«Даже волк ведет себя человечнее»

Священник Анатолий Савчук о разводах христиан

То, что призванные быть светом миру христиане, согласно статистическим данным, перестают светить ему, не подавая должного примера в супружеской жизни, к сожалению, печальный и постыдный для нас факт. Количество разводов в семьях, называвших себя православными, вполне сопоставимо с разводами «в миру» – наверное, каждый из нас может привести один-два примера, а то и больше. Доходит дело даже до убийств. Причем это не страшилки из страны далекой, а самая что ни на есть наша безрадостная действительность.

Мы беседуем с иереем Анатолием Савчуком, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в далеком Харовске Вологодской области, отцом девятерых детей, о причинах нашего столь нехристианского поведения и способах исправления своей жизни по Евангелию.

Терпимое скотство

– Отец Анатолий, одна из бед нашего времени, судя по статистике даже среди православных, – это бесстрашное отношение к Таинству брака.

– Думаю, вы правы. Разводы и их предвестники стали чем-то терпимым, «нормальным» – простите за такое слово – в нашей среде. Судя по количеству разводов, а также разладов, скандалов в наших семьях, мы, православные, действительно подходим к браку без должного страха – страха Божия.

– В чем причина такого омертвения сердца? И как же нам реагировать на совершенно справедливые замечания людей, к Церкви не принадлежащих: «Что ж вы, православные, учите нас жизни, а сами живете по-скотски? Да у вас у самих – что ни брак, то развод, а то и похлеще»?

– Насчет «по-скотски». Ладно, волк – не скот, но все-таки: часто даже эти дикие звери, хищники, гораздо достойнее некоторых людей ведут себя, когда речь идет о супружестве. А причина нашего страшного поведения – это эгоизм, самолюбие, на мой взгляд. Самолюбие стало всеобщей бедой. Эгоизм пропагандируется с невиданной доселе силой и напором: из всех динамиков, со всех экранов на нас давит агрессивное яканье: «Я – бог, я этого достоин» и т.п. Реклама глупа, и ее можно попытаться не замечать, но из-за ее назойливости и всепроникаемости это очень трудно сделать.

Можно выключить рекламный ролик, но как выключить, скажем, какой-нибудь фильм, где вроде бы нет никакой рекламы, но вовсю пропагандируется тот самый эгоизм? Главный герой, парень-симпатяга, крушащий врагов направо и налево, спасающий мир в стотысячный раз, – чем не пример для подражания для юношества и не предел мечтаний для подрастающих девушек? Но взгляд на семейные отношения этого симпатяги оставляет самое удручающее, с точки зрения христианства, впечатление. Какие там семейные ценности, какая там верность, какое подлинное рыцарство?! Да там мрак и ужас. Но герой-то «положительный», следовательно, и образ его жизни зазорным не может быть. Вот и получается, что иллюзорное спасение мира на самом-то деле ведет к его разрушению – через разрушение естественных представлений о семье, верности, любви и чести.

Квадратные метры вместо Отечества

/p>

Это если брать кинематограф. А если взять наши разговоры? Все чаще слышу: «А что мне это даст?»; «А что я с этого буду иметь?» Я ему – «Доброе утро!», а он со мной торгуется. Что за явление?

– То же самое: самолюбие. Ты посмел с ним поздороваться, значит, проявил какой-то интерес. Раз он тебе интересен, давай что-нибудь взамен. Это какой-то слом того старого доброго русского, что было в нас с детства. Обычного бескорыстия простой открытости.

Современный человек не умеет терпеть и ждать, жертвовать своими интересами

Есть и еще одно явление: человек разучивается терпеть и ждать. Сейчас мы живем на всем готовом, по крайней мере этот принцип во главе угла нашего воспитания, в том числе школьного. Помните выезды школьные на картошку? «Общественно полезный труд» – была такая дисциплина. Человек учился делать хоть что-то для других, жертвовать какими-то своими интересами. Мне-то проще, я сельский: если я вместо того, чтобы пойти, скажем, вместе со всеми на ту же картошку или на покос, еду на рыбалку или еще куда, свои же меня не поймут и доходчиво объяснят мне свое недоумение. Впрочем, это же было и в городах, насколько я знаю.

Сейчас же я сильно сомневаюсь, что все дети в курсе, что чай может быть сладким только в том случае, если положишь туда сахар и размешаешь его. Желательно сам. Далеко не всегда достигается и это. И если я живу на всем готовом, если с младенчества привык к тому, что у меня есть всё по первому хлопку и первому же платежу с кредитки, то интересы другого мне, знаете, как-то по барабану: я его/ее приобрел – пусть выполняет те брачные функции, ради которых и было осуществлено приобретение.

Наша семья атомизирована, разодрана в клочья: родители – отдельно, родители родителей – отдельно

Еще одна беда: потеря почитания старших. Могли бы мы представить себе каких-нибудь 30 лет назад, что к учителю можно обращаться не «на Вы» и не стоя? Чтобы кто-то не уступил место в транспорте старшему? Если раньше дедушка или бабушка в семье – это было совершенно естественно, и именно от них ребенок учился правилам уважительного поведения в обществе, то сейчас наша семья, точнее, то, что от нее осталось, атомизирована, разодрана в клочья: родители отдельно, родители родителей – отдельно. И очень сложно в таких условиях прививать навыки хорошей семейной жизни, если мудрые старики оказываются где-то далеко и ходят к детям в гости по приглашению, после нескольких телефонных звонков, чтобы не «оторвать их от важных дел».

