«Духовный контент» или жизнь во Христе?

О рассудочной истине и опытном знании

Узнал ученого ответ.
Что не по вас – того и нет.
Что не попало в ваши руки –
Противно истинам науки.
Чего ученый счесть не мог –
То заблужденье и подлог.

И. Гете. Фауст

На днях мне пришли на память гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями»:

«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят. Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами»[1].

Вспомнил я эти строки не случайно, а после беседы с одним очень пытливым и вдумчивым молодым человеком, с которым мы обсуждали некоторые аспекты борьбы со страстями. Имея определенные представления по данной тематике – не из своего опыта, а из разъяснений святых отцов, – я попытался сказать ему нечто, как мне представлялось, полезное для него. Однако реакция молодого человека оказалась для меня неожиданной и несколько обезоруживающей. Он сказал мне:

– Батюшка, а ты сам испытал на себе то, что сейчас мне рассказываешь, или это просто заученная когда-то «аксиома»?

При этом было очевидно, что в нем говорит не предубеждение, а реальная озабоченность тем, о чем он спрашивает. А помимо этой искренней озабоченности было еще и сомнение в том, о чем я ему рассказывал: то ли оттого, что рассказывал я где-то не из своего опыта, то ли оттого, что сам он не находил оснований для доверия словам священника в своем собственном опыте…

Хрестоматийное высказывание Эйнштейна: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» – можно было бы «отзеркалить» следующим образом: «То, что не подтверждено опытом, перестает быть живой, актуальной истиной». Да, перестает! Для такого человека та или иная истина становится, по-гоголевски, просто «общим местом», а «общим местам уже не верят».

О сравнительном достоинстве рассудочного знания и знания опытного написано достаточно много. Рассудочное знание истин веры – нравственного или вероучительного характера – просто необходимо. Но оно – лишь восхождение на первую ступень для человека, имеющего цель подняться по лестнице. Если человек заявил о цели пройти весь лестничный марш, но затем, взойдя на первую ступень, с удовлетворением на ней уселся, продолжая лишь мечтать о своей цели, он не только никогда не достигнет ее, но и сделается посмешищем для тех, кому он о своей цели объявил. Так вот, христианин – человек, пообещавший Богу, Церкви и себе «подняться по лестнице», и, имея в виду высоту этой лестницы, он не имеет ни права, ни времени «сидеть» на первой ступени. Но именно это сегодня мы нередко наблюдаем в современном христианском обществе.

Сегодня, как никогда ранее, колоссальными темпами и масштабами умножается рассудочное знание. Невообразимое еще 30 лет назад распространение религиозной литературы (что само по себе замечательно), невиданная прежде свобода в телевизионном пространстве и масштабное развитие православных интернет-ресурсов «усаживают» современного христианина в мягкие кресла, в которых, при наличии свободного времени, он может пребывать с утра и до утра, «потребляя» рассудочное знание. Как не возникнуть при этом опасности покомфортнее обосноваться на «первой ступени», особенно когда она такая мягкая?

Рассудочное знание истин веры – лишь первая ступень. Почему же мы остаемся на ней, не поднимаемся выше?!

Только когда же мы будем подниматься выше, господа хорошие? Когда мы станем не только читать или слушать о том, что «молитва – дыхание души», или о том, что «пост – мать всех добродетелей», но и постигать это на своем опыте, пройдя тем путем, о котором мы тоже можем прочитать? Первая ступень лишь кажется самой трудной – богословское ведь знание, – но на самом деле подняться на нее нам помогают многие, как помогли взойти на первую ступень Храма трехлетней Деве Марии. Далее же, подобно Ей, мы должны подниматься уже сами. А на это необходимы время и труд. В одном из патериков описан случай, как к старцу пришел ученик и попросил его почитать ему Писание. Старец открыл Псалтирь и начал читать: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ученик тут же поднялся и ушел. Вернулся он к старцу уже спустя достаточно долгое время, и старец его спрашивает: «Чадо, куда же ты ушел тогда?» И в ответ слышит: «Я, отче, пошел исполнять то, что от тебя услышал».

