Стоит ли несчастному человеку поднимать свою самооценку?

Многие православные ответят на этот вопрос: «Конечно, нет». А многие психологи: «Конечно, да». Но это тот случай, когда, на мой взгляд, оба ответа не совсем верны.

«Самооценочная лихорадка»

Ажиотаж вокруг подъема самооценки действительно напоминает золотую лихорадку. Сотни тысяч человек только в России надеются радикально изменить свою жизнь к лучшему очень быстро и легко – пройдя тренинги повышения самооценки. Тысячи психологов предлагают соответствующие услуги.

Длится это не один десяток лет, и не видно признаков спада. Скорее, наоборот, лихорадка самооценки только набирает ход.

Но где же все эти счастливые люди, которые быстро и легко изменили свою жизнь к лучшему? Ведь их за примерно 20 лет этой лихорадки уже должны быть миллионы.

Их нет. Часть из них лечатся у психиатров, иные уже лечению не подлежат, а большинство пережили последствия подъема своей самооценки, ничего не приобретя.

Может ли быть польза от подъема самооценки?

Если самооценка снижена, и ее подняли до уровня трезвой оценки себя, человек получит пользу. Суть этой пользы в том, что человек будет чаще отказываться от недостойных его путей.

Люди соглашаются на грязные, разрушительные отношения с порочными людьми

Мне как психологу постоянно приходится выслушивать истории людей, от которых у меня возникает образ бомжа в рубище, живущего на помойке. Люди соглашаются на такие грязные, разрушительные отношения с такими порочными людьми! И на такие же работы. И не просто соглашаются, а очень держатся за все это, считая большой ценностью! По пословице: «Кто нового не видал, тот и поношенному рад». Поразительно, до какой степени эти люди страшатся потерять то, к чему большинство читающих эти строки и прикоснуться бы побрезговали.

Разумеется, я выслушиваю эти истории не на платных консультациях, потому что такие люди никогда не станут тратить деньги на свою душу, а в рамках благотворительной помощи.

И вот для таких людей начать себя больше ценить – шанс вылезти из этой помойки, вырваться из болота блуда, начать заботиться о себе, включая душевные нужды, искать других отношений, другой жизни.

Плохо только то, что как самооценка поднялась, так же легко она может и упасть снова.

Что происходит в реальности

В реальности на тренингах подъема самооценки ее не приводят к реальному уровню (ведь это сложно, особенно при групповой работе), а «раскочегаривают» по максимуму. «Ты лучше всех! Ты достойна самого лучшего!» Техники могут отличаться, но важна цель, а фактическая цель – завышение самооценки. И она на какое-то время успешно достигается. Дурное дело не хитрое.

Любой православный понимает, что это плохо, и почему плохо. Духовные последствия завышенной самооценки очевидны, поэтому я воздержусь от рассмотрения религиозного аспекта.

После тренинга поднятия самооценки первое время человек воодушевлен своим новым самоощущением и новыми возможностями, открывшимися ему. Порой на этом этапе ему даже удается материализовать свое новое самоощущение, например, произвести впечатление на собеседовании и получить должность выше своего текущего профессионального уровня. Знаю такие случаи.

Но долго обманывать себя невозможно: реальность стучится во все двери. Бог постоянно стремится привести нас к трезвому представлению о себе. И человек больно падает с той горы завышенной самооценки, куда его забросили на тренинге. Помните старуху с разбитым корытом в конце сказки? Та же ситуация.

Если же человек начинает сопротивляться реальности, то все еще хуже – это прямой путь к психическим заболеваниям. И они после завышения самооценки – самое обычное дело. Таких людей в моей практике было немало.

А бывает и еще хуже. Знакомая, проходившая трехдневный тренинг повышения самооценки от одного из самых известных в России гуру в этой области, рассказывала, что вскоре после тренинга двое из их группы покончили с собой.

Да, это не шутки.

Но огромные массы людей продолжают стремиться повысить свою самооценку. Яндекс показывает, что примерно 150 тыс. человек в месяц ищут такую возможность.

И все, кто имеет средства, находят.

Значит, не нужно ничего повышать? Все безнадежно?

Тот же Яндекс показывает, что примерно 800 человек в месяц ищут то, что на самом деле повышать нужно – «самопринятие». Поясню разницу.

Самооценка – как мы себя оцениваем. Самооценка тем лучше, чем она ближе к реальности. Завышенная самооценка еще вреднее, чем заниженная.

Самопринятие – это то, в какой степени мы себя принимаем, любим. Чем выше самопринятие, тем лучше. Не бывает «слишком высокого» самопринятия.

Самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия

Настоящим источником проблем является не сниженная самооценка, а как раз заниженное самопринятие. Именно непринятие себя является источником постоянного внутреннего дискомфорта, ложного чувства вины, конфликтов с окружающими, невозможности построить гармоничные близкие отношения (дружба, любовь), любовной, алкогольной, игровой и других видов зависимости.

Согласно тестам, которые в моей онлайн-школе на данный момент прошло более 20 тысяч человек, показатель самопринятия у конкретного человека обычно совпадает с показателем счастья. То есть если показатель самопринятия, скажем, 3 из 10, то показатель счастья в 95% случаев – в пределах 2–4 из 10. А это значит, что самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия. Другие параметры личности – тревожность, благополучие в отношениях (дружбы, любви), финансовая стабильность и др. – не имеют такой корреляции с показателем счастья и, значит, не являются определяющими.

Причиной сниженного самопринятия является недостаток принимающей любви со стороны родителей в детстве. Либо в семье отсутствует один родитель, либо между родителями не все ладно, либо просто родители ввиду собственных психологических проблем не умеют любить. А так как родители для ребенка – весь мир, получается следующая цепочка проблем:

Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь.

Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям.

А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей и занялся повышением самопринятия, то за какой-то год он бы снес эту стену и значительно продвинулся на пути к христианской любви.

Обусловлено ли высокое самопринятие высокой самооценкой?

Но не мешает ли сниженная или трезвая самооценка повышению самопринятия?

Нет!

Это видно из простой аналогии. Как наше принятие нашего ребенка (в норме) является безусловным и не зависит от недостатков ребенка (мы не любим его меньше, если он некрасивый, больной или плохо воспитан нами), точно так же и наше принятие себя не зависит от наших качеств и достижений.

