«Мощи владыки Иоанна – самое посещаемое паломниками место в США»

Беседа с протоиереем Петром Перекрестовым

12 октября Церковь празднует обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Одним из участников этого таинства, свершившегося 25 лет назад – 12 октября 1993 года, был протоиерей Петр Перекрестов – ключарь собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, автор множества публикаций о святителе Иоанне.

Мы беседуем с отцом Петром об истории прихода и храма в Сан-Франциско, о жизни православной Америки, о чудесах у мощей святителя Иоанна.

Мощи святителя Иоанна (Максимовича) Мощи святителя Иоанна (Максимовича)

Храм владыки Иоанна

– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, о храме, где вы служите, и о том, как он связан со святым Иоанном Шанхайским.

– Наш приход в Сан-Франциско был создан в 1927 году на основе самого первого православного прихода в Северной Америке – Свято-Троицкого, который существовал еще с 1858 года. Группа прихожан этого первого прихода в 1927 году пожелала остаться верными чадами Русской Православной Церкви Заграницей и основала приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

– А какая у этих прихожан была альтернатива?

– Они могли бы оставаться в так называемой Северо-Американской митрополии (будущей Православной Церкви в Америке), которая претендовала на самостоятельность: возглавлявший ее митрополит Платон (Рождественский) решил выйти из подчинения иерархии Русской Зарубежной Церкви. Параллельно в Европе митрополит Евлогий поступил так же, порвав отношения с РПЦЗ.

Первоначально новая община снимала разные помещения под храм, но потом, в 1940-х годах, купила англиканский собор в честь архидиакона Стефана. Собор интересен тем, что он построен из калифорнийского красного дерева, причем оно было отправлено в Англию, чтобы его там обработали.

– Почему на Западе храмы продают?

– Продают потому, что строят новый храм, или потому, что храм находится в аварийном состоянии либо становится мал для нужд общины. В целом на Западе новообразованные православные общины нередко на первых порах покупают храмовое помещение у католиков и протестантов. Иногда эти продаваемые храмы покупают и светские люди; они, сохранив внешний фасад, внутри могут сделать квартиры, залы для концертов, музейные помещения и даже рестораны или дискотеки. Причем такие здания продаются достаточно дешево, по крайней мере, например, в Монреале, откуда я родом.

– А как в Сан-Франциско оказалась дальневосточная паства владыки Иоанна?

– В 1950-е годы в США был большой приток русских эмигрантов с Дальнего Востока – из Харбина и Шанхая. Тогда Китай стал коммунистическим, и многие его покинули. Архиепископ Иоанн (Максимович) словно был тем Моисеем, который вывел свой народ «из рабства», к свободе. Его паства сначала два года провела на Филиппинских островах, а владыка постоянно ездил в Вашингтон, молился, встречался с представителями власти, хлопотал для своей паствы о статусе. После двух лет ожидания американские власти дали этим выходцам из Китая статус беженцев – они же были беспаспортными: у эмигрантов в Китае не было ни советского, ни китайского паспорта. После получения статуса беженцев большая часть этих людей и оказалась в Сан-Франциско.

Вскоре прихожане решили строить новый храм, в русском стиле. Наш нынешний. Так возник, как мы его называем, «новый» кафедральный собор – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

– Со строительством храма были сложности…

– Его постройка началась где-то в конце 1959 – начале 1960 годов. Известно, однако, что диавол не переносит, когда воздвигается новый Престол Божий, где будет постоянно совершаться еще одна Божественная литургия, и русские люди на нашем приходе поддались искушениям и разделились, строительство собора было приостановлено. Шло судебное дело. Храм стоял недостроенным уже больше года, и тогда Архиерейский Синод решил направить в Сан-Франциско владыку Иоанна, в то время архиепископа Западно-Европейского, чтобы он примирил свою паству и завершил сооружение величественного собора, ведь храм строила его дальневосточная паства, и она святителю Иоанну доверяла.

