Карфагенский Собор 256 года и экклесиология святителя Киприана Карфагенского

Священномученик Киприан Карфагенский Священномученик Киприан Карфагенский

В современном мире границы Церкви зачастую кажутся размытыми для среднего потребителя информации. Многим импонирует богословие «все люди братья», «все веры равны» и «все церкви спасительны». Между тем Церковь Христова одна и имеет определенные границы, как и ее Таинства, о чем свидетельствует святой апостол Павел: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4: 5). Для утверждения этой истины важно обратиться к наследию Древней Церкви и в частности к Карфагенскому Собору 256 года.

Карфагенский Собор и его определение

Собор 256 года обладает важным экклесиологическим значением и по справедливости привлекал к себе внимание исследователей[1]. Он был собран в связи с проблемой крещения еретиков – так называемого «перекрещивания». Карфагенская Церковь традиционно принимала еретиков и раскольников через полное крещение, что соответствовало ее экклесиологическому учению (см. об этом ниже). Эта практика встретила резкий протест со стороны Римского папы Стефана[2], который не возражал против тезиса, что еретики находятся вне Церкви, но протестовал против самой традиции, поскольку она противоречила обычаям Римской Церкви. В полемику включились и видные предстоятели других Поместных Церквей – Дионисий Александрийский и Фирмиллиан Каппадокийский[3]. В связи с этим спором ряд нумидийских епископов (Януарий, Сатурнин, Максим, Виктор и др.) прислали письмо своему первенствующему епископу святителю Киприану Карфагенскому с запросом: следует ли крестить еретиков и раскольников или нет. В связи с этим запросом был собран Собор, который утвердил древнее обыкновение Карфагенской Церкви. К сожалению, до нас не дошли полные протоколы Собора, однако мы можем в достаточной мере судить о его решениях благодаря письмам святителя Киприана и памятнику, известному под названием «Sententiae LXXXVII episcoporum» («Изречения 87 епископов»)[4].

Древний город Карфаген Древний город Карфаген

Представление об учении Собора можно получить благодаря посланию Собора к Януарию, Сатурнину, Максиму и другим епископам:

«Мы изложим вам наше мнение, мнение не новое, но давно уже постановленное нашими предшественниками, которое мы соблюдаем совершенно согласно с вами. Именно: мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно крещение… Вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого. Господь так говорит чрез пророка Иезекииля: “и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших” (Иез. 36: 25). Каким же образом может очистить и освятить воду, кто сам нечист – в ком нет Святого Духа и к кому относятся следующие слова Господа: “и всякое, емуже прикоснется нечистый, нечисто будет” (Числ. 19: 22)? Или каким образом крещающий может даровать отпущение грехов, сам не имея возможности вне Церкви оставить их? Отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви.

Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается Евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни Церкви, тот не мог освятить и вещества елея. А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение Евхаристии, то не может у них быть и духовного помазания…

Кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему чрез святых, по Писанию: “святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш” (Лев. 19: 12); чтобы ему, впадшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу»[5].

Возникает вопрос: чье учение легло в основу соборного определения? Ответ прост и очевиден: это богословие святителя Киприана.

Церковь едина, ибо едина Троица

Троица. Икона преподобного Андрея Рублёва Троица. Икона преподобного Андрея Рублёва

Экклесиология святителя Киприана интересовала многих ученых[6]. Наряду с тонкими и глубокими исследованиями и верными выводами, к сожалению, в историографии сформировался ряд ошибочных стереотипов. Один из них состоит в том, что непризнание таинств еретиков и жесткая практика перекрещиваний, предлагаемая святителем Киприаном, связана с его личным ригоризмом.

Это утверждение, на наш взгляд, ошибочно: святитель Киприан, судя по дошедшим до нас источникам, сам по себе был человеком снисходительным. На самом деле непризнание таинств еретиков связано с глубинными положениями экклесиологии святителя Киприана, одно из которых связано с учением о единственности и уникальности Церкви. Для святителя Киприана Церковь одна и это – «Церковь кафолическая, которая одна и единственная установлена Господом»[7].