Урбанизированная, атомизированная и жутко эгоистичная общность, лишенная земли, – вот что мы сегодня из себя представляем. Да и живем мы уже не на земле, а на квадратных метрах. Мы корни утратили – в прямом и переносном смысле. Так мы теряем и семью, и Отечество. Понимаете, нам нечего защищать, не для чего жить, кроме как для квадратных метров. Так себе патриотизм, если вдуматься.

Несколько завышенное самомнение

– То, что мы православные, не должно ввергать нас в высокое мнение о себе. Борьба с грехом продолжается до последнего вздоха, и нечего думать, что мы лучше других. Вспомним историю преподобного Иакова Постника. Этот великий человек однажды победил искушение. Пока его пыталась соблазнить блудница, он держал руку над огнем. А потом, видимо, возгордившись, он пал с самой благонамеренной девицей-христианкой и убил ее. Много позже людям стала известна сила и глубина покаяния Иакова, когда епископу открылось, что только по молитве этого покаявшегося святого минует страшное бедствие, обрушившееся на ту землю. И я очень не уверен, что преподобный Иаков после такого урока когда-нибудь считал себя святым. В отличие от нас, которые прощают себе очень и очень многое. Нам бы не мешало помнить, по моему твердому убеждению, что по сравнению с нашими великими преподобными предками мы – пыль. И знать, что если уж такие столпы были подвержены падениям, то нам ли, грубо говоря, выпендриваться?

– Так что же делать нам, лишенным Родины, семьи, не святым?

– Не отчаиваться никогда. И помнить, что Бог способен сделать человека и из праха. Да, и смотреть, искать добрые примеры. А они есть, несмотря на откровенное нежелание рассказывать о них в СМИ, киноиндустрии или где еще. «Как знаешь, ты, жена, не спасешь ли мужа?» или «Как знаешь, ты, муж, не спасешь ли жены?» – апостол обращается и к нам, сегодняшним горе-христианам. Сколько случаев из современной жизни, когда терпением, иногда просто мученическим терпением, и самоотверженностью жены или мужа вторая половина приходила в себя и семья становилась настоящей, христианской, крепкой!

Твердое «нет», знание молитв и добрый совет

– Очень красивое Таинство Венчания. Когда, по вашему мнению, нужно отказать в нем людям, заявляющим о своем намерении венчаться?

– Тогда, когда ты видишь, что к несению венцов они не готовы. Если люди не церковные, если они не ходят на воскресные службы, не принимают участия в Таинствах, то определенно имеет смысл подождать. Годик, может быть, при условии их вступления в церковную жизнь. А иначе им сложно выстроить семью.

– Имеет ли смысл, полезно ли вступающим в брак предварительно познакомиться, прочесть и понять как следует молитвы, которые будут звучать на Венчании? Ведь во время самого Таинства люди могут просто перенервничать, пропустить важные слова.

– Конечно! Тем более что эти молитвы очень поэтичны, историчны, это настоящий кладезь любви, сопереживания, добрых пожеланий им от Церкви.

– А как быть с уже воцерковленными людьми: можно ли, нужно ли когда-то посоветовать им повременить с Венчанием?

– Да, если у них один умный, опытный духовник, который действительно переживает за обоих. Не за себя – за них.

– Что можно сказать тем христианам, которые стали жертвой развода – по собственной ли вине, вине супруга, чаще – по обоюдной вине?

– Не знаю. Случаи настолько индивидуальные, что что-то общее сказать сложно. Призывать всех к покаянию будет слишком общо, и оттого покаяние может потерять свою силу и значение. Дежурно призвал – дежурно «покаялись». Нет, я не знаю. Каждый случай индивидуален.

Давайте беречь друг друга – делом, словом, помышлением

– Дайте, пожалуйста, добрый совет молодым.

– Лучше сказку расскажу. Грузинскую. Послали как-то человека за какой-то надобностью к трем братьям в горы. Приходит к младшему, стучится в дверь дома – оттуда крики, упреки. Выходит сгорбленный старик. «Так и так, меня послали к тебе за хлебом. Есть ли у тебя?» – «Нет, и давно уже не было. Спроси у среднего брата». Приходит к среднему – та же история. Те же крики, вопли, скандалы, такой же угрюмый сгорбленный старец. Отправил его к старшему. Стучится – полная тишина. Распахивается дверь, и выходит сияющий, радостный дядька. Зовет его в дом, угощает, снабжает всем необходимым – полный алаверды. Тот изумляется, спрашивает у жены этого молодца: «Как же так? Этот брат самый старший, а выглядит так молодо, и вы все счастливы. Как так, объясни мне?» Та отвечает: «Тут все просто: я берегу мужа».

– Так выпьем же за то, чтобы и наши жены выглядели всегда такими же молодыми и были бы с нами такими же счастливыми, как мы с ними, – так?

– Если умеренно и хорошего грузинского вина, то – обязательно. А если серьезно, то давайте действительно беречь друг друга – делом, словом, помышлением.

