Как относиться к предполагаемой пенсионной реформе?

Ответы пастырей

В обществе обсуждается проект пенсионной реформы, вызвавший много страстей. Как православный христианин должен реагировать на эту вероятную угрозу материальному благополучию пожилых граждан страны, его самого и его ближних?

    

Думаю, выход будет найден

Протоиерей Александр Авдюгин

‒ Мне трудно ответить на данный вопрос, так как пребываю в иных жизненных реалиях. Пенсии жителей ЛНР в несколько раз меньше пенсий жителей России, а попытки получить «свои кровные» в государстве, которое использовало труд своих граждан, а нынче объявило их сепаратистами и террористами, наталкиваются на такие проблемы, что не под силу многим пенсионерам.

И все же, читая сообщения о недовольстве, протестах и несогласии многих на постепенное повышение пенсионного возраста, невольно задаешь себе вопрос: а как там, за рубежами нашей Родины?

За рубежом, оказывается, пенсионный возраст повыше, но ведь там и продолжительность жизни поболее…

Так что неправомочно данное сравнение.

С точки зрения государства – повышать надобно, чтобы пенсионеров прокормить и подлечить, ведь стареет вся страна, по возрастной статистике. С точки зрения потенциальных пенсионеров, добавлять пенсионные года ‒ значит еще больше уменьшить период «заслуженного отдыха».

Можно ли найти выход из двух необходимостей, которые резонны, понятны и обосновываются? Или вновь поступить по апробированному варианту: наш народ терпит, потом опять терпит, затем, когда терпение пропадает, вздыхает, молится и начинает терпеть снова?

Я уверен в искренности Президента, когда он с поклоном возжигает в храме свечу, крестится и кланяется, как и уверен в его способности анализировать, понимать и сострадать.

Пророчествовать не умею, да и не желаю, но все же, если эта пресловутая реформа пройдет все стадии обсуждений, утверждений и принятий, последней инстанцией, которая пошлет ее в дальнее, невидимое пока нами будущее, станет Владимир Владимирович. Думаю, выход будет найден, и большинство населения его поддержит.

Не бойся, малое стадо!

    

Священник Лев Аршакян

‒ Я, наверно, не скажу ничего нового, особенно для людей, знающих и регулярно читающих Евангелие. Господь призывал нас не бояться, потому что Он прекрасно знает, в чем мы имеем нужду. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Отец Небесный богат и всемогущ, поэтому искать следует прежде всего Царствия Небесного, а все земное приложится.

Да, есть объективные трудности, которые посылаются как испытания, чтобы Господь увидел, чем мы по-настоящему живем и на что больше надеемся: на пенсию, на какие-то материальные блага, или все же вера преобладает? Нам, неиспытанным, Господь не сможет послать достойный нас плод. Если надо, Он ангелов пошлет, которые принесут все, что надо, верующим и неунывающим. Так было уже много раз.

Не плотское мудрствование, конечно, должно быть главенствующим, не страхи земные, а духовная мудрость, что Бог не оставит. И если послано испытание, надо пройти его достойно. Да, печально, да, возможно, кому-то станет тяжелее материально. Но, может быть, эта тяжесть будет стимулом к молитве и упованию на Бога. В целом православные христиане должны с пониманием относиться ко всему, что делается в государстве. Все, что не гонит Христа, принимается, и кесарево Кесарю (Мф. 22, 21). Только если отнимается Христос, мы как христиане обязаны не принимать ничего и никого и идти на мученичество.

С другой стороны, конечно же, если ты компетентный специалист и имеешь особые дары, можешь помочь государству в каких-то вопросах, то поучаствуй в обсуждении, помоги, поищи способ донести свою мысль до правителей. Если же нет, то главное тогда – не бойся.

И предлагать свое, и даже спорить следует без гнева и раздражения. Напомнить, может быть, предыдущую историю страны и аналогичные похожие случаи, если ты знаток истории. Более того, если ты этого не делаешь, хотя можешь, то должен помнить, что грех совершает тот, кто знает добро и не делает добра. Но при этом никогда не надо терять меры и даже не особо надеяться на справедливость. По справедливости, по большому счету, нам всем уже давно пора гореть в огне, но Бог по своей милости нас терпит и любит. Значит, и мы должны быть рассудительны, милостивы и любовны.

Мы должны помогать людям

    

Священник Димитрий Шишкин

‒ Если в отношении самого себя мы вольны воспринимать угрозу материального ущерба стоически, а вернее, по-христиански, помня слова Спасителя о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (ср. Лк.12, 15), то когда этот ущерб угрожает самым обездоленным, бесправным и малоимущим, то мы просто не имеем права убеждать их, условно говоря, «потерпеть ещё», потому что и терпеть-то зачастую дальше некуда. Напротив, мы должны и сами помогать, чем можем, таким людям, и прилагать усилия для того, чтобы государство проявляло о них всеобъемлющую и ответственную заботу.

Но проблема достойной жизни пенсионеров, своевременность их ухода на пенсию, уровень и образ их жизни – всё это вопросы, неотделимые от вопросов организации помощи вообще всем тем, кто нуждается в поддержке и помощи общества. И если уж говорить о мерах поддержки пожилых людей, то неизбежно надо говорить о всеобъемлющих и системных мерах по физическому и духовно-нравственному оздоровлению самого общества. Потому что без масштабной программы такого духовно-нравственного и физического оздоровления, решением одних только финансовых вопросов, мы не решим главный вопрос: сохранения, умножения народа, повышения уровня жизни людей, защиты слабых. И абсурдно жаловаться на недостаток рабочих сил, когда государство само санкционирует и поощряет уничтожение миллионов младенцев в материнской утробе. Когда вместо привычки к систематическому труду с детства прививается привычка к поиску «легких денег», и в основании мировоззрения полагается гедонистическая мечта о «сладкой жизни». Дело ведь не только в материальной угрозе, что, впрочем, тоже немаловажно, если учесть, что огромное число пожилых людей в нашей стране, что называется, не живёт, а выживает. Но дело в самой системе организации нашей общей жизни, в основании которой должны полагаться простые правила долга, чести, порядочности, самоотверженной любви и уважения к старшим. А всё, что противно этим простым правилам, должно искореняться и устраняться как соблазн, угрожающий самому существованию народа.

Проще говоря, чтобы было кому защищать слабых – должно существовать общество сильных. Но откуда оно возьмётся, если само государство мало заботится о сохранении подлинной – не только физической, но и духовной, нравственной культуры. Нужны системные меры по пресечению пропаганды корысти, эгоизма, разврата и пошлости, и, напротив, – многообразные и действенные программы по воспитанию подрастающего поколения в духе мужества, отваги, чести и достоинства. А основанием и животворящим источником этих доблестных качеств служит Православная вера с ее главным заветом – всецелым и самоотверженным подражанием Христу.

Нелегко подобрать нужные слова

    

Священник Валерий Духанин

‒ Вопрос о пенсионной реформе все-таки очень болезненный. Потому что реформа, по существу, забирает, а не дает, возлагает на людей новые трудности, а не освобождает от них. Поэтому нелегко подобрать нужные слова. Хочется только сказать, что терпеть придется всем нам вместе, и это нас объединяет.

Наверное, без этих трудов и без терпения и не может быть в жизни. Моя бабушка всю жизнь трудилась в деревне от зари и до заката. Во время Великой Отечественной следила за колхозным скотом, а еще и сельских детей в школе учила. Проработала всю советскую эпоху. А когда дедушка умер и жить в деревне стало трудно, она по совету некоторых родных продала свой уютный дом с цветущим двором, уехала в город, а деньги положила на сберкнижку. В начале 1990-х годов все накопления сгорели, сравнявшись по стоимости с двумя буханками хлеба. Денег никто не вернул.

Но ведь бабушка оказалась не одна, кого лишили средств. Таковых – миллионы. Мы все, весь народ, вышли из советской эпохи с утратами, и самая страшная потеря – раскол единой державы на разные государства, а кто-то теперь к нам относится как к врагам.

То есть жизнь не дает нам расслабиться. Нам не дано жить без утрат. И видимо, в этом тоже есть Промысл Божий, чтобы мы трудились, терпели и не подумали в какой-то момент, что вот он ‒ наконец-то созданный рай на земле.

Понимаю, что мои слова вряд ли могут кого-то утешить. Но если мы не политики и не можем изменить ситуацию, то нам остается лишь правильно принять ее. Если внутри нас будут клокотать негативные эмоции и мысли, то они лишат нас сил и душевного покоя. Каким мы сделаем сегодняшний день, если будем то и дело ругаться и переживать о дне завтрашнем? Вот Спаситель сказал: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Это значит, что надо жить сегодняшним днем, сейчас, в своем маленьком жизненном пространстве, делать добро друг другу, поддерживать немощных и радоваться этому, а что будет завтра – еще огромный вопрос.

Нам, верующим, надо понять, что для Бога нет невозможного. Если бы Ему было угодно, то Он давно снял бы с нас все трудности жизни, лишения и утраты, скорби и несправедливости. Но, может быть, это неполезно для нас?

Наших дедов и прадедов сажали за веру, расстреливали, лишали всего, а мы боимся, что нам нашу пенсию станут выплачивать позже. На эту пенсию мы все равно не проживем, не получится. Как ни прискорбно, но это закон жизни земной, подлинный отдых – только на Небе.