Владыка Иоанн прибыл в Сан-Франциско в конце 1962 года. Он, как председатель приходского совета нового собора, тоже сидел на скамье подсудимых – слава Богу, суд оправдал приходской совет, дав добро на продолжение стройки.

Храм внешне был завершен в 1965 году, а в неделю Православия – 14 марта 1966 года – владыка Иоанн в новом соборе совершил первую Литургию. И с тех пор Литургия служится у нас каждый день. Мы единственный приходской храм в Северной Америке, включая все православные юрисдикции, где ежедневно совершается богослужебный круг: вечерня, утреня и Литургия.

Мощи святителя Иоанна (Максимовича). Фото: прот. Петр Перекрестов Мощи святителя Иоанна (Максимовича). Фото: прот. Петр Перекрестов

– Теперь в этом храме покоятся и мощи святителя Иоанна. Напомните, пожалуйста, как были обретены мощи святого владыки.

– Когда владыка Иоанн умер, он был похоронен в усыпальнице под храмом. Это чудо, что городской совет дал разрешение на захоронение в черте города. Святитель Иоанн лежал в усыпальнице 28 лет. Очень многие люди, зная его жизнь и силу его молитвы, приходили в его усыпальницу; началось движение широких церковных масс, ­просящих о канонизации владыки Иоанна. На заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в 1993 году было решено его прославить. В связи с подготовкой канонизации в ночь с 11 на 12 октября 1993 года – ровно 25 лет назад – было назначено освидетельствование останков святителя, гроб был вскрыт, и останки обретены нетленными. Впоследствии мощи омыли и переоблачили, уже к канонизации в 1994 году, и они были перенесены из усыпальницы в сам храм в канун службы прославления во святых владыки Иоанна.

Люди со всего мира приезжают к владыке Иоанну, когда их одолевают безысходность и скорби​

– К мощам святителя Иоанна приходят многие. Кто эти люди?

– Вообще кафедральный собор в Сан-Франциско с мощами владыки Иоанна – самое посещаемое в Америке место для православных паломников. Когда у людей безысходность, бездетность, скорби, когда не удается создать семью, когда их преследуют сильные страдания или онкология, когда мало надежды – тогда люди со всего мира приезжают к мощам величайшего святого ХХ века – к святителю Иоанну в Сан-Франциско.

В храме в Сан-Франциско. Фото: прот. Петр Перекрестов В храме в Сан-Франциско. Фото: прот. Петр Перекрестов
– За годы своего существования ваш приход как-то изменился?

– У нас сейчас приход небольшой, хотя в свое время он был самым многочисленным в Русском Зарубежье: в Сан-Франциско некогда была самая компактная русская колония, хотя в Нью-Йорке русских было больше. Компактная – это значит, что люди жили близко друг от друга. Фактически 90% прихожан жило в пределах 15–20 минут ходьбы или езды от храма. И у нас, например, занятия в русской гимназии при соборе проводились пять раз в неделю!

– В воскресной школе?

– Нет, воскресных школ у нас, как правило, не бывает, у нас субботние школы. В Париже, например, были четверговые школы, а в Северной Америке – субботние. Однако в Сан-Франциско тогда дети, помимо субботы, еще ходили после обычной американской школы на занятия к нам – с 4 до 6 вечера два раза в неделю: старшие по понедельникам и средам, младшие по вторникам и четвергам. Поскольку все жили относительно близко, то директор школы архимандрит Афанасий (Стуков) даже купил школьный автобус и лично забирал детей из дому, кормил их на свои деньги, а после занятий отвозил домой. При этом он сам сидел за рулем этого желтого школьного автобуса!

Сейчас к нам на службы ходят и пожилые выходцы из Китая, и их потомки, и люди, выехавшие из стран СНГ в последние 20–30 лет, а также немало православных американцев, сербов и румын. Но многие из прежних прихожан разъехались: Сан-Франциско сегодня один из самых дорогих городов в Америке. И еще у нас стало значительно меньше постоянных прихожан, но много гостей и паломников, в том числе и издалека. Особенно большой поток паломников в летние месяцы.