Священник Анатолий Савчук
беседовал Петр Давыдов

1 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода» «Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода»
Елена Фетисова
«Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода» «Я пощусь и молюсь, но все равно на грани развода»
Елена Фетисова
Мы подчас мастерим себе «крест» из родной семьи: «постим» мужа, «смиряем» жену, «сбиваем спесь» с детей, с головой уходим в «духовность»… – а потом обвиняем в распаде брака христианство. Так как не употребить во зло инструменты духовной жизни?
Трудные люди рядом с нами Трудные люди рядом с нами
Архимандрит Андрей (Конанос)
Трудные люди рядом с нами Трудные люди рядом с нами
Архимандрит Андрей (Конанос)
Жизненные препятствия и трудные люди рядом помогают достичь нам того, что мы называем святостью, выводят из нас «качество нашей души» – доброту, красоту, таланты.
Счастье – не главная цель брака Счастье – не главная цель брака
Митрополит Лимасольский Афанасий
Счастье – не главная цель брака Счастье – не главная цель брака
Беседа о семейной жизни. Часть 1
Митрополит Лимасольский Афанасий
Целью брака нельзя назвать ни счастье, ни рождение детей, ни обретение друга по жизни, потому что всё это второстепенно.
Комментарии
Наталья М. 25 декабря 2022, 04:33
Спасибо за статью!Я не считаю себя очень образованной,и память не всегда все,что раньше читала важное,удерживает.Но очень хорошая статья,напомнила советы старцев, причисленных к лику святых,и прочтенных мною в разное время моей жизни.И особенно мне запомнились советы стацев(кем-то когда_то записанные).В то время,когда я правило утреннее и вечернее каждый день не пропускала,и многое трудное, тяжелое в жизни стороной проходило.В статье есть еще такой совет,с которым я не просто поддерживаю,а очень поддерживаю.Надо стараться найти своего духовника,советоваться.По телеканалу православному дал батюшка совет раз, что если нет духовника,то на Вашем приходе Батюшка пусть и будет Вашим духовником.
Светлана Ф. 9 октября 2018, 23:07
Не так давно спрашивала как дела у о. Анатолия с восстановлением храма в Кумзере. И тут такая весточка! Пусть и по другому поводу, а радостно было прочитать эту статью, с которой, кстати, полностью согласна. Эгоизм и отсутствие уважения друг к другу и благодарности. Удивляешься как наши бабушки были терпеливы. Плохо ли, хорошо, но они до последнего семью сохраняли. А идеальных людей нет. Видно, что написана со знанием. Спасибо!
Катерина 6 октября 2018, 21:24
Александр С. 6 октября 2018, 11:17 - "Бог везде"(с) Вера не может находиться в специальной резервации для особенных случаев, или это уже не Вера, а вера.
Антоний 6 октября 2018, 16:59
Дорогой брат Александр С.! Главная причина здесь - расслабленность и пресыщенность современного человека, его крайне поверхностное отношение к религии. Вы можете себе хотя бы в страшном сне представить применительно к себе саму возможность развода вопреки канонам Церкви?! Вот именно, немыслимо! Невообразимо! Это как вообще может быть - развод при отсутствии канонических оснований к расторжению брака, вопреки Правилам святых Отцов?! Развод ради чего - ради новых ощущений от общения с любовницей(-ком)? И ради этого встать в один ряд с прочими прелюбодейцами и блудникиками, не наследующими Рая?! Для Православных супругов - просто немыслимо. А для псевдославных, которых большинство - не вопрос!
Вадим К. Александру 6 октября 2018, 13:22
Трудно себе представить, как невыносящие друг друга на физическом уровне люди могут вообще вступить в брак, если только он не произошел по каким-то расчетам. Редко бывает и то, чтобы муж и жена идеально подходили друг другу. Чаще нужно им перестраивать себя, и думается, это и есть смысл брака: самоотречение, без которого за Христом невозможно следовать. Так что врачи тут не при чем: смотри, с кем выбираешь жить всю жизнь, и терпи свой выбор, потому что Христос только одну причину назвал позволительной для развода, измену. Остальное не мед. случай, а отступление от Его заповеди о браке, за которое нужно каяться до конца жизни.
Александр С. 6 октября 2018, 11:17
К сожалению, чаще всего причиной развода является психологическая несовместимость супругов и здесь никакие призывы не помогут, потому как это проблема медицинская и к Вере никакого отношения вообще не имеющая.
Антоний 6 октября 2018, 10:42
Дорогая Катерина, я не вижу никаких противоречий между Вашими словами и моими. Я лишь указал на главную причину, по которой апостолом Павлом утвержден брак: "если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". При этом я нигде и никогда не писал о том, что в браке дозволяется необузданность.
Катерина 5 октября 2018, 21:11
Антоний 5 октября 2018, 09:16 - на сайте Оптинской Пустыни выложено Св. Писание с толкованиями святых отцов. Дальше-то у Феофана Затворника «Если блудодеяния ради допускается брак, то брачные не должны необузданно сходиться, но держать себя в возможной трезвенности» (Феофилакт). Т.е. хоть женат, хоть нет - надо сдерживать себя.
Руслан 5 октября 2018, 12:28
Спасибо всем за советы и поддержку, друзья.
Антоний 5 октября 2018, 09:16
Дорогая сестра Катерина, Божьего Вам благословения! О том, что брак это "орудие борьбы с блудными помыслами" буквально говорится в Евангелии: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Так что ничего предосудительного в стремлении прислушаться к словам апостола Павла и уберечь себя посредством брака от блуда быть не может. "Брак имеет и другие цели; но Апостол выставляет на вид опасную для нравственности сторону безбрачия. Лучше, говорит, быть свободну от брака, но, кто не может выдержать, как должно, сего состояния, лучше брачься" - так толкует эти строки богомудрый Феофан Затворник.
