Богатство не поможет

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Христос и богатый юноша Христос и богатый юноша
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Человек, не имеющий богатств, чувствует себя более спокойным», – сказал философ-стоик Сенека. Он был очень обеспеченным человеком; так, занимая должность консула-суффекта, обладал состоянием в размере 300 млн. сестерциев – это огромная сумма. Но все свое богатство Сенека, уходя на покой от общественных дел, передал Риму – своему отечеству. Известно, что учение Сенеки настолько сильно было приближено к христианству. Его, например, переписывал отец Иоанн (Крестьянкин); некоторые же отцы даже считали Сенеку тайным христианином и приписывают ему переписку с апостолом Палом, который также не одобрял особую любовь людей к деньгам: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6: 9–10).

Сегодня слышанное нами евангельское чтение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18: 24), остро ранит наши сердца, с детства воспитанные в желании и якобы в необходимости стяжать и приумножать свое имущество, и задевает наш ум тем же вопросом, который мы также слышали сегодня: «Кто же может спастись?» (Лк. 18: 26), если человек живет в этой среде – в среде стяжателей и сребролюбцев. Выходит, что спастись может только человек бедный, нищий, давший обет нестяжательства? Если это так, то зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем стремиться к повышению, к расширению должностных обязанностей и полномочий? Неужели неугодно Господу Богу материальное благополучие и жизненный успех?

Никто из святых отцов не ответит нам на этот вопрос, вопрос огромный, вопрос, который нельзя задавать Господу от лица всех людей – различных по своему духовному устроению, непохожих друг на друга в своих грехах и в своих добродетелях. У каждого человека свои критерии богатства и бедности, но надо знать нам, что «богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства» (святитель Иоанн Златоуст).

Поэтому если у нас сознание обращено исключительно в сторону стяжания и преумножения богатства, стяжания материального благополучия через попрание добродетелей и заповедей Христовых, обеспечение себя комфортом с забвением и презрением нужд ближних и упование, что богатство – вот самый важный и значимый источник нашего благополучия и средство от несчастий, – то сложно будет войти нам в Царство Небесное.

И Церковь Православная лишь предупреждает нас, желающих материального благополучия и улучшения своего материального положения, быть особенно внимательными к себе и к тем изменениям в нашей душе, которые будут проходить при стяжании богатства.

Ведь ложная надежда и безумное упование на значимость в нашей жизни земного благополучия вытеснит из нашей души веру в Промысл Божий, убьет веру в Чудо Божие, обречет на постоянный страх лишения богатства и вызовет жажду его преумножить. Люди, собирающие богатства, часто считают, что оно поможет им в тяжелую минуту, но нельзя богатому надеяться, что его имение поможет ему наследовать Царство Небесное. Богатство «делает грубым и неблагодарным сердце», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Примером этому является и некто из начальствующих, спрашивающий Христа: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Грубость его сердца выражается в обращении «Учитель благий», на что Христос ему отвечает: никто не благ, как только один Бог (Лк. 18: 18–19). «Ты, – говорит Он, – назвал Меня “благим”. К чему же еще прибавил: “учитель”? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим».

Подобная косность ума и сознания, ограниченность и недалекость являются последствием неправильного отношения к богатству. «Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, склонны к клятвам, вероломны, дерзки, злоречивы, исполнены всех зол, хищны и бесстыдны, наглы и неблагодарны» (святитель Иоанн Златоуст).

Как для того чтобы навьюченный разной поклажей верблюд прошел через низкие и тесные иерусалимские ворота, называемые «игольи уши», ему надо было встать на колени, и погонщики снимали с него всю поклажу, так люди, приобретшие богатство трудами неправедными, при приближении к осознанию тщетности временной земной жизни сталкиваются со скорбями и опустошением душевным, и благо им бывает, если они смирятся и встанут на колени, чтобы с осознанием своей неправды войти в Вечную Жизнь.

Если услышим стук Христа в двери нашего сердца, то должны будем «отложить богатство свое, как тяжелую ношу, препятствующую вести истинную жизнь во Христе, а потом взять крест на плечи и последовать за Господом. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь понес то и другое – и богатство, и крест» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Господь говорит определенно и строго: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27), то есть человек, разочаровавшийся в силе своего богатства, осознавший бессмысленность своей жизни – жизни стяжателя, не должен унывать и отчаиваться: Господь Сам известными только Ему путями приведет одумавшегося человека к Своему Царствию.

Преподобный Антоний Великий однажды помолился и сказал: «Господи! Отчего одни бедны, другие богаты?» Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно». Всегда будут богатые и бедные, богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (Притч. 22: 2). Но мы с вами, дорогие братия и сестры, будем помнить, несмотря на свой достаток, что, когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61: 11) и что «безумен, кто в богатстве забудет друга» (святитель Григорий Богослов).

Иеромонах Силуан (Никитин)

16 декабря 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Следуй за Мною» «Следуй за Мною»
Павел Смирнов
«Следуй за Мною» «Следуй за Мною»
Павел Смирнов
Как о встрече богатого юноши со Спасителем рассказывает евангелист Матфей? Что значит «быть совершенным»? И почему так труден первый шаг?
Испытание богатством Испытание богатством
Иером. Иов (Гумеров)
Испытание богатством Испытание богатством
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Иов (Гумеров)
Обладание богатством есть духовно-нравственное испытание человека. Люди стремятся быть богатыми. Большинство людей на земле к этому стремится, мечтает, желает, даже что-то предпринимает. И не задумываются над тем, какую духовную трудность они себе создают. (MP3 файл. Продолжительность 10:20 мин. Размер 7.5 Mb)
Библия о богатстве Библия о богатстве
Иером. Ириней (Пиковский)
Библия о богатстве Богатство
Размышления над страницами Библии
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Что говорится в Библии о богатстве? И может ли богатство быть добродетелью? Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете?
Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Оптинские старцы о богатстве Богатство
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы, самой жизнью своей являвшие пример нестяжательности, от мирских людей не требовали такого же подвига, но учили правильно относиться к деньгам.
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье
Прот. Димитрий Смирнов
Не в деньгах счастье Не в деньгах счастье.
Правда жизни с протоиереем Димитрием Смирновым

Цикл программ «Правда жизни» с протоиереем Дмитрием Смирновым. Телеканал "Спас". Ведущая Татьяна Кашина. Передача от 25 мая 2012 года.
Богатство Богатство
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Ныне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза.
Комментарии
Александр Алексеевич16 декабря 2018, 22:39
Истинно так. Спаси Вас Господи! Наше богатство- любовь и милосердие, смирение и самоукорение и Причастие Святых Христовых Тайн...
Алла16 декабря 2018, 22:01
Ну тем не менее быть богатым всяко приятней, чем бедным. Ты по крайней мере защищен от тех жизненных невзгод, которые возникают от безденежья.
Ljubovj16 декабря 2018, 17:15
Spasi Gospodi za propovedj!! vsegda soderziteljno !! Spasibo Cretenskomu Monastirju!! Bozjej pomochi Vsem!!
Лариса16 декабря 2018, 15:48
Умная проповедь, рассудительная. В фильме "Старый Новый год" Адамыч (Евстигнеев), отвечая на вопрос:"Чего тебе в жизни надо?",- произносит знаменитую фразу: "А что надо, то и есть". Вот в духе Адамыча и проповедь. "Счастлив тот, кого радует все, что есть в нем, у него и около него" (Феофан Затворник).
Тамара, 16 декабря 2018, 14:41
Так и есть, что богатсво не поможет войти в Царствие Небесное.. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×