Включите «люстры», батюшка

Протоиерей Олег Врона, настоятель храма во имя святителя Николая в Таллине, рассуждает о значимости церковного просвещения в наши дни. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 2) – слова апостола, сказанные два тысячелетия назад, не потеряли своей злободневности: надеяться на то, что даже элементарные правила церковной жизни усвоены нами, как таблица умножения, опрометчиво. Как показывает практика, многим из нас и со сложением-то пока не разобраться. И это касается только внешней стороны. А уж если говорить о жизни духовной, то постоянное напоминание о евангельских правилах не повредит никогда и никому.

Кто виноват в том, что у нас «неуд» за христианство? Да, и сами двоечники, конечно, тоже. Но и учителям этих двоечников, считает отец Олег, неплохо бы уделять им побольше времени и внимания. Ведь ученик не больше учителя своего. Есть повод призадуматься.

Это были девяностые годы, когда многие люди, даже из тех, кто жил раньше от зарплаты до зарплаты, внезапно, повсеместно и с огромной скоростью стали обогащаться. Вряд ли можно всерьез принимать утверждения, что все эти вдруг обогатившиеся счастливчики (или несчастные: это смотря по тому, как относится человек к богатству) приобрели последнее исключительно жульничая. В таком, например, «буферном» государстве, как Эстония, многие – и это можно смело утверждать – обогатились только за счет транзита. А это, как ни крути, легальный доход. С распадом прежней политической системы кончилась государственная монополия на грузоперевозки, и выросшие, как грибы после дождя, частные логистические компании на законных основаниях и с большим воодушевлением направили денежные ручейки, реки и цунами в карманы своих акционеров.

А поскольку у некоторых таких компаний денег стало много и даже очень много, то начало зарождаться спонсорство и меценатство, то есть, проще говоря, начала возрождаться благотворительность, свидетельствующая о потребности людей не только в хлебе. Театры, больницы, школы и прочие социальные и государственные учреждения стали в спешном порядке взывать к помощи меценатов. От такой помощи не отказывались, конечно, и приходы. И здесь надо отметить, что желание приходов и благотворителей найти друг друга часто бывало обоюдным. Приходы (часто просто в лице настоятелей) заводили дружбу с обеспеченными людьми; те, в свою очередь, приглядывали себе приходы, где им хотелось бы крестить своих детей и куда бы им приятно было приходить хотя бы два раза в год – на Рождество Христово и Пасху, – чтобы заодно полюбоваться своими дарами: дорогостоящей иконой, роскошным подсвечником или даже целым иконостасом.

Волны житейского моря прибивали в то ненастное время в храмы самых разных людей. На одном квадратном метре храма можно было увидеть одетого «по гражданке» полицейского рядом с бывалым «сидельцем»; потерявшегося в жизни человека, дошедшего до крайней бедности, рядом с пышущим здоровьем и сознанием своей значимости банкиром. В нашем приходе, например, в описываемые годы удалось воссоздать попечительский совет, который существовал с последней четверти XIX столетия до начала советского периода, ради поддержки церковного хора и решения тех или иных хозяйственных вопросов в приходе. В этот вновь образованный совет и вошли некоторые начинающие предприниматели, пожелавшие узнать жизнь Церкви по-настоящему, изнутри, а не поверхностно. Бывало и так, что в какой-нибудь храм мог заглянуть весьма разбогатевший человек и, самостоятельно определив, в чем нуждается данный приход, пожертвовать на это сумму, благодаря которой решались многие трудности. Как раз об одном таком случае я и хочу рассказать.