Светлана Ф. 4 октября 2018, 22:52
Руслан, не хотела вмешиваться, но, может быть, вы просто ещё не встретили своего человека, т.е. любви не было. Судя по возрасту родителей, вам около 25. Да, самое время создавать семью, но это не значит, что у вас нет шансов. Вы же христианин и знаете что делать прежде всего. Молитва о создании семьи, если вы, действительно этого хотите, о поиске работы. Конечно, без работы какая уверенность в себе, работа необходима. А дальше действие, наше действие. Другой вопрос, что часто, мы живем в иллюзиях о себе и о своих желаниях, не зная чего по-настоящему хотим. Сравниваем себя с другими. Отсюда много бед, спешки, "чужих" решений на показ. У каждого свой путь.
Вадим К. 4 октября 2018, 22:04
Дорогой Руслан! Судя по всему Вам около 20-ти. У Вас еще время не торопиться с образованием семьи. Так зачем поникать головой? У Вас еще все впереди, будьте уверены. Веру нужно иметь, что все наладится по-тихоньку. А завести семью сейчас действительно очень непросто.
Катерина 4 октября 2018, 20:06
Руслан 4 октября 2018, 15:57 - Вы, должно быть, очень молоды.
Руслан 4 октября 2018, 15:57
Наталия, маме - 43, папе - 46.
Руслан 4 октября 2018, 12:59
Антоний, спасибо за поддержку. Вы правы. Но как же всё сложно...
Руслан 4 октября 2018, 12:57
Катерина, для меня брак это в первую очередь не борьба с блудными помыслами. Я говорю о том, как сложно сейчас жениться. Для меня девушка это не орудие. Но девушки мне сами говорили: "Ты хороший парень, но нужно иметь жильё своё, хорошую зарплату" и т.д. Я это здесь пытался объяснить в первую очередь.
Ната 4 октября 2018, 00:59
Только хочу добавить, что эти молодые мужчины были перспективные.
В них было сильное мужское начало, плечо. И хоть и материальных благ ПОКА не нажили, но чувствовалось в них мужская сила и уверенность, надежность, которые умная женщина распознаёт на каком то клеточном уровне.
Этими качествами должен мужчина обладать, а не квартирами.
Эти качества ему и помогут обеспечивать свою семью.
И женщины интуитивно чувствуют что такой мужчина даже не имея на сегодняшний день собственности, сделает все для своей семьи. Не побоится трудностей и не будет ныть как все сейчас в стране плохо и что время не то и профессия не та.
Вот за таких пессимистов не выходят замуж.
Наталия 4 октября 2018, 00:51
Руслан, вашим родителям сколько лет? Моим советское государство выделило квартиру.
А мужу на его квартиру половину суммы дал отец с дедом, а остальное он откладывал сам, специально приехал работать в Москву, и работал очень много, учился и развивался в своей профессии ,он очень целеустремлённый. Если ставит себе цель- добивается.
Моя подруга в 29 лет, работающая в гос органе, и имеющая статус военннообязанной, получила военную ипотеку на квартиру, и, кстати, одинока и очень страдает от того что нет своей семьи.
Вы не совсем правы когда говорите что девушки не выходят замуж за безквартирных,я видела когда девушки влюблялись и выходили за совершенно ничего не имеющих мужчин.
Катерина 4 октября 2018, 00:50
По поводу жилья - на мой взгляд, ЕДИНСТВЕННАЯ возможность своего жилья для бедных парней - это кооперироваться, приобретать участки и на крошечных клочках земли строить домишки своими усилиями с Божьей помощью. Малое, да свое. На троих хватит. Если и это не получается - смиренно принять наконец Божью Волю о себе самом/самой, без ропота в стиле"а вот они... а я..." и запойных выходок, вот это тяжело как. Крест тот ещё. Но умирающим от рака горла пожалуй потяжелее будет.
Катерина 4 октября 2018, 00:40
Руслан, поскольку это уже не в первый раз Вы пишите здесь о наболевшем (и Вам в принципе неважно о чем рассказ), отвечу, что на мой субъективный взгляд, женщина и брак для Вас орудие борьбы с блудными помыслами, а вовсе не семья-дети-очаг. А "баба, она сердцем чует"(с) и какая ж девушка захочет быть просто орудием? И если денежный мешок, который только об одном и думает, компенсирует финансово, т.е. покупает товар, то в Вашем случае единиственное, что Вы можете предложить, это достоинства Вашей личности. Я не могу судить об жтих достоинствах по текстам, но сильная несколько даже пугающая фиксация прослеживается у Вас сильно. Надеюсь, что это поможет Вам взглянуть на Вас как бы со стороны
Антоний 3 октября 2018, 22:30
Дорогой брат Руслан, я Вас прекрасно понимаю. Увы, жизненный путь - не беговая дорожка, где каждому даны одинаковые условия на старте. Но ни богатство, ни бедность сами по себе не могут как привести к Спасению, так и к вечной погибели. Каждому дана возможность делать добрые дела и злые. За них же придется и отвечать. Каждому за свои. Причем, "кому много вверено, с того больше взыщут". Если Вы будете блудить, то, несомненно, это будет грехом. Если же проявите духовную стойкость и не будете - то и греха не будет.
Вадим К. Наталии 3 октября 2018, 22:13
Наталия, Вы слишком упрощенно понимаете вопрос о влиянии того поля, информационного или еще как его точнее и полнее назвать, на общество в целом и на отдельного человека в частности. Кто-то, кто послабее, прямо поддается влиянию этого поля и идет совершать определенные поступки, другой этому сопротивляется. Но все же, поговорку "вода и камень точит" Вы не можете отвергать. Человек живет в историческом времени и меняется вместе с ним. Именно потому Бог положит ему предел и сделает это тогда, как Он Сам открыл в Евангелии, когда человеку уже невозможно будет дальше в нем спасаться.
