Добрая непокорность

    

«А еще называете себя верующими во Христа! А что у вас, в церкви, творится...» — и дальше следует указание на конкретный громкий случай или скандальное происшествие, связанное с тем или другим членом церкви. Каждый христианин слышал подобные обращения или в риторической форме, или адресованные лично ему. Иногда вопрос ставится ребром: можно ли вообще доверять церкви, в истории которой было, есть и, видимо, будет столь много сомнительных эпизодов.

Чтобы разобраться с этим вопросом, вспомним один из самых важных догматов, который говорит о том, как соединены во Христе две Его природы: божественная и человеческая. Они соединены в единой ипостаси Христа, не прелагаясь одна в другую, не сливаясь в «общую» природу, при этом они неразлучны с момента зачатия Спасителя в утробе Девы Марии и не будут когда-либо в вечности разделены.

Эта формулировка была выработана святыми отцами на Вселенском Соборе в Халкидоне, в борьбе с ересью монофизитов. Еретики делали упор на божестве Христа и умаляли Его человеческую природу. Они говорили, что человеческая природа Господа растворена в Его божественной природе так, как капля воды растворяется в огромном океане.

Если взглянуть на монофизитство с точки зрения духовной жизни, то мы увидим, что оно ведет к тому, что божественное в этом учении целиком и полностью подавляет человеческое. Соответственно, это позволяет человеку устраниться от активных действий в своей жизни, ведь монофизитство говорит о том, что человеческая природа полностью поглощена божественной и действует только она. К примеру, человек может сказать: «Пусть Бог во мне действует, как считает нужным, а не я. Если Бог захочет, пусть Он меня направит в больницу, помогать людям, которым сейчас тяжело, а сам я туда не пойду».

В монофелитстве — «лайт-версии» монофизитства — признаются две природы во Христе, но действие в Нем признается все равно одно — божественное. И если церковь — это Тело Христово, то, согласно монофелитству, в церкви надо признать тоже только одно — божественное — действие. Значит, человеческое действие здесь не нужно, оно бессмысленно.

Трудно нарисовать стрелочками, что к чему ведет, но некоторые конкретные примеры привести можно. Так, современные богословы обращали внимание на то, что у монофелитов, как и у монофизитов, действие приписывается личности. Согласно их точке зрения, то, что имеет действие, то личность, а что не имеет действия, личностью не является. Следовательно, нельзя назвать личностью человека в коме или эмбриона в чреве матери. Значит, допустимы аборты, допустима эвтаназия. С точки зрения монофелитства оправдать это можно, а с точки зрения православия — невозможно.

Это не значит, что все монофизиты — сторонники абортов и эвтаназии, но, опираясь на их богословие, невозможно осудить эти явления. Всегда будет зацепка, на основании которой их можно будет оправдать. А в православии такой зацепки нет.

Несколько ранее монофизитства существовала ересь, противоположная ей — несторианство. Несториане, напротив, придавали преувеличенное значение человеческой природе Христа и умаляли Его божественную природу. Они говорили, что даже Христос был обуреваем греховными помыслами, но боролся и побеждал их. Как видим, в несторианстве, напротив, придается слишком много значения, в то время как Халкидонский догмат говорит нам о правильном соотношении этих двух составляющих. Опираясь на него, мы можем вести правильную духовную жизнь в церкви.

Что же касается вопроса о том, почему люди, пребывая в лоне церкви, продолжают совершать грехи, поймем главное: как раз здесь и работает Халкидонский догмат о двух естествах. Церковь, как Тело Христово, состоит из двух естеств: человеческого и божественного. Человеческое естество — это мы, верующие люди, со всеми нашими человеческими недостатками и грехами.

Апостол Павел говорит, что в конце времен, когда Бог будет всяческая во всех, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, то есть Богу Отцу (см. 1 Кор. 15, 28). Святитель Григорий Богослов, размышляя над этими словами, задается вопросом: как мы можем назвать Сына непокорным Отцу? Ведь если, как говорит апостол Павел, Сын покорится Отцу только в конце времен, значит, ныне Он Ему непокорен? Неужели в Святой Троице есть какая-то проблема?

