Иметь «похвальное бесстыдство»

Можно ли говорить Богу: «Я больше этим не согрешу», если мы уже это обещали и не исполнили? Что такое «похвальное бесстыдство»? Что нужно делать, чтобы ангел-хранитель почтил наше терпение и дал нам силы побеждать?

    

Каменщики своей души

Есть такое важное и решительно необходимое в христианской жизни умение, которое обычно именуется у святых отцов умением вновь полагать начало. Безусловно, каждый из нас должен был бы положить начало своей христианской жизни единожды – когда принял Таинство Крещения или же, будучи крещенным в детстве, уже в сознательном возрасте переступил порог храма, прочел Евангелие и принес Богу исповедь за все прожитые до этого годы. Тогда закладывается фундамент здания, которое мы должны построить для жизни вечной, а затем мы начинаем день за днем возводить его стены.

Но как это зачастую происходит? Кто-то, образно говоря, выстроил с течением времени определенный участок стены – и грубым неверным движением в мгновение ока всё разрушил; кто-то кладет три кирпича и тут же снимает два, нивелируя те добродетели, которых пытался достичь, своей гордыней и корыстью; а кто-то кладет пять кирпичей, а снимает шесть, не замечая даже, что при всей видимой кипучей деятельности на самом деле разрушает, а не строит.

Очень важно во всех этих ситуациях не впадать в уныние и отчаяние, а, разобравшись, почему же на самом деле так произошло, начинать вновь и вновь класть эти кирпичи.

Что нам может в этом помочь? Прежде всего, наверное, понимание того, что, в отличие от реальной стройки, здесь стройматериал не закончится никогда: он подается нам совершенно бесплатно до скончания нашей земной жизни. Нам всегда есть из чего созидать дом своей души, дом добродетелей, и нет таких обстоятельств, в которых человек не мог бы найти нечто для своего спасения.

Из опыта можно сказать, что труднее всего бывает полагать начало тем людям, которые привыкли поддаваться жалости к себе. Ведь если разобраться, человеку очень часто мешает приступить к восстановлению разрушенного именно бесплодное сожаление – о том времени и тех усилиях, которые уже были потрачены на созидание. И кажется: «Как же я вновь буду строить, когда знаю, что практически наверняка опять разрушу, когда сам ход моей жизни убеждает меня в том, что я не столько строитель, сколько разрушитель?..»

Нужно всегда помнить о том, что шанс все-таки поднять это здание до той отметки, до которой Господь нам допустит его возвести, есть у нас только в одном случае: если, в очередной раз разрушив, мы не пойдем на поводу у эмоций, а будем готовы вновь начинать строить. Если же мы от этого отказываемся, то сами себя такого спасительного шанса лишаем. А это значит, что мы уже наверняка останемся без дома, даже не поборовшись до конца за то, что бесконечно важно, поскольку имеет прямое отношение к нашей вечной участи. И этого нужно по-настоящему испугаться, поскольку то, с чем придем мы к концу этой земной жизни, и пребудет в нас в вечности. И если мы всё разрушили, но вновь, покаявшись и внутренне собравшись, положили начало, это начатое сможет в нас в вечности возрасти; а если мы просто всё бросили, ничто из ничего и не произойдет.

Всегда – как в первый раз

Как такое полагание начала в духовной жизни происходит на практике? Мы падаем, отступаем от Бога, уклоняемся в жизнь нерадивую, приходим с этим на исповедь, каемся, читается разрешительная молитва… И это тот самый момент, когда у нас есть возможность начать всё заново. Возможность удивительная, возможность, которой обязательно нужно воспользоваться. Точно так же у нас такая возможность есть, когда мы в момент какого-то преткновения или падения обращаемся к Богу.