В общем, к реформе стоит отнестись как к испытанию, через которое нужно пройти, но которое не является чем-то самым страшным и трагичным в нашей жизни. Постараемся вверить свою жизнь и жизнь своих близких в руки Божии.

Подготовил Юрий Пущаев

3 августа 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
анна 8 сентября 2018, 21:16
Время трудится-время отдыхать!Так кажется в Эклезиасте? Может не будем закрывать прорехи правительства своими жизнями? Мы,женщины устали смертельно,а нас не слышат и гонят хлыстом дальше работать! При этом интенсиность труда и жизненных обстотльств у всех разная.Кто с маникюром всю жизнь в тёплом кабинете,здоровый и со здоровыми близкими,сохранил энергию и силы,но большниство женщин измотаны и обессиленны уже к 45-50 годам,плюс физиология климакса.Мужчинам этого не понять.Не надо забывать о пенсионных баллах,которые втихую ввели всего 3 года назад,благодаря этому тысячи вообще были отфутболены от пенсии.Я личноне хочу больше работать,мне надоело эта бессмысленная деятельность,когда нет сил .
Людмила 4 сентября 2018, 22:29
р.Б. Евгений23 августа 2018, 06:46

Это уже было в позднем СССр. А бабушке моей даже колхозный стаж не засчитали при переезде в город. Пенсия была у неё 12 руб. Чтобы поднялась до 35, пришлось работать ещё лет 15. А ведь работала она в колхозе с того момента, как они и образовались, всю войну в коровнике и на полях без выходных.
Лариса28 августа 2018, 16:38
Благодарю за поддержку, христианам, отцов церкви. Да по-русски " плетью обуха не перешибешь" и дай Бог, что будет принято правильное решение. На многое в стране идёт "трат" и умение управлять страной как и семьей трудно и нужна большая мудрость плыть в этом мире. Учить детей, помогать молодежи устраивать жизнь, поддерживать пенсионеров. Не обладая большим здоровьем проработала 43 года до 63 лет, тяжело,но восстанавливаю здоровье. вела и веду здоровый образ жизни, побывала во многих монастырях Европы России и даже на Святой Земле, и всё это за свой счет.Слава Богу за все.А соотечественникам желаю мудрости и терпения, как у Соломона- и будет душевный покой, а с ним и мудрое управление страной
р.Б. Евгений23 августа 2018, 06:46
Людмила18 августа 2018, 21:09
"НН 5 августа 2018, 10:53
Хочется напомнить о пенсионной системе в СССР. Было однозначно - либо ты уходишь на пенсию, и живёшь на пенсию, либо ты работаешь и пенсию не получаешь. Такой вариант Вас не устроит? А ведь он справедлив".

Уважаемая Людмила!

В СССР можно было и пенсию получать, и работать.

Единственное ограничение - совокупный доход не должен был превышать 300 рублей.

Сумма по тем временам - ОГРОМНАЯ!
р.Б. Евгений23 августа 2018, 06:41
Марина Евгеньевна22 августа 2018, 00:23
"Однако, непростая сложилась ситуация: не хватает работающих, чтобы пополнять пенсионный фонд, и в то же время не хватает рабочих мест".


Σιμωνος12 августа 2018, 12:32
"Во-первых надо бы поискать причину, почему это произошло. Посмотрите, ведь под эту реформу попадает поколение, которое раньше отказалось рожать детей. Была такая идея: пожить для себя. Ну в крайнем случае пусть один будет. А на вопрос о будущем говорили: государство прокормит. Ну вот и не хватает теперь кормильцев то".

Вопрос один - а где эти все "кормильцы" будут работать?

Чтобы "пополнять пенсионный фонд" и кормить пожилых родителей?
Марина Евгеньевна22 августа 2018, 00:23
Я тоже надеюсь, что будут найдены разумные решения, и в результате реформы не пострадают самые бедные и незащищённые. Однако, непростая сложилась ситуация: не хватает работающих, чтобы пополнять пенсионный фонд, и в то же время не хватает рабочих мест. От чего так или для чего? Может быть потому, что многие женщины оставили своё призвание - муж, дети? Многим пенсионерам помогают взрослые дети, и это, думаю, лучше, чем наооборот, хотя, конечно, разные могут быть ситуации. ( И еще, насколько мне известно, в СССР неработающей женщине шёл трудовой стаж пока ребенку не исполнится 14 лет)

НН20 августа 2018, 17:08
Людмила НН:/Хочется напомнить о пенсионной системе в СССР.Было однозначно-либо ты уходишь на пенсию,и живёшь на пенсию,либо ты работаешь и пенсию не получаешь.Такой вариант Вас не устроит?/-Я эти варианты не застала, а родители- да.Расклад такой:Папа ушёл на пенсию на след. день по достижении пенсион. возраста, пенсия- 80р; мама работала ещё 5 лет, пенсия- 120р. Им хватало, ещё и мне помогали, когда с ребёнком сидела. Сейчас картина другая, вовсе не экономическая, а политическая. Для рывка необходимы деньги, но где их взять? Не богатым же налоги поднимать и сверхдоходы изымать.. Вот и придумали с бедного народа казну пополнять: мужчин на 5лет обкрадут, женщин-на 8. По заказу МВФ.Капитализм!
Марина Евгеньевна19 августа 2018, 21:17
Людмила18 августа 2018, 21:09
Совершенно согласна с Вами, Людмила! Мне 56 лет, вышла на пенсию год назад, последние 3 года работала с большим трудом, хотелось бы ещё работать, чтобы жить, не считая мелочь в кошельке, но нет ни сил, ни здоровья, учитывая, что, начиная с 90-х годов, работать приходилось на износ. И сейчас молодёжь работает в очень интенсивном темпе, за троих, возможно, компенсируя недостаток работающих. Насколько их хватит?

