Всякий ли человек ложь?

Любителям поэзии хорошо знакомы строки из стихотворения Федора Тютчева «Silentium!» («Молчание!»):

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Замечательные стихи поэта-философа о рождении в глубинах сердца мысли и трудностях воплощения ее в слово, трудностях понимания его другими людьми.

По разумению святителя Григория Нисского, такая фраза может означать вот что:

«Кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи».

Скорее всего, поэт подразумевает эти муки творчества. Но возникает вопрос: если в глубинах сердечных мысль чиста и истинна, а по изречении становится лживой по бессилию речи, не слишком ли категоричен автор? Ведь написано столько истинных книг об Истине и Правде Божией.

Мы не говорим о сознательном искажении того, что у человека на сердце. Федор Тютчев состоял на службе в Коллегии иностранных дел и прекрасно знал поговорку, широко известную в дипломатических кругах: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Но это очень похоже на другие слова – из псалмов царя Давида. По мнению псалмопевца, не только мысли и слова, но и весь человек есть ложь. Причем не какой-то определенный грешный, а всякий, живущий на земле (см.: Пс. 115: 2).

Этот 115-й псалом входит в Канон ко Причащению, и поэтому многие православные христиане знакомы с ним.

«Веровах, темже возглаголах, аз же смирился зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек лож. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».

К сожалению, мы не всегда внимательно читаем слова молитв (не внимаем) и не понимаем, что значит «всяк человек ложь». Притом что чуть ниже в этом же псалме читаем: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Получается как бы противоречие. Пока жил на земле человек – был ложь, а скончался – может стать преподобным, святым. Как же объяснить это видимое противоречие?

Часто в церковной среде произносят эти слова: «Всяк человек ложь». Но начинаются они вот как: «Сказал я во исступлении своем: всяк человек ложь».

Исступление (по-гречески – экстаз, от древнегреческого ἔκστᾰσις) – пребывание вне себя, нахождение вовне, восхищение, высшая форма молитвенного стояния. Экстаз – особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «изумлением», «высшим видением». Исступление встречается в Библии, когда говорится о посещении человека Духом Святым.

«В таком “духовном восхищении” подвижник ангелоподобно возносится к созерцанию Святой Троицы и тайн домостроительства нашего спасения. Он приобретает недоступную естественному разуму способность созерцать истинную сущность вещей; ему возвращается первобытное (праотца Адама) просвещение и способность зреть благодатный свет» (преподобный Григорий Синаит).

Так было со святым Моисеем, со святым Давидом, со святым апостолом Петром и святым апостолом Павлом, когда он оказался на третьем небе и слышал слова неизреченные.

По толкованию святых Афанасия и Василия Великих, исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, когда, достигнув духом своим Горних обителей и увидев чудную страну живых при содействии Святого Духа, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в мире сем, лжив относительно человеческого блаженства, которое и Григорий Богослов назвал ложным благоденствием.

«Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: “благоугожду… Господу” (Пс. 114: 8), потом увидев, “что всяк человек ложь” (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего» (святитель Афанасий Великий).

Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу – и увидел ее лживость

Если обобщить мысли святых отцов, то Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу потомков Адама – ветхого человека. И увидел, что человеческие мысли, слова изреченные, поступки, сердце, ум, рассудок, разум – все ложь.

Ну а как же сам царь Давид? Об этом читаем у Василия Великого:

«Пророк здесь не противоречит сам себе, в чем некоторые софисты стараются изобличить его, утверждая, что если всякий человек лжив, а Давид тоже человек, то, очевидно, и сам он был лжив. А если лжив, то ему не надобно верить в том, что он утверждает. А истина такова, как мы скажем. Ибо люди именуются (здесь) те, которыми обладают еще человеческие страсти, но тот, кто стал уже выше плотских страстей и по совершенству ума перешел в состояние ангельское, тот, когда говорит о делах человеческих, очевидно исключает самого себя из ряду прочих людей».

Понятно, что если есть исключение для пророка Давида, то постараемся воспользоваться этим и узнать условия для такого исключения.

По мнению святителя Григория Паламы, исступление в широком смысле «есть удаление от мирского и плотского мудрования…» Иными словами, исступление есть

«непрестанная умная молитва, в которой человеческий ум имеет постоянную память о Боге, освободившись от всяких привязанностей к страстям и так называемому миру греха» (митрополит Иерофей Влахос).

Но для того, чтобы выступить из себя, нужно сначала познать себя, познать то, из чего надо исступать. А по святым отцам, «человек – тот, кто познал себя» (преподобный Пимен Великий).

