Сто лет спустя

Сегодня у Государя Императора больше власти, чем 100 лет назад. Сто лет назад усилиями пропаганды он был превращен в монстра, олицетворяющего государственный строй, предназначенный к беспощадному уничтожению. Строю приписывались жестокость, равнодушие, роскошь и разврат. Все это автоматически переносилось на образ царствующего дома и так успешно, что вчерашние «верноподданные» молча съели убийство главы государства и всего семейства.

А сегодня? А сегодня мы отрезвлены событиями прошедшего столетия. Уж мы-то знаем, что роскошь олигархов превосходит роскошь царскую в разы, хотя полностью лишена какого-либо нравственного оправдания. А разврат современного глобального Содома заставляет смотреть на многих грешников прежних времен как на воспитанников детского сада. И равнодушие людей друг к другу в мире, где деньги – главная ценность, не имеет себе равных. Что же до жестокости, то ХХ век всех переплюнул. Тут вообще язык немеет и пальцы отказываются печатать.

Царь поднимается над вековой ложью, и перед нашими современниками он предстает в своем человеческом величии и с мученическим венцом. Вопрос не в реставрации монархии, а для начала в осознании прошлого и оздоровлении настоящего. Теперь любовь к последнему царю и легче, и объяснимее, нежели в начале прошлого века при предательстве одних, равнодушии других и бесовской ненависти третьих. Если тогда его окружало предательство, трусость и обман, то сегодня, в том мире, в который он вошел со всей семьей, его окружает содружество святых. Точнее – торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах; и Судия всех Бог, и духи праведников, достигших совершенства (См. Евр. 12:23). Сегодня у него действительно больше реальной власти и личной свободы.

Смерть проясняет многое. Такова одна из ее функций. Так, за кажущейся робостью Бориса и Глеба была сокрыта добровольная жертва и отказ от братоубийства. Не слабость, а силу особого рода увидели вскоре в их смерти. Что же до умения воевать, то его Борис и Глеб проявили вполне уже из иного мира – и на врагах, а не на братьях.

Если тогда царя окружало предательство, трусость и обман, то сегодня его окружает содружество святых

Нечто подобное уже частично произошло и продолжает происходить с личностью убиенного Николая Александровича и ее оценкой в историческом русском сознании. Но вопрос касается не одной личности императора. Целый круг обжигающих понятий вовлекается в обсуждение. Вина народа, мировая закулиса, предательство элит… Неизбежность или случайность? Голова кругом.

Царь был одинок. Между ним и народом располагался плотный, непробиваемый слой бюрократии, чиновничества, разнообразных местных властей, действовавших от имени царя, но, очевидно, не всегда на общую пользу. «Царь-то хорош, но бояре – волки». Эту фразу можно и без монархии осмысленно произнести.

При отсутствии массовых коммуникаций, подобных сегодняшним, государя простые люди видели только на портрете в присутственном месте да на богомолье (издалека). Официальные обращения, начинавшиеся с местоимения множественного числа «Мы», только подчеркивали пропасть между простой людской массой и государем. А жажда свободного действия, личного участия в общественной жизни уже разыгралась в людях. Жажда новостей, дебатов, обсуждений. Лихорадочная дрожь в предчувствии чего-то нового. Слово «Мы» стали применять к себе. О царе стали говорить «он». И в это самое время среди густой и пестрой массы вполне демократично и неутомимо шныряли и действовали по всей стране пропагандисты, агитаторы, террористы и провокаторы. Долго так продолжаться не могло.

Непосредственное общение у царя, кроме семьи, было лишь с министрами и двором. И этот последний и самый плотный круг совсем уж не блистал верой, бескорыстием и служением короне. Слова царя о предательстве, трусости и обмане именно к этому последнему кругу и относятся. Революция, как змей, всегда ползает в правительственных коридорах, а только потом – на улице.

Имиджевые потери, системные ошибки или прямое предательство удобнее всего рождаются в ближайшем окружении. И при добром монархе успешнее, чем при подозрительном и коварном. При богомольном семьянине – легче, чем при мрачном аскете или веселом гуляке. Вот о чем стоит думать, и не просто думать, но доводить мысль до практических выводов.

Хитрое низложение царя и последующее убийство были информационно подготовлены

Прежде чем стать кровавой реальностью, хитрое низложение царя и последующее убийство были информационно подготовлены. Извилистый ум интеллигента и практичный ум простолюдина вспахивались разными плугами и на разную глубину. Но и тот и другой были основательно приготовлены для специфического засева. Этого можно было до конца не понимать тогда. Но сегодня сама эпоха гордо именуется информационной. Сегодня нельзя не понимать, что информационные войны – такая же реальность, как и Сталинградская битва, и потери в таких, казалось бы, разных битвах сопоставимы. Лондонская типография, где печаталась «Искра», вполне конкурирует с военными заводами Круппа по производству смерти. И ничего, что там снаряды, а тут «всего лишь» бумага. Прежде чем заговорят пушки, враг воюет именно бумагой.