Людмила18 августа 2018, 21:09
НН 5 августа 2018, 10:53
Хочется напомнить о пенсионной системе в СССР. Было однозначно - либо ты уходишь на пенсию, и живёшь на пенсию, либо ты работаешь и пенсию не получаешь. Такой вариант Вас не устроит? А ведь он справедлив. Пенсию должны получать те, кто действительно не может работать. А кто может - пусть работает, и пенсия его при уходе через 5-10 лет возрастёт в 1,5- 5 раза. И ведь сейчас есть такой вариант в законодательстве, только вот те, кто может и хочет работать, хотят ещё и пенсию получать, хоть немного, но сейчас. Не беру разные случаи с слишком низкой пенсией, это всё можно законодательно подправить. Но если речь о пенсионерах из сёл, то этот вариант как раз подходит.
Σιμωνος12 августа 2018, 12:32
Во-первых надо бы поискать причину, почему это произошло. Посмотрите, ведь под эту реформу попадает поколение, которое раньше отказалось рожать детей. Была такая идея: пожить для себя. Ну в крайнем случае пусть один будет. А на вопрос о будущем говорили: государство прокормит. Ну вот и не хватает теперь кормильцев то.
Вера11 августа 2018, 23:59
Отношусь с уважением, к священникам которые здесь говорят о пенсионной реформе, но непосредственно их она ведь не коснется. И они в отличает от нас, мирских людей будут обеспечены работой до глубокой даст Бог, старости. Я не против работать до "победного" конца, но какую работу можно найти когда тебе за 50, не говоря уже о 60... Когда я в свои 35 не могу ее найти, так как условия у всех работодателей волчьи.
Я понимаю, что на все воля Божья, но если есть возможность что то изменить и сказать что тут что то не так и явно в торопях благие решения не принимаются. Мне кажется что подобные рубрики на данном сайте вообще неуместны. Посмотрите какая полемика развернулась. Здесь ищешь утешения.
Александр11 августа 2018, 15:57
Выступать с революционным напором - как-то не по-христиански, а интеллигентно, аккуратно делать замечания владельцам власти и крупного капитала - не даст никакого результата. Что делать?
Андрей10 августа 2018, 13:39
Для Татьяны. Не отчаивайтесь и не падайте духом. Увольняют и сокращают всех, и по разным причинам. Сейчас в нашей стране время таких испытаний - и нас как христиан верующих, так и не верующих. Просите Господа нашего Иисуса Христа о помощи, веруйте что все что ни попросите с верой получите. Рано или поздно, Господь поможет обязательно. Если мы с Господом, кто может быть против нас? Посмотрите на ситуацию по-другому - возможно по Воле Божьей вас сократили, возможно вам нужно больше внимания детям уделять. Может вас вообще Господь избавил от грядущей проблемы? Положитесь на Бога, Он знает обо всем, что нам нужно. Верую Господи, что все будет хорошо! Помоги моему неверию!
Татьяна10 августа 2018, 03:15
Меня уволили из-за того, что у я стала многодетной матерью. На крупнейшем предприятии города периодически проводятся реорганизации, цель которых -юридически грамотно избавляться от женщин с детьми (работать на этом предприятии и иметь более одного ребёнка не приемлемо. И об этом открыто говорят!) и от тех, кому за 45. «Государство» об этом знает. Так сложилось, что власть имущие в нашей стране (восновном) трудовой народ не защищают. Неужели и пастыри наши - священство, ответит на вопрос о пенсионной реформе лишь «На все воля Божья»???
Руслан 8 августа 2018, 15:37
Алла, просто мне тут многие доказывали, мол чем хуже уровень жизни, тем выше рождаемость. Вы правы, у нас вторые 90-ые сейчас, но что-то я вижу, что наоборот детей стали рожать гораздо меньше. Хотя по логике многих демография она должна быть высокой, если в стране нищета и уровень жизни гораздо ниже среднеевропейского. И шли обвинения, мол народ рожает детей мало потому, что утратил истинные ценности.
Алла 8 августа 2018, 14:19
Руслан, насчет Украины не знаю, а у нас в России с рождаемостью лучше, чем в большинстве стран Европы. Просто откройте статистику официальную и сравните. Что касается Украины, то вы сейчас переживаете вторые 90-е, это отдельный разговор. У вас, если можно так выразиться, чрезвычайная ситуация. А мы говорим про общий принцип
НН 8 августа 2018, 13:03
Дорогие братья и сестры! На мой взгляд, пенсионная реформа и наша экономина ни разу не пересекаются. Это требование МВФ. Посмотрите, что происходит: рейтинг президента до выборов - пр.70%; сразу после выборов - так же. Им были поставлены прорывные задачи для РФ, для их выполнения нужна поддерка и вера народа власти. Но не всем во власти нравится политика президента-вот тут-то и объявили пенсионную реформу. Рейтинг президента 51%, доверие и поддержка падают. Недовольство народа растёт, к осени готовятся протесты, в тч и Навальный подсуетится, а чей он? Кому выгодно? А вы говорите, врагов народа не бывает. И что с ними делать, ведь по-хорошему они не угомонятся. Гуманно страну сдадим? Задача.
Руслан 8 августа 2018, 11:36
Катерина (другая), не надо сказок, работали все республики в СССР. Никто без дела не сидел. По поводу Польши. Можно вопрос? Почему бизнес в Польше проще вести чем в той же Украине? Это либералы и европейцы заставляли нашу власть воровать бюджет? И да, у меня есть родственники в российских провинциях, там чиновники живут куда богаче, нежели их европейские коллеги. Про ужасы Запада рассказывать не надо. Миллионы украинцев и русских живут там. Многие мои знакомые россияне или уехали на Запад, или собираются. Там так ужасно, но все туда так стремятся. Странно, не правда-ли?
Татьяна 7 августа 2018, 21:24
Реформа не справедлива, ведь никакие другие варианты пополнения пенсионного фонда даже не рассматриваются. Она не справедлива к людям, но справедлива к бездушным цифрам. В Америке, например, о повышении пенсионного возраста объявляли задолго заранее (многие годы и для тех, кто только начинал работать), а у нас в таких торопях и без какого-либо правдоподобного обоснования, без просчета последствий. "Положительные" подсчеты бюджета посчитали, а негативные, хотя бы те, что ценой не измерять? Стрессы безработных пожилых, сворачивание помощи бабушек и т.д. Говорят, что пожилых будут переучивать, каков эффект такого обучения, разве обучение новой профессии гарантирует трудоустройство? Нельзя так.
Катерина (другая) 7 августа 2018, 19:45
Польша сидит на дотациях. Весь б. Восточный блок сидит. А то чего Вы думаете, они туда ломанулись все? Халявные кредиты, выплаты. Помните фильм Посторонним вход воспрещен, сцена перекачивания крови особой группы (44й)) от мальчика директору пионерлагеря?:) там, где директор раздувался от крови как комар?) ну вот это и есть принцип Евросоюза. На один вложенный евро бывший В. Блок получает выплаты в виде 3 евро. Халява, кто б отказался. У нас в СССР также было, кстати. 3 республики деньги зарабатывали, остальные их щедро тратили. Но "Боливар двоих не ввнесет". Украину, Боснию жту, Македонию.
Катерина (другая) 7 августа 2018, 19:37
Руслан 7 августа 2018, 15:03 - не сравнивайте США и Европейский континент. Это две совершенно разные культуры. В США для получения профобразования молодежь или родители или копят всю жизнь. Или берут кредиты. По Евросоюзу Вы могли бы немного посмотреть статистику (доступна на сайтах Евросоюза на английском, фр., немецком и пр.). Страны очень сильно отличаются друг от друга во всем: индустрия, агро, культурный уклад (последниее не отображается в статистике). Примерно как Белоруссия и Узбекистан. Их же Вы не смешиваете? А этих почему-то смешиваете.
Катерина (другая) 7 августа 2018, 16:38
По поводу демографии, Руслан, Ваш контрагент увы права. Я специально посмотрела данные за 2016 год (Статистика ЕС). Рождаемость колеблется между 1,3 и 1,9 в ЕС.Люди не хотят размножаться в неволе, вот и все. К тому же плотность населения ужасает в десятке сильнейших индустриальных стран. Посмотрите статистику. Один асфальт или распаханные поля. Жить и дышать чем? Люди это тоже чувствуют.
Катерина (другая) 7 августа 2018, 16:31
Руслан, власть же не марсиане
Катерина (другая) 7 августа 2018, 16:23
Алла, дикие животные в зоопарках тоже не размножаются, любой зоопарк празднует приплод редких животных как величайшее достижение создания условий. Там, где благосостояние населения выше, свободы меньше. Ну вот уже верьез обсуждалось 1. Нанесение на кожу каждого нражданина кода ("мединского" хаха кто поверит) т.е. тотальный контроль 2. Отмена бумажных денег ("электронные" захотел - и отключил непокрному, полный контроль). Кому это надо?
Руслан 7 августа 2018, 15:03
Катерина (другая), у нас в отличии от США и Европы не работают толком ни профсоюзы, ни какая-либо другая соц.защита. Одновременно сокращается рынок труда, зарплаты ужасно низкие. При этом в нашей стране требования по многим специальностям зачастую куда более выше, чем в соседней Польше (сравнивал по своему направлению). У нас новичок часто должен бесплатно работать первое время и то если повезёт и возьмут, ведь куча желающих на его место (при этом специальность техническая). А в Польше рынок труда больше, зарплаты гораздо выше, требования ниже. Там всё спокойно. А у нас же работодатель к работнику часто относится как к рабам, чувствую свою власть и то, что людям больше никуда идти.
Руслан 7 августа 2018, 13:03
Алла, я и ранее писал, что к нам это неприменимо. Если в России и Украине поднять уровень жизни, упростить покупку жилья, то рождаемость бы поползла вверх. Человек без своего жилья точно рожать детей не будет. И да, у этих европейцев всё равно демография выше, чем у нас. Во всяком случае куда выше, нежели в Украине. В России думаю ситуация похожа.
Алла 7 августа 2018, 11:49
Руслан, вы что же думаете, что я против повышения уровня жизни в России и Украине? Типа пчела против меда :) Я лишь говорю, что даже высокий уровень жизни почему-то не стимулирует белых европейцев рожать... Перефразируя классика: "разруха не только в клозетах, но и в головах". Если даже починить клозеты, без чистки головы ситуация не исправится. Так сойдет?))
Руслан 7 августа 2018, 10:47
Катерина (другая) на Западе просто всё по-другому, вот и всё. Многие россияне и украинцы работают гораздо лучше и эффективнее в развитых государствах, чем на родине, потому, что там власти заботятся об этом и развивают свои страны. 95% успеха зависит от властей, это факт. А по поводу страны для здоровых и молодых, если вы про США, а у нас разве страны не для молодых и здоровых? У меня в стране многие не лечатся даже зачастую, потому, что денег на это банально нету, а на лечение не заработаешь (это не ЕС и не Штаты).
Руслан 7 августа 2018, 10:44
Катерина (другая), у нас зачастую молодых мам просто увольняют, вот и всё. И на работу таких нанимать не особо хотят. Часто работают оба родителя, а бабушки и дедушки у нас сидят с детьми. Куда уж пенсионный возраст повышать?
Руслан 6 августа 2018, 20:05
Те кто говорят, что нужно побольше рожать, объясните, пожалуйста, как допустим со средней зарплатой взять себе ипотеку? Я уже не говорю, что она под грабительские проценты (в моей стране самая высокая в Европе, если не в мире). Вот куда жену привести к примеру? Это не говоря о том, что медицина платная, чуть что - плати. В больнице бесплатно могут разве что посочувствовать. Лекарства дорогие, продукты питания тоже. У меня в стране, как только ухудшилась и без того плохая экономика - удар по демографии колоссальнейший и смертность одна из самых высоких в мире. А молодым поколениям из России и Украины ещё и стариков предлагают содержать. Содержать будут, но детей будут рожать мало.
Катерина (другая) 6 августа 2018, 20:02
Руслан 6 августа 2018, 15:49 - по работе скажу мое личное субъективное мнение: работать много не значит работать хорошо.Западный человек в принципе в масссе эффективнее. Но эти технологии при желании можно перенять. Все ж можно выучить и всему научиться в пределах данных Богом качеств. Но вообще здесь дискуссия на тему пенсионной реформы. Рассуждения о работе явно уведут ее в сторону.
Катерина (другая) 6 августа 2018, 19:55
Руслан 6 августа 2018, 15:49 - про загнивание пишите Вы. А не я. Не надо интерпретировать. Я просто констатировала факт: в США отсутствует отпуск по уходу за ребенком как таковой. Или увольняться через пару месяцев.Или дешевую няню-мигрантку.Говорят, единственное, что там понравилось, это ландшафты:) природа очень уж красивая. А так это страна для молодых и здоровых.
Руслан 6 августа 2018, 19:55
Алла, тут многие любят в пример ставить зажиточные страны и говорить, мол там живут богато и не рожают. Мол дело не в деньгах, а в каких-то ценностях. В моём городе-миллионнике на средняя зарплату можно снять однушку и оплатой коммуналки, и останется совсем чуть-чуть денег на продукты. И то не у всех. Как в таких условиях рожать детей, куда жену привести? Ипотеку в жизни не потянешь. А еще по логике многих здесь молодой парень должен тащить своих родственников (у меня к примеру у бабушки и деда пенсии хватит разве что на оплату коммуналки), при этом рожая не меньше 3-х детей и еще обеспечивая жену. Внимание вопрос... Откуда взять на всё это деньги, если исходить из средней зарплаты?
Р.Б. Ольга 6 августа 2018, 19:50
Марина Евгеньевна, да, полностью согласна, что общество хорошо бы встретило сокращение пенсионного возраста для женщин в зависимости от количества детей. И это было бы правильно.
Сейчас женщина, родившая 5 детей при условии что все они дожили как минимум до 8 лет может идти на пенсию в 50 лет. Говорят, что эту льготу сохранят.
Руслан 6 августа 2018, 15:49
Катерина (другая), мои многие знакомые русские и украинцы живущие в своих странах пашут с утра до ночи, при этом считая копейки (часто по 10-12 часов). Многие из тех, кто живут в США и в Европе говорят, что у нас люди работают так, как тем же американцам и европейцам и не снилось. Все эти сказки про "загнивающие" Штаты и про то, что нужно больше работать" давно не актуальны. Катерина, у нас зачастую оба родителя работают, при этом на няню в отличии от американцев у них денег всё равно нет. Но вы этого не замечаете.
Алла 6 августа 2018, 14:35
Руслан, ну так значит вы просто вообще не в курсе никакой статистики. В США белое население не растет, а уменьшается постоянно. "Белыми европейцами" я называю в том числе белых американцев, это очевидно. В Европе почти все коренные народы не прирастают, а убывают. Даже в самых благополучных экономически странах, типа скандинавских, коренное население не желает размножаться. Википедия: "Со второй половины XX века из-за относительно низкой иммиграции и падения рождаемости доля белых американцев начала быстро падать, сократившись с 88% в 1940 году до 79,6% в 1980 и до 61,9% в 2014"
Марина Евгеньевна 6 августа 2018, 13:33
Вразуми нас Господи!
Много женщин моего поколения, как и я ,не старались всеми силами сохранить семью,рожать детей,но много сил отдавали образованию, работе,стремились быть материально независимыми, подсчитывали трудовой стаж...вот и результат.
Если причина увеличения пенсионного возраста - демографическая ситуация,то, м.б., переставить акценты? Насколько мне известно,женщины, имеющие 5 и более детей, по-прежнему будут выходить на пенсию в 55 лет. Но почему бы не снижать пенс.возраст для всех матерей на 1-2 года за каждого ребенка. Но всё же от предельного возраста для женщин -60, а не 63. Двое детей- в 58, семеро-в 53 на пенсию. Помоги нам, Господи, вырастить детей хороших!