Дары святителя

Мощи владыки Иоанна. Фото: прот. Петр Перекрестов Мощи владыки Иоанна. Фото: прот. Петр Перекрестов
– Расскажите, пожалуйста, о чудесах, связанных с мощами владыки Иоанна.

– Чудеса у мощей святителя Иоанна бывают очень часто. Чудо у мощей владыки для нас норма, а не что-либо из ряда вон выходящее. Так, несколько лет назад пришла в храм женщина. Не к владыке Иоанну, а просто побеседовать со священником, и застала там меня. Мы с ней разговорились. Оказалось, что она ожидает малыша, но врачи сказали: ребенок родится с синдромом Дауна. Муж этой женщины требовал, чтобы она сделала аборт. Женщина была не очень церковной, я с ней поговорил, впечатленный фильмом, выпущенным Свято-Елисаветинским монастырем в Минске, о работе с такими детьми. В фильме одна монахиня очень трогательно говорила, что когда Бог с нами беседует, то все, что Он скажет, сперва фильтруется нашим мозгом, и что нам выгодно и удобно, то и проходит дальше в наше сердце. А в случае с людьми, у которых синдром Дауна, Господь обращается прямо к их сердцу, обходя этот человеческий фильтр, который искажает сказанное Богом. Я побеседовал с этой женщиной, предложил отслужить молебен святителю Иоанну, мы помолились и попрощались. Я надеялся, что она позвонит мне и скажет о своем решении. Но было полное молчание.

«Врачи говорили: синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова!»

Прошло приблизительно полтора года, и в собор приходит эта женщина (а я ее не узнал), с ней маленькая светленькая девочка. Женщина на меня смотрит с улыбкой и спрашивает, помню ли я ее. Я говорю: «Нет, не помню». Она: «Я приходила к вам, муж хотел, чтобы я сделала аборт: врачи говорили, что у ребенка синдром Дауна. Вот моя доченька, она совершенно здорова». Такая радость! Ну разве это не чудо, да еще какое!

Особая радость, когда у бездетных рождаются малыши. Помню, как-то ко мне в храме подошла одна пара и попросила о молебне. Я обычно всех новых людей спрашиваю, откуда они, и пара ответила, что из Казани. Я говорю: «Вы в Америке отдыхаете или приехали сюда по делам?» – «Нет, мы приехали к владыке Иоанну». – «Надолго?» – «На два дня». – «Неужели вы прилетели из далекой Казани в Сан-Франциско лишь на два дня?» – «Да, мы были бездетными, молились святителю Иоанну и дали обет, что, если родится ребенок, мы владыку отблагодарим». И вот, продолжают они, прошел год, как родился ребеночек, – а маме было уже больше 40 лет. И они исполнили свой обет: прилетели, чтобы лично поблагодарить владыку Иоанна.

Один из величайших даров, получаемых у мощей святителя Иоанна, – это духовный заряд и надежда

Обычно приезжающие думают, что чудо – это если Господь Бог по молитвам владыки Иоанна отвечает на наши просьбы точно так, как мы этого желаем. Хотим ребенка – получили ребенка, хотим выздороветь – выздоровели, и так далее. Но на самом деле Господь отвечает на все молитвы людей, но не обязательно так, как мы этого хотим. Один из величайших даров, которые люди получают у мощей владыки Иоанна, – это духовный заряд и надежда. Может быть, они не выздоровеют, умрут от рака, но они уйдут из этого мира в другом, преображенном, духовном состоянии, в состоянии, которое позволит им войти в Царствие Небесное. Я помню, у мощей святителя Иоанна одна женщина рассказала мне, что она потеряла своего единственного ребенка, и добавила: «Знаете, батюшка, я потеряла сына, но зато обрела Бога». После потери сына она начала ходить в храм, исповедоваться и причащаться, для нее открылся дотоле неизвестный мир Церкви и Царства Небесного. Конечно, утрата единственного сына – это большая боль и скорбь, но она получила величайший дар – возможность обрести веру и надежду.

