О добром докторе Айболите и Элладской Православной Церкви

Рост территории Греции в XIX‒XX веках. Рост территории Греции в XIX‒XX веках.
Нынешний конфликт между Русской и Константинопольской Православными Церквами будоражит всех. И верующие, и неверующие, и воцерковленные, и «с Богом в душе» ‒ все в одночасье стали «специалистами» по каноническому праву и истории Церкви. Это удручает. Удручает, что слово «специалист» тут помещено в кавычки.

Удручает, что все хором стали кричать и взаимно друг друга упрекать. Это и не может не удручать любого христианина, который желает единства и мира Вселенской Церкви.

Кто прав, кто виноват? У меня совершенно нет желания бродить по каноническим лабиринтам в поисках истины. Канон – это хоть и духовный, но все же закон. А мы прекрасно знаем, что говорит о законах русский фольклор.

Патриарх Варфоломей преследует совершенно определенные меркантильные цели

Хочется просто по-человечески разобраться, почему в некоторых СМИ Патриарха Константинопольской Церкви Варфоломея сравнивают с добрым доктором Айболитом, который приехал лечить украинских бегемотиков, а Патриарха Кирилла и всю Русскую Православную Церковь – со злым доктором, который мешает доброму.

Чтобы понять, что Патриарх Варфоломей отнюдь не добрый доктор, что он преследует совершенно определенные меркантильные цели, нужно на время забыть о текущем конфликте и вспомнить другой. Нужно вспомнить Элладскую (Греческую) Православную Церковь.

Попытаемся хотя бы вкратце обрисовать проблему. Для этого нам понадобится немножко вспомнить историю. Когда Византия пала под натиском турок, Патриарх Константинопольский стал главой всех православных христиан на землях, завоеванных Османской империей. Поэтому он смог распространить свою власть на другие Поместные Церкви, которые также оказались под владычеством турецкого султана. Так, например, утратили свою автокефалию Болгарская и Сербская Православные Церкви.

В XIX веке православные страны Юго-Восточной Европы стали выходить из-под власти турок, а вместе с тем и из юрисдикции Константинопольского Патриархата.

В 1821 году южная Греция завоевала долгожданную независимость. На лондонской конференции 1830 года эта независимость была признана другими государствами. Однако в то время в независимой Греции проживала только шестая часть всех греков (0,8 из 6 миллионов), а ее территория составляла около половины современной.

Православные греки не могли больше подчиняться Константинопольскому Патриарху, находящемуся на территории ненавистной Османской империи, и в 1833-м году провозгласили в одностороннем порядке автокефалию. Константинополь признал это деяние лишь через 17 лет. Томос о даровании автокефалии Элладской Церкви был подписан в 1850-м году. Вроде бы церковная ситуация нормализовалась. Элладская Православная Церковь спокойно жила и развивалась. Административным центром стали Афины, а Предстоятелем – Афинский Архиепископ.

Однако через 60 лет политическая карта мира снова изменилась. Балканский союз (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) решил полностью лишить Османскую империю европейских владений, что ему и удалось практически полностью. В результате Балканских войн 1912‒1913 годов к Греции отошли северные территории выше города Лариса (на вышеприведенном фото они выделены зеленым цветом). Поскольку до того момента эти «новые земли» находились в составе Османской империи и подчинялись Константинопольскому Патриархату, то после изменения политической ситуации возник вопрос об их дальнейшем каноническом статусе. Греческие правительство и Церковь желали, чтобы управление этими епархиями (а их тогда было, на минуточку, больше 30!) осуществлялось Афинским Архиепископом.

15 лет Константинопольский Патриархат не принимал никакого решения относительно статуса «новых земель», пока в 1928-м году греческое правительство не включило их в состав Элладской Церкви. Тогда Константинополь был вынужден что-то предпринять. 4 сентября того же года Патриархия издала акт, по которому эти территории передавались под управление Афинской Архиепископии, формально принадлежа Константинополю.

Но в то же время Константинопольский Патриархат выдвинул ряд требований, чтобы все четко знали, «кто в доме хозяин». В частности, в документе было требование, чтобы списки кандидатов на северные кафедры утверждались в Константинополе.

