«Первенство истины», а не «первенство власти»

Автор публикуемой ниже статьи – авторитетный греческий богослов, почетный профессор Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос.

Первый Вселенский Собор Первый Вселенский Собор

Поводом для этих размышлений стала статья моего замечательного коллеги и старого друга, почетного профессора канонического права Панайотиса Бумиса, посвященная основным каноническим принципам решения украинского вопроса. В этой публикации упоминается важнейшая книга блаженного митрополита Сардского Максима: «Вселенский̆ Патриархат в Православной Церкви» (Салоники, 1972), в которой определяется «первенствующее положение Константинопольской Церкви среди Православных Автокефальных Церквей», которое, однако, не имеет характера «восточного папизма», так как выражает «вселенскую миссию… как каноническую власть (то есть власть, проистекающую из священных канонов) в смысле братского соборно выраженного служения». Митрополит Константинопольского Патриархата отмечает следующее:

«Положение Константинополя никоим образом не сравнимо с положением папы Римского, и учение о первенстве и привилегиях этого престола ни в коем случае не должно быть отождествляемо с теорией папизма, подобно продвижению неопапизма на православном Востоке (с. 351). Константинопольский епископ, – продолжает митрополит Максим, – имеет власть не как episcopus ecclesiae universalis, а как Вселенский патриарх… как старший и главный лидер Востока, а не как неограниченный административный руководитель и непогрешимый судья в вопросах веры в Церкви».

И это всегда в контексте «соборности и коллективности… и принципа невмешательства во внутренние дела других Церквей» (с. 351). Таким образом, очевидно, иерарх не должен нарушать необходимое равновесие между «первенством чести» и канонически определенной и необходимой коллективностью.

Иерарх не должен нарушать необходимое равновесие между «первенством чести» и канонически определенной и необходимой коллективностью

Митрополит Сардский продолжает: Константинополь, «как первый и главный в ряду всех других предстоятелей Церквей Православного Востока», имеет не только «первенство чести» (согласно 3-му правилу II и 28-му IV Вселенского Соборов), «но также и действительную церковную власть… по общим церковным вопросам, осуществляемую исключительно в соработничестве с остальными патриархами» (с. 352). Вот почему «власть» Вселенского престола (должна быть) всегда связана со «служением». Такой вывод делает блаженный митрополит Сардский Максим, с которым я имел честь и радость лично встретиться во время моего визита в Константинополь. В ходе нашей беседы я убедился, что он был одним из наиболее правомыслящих иерархов Вселенского престола.

Но какие практические последствия имеет все это для межправославных отношений?

Свою «власть» архиепископ Константинопольский черпает не из своего личного превосходства, а из города, где находится его престол. Таким образом, патриарх (то есть епископ) Нового Рима – Константинополя со времен III и IV Вселенских Соборов имеет «первенство чести» (речь не идет о «первенстве власти», как на Западе после схизмы), потому что он епископ столицы государства. Вот почему он «первый по порядку» в перечне других патриархов и автокефальных архиепископов, на собрании которых он председательствует. То же самое применяется и для архиепископа автокефальной Церкви, который является председателем ее Синода, потому что он является епископом столицы, а не по причине превосходства его качеств (например научных званий).

Юрисдикционным правам (архи)епископа придает вес не «первенство власти» – которое, если к нему стремятся, говорит о внутреннем падении и греховном властолюбии, – а «первенство истины», связанное с ортодоксальностью веры епископа (и каждого священнослужителя), с его верностью апостольско-отеческой традиции.

«Первенство истины» на I Вселенском Соборе имели смиренные святые Спиридон и Николай, бывшие епископами небольших городов

Поэтому «первенство истины» на I Вселенском Соборе (325 г.) имели смиренные святые Спиридон и Николай, бывшие епископами небольших городов. Но и на III Вселенском Соборе (Эфес, 431 г.) «первенство истины» было не у еретического архиепископа Константинопольского Нестория, а у множества православных священнослужителей и монахов, а также мирян, и особенно у архиепископа Александрийского Кирилла.

Титулы «Великий» и «Первый» в Православии применяются к тем, кто остается верным Православию Вселенских Соборов и всех святых, несмотря на надуманные «пост-отеческие богословия» и метафизические измышления непросвещенного сознания, которые, однако, осмеливаются позиционировать себя в качестве продолжения отеческого богословия и традиции, хотя являются при этом вопиющим их отрицанием.