р.Б. Евгений 6 августа 2018, 10:25
Для матушка Татьяна 5 августа 2018, 14:24

Вы пишите:
"Как будто никто не прочитал и не вник в ссылки на Евангельские цитаты, размышления о том, что всё в воле Божией!..."

Правильно. Так может воля Божия в том, чтобы мы подсказали мироправителям, что они ошибаются?
р.Б. Евгений 6 августа 2018, 10:19
Для "матушка Татьяна 5 августа 2018, 14:24"

Вы пишите:

"Похоже статья стала площадкой для выплеска страхов и недовольства, циркулирующих в нашем безрелигиозном обществе. Как вы думаете, для этого редакция поместила размышления о проекте пенсионной реформы?"

Уважаемая матушка Татьяна!

Лично я думаю, что для это и поместила - чтобы узнать мнение верующих, чтобы они поделились с Церковью своими "страхами и недовольствами".

Только почему - в "нашем безрелигиозном обществе" - категорически с Вами не согласен.
р.Б. Евгений 6 августа 2018, 10:09
Для Иулиания 4 августа 2018, 17:09

Вы пишите:
"Востребованность в иностранных языках никуда не делась и владение ими будет всегда хорошим подспорьем. Да, прогресс роботизирует многие процессы и какие-то профессии просто исчезнут, но всегда можно работать на себя: да хоть корзины плести и продавать. А вообще: "Не заботьтесь о завтрашнем дне...")

Владение языками - а где места работы? Плести корзины и продавать - а их кто-нибудь купит?

Повторюсь - на рынке - кризис. Население - чрезвычайно закредитовано, а стало быть - неплатёжеспособно (новые покупки). Рабочих мест - нет.

Вы пишите:
"А вообще: "Не заботьтесь о завтрашнем дне...")

Только это и остается.
Катерина (другая) 6 августа 2018, 09:34
Руслан 5 августа 2018, 19:26 - США более чем своеобразная страна со своеобразной социальной системой. Работать, как там, день и ночь, сбагрив годовалого ребенка на руки сомнительным няням не каждый захочет. Какой смысл тогда вообще в рождении детей и этих деньгах? Многие мои знакомые, побывав там в гостях у родственников и друзей, вернувшись домой, говорят 1. Американцы ОЧЕНЬ странные 2. В Европе гораздо лучше. Чернокожему менталитету всё трын-трава. Мексиканцы католики, а католическая церковь строго воспрещает абсолютно любые виды предохранения. К тому же и мексиканцы как дети (т.е. и им всё трын-трава). Не сравнивайте. Белый человек просчитывает ходы план А. Если план А не работает то Б. В
р.Б. Евгений 6 августа 2018, 09:30
Для Иулиания 4 августа 2018, 17:09

Вы пишите:

"Сейчас, на мой взгляд, медленно, но верно набирают обороты небольшие производства, где нужны золотые руки. Ребята уходят из офиса в производство, чтобы что-то создавать. Без продаж любого товара не обойтись и всегда будут востребованы хорошие продавцы."

Увы, уважаемая Иулиания...Обороты "небольшие производства" сейчас не набирают, а - наоборот - схлапываются.

И здесь уже - не до ребят из офисов. Тех, кто уже обладают профильной специальностью и опытом работы - их увольняют.

Так же, как и хороших продавцов..
Катерина (другая) 5 августа 2018, 23:45
матушка Татьяна 5 августа 2018, 14:24 - мне всё же кажется, что обличающая притча пророка Нафана о единственной овечке, отнятой богачем у бедняка, рассказанной им царю Давиду, подходит в данной ситуации гораздо больше и точнее описывает случившееся.
Иулиания 5 августа 2018, 22:53
Матушке Татьяне: Бог наделил человека свободной волей и ни к чему не принуждает. Как вы думаете - почему? Государство - это тоже люди, из нас с вами. Которые были поставлены на ответственные должности, не без Божьей воли, да. Но решения эти люди принимают, согласитесь, не всегда сообразно Божьей воле. То есть, не выверенные на Божьих заповедях. Из любви к нашим старикам им предлагают пахать еще несколько лет? Чем наши старики хуже европейских граждан, отработавших свои лучшие годы на каких-то заводах, фабриках и т.д? Я постоянно вижу путешествующих по России пожилых европейцев. Много ли путешествует наших стариков? Человек честно трудился много лет и что он получает от гос-ва в ответ? Плевок
Татьяна 5 августа 2018, 22:13
2) Финансовая договоренность. 32 года я отчисляла часть своих денег в Пенсионный фонд, с условием, что в 55 лет эти деньги Пенсионный фонд начнет мне возвращать. А теперь Пенсионный фонд грубо нарушает эту договоренность и предлагает задержать возврат денег на несколько лет.

