Безобразие зависти

Каин и Авель. Табличка из слоновой кости Каин и Авель. Табличка из слоновой кости

Столетиями Церковь учит, что зависть – грех. «А почему это грех? – спросит иной наш соотечественник, не очень верующий и нецерковный. – Разве нет такого понятия, как “белая зависть”, в которой нет ничего дурного? Разве она не возбуждает благородную соревновательность? Разве знаменитая древнегреческая цивилизация, заложившая основы современной, не была цивилизацией агона, то есть соревнования, построенного в конечном счете на зависти? И разве зависть не создает конкуренцию и не является двигателем прогресса?»

Происходит почти расистская сегрегация общества – на удачливых и неудачников

Таково мнение, увы, не только отдельных лиц. Можно сказать, что современные средства массовой информации являются индустрией зависти. Как образцы и учители жизни, с экрана вещают удачливые бизнесмены и успешные чиновники, не считающие нужным скрывать свои сверхдоходы, довольные собою актеры и сатирики, победительные футболисты, упоенные своей популярностью телеведущие и прожигательные (простите: зажигательные) диск-жокеи. В общем, как говорит молодежь, мажоры. И происходит почти расистская сегрегация общества – на удачливых и неудачников (ведь о справедливости и воздаянии по заслугам у нас говорить не принято, у нас принято желать удачи). А отношение к последним понятное: «Пусть неудачник плачет». Но те не собираются плакать, а чаще всего отвечают бешеной завистью по отношению к мажорам, к сытым и довольным. А отсюда – нечего удивляться, что вспыхивают бунты и революции.

Однако вернемся к нашему не очень верующему собеседнику и его вопросам.

Дорогой читатель, открою вам несколько страшных тайн. Во-первых, христианство в конечном счете не от мира сего, и его не шибко интересует рост знаний и умений, и тем более умножение человеческого комфорта и материальных благ. Оно занимается тем, что бесконечно важнее всего этого – бессмертной человеческой душой и ее спасением, наставлением на путь вечной жизни, а остальным – лишь в меру того, как это касается пути человека к Богу. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33). И с точки зрения правды Божией зависть – грех. Более того, это – полная катастрофа.

Некий светлый ангел, венец создания, вершина духовного мира, стал омерзительным существом, изображаемым не иначе как с рогами и копытами, только потому, что позавидовал Своему Создателю, Который вывел его из небытия и украсил всеми дарованиями. Более того, сей бывший ангел, Люцифер, решил встать на место Бога и воздвигнуть свой престол выше Божьего. В результате он оказался ниже всех существ на лестнице бытия, изгоем и чадом гнева Божия. Первый человек пал потому, что увлекся потоком зависти и внял коварному, провокационному шепоту змея-дьявола: «Знает Господь Бог, что в день, когда вкусите от плода, откроются очи ваши, и будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4‒5). В результате вкушения запретного плода очи открылись, но человек увидел лишь свою наготу. И это связано не только с утратой благодати, но и с тем, что завистник чувствует свою нищету, свою ущербность относительно того, кому он завидует. С психологической точки зрения важно и то наказание, которое налагается на змия-искусителя, из зависти соблазнившего Еву: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 14).

Моцарт и Сальери. Рисунок 1884 Моцарт и Сальери. Рисунок 1884

Завистник действительно уподобляется змею тем, что пресмыкается во прахе добровольного самоуничижения перед предметом своей зависти и вкушает горький прах бесплодных сожалений о том, что он не тот, кому завидует. Очень точно это выразил Пушкин в своей бессмертной маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Сальери ведомы духовные глубины, он знает, что такое неземная красота, и тем страшнее его страдания, что не он является творцом такой красоты. Его терзает зависть, и он сам понимает, насколько отвратителен и некрасив этот грех.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую…

Однако эта змея может ужалить, и ужалить смертельно. Завистник временами стремится к уничтожению предмета своей зависти, как, к примеру, пушкинский Сальери убивает Моцарта.