Апостольско-отеческое Православие знает именно такое «первенство», и именно этому «первенству» останутся верны православные. Ибо где существует «первенство истины», там и устанавливается «первенство чести» – канонически заслуженное и нерушимое в Православии – духовенством и мирянами, с православным разумением, с уважением и без возражений. Напротив, непослушание любым «маниям первенства» (по словам уважаемого мною г-на Георгиоса Каралиса) является для православных верующих долгом священным и неопровержимым.

Протопресвитер Георгий Металлинос
Перевод с греческого выполнен под редакцией Афанасия Зоитакиса

Ορθόδοξος Τύπος

30 января 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ересь Константинопольского папизма Ересь Константинопольского папизма
Свящ. Георгий Максимов
Ересь Константинопольского папизма Ересь Константинопольского папизма
Священник Георгий Максимов
Еще в 1950 году архимандрит Софроний (Сахаров) предупреждал о «великой опасности извращения догматического учения о Церкви», проявившегося в константинопольском неопапизме, который быстро из фазы теоретической перешел в практическую.
Состояние Вселенского Патриархата Состояние Вселенского Патриархата
Епископ Иоанн (Максимович)
Состояние Вселенского Патриархата Состояние Вселенского Патриархата
Доклад свт. Иоанна Шанхайского на II Всезарубежном Соборе
Епископ Иоанн (Максимович)
Вселенский Патриархат, потерявший значение Столпа Истины и охваченный непомерным властолюбием, представляет жалостное зрелище.
Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил? Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил?
Священник Валерий Духанин
Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил? Константинополь, Константинополь… Зачем же ты так поступил?
Священник Валерий Духанин
Ты, Константинополь, знаешь, что такое скорбь разделения. Зачем же эту боль причиняешь другим? Зачем пытаешься отсечь от Церкви-матери дорогих ее сердцу чад?
Комментарии
р.Б.Евгений 5 февраля 2019, 05:59
"Александр Д. 4 февраля 2019, 12:41

Р.Б.Евгению. Эллины под окормлением элладского патриархата,а константинопольский существует для того,чтобы собирать раскольников по всему Миру и направлять их нужным политическим курсом".


Полностью согласен, уважаемый Александр!

Именно это я и хотел сказать (наверное просто - не совсем точно выразил свою мысль).
Александр Д. 4 февраля 2019, 12:41
Р.Б.Евгению. Эллины под окормлением элладского патриархата,а константинопольский существует для того,чтобы собирать раскольников по всему Миру и направлять их нужным политическим курсом.
р.Б.Евгений 2 февраля 2019, 05:57
Александр Д. 1 февраля 2019, 08:53

"Сегодня нет государства Византия и нет города Константинополь".

Но есть эллины.

А Варфоломеи - приходят и уходят.
Александр Д. 1 февраля 2019, 08:53
Слово первенство означает:я здесь первый,значит я здесь все решаю.Но в евангелии нам показана другая логика:первый да будет всем слугою.
Сегодня нет государства Византия и нет города Константинополь.Похоже я тот самый глупый мальчик,который говорит:"А король то голый...".
Алексей31 января 2019, 18:28
Не ужели ничего нельзя сделать с Фанаром? Поставить на место,Афон молчит, только некоторые епископы выражают протест. Недавно здесь выходили статьи о конфликте с Элладской Церковью, о суде над Иерусалимским Патриархом?
р.Б.Евгений31 января 2019, 05:42
Цитата из статьи:

"Титулы «Великий» и «Первый» в Православии применяются к тем, кто остается верным Православию Вселенских Соборов и всех святых, несмотря на надуманные «пост-отеческие богословия» и метафизические измышления непросвещенного сознания, которые, однако, осмеливаются позиционировать себя в качестве продолжения отеческого богословия и традиции, хотя являются при этом вопиющим их отрицанием.

...Напротив, непослушание любым «маниям первенства»...является для православных верующих долгом священным и неопровержимым".


Замечательные и верные слова!

"Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям".


Владимир31 января 2019, 05:35
Мир вам и Дому вашему!
АлександрГ.30 января 2019, 12:15
А это значит, уходит Истина, уходит и власть. И ушедшую власть не вернуть никакими словами о ее "первенстве". Но это значит еще и другое, хочет власть быть властью, она должна стоять на Истине. Ибо, уход от Истины влечет за собой прекращение самой власти. А еще это значит, что власть не вечна, то есть это не то, что один раз дано и на этом можно постоянно "кататься".
Maria30 января 2019, 09:01
Замечательная статья. Отец Георгий молодец! Спасибо греческим братьям
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×