О святости. Размышление

    

«У каждого святого есть прошлое. А у каждого грешника есть будущее». Обойдя тысячи англоязычных психологических форумов, эта цитата из драмы «Женщина, не стоящая внимания» (со столь провокационным названием она вряд ли бы вышла на современном толерантном Западе) потеряла свою первую часть, соль шутки, некогда шокировавшую престарелую викторианскую даму в чепце, и перекочевала на наши родные интернет-просторы. Здесь она продолжила утешать всех тех, кто, перебирая воспоминания юности, натыкается на пустые бутылки, незнакомых особ в постели и легкие угрызения совести. Мол, святых-то и в помине нет, не вешай нос. Но оставим Оскара Уайльда с его эстетизированным цинизмом в стороне и попытаемся ответить на вопрос, кто же такие святые и можем ли мы, грешные, к ним приблизиться.

У святых, действительно, есть прошлое. У каждого свое. И если человеку кажется, что святость – это полное безгрешие, то вряд ли он разбирается в теме. Без греха вообще есть только один Человек на свете. Его так и называют – Единый Безгрешный. Все остальные участвуют в борьбе, ходят по краю и не знают будущего.

Но чрезвычайно важно, что у грешника есть будущее. Человек создан способным на святость. Как из любой ткани можно пошить ризу, а из любого куска воска слепить свечу, так и каждый вроде бы неказистый человек может освятиться, приблизившись к Богу. Он к этому даже призван: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят. Так сказано.

Человек создан способным на святость

Да и с какой бы стати над каждым крещеным покойником пели «Со святыми упокой», если бы между ним и достоверно известными святыми лежала непреодолимая пропасть?

Пропасть преодолима.

Вот вам некое малое откровение: каждый человек может быть святым.

Это вовсе не значит, что он станет похож на святого Николая или святого Серафима. Наоборот. Это значит, что он ни на кого похож не будет. Святость абсолютно не шаблонна. Нет ни одного святого, с ювелирной точностью копирующего кого-то другого. И если нам кажется иначе, значит, мы опять не в курсе.

Личность, расцветшая в Духе Святом, – это святость. А личность оттого и личность, что другой такой в мире нет и не будет.

Не надо при этом ждать чудес и для всех очевидного величия. Именно этого нам привычно от святости ждать, лишь подтверждая лишний раз, что мы, как теперь говорят, «не в теме». Больший из всех рожденных женами – Иоанн Креститель – ни одного чуда не сотворил. Моисей и Илия меньше его, а он и не воскрешал, и не исцелял. И были подлинно чудные люди вроде Онуфрия Великого, проведшие в пустынях по полувеку и более, общавшиеся только с ангелами и ни с кем из людей. У них не было славы. О них просто не знали. Так что ни чудеса, ни громкое признание святости сопутствовать не обязаны.

Человек должен быть полон Богом. Не абстрактной добротой, не мягкостью и пушистостью, а Богом. Причем в меру своей глубины. Внутренняя мера человека может быть мала, как наперсток. Но если наперсток полон, это будет маленькая подлинная святость. Если же человек похож на чашу и тоже полон, это будет большая святость. А есть еще ведра, кувшины, водоносы и прочие емкости по возрастающей их объема. И хорошо бы, чтобы каждая была полна. Тогда все будут святы, и все по-разному. Так и на видимом небе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41).

Святость доказывает существование иного мира и правду Евангелия.

Благодаря святым Евангелие из книги, из «просто» текста превращается в плоть и кровь, в дыхание и молитву конкретного человека. Святые – это и есть «воплощенное Евангелие». Каждый в отдельности воплощает одну или несколько цитат. Все вместе, собор всех святых воплощают Евангелие целиком.

Можно просить у них: у Пантелеимона – здоровья, у Николая – помощи в путешествии, у Спиридона – решения жилищных проблем. Почему же не просить? Это открытые и чистые источники. Стыдно и глупо жаждущему из них не пить. Но любить святых нужно не только за благое участие в нашей суетной жизни. Их стоит любить за то, что они есть; за то, что они – радостное откровение о том, каким может быть человек.

Все, что мир говорит о человеке, есть идеологическое убийство. Согласно учению гордых наук, человек – это говорящий комок грязи, должник могилы без надежды на воскресение. Трудно не склонить шею под это виртуальное ярмо, если так учит школа, так говорит улица, так поет эстрада… Но стоит в этой тьме зажечься свечечке под именем Сергий Радонежский, как начинают отползать в углы химеры ложных мнений, и появляется радость.

