«Духовный контент» или жизнь во Христе?

О рассудочной истине и опытном знании

Узнал ученого ответ.
Что не по вас – того и нет.
Что не попало в ваши руки –
Противно истинам науки.
Чего ученый счесть не мог –
То заблужденье и подлог.

И. Гете. Фауст

На днях мне пришли на память гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями»:

«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят. Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами»[1].

Вспомнил я эти строки не случайно, а после беседы с одним очень пытливым и вдумчивым молодым человеком, с которым мы обсуждали некоторые аспекты борьбы со страстями. Имея определенные представления по данной тематике – не из своего опыта, а из разъяснений святых отцов, – я попытался сказать ему нечто, как мне представлялось, полезное для него. Однако реакция молодого человека оказалась для меня неожиданной и несколько обезоруживающей. Он сказал мне:

– Батюшка, а ты сам испытал на себе то, что сейчас мне рассказываешь, или это просто заученная когда-то «аксиома»?

При этом было очевидно, что в нем говорит не предубеждение, а реальная озабоченность тем, о чем он спрашивает. А помимо этой искренней озабоченности было еще и сомнение в том, о чем я ему рассказывал: то ли оттого, что рассказывал я где-то не из своего опыта, то ли оттого, что сам он не находил оснований для доверия словам священника в своем собственном опыте…

Хрестоматийное высказывание Эйнштейна: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» – можно было бы «отзеркалить» следующим образом: «То, что не подтверждено опытом, перестает быть живой, актуальной истиной». Да, перестает! Для такого человека та или иная истина становится, по-гоголевски, просто «общим местом», а «общим местам уже не верят».

О сравнительном достоинстве рассудочного знания и знания опытного написано достаточно много. Рассудочное знание истин веры – нравственного или вероучительного характера – просто необходимо. Но оно – лишь восхождение на первую ступень для человека, имеющего цель подняться по лестнице. Если человек заявил о цели пройти весь лестничный марш, но затем, взойдя на первую ступень, с удовлетворением на ней уселся, продолжая лишь мечтать о своей цели, он не только никогда не достигнет ее, но и сделается посмешищем для тех, кому он о своей цели объявил. Так вот, христианин – человек, пообещавший Богу, Церкви и себе «подняться по лестнице», и, имея в виду высоту этой лестницы, он не имеет ни права, ни времени «сидеть» на первой ступени. Но именно это сегодня мы нередко наблюдаем в современном христианском обществе.

Сегодня, как никогда ранее, колоссальными темпами и масштабами умножается рассудочное знание. Невообразимое еще 30 лет назад распространение религиозной литературы (что само по себе замечательно), невиданная прежде свобода в телевизионном пространстве и масштабное развитие православных интернет-ресурсов «усаживают» современного христианина в мягкие кресла, в которых, при наличии свободного времени, он может пребывать с утра и до утра, «потребляя» рассудочное знание. Как не возникнуть при этом опасности покомфортнее обосноваться на «первой ступени», особенно когда она такая мягкая?

Рассудочное знание истин веры – лишь первая ступень. Почему же мы остаемся на ней, не поднимаемся выше?!

Только когда же мы будем подниматься выше, господа хорошие? Когда мы станем не только читать или слушать о том, что «молитва – дыхание души», или о том, что «пост – мать всех добродетелей», но и постигать это на своем опыте, пройдя тем путем, о котором мы тоже можем прочитать? Первая ступень лишь кажется самой трудной – богословское ведь знание, – но на самом деле подняться на нее нам помогают многие, как помогли взойти на первую ступень Храма трехлетней Деве Марии. Далее же, подобно Ей, мы должны подниматься уже сами. А на это необходимы время и труд. В одном из патериков описан случай, как к старцу пришел ученик и попросил его почитать ему Писание. Старец открыл Псалтирь и начал читать: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ученик тут же поднялся и ушел. Вернулся он к старцу уже спустя достаточно долгое время, и старец его спрашивает: «Чадо, куда же ты ушел тогда?» И в ответ слышит: «Я, отче, пошел исполнять то, что от тебя услышал».

