Печальник о сирых и убогих

Посмертные чудеса преподобного Игнатия Ломского

Преподобный Игнатий Ломский Преподобный Игнатий Ломский
Южская волость Вологодского уезда в начале XVII века продолжала жить своей обычной жизнью, как жила до и после того, как жили десятки других волостей и их насельников по всей Московской Руси в те далекие времена: люди рождались и умирали, пахали землю и занимались промыслами, ссорились и мирились, временами – грешили, порой – молились и каялись. И, казалось, в серой рутине повседневных происшествий, перипетий судеб и страданий, которые выпадали на долю каждого крестьянина, мещанина, обывателя, нельзя было заметить никого, кто бы выдавался в толпе современников. И если б человек, непохожий на своих товарищей и соседей, крепкий молитвенник и постник, явился бы во плоти, его подвиг, пожалуй, остался бы незамеченным...

Вот почему при жизни этот выдающийся человек не являлся: «в мире был, и мир его не познал» (Ин 1, 10). При жизни он оставался малоизвестным, он покрывал свою добродетель ветхой монашеской ряской, оградой своего тихого монастыря. В то время это не была крепостная стена, выстроенная из белого камня, – утлый частокол лишь формально ограждал Игнатиеву пустынь от окрестных поселений. Но время шло, и в один из морозных январских дней игумен Игнатий предал свою душу в руки Божии. На погребение настоятеля не собрались жители окрестных деревень – братия в узком иноческом кругу предали тело старца Игнатия земле. Назначенный срок рядовой священник совершал над гробницей панихиды и заупокойные молитвословия, позднее панихиды стали править реже, имя приснопоминаемого старца занесли в братский синодик, а жизнь в обители потекла далее, своим чередом.

В пустынь приходили новые иноки, устремленные к молитвенному деланию, они уже не знали Игнатия лично, да и те, кто знал старца многие годы, со временем стал забывать многое из того, чему он некогда учил своих духовных детей. О себе же преподобный всегда говорил мало и неохотно, и даже ближайшие его ученики едва ли могли что-либо поведать о годах его детства и юности...

Стоило призвать благодатную помощь старца, как происходило исцеление

Много было скорбных и сирых в Южской волости в начале XVII века. На паперти приходского храма сидели в праздничные и будние дни слепые, по торговым рядам в базарный день волочились хромые, сироты нищенствовали по улицам больших деревень. Да и в каждой почти избе, каждом дому был свой убогий, больной человек, призираемый родными «Бога деля». Их всегда было много – не только там и не только тогда, но и во все времена, во всех волостях. Но только теперь у жителей Южской волости появился печальник, о котором они до того и не помышляли. По молитвам его стали происходить исцеления его земляков: «от святых его мощей многа чюдеса быша, яко от источника непрестанно текущаго: слепыя прозираху, глухия слышаху, немии проглаголаху...». Кто первый обратился к усопшему праведнику за помощью? Житие умалчивает об этом, однако стоило лишь призвать благодатную помощь почившего старца, как происходило сначала облегчение, а после и совершенное исцеление страдальца. В обитель потянулась вереница скорбных прихожан...

И в то самое время насельники Игнатиевой пустыни безмолвно созерцали невероятное преображение столь давно и столь обыденно знакомого надгробия отца настоятеля... Ни священноначалие обители, ни братия не осмеливались строгим словом или недобрым взглядом отгородить могилку старца от богомольцев, которые с каждым днем проходили все больший путь, чтобы собрать земельки с могилки старца Игнатия и поклониться его святым мощам. Словно в каком-то духовном оцепенении, никто из иноков не догадался начать подробную летопись исцелений: «мы же слышахом о том, нерадихом, чтобы чюдеса его писати, и в забвение положихом, и тако многа лета препроводихом». Немало прошло времени, и много чудес свершилось по молитве преподобного, когда среди братии созрело сознание необходимости составления по крайней мере заметок для будущего жития преподобного старца.