И в силу этого установления Единым Господом единство, согласно святителю Киприану, – это важнейшее свойство Церкви:

«Един Бог, един Христос, едина Церковь Его, едина вера, един народ, соединенный в целостное единство общества союзом согласия»[8].

В этом высказывании, во-первых, важно отметить идею Церкви как народа Божия (populus Dei), идущую еще от ветхозаветного Израиля, однако глубоко переосмысленную святым апостолом Павлом в рамках учения о Церкви как о новом избранном народе и – одновременно – теле Христовом.

«Не хранящий единства (Церкви) не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению»

Единство Церкви не только сопоставимо с единством Лиц Святой Троицы – оно коренится в нем. Святитель Киприан пишет:

«Господь говорит: “Аз и Отец едино есма” (Ин. 10: 30). И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: “и Сии три едино суть” (1 Ин. 5: 7). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменяемости Божественной и соединенное с небесными Таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению»[9].

При описании единства Церкви святитель Киприан использует триадологические образы, сходные с теми, что употреблял Тертуллиан, изъясняя таинство Святой Троицы:

«Церковь едина, хотя с приращением плодородия она распространяется и умножается. Ведь и у солнца много лучей, но один свет; и у дерева много ветвей, но один ствол, крепко основанный на корне; много ручьев вытекает из одного источника, и хотя разлив, происходящий от обилия вод, и кажется многочисленным, однако в самом источнике сохраняется единство. <…> Так и Церковь, озаренная светом Господним, распространяет по всему миру свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается нераздельным. По всей земле она плодоносно распространяет свои ветви; обильные реки ее текут на далекое пространство, но при этом остается одна глава, одно начало, одна мать, богатая плодородным потомством»[10].

Отметим, что Тертуллиан далеко не первым употребил образ источника в триадологическом значении. Гораздо ранее его использовал неизвестный раннехристианский автор «Од Соломона», написанных в I–III веках. В шестой оде он пишет:

Он вручил нам славословие Своему имени,
Души наши славят Дух Святой Его.
Ибо вышел поток и обратился в реку великую и широкую,
И все увлек [за собой], истолок и принес к храму.
Не смогли удержать его ни плотины людские,
Ни умение тех, кто преграждает воду.
Но прошел он по лицу всей земли,
И все наполнил [собой].
Пили все жаждущие на земле,
И ослабла жажда и утолилась.
Ибо от Всевышнего дано это питье.
Блаженны служители этого питья,
Те, кто верен воде Его.
Она успокоила пересохшие губы
И воскресила ослабевшую волю.
Души, которые были близки к исходу[11].

С другой стороны, одним из первых раннехристианских авторов, связавших триадологию с экклесиологией и созерцавших исток Церкви во Святой Троице, был святитель Климент Римский. В 42-й главе Первого послания к Коринфянам он пишет:

«Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою Духа Святого пошли благовествовать наступающее Царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих»[12].

Однако между святителем Климентом и святителем Киприаном существует принципиальная разница: как отмечал еще патриарх Фотий, святитель Климент был склонен к субординационизму, в то время как святитель Киприан исповедовал равенство Лиц во Святой Троице.

О связи Церкви и Святой Троице богословствовал неизвестный автор Второго послания к Коринфянам, укрывшийся под именем Климента Римского:

«Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем чадами Церкви изначальной, духовной, созданной прежде солнца и луны; если же не будем исполнять волю Господа, то будем, как сказано в Писании: “Дом мой стал вертепом разбойников” (Иер. 7: 11; Мф. 21: 13). Поэтому предпочтем принадлежать к Церкви живота, дабы спастись нам.

Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (Еф. 1: 23) (ибо говорит Писание: “Сотворил Бог человека… мужа и жену” (Быт. 1: 27); муж есть Христос, жена – Церковь) и что Церковь, по свидетельству Книг и Апостолов, не ныне только существует, но издревле. Ибо была она духовною, как и Иисус наш, явилась же в последние дни (1 Пет. 1: 20), чтобы спасти нас»[13].

Вероятно, неизвестный автор соотносил с Церковью Святого Духа, что характерно также и для экклесиологии Ерма и его Пастыря. В первой части «Видения» Ерм спрашивает:

«Кто же она, господин?
– Она есть Церковь Божия.
Я спросил его, почему же она стара.
– Так как, – объяснил он, – сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир»[14].