Мы часто идем иным путем. Долгими часами в качестве отдыха после работы мы можем читать что-то из святых отцов, или слушать усладительные повести о жизни святых, или смотреть увлекательные фильмы по истории Церкви, но при этом можем долгие годы оставаться, увы, просто потребителями увлекательной духовной информации, не имеющей к нашей личной духовной жизни никакого отношения. Но не так ли появляются неверующие «богословы»? И не так ли рождаются «всезнайки», не имеющие при всех своих знаниях даже малейшего опыта жизни «во Христе»? Не так ли возрастает в человеке «фарисей», который устами чтит Господа, а сердце его далеко отстоит от Него?

В истории Церкви периоды особого благоденствия нередко заключали в себе тонкие искушения для христианского общества, приводившие к нравственному упадку христиан. И в этом есть своя логика: многие идут, по слову Господа, широким путем, особенно когда для этого есть все возможности. Но к всестороннему, по возможности, изобилию, характерному для широкого пути, стоило бы отнести и изобилие информационное, изобилие внешнего знания, каковым отличается наше время «благостояния святых Божиих Церквей». Это многогранное изобилие, приводящее в восторг и захватывающее дух, может стать и становится настоящим искушением для современного христианина, подменяющим для него реальную духовную жизнь, а значит – отнимающим ее.

Что бы это с нами не происходило, необходимо следовать хотя бы некоторым правилам. И во-первых, следует совсем исключить такой подход к информации, когда мы бесконтрольно и неограниченно «потребляем духовный контент», не прилагая заботу о «переваривании» того, что «потребили». По примеру нашего тела подобное может приводить к нарушению процесса усвоения, и в таком случае принятое не станет достоянием духовного опыта христианина.

Отрывок из Писания или какое-либо поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению

Второе. Необходимо выделять время и пространство в своем внутреннем мире для усвоения прочитанного. Отрывок из Священного Писания или какое-либо нравственное поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению. Напомню здесь мысль, высказанную митрополитом Антонием Сурожским. Он говорил о том, что настоящим достоянием человека прочитанное становится лишь тогда, когда оно после прочтения глубоко и основательно осмыслено.

Реальным Богопознание станет тогда, когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок

Далее: следует быть не только слушателем слова, но и исполнителем его. На этом остановимся чуть подробнее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: внешнее рассудочное знание надмевает, если не совершается внутренний душевный труд над знанием, подобно тому, как могут надмевать человека и добрые дела, если в духе человека не совершается покаянный труд. А потому и у познающего, и у благотворящего есть лишь два пути: либо стать «фарисеем», удалившись от Бога, либо, перейдя к реальным Богопознанию и самопознанию, начинать подниматься «по ступенькам» выше. Если речь идет о знании, а у нас именно о нем идет речь, то реальным Богопознание станет не тогда, когда мы отштудируем учебники по догматике и нравственному богословию, а когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок. Пока лишь рассудок знает о том, что, например, «внимание – душа молитвы», эта истина для тебя остается чужой, а значит, с позиции твоего опыта и неистинной. Но лишь только прикоснулся ты к ней уже опытно, лишь ощутил хоть ненадолго, как преображает твою душу молитва, совершаемая с полным вниманием, тотчас эта истина тобой будет усвоена, став для тебя бесценным сокровищем, достоянием твоего опыта.

Изобилие чего бы то ни было всегда приводит к обесцениванию. Изобилие духовной пищи, которым имеет возможность наслаждаться современный христианин, само по себе, бесспорно, бесценный дар Господа нашему поколению. Однако и этот бесценный по сути дар может обесцениться и стать «общим местом» в сердце того, кто без рассуждения и легкомысленно этим даром воспользуется. Возможно, этим и объясняется некоторая холодность в делах веры у современных христиан, знающих при этом гораздо больше, чем их единоверцы времен мученичества ХХ века.

Да, все-таки опыт, в отличие от количества знаний, вещь незаменимая. И лично мне нравится, как об этом писал отец Павел Флоренский: «Бытие истины не выводимо, а лишь показуемо в опыте: в опыте жизни познаем мы и свое Богоподобие, и свою немощь; лишь опыт жизни открывает нам нашу личность и нашу духовную свободу»[2].

 

[1] Гоголь Н. Выбранные места из переписки с друзьями. Гл. IV. О том, что такое слово.