Высокая самооценка не помогает и не мешает повышать самопринятие. Она просто про другое. Есть множество людей, которые успешны в материальном плане, причем добились всего сами – получили образование, построили бизнес, построили свое тело, – но при этом несчастны в личной жизни. Они просто несчастливы внутри себя и в отношениях с людьми. С самооценкой у них все в порядке, они ведь знают, чего и как добились. А вот самопринятие на низком уровне, и высокая самооценка не помогает им.

Высокое самопринятие – надежная опора

Высокое самопринятие – устойчивое достижение, в отличие от высокой самооценки.

Из самого слова «самооценка» ясно, что самооценка – процесс более интеллектуальный, чем эмоциональный. А ум человека очень подвижен. Нам кто-то сказал что-то неприятное о нас – и завышенная самооценка тут же рухнула: ведь у нее нет никаких опор в реальности.

Самопринятие же – дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять. Даже наши родители в нашем взрослом возрасте уже не являются такой непреодолимой силой: теперь мы знаем, что это просто люди со своими слабостями.

Самопринятие опирается на наши глубинные внутренние структуры и поэтому независимо от большинства внешних факторов.

Почему же нет «лихорадки самопринятия»?

У меня есть два объяснения.

Во-первых, неточность перевода англоязычной литературы. Ведь ажиотаж подъема самооценки пришел к нам с Запада, в западной литературе тема разработана гораздо лучше. Причем разработана как тема поднятия самооценки, так и тема повышения того, что на русском языке мы называем самопринятием. Но в русском переводе мы почему-то везде видим только «самооценку».

Повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно

Во-вторых, повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно. Не только на трехдневном, но и на десятидневном. Техники повышения самопринятия не имеют ничего общего с техниками подъема самооценки. Ведь в одном случае нужно просто задрать самомнение, а в другом ― исцелить травмы детства. Последнее гораздо сложнее, тут требуется индивидуальная работа. И фактор денег, возможности легко заработать их, оказывается решающим для многих психологов…

Как сочетается высокое самопринятие с Православием?

У православных нередко возникает вопрос, не противоречит ли любовь к себе (она синоним самопринятия) христианству.

Нет, не противоречит. Вот, например, что говорит свт. Игнатий (Брянчанинов) (Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему):

«...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».

Святитель противопоставляет правильную любовь к себе (как заботу о своей душе) потаканию своим страстям. В отличие от некоторых пугливых православных, ему не кажется, что любить себя – это значит любить свои грехи.

Высокое самопринятие не порождает терпимости к грехам, а придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой

По отзывам моих клиентов, сумевших повысить свое самопринятие, знаю, что высокое самопринятие отнюдь не расхолаживает, не порождает терпимости к грехам, а наоборот – придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой и теплой. А самое главное – делает более теплыми и доверительными отношения с Богом. Ведь если человек не принимает себя, мир, других людей, как он может принимать Того, Кто все это создал?

Вот несколько примеров.

«Теперь я верю точно, что Бог любит меня, Бог заботится обо мне и благословляет меня ― не потому, что я такая, а потому что Он такой!» (Анна, 32 года)

«Самое главное для меня – я ощутила, что Бог меня любит и принимает такой, какая я есть! Я почувствовала связь с Ним! До этого курса я не давала Богу действовать в моей жизни, а пыталась строить свою жизнь сама, т. е. не доверяла Богу. От этого жизнь была трудной, порой невыносимой. Сейчас я отдала свою жизнь в руки Божьи! Я чувствую Его ЛЮБОВЬ, большую и теплую! И ОНА больше и значимей родительской любви!» (Светлана, 39 лет)

«Я начала больше доверять Богу и меньше теперь тревожусь о будущем – я знаю, что даже если ошибусь где-то, Он всё вырулит наилучшим образом, потому что Он меня любит!» (Анна, 31 год)

«В итоге: научилась радоваться каждому дню, учусь прощать, любить родителей, детей по-новому. Хожу в храм, помогаю ближним ― не потому, что надо, а потому, что так хочу! Ваш курс оживил, углубил мою религиозную жизнь...». (Антонина, 54 года)

Почему чисто психологическая работа может так отражаться на духовной жизни? Потому, что высокое самопринятие – это составляющая совершенства (к которому призывает нас Христос), и чем мы совершеннее, тем ближе к Богу, тем легче нам любить.

