Споры вокруг тела Богородицы

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы.Книжная миниатюра. XI в. Греция. Афон Успение Пресвятой Богородицы.Книжная миниатюра. XI в. Греция. Афон
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник в честь Богоматери. Завершились дни строгого поста, прозвучали богослужебные песнопения, напоминающие утреню Великой субботы. Все в этот день говорит о том, что мы как будто празднуем не смерть, Успение, а воскресение – восхождение на небо Девы Марии.

Несмотря на то, что данный праздник уходит вглубь веков, во второй половине ХХ века было немало споров относительно источников наших сведений о почитании Успения Богоматери. После провозглашения папой Римским в 1950 году догмата о «взятии Пресвятой Девы Марии в небесную славу» (лат. Assumptio Beatæ Mariæ Virginis)[1] появилось немало жарких дискуссий. Развивая учение о непорочном зачатии Девы Марии, некоторые католические ученые постепенно пришли к совершенному отрицанию телесной смерти Богоматери: Она якобы не умирала вовсе, но в определенный момент вознеслась от земли на небо. В защиту такой точки зрения нередко приводятся слова патриарха Германа Константинопольского (715–730), отрицавшего возможность смерти для Той, Которая родила Источник Жизни Христа[2].

Однако уже современник Германа Константинопольского преподобный Иоанн Дамаскин в одном из слов на Успение Пресвятой Богородицы восклицает: «Источник жизни, Господа моего Матерь умерла»[3]. Преподобный Иоанн Дамаскин, как и другие византийские гимнографы, использует по отношению к Марии высокую лексику, называя Ее «земным небом», «одушевленным градом Божиим», «умственной одушевленной лестницей», «ковчегом Господа»[4]. По мнению преподобного отца, несмотря на то, что Мария была Матерью Бога, Она не могла не умереть. Она действительно умерла, и на некоторое время Ее тело было положено во гробе, поскольку носило в себе поврежденность человеческой природы от Адама: «из-за Адама тело отсылает земле, а душу предает в небесные обители благодаря Сыну»[5].

Некоторые современные исследователи полагают, что в своем похвальном слове Иоанн Дамаскин цитирует апокриф «История Евфимия», который появился в VII веке. Действительно, с V по VII век был всплеск появления апокрифических сочинений о жизни Девы Марии, дополняющих то, что было «недосказано» в Евангелии. По разным подсчетам, в настоящее время идентифицируется около 70 разных текстов на греческом, латинском, сирийском, коптском, армянском, арабском и иных языках. Эти апокрифы содержат далеко не всегда идентичные богословские идеи.

Так, по одному ряду апокрифов, тело Марии на три дня разлучилось с душой, после чего Она, как и Ее Сын, воскресла и с телом вознеслась на небо, где и пребывает до сего дня как живой свидетель того воздаяния праведным, которое ожидает всех людей в день Страшного суда. По другому ряду апокрифов, Христос спустился ко гробу Своей Матери, чтобы принять в Свои руки Ее пречистую душу, в то время как Ее тело осталось на земле спрятанным в потаенном месте, ожидая воссоединения с душой «в конце времен»[6].

Большая часть сказаний об Успении Божией Матери датируется не ранее середины V века. Причиной появления благочестивых преданий скорее всего стали новоявленные ереси, которые, по мнению отечественного профессора М. Скабаллановича, стали появляться в Церкви после еретика Нестория, отрицавшего достоинство Марии как Матери Сына Божия[7].

Самым ранним из достоверных святоотеческих свидетельств об Успении Богоматери считаются слова святителя Епифания Кипрского, который жил в середине IV века и тщательно исследовал данный вопрос: «Умерла ли Святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве – венец; а если умерщвлена, как написано: “и душу Ее пройдет оружие” (Лк. 2: 35), и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть, Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лк. 1: 37), ибо о кончине Ея никому не было известно»[8]. Итак, святитель Епифаний предлагает три гипотезы в отношении Успения Марии (естественная смерть, мученичество и бессмертие), но сам не отдает предпочтения ни одной из них[9]. Идея о том, что Мария умерла смертью мученицы, была впоследствии отвергнута Церковью (свт. Амвросий Медиоланский и др.). А в отношении тела святые отцы последующих эпох отдавали предпочтение идее перенесения тела Марии от земли на небо (свв. Григорий Турский, Андрей Критский).