Братия стала искать информантов. И поскольку толпа богомольцев состояла преимущественно из мирян, и сам почивший старец стал в сознании братии в первую очередь врачом недугующего крестьянства, монастырский летописец обратился к «старейшинам, вельможам и всяким чинам» окрестных весей. Но те, к великому прискорбию книжника, отвечали: «Не слышахом, от киих стран был, или от града, или от веси, далних или ближних, или какова рода, славных или неславных, богатых или убогих», то есть ровным счетом – ничего, ни подсказки, ни полподсказки. Впрочем, инок, получивший послушание по составлению жития, продолжал поиски среди местных жителей, обходил селения, стучался в дубовые двери просторных сеней, заводил разговоры со старожилами, напоминал старикам о событиях их ранней молодости, надеясь так или иначе вызвать в памяти, быть может, уже почти утраченные воспоминания об умершем старце. И наконец труды кропотливого разыскателя увенчались успехом, кто-то из старожилов рассказал:

«Слышахом от старых людей и от прародителей своих: приидоша два человека на место, идеже ныне монастырь стоит. Един инок именем Игнатий, другий – Иоаким».

...Старцы, пришедшие из неизвестных земель, в скором времени разлучились: Игнатий остался на том самом месте, где стоит сейчас монастырь, а Иоаким, взяв благословение у своего наставника, переправился через реку Сару, протекающую в версте от нынешней обители. Там пустынник построил себе келейку для уединенной молитвы. Впрочем, связь между иноками ни на день не прерывалась: «друг к другу начаша ходити и беседовати о ползе душевней».

В версте к югу от обители преподобного Игнатия протекал приток Сары – река Доровица, у берега которой находился колодец, выкопанный, по преданию, руками старцев.

«И на тот кладязь ходят для здравия, тою водою умываются, и ея пиют, и со благословением началника ту воду емлют в сосуды, и в домы своя отношаху, и домашния их с верою и со благословением для здравия тою водою умываются и пьют».

Здесь красноречие сарских старожилов иссякло: сколько ни расспрашивал инок окрестных жителей, никто не смог поведать ему ничего большего. Что поделать? Книжник, по благословению настоятеля, расположил свой пюпитр у входа в гробницу преподобного Игнатия и стал подробно расспрашивать входящих и выходящих о том, что и как привело их в обитель преподобного Игнатия и что именно получили они по молитвенному ходатайству старца. Вот что из этого вышло...

Священноинок Феодосий рассказал о том, как он сам и его сын, приходской священник по имени Григорий, стали очевидцами исцеления бесноватого. Один из жителей соседнего селения по имени Карп взял в привычку «по диаволю действу и за мелину ума» в припадках ярости, которые находили на него поминутно, избивать родную мать: «яко отдоенное на матерь свою» (Пс. 130). Длилось это годами. Измученная бесконечными побоями, вдова однажды, потеряв терпение, прокляла сына... Велика сила материнской молитвы и благословения, несчетны пагубные последствия материнского проклятия! Недаром один из наиболее отчаянных подлецов в русской классической литературе – герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Иудушка – более всего в своей жизни боялся именно материнского проклятия, которое, по его разумению, могло сулить проклятому неисчислимые бедствия... Бедствия эти вскорости и обрушились на Карпову главу: «нелепая глагола, псом лая и иными животными».

В полном расстройстве ума одержимый метался по подвориям и закоулкам родного села. Все в округе с презрением смотрели на него, справедливо полагая, что дебошира постигло праведное воздаяние. В скором времени Карп стал, что называется, притчей во языцех, им стали стращать строгие родители своенравных детей. Сжалился над бесноватым родной брат Иоанн: помня его малым ребенком, он как никто другой понимал, что припадки злобы и рукоприкладство не составляли неотъемлемой части бессмертной души Карпа, но были всего лишь последствиями воздействия на нее бесовских сил. Иоанн обратился за помощью к сыну Феодосия Григорию, чтобы тот прочитал над несчастным «псалмы Давидовы и заклинательные молитвы». Григорий согласился оказать страдальцу посильную помощь, однако просил отца присутствовать при чтении молитв, направленных на изгнание нечистых духов.

Феодосий согласился. В назначенный час он вошел в избу, в которой находились Григорий, Иоанн и Карп, на тот момент относительно умиротворенный после долгого мучительного приступа беснования. Казалось, больной переживал ремиссию, однако приход Феодосия тотчас же привел его в ярость: «по многих укорительных глаголех заушив его, яряся зле». Феодосий спокойно претерпел все это: слишком хорошо ему было известно, что языком и рукою Карпа двигали силы, желающие вечной погибели каждого из людей.