Антоний 3 октября 2018, 21:30
Покуда власть имущие и артисты будут массово разводиться, и это не будет публично порицаться Церковью, народ будет брать с них пример. "Им можно, значит и мне тоже" - рассуждает обыватель, глядя на авторитетных людей, - и разводится, судится, женится, снова разводится... Когда о необходимости укрепления семьи говорят люди, сами разведенные и не раз, то это воспринимается как фарс. Впрочем, есть для нас и хорошая новость: к Православным всё это это отношения не имеет, ибо мы каноны соблюдаем очень строго, и все канонические основания для расторжения брака нам известны. Вот только Православных у нас 3% (как раз те 3%, кто постоянно ходит в храм, соблюдает посты, выступает против абортов).
Руслан 3 октября 2018, 19:57
В начале 2000-х мой отец работал на одной должности. С ним работал один человек. Так вот, этот человек брал взятки и купил квартиру на эти деньги, которая будет его сыну. Мой отец не брал взятки. Своей квартиры у меня нет. И забавно получается. Если я не могу жениться из-за отсутствия жилья и сорвусь на блуде, то я - грешник, а сын того человека, который брал взятки может запросто жениться и привести жену к себе в отличии от меня. И вот так в наших странах зачастую всё и работает.
Руслан 3 октября 2018, 19:26
Наталия, мои родители родили меня в трудное время, они всегда работали и работают, вот только почему-то квартиру сами купить не смогли. Представляете, что бывают и такие варианты? А не как в идеале и в мечтах.
Руслан 3 октября 2018, 19:14
Наталия, извините, вы однушку в которой начинали жить сами купили? Или вам ее подарили родители? Причём тут как я рассуждаю, если так рассуждают девушки и и их родители?
Наталия 3 октября 2018, 16:53
Согласна с Катто полностью.
Если бы родители мои и мужа рассуждали как Руслан, нас бы с мужем не было!
Мы с мужем выросли - ни у кого не было отдельной комнаты. Но детство наше было счастливым, и вспоминаем не то что на головах друг друга жили, а КАК жили. А жили тогда весело, беззаботно, потому что были детьми и наше счастье не зависело от отдельных комнат. Об этом как то и мыслей не было.
Мы с мужем начали жить в однушке, родили детей и купили ещё одну квартиру побольше.
Но я уверенна, если б не родили детей то и возможности купить ещё одну квартиру Бог не дал
Руслан 3 октября 2018, 16:11
катто, я уже писал, что ни на каких моделей я не смотрел. Я всегда искал порядочных, домашних и добрых девушек. Но к сожалению сейчас они и их родители смотрят на благосостояние жениха. Я то не ною, что нет денег больших, но девушки то сами это видят. Про миллионы речь не идет, но про жилье вопрос важный. Я наоборот вижу, что ребята из обеспеченных семей женятся на хороших, домашних, воспитанных девушках, а бедные парни, которые стараются изо всех сил заработать на жилье и т.д., но у них не выходит - в основном унывают и впадают во все тяжкие (блуд, алкоголь, наркота и т.д.). Потому, что шансов изменить своё положение нет.
Ирина 3 октября 2018, 16:08
Раньше всё проще было.Сейчас всё смешалось,жизнь усложнилась.Кто-то из святых сказал:"Пойми время."И это правильно,и везде нужна рассудительность,рассуждения у нас,конечно нет,так хоть рассудительность пусть будет.Моя подруга разводом сохраняет семью.И так бывает.Брак венчаный,люди они церковные.Характер у мужа огненный,чуть что не так-руки чешутся.Доставалось всем,особенно сыну,подруга тоже с синяками ходила.Не выдержала,подала на развод.Много всего пережили,сейчас живут все вместе,но он знает,если расслабится-сразу укажут на дверь,он там не прописан,официально не муж.Это его сдерживает,жену и детей он любит,боится потерять.Да,это не классический христианский брак,а как быть?
Руслан 3 октября 2018, 14:00
Евгений, это хорошо, если дома друга у друга не сидят на головах и у каждого есть своя комната... У меня к сожалению при всём старании не сильно получается с работой по моему образованию. И я чувствую безысходность. Т.к. иначе квартиру никогда купить не смогу, даже ипотеку взять не смогу (у нас она где-то 23%). При том, еще родне же нужно помогать, дома пенсионеры, чьих пенсий не хватит даже на оплату коммуналки. Да и у меня здоровье слабое. А тут пишут, что бедность это хорошо...
катто 3 октября 2018, 13:34
Иулиания я училась в престижном вузе,много знакомых среди детей из дорогих пансионатов и тд-единицы действительно достойные люди,как ни печально.у остальных-клубы,блуд,легкие наркотики,дорогие машины от папы и тд.девушки почти все к 30-ти не замужем,без семей.не все,но большинство.а бОльшего добились как раз те,кто попал в этот вуз тяжело,из других городов даже,не имея ничего.да,бывают исключения,но наличие старта не гарантирует счастливой жизни.пример-моя сестра-не поступала в вуз со всеми,после школы,пошла работать,сама решила куда хочет,без денег поступила,хотя одноклассники махнули рукой тогда на нее.а она уже и работает и учится и свое дело планирует.главное-достойного чловека вырастить
катто 3 октября 2018, 13:27