В православном богослужении праздника Успения раскрываются следующие особенности почитания кончины Божией Матери: чудесное и торжественное собрание апостолов у одра Божией Матери, прославление Ее ангельскими силами, предание духа Ее в руки Сына – Господа Иисуса Христа, Ее подверженность смерти и нетление по смерти, упоминание об отсечении рук дерзкого иудея (св. Косма Маиумский, тропари на утрени канона праздника Успения). Тело Пречистой было положено в родовой гробнице в Гефсиманском саду, но уже на третий день Господь переселил Свою Матерь в небесные обители (св. Иоанн Дамаскин, тропари на утрени канона праздника Успения).

Она по смерти жива, Она взошла на небо в сопровождении Своего Сына и сонма ангелов

По мысли Булгакова, в песнопениях православного богослужения одинаково представлены «два воззрения на исход Пресвятой Девы из этого мира: по одному, Она подчинилась законам естества, то есть преставилась и была погребена; по другому, в Ее лице побеждены законы естества: Она по смерти жива, Она взошла на небо в сопровождении Своего Сына и сонма ангелов»[10].

Православная Церковь исповедует Богородицу Святой и Пренепорочной Приснодевой, прибегает к Ней в молитвах как к скорой Помощнице и Заступнице, славит Ее за оказанные благодеяния. В честь Божией Матери установлены многочисленные церковные праздники, освящены храмы, чтутся Ее чудотворные иконы. Но, несмотря на глубокое и благоговейное почитание кончины Божией Матери, Православная Церковь не усваивает этому почтению значение догмата веры. Мария Дева не была избавлена от последствий первородного греха, а потому не может иметь равной чести с Сыном Божиим и называться Со-Искупительницей. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2: 5).

Несмотря на то, что в основу сегодняшнего праздника легли апокрифические сказания о Божией Матери, мы не усматриваем в этом какой-то недостаток, как полагают протестанты. Вплоть до конца IV века вопрос о составе книг новозаветного канона не был окончательно решен. Некоторые послания апостолов (2 и 3 Ин., 2 Пет., Иуды, Евр.) и Апокалипсис Иоанна Богослова, которые мы привыкли видеть в наших печатных русских Библиях, не включались в сборники священных книг Нового Завета. В то же время целый ряд благочестивых апокрифов и после IV века на протяжении трех-четырех столетий использовался для назидания верующих, если эти апокрифы не противоречили апостольскому символу веры[11]. Главнейшим же постулатом веры Древней Церкви была вера в воскресение Иисуса Христа.

Сын Божий, воскресивший сына наинской вдовы, дочь Иаира, четверодневного Лазаря, мог воскресить и Марию. Но Сама по Себе Мария не могла бы воскреснуть без Иисуса Христа. Поэтому, когда на чине погребения Плащаницы Божией Матери мы слышим слова: «Из гроба тридневно восставшая Дево, якоже и Господь» (тропарь по «Непорочных» на «и ныне»), то понимаем их не как возможность Марии повторить подвиг воскресения Христа, а как схождение небесного Христа к земной Марии, чтобы дать Ей возможность восстать от смерти и взойти на небо.

Личная святость, устремленность к Богу делают Марию достойной небесной славы и восхождения на небо

В одном из евангельских чтений, которое напрямую связано с личностью Божией Матери, Христос с оглядкой на Своих родных задает провокационный вопрос: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И Сам же на него отвечает: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 46–50). Следовательно, не факт особого рождения делает Марию достойной небесной славы и восхождения на небо, а личная святость, внимание к словам Сына, устремленность к Богу Отцу. Дева Мария была подлинной слушательницей и исполнительницей слова Божия и потому вполне могла удостоиться славы «честнейшей херувим», поскольку проживала Свою жизнь в непорочности и чистоте.

Пусть же и для нас, дорогие братья и сестры, те немногие евангельские слова, которые описывают жизнь Пречистой Девы, будут наукой и ориентиром. Блаженны непорочные, ходящие в законе Господнем, блаженны те, кто всем сердцем взыскивает его, блаженны чистые сердцем и нищие духом.

Пусть же всемилостивый Господь по молитвам Своей Святой Матери, Небесной Царицы, непостыдного нашего упования, сподобит и нас сохранить белыми одеяния нашей души, чтобы и мы в «оный час» взошли в небесный чертог, на брачный пир Единородного Сына, радоваться и ликовать во Царствии Отца, в Небесном Иерусалиме.