Нил Синайский: «Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога»

«Познавшему себя даруется познание всего; и повинующемуся Богу повинуется всё, когда смирение воцарится в членах его» (священномученик Петр Дамаскин).

«Кто возмог познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества» (преподобный Макарий Египетский).

«Как познавший самого себя познает все, так незнающий себя не может узнать и ничего другого» (святитель Иоанн Златоуст).

«Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога, и как должно, обозреть мыслию твари» (преподобный Нил Синайский).

«Необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя» (преподобный Никодим Святогорец).

«Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей» (преподобный Максим Исповедник).

Познавший себя увидел, что есть в нем «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4), в Писании называемый «чадом Божиим» (Ин. 1: 12), «сыном света» (Лк. 16: 8), «рожденным свыше» (Ин. 3: 3), «ожившим из мертвых», «небесным» (1 Кор. 15: 47, 49), «человеком внутренним» (2 Кор. 4: 16), «духовным» (Еф. 4: 21), «новой тварью» (2 Кор. 5: 17).

Но с чего начинается познание себя? По словам епископа Иннокентия Херсонского, «хорош тот, кто искренне считает себя нехорошим, тот только начинает быть хорошим». Это начало, это первая ступень. На вершине ее могут быть мысли преподобного Силуана Афонского:

«Мы можем рассуждать лишь настолько, насколько познали благодать Святого Духа»; «Совершенные от себя ничего не говорят. Они говорят лишь то, что дает им Дух».

Или, по апостолу Павлу, в возрожденном человеке действует сила Божественная, «которая производит и хотение, и действие» (Флп. 2: 13). То есть и мысль истинную, и слово, и действие.

По этому поводу можно привести пример из жития преподобного Силуана Афонского из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова):

«В 1932 году монастырь посетил один католический доктор, отец Хр. Б. Он много беседовал с О. В. по разным вопросам жизни Святой Горы и между прочим спросил:

– Какие книги читают ваши монахи?

– Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Феодора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсануфия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других отцов, имеющихся в “Добротолюбии”, – ответил О. В.

– Монахи ваши читают эти книги!.. У нас читают их только профессора, – сказал доктор, не скрывая своего удивления.

– Это настольные книги каждого нашего монаха, – ответил О. В. – Они читают также и иные творения святых отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия (Величковского), Иоанна Кронштадтского и других.

Об этой беседе О. В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил:

– Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые».

Сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек»

Это значит, что и в наше время есть такие подвижники, у которых и мысль истинная, и воплощенное слово, подобно древним великим святым. Ибо сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек» (Древний Патерик).

И в таком случае «духовный человек» скажет: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44: 2), и «язык мой трость скорописца» (Пс. 44: 2). Потому что верен он Господу своему, сказавшему: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды» (Ин. 7: 38). Чрево – это сердце с неизреченными мыслями, а живая вода – благодать с воплотившимися словами и делами (святитель Иоанн Златоуст).

Исступление, как мы уже отмечали, – это изменение (перемена ума, древнегреч. μετάνοια). Изменяя свою жизнь, просвещая ум, очищая сердце, исполняя заповеди, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовой, из одного драгоценного сосуда в другой, не менее драгоценный сосуд, понудим себя и постараемся и мы подражать святым подвижникам, сподобившимся услышать от Господа Иисуса Христа при жизни: «Вот истинный израильтянин, в коем нет льсти» (Ин. 1: 47), а по смерти: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). Аминь.

Об авторе

Епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь) родился в 1972 г. в Сухуми. Учился в Саратове, затем в Москве. По светскому образованию – кардиохирург, доктор медицинских наук. В 2010 году пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Закончил Тбилисскую духовную академию. В 2013 г. возведен в сан епископа Грузинской Православной Церкви.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Писание в миниатюре Писание в миниатюре
Владимир Басенков
Писание в миниатюре Писание в миниатюре
Владимир Басенков
Наш дух – дух Псалтыри. В быту простого человека Псалтырь использовалась не только как молитвенная, но и как учебная, назидательная книга, а порой и спасительная.
О псаломских «жестокостях» О псаломских «жестокостях»
Прот. Андрей Ткачев
О псаломских «жестокостях» О псаломских «жестокостях»
Протоиерей Андрей Ткачев
Ведя напряженную духовную войну с грехом, христианские аскеты поняли, что не только двуногие носители зла, состоящие из плоти и крови, являются врагами веры и разрушителями святынь.
Псалом 50 Псалом 50
Протоиерей Андрей Ткачев
Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а влюбленным свойственно петь.
Комментарии
Андрей Ракитов28 августа 2018, 10:48
Отличная статья! Спасибо!
Елена М26 августа 2018, 04:06
Спасибо за статью. Вот сейчас готовлюсь к исповеди и причащению, коли батюшка допустит. И думаю о том, что никогда не назову на исповеди всех своих грехов. Не потому, что хочу что-то сокрыть, а потому, что сама еще не в состоянии расценить все свои поступки правильно, разделив на греховные и праведные.В этом, наверное, и есть выражение "всяк человек ложь". В основном ведь, в каждом из нас сидит человек ветхий и до человека нового нам как до луны (по меньшей мере).
Сергей25 августа 2018, 20:07
Когда человек протягивает руку помощи другому, потому, что ему больно смотреть на страдание другого - это и есть проявление Евангельской любви. А как же?

"ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня"

А как же иначе? Мы маленькие, даём руку Христу, и Он ведёт нас по пути взросления, в частности такими чувствами и делами. Зачем нам думать какими нас видят святые? Это всё равно, что первоклашке задаваться вопросом, а каким меня видит аспирант?

Галина И.24 августа 2018, 22:33
Истина есть Господь наш Иисус Христос:"Я есмь путь и истина и жизнь", "Слово Твое есть истина".И все люди,какими бы они святыми не были, не могут быть выше Бога.Это ересь иудаизма, когда предания человеческие почитаются выше Слова Божьего.Вместе с тем, отрицая обновление верующего человека,утверждая его (или свою)статичность во грехах и лжи, мы отрицаем возможность богопознания,наличие действия благодати и силы Духа Святого.Мы становимся богопротивниками! Познать истину значит познать Бога,т.е соединиться с Богом во Святом Духе. Это путь богоуподобления. "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом"."И познаете истину, и истина сделает вас свободными". Аминь (произв."емет"-истина).
Сергей24 августа 2018, 22:12
Спаси Господи.
Сергей, статья Христианская, а не философская.
В отношении наших "сердечных" порывов, связанных с "любовью" к ближнему хорошо разъясняет Игнатий Брянчанинов:
"Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе."(О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ)
Увы, но даже движимый состраданием человек может сбиваться помыслами тщеславия, ложного стыда и проч:
"Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских...когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его?"(там же)
Андрей24 августа 2018, 19:24
Спасибо отцу Григорию за статью. Теперь для меня стало понятно это выражение - "всяк человек лож." Потратив свое время и написав для нас статью, тщательно проработанную, подкрепленную аргументами из Священного Писания и святых отцов Церкви отец Григорий проявил истинную любовь к нам. Мне здесь видится связь со свободною волею человека. Когда воля человека по направлению и силе совпадает с волей Божьей то получается Добро и человек и Бог соединяются воедино и человек становится Истинным так, как Бог есть Истина. То есть Господь делает человека Истинным действуя в нем. То есть вопрос заключен не в природе человека а в его волевой сфере деятельности.
Наталия24 августа 2018, 16:16
Спаси Господи. Очень полезная статья.
Дмитрий Собриевский24 августа 2018, 15:53
1. Исступление (по-гречески – экстаз, от древнегреческого ἔκστᾰσις) – пребывание вне себя, нахождение вовне, восхищение, высшая форма молитвенного стояния.
2. Исступление, как мы уже отмечали, – это изменение (перемена ума, древнегреч. μετάνοια).
Два разных определения в статье, наверное второе - о покаянии.
Читательница (Подмосковье)24 августа 2018, 14:18
Истина одна – это Бог. Какой бы степени святости ни достиг человек, он – ложь. Ложь – в сравнении с Истиной. Слова «ложь» и «истина» – антонимы. Не может быть частичной лжи. Конечно, чем духовнее человек, тем ближе он к Истине, но он все равно остается ложью. Даже Адам до грехопадения был ложью, поскольку являлся всего лишь человеком (с маленькой буквы) и обладал противоестественной гномической волей, которая и привела его ко греху. Адам – первый солгавший человек. А нам, потомкам уже падшего Адама, и до него далеко. Человеческая природа не в состоянии вместить в себя всю полноту Истины, поэтому всякий человек был, есть и будет ложью. Увы.
Сергей24 августа 2018, 13:02
Позвольте не согласиться.
Статья скорее философская чем христианская. Холодная, без любви, умозрительная.
Всегда ли человек ложь? Умом можно долго препарировать вопрос, но, сердцем читая Евангелие, понимаешь, что человек не ложь, когда он действует из любви к ближнему из сострадания. Именно в такие моменты он идёт в правильном направлении указанном нам Спасителем.
Владимир Степанов24 августа 2018, 11:43
Очень хорошее пояснение о "всяк человек ложь", спаси вас Господь, владыка Григорий!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×