«Не один чернец пришел: с ним и Игнатий с Лому»

В ответ на побои и угрозы Феодосий спокойно взял бесноватого за руку, помог лечь на одр и положил на грудь икону Пресвятой Богородицы. Когда Феодосий начал читать псалмы, а Григорий вместе с Иоанном опустились на колени у одра бесноватого, бес устами его воскликнул: «Не один чернец пришел: с ним и Игнатий с Лому, да и наших много». «Нашими» лукавый дух называл, очевидно, других бесов, которые, предчувствуя свое скорое посрамление, всячески старались воспрепятствовать исцелению Карпа. Бесы стали внушать больному, что Феодосий, а вместе с ним и сам преподобный старец Игнатий, невидимый для здоровых, но ясно зримый очами одержимого, пришли, чтобы растерзать и замучить его. В скорбном изнеможении заметался Карп на своем одре, но Феодосий лишь усилил свою молитву: «священноинок же со слезами псалмы пояше». И тогда, несколько мгновений спустя, бес капитулировал: «Одоле чернец и Игнатий с ним с Лому, а наши – далече». Сказав это, Карп затих и впал в глубокий здоровый сон, после которого проснулся уже совсем совсем другим – здоровым – человеком.

С трепетом дописывал инок последние строки повести Феодосия, когда, услышав этот рассказ, к книжнику подошел человек высокого роста и дородного телосложения. По одежде, осанке и здоровому виду мужчины можно было заключить, что он человек обеспеченный и едва ли терпит какие-то телесные немощи, однако судя по тому, с какой теплотой тот припадал за минуту до того к гробнице преподобного Игнатия, ясно было, что интерес его к только что услышанному рассказу едва ли был праздным. Мужчина назвался Семеном «по реклу Языковым» и оказался купцом из «веси, зовомыя Сагожи». Семен поведал о том, как получила исцеление от тяжелой глазной болезни его служанка по имени Ксения. Женщина «многа лета не видеша света, живя у господина своего». Семен же «кормил и поил ея Бога ради», до тех пор, когда от случайных гостей стало известно в Сагожах и в дому самого добросердечного купца, «что многиях люди от дальних стран и весей... от гроба святаго Игнатия здравие приемлют». Тогда Ксения умолила домашних отвести ее к гробу чудотворца Игнатия. Просьба ее была услышана, Семен распорядился сопроводить убогую в обитель Всемилостивого Спаса, прислуга выполнила его просьбу и в какой-то момент оставила слепую у мощей преподобного.

Божественная литургия в восстанавливаемом храме Спаса Нерукотворного села Спас-Лом Божественная литургия в восстанавливаемом храме Спаса Нерукотворного села Спас-Лом

Позднее, рассказывала Ксения, когда уже началось молебное пение, она почувствовала невыразимую скорбь, сердце в ней сжалось, и со всей силой, на которую была способна ее исстрадавшаяся душа, она обратилась за помощью к почившему праведнику: «Отче святый, много раз слышала я о твоем милосердии к ближним и дальним, сирым и странным, не отринь и меня, услышь и мою скорбь!» Слезы ручьем лились из незрячих глаз и застилали от несчастной узорную вязь на раке Игнатия, но всякой скорби приходит конец, и всякая слеза высыхает. Впрочем, на сей раз высохшие слезы открыли перед несчастной блики света на дубовом полу, замысловатые очертания славянских букв на крышке надгробия, взгляды изумленных поводырей и ровный блеск лампады у храмовой иконы Нерукотворного Спаса.

Узнав о произошедшем, Семен положил за правило при возможности посещать святую Сарскую обитель и поклоняться мощам преподобного Игнатия, испрашивая у того доброго здравия себе и своим домашним.