Готовность трудиться над своим сердцем не дает нам отчаяться в самих себе

Но всегда ли человек, приходящий на исповедь или просящий у Бога за что-то прощения в домашней молитве, имеет при этом мысль, что ему нужно что-то заново начинать? К сожалению, далеко не всегда. А ведь именно понимание, что сразу вслед за тем нам предстоит вновь приступить к труду, способно нас удержать от безудержной печали о своем грехе, от расслабления. Эта готовность трудиться над своим сердцем не дает нам отчаяться в самих себе, потому что в нас рождается надежда и в то же время благодарность Богу за этот удивительный дар – за то, что Господь дает нам возможность всё начинать снова.

Как не разувериться в том, что мы, столько раз отступая и согрешая, сможем вновь вернуться в нормальное состояние и что-то доброе сделать? Здесь можно обратиться к опыту святых отцов. К примеру, у преподобного Никодима Святогорца есть приблизительно такие слова: если даже ты согрешил сто раз на дню, проси прощения в сотый раз так же, как и в первый, и начинай исправляться с той же самой надеждой. А преподобный Иоанн Лествичник говорил, что у человека должно быть некое похвальное бесстыдство, имея в виду готовность и в тысячный, и в стотысячный раз вставать перед Богом и говорить: «Господи, прости меня, я согрешил, но более этого не совершу».

Если ты, раз за разом падая и вставая, не впадаешь в уныние, тебе будут даны силы, чтобы начать побеждать

Также у преподобного Иоанна Лествичника есть слова о том, что если человек, раз за разом падая и вставая, не впадает в уныние, его терпение в конце концов почтит его ангел-хранитель, который даст ему силы, чтобы начать побеждать.

Конечно же, при этом мы не должны про себя думать: «Согрешу-ка я еще, ведь полагать начало можно несчетное количество раз». Здесь мы как раз таки должны вспомнить о тех силах, которые уже потратили, и сказать себе: «Пока еще – прямо сейчас – у меня есть силы на борьбу с этим грехом и Господь дает мне время на покаяние, поэтому сейчас и буду бороться. Иначе от многократных падений мои силы истощатся, и я могу дойти до такого состояния, когда и само это благое произволение во мне исчезнет». Нужно понимать, что Господь не ограничивает возможности человека восстать от греха, но сам человек в ожесточении и огрубении своей души может достичь некой критической точки, когда он уже не будет видеть ничего страшного в падениях. Поэтому, когда предательская мысль еще разок согрешить в очередной раз придет нам в голову, нужно обязательно подумать о том, что у нас может не хватить сил подняться.

Бежать, плыть, ползти…

Если говорить о механизме полагания начала, важной его частью является раскладывание на составляющие тех ситуаций, в которых мы уже согрешили и в которых не собираемся больше грешить.

Самый простой пример: какая-то ситуация, в которой мы потеряли терпение. Мы все выходим из себя довольно часто, и если мы сравним, сопоставим, прокрутим в голове какое-то количество таких моментов, то увидим, что динамика развития ситуации практически всегда одна и та же. Нам нужно определить, что служит конкретно для нас самым сильным провоцирующим фактором, в какой точке мы теряем над собой контроль. И вслед за тем принять для себя решение: вот в этот момент, пока я еще способен с собою справиться, я начну бороться, вот от этого я постараюсь уклониться, этому не поддамся, а этого и этого просто не допущу. Тем самым мы эту конструкцию демонтируем, и она перестает работать; и даже если нам это не до конца удалось, враг уже не сможет подвигнуть нас к падению, просто легонько подтолкнув по рельсам, – ему придется что-то изобретать. А мы будем, соответственно, учитывать новые обстоятельства и опять-таки говорить себе: «Я в этом согрешил, но больше уже не согрешу».

Таким образом, христианин выстраивает всю свою жизнь как некую стратегию борьбы. Если же нет у нас стратегии, то мы так и будем всю жизнь топтаться на месте, и в конце концов наша убежденность в том, что ничего у нас и в нас не изменится к лучшему, приобретет уже совершенно основательный характер, потому что само собой оно, конечно, никоим образом не изменится.