Дмитрий Семеник,
психолог

21 февраля 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО) Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО)
Игум. Нектарий (Морозов)
Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО) Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
О том, когда обращаться к пастырю, а когда – к психологу; в каких случаях знание психологии пастырю просто необходимо; чем и кем может заниматься приходской психолог.
Самооценка и смирение Самооценка и смирение
Андрей Горбачев
Самооценка и смирение Самооценка и смирение
Андрей Горбачев
Как совместить «здоровую самооценку», которая, по определению психологов, должна быть «выше средней», с необходимым для спасения смирением? И нужно ли пытаться это совмещать?
Музыка мозга и дыхание Бога Музыка мозга и дыхание Бога
Священник-физиолог Константин Константинов
Музыка мозга и дыхание Бога Музыка мозга и дыхание Бога
Беседа с протоиереем Константином Константиновым
Можно ли услышать, как работает мозг? Оказывается, можно. И даже можно с помощью этих звуков корректировать поведение людей с психическими расстройствами.
Комментарии
Георгий 3 ноября 2021, 11:10
В Псалтыре сказано: "Любящий неправду ненавидит свою душу". Пытаюсь вникнуть в суть самопринятия в свете православия. И вот такой вывод лично у меня получается. Нужно при всяком действии с людьми уяснять для себе грех ли это мое действие или не грех. Если объективно перед Богом это действие не грех, то нужно усилием разума искоренять ложное чувство вины. Другими словами, нужно в этом случае полюбить себя, потому что воля Божья важнее всего на свете, в том числе мнений и отношений к тебе людей. Главное, чтобы Бог тебя хвалил в твоих действиях. А как на это смотрят люди - НЕВАЖНО. А для этого нужно возненавидеть неправду и "поучаться в Законе Божьем день и ночь", чтобы узнать Его святую волю.
Алексей Зюков18 сентября 2021, 13:41
"То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения. В противном случае мы обречены на лишение Небесного Царства вместе с фарисеями. Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос." - не соглашусь с данным утверждением, что без низкой самооценки только погибель ждет человека. Низкая самооценка - это не смирение, о котором говорить Господь "научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем" Наверно правильно утверждать, что без смирения - гибель. Смирение - это не низкая самооценка, а ПРАВИЛЬНОЕ видение себя. Т.е. с одной стороны - грешным человеком, с другой - образом Божьим.
Елена27 мая 2019, 12:41
Раны разные бывают. Если у человека отрезана нога, то он смиряется с ее отсутствием, а не внушает себе, что она есть или как хорошо было, когда она была... То есть невнимание и нелюбовь одного родителя можно себе объяснить и простить их (это вообще способ хороший, ключ к пониманию и прощению недостатков и немощей других людей), и даже переубедить себя, что родитель по-другому любить не умел просто. Это хорошо помогает.
А вот если не было родителя, то (как и в случае отрезанной ноги) никак не внушить (ногу не пришьет хирург), что он был и что любовь была. Или я не понимаю КАК это внушить себе.
Автор23 мая 2019, 14:37
Елена,
если Вас ударили ножом, Вы оставите рану незалеченной только потому, что «это же правда, я не могу себе лгать и сделать так, как будто этой раны не было»?
Конечно, почистите и зашьете рану и будете только рады, если след будет малозаметен.
Почему же к душе другой подход?
Работа, о которой идет речь, - это не самообман, а залечивание тех ран, которые сейчас гниют и смердят в вас. И это требуется проделать однократно, как и любую хирургическую операцию.
Автор23 мая 2019, 14:35
Елена,
смирение с отсутствием чего-либо не восполняет отсутствие чего-либо.
Вы можете смириться с отсутствием еды и смиренно помереть: еда от этого не появится.
Если уж искать способ решить проблему недостатка родительской любви в рамках чисто церковной практики, то это восполнение недостатка любви Божией любовью. В курсе этот метод также представлен. И я допускаю, что кто-то может решить свою проблему и таким образом. Хотя это гораздо дольше и придется стать святой. Если сможете. У несвятых я не встречал таких достижений. А святых не консультировал.
Елена19 мая 2019, 23:33
Добрый вечер. Вопрос по методике самовнушения не исчерпан. Извините, если слова "самогипноз" и "самопогружение" к ней отношения не имеют. Это не клевета и не провокация, а нормальные человеческие вопросы неграмотного в сфере психологии человека. Простите, но как можно себе внушить, что тебя любили в детстве оба родителя при отсутствии одного из них? С точки зрения веры (как я это понимаю) человек смиряется с отсутствием чего-то, но веря что Бог все может восполнить, учится принимать реальность как она есть, а не внушать себе красивые образы несуществующих отношений.
Автор18 мая 2019, 13:08
Елене (часть 4)
...Школа существует 7 лет, ее прошли десятки тысяч человек - найдите хоть одного, который получил вред, и тогда получите объективные основания для опасений.
Есть, конечно, еще Евангелие и труды святых отцов. На них я и основываюсь изначально при оценке любой новой для меня методики. Поэтому и при таком способе оценке противоречий Вы не найдете.
Автор18 мая 2019, 13:07
Елене (часть 3)
...от любой практики, которая может принести ему пользу, может исцелить его душу хотя бы частично.
(Особенно ясно это видно при общении с самоубийцами.) Поэтому если Вам что-то кажется, если возникают идеи, а нет ли там чего-то вредного, учитывайте возможность и такого происхождения своих опасений, а не носитесь со своими тревогами как с писаной торбой.
Как Христос учил познавать все явления? По своим тревогам? Или, может, по «списку методик, соответствующих православному мировоззрению»?
Нет, Он учил познавать все по плодам. Плоды в данном случае - это те реальные изменения, которые происходят с людьми...
Автор18 мая 2019, 13:05
Елене (часть 2)
А другое дело, если цель - исцелить те раны, которые нанесены тебе в детстве родителями. Богоугодно ли исцелять свои раны?
Задумайтесь! Православие не запрещает думать, наоборот, рассуждение необходимо для спасения!
Для меня нет неудобных вопросов, но в неуместные дискуссии с тревожными людьми я не вступаю, особенно если они начинаются в агрессивной форме, поскольку имею большой опыт таких диалогов, и они никогда ни к чему не приводили, а время нужно на полезные дела. Если человеком в той или иной степени владеют бесы (в слабой форме это выглядит как повышенная тревожность, в более сильной - как психическое заболевание), то они всеми мерами стараются удалить человека...
Автор18 мая 2019, 13:05
Елена, (часть 1)
рекламировать здесь мои курсы неуместно. Но на Ваше сообщение я должен ответить, чтобы Вы не вводили читающих в заблуждение.
Ничего противоречащего православию в школе нет. Принцип «не навреди» - главный у меня. Ведь ответственность перед Богом за все сделанное другие людям - нешуточная!
Никакого самогипноза в курсах нет. Гипноз опасен. Слова «самопогружение» вообще нет нигде в курсе, хотя само по себе слово хорошее и вполне соответствующее православной практике.
Самовнушение есть в 10% шагов этого конкретного курса. Вред зависит от цели любой практики. Одно дело, если самовнушением пытаться сделать себя богатым, например, вопреки воле Божией, или поднять мнение о себе.
Елена16 мая 2019, 10:08
Здравствуйте! Соответствует ли методика предлагаемых курсов (самопогружение, самовнушение, самогипноз) православному мировоззрению? Не опасно ли для православного человека переносить себя мысленно в прошлые или несуществующие отношения (состояния). Я так понимаю, что это кроме тестов и статей, самогипноз - ядро Ваших курсов. И оно как раз и смущает. ММожет следовало бы объяснить методику открыто, а не стирать "неудобные" вопросы на своих интернет-площадках? Тем более, если верующие христиане, заплатив за курс, бросают прохождение из-за смущающих методик...
V. K.20 апреля 2019, 10:37
Спасибо, очень хорошая статья!
Сама об этом думаю в последнее время.
В нашей стране столько неблагополучных семей, в которых родители способны только родить, накормить, одеть и выучить (хотя я не пытаюсь умалять и эти их заслуги). В которых с детьми никто не говорит о Боге, о Любви, о достоинстве, о самопринятии... Потом такие дети строят свои семьи по тому же образу и подобию.
Самое ужасное то, что без должного уровня рефлексии такие люди испытывают большие проблемы и в духовной жизни!
Порочный круг должен быть разорван!
Психология и Православие должны действовать вместе для того, чтобы помочь таким людям!
Дмитрий Семеник26 февраля 2019, 11:52
Ольга,
ох уж эти искатели «бездумных путей»! Кто-то мечтает спастись, бездумно читая Псалтирь, кто-то - бездумно делая добрые дела.
Безусловно, добро делать необходимо! Добрые дела дают благодать и, при некоторых условиях, помогают учиться любви.
Но этого недостаточно! При бездумном подходе не всегда и отличишь добро от зла. А любовь - это не просто дарение, а «вершина совершенств» (свт. Лука Войно-Ясенецкий), вершина лестницы совершенствования (прп. Иоанн Лествичник). Путь же к совершенству невозможен без большой вдумчивой и разноплановой работы над собой.
Екатерина26 февраля 2019, 10:07
Хочу еще сказать для тех, кто ищет ответ на вопрос: почему не достаточно просто участия в Таинствах и соблюдения заповедей для самопринятия. Я для себя поняла так: разные люди - разные методы. Ведь если ты болен и вдруг случай сводит тебя с нужным врачом - ты не будешь отказываться от лечения, а подумаешь, не послан ли тебе Богом этот человек для того, чтобы помочь, а также чтобы избежать гордости типа "моя вера меня спасет"...
Ольга26 февраля 2019, 09:02
Чем платить за курсы, лучше отдать эти деньги нуждающимся и продолжать работать над собой, неся людям добро. И тогда некогда и незачем будет думать о самооценке и самопринятии. Они будут на должном уровне – безо всяких сомнительных курсов. Научиться любви заочно невозможно! Нужно творить добро – проявление любви - очно! Сначала, возможно, понуждая себя, но постепенно это станет нормой. Вот это будет настоящая школа любви! Всем нам пример – святые, ставшие таковыми без психоаналитических курсов. Присоединяюсь к вопросу анонимного комментатора (*) и Руслана.
Екатерина26 февраля 2019, 08:55
Хорошая статья, спасибо) Сама прошла долгий путь самопринятия. Уже не помню, как на него вышла, но кружила долго)) Возможно, именно материалы с сайтов Д. Семеника помогли, какое-то время изучала их пристально.
Действительно, мы, будучи в основной своей массе, глубоко больны душевно, начинаем читать св. Отцов древности, которые писали для монахов, и пытаемся следовать их советам. В итоге совершенно неверно понимаем их учение. Для меня переходным этапом от психологии к духовной жизни стали книги о. Паисия и о. Порфирия Афонских, а также письма о. Иоанна Крестьянкина и Валаамского старца схиигумена Иоанна. Это наши современники, знакомые с нашими проблемами.
*25 февраля 2019, 22:06
Дорогая Т.А.! Вслед за Русланом спрашиваю, как можно помочь вам?
Иоанна_ 25 февраля 2019, 21:37
Наталья, окормление у хорошего духовника не может не дать результатов. А если не даёт - значит, окормление у данного духовника для вас бесполезно и вы зря теряете время. Есть 2 пути: первый - ставить диагноз и потом точечно лечить болезнь (медицина и психология), а другой - "просто" правильно духовно настроить человека, и за этим правильным духовным устроением подтянутся и душевное, и даже телесное. Дух, душа и тело не разделены непроходимой пропастью, а связаны, и гораздо теснее связаны, чем кажется на первый взгляд. Вопрос в том, что хороших духовников мало и времени у них мало, а болящих и страждущих много, очень много...
Дмитрий Семеник25 февраля 2019, 17:43
Наталии, окончание.
Что касается западной психологии, не знаю, почему так исторически сложилось, но думаю, что у российских специалистов хорошие шансы не только догнать, но в чем-то и превзойти Запад, потому что там отсутствует или искажен духовный аспект этой проблемы, а у нас он может быть раскрыт наилучшим образом благодаря Православию.
Дмитрий Семеник25 февраля 2019, 17:40
Наталия,
первый вопрос и мне как большому «фанату» святоотеческой литературы не дает покоя.
Дерзну лишь высказать предположение, что все-таки православие - это больше про духовную жизнь. А кроме духовной жизни, есть и душевная, и телесная. Медицина ведь тоже нужна человеку, но Евангелие и святоотеческие труды - не медицинские справочники.