[2] Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. VII. Письмо шестое: Противоречие.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Комментарии
Павел10 декабря 2018, 20:14
Прочитал статью, не только, с одной стороны, подтвердив давнее наблюдение над собой о сидении на "первой ступени", но и, с другой стороны, задумавшись о том, стоит ли вообще что-либо читать, если прочитанное не подвергается осмыслению. Я оценил статью на десятку, тема-то актуальнейшая, но с автором согласен не во всем: неужели знание, например, святых отцов неспособно само по себе дать человеку опыт веры, опыт жизни во Христе? Разумеется, при соответствующем осмыслении прочитанного? Вспоминается недавнее наблюдение о.Нектария (Морозова), который писал, что для разных людей разное способствует возгреванию в душе божественного огня, в том числе для некоторых - именно чтение святых отцов.
Елена10 декабря 2018, 20:02
Благодарю за замечение, Алексей. Я много чего не правильно делаю, и не понимаю; по-вашему мне и писать нельзя,и читать нельзя. Вам,конечно,можно. Объясните тогда, как же мы без отеческой литературы поймем на пути Православия мы или нет?
Алексий10 декабря 2018, 13:28
Елена 10 декабря 2018, 07:38, может, для начала стоит научиться писать слово "Библия" с заглавной буквы, а потом уже строчить возмущённые комментарии?

Макаров 9 декабря 2018, 16:16, на самом деле, дефицит духовной литературы был очень даже хорош. То, что с трудом добывается, гораздо выше ценится.
Что же касается апофегмы "Знание -- сила"... Куда вернее "Опыт -- сила". Хотя правильный путь, как обычно в Православии, средний -- знание+опыт, и перекос в любую сторону чреват перекосами в духовной жизни.
Елена10 декабря 2018, 07:38
Может и библию запретить читать мирянам, такая практика кое-где уже применялась, а то, вдруг не так поймут.
Мария10 декабря 2018, 02:31
Наверно дело в смартфонах! Когда перед мной выбор, что прочесть, вечернее правило или новую статью на православном сайте, выбираю второе, по малодушию и жалости к себе, уставшей и не готовой к деланию! Это уже вошло в привычку!
Спасибо, отец Дмитрий, меня и муж предупреждает, что иду не по тому пути! Вы все очень верно подметили, часто чувствую себя вот таким фарисеем!
Ольга Монастырская10 декабря 2018, 00:15
Спасибо за статью – актуальную и взвешенную. Но читая публикации (информацию), мы вновь и вновь наступаем на одни и те же грабли: умножаем рассудочное знание в ущерб опытному. Прочитав статью, захотелось почитать толкование евангельских слов: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39). А начинаешь читать святых отцов – оторваться невозможно. Вот так и топчемся на первой ступени. )
Макаров 9 декабря 2018, 16:16
Алексий 7 декабря 2018, 23:45
увы, православной литературы очень даже бывает слишком много. В двух случаях: 1) когда она заменяет собой всё духовное делание, и 2) когда она читается не вовремя, то есть человеком, не доросшим верою до уровня высоких богословских истин.

Алексий,
1) Если человек заменяет духовное делание чтением духовной литературы - это обычная лень, вне-конфессиональная;
2) Если человек берётся за чтение слишком трудных для его понимания книг, то виноват конкретный человек, а не обилие духовной литературы.

А то получается странная ситуация, вспоминаем прошлый дефицит литературы и сетуем "было плохо" , теперь литературы много - и это тоже "плохо" ? Знание - таки сила !
ирина градусова 9 декабря 2018, 14:52
Мне кажется, что каждому нужно жить своей жизнью. Кому, что дано, тем и заниматься, а не занимать чужие места. Тогда всем будет хорошо. Христос знаменует своих печатью страданий, у них одни скорби. Думаете легко им пробиться, когда на пути одни препятствия? Многие ли смогут подняться? Одному Богу известно.