И святитель Григорий поясняет, что Христос как Глава целого Тела делает человеческую непокорность Своей непокорностью. «И доколе я непокорен и мятежен своими страстями, дотоле и Христос, единственно из-за меня, называется непокорным. Когда же в конце времен Он приведет меня спасенного, тогда Сам Сын покорится Покорившему Ему все».

Христос воспринимает нас, всех членов церкви, со всеми нашими грехами, недостатками, несовершенствами. И наши греховные действия, безусловно, присутствуют в Церкви в ее человеческом, земном аспекте. Но в то же время в церкви действует и божественная составляющая — Дух Святой, который живет в ней, невзирая на то что каждый человек, даже святой, имеет свои грехи, обременен какими-то недостатками и немощами.

Ждать от церкви идеальности — это как раз будет монофизитство, потому что это значит отринуть человеческий аспект, человеческую составляющую церкви. Но говорить о церкви только как о земной организации, не учитывая ее божественную составляющую (то, что делают критики вне церкви), это будет ересь несторианства.

В церкви мы соединяемся с Христом, и Он делает наши грехи Своими — именно за счет того, что мы соединяемся с Ним в одно Тело. И Господь ныне смирил Себя до того, что воспринимает наши грехи как Свои и ими «непокорен» Отцу, чтобы спасти нас. Это процесс совместной, порой очень тяжелой, но необходимой работы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталия Васильковая Русь16 декабря 2018, 14:21
Мы, как дети перед Богом не чувствуем своей вины. Но все наше зло, всякий наш грех ложится отпечатком на Того, кто хотел видеть нас такими же как Он, царственными и величественными перед всем, что Он нам дал. Неблагодарность наша к Тем, Кто нас любит, замыкает круг. И нет уже возможности двигаться вверх по спирали. И только Прощение Родителя дает нам толчок к новому движению Вверх. «В церкви мы соединяемся с Христом, и Он делает наши грехи Своими — именно за счет того, что мы соединяемся с Ним в одно Тело. И Господь ныне смирил Себя до того, что воспринимает наши грехи как Свои и ими «непокорен» Отцу, чтобы спасти нас».
Наталия Васильковая Русь16 декабря 2018, 14:19
Если все же в ребенке (а он остается ребенком даже в пенсионном возрасте,если живы родители) не исправилось плохое,то это плохое ложится на сердце и совесть родителям и они страдают от этого,даже если ребенок вдали от них.Все плохое от детей ложится отпечатком на родителей.Когда же дети идут в своем развитии дальше своих родителей,то Сам Бог дает возможность им быть творцами.Он дает им все бесплатно для этого – это весь мир на Земле,всю Вселенную и все что вмещает это-саму Душу.Только будьте творцами,создавайте,но не разрушайте.И все должно быть с Любовью.С Любовью дано с любовью и творите. Там где нет Любви, туда, как сквозняк, во все щели проникает зло. (продолжение)
Наталия Васильковая Русь16 декабря 2018, 14:14
Мир всем! Родился ребенок и родители,еще когда он был во чреве,уже представляли его совершенным,с такими качествами характера,как в Законе Божием.Но кроме этого они хотят видеть его творцом.Поэтому с раннего детства начинают сами действовать так,чтобы ребенок умел рисовать,писать,читать, мастерить.Они дают ему все,что необходимо для его развития.И это делается с любовью к ребенку.Родители хотят, чтобы их ребенок был,по крайней мере,не хуже их.Если ребенок вырос и на него уже влияют не только родители,но и среда,в которой он пребывает,то появляются другие качества,которые могут не нравиться родителям.Тогда начинается процесс воспитания, даже через наказания. Но тоже с любовью.(продолжение)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×