У гроба преподобного Ульяна окончательно исцелилась

На другой день, услышав о том, что чернецы стали вести летопись Игнатиевых исцелений, в монастырь стали приходить и другие богомольцы со своими свидетельствами о помощи старца. Среди них был и крестьянин Никита Юрьев «веси, зовомыя Телешина деревни Шишовки». Никита поведал о том, какая беда случилась с его женой Ульянией. Прежде, говорил он задумчиво и как бы не понимая, как могло это прежнее состояние столь скоро измениться на прямо противоположное, жена была «зело благообразна и разума исполнена»... «Зело благообразна! – повторял он с усилием, опасаясь, как бы кто не заподозрил его в недостаточной любви к Ульяне, – многие друзья и соседи дивились ее разуму и хозяйственности...». Однако беда пришла внезапно: в том же году, 16 августа, женщина «впаде в болезнь и изумлена бывши». Мужу Ульяна «досадительная вещаше», приходящих в дом встречала побоями, в припадке беспричинной ярости стала крушить домашний скарб и «сосуды домоныя сокрушаша». Кончился приступ сумасшествия полным изнеможением и упадком сил, после которого тело несчастной распухло, а разум окончательно покинул. Прошло немало времени, пока Ульяна не увидела себя во сне «в ыгнатиеве пустыни в церкви з братиею». И после того стало ей легчать. В скором времени Никита отвез ее в обитель, «сущи еще изумлене». Там, у гроба преподобного, при звуках молебна, Ульяна окончательно исцелилась.

Потом приходил в обитель крестьянин Савва Минин и рассказывал о том, как с «Христова дни»[1] до памяти бессребренников Косьмы и Дамиана[2], то есть более чем на полгода, «случися ему болезнь тяжка: опухли ноги по колени», так что он не мог сделать ни шага без посторонней помощи. Наконец страдалец вспомнил о бесчисленных чудесах, происходящих по молитвам Сарского игумена Игнатия, и тотчас же обещал, как только ноги станут его держать, совершить паломничество в его святую обитель и со слезами вымаливать у преподобного старца здравия души и телеси. «И по обещании Савинове преста болезнь, и бысть здрав».

Храм Спаса Нерукотворного села Спас-Лом Храм Спаса Нерукотворного села Спас-Лом

Много других рассказов услышал инок-списатель в тот день, как и в последующие дни, еще более повестей остались незаписанными тогда и теперь, но и тогда, и потом и он, и другие насельники Игнатиевой пустыни, становясь свидетелями новых исцелений и перечитывая ветхие листы первоначальной рукописи, не переставали благодарить Бога и Его Матерь за то, что сподобились молиться и спасаться под кровом такого отзывчивого и скоропослушного старца, как преподобный Игнатий Ломский.

Мария Кузьмина

9 января 2019 г.

 

[1] То есть со дня Пасхи.

[2] То есть 14 ноября по новому стилю.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Живое общение Живое общение
Протоиерей Андрей Ткачев
Живое общение Живое общение
Протоиерей Андрей Ткачев
Что значит для Церкви память мучеников? Это некое близкое знание конкретной личности, перешедшей в Духе из худшей жизни к лучшей. Это живое общение многих верующих с этой славной личностью.
«Столп от земли до неба» «Столп от земли до неба»
Марина Чижова
«Столп от земли до неба» «Столп от земли до неба»
Подвиг блаженного Павла Таганрогского
Марина Чижова
«Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве», – так наставлял своих духовных чад блаженный старец Павел Таганрогский.
«Отечества и дым нам сладок и приятен» «Отечества и дым нам сладок и приятен»
О житии преподобного Антония Дымского
«Отечества и дым нам сладок и приятен» «Отечества и дым нам сладок и приятен»
О житии преподобного Антония Дымского
Мария Кузьмина
История Дымской обители и память о ее основателе словно окутана туманной пеленой, свидетельства Жития преподобного Антония долгое время признавались недостоверными, а сам он считался лицом чуть ли не мифическим. Какое заблуждение!
Комментарии
Елисавета12 января 2019, 12:14
Преподобный отче Игнатие,моли Бога о нас!Проси исцеление для моего сына Виталия.Помоги пожалуйста.
Людмила Смирнова10 января 2019, 18:06
Преподобный отче Игнатие, моли Бога о нас!
Есть группа вконтакте по восстановлению храма, там и реквизиты.
https://vk.com/club94868954
Лиза10 января 2019, 17:37
Спасибо за душевный рассказ о Святом старце, жившим так скромно. Только после того как он почил, по помощи его нам простым людям , мы узнали то, что иноки сподобились молиться и спасаться под кровом такого отзывчивого старца, как преподобный Игнатий.
Прости меня скоропослушный старец и помолись о моем и моего мужа Александра исцелении.
Наталия10 января 2019, 08:17
Большое спасибо за трогательный и интересный рассказ о ранее не известном мне святом.
Святой отче Игнатие, помолись о моем исцелении!
На фото храм в довольно плачевном состоянии. Может, нужна какая-то помощь: денежку перевести? Если да, то как и куда?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×