«Грех превращает человека в ничто»

Преподобный Никодим Святогорец о стремлении к наслаждениям и о грехе

14/27 июля Церковь чтит преподобного Никодима Святогорца (1749–1809) – подвижника и аскета, богослова и духовного писателя, издателя «Добротолюбия» и трудов отцов Церкви, агиографа и гимнографа. Из аскетических наставлений старца особенно известна книга «Невидимая брань», ставшая для многих православных настольной. Этот труд и другие творения преподобного Никодима, такие как «Учение об исповеди», завершающееся «Словом о покаянии», «Благонравие христиан» и проч., не только учат борьбе с грехом, но и помогают и укрепляют в этой важнейшей для христианина битве.

Узы наслаждений

Преподобный Никодим Святогорец Преподобный Никодим Святогорец
Доставить наслаждение пяти чувствам – приятное и одновременно мучительное влечение, которое человек ощущает в своем сердце. Однако никакой самый красноречивый человек никогда не сможет в полноте описать все те зло и вред, которые наслаждения привносят в душу. Если диавол будет предлагать нам яд, не будем пить его, хотя бы он и смешал его с медом наслаждений (когда я говорю о наслаждениях, то подразумеваю под ними удовлетворение плотских похотей – блуда, прелюбодеяния и других подобных страстей).

***

Каждый из нас знает, что нечистота и бесстыдство наслаждений ослепляют ум и привязывают сердце к преходящим делам мира. После этого покажутся истинными слова, сказанные одним добродетельным человеком, что кроме младенцев мало кто достигнет Рая и спасется.

***

Наслаждения питаются долгим сном, вкусной пищей, красивой одеждой, мягкой постелью и вообще всем тем, что доставляет покой нашему телу.

***

Подумай о том опустошении, которое производят наслаждения в твоей душе

Горе вам, пресыщающиеся всяким удовольствием! Горе вам, смеющиеся ныне! Горе вам, когда люди будут хвалить и почитать вас!

Кто-нибудь скажет, что развлечения и услады не являются злом, пока не переходят в грех. Но Иисус Христос говорит, что такой образ жизни есть приготовление себя к мучениям. Горе тем, которые из-за сиюминутного наслаждения будут страдать в вечности среди нескончаемых мук! Господь предупредил нас, что путь наслаждений очень опасен. Подумай о том опустошении, которое производят наслаждения в твоей душе.

***

Наслаждения и удовольствия делают бессильным самого крепкого. Именно из-за них некоторые христиане становятся настолько бессильными, что, увидев лишь тень наслаждений и искушений, они сразу готовы возвратиться вспять и сдаться без борьбы. Призвание христианина – это призвание воина. Какими бы соблазнительными ни были наслаждения, они не должны победить христианина-воина.

***

Хорошо есть и пить, ходить на празднества… все это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему

Ты спросишь: разве грех – спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Но этим вопросом ты хочешь только оправдать себя, потому что все это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему. Все это препятствует тебе когда-либо вкусить духовных благ, исходящих от Бога. И ты пострадаешь от них так, как пострадал когда-то Соломон, который не был осторожен в наслаждениях и из-за них впал в идолослужение.

***

Тертуллиан очень часто говорил, что христиане должны отвергать наслаждения из-за того, что они изнеживают человека и от этого его добродетель становится немощной и бессильной.

***

Вялость и бессилие, которые появляются в душе от наслаждений, противны предназначению христианина. Наша цель состоит в том, чтобы уподобиться Иисусу Христу.

***

Христос провел жизнь в нищете, скорбях и поруганиях, а сластолюбцы боятся такого образа жизни, и именно поэтому они не хотят каяться. Неужели они нашли какое-то другое Евангелие, или к ним пришел другой Христос, пообещавший им, неразумным, прекрасную одежду, сладкую пищу, покой, развлечения и почет от людей? Они забыли, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 14).

***

Потерпи в этой жизни, чтобы тебе не услышать страшных слов Христа: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16: 25). И пойми наконец, что Царство Небесное стяжается не теми, кто пребывает в праздности и удобстве, но теми, кто понуждает себя, как сказал Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

***

Обратись к Богу с покаянием, чтобы тебе стать действительно счастливым

Итак, не говори больше, что наслаждения – не грех, и обратись к Богу с покаянием, чтобы тебе стать действительно счастливым.

Грех – величайшее чудовище

Грех – это величайшее чудовище, – как в настоящей, так и в будущей жизни. И Сам Бог не знает другого столь великого и страшного чудовища, которое противостояло бы Его величию и благости.