Самопринятие - тема духовная и душевная, духовный аспект (восполнение недостатка родительской любви через усыновление себя Богу) у святых отцов рассматривается, душевный - нет.
Наталия 25 февраля 2019, 14:49
Да, повышение самопринятия это необходимое дело, полагаю, что очень часто нужно вести речь даже не столько о повышении, сколько о восстановлении самопринятия. Не дает покоя вопрос, почему психологический курс может помочь разобраться, что такое самопринятие, и как его улучшить, а чтение Св. Писания, участие в Таинствах, молитвы, изучение аскетической и святоотеческой литературы, исповедь, окормление у духовника могут годами не давать результата в этом направлении? И почему западные психологи намного больше и тщательнее разработали этот вопрос по сравнению с нашими, отечественными?
Дмитрий Семеник25 февраля 2019, 11:09
Дорогая Ирина,
грехи не прибавляют психического здоровья. Поэтому, чтобы не брать на себя еще и грех клеветы, уточните конкретно, после какого именно "такого вторжения в психику" Вы повредились, и что дает Вам основания распространять свои страхи на любые онлайн-курсы.
Елена25 февраля 2019, 09:41
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором. Прошла нелегкий путь, чтобы это понять. Шла на ощупь, т.к. доверяла только православной литературе, главным образом святоотеческой, психологию не признавала. Теперь вижу, и она может помочь.
Хочется ответить Наталья 21 февраля 2019, 08:43: Это очень сложно понять. Мне помог Господь. Он проделывал какую-то работу в моей душе, как-то менял ракурс моего зрения внутреннего, и в конце концов я поняла. Но я не осознавала, что работа ведется по повышению уровня моего восприятия. Сейчас я уже это понимаю.
Ирина25 февраля 2019, 00:48
Для Т.А. Милая моя, дорогая, хорошая, всякие он-лайн курсы - это очень, очень опасно. Даже личные курсы с психологом требуют большой осмотрительности, а когда из тебя без всяких гарантий могут какой-либо очень больной момент из подсознания вытащить и один на один с этой болью оставить, неизвестно, выдержит это психика или не выдержит. Говорю на основе своего очень страшного опыта, когда после такого вторжения в психику очень долго восстанавливалась, спасали ТОЛЬКО Св. Таинства, тем и выжила. Это было в 2010 году. До сих пор вспоминаю со страхом. Пожалуйста, не рискуйте.
Руслан24 февраля 2019, 22:43
Здравствуйте! Хорошая статья, но я не про это! Вопрос к администрации сайта, как технически возможно отправить деньги на очки ребёнку многодетной мамы Т.А.? Заранее спасибо.
Наталия Ростова - автору статьи24 февраля 2019, 08:25
Знаете, Дмитрий, очень резанул Ваш ответ Наталье и многодетной маме...Уверена, что если б они пришли к Вам на платную консультацию, отношение было бы другим...Уж лучше вообще не отвечайте на комментарии, чем так...И кстати, поверьте мне на слово, не всё решается желанием конкретного человека совершенствоваться. Иногда наши желания не совпадают с нашими возможностями ( избитая истина ). И уж на православном сайте, действительно неожиданно неприятно вместо доброго комментария от специалиста, получить от него порцию желчи. Хотя, наверное, Вы так не думаете.
Дмитрий Семеник23 февраля 2019, 22:55
Т. А.
Если моя статья - реклама, то Вы без труда решите свои проблемы другими способами, ведь в рекламе хорошего не посоветуют, верно?
Если же Вы доверяете мне и хотите воспользоваться именно моими курсами, то странно, что Вы не заметили скидки для малоимущих, для которых не требуется никаких справок: http://shkola.realove.ru/lgoti
Елена 23 февраля 2019, 17:04
Спасибо автору. Особенно меня тронул комментарий многодетной мамы Т.А. Ох, 5 деток.
И так , что я поняла без курсов и пр.это нужно относиться к себе, как самый любящий родитель к своему самому любимому чаду. Т.е. абстрагироваться от себя в какой-то ситуации и взглянуть на себя, как на любимого ребёнка. Мы можем и пожалеть свое чадо, и побаловать можем, и будем снисходительны и милосердны и пр. А какие мы к себе? Мы строги к себе, порой жестоки и жестки, а в итоге так и относимся к окружающим. "Возлюби ближнего, как самого себя." А мы себя не любим, как мы можем любить ближнего? Быть терпеливы и милосердны? Надо начинать с себя, а для ближнего стать адвокатом, с кем не бывает.
Дмитрий23 февраля 2019, 15:37
Кто-то из святых Отцов сказал- "Примирись с собой, и примирятся с тобой Небо и Земля." И в другом месте- "Молись, чтобы не пришло на тебя искушение. Пришедшее же прими как свое, а не чужое." Не об этом ли говорит автор статьи? Что бы себя исправлять (C Божией помощью), надо сначала увидеть и принять себя, какие мы есть, а не какими мы хотим казаться.
Наталья23 февраля 2019, 10:23
Аноним, 22 февраля 00:52.
Если "такие" вопросы волновали Антония Великого, то не странно, что они волнуют и меня. Возможно, вы уже достигли святости, в связи с чем такие вопросы вам безразличны.Кроме того мои "странные" вопросы весьма отличаются от тех, которыми задавался великий святой.
Катерина, 21 февраля 2019, 22:12
Да, я уверена в том,что у меня проблема в самопринятии. Сути вашей критики в свой адрес не поняла.
В Писании "таких случаев" исцеления низкого самопринятия, я не встречала.Может,укажете, о чем вы?
По смыслу вы мне никак не ответили, наоброт,мимо.Вы тоже психолог?
Всем, страдаюшим низким самопринятием желаю милости и помощи Божией и исцеления.
Автору спасибо, что ответил.
Т. А.22 февраля 2019, 23:10
Я многодетная мать. Тяжёлое материальное положение. Душевное ещё хуже. Муж никогда не согласится выделить мне из семейного бюджета даже 5 тыс. рублей на курсы. Я и таблетки то себе практически не покупаю, а одной из дочерей не могу купить очки вот уже два месяца. И как же мне быть? Как научиться самопринятию? Есть ли бесплатная помощь таким христианам как я? Или нужно где-то попросить, представить какие-то документы? Хотя просить мне очень стыдно. Может где-то можно бесплатно ознакомиться хотя бы с азами?
Если это реклама, то очень горько, а если искреннее желание помочь, то большое спасибо Вам, Дмитрий!
Монахиня Тихона22 февраля 2019, 22:49
Спасибо за статью! Очень мне помогла.
Саша22 февраля 2019, 16:08
Рекламы здесь нет, просто в отзывах упоминания о курсе, а откуда еще отзывы брать, как не с сайта? Я сама на этом сайте была года три назад, когда сил не было так жить, срываясь на всех и вся, повеситься хотелось. Материалы сайта помогли. избавиться от страхов, научиться доверять Богу. Здесь в статье просто обозначено, что проблема не в самооценке, как многие думают, а в самопринятии. И именно на это нужно обратить особое внимание. Приняв себя, по другому смотришь на мир и людей и половина грехов отпадает, страхи, раздражения по мелочам, появляется терпимость к людям, снисхождение к другим, значит и меньше осуждения, меньше ссор и споров, больше радости
Елена22 февраля 2019, 10:48
Наконец-то появилось освещение этой проблемы. Вместе с тем видно, что это скрытая реклама курсов автора. Хорошо, мне подходит и то, и другое. Где же ваши курсы?
Сергей22 февраля 2019, 08:17
Прекрасно, что автор озвучил "запретный внутренний вопрос" - почему "не работают" Таинства? Почему Бог меня не исправляет? Потому, что ты просишь Бога создать СВОЙ "правильный" образ себя. Отсюда Его молчание. Принятие своего образа - это глубокое эмоциональное переживание, сравнимое с чудом. Это интеграция себя в Мир Бога. Это акт Богопознания. Говорю из своего опыта, "не читавшего и не посещавшего" никакие курсы. Кризис самобичевания и самоотвержения своего образа, иногда рождает принятие своего образа. Понимаю многих пишущих - НЕВЫНОСИМО много свободы дал Бог человеку! И не заложил Бог инстинкта САМОГАРМОНИЗАЦИИ в человека. Самопринятие и смирение - синонимы. Внимательнее читайте святых.
22 февраля 2019, 00:52
Наталье.
Странные вопросы вас волнуют, особенно странные для православного человека - вы не помните слова: «себе внемли, Антоний»?
Катерина 22 февраля 2019, 00:10
Попытка на основе скромной статьи поставить себе диагноз напоминает рассказ Джером К. Джерома, где герой рассказа, пытаясь определить свое заболевание, прочитал медицинский справочник и на этой основе обнаружил у себя все болезни, кроме родильной горячки:) зачем так рисковать? Если дела плохи, то нужно искать очной консультации. 90% информации люди получают визуально, при личном общении. Если такая не привлекает, а тянет на онлайн, то тогда и дела не особо плохи.
Галина21 февраля 2019, 23:45
(продолжение) борюсь с этим как могу. О счастье нет и речи! Сохранить бы жизнь и рассудок (ведь нормальному человеку такие мысли не приходят в голову, наверное). К психологам идти отказывалась именно из-за распространения так называемых псевдопсихологов с их методиками. И вот «случайно» читаю эту статью! Случай - это псевдоним Бога. Спасибо редакция сайта и Дмитрий! Если можно, хотелось бы и в дальнейшем читать материалы православных психологов. Ведь не секрет, что у священников порой недостаёт соответствующих знаний при общении с паствой. Один священник на исповеди мне так и сказал «Я Вас уже три года знаю и Вы не исправляетесь. Значит Вы не хотите. Не ходите больше в церковь».
Галина21 февраля 2019, 23:36
Спаси Бог за статью! Я человек с низким самопринятием. Двадцать лет как воцерковилась и как пишет Дмитрий «бьюсь об стену». Не могу принимать своих детей, раздражаюсь, испытываю чувство вины, ненавижу себя, пытвюсь исправиться, срываюсь опять... Читала и плакала. Вдруг вспомнила как в детстве до судорог ощущала непринятие родителями. Плакала и кричала «вы меня не любите!» Они очень хорошие, интеллигентные, добрые люди, но такого ребёнка как я не хотели, считали позором. Слишком подвижный, не отличница, в музыкалке не лучшая и т.п. «Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь.» так и есть! До того дошло, что последние 4 года я не хочу жит
Людмила21 февраля 2019, 22:59
Галине Б. Галина, а Господь ведь благословил врачей. В церкви много невротизированных людей. Которые страдают, каятся, а изменить себя не могут. И Господь сейчас в это время также Дает нам помощь психологов. Уж лучше ходить к психологу, чем мучиться от невроза, мучить себя и близких. А вот эти позиции-психологи-это зло, они, простите, не во всех случаях работают. Почитав такое, невротик будет дальше страдать, помышляя что обрашаться к таким специалистам вредно. Специалист специалисту рознь, его надо искать, хороших мало. Ну и, конечно, Таинства, Вера, никакой психолог это не заменит, но психотерапия это также и лекарство, чтобы понимать себя. Я не про тренинги роста, это совсем другое, не то
Катерина 21 февраля 2019, 22:12
Наталья21 февраля 2019, 17:37 - Вы,человек (по Вашим словам) воцерковленный, очевидно, не чурающийся святоотеческой литературы, конечно знаете, что подобный вопрос "Почему Господь, видя это и понимая, что человек не в состоянии сам осознать, что с ним, не исцеляет .." и т.д. задают не смертному психологу на сайте, а Тому, Который не даёт Вам ожидаемого. Саму. Лично. В Св. Писании такие случаи описываются. Психолог Вам отвечает по смыслу также, как я. А затем вполне профессионально предлагает конкретное решение. Вы же, вместо того, чтобы это предложение хотя бы обдумать, игнорируете его и начинаете весьма вольно интепретировать первую часть ответа. Вы уверенны, что Ваша проблема самопринятие?
Татьяна21 февраля 2019, 21:50
Спасибо за статью. Стало понятнее. И спасибо, что удерживаетесь от советов и конкретных рецептов, ведь все очень индивидуально. Работа над собой требует усилий. Действительно стержень личности прорастает на тепле и заботе, на самопринятии, а не на оценках. Хотя куда без них. И понятно про работу психолога - не растить корону-иллюзию, а передавать свой опыт самопринятия не смотря на критику.
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 21:25
анониму, который написал: «Основная мысль ясна, имеет место быть. А где же конкретные советы по исправлению ситуации?»
В онлайн-курсе "Повышение самопринятия" одного чтения - более 2000 страниц. И даже прочитав их все, Вы не сильно продвинетесь, потому что мало читать, нужно еще диагностировать свои проблемы по множеству параметров и выполнять упражнения.
Данная статья не претендует на то, чтобы на 5 страницах проделать ту же самую работу. У нее гораздо более локальная тема и задача.
Минимальные советы Вы можете найти здесь: http://www.pobedish.ru/main/samopoznanie
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 20:59
Всем, кто боится психологов и психологии