Наталья 9 декабря 2018, 13:34
Да, нам кажется, что не хватает информации. И мы ее добываем, читаем, смотрим. К тому же, это интересно. К тому же, лично я вспоминаю слова одного совершенно замечательного батюшки, котррый лет 20 назад говорил, что каждый из нас служит Богу по-своему: кто молитвой, кто добрыми делами, кто чтением святоотеческрй литературы. Вот это последнее мне очень понравилось. Я уцепилась за то, что проще для меня. И да, то, что не дается трудом- обесценивается. А то, где нужно потрудиться торможу годами.
Недаром говорят, что один с молитвословом в руках молится, а другой -читает. Я читательница.
Таня 9 декабря 2018, 02:47
Огромное спасибо за статью. Очень обличительно.
Иоанна_ 8 декабря 2018, 18:18
Алексий, что значит в вашем понимании "духовное делание"? Когда некто резким движением отложил книжку, встал и пошёл "делать делание"? Духовное делание - вещь неприметная, она даже не всегда осознаётся самим "делающим". Человек может находиться в страшном искушении, в жестокой внутренней борьбе, но внешне это может никак не проявляться. Кто может видеть глубины человеческой души и её тайную жизнь?! Если книга слишком сложная, вы её отлОжите, читать будете только то, что находит отклик в вашей душе, а значит, несёт ей пользу. И неизвестно, из-за чего "отпали" ваши знакомые, из-за чтения духовной литературы или по совсем другим причинам. Вам известны "такие случаи", а мне нет - будем спорить?
Алексий 8 декабря 2018, 00:37
Наталья Богоявленская 7 декабря 2018, 21:56, посоветую по своему небогатому опыту: вот когда читаете св. Отцов, и вот зацепило нечто взгляд, а скорее -- душу: вот такое выписывайте в тетрадочку и непременно применяйте в жизни. Вот именно применение и есть способ выбраться из упомянутого Вами болота. Ну и, разумеется, покаяние и молитва -- как единственно верное подспорье.
Алексий 7 декабря 2018, 23:45
Макаров 7 декабря 2018, 16:09, увы, православной литературы очень даже бывает слишком много. В двух случаях: 1) когда она заменяет собой всё духовное делание, и 2) когда она читается не вовремя, то есть человеком, не доросшим верою до уровня высоких богословских истин. Простой пример: есть Златоуст, который писал ярко и вместе с тем просто, а есть Ареопагит и Симеон Новый Богослов, чьи творения очень даже не для новоначальных. Есть книги для монашествующих, чтение которых мирянами, без благословения духовника, может привести к гордыне, прелести или вовсе к отпадению от Православия (такие случаи мне известны).
Наталья Богоявленская 7 декабря 2018, 21:56
Да, всё про меня. Чувствуешь себя даже не на первой ступеньке -- нет, и с этой ступеньки уже сползла в какое-то информационное болото, потребляешь, потребляешь... В голове всё больше, а в сердце? Как выбраться-то?
Марина Бирюкова 7 декабря 2018, 21:23
Распространенный сегодня случай: яркий, умный православный проповедник, в повседневной жизни, увы, далеко не всегда соответствующий тому, что проповедует. Это не означает притворства, игры, лжи, нет - человек в проповеди своей вполне искренен, он действительно убежден в истинности того, что говорит или пишет. Просто его голова и сердце не едины - голова уходит в отрыв, сердце отстает, поток благих мыслей течет мимо сердца, ничего в нем не меняя.Отсюда - трагическая раздвоенность человека. Тревожный симптом, пора, действительно, обращать на это внимание, говорить об этом. Так что спасибо автору.
Ксения 7 декабря 2018, 20:43
Эпоха интеллектуалов. Как далеки мы от простоты, Господи. Вот и результат.
Андрей 7 декабря 2018, 19:04
Добрый вечер. Это проблема, на мой взгляд, для тех кто ищет своей воли вместо желания искать и исполнять волю Божью.
Анна 7 декабря 2018, 19:00
Для *Анна 7 декабря 2018, 11:27...самостоятельное толкование Священного Писания представляется крайне самонадеянным и опасным* читаю Библию с сайтом экзегет.ру Отличный сайт, на каждый стих Писания даются толкования Святых Отцов церкви. Посмотрите, может и вам будет полезным этот сайт.
Макаров 7 декабря 2018, 16:09