Аминь.

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Литература:

1. Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997.

2. Сорокин Владимир, протоиерей. Догмат Римско-Католической церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения // Богословские труды. Вып. 10. M.: Московская Патриархия, 1973. С. 67–89.

3. Скабалланович М.Н. Христианские праздники. Книга 6. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 1916.

4. Shoemaker Stephen J. Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. Oxford: Oxford University Press, 2006.

5. Panagopoulos Spyros P. The Byzantine Traditions of the Virgin Mary’s Dormition and Assumption // Studia patristica. Vol. 63. 2013. P. 343–350.

6. Pius XII, Pope. Apostolic Constitution, Munificentissimus Deus Defining the Dogma of the Assumption. AAS (1950).

7. Епифаний Кипрский, святитель. Творения // Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т. 50. М., 1882.

8. Liere Frans, van. An Introduction to the Medieval Bible. New York: Cambridge University Press, 2014.

9. McDonald Lee Martin. The Formation of the Biblical Canon. The Old Testament: Its Authority and Canonicity. London; New York: Bloomsbury T & T Clark, 2017. P. 134–156.

_________________________________________

[1] См.: Pius XII, Pope. Apostolic Constitution, Munificentissimus Deus Defining the Dogma of the Assumption. AAS (1950).

[2] Shoemaker Stephen J. Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 16.

[3] Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. С. 296.

[4] Там же. С. 294.

[5] Там же. С. 297.

[6] Shoemaker Stephen J. Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. P. 3.

[7] Сорокин Владимир, протоиерей. Догмат Римско-Католической церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения // Богословские труды. Вып. 10. M., 1973. С. 70.

[8] Епифаний Кипрский, святитель. Творения // Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т. 50. М., 1882. С. 273.

[9] Сорокин Владимир, протоиерей. Догмат Римско-Католической церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения. С. 71.

[10] Цит. по: Там же. С. 74.

[11] Liere Frans, van. An Introduction to the Medieval Bible. New York: Cambridge University Press, 2014. P. 77; McDonald Lee Martin. The Formation of the Biblical Canon. The Old Testament: Its Authority and Canonicity. London; New York: Bloomsbury T & T Clark, 2017. P. 134–156.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Игумен Андроник (Трубачев)
Вознесение открыло Ее славу Вознесение открыло Ее славу
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Игумен Андроник (Трубачев)
Она пришла к Богу ранее Страшного Суда, и потому Она ходатайствует о нас, как Всесильная Матерь рода христианского.
Воскресла или не умирала? Воскресла или не умирала?
Святые отцы об Успении Пресвятой Богородицы
Воскресла или не умирала? Воскресла или не умирала?
Святые отцы об Успении Пресвятой Богородицы
Николай Кудласевич
О том, могла ли безгрешная и непорочная Матерь Божия быть причастной смерти – следствию греха, что стало с телом Богородицы по Ее успении и что такое вообще смерть для христианина.
Успение – путь в Царствие Небесное Успение – путь в Царствие Небесное
Иером. Игнатий (Шестаков)
Успение – путь в Царствие Небесное Переход к жизни вечной
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Успение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение – человек засыпает для того, чтобы встретиться с Господом еще более тесно в Царствии Небесном. (MP3 файл. Продолжительность 7:44 мин. Размер 5.6 Mb)
Успение Пресвятой Богородицы.
Галерея образов
Успение Пресвятой Богородицы.
Галерея образов

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.
Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Иером. Иов (Гумеров)
Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Иеромонах Иов (Гумеров)
Сегодня необыкновенно светлый праздник. И когда мы от такого полного ощущения радости и светлого настроения пытаемся задуматься и понять причину, почему из всех праздников, которые после Святой Пасхи мы переживаем, это – один из самых светлых. И когда мы начинаем размышлять, то видим, что причина именно в том, что в празднике Успения Пресвятой Богородицы мы видим продолжение Святой Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 11:01 мин. Размер 5.3 Mb)
Успение Успение
Протоиерей Андрей Ткачев
Успение Успение
Протоиерей Андрей Ткачев
Почитание Богородицы – это семейный архив, семейная память, семейное предание.
Комментарии
28 августа 2018, 16:24
Замечательная проповедь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×