Каин ненавидит Авеля, потому что тот помимо своей воли унижает его, ибо его, младшего, предпочел Бог старшему брату Каину. Авель – носитель Божия благоволения, проще говоря – благодати, – и поэтому его присутствие непереносимо для Каина. Для духовного или по крайней мере для нормального человека выход из этой ситуации может быть одним: как-то справиться с этой страстью или поставить ее в известные пределы. Именно к этому призывает Бог, предупреждая Каина: «Грех лежит у ворот, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).

Однако, Каин, чья душа тверже железа, которое он кует, не слышит гласа Божия. Он предпочитает уничтожить источник раздражения и убивает своего брата, который мешал ему и его превосходил, но и сам становится практически нулем ‒ он теряет свою силу и оказывается жалким паркинсоником: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь стенать и трястись на земле» (Быт. 4, 11–12). Пушкинский Сальери убил гения и тут же осознал, что он не гений, а всего лишь заурядный убийца и завистник, «змея, людьми растоптанная вживе». Убитый Моцарт одержал над Сальери духовную победу своими простыми, мудрыми христианскими словами:

Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

«Завистью дьявола смерть вошла в мир» (Прем. 2, 24), – говорит Иисус сын Сирахов. Действительно, завистник устраивает вокруг себя зону смерти, и погибают не только те, кому он завидует, но прежде всего погибает он сам.

Давид прощает Авессалома Давид прощает Авессалома
В Священном Писании это показано со школьной наглядностью. Из-за зависти против Моисея вспыхивает ряд мятежей, из-за которых погибают тысячи израильтян. Авессалом, желая царской власти, поднимает бунт против своего отца Давида и развязывает гражданскую войну, в которой пали десятки тысяч евреев. Наконец, самое страшное преступление мировой истории – распятие Христа – непосредственно связано с завистью к Нему со стороны верхушки Израиля, ибо «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7, 29). Причины распятия Иисуса Христа точно предсказаны в книге Премудрости Соломона:

«Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет» (Прем. 2, 12‒19).

И даже после воскресения и вознесения Христа преследования христиан во многом связаны с завистью: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (Деян. 5, 17‒19). Зависть, по словам мужа Апостольского, свт. Климента, еп. Римского, явилась причиной страшных гонений при Нероне:

«По ревности и зависти величайшие и праведные столпы Церкви подверглись гонению и смерти. Представим пред глазами нашими блаженных апостолов. Петр от беззаконной зависти понес не одно, не два, но многие страдания, и таким образом, претерпевши мученичество, отошел в подобающее место славы. Павел, по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз, был изгоняем, побиваем камнями. К этим мужам, свято провождавшим жизнь, присовокупилось великое множество избранных, которые по причине зависти претерпели многие поругания и мучения, и оставили среди нас прекрасный пример. Завистью были гонимы женщины; претерпевши тяжкие и ужасные мучения, они прошли твердым путем веры, и, немощные телом, получили славную награду»[1].

К сожалению, зависть явилась одной из причин трагедии избранного народа и его духовного, а также физического самоубийства: убивая Христа и преследуя христиан, Израиль убивал самого себя. Точно сказал об этом святитель Мелитон Сардийский:

О Христе не стал терзаться,
об умерших своих стал терзаться,
Ты оставил Господа
И не был им обретен,
и ты лежишь умершим.

Иудейская война 66-70 годов: осада и разрушение Иерусалима римскими войсками. Художник Д. Робертс, 1850 Иудейская война 66-70 годов: осада и разрушение Иерусалима римскими войсками. Художник Д. Робертс, 1850

Катастрофа 70 года – взятие Иерусалима – явилась следствием распятия Христа и гонений на христиан

Действительно, катастрофа 70 года – взятие Иерусалима – явилась следствием распятия Христа и гонений на христиан. Еврейский историк Иосиф Флавий, сам не христианин, писал, что многие считали Иудейскую войну (66‒72) с ее великими бедствиями и гибель сотен тысяч иудеев возмездием за гибель Иакова праведного, убитого фанатиками-иудеями в 62-м году.