Была воскресная всенощная. Декабрь. Самое темное время года. Молящихся в храме немногим больше, чем служащих, поющих и помогающих вместе взятых: каждый человек в храме виден. Стулья у стен – единственные места в нашем храме, где можно посидеть, – все свободны. Кроме одного. Обращаю внимание, что на нем сидит молодой мужчина лет сорока, черноволосый, курчавый, вызывающе хорошо одетый. Проходит вечерня, начинается утреня. Свет полностью гаснет, и только рассеянные по всему храму лампадки живым огоньком, как звезды на темном небе, начинают восприниматься таким небесно-звездным ориентиром. Все хождения по храму прекращаются. Устанавливается тишина: слышан любой шорох, малейший скрип деревянных половиц. Идет шестопсалмие. Молящийся люд, независимо от возраста и самочувствия, стоит. Вызывающе хорошо одетый незнакомец сидит. Оканчивается шестопсалмие, храм освещается там и сям настенными бра, возобновившиеся шорохи, скрип половиц, смелые перешептывания прихожан и даже разговор вполголоса свечниц за «ящиком» тонут в звуках мажорных аккордов: это, сменив чтеца, в службу вступили голоса певчих и священника (у нас тогда не было диакона). Началась великая ектения. Затем респонсорное пение (перекличка священника и хора) сменилось сольным исполнением хором тропарей «на Бог Господь», и наконец чтец, перехватив на последнем тропаре инициативу у хора, с упоением зачитал кафизму. Те из молящихся, кто знал, что кафизмы самим своим названием предоставляют возможность всем, кроме чтеца, слушать их сидя (иногда это знание оказывается очень полезным), заняли свободные стулья, составив компанию продолжавшему сидеть вызывающе хорошо одетому незнакомцу.

Перед малой ектенией южная алтарная дверь под давлением извне немного приоткрылась, и свечница Ирина, осторожно просунув кончик носа в образовавшуюся щель, шепотом сообщила мне, что какой-то мужчина хочет со мной поговорить. Я киваю головой в знак согласия и начинаю произносить подоспевшую малую ектению.

«Вы то включаете свет, то выключаете. Не экономьте, батюшка! Так красиво, когда в церкви горят люстры»

Что ж, дело обычное. Пришел человек. Вовремя он пришел или не вовремя, может сейчас священник уделить ему достаточно времени или нет, подчас пришедшего ничуть не интересует. Часто бывает, что священника отвлекают от службы по маловажным вопросам, но бывает, что вопрос в самом деле не терпит отлагательств. Поэтому выход только один: как бы ты ни был занят, надо уделить человеку хотя бы несколько минут внимания. Пока читаются седальны, выхожу на пустой левый клирос, чтобы первым делом выяснить, с чем же пришел человек. Как я и предполагал, на клиросе меня поджидал тот самый вызывающе хорошо одетый незнакомец. «Здравствуйте», – сказал я ему, не протягивая руки. Он ответил мне тем же, благоразумно посчитав, что протягивать руку священнику в облачении неуместно. «Я заметил, что вы в храме с самого начала службы. У вас есть какой-то вопрос или просьба?» – продолжил я, стараясь побыстрей выяснить суть вопроса. «Скорее просьба, – ответил незнакомец и пояснил: – я обратил внимание, что вы то включаете свет, то выключаете. Понимаю. Времена наступили для многих непростые. Для вашего прихода, как вижу, тоже. Приходится экономить. Сочувствую. Не экономьте, батюшка, на электричестве, пожалуйста. Так красиво, когда в церкви горят люстры». На этих словах незнакомец сунул в мою руку небольшой сверток и, развернувшись, быстро покинул левый клирос, где у нас всегда идет исповедь.

Нетрудно догадаться, что в свертке были деньги, и, судя по толщине свертка, их было немало. В этот момент чтец как раз закончил чтение седальнов, пришло время начинать полиелей. Мне ничего не оставалось, как вернуться в алтарь и продолжить службу. Вот он, кульминационный момент воскресной всенощной: открываются царские врата, алтарник включает все три паникадила (для людей нецерковных – «люстры»), и хор торжественными аккордами «Хвалите имя Господне» возвещает начало полиелея.

Совершаю каждение алтаря, солеи, спускаюсь по ступенькам с амвона и тут встречаюсь взглядом с незнакомцем. Вид у него как у именинника. «Ну вот, совсем другое дело. Видите, какой праздник вам устроил!» – читаю в его глазах.

Включаем и выключаем мы свет не из экономии, а чтобы поставить смысловой акцент в той или иной части богослужения

А мне от этого его довольного вида сразу стало досадно. Вот, думаю, скажет: «Денег дал – сразу и люстры включили. А то сидят тут в темноте, экономят, церковники». Ничего, – успокаиваю себя, – как только полиелей окончится, сразу приглашу его на клирос и отдам эти деньги и объясню ему, что включаем и выключаем мы свет не из экономии, а с целью поставить смысловой акцент в той или иной части богослужения. И что отказаться от этого смыслового включения и выключения света во время службы мы не можем ни за какие деньги. Однако моим надеждам в этот вечер не суждено было сбыться. В самый неподходящий момент – на чтении Евангелия – ну хоть бы чуть-чуть раньше или позже, чтобы можно было его остановить, – незнакомец, по-видимому, насладившись сиянием «люстр», бодрой походкой направился к выходу и, как говорится, скрылся в неизвестном направлении.