Какой вывод могут сделать из этого молодые люди, при выборе между белой и серой зарплатами возможно будут выбирать серую, глядя, как государство кинуло нынешних предпенсионеров, добросовестно плативших все установленные взносы, и накапливать самостоятельно. По поводу накопительной пенсии и наследовании ее родственниками - так ведь накопительная часть пенсий заморожена на неопределенное время и это тоже своего рода обман
Руслан 5 августа 2018, 19:26
Алла, а для вас мексиканцы и негры не христиане? Европейцы ещё как рожают в США. Наоборот даже люди из СНГ бездетные там детей заводят, не надо лукавить. У европейцев в процентном соотношении демография в разы лучше нашей. К тому же, если ситуация у них станет критической, то они просто откроют границы для российской и украинской молодёжи, которая там и работать будет, детей нарожает и со временем ассимилируется.
Екатерина 5 августа 2018, 17:15
Необходимо разделять два вопроса.
1) Активное долголетие. Разве можно обвинить наших пенсионеров в безделье? Все они, если не болеют, то либо подрабатывают - приносят общественную пользу, либо воспитывают внуков - заботятся о будущем поколении, либо возделывают землю - благодаря чему у нас не пустыри, а цветущие сады за городом. Мне сейчас 47 лет, и я в 55 лет найду себе дело по силам.
2) Финансовая договоренность. 32 года я отчисляла часть своих денег в Пенсионный фонд, с условием, что в 55 лет эти деньги Пенсионный фонд начнет мне возвращать. А теперь Пенсионный фонд грубо нарушает эту договоренность и предлагает задержать возврат денег на несколько лет. Разве это не грабительство?
матушка Татьяна 5 августа 2018, 14:24
Похоже статья стала площадкой для выплеска страхов и недовольства, циркулирующих в нашем безрелигиозном обществе. Как вы думаете, для этого редакция поместила размышления о проекте пенсионной реформы? Как будто никто не прочитал и не вник в ссылки на Евангельские цитаты, размышления о том, что всё в воле Божией!...
Алексей 5 августа 2018, 12:53
Ответ Антонию,коммент 4 августа 2018, 08:39.
Простите, но если вы экономист по образованию, то почему не знаете, что, во-первых, логика пенсии такова: на нынешние отчисления формируется пенсия предыдущему поколению пенсионеров?
Во-вторых, уважаемый экономист, вы пишете, что "Вопиющим фактом конфликта интересов является "сгорание" накопленных пенсионных накоплений и невозможность получить их родственниками умершего, как это практикуется в других странах". Это ложь, Федеральный закон "О страховых пенсиях" позволяет забрать накопительную часть пенсии умершего родственника, который не дожил до пенсии (п.12 ст.9 ФЗ-173).
НН 5 августа 2018, 10:53
Р.Б. Ольга:/Пенсии будущим пенсионерам будут зарабатывать те, кому сейчас 5 лет и старше. И простая арифметика показывает, что многодетные семьи дают больший вклад в пенсионный фонд./- Ольга, Вы всё правильно написали. НО работающие люди сами заработали себе пенсию! Когда работали "на государство"-заработали и на своё обеспечение в старости. Работая "на хозяина"-работаем на него, без всяких гарантий. "Бесчеловечная" советская власть, назначая пенсии, заботилась о здоровье людй, цифры 55 и 60 взяты не с потолка, они медицински обоснованы. При капитализме хорош тот, кто не имеет детей, не болеет, не ходит в отпуск и умирает на след. день после выхода на пенсию. За что боролись наши диссиденты.
Р.Б. Ольга 4 августа 2018, 23:56
2) Год назад меня сократили с госпредприятия, прямо нарушив закон, кулуарно мне говорили, что у вас же дети, как вы будете работать? Суд меня не поддержал, встал на сторону работодателя. И юристы прямо сказали, что это общая тенденция - суд встает на сторону работодателя-государства (например, Мосметро). Мне в 40 лет с хорошим образованием и квалификацией отказали в работе, что же говорить о возрасте после 50 лет?! И суды не будут поддерживать работников предпенсионного возраста, несмотря на принятый уголовный закон.
3) Пенсии будущим пенсионерам будут зарабатывать те, кому сейчас 5 лет и старше. И простая арифметика показывает, что многодетные семьи дают больший вклад в пенсионный фонд.
Р.Б. Ольга 4 августа 2018, 23:50
Поддерживаю многих написавших. Простите, добавлю свою «лепту».
Мне 40 лет, четверо детей.
1) Я не смогу работать до 63 лет просто потому, что мало здоровья и сил. Мой предел - 55 лет. Сейчас я по возрасту соответсвую 55 годам своей бабушки, которая родила 5 детей и всю войну проработала от зари до зари в тылу.
Мне не понятны цели государства: с одной стороны говорят, рожайте, улучшайте демографию. А с другой стороны хотят, чтобы женщины работали до 63 лет. А здоровье где взять? Хотя нет, цели понятны - государству нужны трудовые ресурсы. Оттого и систему образования и медицины уродуют, пичкают нас дешевой нездоровой продукцией, а по ТВ - дешевыми зрелищами.
Юлия 4 августа 2018, 19:03
Может быть альтернативой пенсионной реформе мог бы быть госплан. Т.е. создание государством по всей стране государственных предприятий. На Северном Кавказе - например, горнолыжные комплексы, как Sella Ronda в Италии. Крупных государственных молочных предприятий с соблюдением всех норм, чтобы детей не травили. А высокий НДС только стимулирует зарплаты в конвертах.
Алла 4 августа 2018, 18:03
Руслан, но только вы не написали, что в США прирост за счет мексиканцев и негров. Белые европейцы не хотят сейчас нормально размножаться нигде. И с уровнем жизни это никак не связано. Хотя я полностью согласна, что в России удалось бы временно поднять прирост населения, если решить хотя бы квартирный вопрос. А нам бы и временно неплохо. Но на постоянной основе - это уже не только экономика, но и нравственные категории. При любом доходе встает вопрос, жить для себя или для семьи. Чем больше времени на детей, тем меньше времени на себя. Ну если ты не миллионер, который может детям нянек понанимать.
Иулиания 4 августа 2018, 17:17
Антоний пишет: "И это несправедливо - если специалист отчисляет средства и они аккумулируются на счете - то почему этот капитал исчезает и его забирает государство?"

Полностью поддерживаю ваше мнение и задаюсь аналогичным вопросом.

Недавно кто-то из депутатов сказал, что пенсионный возраст вообще нужно отменить и оставить количество минимального стажа для получения пенсии. Замечательно! Но, может, нужно сначала навести порядок в сфере труда и заставить каждого ИП и каждое ЮЛ заключать с подчиненными трудовой договор для учета трудового стажа? У нас на рынка труда полный бардак.
Иулиания 4 августа 2018, 17:09
Рабу Божьему Евгению: понимаю вашу боль. Сейчас, на мой взгляд, медленно, но верно набирают обороты небольшие производства, где нужны золотые руки. Ребята уходят из офиса в производство, чтобы что-то создавать. Без продаж любого товара не обойтись и всегда будут востребованы хорошие продавцы. Востребованность в иностранных языках никуда не делась и владение ими будет всегда хорошим подспорьем. Да, прогресс роботизирует многие процессы и какие-то профессии просто исчезнут, но всегда можно работать на себя: да хоть корзины плести и продавать. А вообще: "Не заботьтесь о завтрашнем дне...")
Руслан 4 августа 2018, 12:58
р.Б. Евгений, полностью согласен! И где бы эти дети жили, если жильё почти нереально купить самому с нуля? К тому же у нас часто недобросовестные работодатели занижают зарплаты потому, что "на улице очередь из тех, кто дешевле готов работать". А представьте, что было бы, если людей было бы гораздо больше! В США население за счёт естественного прироста каждый год растёт минимум на миллион, но там мощнейшая экономика, которая развивается, рабочих мест с высокой зарплатой много! Экономика и демография в нынешние времена очень сильно связаны!
Ольга 4 августа 2018, 12:32
В прошлом году потеряла работу, мне сорок. Во время собеседований услышала: «Ну, у вас уже такой возраст.. В хорошую западную компанию уже никак не попадёте, они только девочек строго до 25-28 лет берут...Не старше 30 ни при каких обстоятельствах» И это Москве, офисная работа. В сорок лет (!) людей уже начинают отбраковывать!
А сколько я слышала историй и в Москве, и в регионах от людей, попавших в 45 под сокращение, что они не могут годами найти работу! Люди профессионалы, согласны и на неквалифицированный труд, но нигде не берут.
Да и люди сейчас слабые, больные очень.. Питание плохое, стрессы всю жизнь, медицины нет. Разве смогут люди массово работать после 55-60? ...
Наталия Ростова 4 августа 2018, 11:13
Я вчера выписалась из больницы. Что там делают больные, когда делать нечего? О жизни разглагольствуют и всё и всех хают. Мне такие разговоры не интересны и всё свободное время я читала. Друзья мои, прошу вас, прочитайте книгу " Лебединая песнь ". Её написала бывшая дворянка, внучка композитора Римского-Корсакова. Я многое почерпнула для себя из этой книги. Как достойно и стойко переносить все невзгоды, лишения, потерю близких. И самое главное - если бы за Веру предполагалось благоденствие, богатство, почёт, уважение и хорошая обеспеченная старость, то каждый был бы верующим. И грош цена такой "веры". Я не думаю о будущей пенсии, я думаю о том, как доказать свою верность Христу...
Катерина 4 августа 2018, 10:31
Не дело Церкви прямо вмешиваться в административные дела цезарей.но... поступающим неправо властям Церковь обязана напоминать, что выполнение заповедей и для них обязательно: "Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши?" Пример из истории: прямолиненый честный суровый Рим и продажный насквозь прогнивший Карфаген. Рим дотянул до Воскресения и сейчас стоит. А булыжники Карфагена с интересом рассматривают потомки варваров, вовремя принявших Истину.
Катерина (другая) 4 августа 2018, 09:53
Я могла бы еще поверить в реальную необходимость этих повышений и искренность намерений власти, если бы власть закрутила бы гайки по отношению к притоку дешевейшей (но низкоквалифицированной) мигрантской рабочей силы (этот процесс увы интернациональный). А в России еще бы укрепила бы "социальную подушку" и ввела бы строжайше регулироваемый прогрессивный налог, свойственный именно высокоразвитым странам с христианской культурой (для долларовых милли-, мульти и миллиардеров). Чтоб найти деньги на "социальную подушку". Но не вводит, потому что "пей ешь веселись душа моя, ибо завтра умрем". Т.е. эта христианская этика по отношению ближнему отсутствует. И вот такие плоды приносит. По ним узнаем.
Катерина (другая) 4 августа 2018, 09:44
Григорий 3 августа 2018, 13:17 - я слышала не раз, что опытный рабочий-"технарь" Вашего поколения по уровню знаний равен современному молодому инженеру-выпускнику. А опыта и мастерства у выпускника нет и долго не будет.
Катерина (другая) 4 августа 2018, 09:38
р.Б. Евгений 4 августа 2018, 05:50 - Вы это совершенно правильно заметили. я живу в стране, где пенсионный возраст тоже "рекомендует" поднять правительству та же организация. Только с 60ж/62м на 62ж/65м, а лучше сразу под 70. И та же бодяга "детей не хватает". А куда их по 2-3, если автоматизированны уже многие места, такие как почта, аэропорт, ж/д и производства тоже роботизированны даже? И Ваш аргумент приводили экономы и повышение малость отсрочили.
4 августа 2018, 09:07
Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своём собственном месте сделать добро. Поверьте, что Бог не даром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.