И вот здесь стоит вспомнить слова свт. Климента Римского: «Зависть и раздор ниспровергли великие города и совершенно истребили великие народы». И вернуться к вопросу о греках и их культе зависти. Да, действительно, некоторые греческие поэты и философы (например, Гесиод) считали, что миром управляют вражда (ἐρίς) и зависть (φθόνος), которые приводят мир в движение и заставляют людей совершать выдающиеся поступки. Однако другие поэты и мыслители отчетливо понимали недостоинство и безобразие зависти. Стоит привести хотя бы слова Пиндара, великого греческого поэта V века:

Кто живет, не угрызаясь едкой завистью,
тот заслуженную воздает хвалу умелому.
Пусть у нас ничто не скрыто от злословия,
Правда привыкла побеждать.
Всеисцеляющее время
всегда возвеличит прекрасные дела,
а праздная речь зложелателей
замрет во мгле.

У греков было все: передовые по тем временам технологии, хорошо поставленное военное дело, глубокая философия, прекрасная литература и тонкое искусство. Не было главного: единства. Полисы – греческие города-государства – ожесточенно боролись между собой за гегемонию в Греции и не могли ее достигнуть. И не только из-за внешних, но и внутренних факторов, связанных прежде всего с завистью. Достаточно упомянуть лишь несколько фактов: гениального афинского политического деятеля Фемистокла, спасителя Греции от персидского нашествия в 480‒479-м г. до Рождества Христова, изгнали в 471-м на десять лет из Афин единственно из зависти к его талантам. Затравленный своими политическими врагами, он вынужден был просить политического убежища у своего исконного врага – персидского царя. Для Афин его изгнание не кончилось катастрофой только потому, что он покончил с собой, когда персидский царь приказал ему возглавить поход против его родины. Другой пример – гибель сицилийской экспедиции, во главе которой стоял выдающийся афинский полководец Алкивиад. Его завистливые политические противники сфабриковали против него судебное дело по обвинению в кощунстве и добились его смещения и отзыва в Афины. Алкивиад по дороге бежал к спартанцам, выдал им все военные секреты и дал ряд ценных советов, без него войско пало духом и под руководством неискусных вождей было целиком уничтожено сицилийцами. Третий пример: в конце Пелопоннесской войны афиняне с величайшим трудом победили спартанцев при Аргинусских островах в 406-м г. Однако афинские граждане отплатили черной неблагодарностью полководцам-победителям. Завистливые афинские демагоги использовали тот факт, что стратеги не успели собрать тела убитых афинян из-за бури, возбудили чернь, организовали судебный процесс по обвинению в кощунстве и добились казни почти всех полководцев. В результате афинский флот, лишившийся способных руководителей, был разгромлен спартанцами в следующем, 405-м, году, а с ним погибла и Афинская морская держава. Афины лишились всех владений, флота, а в самом городе воцарились 30 тиранов, которые немедленно стали казнить своих политических противников, в том числе и тех, кто устроил процесс аргинусских стратегов и голосовал за их казнь.

В результате греческие города сражались друг с другом на потеху Персии, прославленные греческие воины служили наемниками у вавилонских, египетских и персидских царей, а Греция была объединена через завоевание иными народами – македонцами и римлянами, – более склонными к единству и менее завистливыми.

Можно приводить множество примеров того, как зависть губила целые державы

Можно приводить множество примеров того, как зависть губила целые державы. Возьмем лишь два узловых момента падения Западной Римской Империи – взятие Рима готами в 410-м г. и вандалами в 455-м г.