***

И что сказать о том, какими мерзкими мы бываем пред Богом, когда совершаем грех, который является врагом благого Бога? Любя это чудовище, называемое грехом, мы становимся злыми и противными Самому Господу. Мы становимся ненавистными для Него, ибо наш грех ненавистен Ему, как говорит Дух Святой устами премудрого Соломона: «Равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его» (Прем. 14: 9).

***

Для того, чтобы нам вполне избавиться от греха, наша воля должна прийти в единение с волей Божией – только тогда наш грех изгладится. Эту волю мы должны употребить вместе со всеми нашими силами для борьбы с грехом. Нам необходимо также молить Господа, чтобы Он укрепил нас Своей благодатью, – чтобы мы могли противостоять греху, а не быть его рабами.

***

По определению преподобного Максима Исповедника, грех есть «неестественное движение», он лишает несчастного грешника всех сверхъестественных даров и благ. Также и душу он лишает благодати сыноположения – этого величайшего дара, данного нам Богом. Грех обнажает душу и приводит ее в самое жалкое состояние запустения, лишает ее награды за добрые дела. А что самое страшное – он лишает человека возможности быть наследником Царства Небесного.

***

Грех уничтожает в душе блага, дарованные ей Богом, – мир с совестью и чистоту помыслов

Грех уничтожает в душе блага, дарованные ей Богом, – мир с совестью и чистоту помыслов. Также и тело он наполняет нечистотой и необузданными похотями, то есть разрушает храм Божий, как пишет апостол Павел: «Вы – храм Бога Живаго» (2 Кор. 6: 16).

***

Согласно святому Афанасию Великому, «грех и зло не от Бога произошли, не в Боге были, они не были изначально и не имеют какой-либо сущности». Итак, грех превращает человека в ничто.

***

Человек, служащий греху, живет жизнью скорбной и тревожной, как Каин, который, убив своего брата, стал весь трепетать от страха: ему казалось, что дрожат холмы и колеблется земля.

***

Христианин, знающий, что грех противен Богу и хуже любого бедствия; исповедующий, что Богочеловек Иисус был распят ради того, чтобы уничтожить грех, – как такой христианин может грешить?

***

Устыдимся же, братья, того бедственного состояния, до которого нас довел грех, и примем твердое решение, как должно впредь употреблять наше тело, соблазнявшее нас.

***

Решимся же мужественно противостоять искушениям, в которые ввергает нас диавол, чтобы не впасть нам в грех и быть готовыми отдать не одну, а тысячу жизней, чтобы только не покориться ему. Будем просить Господа, чтобы Он послал нам Свою благодать, чтобы мы могли и кровь свою пролить, лишь бы только снова не огорчить Его новыми грехами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовные заветы старца Амфилохия (Макриса) Духовные заветы старца Амфилохия (Макриса) Духовные заветы старца Амфилохия (Макриса) Духовные заветы старца Амфилохия (Макриса)
Нужно совершенствовать прежде всего самих себя. Миру нужно увидеть людей, воплощающих закон Божий. А они так редко встречаются в наше время.
«Забытый» грех лакомства «Забытый» грех лакомства
Владимир Басенков
«Забытый» грех лакомства «Забытый» грех лакомства
Владимир Басенков
Кажется, понятно, как поститься: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона – и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение, – есть вкусно.
Как бороться со страстями Как бороться со страстями
Советы пастырей
Как бороться со страстями Как современному человеку бороться со страстями
Советы пастырей
Как вести борьбу со страстями нам, христианам информационной эпохи? На что прежде всего обратить внимание? Как настроиться? Где искать помощь и поддержку?
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
Комментарии
Ольга30 июля 2018, 18:19
Благодарю Господа и чудесный портал "Православие.ру". Божья помощь всегда вовремя)!
Александр Алексеевич28 июля 2018, 22:02
Вялость и бессилие...А я думал- ну, подустал, возраст...Понял. Вспомнил!А я, оказывается, и постную пищу уплетаю с наслаждением!(Моя жёнушка и постную еду готовит очень вкусно).А телевизор! А интернет! Благодать отходит, потому что- я теряю чистоту помыслов. Преподобный старец, Никодим Святогорец- я и не мог предположить, что такая книга, с таким Богословием- есть! Святой Угодник Божий, моли Господа, Иисуса Сладчайшего и обо мне!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×