Я искренне хотел бы надеяться, что ваша пассивность под девизом «Нам хватит Евангелия и святых отцов» будет принята Христом как добровольное мученичество и зачтено вам во искупление ваших грехов. Подобно тому, как психически больным людям, скорее всего, зачитывается их страдание.
Но остается вопрос, как быть с теми страданиями, которые вы причиняете другим людям. Ведь люди со сниженным самопринятием мучают не только себя, они мучают своих мужей, жен, детей - в общем, всех, с кем вступают в близкое общение. Причем детей они уродуют и обрекают на годы либо на всю жизнь мучений. Юные наркоманы, самоубийцы, социопаты - дети таких родителей...
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 20:56
Анонимному психологу
Курсы существуют не два года, а 6 лет, на данный момент, а их базис - группа сайтов «Пережить.ру» - 13 лет.
Отзывов о школе - десятки тысяч, публичных - сотни. Многие люди в Школе уже 6 лет, за это время их жизнь полностью изменилась. Кстати, множество людей воцерковилось благодаря этим сайтам и Школе.
Завидовать - не хорошо и не полезно. Раз взялись давать советы, хоть фамилию бы написали, чтобы ознакомиться с Вашими достижениями.
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 20:54
Лене, продолжение.
Придя в православие, они крайне ограничивают спектр своей духовной работы, и оправдывают свою косность своей ортодоксальностью. На самом деле, за этим стоят страхи и нежелание расти и на самом деле совершенствоваться.
А человек с высоким самопринятием не страдает от страхов. Его не ранят так сильно негативные открытия о себе, поэтому он может спокойно воспринять их и заняться своим исправлением. Что мы и видим на практике.
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 20:53
Лена,
Ваши опасения понятны. На приблизительно эту тему у меня есть статья: http://www.pobedish.ru/main/pain/schaste_neschastnyh.htm
Но в реальности, наоборот, наиболее непробиваемыми являются психически поврежденные люди. Если Вы вспомните окружающих Вас людей, скорее всего, Вы согласитесь с этим.
Они испытывают множество страхов (в том числе страх узнать о себе что-то новое), они испытывают агрессию ко всему новому и ко всем, не похожим на них. Они крайне ограничены в своих представлениях, и даже масштабным чтением святых отцов не могут заняться, так как встречают там много обличающего их, понуждающего менять свои представления. (продолжение следует)
Елена К21 февраля 2019, 20:06
Елене: православные психологи есть на елицы.ру. отвечают на ваши вопросы бесплатно, прямо на почту. Мне в момент острой необходимости они помогли: один психолог ответил подробным письмом на имейл.