Мы часто идем иным путем. Долгими часами в качестве отдыха после работы мы можем читать что-то из святых отцов, или слушать усладительные повести о жизни святых, или смотреть увлекательные фильмы по истории Церкви, но при этом можем долгие годы оставаться, увы, просто потребителями увлекательной духовной информации, не имеющей к нашей личной духовной жизни никакого отношения. Но не так ли появляются неверующие «богословы»? И не так ли рождаются «всезнайки», не имеющие при всех своих знаниях даже малейшего опыта жизни «во Христе»? Не так ли возрастает в человеке «фарисей», который устами чтит Господа, а сердце его далеко отстоит от Него?

В истории Церкви периоды особого благоденствия нередко заключали в себе тонкие искушения для христианского общества, приводившие к нравственному упадку христиан. И в этом есть своя логика: многие идут, по слову Господа, широким путем, особенно когда для этого есть все возможности. Но к всестороннему, по возможности, изобилию, характерному для широкого пути, стоило бы отнести и изобилие информационное, изобилие внешнего знания, каковым отличается наше время «благостояния святых Божиих Церквей». Это многогранное изобилие, приводящее в восторг и захватывающее дух, может стать и становится настоящим искушением для современного христианина, подменяющим для него реальную духовную жизнь, а значит – отнимающим ее.

Что бы это с нами не происходило, необходимо следовать хотя бы некоторым правилам. И во-первых, следует совсем исключить такой подход к информации, когда мы бесконтрольно и неограниченно «потребляем духовный контент», не прилагая заботу о «переваривании» того, что «потребили». По примеру нашего тела подобное может приводить к нарушению процесса усвоения, и в таком случае принятое не станет достоянием духовного опыта христианина.

Отрывок из Писания или какое-либо поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению

Второе. Необходимо выделять время и пространство в своем внутреннем мире для усвоения прочитанного. Отрывок из Священного Писания или какое-либо нравственное поучение следует вспоминать и осмыслять в течение дня, не спеша к новому чтению. Напомню здесь мысль, высказанную митрополитом Антонием Сурожским. Он говорил о том, что настоящим достоянием человека прочитанное становится лишь тогда, когда оно после прочтения глубоко и основательно осмыслено.

Реальным Богопознание станет тогда, когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок

Далее: следует быть не только слушателем слова, но и исполнителем его. На этом остановимся чуть подробнее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: внешнее рассудочное знание надмевает, если не совершается внутренний душевный труд над знанием, подобно тому, как могут надмевать человека и добрые дела, если в духе человека не совершается покаянный труд. А потому и у познающего, и у благотворящего есть лишь два пути: либо стать «фарисеем», удалившись от Бога, либо, перейдя к реальным Богопознанию и самопознанию, начинать подниматься «по ступенькам» выше. Если речь идет о знании, а у нас именно о нем идет речь, то реальным Богопознание станет не тогда, когда мы отштудируем учебники по догматике и нравственному богословию, а когда мы опытно прикоснемся к тому знанию, которое усвоил наш рассудок. Пока лишь рассудок знает о том, что, например, «внимание – душа молитвы», эта истина для тебя остается чужой, а значит, с позиции твоего опыта и неистинной. Но лишь только прикоснулся ты к ней уже опытно, лишь ощутил хоть ненадолго, как преображает твою душу молитва, совершаемая с полным вниманием, тотчас эта истина тобой будет усвоена, став для тебя бесценным сокровищем, достоянием твоего опыта.

Изобилие чего бы то ни было всегда приводит к обесцениванию. Изобилие духовной пищи, которым имеет возможность наслаждаться современный христианин, само по себе, бесспорно, бесценный дар Господа нашему поколению. Однако и этот бесценный по сути дар может обесцениться и стать «общим местом» в сердце того, кто без рассуждения и легкомысленно этим даром воспользуется. Возможно, этим и объясняется некоторая холодность в делах веры у современных христиан, знающих при этом гораздо больше, чем их единоверцы времен мученичества ХХ века.