Готский полководец Аларих вторгся в 401-м г. в Италию, и его успешно сдерживал римский полководец Стилихон, одержавший над ним ряд побед. Однако в 408-м г. Стилихона оклеветали завистливые вельможи перед недалеким императором Гонорием, и его казнили, а заодно устроили резню его дружины. Часть воинов, однако, спаслась и бежала к Алариху. Немедленно Аларих разорвал заключенный договор с Римской империей, низложил Гонория, а затем пошел походом на Рим и взял его после долгой осады, ознаменованной страшным голодом. Вечный город подвергся трехдневному грабежу, и лишь благодаря христианским убеждениям готов, пощадивших христианские храмы, было спасено множество римлян.

Миниатюра из манускрипта XIV века с изображением битвы на Каталаунских полях. Миниатюра из манускрипта XIV века с изображением битвы на Каталаунских полях.

Второй пример еще более показателен: римский полководец Аэций, «последний римлянин», в течении более чем двух десятков лет пытался спасти Западную Римскую империю, как военной силой, так и через хитроумные политические комбинации и мирные договоры с варварами. Именно он разгромил дотоле непобедимого гуннского вождя Аттилу на Каталаунских полях (совр. Франция) в 451-м г. И тем не менее он был убит по приказу политически близорукого императора Валентиниана, послушавшего придворных завистников и клеветников, которые очернили Аэция. Защищать империю стало некому, и в 455-м году Рим был разграблен вандалами под предводительством короля Гезенриха: память об этом сохранилась в слове «вандал». Более того, погиб сам император Валентиниан, павший жертвой мести за убийство Аэция. Через 20 лет ослабевшая империя пала, в 476-м году германский вождь Одоакр лишил власти последнего римского императора Ромула Августула и отослал знаки императорской власти в Константинополь, а сам стал королем Италии.

Вот лишь несколько примеров того, как зависть и раздор ниспровергли великие города и совершенно истребили великие народы.