Этот пункт вызвал наибольшие нарекания в Элладской Церкви, поскольку благодаря ему независимость греков становилась эфемерной. Тогда Афинский Архиепископ направил Константинопольскому Патриарху письмо, в котором указывал, что данное требование неприемлемо для Греческой Церкви.

Завязалась переписка, в результате которой Константинопольский Патриархат все же пошел на дальнейшие уступки. Иерархи «новых земель» выбирались Элладской Церковью, а списки кандидатов предоставлялись в Константинополь лишь для уведомления, но никак не для утверждения.

Константинопольский Патриарх решил «подмять» под себя половину Элладской Церкви

Так и было больше 70 лет. Ситуация вроде бы устраивала всех, пока Константинопольским Патриархом не стал Варфоломей. И тут все завертелось заново, поскольку Константинопольский Патриарх, говоря простым языком, решил опять «подмять» под себя половину Элладской Церкви.

В 2003-м году Патриарх Варфоломей направил на имя Архиепископа Афинского Христодула письмо, в котором потребовал при избрании нового митрополита на опустевшую Солунскую кафедру полностью соблюсти требования Акта 1928 года и прислать ему список кандидатов для утверждения. В противном случае Патриарх пригрозил отозвать Акт 1928 года и распространить свою полную власть над «северными землями». Ничего не напоминает?

Старая болячка снова разболелась. Синод Элладской Церкви обсудил проблему и решил направить каталог как обычно – для уведомления, но не для утверждения. В письме Патриарху напомнили об истории согласования практики выбора кандидатов.

Завязалась новая переписка.

Результатом ее стал созыв Синода Константинопольского Патриархата. На нем было решено следующее: истолкование Акта 1928 года находится исключительно в компетенции Константинопольской Церкви, которая этот документ издала. Изменения такого документа, как Акт 1928 года, могут быть осуществлены только аналогичным актом, но никак не путем переписки даже глав Церквей. Поэтому Константинопольский Патриархат настаивает на безусловном соблюдении Деяния 1928 года и практики утверждения списков кандидатов на архиерейские кафедры «новых территорий». В противном случае Константинополь угрожал прещениями.

В марте следующего года бунтующая Элладская Церковь направила в Константинопольский Патриархат список, в котором просила утвердить в качестве кандидатов трех насельников Святой Горы, входящей в юрисдикцию Константинополя. Константинополь отказал и заметил, что будет отказывать до тех пор, пока Синод Элладской Церкви не станет исполнять нормы Акта 1928 года в полном объеме.

Патриарх Варфоломей добился своего: раскол в Элладской Церкви состоялся

Однако Элладская Церковь продолжала гнуть свою линию. 26 апреля 2004 года Архиерейский Собор Элладской Церкви выбрал кандидатов на пустующие кафедры, не дожидаясь одобрения Константинополя. В течение трех дней после Собора кандидаты были рукоположены.

На следующий день после последней хиротонии Константинопольский Патриарх собрал расширенное заседание Синода. На нем было решено считать недействительными избрания митрополитов и прекратить евхаристическое и административное общение с Афинской Архиепископией.

Попав в отлучение, Элладская Церковь сопротивлялась недолго. Евхаристическое общение было разорвано меньше чем на месяц. Синод Элладской Церкви выразил готовность следовать Акту 1928 года, причем это решение было названо «жертвой в целях сохранения церковного мира». В ответ Патриарх Варфоломей восстановил Евхаристическое общение с Архиепископом Христодулом и утвердил избранных митрополитов.

В итоге Патриарх Варфоломей добился своего: почти половина Греческой Церкви стала подчиняться ему. Раскол в Элладской Церкви состоялся.

Каноническое деление Православной Церкви в Греции. Каноническое деление Православной Церкви в Греции.
Сегодня в Элладской Церкви царит двоевластие. Из 81 епархии в Греции 30 – это «новые земли», которые номинально находятся под омофором Константинопольского Патриарха. Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции. В постоянном Синоде Элладской Церкви 12 митрополитов, 6 из которых – митрополиты «новых земель», то есть проводники воли Патриарха Варфоломея.