Да, все-таки опыт, в отличие от количества знаний, вещь незаменимая. И лично мне нравится, как об этом писал отец Павел Флоренский: «Бытие истины не выводимо, а лишь показуемо в опыте: в опыте жизни познаем мы и свое Богоподобие, и свою немощь; лишь опыт жизни открывает нам нашу личность и нашу духовную свободу»[2].

 

[1] Гоголь Н. Выбранные места из переписки с друзьями. Гл. IV. О том, что такое слово.

[2] Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. VII. Письмо шестое: Противоречие.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Комментарии
Алексий10 декабря 2018, 13:28
Елена 10 декабря 2018, 07:38, может, для начала стоит научиться писать слово "Библия" с заглавной буквы, а потом уже строчить возмущённые комментарии?

Макаров 9 декабря 2018, 16:16, на самом деле, дефицит духовной литературы был очень даже хорош. То, что с трудом добывается, гораздо выше ценится.
Что же касается апофегмы "Знание -- сила"... Куда вернее "Опыт -- сила". Хотя правильный путь, как обычно в Православии, средний -- знание+опыт, и перекос в любую сторону чреват перекосами в духовной жизни.
Елена10 декабря 2018, 07:38
Может и библию запретить читать мирянам, такая практика кое-где уже применялась, а то, вдруг не так поймут.
Мария10 декабря 2018, 02:31
Наверно дело в смартфонах! Когда перед мной выбор, что прочесть, вечернее правило или новую статью на православном сайте, выбираю второе, по малодушию и жалости к себе, уставшей и не готовой к деланию! Это уже вошло в привычку!
Спасибо, отец Дмитрий, меня и муж предупреждает, что иду не по тому пути! Вы все очень верно подметили, часто чувствую себя вот таким фарисеем!
Ольга Монастырская10 декабря 2018, 00:15
Спасибо за статью – актуальную и взвешенную. Но читая публикации (информацию), мы вновь и вновь наступаем на одни и те же грабли: умножаем рассудочное знание в ущерб опытному. Прочитав статью, захотелось почитать толкование евангельских слов: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39). А начинаешь читать святых отцов – оторваться невозможно. Вот так и топчемся на первой ступени. )
Макаров 9 декабря 2018, 16:16
Алексий 7 декабря 2018, 23:45
увы, православной литературы очень даже бывает слишком много. В двух случаях: 1) когда она заменяет собой всё духовное делание, и 2) когда она читается не вовремя, то есть человеком, не доросшим верою до уровня высоких богословских истин.

Алексий,
1) Если человек заменяет духовное делание чтением духовной литературы - это обычная лень, вне-конфессиональная;
2) Если человек берётся за чтение слишком трудных для его понимания книг, то виноват конкретный человек, а не обилие духовной литературы.

А то получается странная ситуация, вспоминаем прошлый дефицит литературы и сетуем "было плохо" , теперь литературы много - и это тоже "плохо" ? Знание - таки сила !
ирина градусова 9 декабря 2018, 14:52
Мне кажется, что каждому нужно жить своей жизнью. Кому, что дано, тем и заниматься, а не занимать чужие места. Тогда всем будет хорошо. Христос знаменует своих печатью страданий, у них одни скорби. Думаете легко им пробиться, когда на пути одни препятствия? Многие ли смогут подняться? Одному Богу известно.