[1] Климент Римский, свт. 1 Послание к Коринфянам. 5‒6.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Остановка Остановка
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Остановка Остановка
Рассказ
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Его пронзила болезненная зависть. Что он видел в свои 24 года? Никуда не ездил, не отдыхал, не одевался с шиком, не ходил в рестораны. Работа, работа, работа…
Не мучь себя ! Не мучь себя !
Епископ Хризостом (Войинович)
Не мучь себя ! Не мучь себя!
Епископ Хризостом (Войинович)
Если только мы посмотрим чуть глубже на свою жизнь, то увидим, что человек в большинстве случаев может быть сам себе большим врагом и может принести себе ужасно много зла.
Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Протоиерей Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 12-я
Протоиерей Олег Стеняев
Почему святые отцы называли зависть «поруганием человеческой природы»? Как связаны зависть и теплохладность веры? Что бывает, когда начинают завидовать… грехам другого?
Комментарии
Михаил 8 сентября 2018, 01:07
Зависть же прячется, её разглядеть в себе трудно... Косвенно можно понять, что ты точно кому-то завидовал или завидуешь, если есть в твоём сердце презрение к какому-то человеку, или группе людей; если такое есть, то есть и зависть. Это как другая сторона монетки. И если появилось такое чувство, проснулась такая страсть, то душа уже мертвая у тебя. Ты сам не ощущаешь, но ты одной ногой в аду, прям при жизни начинается такое помрачение, что как бы предадское бытие. И надо исповедоваться поскорее. Не важно кому ты завидуешь, хоть детям и бомжам. Нужно понять кому и за что. И нужно исповедоваться.
Алла 6 сентября 2018, 12:23
Галина, но ведь не зря говорят, что жизнь полосатая. У вас была белая полоса, сейчас идет черная, но все изменится, и снова выправится! Тут уже писали про Иова, вспомните, что Бог наградил его за смирение. Верьте, и всё наладится. Ваш муж умер, это невосполнимая утрата, но ваши дети, слава Богу, живы, а все временные трудности могут и должны закончиться. Вам остается только молиться и ждать. Время лечит любые раны.
Галина31 августа 2018, 20:02
Простите, но еще раз.Спасибо, Михаил и Иоанна. Видите ли,в моем случае можно много говорить,пытаясь найти причины бед.Да, главное для меня- смирение. Муж был глубоко верующим человеком.Сын систематически ходил в церковь, дочери- реже, но тоже ходили. Работа для меня была местом, которое дал Господь для благовествования, утверждения веры православной на уровне города. Подруг я не искала, колдунов не боялась.Но завистники простят нам все, кроме успеха.Зависть- это демоническое зло."Она вторглась в церкви. Она издавна была причиной множества зол...Эта болезнь извратила все и растлила правду" (св. Иоанн Златоуст).Мне легче, когда слушаю любимую песню-"Свет звезды" Стаса Михайлова. Советую всем.
Иоанна_31 августа 2018, 15:03
Галина, зависть может погубить только самого завистника. Именно в смысле вечной жизни. Мы часто тратим много сил, чтобы доискаться до причин всего, но если смиримся перед тайной Промысла Божьего, тогда всё это перестанет быть болезненно важным. В Церковь мы ходим не для того, чтобы найти прекрасного мужа, работу, чтобы иметь хороших подруг, но для Богообщения, для спасения души. А пути, по которым Бог ведёт ту или иную душу к спасению, нам НЕВЕДОМЫ.
Галина31 августа 2018, 07:34
Арине,30 августа 2018, 16:37. Спасибо, дорогая сестра. Дай Бог вам и всем друзьям по сайту здоровья и простого земного человеческого счастья под сияющим вечной красотой мирным тихим Небом.Да избавит Господь Израиля от всех скорбей его.И от людской зависти, творящей зло. До свидания.
Михаил30 августа 2018, 21:53
Галина, и зачем вы говорите, что никому не нужны? Вы нужны в первую очередь Богу. Господь мудр и разумен и если Он попустил эти беды, значит на то была причина. А что касается ваших подруг, то следует помнить: колдовство, зависть и злые наветы реально могут оказаться действенными в жизни только тех христиан, которые сами отошли от твердого основания веры и, убоявшись колдуна, мага или завистника более, чем Бога, поставили служителей дьявола выше, чем Создателя. Но тот, кто имеет страх Божий, свободен от любого другого страха. Ибо раб Божий – свободен от власти дьявола, греха и смерти. Мы порой унижаем Бога своим маловерием, а потом ещё и удивляемся, почему Он отошёл от нас. Ему тоже больно.