Как прийти к тому, чтобы полагание начала в нашей жизни обратилось в навык? Необходимо приобрести твердое намерение, которое будет скреплять собой все наши действия. Как говорит преподобный Исаак Сирин, каждый из нас должен быть подобен путнику, который настолько стремится куда-то попасть, что готов добираться туда как угодно, невзирая на то, что с ним на этом пути происходит. Он садится на корабль, это судно терпит крушение, его выбрасывает на берег – он находит на этом берегу лошадь и скачет на ней. Лошадь падает, погибает где-то в безлюдной степи – он идет дальше пешком. По пути спотыкается, повреждает ногу – ложится на землю и ползет по-пластунски вперед. Так и мы должны стремиться в Царство Небесное, понимая для себя, что, даже если закончатся у нас все силы, душевные и телесные, мы будем туда просто ползти. И тогда мысли о том, полагать или не полагать вновь начало доброй христианской жизни и исправлению, у нас просто не возникнет.

Игумен Нектарий (Морозов)

Книги игумена Нектария (Морозова) в интернет-магазине "Сретение"

10 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О внутренней дисциплине О внутренней дисциплине
Игумен Нектарий (Морозов)
О внутренней дисциплине Когда справляться с собой – легко
О внутренней дисциплине
Игумен Нектарий (Морозов)
Любое чувство нужно поверять Евангелием. Самым важным в воспитании дисциплины ума является умение концентрировать его на том, чем мы заняты в конкретный момент.
Как развить в себе настойчивость, если ее нет? Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
Святитель Василий Кинешемский
Как развить в себе настойчивость, если ее нет? Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
Святитель Василий Кинешемский
У нас много хороших, искренних, горячих порывов, но редко они доводятся до конца и в области внешней и общественной жизни, а еще реже в области личного воспитания и спасения души. Некоторые пытаются бороться, но трудности, соблазны всюду, на каждом шагу. Как развить в себе настойчивость, если ее нет?
«Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!» «Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!»
Архимандрит Арсений (Папачок)
«Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!» «Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!»
Архимандрит Арсений (Папачок)
Как быть, когда охватывает отчаяние из-за сделанных грехов? Надо ли подавать милостыню, если у самого денег только на хлеб? Кого Бог любит больше? Когда очень занят по работе или учебе, как исполнять свое правило?
Комментарии
Ольга19 октября 2018, 10:34
Как нужны неравнодушные пастыри, которые бы воспитывали в правильном духе прихожан. Не требоисполнители, не функционеры. Книги и статьи хорошие и правильные - прекрасно, их много, море. Но нужен пастырь именно рядом, не за буковками на бумаге, а глаза в глаза, чтобы с ним общее дыхание над Крестом и Евангелием. Тот, которому именно моя душа не безразлична. Но таких так мало... их число в наше время почти стремится к нулю... Господи, помоги!
ТаняСем12 октября 2018, 15:27
Боже! Помоги хотя б доползти до Тебя мне,нерадивой,которая каждый раз исповедует одни и теже грехи,а "воз и ныне там"....на исповеди уже стыдно к батюшке подходить,а все равно грехи тянут...Прости меня,Боже и помилуй! А проповеди отца Нектария очень радуют и вселяют надежду на милость Божию!!!Слава Богу за все и мноогая лета всем батюшкам!!!
Анна G. 12 октября 2018, 09:33
Виталий! А у вас есть сомнения в том, нужно ли в в Царствие Небесное? Ведь речь об этом. Не о прочих целях, а о Царствии Небесном. Я бы дополнила ещё вот эту линию - плыть, скакать, бежать, ползти - хотя бы лежать головой в нужном направлении))). Иной раз так мало сил, в Великий пост, например. Кажется,все, не могу больше. Умираю. Хорошо, умирай. Но хотя бы ложись головой в направлении Бога.