продолжение.сейчас много вижу молодых людей,которые так рассуждают.только не видят,что проблема не в том,что у них чего-то нет-у молодых редко,когда все есть,а в том тоскливом взгляде на жизнь,от которого бежать хочется.это я как девушка говорю)ответственность и "каменная стена"-вот качества мужчины,с которым хочется строить жизнь,а это не деньги.понятно,что мужчина должен работать,но все понимают,что миллионы не каждый может заработать,да и девушку надо искать по себе,а то часто слышу,что она должна как модель выглядеть,но при этом на салоны денег не просить-так не бывает.если жениться не получается-значит,не видят в Вас деушки каменной стены,за которой не страшно.не в обиду)
катто 3 октября 2018, 13:24
Руслан,вот давно заметила-все комментарии у Вас похожи)нет денег-нет свадьбы)а,может,все-таки,каждый видит то,что хочет?мы с мужем,по мнению окружающих,нищие,у виска крутят даже родители,не то,что друзья.живем в однушке,скоро второй ребенок,2 кошки и собака-хаски и прекрасно себя чувствуем,не оглядываясь на окружающих.возможности есть всегда-не говорите,что их нет!я выходила замуж,когда муж зарабатывал меньше 20 тыс.и таких много,не только я)просто увидела в нем мужское плечо,а когда молодой парень только и говорит,что денег нет,квартиры нет-плеча не видно.мой тогда жених по-другому говорил-да,ничего нет,но ничего,заработаем,не это главное и в это верилось!
Евгений 3 октября 2018, 10:13
Руслан, благодарю за поддержку. Именно, у нас в приходе у молодых парней ( а вообще-то им, между прочим уже почти к 27), спрашиваю, что мол всё бобылём то? Опускают взгляд, да и улыбка как-то спадает: говорит пока у меня квартира никак не намечается, хотя честно тружусь на работе , на вторую честно нет времени, да и родители сразу сказали: если что, то только к нам жить, а на собственную, ничем к сожалению не поможем. Соответственно, уже, к сожалению вторая ( причём из них одна, тоже между прочим из храма!)- сказали извини, парень, но батюшки учат жить новой семьёй отдельно от родителей, а снимать и бегать по всей Москве - нет, это не вариант. Посоветовать ему ехать в деревню, не знаю...
Геннадий 3 октября 2018, 00:35
Не написали о главных причинах семейной катастрофы, затронувшей теперь уже и церковь. С церковного амвона почти не услышишь прямых призывов к женщинам слушаться своих мужей. А а ведь это важно...Многие всячески умаляют эту прямую заповедь содержащуюся в Самом Св.Писании. Говорят типа:" муж должен быть достоин..."любить как Христос"и т.п. ...Но, Слово Божие повелевает женам слушаться мужей не только тогда когда мужья у них святые праведники,но всегда и обязует повиноваться даже нехристям-язычникам(1Петр.3). Причем, не в чем-то,но: "Жены,повинуйтесь своим мужьям,как Господу... во всем"(Еф.5).И важно создавать семью только с верущими, дабы семья была домашней Церковью, островком рая на земле.
Наталия 3 октября 2018, 00:11
Вадим и Наталия, для того, чтобы реклама и фильмы оказывали существенное влияние на нравственность человека и определяли его поступки, нужно быть очень бесхребетным и внушаемым человеком, которым легко манипулировать. К счастью, я не знаю таких людей.
Наталия, а для чего вы смотрите эти нехорошие видео на Ютуб? Не смотрите.
Иулиания 2 октября 2018, 22:19
Руслан, согласна с вами. Бедность - не порок. Но нищета убивает. Семья - это не только огромная ответственность, но и финансовые траты. Что может сегодня дать нищий родитель своему ребенку? Знаю не один пример, когда детей отдавали в дорогие учебные пансионаты. На выходе - иностранные языки, самостоятельность и построение собственного бизнеса еще в старших классах. Еще Джек Лондон писал, что деньги - это отчеканенная свобода. Нужно только с умом распоряжаться такой свободой, а не пускаться во все тяжкие. На примере коллег могу сказать, что мужья зарабатывают более 200 тысяч в месяц, имеют несколько детей, тянут ипотеки и т.д. Другое дело, что не каждому даны таланты нормально зарабатывать.
Руслан 2 октября 2018, 17:51
катто, если у парня не будет квартиры, то возможно свадьбы не будет вообще. Сейчас даже простенькие девочки смотрят на наличие жилья. Ваши доводы про то, как жили в коммуналках и т.д. работали бы, если бы общество не было поделено на два лагеря: обеспеченные молодые парни с жильём и нищие парни без жилья, и перспектив купить его даже при усердной работе. И не забывайте, что обеспеченный сейчас может запросто жениться, а вот бедному помимо того, что не нужно унывать еще и нужно сдерживаться от блудных страстей т.к. банально не сможет жениться. Я наоборот вижу сейчас, что женятся в основном те у кого есть деньги, жилье и т.д. А нищие злятся и обижаются видя, что это не справедливо.
Руслан 2 октября 2018, 17:31
катто, простите, но сравнению с крестьянами забавное. Тогда такой уровень жизни был нормой. Т.е. люди не ощущали унижения бедностью как сейчас и т.д. По поводу коммуналки, ну, богатые не все счастливы, правда знаю не мало несчастных бедняков. И в коммуналке сейчас семью не создашь. Я наоборот сейчас вижу, что у нас обеспеченные люди часто спокойные и радостные, а нищие просто загнанные с глазами полными уныния.
раба Божия Тамара 2 октября 2018, 17:16
Полностью согласна и поддерживаю комментарий ==== Ольга 1 октября 2018, 12:21
Венчать обязательно!!!! Надо православных, которые вступают в брак, иначе получается что в блуде, во грехе люди живут- от этого много деток с разными болезнями рождается, ибо нет той защиты и благословения Господа этого брака от сил зла-которые в состоянии войны всегда!!!! и которым выгодно чтобы люди даже не думали о таком и не мешали им делать причинять этим людям зло, а то что расписались- то это просто юридически оформлена сделка"=====