«Я никогда не видела, чтобы человек ТАК разговаривал с Богом!»

Протоиерей Петр Перекрестов. Фото: Петр Земляных Протоиерей Петр Перекрестов. Фото: Петр Земляных
– Отец Петр, расскажите немного и о себе и своей семье.

– Мой отец родился в Югославии, там же учился в кадетском корпусе. А мама из СССР. Ее семья жила на оккупированной территории, и немцы ее в 13-летнем возрасте вместе с мамой и тетей вывезли в Австрию – для работы на немецких заводах. Со стороны папы у меня дедушка – белый офицер, а со стороны мамы – красноармеец, пропавший без вести.

Уже после окончания Второй мировой войны мама и бабушка уехали в Канаду. А когда Тито поссорился со Сталиным, он, задумав одновременно и решить квартирный вопрос, и избавиться от русских, выгнал их из Югославии. Кто из русских был просоветский – езжайте обратно в СССР, а тех, кто из белых иммигрантов, Тито отпустил в Европу. Так мой отец сначала оказался в Италии, а потом переехал в Канаду, где познакомился с мамой. Они вступили в брак, и мы с братом родились в Монреале, он в 1954 году, я же в 1956-м. Мой брат, игумен Николай, в настоящее время служит в Калгари (Канада), но вскоре, вероятно, переедет в Монреаль, чтобы помогать престарелым родителям.

– Что подтолкнуло вас к служению Церкви?

– Мы росли как типичные дети русских эмигрантов: учились в субботней русской школе, по воскресеньям прислуживали в храме. Потом я впервые посетил Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, мне очень полюбилось это место, и я возгорел желанием связать свою будущую судьбу с этим монастырем и с семинарией. У меня не было сознательного решения стать священником, но, прожив в монастыре четыре года и проучившись в семинарии, у меня созрело сознание, что я обязан Церкви служить. Я также учился в магистратуре русскому языку и литературе.

После семинарии я вступил в брак, служил диаконом в городе Торонто, одновременно работая чертежником. Многие наши священники имеют гражданскую профессию. В 1979 году скончался священник собора в Сан-Франциско, и это место предложили мне. Так я в 1980 году стал священником, и мы с матушкой переехали в Калифорнию.

– Было ли что-то, что особенно повлияло на ваше решение переехать в Сан-Франциско?

– Наши архиереи священнослужителей просто так с места на место не переводят. Они, как правило, предлагают приход, говорят, что есть такая-то вакансия, такая-то нужда, спрашивают, как на это посмотрит ваша матушка и как это отразится на ваших детях, если они учатся в школе. То есть у наших архипастырей семейный подход к вопросам назначения на приход. В Русском Зарубежье больше смотрят на Церковь как на семью Христову, нежели как на армию. Русская Православная Церковь Заграницей небольшая, архиереи доступны, всегда можно позвонить, прийти и поговорить, архиерей обычно знает свою паству, а паства – своего архиерея.

В Сан-Франциско я служил под началом архиепископа Антония (Медведева), так у него не было ни автомобиля, ни келейника, ни повара, ни личного секретаря. Я мог спокойно прийти к нему даже в два часа ночи, если у него горел свет, и он сам мне, молодому батюшке, наливал чай и всегда выслушивал.

Так вот сначала мы с матушкой приехали в Сан-Франциско на «смотрины», ведь это был для нас большой переезд. Мы посмотрели храмы города, у нас в Сан-Франциско уже были друзья, и мы с ними пообщались. А в последний вечер нашей поездки мы зашли к правящему архиепископу Антонию. Поднялись к нему в квартиру, он нас усадил и пошел, в светлом подряснике, доставать кулич и яйца: было пасхальное время. Супруга моя: «Владыко, вам помочь?» Он: «Нет-нет, сидите, сейчас-сейчас». Он немного так суетился, сам накрыл на стол, поставил нам тарелочки, а потом была молитва. Владыка нас кое о чем расспросил, мы ему задавали вопросы о приходе и об условиях.