Для святителя Киприана был актуален образ Церкви как Матери-кормилицы. Церковь – это также Мать верующих, от которой они рождаются; христиане питаются ее молоком, одушевляются ее духом, и поэтому

«кто не имеет Церковь Матерью, тот не может иметь Бога Отцом»[15].

В «Одах Соломона» Святой Дух изображается в виде Матери-кормилицы, которая изливает в чашу молоко, под каковым подразумевается благодать, даруемая чрез Сына миру:

Чаша млека предложена мне
и упился я всласть утешения Господня,
Чаша – Сын есть.
И Кто отдоил – Отец,
И Кто отдоен – Дух Святой[16].

В «Деяниях Иуды Фомы», в Гимне о Невесте, Святой Дух именуется «Премудрости Матерью»:

И уже вовеки не зная жажды,
Отца и Господа славословя,
И Единородного Его Сына,
И Духа, Премудрости Матерь[17].

При этом святитель Киприан называет Церковь «непорочной и целомудренной Невестой Христовой», хранящей верность своему Небесному Жениху[18]. Здесь опять-таки следует вспомнить Песнь о Невесте из «Деяний Иуды Фомы»:

Невеста есть дочерь света,
Слава царей на ней почиет.
Величав и утешен ее облик
И чистым сиянием украшен дивно…
Царь на темени ее явлен
И питает утвержденных под его властью…
Отверсты уста ее и, как пристойно,
Славословия глаголемы ими.
Двунадесять апостолов Бога-Сына
И семьдесят два подают в ней гласы.

Таким образом, мы видим, что учение святителя Киприана о Церкви укоренено в триадологии и базируется на раннехристианском фундаменте.

Так как Церковь связана со Святой Троицей и являет Ее бытие в человечестве, в ней должно царствовать таинство единства

Именно в силу того, что Церковь неразрывно связана со Святой Троицей и являет Ее бытие в человечестве, в ней должно царствовать таинство церковного единства (unitatis sacramentum)[19]. Если в Святой Троице господствует одна воля и для Нее характерно нераздельное согласие, то такой же союз нераздельного согласия (vinculum concordiae)[20] должен царить и в Церкви. Символом этого единства в Евангелии от Иоанна является тканный сверху, нешвеный хитон Господень, который имел единство, происходящее с неба от Бога Отца, и поэтому не мог быть разорван, но целостно и нераздельно сохранил свою крепость. Еретики и раскольники, дерзающие раздирать единство Божие, одежду Господню, Церковь Христову, идут прямо против воли Божией (De unit. Eccl. 7–8). Соответственно, они творят дело диавола, являются его слугами и – как богопротивники – антихристами. Следовательно, они находятся вне Церкви, а поскольку Церковь является телом Христовым и как тело имеет определенные границы и поскольку Церковь одна, то еретики и раскольники (schismatici) не имеют благодати Святаго Духа и не могут совершать Таинства[21]. У еретиков нет Церкви, потому что она одна и делиться не может; у них нет Святого Духа, потому что Он также один и не может быть у нечестивых и чуждых; поэтому у еретиков нет ни Крещения, ни других Таинств, которые не могут быть отделены ни от Церкви, ни от Святого Духа (Ep. 74. 4). Следовательно, над еретиками совершается не перекрещивание, а Крещение. Мы их не перекрещиваем, а крестим, – писал святитель Киприан. И, соответственно, отпадает обвинение в нарушении принципа «исповедаю едино крещение во оставление грехов». Крещение было и осталось одно.

Соответственно, невозможен никакой интеркоммунион, раз у еретиков нет Евхаристии. И невозможно признание священства еретиков и раскольников, раз у них нет Церкви и Таинств.

Нарушают ли святость Церкви согрешившие?