Конфликт не закончился до сих пор. В 2014-м году Патриарх Варфоломей вмешался в избрание митрополита Иоаннинского, чтобы провести на кафедру своего ставленника архимандрита Амфилохия (Стергиу). В том же году, без согласования со священноначалием Элладской Церкви, было открыто представительство Константинопольского Патриарха при Элладской Православной Церкви в Афинах, и главой его был назначен все тот же архимандрит Амфилохий, возведенный в сан митрополита Адрианопольского.

Вскоре после этого Константинопольский Патриархат, также без согласования со священноначалием Элладской Церкви, начал переговоры с греческими властями о том, чтобы законодательно предоставить патриаршему представительству в Афинах статус «экзархата».

Все это стало негласными причинами отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима II на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария) в 2016-м году. Продолжение следует…

Итак, что мы видим? Патриарх Константинопольский Варфоломей стал инициатором нового витка церковного раскола в Греции, о чем так часто эмоционально пишут греческие иерархи («Элладский Митрополит раскритиковал действия Константинопольского Патриарха», «Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться» и т.д.).

Интересная получается картина. «Добрый доктор Айболит», который бежит спасать украинских бегемотиков, не только забыл про своих, греческих, но еще и подкинул им пару вирусов. Мне вот тяжело понять, как можно иметь у себя определенные проблемы ‒ и, не решив их, а только усугубив, идти решать такие же проблемы в «страну далече»? Или Евангелие, которое в ходу в Константинопольском Патриархате, не имеет пассажа о сучке и бревне (ср. Мф. 7, 3‒5)?

Самое интересное в этой истории ‒ то, что она «широко известна в узких кругах». Только некоторые о ней банально позабыли в пылу споров, другие нарочно не вспоминают, ибо не подходит «по формату». Не вспоминают, потому что, зная всю эту подноготную, как и вмешательство Варфоломея в дела Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, в Эстонии, ну и, наконец, последний финт Синода Константинопольского Патриархата относительно Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе, как-то не особо верится в альтруистический пыл Константинопольского Патриарха.