Михаил30 августа 2018, 21:27
Галина, здравствуйте. Когда мне на голову свалились несчастья, то спросил у Бога: "Отче, почему так?". И обстоятельства так сложились, что прочитал в Библии историю праведного Иова, которому позавидовал сатана и, чтобы посрамить сатану, Господь попустил Иову страдания. Когда у Иова случилось великое горе, то он сказал: "наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!". А когда жена Иова обвинила его в том, что он твёрд в непорочности своей, Иов ответил ей: "ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?". Бог в первую очередь всё делает для пользы нашей души.
Арина30 августа 2018, 16:37
Галина, простите, что вмешиваюсь, но когда человеческие слова бессильны объяснить что-либо, вспоминаю только: "...не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни". А некоторое время спустя появляются силы на "От Меня это было". Вы найдете что-то своё. Но это надо прожить. Не пережить, а именно прожить. Самой. Никто не в силах сделать это за Вас, даже если очень хочет избавить Вас от горя, боли, слез, всех бед на свете. И если объяснения так и не появятся, это уже не будет иметь никакого значения. Простите.
Галина30 августа 2018, 07:24
Ольге 29 августа 2018, Ларисе. Возможно, если "зависть погубила целые державы", она погубила и мою семью. Работа была достойная, муж прекрасный, у детей все хорошо.Я вспомнила, что и другие укоряли меня, что они годами ходят в церковь, и ничего у них не меняется, а у меня -почему все так? "Какими молитвами молитесь?"С той подругой,на клиросе, все ясно,но еще была у меня одна близкая сестра,и у нее были большие проблемы. Я постилась и молилась за нее,мы вместе ездили в монастырь -за нее. Она вышла замуж и уехала, меня забыла. И она всегда говорила, что все поменяется.И вот у меня все рухнуло. Молитвы с завистью и злобой - это страшное дело, они истребляют. Я сейчас никому не нужна. Сил нет
Лариса29 августа 2018, 15:54
Благодарю о. Владимира. Мне очень нравятся его статьи . Затрагивая определенную тему, он заставляя задуматься, дает ответ, показывает выход, ссылаясь на Писание и другие источники, до которых руки не доходят, не только из-за занятости, но и из-за образования. А здесь - всё как на ладони – и познавательно в плане истории, и СПАСИТЕЛЬНО в плане совершенствования души. Надеюсь, что слова благодарности не вызовут зависти у других авторов.
Ольга29 августа 2018, 14:44
Хотелось бы не экскурса в историю, где зависть проявляется очень обрывочно и не конкретно, а конкретных советов от пастыря: как бороться с завистью. И совершенно зря приводятся в пример медийные личности. Простая церковная женщина вполне может презирать разукрашенных красоток и мучительно завидовать матушке с портала Православие ру у которой и муж благочестивый, и пятеро деток славных, и живут они духовной жизнью. И эта зависть ничем не лучше.
ирина29 августа 2018, 14:23
я не хочу,чтоб украина погибла.Господи прости нас .провожу параллели между статьей и гос-вом.,вижу аналогию.страшно......
Nik.architect Поздняков29 августа 2018, 13:56
Спасибо автору.Спаси Боже.
елена29 августа 2018, 10:56
Очень интересная познавательная и вразумительная статья, спаси вас Господи.Слава Богу за всё!
Лариса_6529 августа 2018, 09:58
Галина 28 августа 2018.
СЛАВА БОГУ! БОГ есть ЛЮБОВЬ. Только надо крепче держаться за ризу ХРИСТОВУ, как дети хватаются за юбку матери. Только в этом наше спасение.
Галина28 августа 2018, 19:16
Лариса_6528 августа 2018. Если бы вы знали, как мне нужны были такие слова и поддержка, которую вы мне оказали.Большие неприятности у двух моих старших прекрасных дочерей. Запил сын, сколько и кому только ни молюсь,горы треб подала, непрошибаемо. Сегодня сорвалась на него, собрала его вещи и сказала- уходи. Выгнать его советуют все священники. А у меня сердце разрывается. По дороге в храм сказала себе и Богу: иду в последний раз. Не могу больше,тупик со всех сторон. В храме плакала и ушла раньше, спасибо, матушка (монашка) помолилась, я ее попросила. Как-то читала на этом сайте горькую статью одной матушки "Плоды веры".Не я одна мыкаюсь, у многих свое.Спасибо.А то больше копание и обличение.
Лариса_6528 августа 2018, 12:55