Казалось бы, при таком возвышенном представлении о Церкви трудно не перейти на позиции, сходные с новацианскими, не представить ее исключительно сообществом совершенных и святых и раз и навсегда отсечь однажды согрешивших от Церкви. Однако святитель Киприан не поддался подобному соблазну. Он мыслил исключительно трезво: Церковь подразделяется на Небесную и земную. Если в Небесной Церкви пребывают исключительно праведники, прежде всего мученики, то земная Церковь состоит как из праведников, так и грешников. В ней есть как «пшеница», так и «плевелы», как «золотые и серебряные», так и «деревянные и глиняные сосуды». Никакой человек не может присвоить себе права, которое принадлежит только Судии Господу, отделять «пшеницу» от «плевел»[22],. Те, кто согрешают в Церкви, являются больными (буквально: ранеными – vulnerati) и полуживыми (полудышащими – semianimes), а не мертвыми, и не следует закрывать им путь покаяния[23].

Однако у оппонентов, прежде всего новациан, возникало следующее возражение: не умаляется ли святость Церкви от того, что к ней принадлежат грешники? Святитель Киприан, опираясь на пророка Иезекииля и учение Церкви о Страшном суде, отвечал логично и просто:

«Святость и чистота Церкви не могут пострадать от того, что к ней принадлежат грешники, ибо каждый сам отвечает за свои грехи и один не может быть виновен за другого»[24].

Цель жизни в Церкви – соединение со Христом и изменение, преображение, говоря более поздним языком – обожение. Как и автор «Дидахе» («Учения двенадцати апостолов народам»), святитель Киприан употребляет следующий евхаристический образ: как многие зерна, собранные вместе, смолотые и замешанные, образуют один хлеб, так и многие верующие образуют одно Тело, соединяясь во Христе, Который есть наш Небесный Хлеб[25]. Многие богословы рассматривают этот образ прежде всего в контексте учения о единстве Церкви, однако, на наш взгляд, его надлежит воспринимать также и в сотериологическом аспекте: соединяясь с Христом, Который наш Небесный Хлеб, человек сам становится таковым. В этом смысле нельзя не вспомнить слова Игнатия Богоносца: «Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». Мученичество становится средством восхождения ко Христу; зерно человеческой жизни перемалывается, чтобы христианин стал «чистым хлебом Христовым», то есть единым с Ним, «сотелесным» (σύσσωμος), говоря языком апостола Павла. Отметим, что святитель Киприан христианам, сосланным в рудники и жаловавшимся на то, что у них нет возможности приобщаться Святых Таин Христовых, пишет: «Вы в ваших телах совершили Евхаристию». Таким образом, Евхаристия совершается не только на престоле, но и в теле христианина, страждущего за Христа, однако для этого он должен вести праведную жизнь и хранить правую веру, что становится особенно важным: мученичество еретика не вменяется ему в заслугу.

Вопрос о первенстве Римской кафедры и ее власти

Апостол Пётр Апостол Пётр

«Никто не должен делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать к необходимости подчинения»

В завершение отметим, что Карфагенский Собор поставил и разрешил вопрос относительно первенства Римского епископа.

Вот что говорят отцы Карфагенского Собора 256 года о папе Стефане, который стремился подавить их своим авторитетом в вопросе о крещении еретиков:

«Никто не должен из нас делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать своих коллег к необходимости подчинения, ибо каждый епископ в силу свободы и власти имеет право своего собственного выбора и как не может быть судим другим, так и сам не может судить другого, но будем ожидать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который Один только имеет власть поставить нас для управления Своей Церковью и судить о наших действиях»[26].

Таким образом, отцы Карфагенского Собора не принимают идею «епископа епископов» (episcopum episcoporum).

На первый взгляд, здесь намечается известное противоречие между учением более ранних отцов и самого святителя Киприана Карфагенского. Стоит привести хотя бы высказывание святителя Иринея Лионского относительно Римской Церкви:

«Ибо по необходимости с этой Церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь (т.е. повсюду верующие), так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду»[27].

Слова potiorem principalitatem имеют непосредственное отношение к теме нашего исследования: их можно интерпретировать и как «более важное преимущество», и «более сильная власть», и «более значимое первенство». Возможно, prinсipalitas соответствует греческому πρωτεῖον – «первенство», хотя не исключено и истолкование как ἐξουσία – «власть, властные полномочия».

Однако при этом мы никоим образом не видим абсолютной власти Римского епископа над Западом, и даже над всей Италией: когда папа Виктор вознамерился было отлучить Малоазийские Церкви за неправильную дату празднования Пасхи, то, по словам Евсевия Кесарийского, «не всем епископам это понравилось». В числе возражавших оказался епископ Лугдунский (или Лионский) святитель Ириней[28].