Священник Сергий Бегиян

22 января 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
На Волыни раскольники захватили храм Украинской Православной Церкви На Волыни раскольники захватили храм Украинской Православной Церкви На Волыни раскольники захватили храм Украинской Православной Церкви На Волыни раскольники захватили храм Украинской Православной Церкви
Злоумышленники взломали дверь храма, а затем избили верующих УПЦ.
Протоиерей Виктор Земляной прокомментировал вручение ему подозрения от Службы безопасности Украины Протоиерей Виктор Земляной прокомментировал вручение ему подозрения от Службы безопасности Украины Протоиерей Виктор Земляной прокомментировал вручение ему подозрения от Службы безопасности Украины Протоиерей Виктор Земляной прокомментировал вручение ему подозрения от Службы безопасности Украины
В понедельник 5 августа 2019 года в Управлении Службы безопасности Украины в Ровенской области представитель прокуратуры вручил руководителю отдела по вопросам межконфессионального урегулирования при Ровенской епархии УПЦ протоиерею Виктору Земляному сообщение о подозрении.
«Появились «черные регистраторы» церквей» «Появились «черные регистраторы» церквей»
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
«Появились «черные регистраторы» церквей» «Появились «черные регистраторы» церквей»
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Митрополит Антоний, управляющий делами УПЦ, в интервью Вестям рассказал о «черных регистраторах», расколе. И о том, чего ждет от президента Зеленского.
В Элладской Православной Церкви отрицают признание «ПЦУ» В Элладской Православной Церкви отрицают признание «ПЦУ» В Элладской Православной Церкви отрицают признание «ПЦУ» В Элладской Православной Церкви отрицают признание «ПЦУ»
Громкие заявления главы раскольнической «Православной церкви Украины» Епифания и украинских СМИ, что якобы «Элладская Православная Церковь практически признала автокефалию ПЦУ», – являются ложными и целенаправленно вводят людей в заблуждение.
Управделами Украинской Православной Церкви: Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов Управделами Украинской Православной Церкви: Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов Управделами Украинской Православной Церкви: Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов Управделами Украинской Православной Церкви: Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний прокомментировал для сайта kp.ua заявление президента Владимира Зеленского, который призвал церкви к диалогу
Перед Верховной Радой установили фотографии общин Украинской Православной Церкви, пострадавших от рейдеров Перед Верховной Радой установили фотографии общин Украинской Православной Церкви, пострадавших от рейдеров Перед Верховной Радой установили фотографии общин Украинской Православной Церкви, пострадавших от рейдеров Перед Верховной Радой установили фотографии общин Украинской Православной Церкви, пострадавших от рейдеров
Верующие напоминают новой власти о необходимости исправления ошибок предшественников.
Признание ПЦУ любой Церковью лишь углубит разделение Признание ПЦУ любой Церковью лишь углубит разделение
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Признание ПЦУ любой Церковью лишь углубит разделение Признание ПЦУ любой Церковью лишь углубит разделение
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил недавно, что Элладская Церковь первой из Поместных Православных Церквей мира признает "Православную церковь на Украине" (ПЦУ) вслед за создавшей ее Константинопольской Церковью.
38 из 47 епископов Грузинской Православной Церкви – против признания ПЦУ 38 из 47 епископов Грузинской Православной Церкви – против признания ПЦУ 38 из 47 епископов Грузинской Православной Церкви – против признания ПЦУ 38 из 47 епископов Грузинской Православной Церкви – против признания «ПЦУ»
В число этих 38 епископов входит потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви.
Опубликован четвертый информационный бюллетень ОВЦС УПЦ о нарушении прав верующих Опубликован четвертый информационный бюллетень ОВЦС УПЦ о нарушении прав верующих Опубликован четвертый информационный бюллетень ОВЦС УПЦ о нарушении прав верующих Опубликован четвертый информационный бюллетень ОВЦС УПЦ о нарушении прав верующих
Выпуск охватывает период с 11 июня по 16 июля 2019 года.
Комментарии
Сергей24 января 2019, 23:17
Всё можно купить- и облачения и титул получить всеми правдами и неправдами. Но - не купишь ни совести, ни чести, ни билет в Царствие Небесное ( если они ёщё верят в Него!)
Алексей23 января 2019, 14:46
А какая была реакция Поместных Православных Церквей?
Иоанна, Болгария22 января 2019, 14:46
Спасибо! Теперь кто бы написал кратко и доступно и о том, как Фанар поступил с болгарами. О 72-летней схизме, наложенной на болгар за то, что они захотели иметь свою - болгарскую, а не греческую церковь.
В.22 января 2019, 14:17
Вот теперь в принципе понятно, для чего нужны Вселенские или Всеправославные соборы. Кроме утверждения документов, они часто выполняют роль дисциплинарных и судебных органов. Иначе как можно обуздать Патриарха некоей Церкви, если собор церковный этой Церкви молчит?
Николай22 января 2019, 12:41
Ярче всего меркантильность Варфолозмея иллюстрирует диалог с Порошенко:
- Отдай мне всю церковную недвижимость, храмы и монастыри за пределами Украины!
- А, недвижимость? Тю, я-то думал!... Забирайте, забирайте, царь знает что делает!
- И все храмы и монастыри что в Крыму, тоже не забудь отдать!
- Я на это пойтить не могу!
- Тогда компенсируйте деньгами!!!
Владимир Грандэ22 января 2019, 11:01
"И верующие, и неверующие, и воцерковленные, и «с Богом в душе»- все в одночасье стали «специалистами» по каноническому праву и истории Церкви".
Сказано-так сказано!
Максим М.22 января 2019, 10:14
Спаси Господи! Димитриос Архондонис уже сослужил с раскольниками, поэтому по правилам он сам в расколе и возглавляет беззаконное сборище, его решения нелегитимны. Жалко, что из-за этого хворого страдают люди, с другой стороны верным Господь подаст венцы за стояние в истине.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×