Владыка Антоний (Медведев) не читал молитву – он разговаривал с Живым Богом!

Закончился вечер, мы взяли благословение, и когда, покидая его покои, спускались по лестнице, я повернулся к супруге и спросил: «Лена, ну что ты думаешь про переезд?» «С таким архиереем можно в любом месте служить. Я никогда не видела, чтобы человек так разговаривал с Богом», – ответила она. То есть владыка Антоний (Медведев) не столько пел молитву и не читал ее, а на деле разговаривал с Живым Богом. Это матушку очень впечатлило!

Прошло три месяца, меня владыка Лавр в Свято-Троицком монастыре рукоположил, и мы в августе 1980 года переехали в Сан-Франциско. С тех пор Господь, святитель Иоанн, соборные собратья и прихожане меня здесь терпят – уже 39-й год!

Наши дети обучались дома. Сейчас наша дочь – матушка, жена священника в Оттаве, столице Канады, а наш сын работает при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Он библиотекарь семинарии, а также исполнительный директор Фонда русской истории при Свято-Троицком монастыре. При обители есть архив и музей. Наш сын очень любит свою работу.

(Окончание следует.)

С протоиереем Петром Перекрестовым
беседовал Юрий Пущаев

Книги протоиерея Петра Перекрестова в интернет-магазине "Сретение"

12 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Прот. Петр Перекрестов
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Протоиерей Петр Перекрестов
Он стоит у Престола Божия и ходатайствует за всех, кто обращается к нему за молитвенной помощью.
Приключения Вени в Шанхае, джунглях и океане Приключения Вени в Шанхае, джунглях и океане
Ольга Рожнёва
Приключения Вени в Шанхае, джунглях и океане Приключения Вени в Шанхае, джунглях и океане
Истории Русского рассеяния
Ольга Рожнёва
Вениамин Васильевич Воробьев из Пасадены (Калифорния) – духовное чадо владыки Иоанна (Максимовича). Его детство прошло в Шанхае, отрочество – на Тубабао. С ним всегда была молитва владыки Иоанна. Он рассказал нам о святителе и об истории своей семьи.
Святые не совпадают с шаблонами (+ВИДЕО) Святые не совпадают с шаблонами (+ВИДЕО)
Протоиерей Андрей Ткачев
Святые не совпадают с шаблонами (+ВИДЕО) Святые не совпадают с шаблонами (+ВИДЕО)
Слово о святителе Иоанне (Максимовиче)
Протоиерей Андрей Ткачев
Современная философия западной жизни нам говорит, что никого нельзя ни за что осуждать. Но при этом она же и осуждает людей за святость.
Комментарии
Светлана12 октября 2018, 21:45
Cпаси Боже, отец Петр, за замечательную статью о святителе Иоанне, которого очень почитает наша семья. Святой Иоанне чудотворец, моли Бога о нас!
Ирина Продина12 октября 2018, 20:55
Отец Андрей, вы говорили от души, очень вдохновенно, особенно тронуло, про молчание Св.Иоанна о своей боли и скорби! Есть в нём загадка, как и во всех святых, но загадку святого разгадает только святой!Спаси всех Господь!
Дмитрий12 октября 2018, 19:42
"В Русском Зарубежье больше смотрят на Церковь как на семью Христову, нежели как на армию. Русская Православная Церковь Заграницей небольшая, архиереи доступны, всегда можно позвонить, прийти и поговорить, архиерей обычно знает свою паству, а паства – своего архиерея." Просто замечательно!Будет ли когда-нибудь такое отношение и в отечестве..?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×