Подобная же кажущаяся двойственность видна и в творениях святителя Киприана. С одной стороны, святитель Киприан рассматривает Римскую кафедру как «место Петра»[29] и «кафедру Петра»[30], а Римскую Церковь считает «главенствующей Церковью (ecclesia principalis), откуда произошло единство епископата»[31], поскольку он считает, что Церковь основана на Петре[32]. Однако, с другой стороны, святитель Киприан считал, что апостол Петр был тем же, что и прочие апостолы[33], и не претендовал на первенство среди них:

«Даже Петр, которого Господь избрал первым и на котором основал Свою Церковь, когда Павел с ним обсуждал вопрос об обрезании, не присваивал себе чего-то надменно, и ни на что не претендовал высокомерно, и не говорил, что он имеет первенство»[34].

Святитель Киприан не считает, что Римский престол обладает высшей административной или судебной властью, что он имел право давать указания другим епископским кафедрам или вмешиваться в дела других епархий, «поскольку каждым отдельным пастырям вверена часть стада, которой каждый правит и управляет, долженствуя дать отчет в своих действиях Господу»[35]. Более того, папа способен заблуждаться и пренебрегать истиной.

В связи с этим возникает вопрос: как интерпретировать высказывание святителя Иринея Лионского? Ответ прост: пока Римская Церковь согласуется с апостольской традицией, носительницей которой она является по своему происхождению, к ее авторитету прислушиваются и с ней согласуются, при этом – совершенно свободно. Когда же Римский епископ проявляет произвол и в его решениях отсутствуют основания апостольского предания, ничто не обязывает к послушанию ему.

В сущности, в доникейский период каждый епископ мыслился самостоятельным и суверенным в своих действиях. Показательно, что пишет епископ Киприан Карфагенский в своих письмах:

«Каждый епископ, сохраняя связь согласия и единство со Вселенской Церковью в неразделимом таинстве, решает и совершает свои действия самостоятельно, имея дать отчет в намерении своего решения Господу своему»[36].

Соответственно, святитель Киприан и отцы Карфагенского Собора являлись проповедниками церковной свободы, необходимой для защиты истины. Единство истины и свободы присуще их экклесиологии, которую можно охарактеризовать как полноту жизни во Христе.

Статья подготовлена в рамках Конкурса на интернет-портале «Православный Апологет» для конкурса «Карфагенский Собор 256 года при сщмч. Киприане и принцип “акривия – икономия”»

[1] Библиография исследований достаточно велика, см. в обобщающей статье: Асмус Валентин, протоиерей. Карфагенские Соборы // Православная энциклопедия. Т. 31. М., 2013. С. 447–461.

Последние наиболее важные исследования: Металлинос Георгий, протоиерей. «Исповедую едино крещение»; Dunn G.D. Cyprian of Carthage and the Episcopal Synod of Late 254 // REAug. 2002. Vol. 48. № 2. P. 229–247; Dunn G.D. Cyprian and His «Collegae»: Patronage and the Episcopal Synod of 252 // JRH. 2003. Vol. 27. № 1. P. 1–13; Dunn G.D. Validity of Baptism and Ordination in the African Response to the «Rebaptism» Crisis: Cyprian of Carthage's Synod of Spring 256 // Theological Studies. Baltimore etc., 2006. Vol. 67. № 2. P. 257–274; Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxf.; N. Y., 2002; Bernardini P. Le «Sententiae episcoporum» del concilio cartaginese del 256 e la loro versione greca // Cristianesimo nella storia. Bologna, 2005. Vol. 26. № 2. P. 477–497; Bernardini P. Sinodalità e concili africani del terzo secolo: Vent'anni di studi // Synod and Synodality: Theology, History, Canon Law and Ecumenism in New Contact: Intern. Colloquium Bruges 2003 / Ed. A. Melloni, S. Scatena. Münster, 2005. P. 115–142; Bernardini P. Un solo battesimo una sola chiesa: Il concilio di Cartagine del settembre 256. Bologna, 2009; The Cambridge History of Christianity. Camb.; N. Y., 2007. Vol. 2: Constantine to c. 600 / Ed. A. Casiday, F. W. Norris; Brent A. Cyprian and Roman Carthage. Camb.; N. Y., 2010.