Делать было нечего. Пришлось опять успокоить себя мыслью, что должен же он как-нибудь заглянуть еще. В первые дни после этого события я часто поглядывал на стул, где он сидел, внимательно смотрел на входящих в храм людей, но незнакомец не появлялся. Постепенно другие заботы оттеснили это событие на задний план. Но однажды меня не на шутку обеспокоила одна мысль: а что, если этот человек как-нибудь зашел опять к нам в храм и увидел, что ничего не изменилось: «люстры» включают редко, и даже остальное освещение все такое же экономное – то включают, то отключают? И что он при этом мог подумать? Ну, ясно что: «Деньги взяли, а электричество как экономили, так и продолжают экономить».

Смешная история? Смешная, но не очень. Даже скорее грустная. Кто виноват, что многие люди, считающие себя православными, не знают элементарных основ? Сами виноваты? Не интересуются? Не хотят знать? И это есть. Но больше, думаю, виноваты все-таки мы, иереи. Когда мы перестаем учить народ «во время и не во время», тогда народ сам придумывает объяснение многим непонятным для него вещам, касающимся самых разных сторон церковной жизни. Вот и получается: «Не экономьте на электричестве, батюшка!» Грустно: ведь не для «люстр» мы служим.

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

15 ноября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Татьяна Рубачева 2 декабря 2018, 21:58
Беда, когда в храме появляются наблюдатели - хорошо или плохо одетые, иногда вовсе полуодетые. Они все оценивают и все по полочкам раскладывают в себе, ища повод выложить свои умозаключения "о недостатках". Вдвойне беда, когда такой наблюдатель в своей гордыне пытается назидать священника, да еще отвлекая батюшку к своей персоне во время богослужения. Тройная беда - в самом пакете с деньгами, сунутым в руки священника в полной уверенности совершенной благотворительности! Это апофеоз человеческой гордыни, походя уничижающей все вокруг, не видящей никакой разницы между святой лептой и тридцатью сребрениками. Так и слышится глас: "О род развращенный..." Спаси нас Господи от подобного искушения
Виктор25 ноября 2018, 15:52
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть« (Лк. 17:20-21)
@Ирине, загляните в себя, а не кто как на стуле развалился и вам будет не до них.
Если что, то в я себя заглядываю и мало что хорошего нахожу. Мне не до осуждения тех кто делает первый шаги - я сам был такой. Из детского сада в институт не поступают. Кто захочет стать христианином с Божьей помощью исправит своё поведение в храме, а не под воздействием ваших нетерпеливых высказываний.
Кира24 ноября 2018, 13:39
Верно священник говорит: если раздражаешься, то мира в душЕ нет. И раздражает в других обычно то, что в себе не нравится, это и на подсознательном уровне может быть. Я лично в храм прихожу молиться, а не следить, как кто ходит, сидит, с какой сумкой (вот таки специально зашли, чтоб "гадить":-)))). И Бог миловал, не сталкиваюсь, хоть в разных храмах бываю, ни с чем подобным, включая "лай" служительниц, хотя много кто жалуется, что они в этом деле. мастерицы. А коли на молитве с осуждением, то от нее нет толку
Ирина21 ноября 2018, 10:40
Всё есть - и книги и православные радиопередачи и даже тв каналы. Не хотят знать. Не хотят трудиться!
В храм приходят как в торговый центр. С телефонами, с сумками.. Если сели, то вразвалку, а то и нога на ногу. Попробуй сделай замечание! Облаят так, что и не рад будешь.
Не говорю уже про то, как ведут себя во время службы. И ходьба и болтовня и те же телефоны..
Все это не просто грустно, это - страшно!
В прошлое воскресенье священник говорил проповедь и сказал о тех, кто ходит во время службы, мешая молиться. Так он посоветовал тем, кому мешают не раздражаться, а терпеть. И сохранять хорошее настроение. Вот так вот, православные.. В храмах будут гадить, а мы терпим, терпим...