Сказал Ииссус "...не здоровым нужен врач но больным" (от Матфея, гл.9-12)
Кира 2 октября 2018, 15:04
Я по поводу влияния семьи и рекламы могу привести пример Родителей своих. Они не были воцерковленными людьми, но сумели воспитать детей так, что негатив окружающего мира нас не прельстил и с толку не сбил. "Телек" дома был, но включали его редко, поинтереснее дела находились. А у тех, кто считал, что школа должна их детей воспитывать, а они после работы отдохнут за сериалом, дети во все тяжкие и пустились. Как раз в семьях, где с детьми читают апостолов, глобальных проблем с влиянием кино и рекламы нет. Так что именно семья и решает все, если "воспитывает" что-то другое, это лишь потому, что не воспитывает семья.
Татьяна Д. 2 октября 2018, 12:58
На мой взгляд, основная проблема - тотальный инфантилизм общества,а эгоизм уже его следствие, ибо он как раз и присущ детям малым. Кругом «мальчики» и «девочки» 30-40-ка лет, живущие вместе с родителями и никак не отлепляющиеся от них, чуть что в браке случится, бегут к мамке под юбку или папе жаловаться на супруга/гу; мужчины, требующие к себе круглосуточного внимания, даже если у жены грудной ребёнок на руках; женщины, мечтающие найти себе папика, кот.решит все её проблемы, пока она такаякрасивая будет носить платьице. Никто не хочет брать ответственность за себя, свою жизнь, своё счастье.
Наталия 2 октября 2018, 12:36
Очень жаль что некоторые христиане недооценивают роль и значение современной т.н. культуры- рекламы, фильмы, музыка, клипы- все они из одного источника,из сатанизма, очень ловко завуалированного под "вечное, доброе".
Посмотрите на Ютюбе видео множество, созданные и хртстианами, и мусульманами- сатанизм в Голливуде, он практически уже в открытую заявляет о себе, сразу все станет на свои места.
Молодёжь полностью растет сейчас на этой "культуре", ее взгляды формируются под влиянием фильмов, музыки.
Я по себе это знаю, под влиянием фильмов, любимых тогда мною знаменитостей у меня сформировался тип приемлемой для меня семьи, которая далека от идеалов христианства.
катто 2 октября 2018, 10:28
могу привести пример моих родителей-жили в коммуналке,еле концы с концами сводили,но в целом все хорошо было,а потом пошли дела в гору-большая квартира,дача,машины,заграница,дети-казалось бы - живи и радуйся! ан, нет - пошли дргие соблазны - женщины вокруг отца, гордыня, в итоге - грязный развод с судами и поливанием грязи своей "бывшей" семьи. кто знает, может, не было бы денег - так и жили бы все дружно?
катто 2 октября 2018, 10:24
Евгений 1 октября 2018, 12:15 не в бедности дело. совсем. разве вес богатые живут счастливо? а люди со средним достатком? те, кто может позволить себе квартиру - разве это залог того, что люди не разведутся? совсем нет. наоборот, сколько случаев,когда живут бедно,но счастливо,а,разбогатев,наоборот,разводятся.а уж крестьяне как жили-намного хуже и были и счастливые и нет.также и сейчас-бывает,живут тесно,бедно,ругаются каждый день,но дай им доход,квартиру-также собачиться будут.тут дело в другом
Вадим К. (продолжение) 2 октября 2018, 09:57
А от того, как воспитались и какие взгляды восприняли сами воспитатели, мы ли или еще наши родители. Да и определяющее ли сейчас влияние имеет семья на формирование ценностей у подрастающего поколения? Уже давно ее потеснила общественная школа, а теперь и вовсе непонятно что, потому что в школе от воспитания отказались вообще, хотя это и невозможно: отсутствие воспитания тоже воспитание, т.к. свято место пусто не бывает. Мы, хотим ли не хотим, признаем ли или не признаем, но дети своего времени, а на его знамени сейчас написан большими буквами эгоизм, и к чему все это приведет написано у ап. Иоанна подробнее, у ап. Павла описательно. Когда прийду, не найду веры, говорит Господь. Это о чем?
Вадим К. Наталии 2 октября 2018, 09:46
Наталия, смеяться не надо. Если бы реклама и кино не оказывали на человека такого большого влияния, за них бы не брались и раньше и теперь так активно силы, которые пытались и пытаются формировать атмосферу в обществе и столько сил и средств на это бы не тратили. Все это неминуемо оказывает влияние даже на тех, кто этого не хочет и еще и противится, если, конечно, живем в обществе как люди, а не в лесу подобно Маугли. Мы дети своего времени и не такие уже не только как наши дедушки и бабушки, но даже и не такие, какими мы сами были в те 30 лет назад, совсем не те, и по-другому быть не может. Откуда такое воспитание в семье, о котором Вы пишите? Разве от бабушек и дедушек? Нет, конечно.
Иоанна_ 2 октября 2018, 00:45
Максим М. Ссоры между супругами, на мой взгляд, имеют в своей основе конкретные причины, которые нужно не бояться извлекать на свет Божий из тайников души и по мере возможности устранять. Изначально винить во всём только себя, не пытаясь увидеть истинных причин разногласий, на фоне уверенности в своей собственной "незначительности" - мне кажется, опасно весьма...
Арина 1 октября 2018, 21:22
Уважаемая Ольга, ОПТ в качестве урока был введен только в середине 80-х и просуществовал очень недолго. До этого общественно-полезный труд не входил в школьную программу и все мероприятия, которые можно было бы классифицировать как общественно-полезный труд, проводились во внеурочное время. К середине 90-х ОПТ в любом виде (даже в виде простейшей уборки класса) вообще исчез из школы., как и уроки труда.
Наталия 1 октября 2018, 20:46