[2] О нем см. в частности: Martyrologium Romanum. Libreria Editrice Vaticana, 2001. Р. 133.

[3] Еusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica. 7. 10–11.

[4] Издания текстов. PL. N 1764–1769b; CPG. N 5385, 5651; S. Thasci Caecili Cypriani. Opera omnia / Ed. W. Hartel. Vindobonae, 1868. Pars. 1; 1871. Pars 2 (CSEL; 3); Soden H., von. Sententiae LXXXVII episcoporum: Das Protokoll der Synode von Karthago am 1. September 256 // NGWG. 1909. S. 247–307; Concilia Africae A. 345 – A. 525 / Ed. C. Munier. Turnholti, 1974 (CCSL; 259); La colección canónica hispana / Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 1982. T. 3: Concilios griegos y africanos.

[5] Киприан Карфагенский, святитель. Творения. М., 1997. С. 330.

[6] Библиография, посвященная святителю Киприану, весьма велика. Из последних работ надлежит упомянуть следующие: Mwander M. Consortium familiare Ecclesiae: Fundamenta communionis apud Cyprianum: Diss. R., 2003; Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I–IV вв. М., 2004. С. 500–516; Фокин А.Р. Латинская патрология. М., 2005. T. 1. С. 160–206; Christol M. Cyprien de Carthage et la chute de l'empire romain // Christol M. Regards sur l'Afrique romaine. P., 2005. P. 213–228, 263–267; Mali F. Pneumatologie und Ekklesiologie bei Cyprian von Carthago // Der Heilige Geist im Leben der Kirche: Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens: Pro Oriente-Studientagung «Der Heilige Geist bei den griechischen und lateinischen Kirchenvätern im ersten Jahrtausend», Wien, Juni 2003 / Hrsg. Y. de Andia, P. L. Hofrichter. Innsbruck; W., 2005. P. 249–259; Moreschini C., Norelli E. Cyprian, Bishop of Carthage // Early Christian Greek and Latin Literature / Ed. C. Moreschini, E. Norelli. Peabody, 2005. Vol. 1. P. 364–378; Wasilewski S. Pacis magisterium apud sanctum Cyprianum: Diss. R., 2005; Evers A.W.H. Cyprianus van Carthago: Bisschop, martelaar… Afer! // Hermeneus. Zwolle, 2006. Jg. 78. № 2. S. 138–148; Gui Q.A. L'unité de l'Eglise selon saint Cyprien de Carthage: Diss. Fribourg, 2006; Mattei P., Siniscalco P. Introduction // Cyprien de Carthage. L'unité de l'Église. P., 2006. P. 9–135 (SC; 500); Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane. Genova; Mil., 2006–2008. 3 vol.; Carpin A. Battezzati nell'unica vera Chiesa?: Cipriano di Cartagine e la controversia battesimale. Bologna, 2007.

[7] Ecclesia catholica, quae una et sola est a Domino constituta // Ep. 65. 5; ср.: Ep. 55.

[8] De unit. Eccl. 23; ср.: Ep. 39. 5.

[9] О единстве Церкви. 6.

[10] De unit. Eccl. 5.

О параллелях тринитарного и экклезиологического догмата см.: Seagraves. 1993. P. 49.

[11] Оды Соломона / Пер. и комм. прот. Леонида Грилихиса. М., 2000.

[12] Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 55.

[13] Второе послание к Коринфянам. 14. 1–2.

[14] Видения. 1 // Писания мужей апостольских…

[15] Habere jam non potest Deum patrem, qui Ecclesiam non habet matrem. – De unitate Ecclesiae 5–6; ср.: Ep. 74. 7.

[16] 19-я ода Соломона. Перевод В.В. Василика. См.: Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 79. Перевод о. Леонида Грилихеса см.: Оды Соломона / Пер. Л. Грилихеса. М., 2004.

[17] См.: Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1988. С. 70. О «Деяниях Иуды Фомы» см. не потерявшую своего значения работу Е.Н. Мещерской «Деяния Иуды Фомы» (М., 1984).

