Служим на мощах священномученика Владимира Четверина

Православная Церковь сберегла древний обычай – совершать литургию на мощах мучеников. Возник обычай еще в Римской империи, когда христианство было под запретом. Гонимые наши единоверцы вынуждены были уйти в подполье, буквально – под землю. Они служили в катакомбах – погребальных подземных пещерах, соединенных между собой переходами. Римские катакомбы представляют собой поражающий размерами «город мертвых», некрополь. Удивительное и священное место даже сейчас, когда, например, из катакомб святого Каллиста вынесены все реликвии. Мощи святых унесены, а святость места ощутима по сей день.

Спускаешься на 11 метров под землю – и переносишься из современного города в лабиринты древнего Рима. Здесь, в катакомбах, христиане хоронят тех, кто не побоялся принять мученическую смерть из любви к Богу. Хоронят с честью и служат литургию на гробах людей, которые засвидетельствовали Христову победу над смертью – не словами, а готовностью умереть за Христа. Они – свидетели начавшегося с Христа бессмертия.

Священномученик Владимир Четверин с семьей Священномученик Владимир Четверин с семьей
Обычай служить на гробах мучеников, зародившийся в древности, продолжается повсюду, в современной Москве тоже. На престоле нашего храма лежит антиминс с частицей мощей мученика Владимира Четверина, пресвитера саранского. Он засвидетельствовал веру в Воскресшего Христа ровно 100 лет назад. Как он к этому пришел?

Родился он в 1874-м г., стал преподавателем – грамоте людей учил. В 29 лет он меняет привычный образ жизни, сейчас бы понимающе пожали плечами: «Кризис среднего возраста». Думаю, всё было иначе: Господь позвал хорошего сельского учителя к служению у Своего престола. Тогда Владимир Четверин получил еще и церковное образование. Стал священником и остался преподавателем. Только теперь он вел занятия по церковным предметам. Служение священника – это призвание, а не работа. Мы привыкли говорить о работе учителя, но, по сути, это тоже призвание, служение, а не просто работа.

Отец Владимир от своего призвания не отказывался, ни от учительского, ни от священнического. Даже когда в 1917-м году развернулось гонение на христианство, подобное гонениям в Древнем Риме. Стали расстреливать самых деятельных, лучших людей Церкви. По селам нашей страны тогда ездили вооруженные продотряды, революционная власть отнимала у крестьян выращенный и собранный ими хлеб. Настало голодное время. Односельчане понимали, что в этих тяжких условиях свой хлеб нужно прятать. Надежно спрячешь, тогда село не будет голодом помирать. Кому доверить зерно? Односельчане доверили сохранить хлеб отцу Владимиру.

Храм где служил священномученик Владимир Четверин Храм где служил священномученик Владимир Четверин

Такое доверие делало честь батюшке и одновременно ставило его под страшный удар. А у него была большая семья, восемь человек детей. Мог бы отказаться от такого рискованного поручения. Пусть кто-то другой отвечает за зерно, тем более что новая власть и так негативно относилась к духовенству.

Но отец Владимир не стал отказываться. На этот раз он не отказался от призвания к мученичеству. Как дальше получилось, представить несложно. В голодное время главная ценность – продукты. К запасу хлеба пытались подобраться проходимцы и злодеи, отец Владимир не позволил им поживиться народным хлебом. На него был написан донос, посыпались обвинения. Обвинений было много, в том числе в том, что он не передал новым властям метрические книги, то есть не отдает документы, потому что не признает «народную власть».

Икона священномученика Владимира Четверина Икона священномученика Владимира Четверина
На Преображение 1918 года батюшка в последний раз совершил службу. Его арестовали. Односельчане ходатайствовали перед «органами революционного правосудия» за священника, которого они хорошо знали и которому полностью доверяли. Людей не услышали. Мнение народа о священнике и учителе никого не заинтересовало. Антиклерикальная пропаганда делала «служителей правосудия», «защитников интересов простого народа» глухими и кровожадными. Местные власти недолго имитировали «расследование» по делу священника, проводили допросы и прочие следственные действия. 2 сентября 1918 года батюшку казнили. Думали, что с этим священником покончили, а скоро покончат со всей Русской Церковью. Вышло иначе…

Отец Владимир не подвел односельчан. Он заботился о народе Божием, даже когда это стоило ему крови. Он не отрекся от веры Христовой перед лицом воинствующих безбожников. Он любил Бога и людей, заботился о них, молился и деятельно помогал. До смерти. И после смерти батюшка не перестает помогать нам. Люди не забыли его, в 2006-м году его причислили к лику святых. Во многих храмах нашей Церкви служат на антиминсе с вшитой в него частицей мощей святого Владимира, старательного учителя, многодетного отца, доброго пастыря, мученика Христова.

Диакон Павел Сержантов

31 августа 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Священномученик Иларион и Дело П–34970 Священномученик Иларион и Дело П–34970
Священник Виктор Ленок
Священномученик Иларион и Дело П–34970 Священномученик Иларион и Дело П–34970
Неизвестные факты из жизни новомученика
Священник Виктор Ленок
Блестящая апология, приведенная сщмч. Илларионом, дает нам возможность увидеть, насколько сильным и волевым характером он обладал.
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти новомуч. прот. Иоанна Русановича
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти протоиерея Иоанна Русановича, замученного в застенках НКВД на Рождество Христово
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
7 января 1939 года состоялся последний допрос отца Иоанна. Ходить он уже не мог, так как следователи искалечили ему ноги, и отцу Иоанну устроили очную ставку в камере, чтобы подтвердить факт преступления – крещение детей.
По следам «Священной дружины» По следам «Священной дружины»
Наталья Прокофьева
По следам «Священной дружины» По следам «Священной дружины»
Где похоронены расстрелянные за веру в Сыктывкаре в 1937 году?
Наталья Прокофьева
15 сентября 1937 года на окраине Сыктывкара была расстреляна группа из 13 человек под условным названием «Священная дружина». Спустя десятилетия об этом громком деле стали известны новые факты и… появились новые гипотезы.
Комментарии
Наталия31 августа 2018, 14:10
В нашем храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (г. Умео Швеция) тоже служится Литургия на мощах Священномученика Владимира Четверина. Очень приятно было прочитать эту статью, спасибо Вам за нее.
СВЯТЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР, МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ!
евгений31 августа 2018, 14:05
Молитвами Новомученников Российских,Господь,да помилует Россию,народ русский от погибели+++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×