Вадим, ни на меня, ни на мой круг близких и друзей реклама и фильмы негативного воздействия не оказывают и не формируют у нас эгоизм. Даже смешно говорить об этом. Эгоизм формируется с детства в семье, что видит и слышит ребенок от своих близких - то он и впитывает.
Ольга 1 октября 2018, 18:52
Уважаемый Макаров, был такой урок «ОПТ» - общественно-полезный труд. Очень хорошо помню. Может быть вы не застали.
Батюшка коротко, емко и все правильно сказал. Господь нам всем помогает, главное нам принимать эту помощь и крепко держаться за ладонь Бога.
Кира 1 октября 2018, 18:19
Прошу прощения но, на мой грешный взгляд, статья неоднозначна. Сегодняшние проблемы семей, как раз, говорят о том, что и 30 лет назад ладно-то не было, к сожалению. Многие нынешние родители сами росли в семьях недружных, а то и распавшихся, вот и в своей тяжело управиться им, а не оттого, что в кино. Эгоизм плох, безусловно, и труд детям нужен, но, если уж картошка, так пусть в своем огороде всей семьей покопается, а выезды в колхоз - следствие неэффективной экономики, ничего хорошего нет в этом. Вообще, все хорошо там, где семья - малая Церковь, но для этого нужно жить с Богом, считать себя верующими и быть таковыми - вещи разные.
Максим М. 1 октября 2018, 16:16
Спаси, Господи! Всегда задумывался над вопросом - отчего происходят обиды на супругу? Неизменно приходил к ответу - от себялюбия и гордости. Помню в начале нашего пути после ссоры всегда порывался уйти, бросить все. В тот момент всегда в памяти возникали лица моих детей, которые меня ждут и любят. Это настолько меня отрезвляло, что я возвращался. Тогда я понял, что главное - не чтобы тебя любили, а чтобы ты любил. Сейчас при каких-либо неустройствах и обидах стараюсь первым извиниться, ведь всегда есть то, в чем ты виноват, просто это не видно. Эти мысли в голове при обидах относительно своей значимости точно от лукавого, ему противна любовь между людьми, так он лишает людей любви.
Наталия Васильковая Русь 1 октября 2018, 14:13
Мир Всем! Не наивно и не поверхностно сказано о рекламе и кино, а глубоко сказано о человеке. Это как в притче. Позвал отец сына, жалующегося на жизнь, в кухню, и сварил ему в кипятке яйцо и морковь."Что произошло с продуктами?" - спрашивает отец. "Да ничего особенного, все как всегда" - ответил сын. Тогда отец заварил кофе. "А теперь ты понимаешь, что я хотел тебе сказать?" - спросил отец сына.И, не получив ответа, объяснил ему. "Все три продукта побывали в одной и той же агрессивной для них среде. Яйцо стало твердым, морковь стала мягкой, и только кофе, не только изменил среду, в которой побывал, но и усладил твой вкус, и наполнил пленяющим ароматом всю нашу кухню." Спасибо за статью!!!
Вадим К. 1 октября 2018, 13:31
Между тем свв. отцы говорят, что она, т.е. добрачная жизнь, а точнее блуд, убивает брак и является, говоря строго, его концом. Венцы при венчании (отчего и названия таинства) возлагались только девственной паре в знак их чистоты и победы над грехом и как залог венцов в Царствии Небесном. Сейчас, и уже давно, их возлагают и на второбрачных и практически на всех подряд, чем значение подлинного христианского брака и целомудрия сведено в нашей действительности, а не в теории, на нет. Что и видим на недавних попытках позволить второй брак и священникам. Грех так и развивается с малого постепенно скатывается на большой, пока не потопит всех и вся.
Вадим К. 1 октября 2018, 13:23
Наталья, эгоизм, конечно, в человеке от рождения, и это - последствие грехопадения в раю. Но человек не скот, он живет в семье, в обществе, и его нравы определяются не только генетикой, но формируются и воспитанием, семейным и общественным, в большей или меньшей мере в сравнении с ней, но формируются. Реклама же и фильмы в нем сейчас занимают если и не господствующее место, то очень значимое и влиятельное. И в семье, и в обществе в последние 25 лет процвел дух эгоизма, о чем тоже говорит о. Анатолий. К сожалению, но в интервью не сказано, что развод это только заключительная часть общего явления падения нравов, увы, и в Церкви, а есть еще и уже ставшая чем-то обычным добрачная жизнь.
Марина 1 октября 2018, 12:55
Абсолютно согласна с батюшкой !
Огромное Вам спасибо за статью !
Ольга 1 октября 2018, 12:21
Венчать обязательно!!!! Надо православных, которые вступают в брак, иначе получается что в блуде, во грехе люди живут- от этого много деток с разными болезнями рождается, ибо нет той защиты и благословения Господа этого брака от сил зла-которые в состоянии войны всегда!!!! и которым выгодно чтобы люди даже не думали о таком и не мешали им делать причинять этим людям зло, а то что расписались- то это просто юридически оформлена сделка"
Евгений 1 октября 2018, 12:15
Поддерживаю Наталию. Всё более сложнее. Катастрофическая бедность, а именно узкоспециализированная, которая только есть в России - человек работает, а всё равно беден; просто фантастическая нереальность покупки своей квартиры, особенно города миллионники, в общем основные причины распада семей лежат именно в экономической плоскости.
Макаров 1 октября 2018, 10:44
«Общественно полезный труд» – была такая дисциплина.

Вообще-то такой дисциплины никогда не было. Были уроки труда. Но они были на месте, в школе. И были поездки на картошку. В плане помощи близлежащим колхозам. Это были разные вещи.
Наталия 1 октября 2018, 07:55
Я не думаю, что эгоизм формируется, а семьи разваливаются из-за рекламы и фильмов. Это слишком наивно и поверхностно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×