[18] De unitate. Eccl. 6; Test. adv. Jud. II 19; Ep. 69. 2.

[19] De unit. Eccl. 7–8.

[20] Ibid.

[21] Ep. 70. 3; 71. 1.

[22] Ep. 54. 3; 55. 25.

[23] Ep. 55.

[24] Ep. 55. 27.

[25] Cypr. Carth. Ep. 63. 13.

[26] Soden H., von. Sententiae LXXXVII episcoporum: Das Protokoll der Synode von Karthago am 1. September 256 // NGWG. 1909. S. 285.

[27] Против ересей. III. 3. 2. Ad hanc enim ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam. Adversus haereses. Русский перевод дается по изданию: Ириней Лионский, святитель. Против ересей. СПб., 1900. С. 22.

[28] Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica. 5. 24. 11.

[29] locus Petri. – Ep. 55. 8.

[30] Petri cathedra. – Ep. 59. 14.

[31] Ibid.

[32] Bévenot. «Primatus Petro datur». 1954.

[33] hoc erant utique et ceteri quod fuit Petrus. – De unit. Eccl. 4.

[34] Ep. 71. 3.

[35] Ibid.

[36] Manente concordiae vinculo et perseverante catholicae Ecclesiae individuo sacramento, actum suum disponit et dirigit unusquisque episcopus rationem propositi sui Domino redditurus. – Epistula 52. 21.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Да будут все едино»… «Да будут все едино»…
Георгий Великанов
«Да будут все едино»… «Да будут все едино»…
О Первосвященнической молитве Господа
Георгий Великанов
Единство возможно только – и нужно понять все значение этого «только» &#8210; в Боге, во взаимном проникновении Лиц Троицы.
«Не отрывайтесь от Патриаршей Церкви!» «Не отрывайтесь от Патриаршей Церкви!»
Новонайденное письмо схиархим. Софрония (Сахарова)
«Не отрывайтесь от Патриаршей Церкви!» «Не отрывайтесь от Патриаршей Церкви!»
Новонайденное письмо архимандрита Софрония (Сахарова) архимандриту Адриану (Кирсанову) о церковном единстве
Держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до «исповедничества» (чтобы не сказать «мученичества», т.е. даже до смерти)… Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражия.
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диак. Павел Ермилов
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? О соборности подлинной и мнимой
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диакон Павел Ермилов
Всеправославный Собор мыслится его идеологами как орудие для слома сложившейся системы «каноничного и экклезиологически правильного» устроения Православной Церкви.
Комментарии
Вадим К. Василию 4 октября 2018, 11:32
Конечно, в отношении римского папы речь до 11 в. всегда шла о первенстве чести, но оно понималось в иных случаях довольно широко, на что ссылались и ссылаются до сих пор католики. С чем мы всегда были с ними категорически несогласны это в том, что это первенство абсолютно, а не обусловлено верностью рим. папы Преданию Церкви. Что касается экклесиологии сщмч. Киприана, то это не она похожа на экклесиологию Шмемана, а наоборот. Конечно, каждый законный епископ Церкви со своей паствой, какой бы малой она ни была, есть и часть кафолической Церкви и она сама в то же время. Это не учение Шмемана, а учение Церкви издревле, которое находим не только у сщмч. Киприана, но и у св. Климента Римского.
Иван 3 октября 2018, 17:27
Св. Василий, который соглашается и делает расширенный богословский анализ Карфагенского собора, объясняет и причину, по которой Церковь принимает приходящих из определенных еретических сообществ без крещения. Это происходит не по богословским и экклезиологическим, а исключительно по пастырским причинам. Другими словами, Церковь, используя богословскую акривию, при всяком возможном случае, устанавливает, что не существует действительного крещения у еретиков, используя же пастырскую икономию – там, где невозможно применение акривии, – принимает всех, кто раскаялся в ереси и приходит в Церковь, через совершение миропомазания и Св. Причастие. Подробнее см. новую статью Гоцопулоса на апологете
Василий 3 октября 2018, 14:01
Вадим, где латиняне склонны видеть догматику, православные склонны видеть канонику или вообще риторику. Первенство чести - это одно, экклесиология - совсем другое.
Несомненно, в творениях отцов можно найти весьма много цитат, благоприятствующих заблуждениям папистов. Но конкретно свт. Киприан, как кажется, ничего такого не писал, а писал что-то схожее с экклесиологией Шмемана - каждая православная литургическая община с предстоятелем суть кафолическая церковь, а стул предстоятеля - суть престол Петра.
Вадим К. 3 октября 2018, 11:46
Тем не менее, в тех же канонических правилах в вопросе о принятии в лоно Церкви различных групп, отпавших от ее единства, делается между ними различие: одни признаются совершенно чуждыми ее вере, и такие крещаются, другие отколовшимися от нее по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ вероучения, и такие не крещаются, а принимаются через миропомазание, третьи признаются отколовшимися по причине непослушания своему священноначалию и самочиния, и они принимаются в Церковь через покаяние. Как видим, в практике Церкви не все так однозначно. Думается потому, что не всякий грех есть грех к смерти и бывает трудно уловить момент, когда грех эту границу переходит, а Церковь снисходительна.
Иван 2 октября 2018, 22:45
Карф Собор при сщмч. Киприане соборно утверждает принцип акривии и икономии в Церкви. Акривию устанавливает Карфагенский Собор на основе богословского принципа, изложенного в правиле Собора: «никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви». Одновременно, Карфагенский Собор устанавливает икономию при определенных условиях, относительно обращающихся от ереси к Церкви, и не получивших крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора, Письмо к Юбаяну)
Иван 2 октября 2018, 22:42
Принятие Правила свмч. Киприана церковным сознанием подтверждается тем, что оно включено в «Синтагму в четырнадцати титулах» (титул 12, гл. 14), которая была «Кормчей книгой» Константинопольского Патриархата (550-600 гг.). Но самым важным является то, что его утвердил Пято-Шестой (Трулльский) собор (692 г.) своим 2-м правилом, придав ему таким образом вселенский авторитет, а также Седьмой Вселенский собор в 1-м правиле, в котором говорится о правилах Поместных соборов, которые были утверждены шестью Вселенскими соборами.