Н.В. Гоголь,
Антоний 4 августа 2018, 08:39
Я православный человек, но экономист по образованию. И меня изумляет текущая ситуация с пенсионной реформой. Если отталкиваться от статистики то более 50% сегодня живущих людей элементарно не доживут до пенсии и это нарушает саму логику пенсии - ведь отчисления производятся в любом случае, хочешь ты этого или нет, а вот получишь ты пенсию - вероятность 50/50. Вопиющим фактом конфликта интересов является "сгорание" накопленных пенсионных накоплений и невозможность получить их родственниками умершего, как это практикуется в других странах. И это несправедливо - если специалист отчисляет средства и они аккумулируются на счете - то почему этот капитал исчезает и его забирает государство?
Катерина 4 августа 2018, 07:18
Доброе утро,хочу сказать за наш посёлок за полгода умерло 6 человек,
мужчины 40;50;51;58 лет,
женщины 57;73 года. И какой разговор о пенсионной реформе может идти?!
р.Б. Евгений 4 августа 2018, 05:50
Уже писал об этом.

Представим - не было никаких демографических ям. И в семьях рождалось по 5-7 детей.

Вопрос. В условиях кризиса и непрерывно сжимающегося рынка труда, когда и нынешнему немногочисленному населению трудно найти работу - ГДЕ БЫ ВСЕ ЭТИ ПОДРОСШИЕ ДЕТИ СЕЙЧАС РАБОТАЛИ? И на какие средства они смогли бы оказывать поддержку пожилым родителям?

И - потом - какую работу предложат работодатели 61-летней женщине и 63-летнему мужчине?

Поэтому после реализации реформы мы получим социальный взрыв, направленный против организаторов реформы и лиц ее поддерживающих.
Елена 4 августа 2018, 02:41
Мы с мужем оба потеряли работу в 2017г. Мне было 54, мужу - 57. Мне посчастливилось устроиться на 14 тыс. руб., муж не может найти работу до сих пор, хотя стоял на бирже. На мои 14 тыс. и его 5 тыс. пособия жили 1,5 года, благо имелись какие-то сбережения и одежду новую не покупали. Почти половина денег уходила на квартплату (с коммуналкой). Не роптали, но моей пенсии ждали с нетерпением. Назначили 12,5 тыс., хотя стаж 35 лет. Но рады безмерно, можно хоть чуть вздохнуть полегче. Ждали в следующем году пенсию мужа. Теперь ее отсрочат еще на год. А если бы реформу провели уже в этом году и я не получила бы пенсию? Наша беда в том, что мы забыли Бога - и бедные, и богатые. Последние - особенно.
Катерина 4 августа 2018, 02:05
"Не надейтеся на князи".В странах с высоким уровнем социальной ответственности друг за друга гражданское неповиновение было и остается очень действенным способом оказания на власть давления. В России же не пойдет это дело из-за особенности национального характера как вышестоящих, так и нижестоящих. Поэтому остается наиболее действенное средство - нажаловаться Богу. Причем не келейно, а "двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного." Вот договориться о времени, месте и форме молитвенной просьбы и стучать в дверь молитвой наподобие евангельского соседа из притчи Спасителя. А уж Он-то найдет, как вразумить и приструнить лютых
Ольга 4 августа 2018, 01:02
Антоний, благодарю за указание на статью о. диакона Владимира Василика. В свою очередь, хочу порекомендовать "Диалог под часами" о. Димитрия Смирнова с политологом Михеевым, а также выступление депутата Олега Шеина, посвященные пенсионной реформе. (Можно найти на YouTube).Если у кого-то есть ещё иллюзии относительно причин и следствий этой реформы, то они развеются после просмотра. И совершенно согласна с НН: стоит ли Церкви давать ответы на незаданные Ей вопросы? Стоит ли присоединяться (быть может, невольно) к хору пропогандистов СМИ, выполняющих заказ властей? И так народ раздражён показом по ТВ бодрых старушек, горячо одобряющих реформу, в то время как сами-то они давным-давно на пенсии.
Ольга 3 августа 2018, 22:46
Не верю аргументам, что реформа необходима, т.к. молодых стало мало, стариков не прокормить. Да у нас сейчас почти вся средняя Азия работает, заменяя недостающих молодых.
Просто нужны правильные реформы, выводить серые зарплаты из тени и пр. А власть пошла по самому легкому пути, обобрать и без того угнетенных.
И согласна с теми, кто говорит, что мы должны смиряться и молчать, когда угнетают нас. Но если других - мы должны их защищать.
Я живу в Москве, нормальный достаток, ещё молодая, до пенсии не скоро. Беспокоюсь больше не о себе, а о тех несчастных, больных пожилых людях, особенно в глубинке, для которых эта реформа станет фатальной...
Наверное, Бог так карает нас за массовые аборты
Александр Ейск 3 августа 2018, 21:42
И еще хочу сказать вот что : сейчас принято перекладывать заботу о стариках с плеч детей на государство. Не стоит этого делать.
Александр Ейск 3 августа 2018, 21:39
Думаю, что надо спокойно относиться к повышению пенсионного возраста. Возможно, что такое развитие событий - это указание нам от Бога на нашу малодетность, на грех аборта. Ведь пенсионный возраст повышают из-за изменений соотношения работающих и стариков. Если бы рождалось в своё время ( да и сейчас ) больше детей , то число кормильцев по отношению к пенсионерам не уменьшалось бы. Вынужденная мера от государства, и вразумление нашему народу.
Татьяна 3 августа 2018, 19:42
Для ТаниСем
Татьяна, повышение возраста предполагается проводить с 2019 года в течение нескольких лет.
Опубликованы таблицы по году рождения.
Если Вам 50 лет (т.е. год рождения 1968), то Ваш выход на пенсию - в 60 лет ( не в 63).
Алексей 3 августа 2018, 19:10
Уважаемая Наталья, коммент от 3 августа 2018, 16:52 (да и другие комментаторы), прежде чем строчить гневные отзывы наподобие "вот тяжёлый труд, а пенсионный возраст повышают", вы хоть ознакомьтесь сперва с законопроектом-то... Что за манера жить по принципу "не читал, но осуждаю"?

Цитирую: "В соответствии с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»)... Разберитесь, братья и сестры, прежде чем гневаться и осуждать.
Ольга 3 августа 2018, 17:39
Алексей(3 августа 2018, 11:35)! Тоже бросаю в Вас камень. И мои близкие родственники и знакомые - тоже.
Наталья 3 августа 2018, 16:52
Я проживаю на Крайнем Севере, у нас огромные судостроительные заводы, работа на которых очень тяжелая. Очень много людей даже сейчас не доживают до пенсии (с учетом, что у нас уходят на 5-10 лет раньше чем по России), или выйдя на нее живут всего лишь несколько лет. Очень высокий уровень онкологии, косит и молодых. Болячка на болячке, что у взрослых что у детей. Климат тяжелый, хорошие продукты дорогие, т.к. в основном завозные. Тому кто пишет про отдать себя государству - дак у нас люди отдают себя без остатка, с 18 лет и до пенсии (если доживут). Кому то может и в 90 лет хорошо работается в кабинете, а ты попробуй до 60 лет в "горячем" цеху повкалывать.
Игорь 3 августа 2018, 16:09
Да, ругаем государство, которое планомерно снижает качество и количество нашего народа телевизионным развратом и всевозможными "реформами" (теперь еще и пенсионной). А ведь государство - это мы! Как говорится - посмотри в зеркало
ТаняСем 3 августа 2018, 15:30
Мне 50 и я незнаю как я доработаю до 63 лет в нынешней обстановке- когда труд просто обесценен,а разговор начальства ежедневно исключительно матерным языком,невзирая на лица и разницу полов (муж/женщ),а поскольку работа с цифрами (я бухгалтер)соответственно требования к нам четкие,чтоб ни одной ошибки,а то налоговая ведь карает сурово.....и вот незнаешь как дальше? Искать другое призвание уже поздно,да и времени дефицит ,и здесь незнаешь на сколько тебя хватит-но до 63-х точно неполучится,а дочку вытянуть надо-ей 7 лет всего,помоги,Господи!
НН 3 августа 2018, 15:08
Борис 3 августа 2018, 11:36, согласна с Вами. И закралась мысль: А стоит ли Церкви давать ответ на незаданные Ей вопросы? Может, лучше иной раз помочать, ибо "слово - серебро, а молчание - золото"? Церковные люди и так знают, как относиться к трудностям (благодарить Бога), а нецерковных мы только лишний раз настраиваем против Церкви. Может, я и не права... Простите!
Павелъ 3 августа 2018, 15:05
Необходимость пенсионной реформы обосновывается демографией.
Но при этом почему-то не предлагается "лечить" саму демографию.
Надо всячески поддерживать многодетные семьи!