Галине. К сожалению, так бывает не редко. Это не наказание, а огненное испытание. Такому испытанию подвергаются практически все, но не все достойно его проходят. А Вы на правильном пути - держитесь, крепитесь. Сопереживаю Вам, и удивляюсь Вашей стойкости и мужеству.
Арина28 августа 2018, 12:12
Было время, когда мажоров держали за высокими рублевскими заборами, опасаясь 'зависти" простых людей. А когда поняли, что им не особо-то завидуют, сами начали наступать на жизненное пространство обычных людей, выпячивать свою успешность и умение взять от жизни все. Выходит им необходимо спровоцировать зависть как подтверждение "правильности" их образа жизни. Иначе все теряет смысл, почва уходит из-под ног, когда те, кто вроде бы должен завидовать, не замечают их существования. Источник зависти не в тех, у кого нет, а в тех, кому мало, не важно чего, денег, славы, власти, признания и пр. Сеют ветер зависти, жнут бурю ненависти. По-другому никогда и не бывало.
Ольга27 августа 2018, 23:28
Автор: «Но те не собираются плакать, а чаще всего отвечают бешеной завистью по отношению к мажорам, к сытым и довольным».
Не согласна. Зависть может возникать лишь к примерно равным себе, к кому-то из своего окружения. Мажорам завидуют лишь такие же мажоры. Для обычного человека их существование – это параллельная реальность, другое измерение. Простому работяге «фиолетово», как живет олигарх, но вот премия коллеге на 2 т.р. больше, чем ему, - может стать поводом для зависти. Нелюбовь к олигархам вызвана не завистью, а пониманием, как они таковыми стали.
Александр27 августа 2018, 22:59
Татьяне: верно вы все поняли, остаётся только смириться с этим, но как видно ваша душа этого не желает.
Из зависти и жажды власти свергли царя Николая2 - результат развал империи,гражданская война,голод и т.д. А ситуация на Украине вот вам пример из сегодня.
Нам нужно понять что власть дана Богом, а если она вас не устраивает то молитесь "о властях и воинстве" о дарования из разума,чести и совести. Ведь нам заповедью дано молиться даже о врагах своих.Так неужели к власти нужно относиться ещё хуже чем врагам?
Андрей27 августа 2018, 22:37
Благоговею и безмолствую перед святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами ...
Мария27 августа 2018, 22:37
Согласна с Татьяной. Понимаю, что если человек завидует например другу - какая у него семья хорошая, то да, грешит. А если смотрит в телевизор, видит там того, кому сидеть надо совсем не в телевизоре, и открыто говорит о своих умозаключениях, то в чем же тут грех зависти? Конечно, первыми, видя такое, должны говорить следственный комитет, прокуратура и суды, а не простые люди... но те то как раз молчат... И это сигнал что в «датском королевстве» не все ладно, но последнее отношение это имеет к зависти. Там уже совсем другие грехи... вот правильно - о них и напишите, может, кто то и покается
Галина27 августа 2018, 20:25
У меня была очень близкий мне человек, сестра по вере. 20 лет мы были дружны и доверяли друг другу все. Но мужья у нас были разные: моего многие называли святым по его характеру и делам. Я была с ним как за каменной стеной, он меня любил и берег. У подруги- все наоборот, и она мне откровенно всегда завидовала. В прошлом году муж тяжело заболел, и его не стало. Первой реакцией моей подруги, когда я ей рассказала о болезни мужа,была открытая радость. Ни разу за все время она мне даже не позвонила и не подошла.Я скорблю, а она радуется,считает, что меня Бог за что-то наказал.Служит на клиросе.Я простила,разговариваем, но на душе так горько, словно меня предали и оставили.А ее зависть утолена.
татьяна27 августа 2018, 16:51
Простите конечно, но статья мне не понравилась!!!Это ужасно. Читая эту статью, автор подводит к тому, что не завидуйте нашим чиновникам и олигархам! Если вы их свергнет то останетесь нулями как и были, а страна развалится. Но простите, напишите лучше статью про то, что воровать это грех (рыбу, лес, природные ресурсы). Вот что разваливает нашу стану, и дело не в зависти.
Огнецвет Рамна27 августа 2018, 16:14
Хорошая статья, автору респект! Во мне зависти отродясь не было чем весьма доволен. Слава Богу
natalja27 августа 2018, 14:49
A среди прихожан в церкви какая зависть существует!!!! Мир лежит во зле. Ходим в церковь десятилетиями, а лучше не становимся.
Геннадий27 августа 2018, 12:30
Спасибо автору. Очень поучительная и актуальная статья для народов наших в прошлом братских республик.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×