Румынская Церковь выскажет официальную позицию по украинской проблеме после ряда консультаций Румынская Церковь выскажет официальную позицию по украинской проблеме после ряда консультаций
Синоду необходимы, в частности, письменные заверения о праве румынских приходов на Буковине образовать Румынский викариат.
В Украинской Православной Церкви опровергли информацию о «лавине переходов» ее приходов к раскольникам В Украинской Православной Церкви опровергли информацию о «лавине переходов» ее приходов к раскольникам В Украинской Православной Церкви опровергли информацию о «лавине переходов» ее приходов к раскольникам В Украинской Православной Церкви опровергли информацию о «лавине переходов» ее приходов к раскольникам
Озвучена официальная статистика.
Комментарии
Тамара23 июня 2018, 22:50
Спаси ,Господи, Украинскую православную церковь М.П. от раскола,вразуми Константинопольского патриарха не вмешиваться в дела другой церкви. Нет такого права у него ни по каким канонам. Я верю, что Господь Бог этого не допустит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×