В Москве, например, на данный момент нет к слову вообще никакой реально работающей поддержки многодетных семей в жилищном вопросе. Т.е.совсем НИКАКОЙ!
Официальный ответ властей многодетным, стоящим на жилищном учёте, - ждите, ждите и ждите, пока закончится очередь тех, кто ждёт с советских времён и до 2005 года.

И даже чтобы получить право на безплатный проезд для второго родителя, нам с семью детьми, видимо, нужно официально оформить развод и образовать две семьи. Потому как проездной дают только одному родителю.
Иулиания 3 августа 2018, 14:34
Очень согласна с о.Димитрием (Шишкиным). Ну, ведь, абсурд полный: закладывать в ОМС из наших с вами налогов возможность убивать детей и тут же ныть, что население стареет и не рождает новых налогоплательщиков. Комплексного решения проблем не видно. Давно перестала понимать наше государство.
Антоний 3 августа 2018, 13:43
И последнее, настоятельно рекомендую прочесть статью дорогого отца диакона Владимира Василика на тему пенсионной реформы. Гениально, жестко и правдиво. Отец диакон, если вы вдруг увидите этот комментарий, то примите мою самую искреннюю благодарность за эту Вашу статью, как и за все остальные. Если бы не было сказано словами заповеди Божией "не сотвори себе кумира", то я бы давно сказал, что Вы - мой кумир. Ваш голос - это голос Правды и Совести нашего народа. Низкий Вам поклон!
Антоний 3 августа 2018, 13:37
Лучше всех пишут об антинародной реформе авторы "Русской народной линии" в серии публикаций "Пенсионная реформа: за и против". Четко, ясно, хлестко, и главное, искренне. Воистину, "Почему нынешние старики должны расплачиваться за демографический кризис, который устроили не они, а либералы-перестроичники? Почему они должны расплачиваться за разорение в 90-ые годы, когда мы потеряли 60% нашего национального достояния? Для сравнения, в Великую Отечественную войны мы потеряли только 40% национального достояния. Почему люди должны расплачиваться за неумелое руководство хозяйством, за чудовищные внешне- и внутреннеполитические ошибки, за вывоз миллиардов долларов за рубеж?".
Антоний 3 августа 2018, 13:33
Дорогой брат Алексей, Божьего Вам благословения! "Кто из вас не мудрил с налогами, кто из занимающихся частным образом репетиторством или другим фрилансом честно декларирует каждую заработанную копеечку и платит с неё налог -- пусть первым бросит в меня камень" - ловите камень! :-)) Всю жизнь работаю добросовестно, выкладываясь на все 100%, только за "белую" зарплату (совесть советского человека не позволяет ни копейки утаить от Родины-матери, для меня это просто немыслимо), чту закон Отечества. Были у меня и временные подработки, все они оформлялись в полном соответствии с законом, с кипой бумаг, описанием, актом приемки и т.п. За каждую заработанную копейку готов отчитаться.
Алексей 3 августа 2018, 13:33
Можно ли не реформировать пенсионную систему? Нельзя, потому что с каждым годом демографическая ситуация становится сложнее. Доля пожилых людей постоянно увеличивается. Когда нынешняя молодежь станет пожилой - их вообще некому будет содержать.

Но пенсия должна быть завязана на количестве детей/внуков и их заработке. Пенсионеров кормит молодежь, поэтому, чем больше ты родил детей, а они внуков, тем больше они и вносят денег в пенсионный фонд. Тем больше денег из него должен получать и ты.

Такая система решает вопрос демографии. Сегодня ребенок - это обуза для многих. А если от твоих детей будет зависеть твоя старость (как было всегда), начнут рожать.
Ольга 3 августа 2018, 13:27
Пояснения по поводу 12000 руб. в год. Не пенсия возрастет за год на 12000 руб., а общий годовой доход пенсионера увеличится на эту сумму, т.е. обещают ежемесячную пенсию за год увеличить на 1000 руб.
Кстати, дорогие батюшки, уменьшится число прихожан. Ведь в основном прихожане – это пенсионеры (я не говорю о Сретенском монастыре – это исключение). Теперь же потенциальные прихожане, должны будут работать до 63 (65) лет. Посещение богослужений требует времени и сил, а с возрастом последних становится все меньше.
Григорий 3 августа 2018, 13:17
Конечно,на все Божия воля,но по человечески обидно,что платить как всегда придется тем кому и так труднее всех.Я с 16ти лет работаю сборщиком металлоконструкций, сейчас мне 58; конечно опыт,мастерство и т.д.,но сил работать наравне с молодыми уже нет
р.Б.Алла 3 августа 2018, 12:47
РАИСА,милая,Вы что-то не правильно поняли в разъяснении о Пенсионной реформе.Пенсия будет ЕЖЕГОДНО повышаться на 1(ОДНУ)тыс.руб.,а не на 12тыс,как Вы пишите.Причин ,для повышения пенсионного возраста несколько-это кризис рождаемости с перестроичный период,зарплаты в конвертах,а не официально,с которых и идет отчисление в ПФР и ряд других причин.Но одно настораживает,сможет ли государство обеспечить пожилых людей работой,ведь молодежь,после окончания учебных заведений,не может найти работу?Уровень жизни в стране низкий.Это единицы доживают до 80 лет,а основное население -в среднем ,до 65-68 лет.Статистика не точные данные показывает.Только на Милость Божию уповаем!Но мы не Пророк Илия,
Юлия 3 августа 2018, 12:43
Если причина пенсионной реформы в соотношении работающих и пенсионеров, то эта реформа ухудшит это соотношение. Посмотрите на пример Европы (Италии, Испании). Возрастет количество безработной молодежи. Т.е. вместо пенсий старикам будут платить пособия по безработице молодым. Семьи не будут создаваться, не будут рождаться дети. Возрастет наркомания и алкоголизм. И вследствие этой реформы - соотношение работающих и пенсионеров еще ухудшится. Т.е. цель реформы - нищета населения. Единственный плюс - это сейчас молодым одуматься и рожать своих детей - в среднем по 7 на семью. Может быть ваши дети смогут вас прокормить в старости. Для этого детей надо растить в Православной традиции.
Серафима 3 августа 2018, 12:37
Экономика говорит:"Надо поднимать пенсионный возраст", а ничего, что у нас мужчины в среднем умирают уже за 60!!!Есть реалии объективные, которые как бы ни хотелось не обойдешь, поэтому смысл есть говорить только о женщинах.Что же мужчина должен отработать, а пенсию получать будет женщина?В России одна из самых больших разниц в продолжительности жизни мужчин и женщин - больше 11 лет, если мужчины не умеют себя беречь и мы им не можем помочь, то понятно, что единственное, что остается - это сравнять пенсионный возраст женщин с мужским, да простят меня женщины
Наталия 3 августа 2018, 12:20
Раисе. Пенсия будет увеличиваться не на 12000 рублей ежегодно, а только лишь на одну тысячу рублей ежегодно.