Многое нужно усвоить. Пронырливый газетчик опаснее боевого вражеского генерала. Незаметный банкир в сером костюме бывает и важнее, и страшнее придворного павлина в расшитом золотом мундире. Банкиры, оказывается, могут начинать и заканчивать войны, не советуясь с царями. И сытый народ при добром царе легче околпачить и вывести на улицы, нежели голодных бедняков при деспотичном монархе. Все это узнается на расстоянии.

Сложный церемониал, глубокие приседания и расшаркивания на паркете только заслоняют реальный ужас, творящийся в головах людей, и конкретные проблемы в их жизнях. Управление государством – это тяжелый и повседневный труд, где ничего не делается само собой, но все требует внимания и понимания.

Царь сегодня с Борисом и Глебом, с преподобным Сергием, с блаженной Ксенией, с Серафимом. Вокруг него нет предательства и лести. У него реально больше сил и власти. Информация о жизни русского народа не подается ему в намеренно или случайно искаженном виде. Царь все видит. Мы вправе ждать от него того благого вмешательства в земную жизнь, на которое способны святые. Не его одного, ибо русский полк в небесном воинстве многочислен. Но непременно и его тоже, ибо то, что он не сумел, не смог сделать на земле, он вполне может совершить сегодня, находясь в настоящем и непоколебимом Царстве.

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине "Сретение"

 

16 июля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Николай II или Сталин: кого взять за образец для научно-технологического прорыва? Николай II или Сталин: кого взять за образец для научно-технологического прорыва?
Дмитрий Сапрыкин
Николай II или Сталин: кого взять за образец для научно-технологического прорыва? Николай II или Сталин: кого взять за образец для научно-технологического прорыва?
Беседа с историком Дмитрием Сапрыкиным
Именно образовательный, научный, промышленный, инфраструктурный потенциал, созданный при Государе, дал России шанс сохраниться и добиться значительных успехов, несмотря на большевистские эксперименты и страшные испытания.
Эпоха святого Императора Николая II Эпоха святого Императора Николая II
Прот. Владислав Цыпин
Эпоха святого Императора Николая II Эпоха святого Императора Николая II
Протоиерей Владислав Цыпин
Мнение о слабости Императора Николая II как правителя ошибочно. Царь-страстотерпец был государственным деятелем, действовавшим по совести, в строгом соответствии с требованиями своего долга и чести страны, править которой он поставлен Богом.
Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов
Мы представляем редкие фотографии Государя 1907–1915 гг. из 6 семейных альбомов, вывезенных фрейлиной Императрицы Анной Вырубовой за границу.
Комментарии
Алексей27 июля 2018, 11:59
"сытый народ при добром царе легче околпачить и вывести на улицы, нежели голодных бедняков при деспотичном монархе" - это правда.
Так было во время французской революции (Людовик 16 - добрейший из всех французских королей). Так было в 1917г.
Голодные бедняки думают о выживании, им не до революций. (при этом страдания людей видит Бог и горе тому, кто довел людей до такого состояния).
Надо желать, чтобы был сытый народ при добром царе, но этого мало. Надо желать, чтобы этот народ был образован, чтобы народ не верил очередным "спасителям человечества", чтобы народ ценил то хорошее, что у него есть (в т.ч., нравственные устои, веру, семью), и ни в коем случае не рисковал бы этим.
Ольга21 июля 2018, 10:54
Батюшка, отец Андрей, прошу Ваших молитв за мою маму, новопреставленную рабу Божию Елизавету
Люди православные, прошу Ваших молитв за новопреставленную рабу Божию Елизавету
Храни Вас Господь Бог !!!
р.Б. Евгений21 июля 2018, 01:00
Отец Андрей - написано - как и все у Вас - гениально. Намерено избегаю смягчений.

Пишите.
андрей20 июля 2018, 22:05
О. Андрей, скажите, как быть, по Вашему мнению, с отречением Николая 2-го от Царства на ст. Дно? не отрекся ли он при этом и от Помазания, не есть ли его кончина расплатой за это?
Ирина17 июля 2018, 16:58
Почему же мы осуждаем Государя, который, возможно и вполне вероятно, получил от Господа откровение, что русский народ должен претерпеть все эти бедствия, чтобы покаяться и укрепиться в вере? ведь общеизвестно, что перед революцией народ совершенно отпал от веры, особенно интеллигенция - перестали почти причащаться, священство и монашество было в поругании и поношении. И необходим был карающий меч Господень, чтобы оживить почти омертвевшие сердца. Есть свидетельства современников, что после революции те люди, которые и в церковь-то не ходили, когда наступили гонения, с благоговением лобзали даже кирпичики закрытых храмов. Поняли, наконец, что потеряли. А нам из этого урок на будущее.
Ирина17 июля 2018, 16:49
Очень многие в наше время, к сожалению, берут на себя право осуждать Государя в том , что он отрекся от престола. \Но что мы знаем? Знаем из воспоминаний современников, что Государь много молился перед этим. Можем ли допустить , что Господь открыл ему свою волю? Это зависит от нашей веры и наличия смирения перед волей Божией. Когда мы читаем о том, что пророки Исайя и Иеремия говорили народу израильскому, что он должен принять плен Вавилонский за свои грехи и покаяться, мы это принимаем, хотя современники готовы были даже убить пророков за такое откровение.
Иван17 июля 2018, 15:44
16 июля 2018, 20:29 "является следствием другой информационной войны, в которой снарядами выступали книги Солженицына и Закон Божий Серафима Слободского, напечатанные в США." Поистине, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. У тоскующих по СССР уже и Закон Божий стал "происками империализьма". Господи, вразуми этих бедолаг!
Дмитрий17 июля 2018, 13:14
Для 16 июля 2018, 20:29:

"...почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть... Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, НЕВОЗМОЖНО ОПРАВДАТЬ ЭТУ БЕЗУМНУЮ ДИАВОЛЬСКУЮ ЗЛОБУ. Но понять можно, особенно нам, христианам." (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Валентин-8317 июля 2018, 11:53
В чем победа революций? Почему Господь так ведёт Свой промысел? Думается всё дело в проверке народа Своего и личностей на пригодность для Царствия Небесного. Почему Христа распяли? Потому что Бог есть Любовь принявший на Себя наши промахи, потому что Отец Небесный благоволил тому Быть. Ещё такая мысль есть- революциями и войнами отделяются овцы от козлищь. Вспомните ещё из Евангелия как возмутились ученики Христа когда женщина возлила миро на Его голову, о чем они сожалели? О материальном, и это и есть причина предательства, по видимому. Не внял тогда Иуда для чего это было сделано... И с царем Николаем Александровичем из-за шкурных интересов также поступили. Моли Бога о нас царь Николае.
Алексей17 июля 2018, 11:11
На всё воля Божия.

Буржуазия рвалась к власти. Сила денег и нравственное оскуднение значительной (и активной) части народа попущением Господним дали торжествовать февральской буржуазной революции. Но недолго пользовалась буржуазия плодами своей измены — Октябрьский переворот смёл её. Пришли десятилетия испытаний — в том числе и испытаний для Церкви, оставившей Государя. Православие на Руси было поставлено на грань уничтожение, но — опять же, попущением Божиим — Великая Отечественная война, пришедшая на Русскую землю, остановила уничтожение.

И теперь, Русская Православная Церковь стала оплотом Православия во всём мире!

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
17 июля 2018, 08:38
Простите нас Святые мученики страстотерпцы. Господи помоги нам слепым, глухим осознать что произошло 100 лет назад. Революция всегда плохо-об этом нужно помнить.
Александр16 июля 2018, 22:34
Несомненно, личность последнего царя имела огромное положительное, духовное влияние на предреволюционную Россию. Оно и не могло быть иначе по Божьему промыслу. Но всё таки хочется услышать более глубокий анализ причин победы двух революций. Ведь для не повторения трагедии, это - самое главное для нас.
16 июля 2018, 20:29
Чем был «сыт» народ в начале 20 века? У революции были объективные причины, как и у развала СССР. И заговор верхов, и участие банкиров и информационная война лишь второстепенные причины, а не главные. Наша вера в то, что «до революции всё было лучше», является следствием другой информационной войны, в которой снарядами выступали книги Солженицына и Закон Божий Серафима Слободского, напечатанные в США. Отрицая своё советское прошлое, мы стремимся вернуться «назад» в мифическое «светлое» дореволюционное прошлое. Пока мы не избавимся от этих иллюзий и не посмотрим на прошлое объективно. Мы так и будем двигаться по пути национального и духовного вырождения.
Дмитрий16 июля 2018, 19:40
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас! Прости наш Государь!
16 июля 2018, 18:48
Храни вас Господь, отец Андрей!!!!
Прекрасная и проникновенная статья!
раба Божия Тамара16 июля 2018, 18:40
Спаси Господи! Замечательные и точно найденные слова! Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
Ljubovj16 июля 2018, 13:46
Spasi Gospodi O. Andrej za glubokie i zamechateljnie slova. statja kak govorjat v !0.Bozjej pomochi Dorogoj Batjushka!!
Олег 197216 июля 2018, 13:40
До слез!!!
владимир16 июля 2018, 13:05
ГЛУБОКАЯ СТАТЬЯ, ОТЕЦ АНДРЕЙ, СПАСИБО, ХРАНИ ВАС, ГОСПОДИ !
Марина16 июля 2018, 12:56
Спасибо отец Андрей за так точно найденные слова! Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
Адриан16 июля 2018, 12:28
Аминь!
Павел16 июля 2018, 11:08
Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас, о стране нашей.
Наталия16 июля 2018, 10:29
Спаси Господи! Замечательные и глубокие слова.
Морилова Ирина16 июля 2018, 08:02
Аминь.
Ольга16 июля 2018, 00:54
"Если тогда его окружало «предательство, трусость и обман»..."

Неточная цитата (поскольку слова заключены в кавычки). Николай II говорил: "Кругом измена, трусость и обман".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×