Автору статьи: Вы верно пишите про самоприятие. Когда я докапалась, что загвоздка именно в нём, действительно моё восприятие окружающих и мира вокруг изменилось. Я стала позитивнее и радостнее! А до этого мне священники ничего объяснить не могли. Один сказал, что у меня человеку годие, а что это и как с ним бороться не объяснил...
А я пыталась всем людям быть хорошей, боясь, что иначе не будут со мной жить, дружить, общаться...
21 февраля 2019, 17:48
Основная мысль ясна, имеет место быть. А где же конкретные советы по исправлению ситуации? Было бы хорошо, если бы священники объяснили заповедь о любви к ближнему и к себе, именно с православной позиции.
Наталья21 февраля 2019, 17:37
Дмитрий, прошу прощения, если задела вас своими вопросами. Но не могу согласиться с вами. Я написала, что и сама страдаю от низкого самопринятия. Мне уже за 40, и страдаю я всю жизнь. Знаю и своих сверстников, мучающихся тем же. Так что эта проблема стала такой острой не сегодня.
Видимо, японцы и индусы в рай не попадут, ибо не крещены и не веруют, как требует того для спасения Еванеглие? Вы намекаете, что такие, как мы, не спасутся?
Я к вам обратилась как больной человек к специалисту, а вы по сути оттолкнули меня, заявив, что это мои проблемы, мне их и решать. Желание у человека повысить самопринятие возникнет только тогда, когда он узнает, что оно низкое. А как ВСЕ люди узнают об этом?
21 февраля 2019, 16:58
Я тоже увидела только рекламу, и ничего больше.