Также Правило свмч. Киприана содержится в «Номоканоне» св. Фотия Великого (883 г.), который является переизданием «Синтагмы в четырнадцати титулах».
Иван 2 октября 2018, 22:40
Эта позиция, что «крещение» еретиков недействительно и не содержит спасительной божественной благодати, была принята тремя Поместными соборами Сев. Африки, созванными свмч. Киприаном: осенью 255 г. (31 епископ), весной 256 г. (71 епископ) и в сентябре 256 г. (85 епископов). Правило Собора 255 г. было утверждено двумя последующими соборами (весной и в сентябре 256 г.) и называется Правилом Карфагенского собора или Правилом свмч. Киприана.
Иван 2 октября 2018, 22:38
В 256 году в Карфагенской Церкви прошло два собора посвященных вопросу крещения еретиков. Оба собора вынесли одинаковое решение. Осенний Собор 256 года о котором пишет автор происходил в сентябре и его акты, протокол соборного заседания и правило (кстати, получившее вселенский авторитет) сохранились.
Вадим К. Василию 2 октября 2018, 11:31
С другой стороны престол ап. Петра тоже не в воздухе находится и в творениях св. отцов его местонахождение определялось именно в Риме, как и признавалось за этой кафедрой первенство чести в пентархии христианской Церкви. Неужели и они надевали некие очки? Обвиняя других, и нам не следует переходить границы, где кончается объективность и начинается пристрастие, пусть и в противоположном направлении. Вопрос о Церкви очень сложный. Церковь Божие здание и как оно собрано, как и чем стоит в полной подробности человеку невозможно познать, а потому следует опасаться давать на все вопросы, касающиеся ее природы, авторитетные и непререкаемые ответы. Это, кажется, неверный путь, чуждый духа смирения.
Василий 2 октября 2018, 09:26
Мне приходилось слышать, что свт. Киприан много пишет про престол св. Петра, но никогда не говорит, что престол св. Петра - это Рим. Т.е. отождествление в творениях свт. кафедры Петра и кафедры папы - фантазии католиков, вернее католические "очки" при его чтении.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×