раба Божия Тамара20 ноября 2018, 19:56
Андрей16 ноября 2018, 12:06 = Спасибо вам, Андрей, за ответ мне и сайты, попробую почитать их...Но всё дело не в чтении, а в живом присутствии...Буду сама искать выходы-возможности, может Господь и сподобит своей подсказкой...Трудности, порой, не просто так даются...что-то они да значат...Слава Богу за все! Господи, буть милостив к нам, грешным!
Евгений19 ноября 2018, 10:59
значит так Господу было угодно.
Андрей Юрьевич17 ноября 2018, 11:54
Главное, всем польза! Настоятель получил пожертвование, а прихожанин сделал богоугодное дело. И хорошо, что последний не дождался погасшей люстры, он, может, потом и в другие храмы заглянет, поможет с оплатой электроэнергии.
Светлана17 ноября 2018, 00:06
Забавная история.Но очевидно,что человек пришел в храм с благими намерениями,хотя и далек от Церкви.Наверно,если человек любит Бога,то стремится узнать о службе как можно больше,ведь все в ней составлено для него.
Виктор16 ноября 2018, 22:26
Андрею. "Нужно просвещение на приходах, причём, прямо во время проповеди"! * Давно уже идет разговор, что служба сама по себе должна быть школой просвещения...
ирина16 ноября 2018, 14:05
и грустно и смешно одновременно. тот ,кто станет ходить в Храм постоянно-будет понимать Службу.молитвослов ему в помощь,было бы желание.
Андрей16 ноября 2018, 12:06
Рабе Божией Тамаре (15 ноября 2018, 19:17): Раз у Вас есть интернет, то всё можно лего узнать и изучить. Есть, например, замечательный сайт azbyka.ru - огромное собрание православной литературы, святоотеческого наследия и статей, много материалов для новоначальных. Есть даже он-лайн курсы. Также рекомендую сайт www.molitvoslov.com - там, кстати, есть специальный раздел "Как должно молиться в церкви" https://www.molitvoslov.com/text149.htm где всё кратко и чётко изложено про те же поклоны. Но поклоны как мы апониманием - не самое главное для спасения души :) Да помилует нас всех окоянных милосердный Господь!
раба Божия Тамара15 ноября 2018, 19:17
Решила таки написать.И батюшка прав и все-кто комментирует-правы,а вот как мне быть?Почти 14 лет назад покрестилась и до сих пор ничего толком не знаю.Тогда-курсов никаких не было,батюшку не "поймаешь",что поют-непонятно.да хоть ходила чаще в церковь.Теперь-так еще хуже-в 11 прибежала и на исповедь,в два-уже назад на поезд бежать.Раньше старалась раз в месяц,а в 11 батюшки уже исповедь принимать заканчивают-как приду-они уходят.Один раз осмелела:-батюшка, я на исповедь,так он меня еще и отругал-раньше надо приходить,два года не исповедовалась.А сейчас уж раз в месяц невозможно: пять часов на поезде туда и столько же обратно, при моем сердце и артритных ногах.Читаю.Спаси,Господи,нас грешных!
Анна15 ноября 2018, 16:10
Согласна с "Катерина 15 ноября 2018, 01:43". Бог привёл человека с этим свёртком в Свой храм, зная все его немощи. Бог его не оставит, умудрит или вразумит как человеку потребно.
Андрей15 ноября 2018, 15:34
Абсолютно согласен с батюшкой. Нужно просвещение на приходах, причём, прямо во время проповеди! Рассказывать нужно буквально об азах. Большое число прихожан, например, не знает когда нужно делать земные поклоны. И это постоянные прихожане! Бываю в 3 разных приходах и везде такая картина - в воскресенье или в господские праздники найдутся люди, которые будут делать земные поклоны. И, наоборот, в будний день, никто 6 земных поклонов, как правило, не делает на литургии, обычно, только 2. Когда спрашивают какого-либо батюшку про земные поклоны (в интернете или на ТВ) ), он отвечает: "смотрите на других прихожан"(!) На кого ж смотреть, если они сами не знают?!
Михаил15 ноября 2018, 15:00
Спасибо!. Как всегда глубоко-насыщенно и при этом просто и доходчиво, легко читается и увлекательно. И особенно спасибо, что затронули мою "болячку": стремящиеся верить прихожане "крещены, но не просвещены-просвящены святым Евангелием"!!!