Святость, в конце концов, это радость, сменившая слезы. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125:5-6).

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине "Сретение"

8 июня 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Восемь святых, связывающих нас с Сирией Восемь святых, связывающих нас с Сирией
Фарес Нофал
Восемь святых, связывающих нас с Сирией «Вся святыя помянувше…»
Восемь святых, связывающих нас с Сирией
Фарес Нофал
Их словами мы молимся и славим Господа; их подвигами вдохновляемся; читая их творения, пытаемся постичь глубины православного вероучения… Они так привычны нам, эти святые, некогда жившие, учившие, подвизавшиеся на Сирийской земле.
Мы должны быть святыми Мы должны быть святыми
Иером. Иов (Гумеров)
Мы должны быть святыми Мы должны быть святыми
Слово в Неделю Всех святых
Иеромонах Иов (Гумеров)
Когда мы говорим о том, что мы призваны к святости и начинаем видеть, как нам кажется, какую-то пропасть, какой-то широкий ров, отделяющий нас от святых, это вдруг утверждается в нас. Но, мы должны это победить, потому что на самом деле никакого рва нет. (MP3 файл. Продолжительность 21:24 мин. Размер 15.5 Mb)
Святость Святость
Митрополит Николай (Ярушевич)
Сколько тысяч их мы знаем по именам, но еще больше – нескончаемые тысячи – мы по именам и не знаем. Разве мы можем назвать поименно всех тех святых мучеников в числе 20 тысяч, которые были сожжены в Никодимии в праздник Рождества Христова нечестивым царем Максимианом? Языческий царь Максимиан (это был 302 год по Рождестве Христовом) справлял праздник победы, принося жертвы богам. На площади около язычников оказались, может быть из любопытства, и многие христиане.
Комментарии
Татьяна10 июня 2018, 07:52
Спаси Господи вас, Наталья! БЛАГОДАРЮ Бога за это откровение. С праздником, братья и сестры! С днем всех святых, в земле Российской просиявших! Помоги и укрепи нас, Господи, молитвами святых своих угодников!
Наталия 9 июня 2018, 23:55
Спасибо!
Татьяне: Я тоже борюсь с завистью, гневом и многими
другими грехами. Вот что я узнала из чтения Святых Отцов и из проповедей, что мне, Слава Богу, помогает!
1. Чаще исповедоваться и принимать Святое Причастие!
2. Молиться и читать Акафисты как можно чаще.
3.Благодарить Бога за всё как можно чаще.
Когда мы завидуем, то мы не ценим то, что имеем.
А ведь многие завидуют нам по той же причине.
А ведь на всё Воля Божия!!! Давайте ценить и любить то, что имеем вокруг нас!
Дай Бог нам всем терпения, веры, надежды, любви и
здравия душевного и телесного!
Заступничества Царицы Небесной и всех Святых нам всем, кто почитает Их!
С Праздником!!!
Владимир 9 июня 2018, 23:09
Как елей на душу слова о.Андрея, СПАСИ ГОСПОДИ!
Наталия 9 июня 2018, 10:49
Замечательно! Прекрасно пишет о. Андрей. Спасибо!
Татьяна 8 июня 2018, 21:45
Благодарю за статью! Все верно, все просто... Объясните только, где находить силы: бороться с собой, не лениться Богу, любить людей, сдерживать гнев, зависть, блудные помыслы. Как научиться выполнять хотя бы одну крохотку из перечисленного?
Алексей 8 июня 2018, 16:52
Отец Андрей, большое спасибо Вам за ясную и ободряющую проповедь (не хочется называть ее "статьей").
Людмила ис 8 июня 2018, 12:48
Спаси Господи, батюшка, за краткость и глубину, за слова в статье: "...стоит в этой тьме зажечься свечечке под именем Сергий Радонежский, как начинают отползать в углы химеры ложных мнений, и появляется радость".
8 июня 2018, 11:52
Спасибо, отец Андрей!
Как всегда, с большим интересом и пользой для себя, немощной, прочла.
галина 8 июня 2018, 11:16
Спаси Господи! Только из Лавры преподобного Сергея! Молитвенной Вам помощи преподобного сорок дней молитв о здравии!
Емилия 8 июня 2018, 10:39
Спаси Господи, отец Андрей! Как всегда точно, емко, просто и доходчиво! Каждое слово в «десятку»! Многая и благая лета Вам! Храни Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×