Наталья 9 декабря 2018, 13:34
Да, нам кажется, что не хватает информации. И мы ее добываем, читаем, смотрим. К тому же, это интересно. К тому же, лично я вспоминаю слова одного совершенно замечательного батюшки, котррый лет 20 назад говорил, что каждый из нас служит Богу по-своему: кто молитвой, кто добрыми делами, кто чтением святоотеческрй литературы. Вот это последнее мне очень понравилось. Я уцепилась за то, что проще для меня. И да, то, что не дается трудом- обесценивается. А то, где нужно потрудиться торможу годами.
Недаром говорят, что один с молитвословом в руках молится, а другой -читает. Я читательница.
Таня 9 декабря 2018, 02:47
Огромное спасибо за статью. Очень обличительно.
Иоанна_ 8 декабря 2018, 18:18
Алексий, что значит в вашем понимании "духовное делание"? Когда некто резким движением отложил книжку, встал и пошёл "делать делание"? Духовное делание - вещь неприметная, она даже не всегда осознаётся самим "делающим". Человек может находиться в страшном искушении, в жестокой внутренней борьбе, но внешне это может никак не проявляться. Кто может видеть глубины человеческой души и её тайную жизнь?! Если книга слишком сложная, вы её отлОжите, читать будете только то, что находит отклик в вашей душе, а значит, несёт ей пользу. И неизвестно, из-за чего "отпали" ваши знакомые, из-за чтения духовной литературы или по совсем другим причинам. Вам известны "такие случаи", а мне нет - будем спорить?
Алексий 8 декабря 2018, 00:37
Наталья Богоявленская 7 декабря 2018, 21:56, посоветую по своему небогатому опыту: вот когда читаете св. Отцов, и вот зацепило нечто взгляд, а скорее -- душу: вот такое выписывайте в тетрадочку и непременно применяйте в жизни. Вот именно применение и есть способ выбраться из упомянутого Вами болота. Ну и, разумеется, покаяние и молитва -- как единственно верное подспорье.
Алексий 7 декабря 2018, 23:45
Макаров 7 декабря 2018, 16:09, увы, православной литературы очень даже бывает слишком много. В двух случаях: 1) когда она заменяет собой всё духовное делание, и 2) когда она читается не вовремя, то есть человеком, не доросшим верою до уровня высоких богословских истин. Простой пример: есть Златоуст, который писал ярко и вместе с тем просто, а есть Ареопагит и Симеон Новый Богослов, чьи творения очень даже не для новоначальных. Есть книги для монашествующих, чтение которых мирянами, без благословения духовника, может привести к гордыне, прелести или вовсе к отпадению от Православия (такие случаи мне известны).
Наталья Богоявленская 7 декабря 2018, 21:56
Да, всё про меня. Чувствуешь себя даже не на первой ступеньке -- нет, и с этой ступеньки уже сползла в какое-то информационное болото, потребляешь, потребляешь... В голове всё больше, а в сердце? Как выбраться-то?
Марина Бирюкова 7 декабря 2018, 21:23
Распространенный сегодня случай: яркий, умный православный проповедник, в повседневной жизни, увы, далеко не всегда соответствующий тому, что проповедует. Это не означает притворства, игры, лжи, нет - человек в проповеди своей вполне искренен, он действительно убежден в истинности того, что говорит или пишет. Просто его голова и сердце не едины - голова уходит в отрыв, сердце отстает, поток благих мыслей течет мимо сердца, ничего в нем не меняя.Отсюда - трагическая раздвоенность человека. Тревожный симптом, пора, действительно, обращать на это внимание, говорить об этом. Так что спасибо автору.
Ксения 7 декабря 2018, 20:43
Эпоха интеллектуалов. Как далеки мы от простоты, Господи. Вот и результат.
Андрей 7 декабря 2018, 19:04
Добрый вечер. Это проблема, на мой взгляд, для тех кто ищет своей воли вместо желания искать и исполнять волю Божью.
Анна 7 декабря 2018, 19:00
Для *Анна 7 декабря 2018, 11:27...самостоятельное толкование Священного Писания представляется крайне самонадеянным и опасным* читаю Библию с сайтом экзегет.ру Отличный сайт, на каждый стих Писания даются толкования Святых Отцов церкви. Посмотрите, может и вам будет полезным этот сайт.
Макаров 7 декабря 2018, 16:09