Трагедия в том, что Россия состоит из великого множества небольших городков и поселков. В которых работы нет даже для молодых и людей среднего возраста. Рабочих мест со временем больше не станет - откуда им появиться? И человеку 60-ти лет будет невозможно устроиться на работу в таких населенных пунктах. Уже сейчас большинство работодателей заявляют, что не хотят брать на работу пожилых людей. В итоге появятся сотни тысяч пожилых людей без работы и еще не имеющих права на пенсию. Это - попрошайничество, нищета, лазанье по мусорным бакам, медленная смерть от голода и болезней.
свящ. Анатолий Никитин 3 августа 2018, 12:09
Пенсионную реформу надо было проводить до выборов! Религиозный взгляд склонен зреть сакральную сторону власти, и очень часто, без попыток посмотреть в том числе и критически. Согласитесь, между отцом и отчимом, между любовью и партнерством, между долгом и вседозволенностью, есть разница. Между пастырем и менеджером различия огромны! «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16). Незачем свое религиозное отношение за уши притягивать к нашей реальности, весьма далекой от духовных высот. Не укоряя это пишу. Добрые - и других видят такими же, какие сами. «Не доставляют по­льзы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти» (Притч.10:2).
Наталия 3 августа 2018, 11:54
Очень хорошо о пенсиях написал отец Андрей Ткачёв. Исчерпывающе. Кого грабят воры в нашей стране постоянно -пенсионеров. То 100 тысяч украли, то полмиллиона...Пенсионеры работают на детей, а не на себя. Поэтому и дети не очень сильные и пенсионеры недовольные. А когда мы бываем довольны? Да никогда. И это самое страшное в православном человеке.
Антоний 3 августа 2018, 11:54
Дорогая сестра Любовь Ярославцева! Насчет национализации я бы не спешил, а вот "сделать зарплату только официальной" - золотые слова! Это самая насущная необходимость. Огромные деньги уходят мимо казны в конвертах (объем "серых" зарплат составляет 10 трлн. руб. в год по оценке Минфина!) и наводить порядок здесь необходимо, причем быстро и жестко. Сегодня страдает и работник, который лишается нормальной пенсии, и Родина, которую грабит недобросовестный работодатель. Совершенно очевидно, что такой работодатель - враг своего Отечества и враг трудового народа, а с врагом нужно вести войну до полной победы. Господи, дай сил народу нашей Святой Руси одолеть "конверт"!
3 августа 2018, 11:41
Мы живем в мiре - царстве князя мiра сего, где подвергаемся множеству искушениям. Господь не требовал от человека однозначно со всем смиряться. Ведь Он Сам на суде в синедрионе потребовал от ударившего его по щеке обосновать Его вину, и не подставил вторую щеку под удар. Непротивление ззлу - это толстовство. Мы воины Христовы и должны злу противостоять, уповая на помощь Божию.Мы должны сделать все, что от нас зависит, а там уже, как Господь управит. Главная опасность пенсионной реформы - это угроза раскола общества. Мы что многие политики на этой проблеме пиарят себя, нарушая стаблиьность общества. Не все готовы нести Крест, что может привести к большим потрясениям и даже разрушению России.
Антоний 3 августа 2018, 11:40
Дорогая сестра Раиса! Насчёт того, что "будут увеличиваться на 12000 ежегодно" - это, мягко говоря, ложь. Никто таких темпов не обещал. По прошлогодней оценке Минтруда к 2030-му предполагалось достичь средней пенсии в 21 тыс. руб. Антон Силуанов недавно озвучил задачу государства как достижение размера пенсии в 40% от зарплаты. Много ли это? Например, в Стратегии развития Саратова целевой цифрой является средняя з/п в 79 тыс. руб. Соответственно, пенсия, будет в среднем, 31600 (кстати, не забываем про инфляцию, которая хорошенько подгрызет эту прибавку, и про то, что декларируемая средняя з/п намного выше реальной средней!). А никак не 145 тыс. руб, как если бы "на 12000 ежегодно".
Ирина 3 августа 2018, 11:38
Я очень расстроена этой реформой. Работаю с 13 лет. В 2016 г. мне было 46 лет. Так получилось, что пришлось уйти с предыдущего места работы. Я искала работу 3 месяца. Мне отказывали из-за возраста в том числе. Говорили - Извините, но у нас молодой коллектив. Или директор не рекомендует брать на работу людей после 40 лет. Мне тяжело было устроиться. И не я одна. Мою знакомую сократили и она тоже мыкалась. Работала секретарем, но в 49 лет секретарь никому не нужен даже с огромным опытом. Еле ели через пол года устроилась кладовщиком через знакомых. Благо, что есть муж и сын, которые ее этот период содержали. А если человек одинок. Ложись и умирай? Это не единичные случаи.
Борис 3 августа 2018, 11:36
Я вижу проблему не в пенсионной реформе, а в отсутствии ответов правительства на вопросы общества. Ответов аргументированных, с цифрами. Общество "разогрето". Это не хорошо для нашего государства.
События 1917 г наступили не сразу. Майдан на братской Украине тоже начинался не спонтанно. Предпосылки к трагедии складывались десятилетиями. Все знают, к чему эти события привели наше отечество, Украину и православную церковь. Церковь не должна вмешиваться в дела кесарей, но духовную оценку событиям давать необходимо заранее.
Алексей 3 августа 2018, 11:35
Сплошные великие умы в комментариях, Черчилли... Государство нам обязано, а мы государству, значит, ничего не обязаны. Давайте начнём с себя (именно так надо в любой конфликтной ситуации поступать православному). Кто из вас не мудрил с налогами, кто из занимающихся частным образом репетиторством или другим фрилансом честно декларирует каждую заработанную копеечку и платит с неё налог -- пусть первым бросит в меня камень.
Елена 3 августа 2018, 11:28
Здравствуйте!Конечно,взрослый православный человек понимает, что терпеть надо и искать,прежде всего,Царствия небесного!Но унываю - хотела предстоящие пенсионные выплаты направить на образование дочери,ведь бюджетных мест почти нет, а учиться надо!Да,я бы продолжила работать - это уже для собственного прокормления.Но,увы!Старшая дочь с мужем(молодая семья) без жилья - им предстоит быть в рабстве у банка(ипотека)лет 25-30.Теперь они и без материальной помощи и без бабушки - если будет малыш (благодаря пенсионной реформе).Оптимистично здесь пишет только тот,кто сам по себе, у кого нет заботы о детях-внуках.Конечно, как пишет Раиса,"нужно думать о стране". Но как то больше думается о своих детях
Татьяна 3 августа 2018, 11:18
Раисе. Человек может работать, ради Бога, пусть работает. А если ни сил, ни здоровья уже нет? В этой пенсионной реформе гребут всех под одну гребенку,а все люди разные, одни энергичны до 80 лет, в силу своего генетического здоровья,а другие уже с 60 лет обременены кучей болезней и для них работа уже становится мукой. Потом, работа разной бывает по своим физическим нагрузкам и ответственности. Что должны чувствовать люди, которые проработали всю жизнь и сейчас они понимают, что могут реально не дожить до пенсии? Неужели эта человеческая трагедия должна кого-то радовать? Родителей-пенсионеров, что получат индексацию в три рубля,за cчет того,что их дети до своей пенсии просто могут не дожить?
Валерий 3 августа 2018, 11:14
Валерий
Я против повышения возраста выхода на пенсию и закрепления его на законодательном уровне. В настоящее время никто не запрещает трудящемуся на благо общества оставаться в рядах трудозанятых и после наступления пенсионного возраста. Есть силы и желание, пожалуйста работай вноси вклад в экономику. Да таких людей не много очевидно, я статистику не знаю. Пусть остается у человека выбор - продолжать работать или уходить на ЗАСЛУЖЕННЫЙ отдых. Тратить свободное время на заботу о внуках, помогать своим детям. С сожалением могу сказать, что большинство детей получают помощь от родителей, которые на пенсии, а не наоборот. После закрепления возраста в 65 - отнимается 5 лет заботы о ближних.
Елена 3 августа 2018, 11:14
Раисе. Называете себя церковным человеком (кстати, а что это такое?), а смыслом вашей жизни почему-то является не стяжание Духа Святаго и служение Богу, а работа до упаду, иначе, как Вы говорите, Вас одолевает страх смерти, депрессия и т.д. Странно для верующего человека.
Павел 3 августа 2018, 09:35
Всё сказанное на первый взгляд хорошо, но никто из выступивших не поднял существеннейшую проблему того, что с таким пенсионным возрастом, какой предлагается нам всем, бабушки и дедушки не смогут уделять время воспитанию собственных внуков и внучек. Им придется работать. Скажу резко. Советники из МВФ, которые навязывают нам эту реформу, впихивают нам чистой воды эгоизм западного образца, да еще под это социальную почву создают, модель семьи русскую, патриархальную, для них устаревшую, ломают, ведь такой пенсионный возраст провоцирует именно переход к модели "семья-дети" (забыл, как это называется в социологии, поэтому выражаюсь своими словами), где никаких внуков не предусмотрено.
ЛюбовьЯрославцева 3 августа 2018, 09:33
Прошу прощения, но полностью не согласна с высказываниями о пенсионной реформе. Не надо перекрываться красивыми словами из Евангелие. Дело не в том, что наши дети пойдут на пенсию в 65 и 63, а в том, где они будут работать до этого возраста. Я в 50 пошла на пенсию и нигде не могла устроится на официальную, нормально оплачиваемую работу. И вот уже 10 лет на подработка. Прежде, чем повышать пенсионный возраст, надо сделать зарплату только официальной и бюджет наполнится на 2/3, создать рабочие места и национализировать природные ресурсы.
Татьяна 3 августа 2018, 09:27
На демографию кивают, как на основную причину сложившегося положения, а демография во многом формируется ведь и социальными причинами. Страна отреагировала в 90-х на реформы демографической ямой...
Отрицательные последствия в виде безработицы стариков, очередной демографической ямой (вместо того, чтоб на детей тратиться, будут кормить безработных родителей) и роста смертности пожилых перечеркнут всю экономию, и без того мнимую. Не говоря уже о том, что реформа может сильно ударить по "институту бабушек", снизится их вклад в воспитании внуков, посидеть с малышней, в садик-школу отвести-встретить и т.д. - станет проблематично. Кто-нибудь посчитал последствия?

Алексей 3 августа 2018, 09:22
Статьи подобраны однобоко, в одну сторону. Склоните свои головы и идите куда говорят! Есть другое мнение священников и об этом любезно умалчивается. Забота о стариках и немощных это и заповедь Божия и обязанность государства.
раиса 3 августа 2018, 09:12
Я церковный человек восприняла эту реформу без преувеличения с оптимизмом. Не понимаю, почему утверждается ,что мы потерпим какой убыток, нет, напротив, смысл этой реформы- пенсии увеличить, потому что буквально со следующего года пенсии будут увеличиваться на 12000 ежегодно.Когда мне исполнилось 55 лет, я не самый здоровый человек и не помышляла уходить на заслуженный отдых. Православный человек не может думать только о себе, но должен думать и о стране, в которой живет. Продолжая работать дальше, остаешься в коллективе, чувствуешь свою нужность. Жизнь продолжается. А уходя на пенсию, уходишь ждать смерти, болезни одолевают, многие о тебе забывают. Надо работать как можно дольше.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×