Дмитрий, позвольте совет от психолога: прежде чем рекламировать свои курсы и постить восторженные о них отзывы, не мешало бы, я полагаю, повременить. Ваши курсы достаточно "молоды", восторженные отзывы пишут многие люди после всяких разных обличаемых вами тренингов. Чем вы сейчас отличаетесь от авторов этих тренингов? Даже если вы делаете важное и хорошее дело, хотелось бы увидеть его долгосрочные результаты. Лет через 10, например, собрать отзывы, а не на второй год существования самих курсов...

П.С. самопринятие и самооценка связаны гораздо теснее, чем вы здесь написали. Но - это отдельная тема для исследования.
Елисавета21 февраля 2019, 16:26
Елена, не унывайте! Одно то, что такую статью прочитали - это ведь большая помощь. Когда знаешь, что за проблема, уже легче бороться. И Господь Своих не оставит! Думаю, кому-то для исцеления нужен такой замечательный психолог как автор статьи. А кому-то Бог по-другому дает поддержку. Он видит, у кого какие средства.
Но главное, ведь наш Господь есть Любовь. А будем к Нему приближаться - и сами будем любить мир, и ближних, и себя - во всем Его Самого будем любить. Все мы носим в себе Его образ и Его чада - да помилует Он нас за то, что мы - Его.
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте". (Ин.14:1)
Простите. Помоги всем нам Бог.
Светлана21 февраля 2019, 15:58
Благодарю за статью! Всё ясно и понятно.

Наталья резонно озадачена тем, что как же другие-то, не прочитавшие эту статью?! Однако, думаю, что Господь по Промыслу Своему посылает каждому то, что ему необходимо: кому-то и без статьи психолога очевидна категория и степень саморинятия, а другим помимо статьи требуется консультация у психолога. Всё индивидуально. Только было бы больше у нас веры.
Галина Б.21 февраля 2019, 15:05
Дорогие православные, а где же наша вера в Господа Иисуса Христа? Ведь в Евангелии все сказано. "По вере вашей...". Господь исцелил расслабленного, который 38 лет пролежал, ожидая помощи. А Лазарь четверодневный? А слепорожденный? А гадаринский бесноватый?. А святые, по молитвам которых Господь и по сей день исцеляет, вразумляет,приводит к покаянию? "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6). Не гордыня ли сводит на нет все попытки "пробить стену" между нами и Богом. Богу все возможно, а от нас Ему нужно только смирение. Слава Богу за все.
Татьяна21 февраля 2019, 14:53
автору статьи больше спасибо. тема раскрыта так просто и понятно. хотелось бы еще почитать статьи этого автора.
Елена21 февраля 2019, 14:45
Несчастные дети были во все времена. И живущие с родителями, и сироты. Психология же возникла на рубеже 19-20 вв. И спасались люди всякие тоже во все времена. Каким бы не был человек по характеру своему, по внутреннему устроению, по болезням души, не хватает человеку только одного - смирения. И очень сомнительно звучит фраза, что человек топчется на месте десятилетия, духовно не развивается, прошел курс и полетел ввысь. Что, курс помогает смириться? А почему святые отцы не помогли? Читала детство св. Игнатия Брянчанинова, не позавидовала. Но стал-то святителем. И ни что не помешало.
Лена21 февраля 2019, 14:08
Теоретически понятно, а практически кажется, что человек с высоким самопринятием ("я таков каков есть, и полностью этим удовлетворен") может стать непробиваемым эгоистом/эгоцентриком. И кого он послушает, если "Самопринятие же – дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять." ? Объясните, пожалуйста, если я что-то не так понимаю.
Ольга21 февраля 2019, 13:22
На мой взгляд, к психологии, психологам и тому, что они говорят, нужно относиться осторожно. А.Л. Дворкин, главный наш сектовед, считает, что "Заочная школа Любви", основателем которой является автор статьи, - это «обычный психокульт». А к А.Л. Дворкину лично у меня доверия больше. Я бы никогда и ни за что не стала бы обращаться к психологам - даже самим именитым. И данная статья меня еще больше убедила, что к психологам – ни на личные беседы, ни на групповые тренинги - ходить не нужно.
Иоанна_ 21 февраля 2019, 13:17
Замечательная статья, указывающая верное направление. ///Наталья, Господь спасает человека не только через церковные таинства, но и через обстоятельства его жизни. Рассматривайте данную статью как такое обстоятельство, как ценный совет, который (если пожелаете) можете творчески применить к своей жизни. Ценный совет, данный мудрым человеком в нужное время, как известно, дорогого стоит./// Галина Б., Лазарев - это слегка разбавленный оккультизм, а отнюдь не психология.
Дмитрий Семеник21 февраля 2019, 12:51
Наталье.
Ваш вопрос из серии: а как же с индусами и японцами, почему они должны погибать, ведь у них нет даже шансов узнать православие?
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Точно на Ваши вопросы может ответить только Господь Бог. Я могу высказать лишь предположение.
Проблема сниженного самопринятия становится острой именно сейчас, по мере деградации института брака. И именно сейчас появляются средства для решения этой проблемы. Мой онлайн-курс, например, доступен из любой точки мира.
И граница между теми, кто решает эту проблему, и кто не решает, на мой взгляд, определяется не доступностью специалистов, а только желанием конкретного человека совершенствоваться всецело,как и заповедал Христос.
Олег21 февраля 2019, 11:48
Для Натальи:

Возможно, все дело в том, насколько сильно человек стремится понять, что с ним происходит и что в нем "не так"? Кто ищет с усердием, с желанием найти и разобраться в своем "не так", тот и находит с Божьей помощью. "...Ищите, и обрящете..."
Сергей21 февраля 2019, 11:35
Поразительная ситуация: «Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям…». Получается, что за все эти годы не нашлось ни одного члена Церкви, которые бы научили страждущего. А простенькая схема самовнушения творит «чудеса». Или это:«Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь» - откуда это, кто сказал, что это так? Очередная формула мирской «мудрости»? Как хочется легко, самому, без Бога, вне Церкви решать сложные проблемы!
Марина21 февраля 2019, 11:21
к сожалению, больше похоже на рекламу курсов по самопринятию
реальных советов в статье не нашла
Сергей Н.21 февраля 2019, 11:19
Спасибо, Вам!
На эту тему надо чаще говорить на ваших ресурсах, таких как pobedish.ru
А то, люди, особенно молодые, путая самооценку и самоприятие, задирают самомнение при пониженной терпимости к себе и от того больно бьются об острые края жизни.


Елена21 февраля 2019, 10:58
Огромное спасибо за статью! Тема остро актуальная и нужная!
Елена21 февраля 2019, 10:51
Понравилась статья!Но обидно до слёз:нет возможности обратиться к хорошему,в идеале, к православному психологу;нет материальной возможности... Обида нахлынула,ропот. И останусь я жить со своим заниженным самопринятием. Буду жить-мучиться,и дам такую же модель восприятия себя детям... Не осуждайте меня,пожалуйста.
Руслан21 февраля 2019, 10:41
Очень поверхностная статья, построенная на умозрительных заключениях автора. И как всегда в подобных статьях нет глубокого анализа, даже, перевод слова «самоценкьа» с английского, автор не удосужился привести. В итоге все ринуться поднимать своё «самопринятие», суть которого всё таже «самооценка».
Наталия Ростова21 февраля 2019, 10:24
Хорошие вопросы задала Наталья (08:48). Ладно мы, молодые, и люди среднего возраста,( про психологов только ленивый не знает ), ещё можем, падая и поднимаясь, выйти на нужную дорогу. И то не всегда. А что делать тем, кто в пожилом возрасте, у которых детство - то и не всегда было ? Им-то как себя на закате лет полюбить? Вот ходит такая бабулечка - вреднулечка в храм много лет, и сама мучается и других мучает...А оказывается, ноги растут из несчастливого детства...Им чем помочь? И главное - как?
Галина Б.21 февраля 2019, 08:58
Продолжение. А другая - к программе " 11 шагов". Она воцерковлена, принимает участие в Таинствах. Но та программа ей близка. Я не вникала, но похоже, как раз, - установка на самопринятие. Она меня приглашала, тем более там все семинары бесплатно. Вот у меня вопрос: надо ли нам православным, более менее воцерковленным, участвующим регулярно в Таинствах, пытаться освоить какие-то техники. В данном случае - самопринятие. Да, сама я меняюсь миллиметровыми шагами - шаг вперед, и два назад; родственники шелковыми не становятся - где только о них не молятся (записки во все концы), скорби не уходят. Но происходит, не столько самопринятие, сколько - принятие Божьего промысла во всех его проявлениях.
Наталья21 февраля 2019, 08:48
Еще хотела спросить следующее. Нас учат, что Господь - Врач душ и телес, а Церковь - лечебница. Вот пришел человек с низким самопринятием в храм, воцерковился. Постится, молится, исповедуется, причащается, хочет быть с Богом. А толку - ноль. Ведь он болен низким самопринятием, поэтому продолжает годами топтаться на месте и страдать. Почему Господь, видя это и понимая, что человек не в состоянии сам осознать, что с ним, не исцеляет его от низкого самопринятия, и Церковь тоже никак не улучшает его состояния?
Как быть подобным людям, которые никогда не прочитают таких статей и которым недоступны подобные психологи? Так и проживать до смерти свою несчастную воцерковленную жизнь? Спасибо.
Наталья21 февраля 2019, 08:43
"Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям.А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей..."
Уважаемый автор, у меня к вам вопрос. Я - человек с низким самопринятием. Как я сама могу это диагностировать, если я не специалист-психолог? Вот случайно прочитала статью и поняла. А до этого человек может десятилетями страдать от данного недуга и невиновно не не понимать, что с ним. А если он случайно не прочитает подобную статью - так и умрет со своими неврозами, несмотря на воцерковление?
Продолжу чуть ниже, так как исчерпан лимит.
Галина Б.21 февраля 2019, 04:25
Как называется Ваш курс? Я не очень доверяю техникам самосовершенствования. Верю и доверяю Богу. Все мои техники: исповедь, причастие, немощная молитва. Ожидание результата - Благодати. Но "без выкручивания рук Богу" - "По вере вашей да будет вам" (Мтф.9:29). Две мои хорошие знакомые прилепились: одна к С.Лазареву, уже много лет читает его и слушает; крещеная с детства, в церковь не ходит, умная, труженица, скорбей по жизни - на десяток человек. Я ее жалею, не спорю, но периодически она на меня нападает за мою доверчивость нашей церкви, за непонимание С.Лазарева - чуть ли не пророка в ее глазах. Я послушала его. Такой бред. Он зашел в тупик со своими учениями и паству свою в этот тупик ведет
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×