А мне в связи с этой статьёй вспомнилась старая сказка про нетерпеливого крестьянина, посадившего морковку и так сильно желавшего, чтобы она поскорее выросла, что каждое утро ходил на грядки и тянул её за хвостики из земли. Закончилось всё предсказуемо печально -- морковка не выросла вовсе.
Не получилось бы так же и с нетерпеливыми верующими: "а не долго ли я сижу на первой ступеньке, пора на вторую, а там и на третью", и так далее. Гордыня - коварная штука. И душу, как ту морковку, силой тянуть вверх бесполезно. А "зреет" она в том числе и от чтения православной литературы, которой "слишком много" не бывает.
Алексий 7 декабря 2018, 14:57
Марина Бирюкова, очень верно вы всё подметили. По-хорошему, у каждого православного должен быть духовник, у которого православному неплохо было бы брать благословение на чтение той или иной духовной книги.
Проблема гуманитарных наук (давайте на минуту причислим богословие просто к гуманитарным наукам, для простоты) в том, что даже самые сложные их сферы кажутся на первый взгляд простыми.
Представим: человек, не знакомый с физикой, хочет её изучить. И берёт сразу учебник квантовой механики. Ясно, что он просто ничего не поймёт. С гуманитарными науками не так. Они создают ложное впечатление "понятности", особенно богословие: святые Отцы же писали очень просто. Но вот сколько за этим скрыто...
Марина Бирюкова 7 декабря 2018, 12:42
На самом деле здесь огромная проблема, а может быть, беда: мы живем в эпоху головного знания.Это неслучайно: сердце человека тяжело на подъем, туго на поворот, а вот голова, если она уже подкормлена каким-то гуманитарным знанием - чрезвычайно легка: она охотно схватывает предлагаемое... и очень быстро теряет его в собственных глубинах. Берешь книжку, которую читал лет 10 назад, и понимаешь, что ничего из нее не помнишь.Открываешь - а там твои подчеркивания, пометы на полях...Что она изменила в тебе тогда, эта книга?.. И ведь неслучайно мы так любим интеллектуально-религиозные посиделки-поговорилки: на них интересно и комфортно. Но каким образом они содействуют нашему спасению?
Татьяна 7 декабря 2018, 12:39
Да уж. Очень всё верно. Об'елись чтивом,а плодов нет. А ведь на каждой исповеди батюшки советуют молиться больше,евангелие не оставлять,а всё мимо ушей,нам философию подавай...
Валентина 7 декабря 2018, 12:33
Какая нужная статья для тех, кто застрял на первой ступеньке! Действительно, избыточное потребление духовной информации тоже может навредить.
Алексий 7 декабря 2018, 12:06
Ох, какая верная статья. К сожалению, я сам немало лет потратил на такое вот сиденье сиднем на первой ступени. Да и до сих пор... не знаю, вскарабкался ли хоть на вторую?
Анна 7 декабря 2018, 11:27
Отец Димитрий, скажите, книги каких авторов читать нужно и полезно? (особенно при учете того, что самостоятельное толкование Священного Писания представляется крайне самонадеянным и опасным, а чтение творений святых отцов древности не по зубам...) Конкретно - какие Вы можете порекомендовать книги, чтение которых приводит людей к покаянию?
И, пожалуйста, прокомментируете мысли упомянутого Вами митрополита Антония Сурожского "Я думаю, есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически" http://www.mitras.ru/archive/030601.htm Это не праздное любопытство, я счастливая мать ребенка с синдромом Дауна.
Читательница (Подмосковье) 7 декабря 2018, 11:19
Я бы вместо слов, вложенных Гете в уста Мефистофеля, в качестве эпиграфа привела слова кого-нибудь из святых отцов о важности сверхъестественного богопознания.
А так остается только продолжить цитировать того же персонажа: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». )
Владимир Тимошенко 7 декабря 2018, 10:27
Благодарю Господи!
р.Б. Сергий 7 декабря 2018, 09:00
"но при этом можем долгие годы оставаться, увы, просто потребителями увлекательной духовной информации, не имеющей к нашей личной духовной жизни никакого отношения."
---------------------------------------------------------------------------------
Верные слова, о.Димитрий.Я,когда прочел эти строки,словно в зеркало на себя посмотрел.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×