А мне в связи с этой статьёй вспомнилась старая сказка про нетерпеливого крестьянина, посадившего морковку и так сильно желавшего, чтобы она поскорее выросла, что каждое утро ходил на грядки и тянул её за хвостики из земли. Закончилось всё предсказуемо печально -- морковка не выросла вовсе.
Не получилось бы так же и с нетерпеливыми верующими: "а не долго ли я сижу на первой ступеньке, пора на вторую, а там и на третью", и так далее. Гордыня - коварная штука. И душу, как ту морковку, силой тянуть вверх бесполезно. А "зреет" она в том числе и от чтения православной литературы, которой "слишком много" не бывает.
Алексий 7 декабря 2018, 14:57
Марина Бирюкова, очень верно вы всё подметили. По-хорошему, у каждого православного должен быть духовник, у которого православному неплохо было бы брать благословение на чтение той или иной духовной книги.
Проблема гуманитарных наук (давайте на минуту причислим богословие просто к гуманитарным наукам, для простоты) в том, что даже самые сложные их сферы кажутся на первый взгляд простыми.
Представим: человек, не знакомый с физикой, хочет её изучить. И берёт сразу учебник квантовой механики. Ясно, что он просто ничего не поймёт. С гуманитарными науками не так. Они создают ложное впечатление "понятности", особенно богословие: святые Отцы же писали очень просто. Но вот сколько за этим скрыто...
Марина Бирюкова 7 декабря 2018, 12:42
На самом деле здесь огромная проблема, а может быть, беда: мы живем в эпоху головного знания.Это неслучайно: сердце человека тяжело на подъем, туго на поворот, а вот голова, если она уже подкормлена каким-то гуманитарным знанием - чрезвычайно легка: она охотно схватывает предлагаемое... и очень быстро теряет его в собственных глубинах. Берешь книжку, которую читал лет 10 назад, и понимаешь, что ничего из нее не помнишь.Открываешь - а там твои подчеркивания, пометы на полях...Что она изменила в тебе тогда, эта книга?.. И ведь неслучайно мы так любим интеллектуально-религиозные посиделки-поговорилки: на них интересно и комфортно. Но каким образом они содействуют нашему спасению?
Татьяна 7 декабря 2018, 12:39
Да уж. Очень всё верно. Об'елись чтивом,а плодов нет. А ведь на каждой исповеди батюшки советуют молиться больше,евангелие не оставлять,а всё мимо ушей,нам философию подавай...
Валентина 7 декабря 2018, 12:33
Какая нужная статья для тех, кто застрял на первой ступеньке! Действительно, избыточное потребление духовной информации тоже может навредить.
Алексий 7 декабря 2018, 12:06
Ох, какая верная статья. К сожалению, я сам немало лет потратил на такое вот сиденье сиднем на первой ступени. Да и до сих пор... не знаю, вскарабкался ли хоть на вторую?
Анна 7 декабря 2018, 11:27
Отец Димитрий, скажите, книги каких авторов читать нужно и полезно? (особенно при учете того, что самостоятельное толкование Священного Писания представляется крайне самонадеянным и опасным, а чтение творений святых отцов древности не по зубам...) Конкретно - какие Вы можете порекомендовать книги, чтение которых приводит людей к покаянию?
И, пожалуйста, прокомментируете мысли упомянутого Вами митрополита Антония Сурожского "Я думаю, есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически" http://www.mitras.ru/archive/030601.htm Это не праздное любопытство, я счастливая мать ребенка с синдромом Дауна.
Читательница (Подмосковье) 7 декабря 2018, 11:19
Я бы вместо слов, вложенных Гете в уста Мефистофеля, в качестве эпиграфа привела слова кого-нибудь из святых отцов о важности сверхъестественного богопознания.
А так остается только продолжить цитировать того же персонажа: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». )
Владимир Тимошенко 7 декабря 2018, 10:27
Благодарю Господи!
р.Б. Сергий 7 декабря 2018, 09:00
"но при этом можем долгие годы оставаться, увы, просто потребителями увлекательной духовной информации, не имеющей к нашей личной духовной жизни никакого отношения."
---------------------------------------------------------------------------------
Верные слова, о.Димитрий.Я,когда прочел эти строки,словно в зеркало на себя посмотрел.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×