Виталий11 октября 2018, 13:42
Спасибо, статья прям ответ на мои молитвы и вопросы.
Сомнения только по последнему абзацу. А как же параллельно складывающиеся и направляющие обстоятельства? Если такие сильные и очевидные препятствия, то может человеку и не нужно туда, куда он идёт, и чем раньше он это поймёт и примет - тем луче!? Как различить?
Анна С.В.11 октября 2018, 13:38
Спасибо Отец Нектарий, очень нужная проповедь, выводит из уныния.
Вадим К. Алле10 октября 2018, 21:27
"Вот и уповаю лишь на Милость Божию!" - так, Алла, это тот самый добрый плод, которого ищет у нас Бог, и если он у нас не вырос, то далеко мы еще от подлинного православного христианства и, можно добавить еще резче, от настоящей веры во Христа как нашего Спасителя.
Фотиния10 октября 2018, 20:59
Сегодня крупно поссорилась со своей семьей, согрешила гневом и гордостью. Дочь получила два по химии, обед был безнадежно испорчен. Мужа оштрафовал гаишник. Весь вечер я плакала и слушала песнопения на арамейском языке о.Серафима. Потом подошла к компьютеру и открыла первую попавшуюся статью. Отец Нектарий,спасибо Вам! утешение и совет и вразумление нашла я в этой статье. Виновата конечно я. Дочь жалко, ей тяжело учиться в 10 классе, у мужа работа трудная и интересная. а я своим невоздержанием испортила день. И в какой уже раз. Каяться как Вы говорите много можно раз, но Господь может уже и не дать больше сил раскаяться в одном и том же грехе. Спасибо Вам за статью. Пойду мириться с семьей.
Максим М.10 октября 2018, 18:32
Спаси Господи! Всегда задавался этим вопросом - сколько же можно повторять этот грех? Остановись, но все тщетно. Отходил от Бога, чувствовал как радость жизни покидает меня, грех превращает в ничто. Потом неизбежно приходил к мысли, что так жить нельзя, ведь человек не может так жить - один путь к Господу, другого пути у меня нет. Лег и проснулся - значит не все потеряно. Надо удаляться всего греховного, заменить грех на добродетель. Со временем все получается, надо приложить усилия. Дьявол знает слабые места каждого человека, он будет всю жизнь бить в слабое место, зная предрасположенности человека. Господь попускает этому быть, потому что мы должны подготовиться к Царствию Божию.
Павел З.10 октября 2018, 16:57
До чего же я люблю статьи о.Нектария! В этот раз что-то показалось мне в какой-то момент слишком многословным, но финал статьи оказался настолько сильным, что я без вопросов поставил десятку. Да, мы должны ползти в Царство Небесное до последней капли пота и крови! Иначе не получится! Спаси Господи, батюшка!
р.Б.Алла10 октября 2018, 11:44
Спаси Бог,о.Нектарий за очередное вразумление!Читаю,все понятно,а на практике вновь и вновь повторяю одни и те же грехи.Стыдно пред Богом за свою нерадивость.Священник,которому исповедаюсь,говорит,чтобы не повторять грехи,нужно" иметь страх Божий,представить,что через 5 минут Господь призовет тебя,вот и забудешь о всех грехах,сугубо о тщеславии".Но реально представить такое трудно,хотя я уже не молода,а как молодым тяжело.Вот и уповаю лишь на Милость Божию!
Марина10 октября 2018, 10:34
Спасибо, отец Нектарий за такую жизнеутверждающую, ободряющую и полную доброты статью. Дай Вам Господь сил и доброго здравия в Ваших трудах! Спаси Господи!
р.Б. Сергий10 октября 2018, 08:34
Спаси Бог,отец Нектарий.
Татиана10 октября 2018, 05:31
Добрый день!!! Как же я люблю Вас читать! Всё по полочкам и тогда когда нужно! Храни Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×