ТаняСем15 ноября 2018, 14:34
Главное нужно понять,что истинное Христианство- это СМИРЕНИЕ И СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТАГО!!!А не изменение Церковных уставов и тем более правил ведения служб,которые были утверждены задолго до наших дней и не зря,по всей видимости... а таких "дядечек" очень жаль,это как в анекдоте-когда очередь в Рай и один "такой благодетель" тоже решил,что ему туда,а Ангел при входе сказал "А вас извените в списке нет",тот удивился-как это? Я столько денег потратил на жертвенность и тд и тп- а деньги мы вам вернем последовал ответ!))))Дай Бог при жизни нам всем это помнить-не деньги,а сердце видит Господь!!!Спаси Боже души наша!
Людмила15 ноября 2018, 14:02
Здравствуйте! Читаю и в голове рождаются мысли - слово в слово с о. Олегом))). Точно так-же в подобной ситуации думала и поступала бы. Но возникает один вопрос - ведь не без промысла Божиего была дана эта ситуация. Для чего, зачем? Ведь в.как мыслишь правильно, а непреодолимые обстоятельства ставят в тупик. Смиряет - да, но вот что именно должны давать такие ситуации душе? Спаси, Господи!
р.Б.Алла15 ноября 2018, 12:57
В настоящее время в каждой церковной лавке можно приобрести много литературы на тему,как себя вести в храме,что происходит во время службы,как правильно молиться,исповедоваться и т.д.и т.п.Но мало кого интересуют такие книги(брошюрки).По принципу"как хочу так делаю,никто мне не указ",так ведут себя начинающие воцерковляться.А ведь такая литература не только полезна,но очень интересна для чтения. В свое время, я начала свое воцерковление с прочтения Библии,столько нового узнала и интересного.
Алексей15 ноября 2018, 11:56
Знакомо: "Батюшка, ну какие грехи? Чего Вы так строго? Вы хоть в курсе, кто я и кого я знаю? Питирима, и Антония тоже... А вы вообще кто? Вот я их спрошу об...". Могу даже предположить, что ему посоветовади "Питирим" или "Антоний". Так-то. Поэтому сочувствую автору, если правдивая история. Сочувствую любому священнику, который имеет такого собеседника (-цу), благодетеля и т.п. Ничего нет труднее для священника как сказать такому о нравственности, покаянии то есть - исполнить долг священника перед великим/великой. Умом-то понимаю, но плохо получается - рад буду совету.
Светлана15 ноября 2018, 10:25
Спасибо за статью! Да, к сожалению, не только "захожане" не знают смысла служб, но и те кто годами уже находятся в храме. Часто с болью в сердце смотрю как бывалые прихожане садятся исключительно на шестопсалмии, а ведь на нем никто не должен сидеть, и больные в том числе, как и на чтении Евангелия, и на акафисте. Святитель Афанасий (Сахаров) писал, как нужно себя вести на шестопсалмии- склонить голову, оставить все- хождение по храму, не ставить свечи, и т.п., сложить руки на груди. Почему и Уставом запрещены поклоны с крестным знамением в середине шестопсалмия, ведь мысленно в тот момент мы уже умерли, бездвижны, находимся во гробе, предстаем пред Богом и ждем над собой Суда Божия.
Адриана15 ноября 2018, 04:36
Очевидно, что незнакомец несведущ в порядках богослужения, но где подчас взять знающему такое сердце. Ведь пришел дать, это явно. Выбирал момент, как предложить дар. И не иначе как Господь (осмелимся предположить)привел его к радости увидеть плод сразу - так совпали вручение дара и последующий ход богослужения. Думаю, что и просветиться впоследствии был приведен. И надеюсь, что тогда, когда смог понять свое неведение без разочарования.
Катерина 15 ноября 2018, 01:43
Обычно при постоянном посещении храма и богослужений со временем как бы постепенно приоткрывается понимание какого-то кусочка богослужения, слова, молитвы. Не всё сразу, постепенно, внезапно. Может и у хорошо одетого незнакомца тоже было попозже посещение его пониманием значения загоревшихся люстр?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×