«Афон и сегодня не музей, а живая монашеская традиция»

Беседа с Павлом Троицким, историком и знатоком Афона

Раскол на Украине затронул и Священную Гору Афон. Поскольку он не выступил официально и консолидированно против раскольников, стали говорить, что «Афон уже не тот», что пора поменять к нему свое отношение.

О том, что Афон представляет собой сейчас и чем он бесспорно ценен и сегодня для православного человека, мы беседуем с Павлом Троицким, известным историком, бытописателем и знатоком Афона.

Фото: Игорь Алексеев / Интерпресс / ТАСС Фото: Игорь Алексеев / Интерпресс / ТАСС

– Что, на ваш взгляд, в современном Афоне и сегодня бесспорно ценно?

– Для православных верующих Афон традиционно Удел Богородицы, область Ее особого попечения и присутствия. Матерь Божия дала обетование проживающим там. Я бы сказал, что это такое особое и единственное место на Земле, где, вопреки пословице, не человек красит место, а место красит человека. Я сам бывал на Афоне неоднократно, раз двадцать, наверно, начиная с 1996 года, и всегда ощущал все это на себе.

– Сейчас в связи с украинскими событиями и тем, что Афон официально не выразил резко отрицательной позиции по этому вопросу, стали говорить, что Афон чуть ли не пал и поэтому пора отречься от кумиров, что там тоже люди и они так же могут быть грешны, как и прочие. Как вы относитесь к подобным суждениям?

– Резко отрицательно. Афон не пал, просто там всегда были очень разные монахи, многих национальностей. Более того, там и раньше порой случались даже безобразия. Бывало, например, что монахи брались за оружие, покидали монастыри и участвовали в освободительной борьбе.

А, например, в Первую мировую войну некоторые монастыри были на стороне Германии и подавали сигналы немецким подводным лодкам. Тогда на Афон был отправлен русско-французский отряд, который его занял, чтобы подавить сопротивление Антанте.

Вид с вершины горы Афон Вид с вершины горы Афон

Если брать историю афонско-русских отношений, то, хотя преподобный Иосиф Волоцкий и говорил, что на Афон ехать не надо, что у нас самих есть подвижники, но в России всегда было стремление искать образец христианской жизни на Афоне, и всё время мы туда за этим и ездили. В сегодняшней ситуации, после советского времени, когда монахам пришлось крайне нелегко и многие традиции были нарушены, возникло мнение, что снова надо ехать на Афон, жить в монастырях и перенимать традиции, которые там сохранились в полной мере.

У нас ведь сегодня существует только киновиальное монашество, то есть в форме общежития, другой формы нет. А у афонитов до недавнего времени было примерно семь видов монашества: кто-то был в киновии, кто-то в так называемых идиоритмических монастырях. Также кто-то жил отшельником, а кто-то в келлиях или в скитах. Были на Афоне и сиромахи, не имевшие ничего, даже постоянного места жительства. А в России сегодня даже скитов, в общем-то, не существует.

Греки сами говорят: это хорошо, что русские монахи приезжают перенимать у нас традиции. Ведь у них они, и правда, не прерывались и не нарушались. И это очень важно для русских монахов, которые туда приезжают и там пребывают какое-то продолжительное время.

Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне

Есть на Афоне, увы, и другая традиция: греческого национализма

Однако я хочу сказать и про другую афонскую греческую традицию, уже не столь положительную: ни один русский монах не может жить и ужиться в греческом монастыре. Может, какие-то исключения и есть, но они единичные.

– Почему так происходит?

– Из-за греческого национализма, скажем мягче: национальной гордости.

– Так это же ненормальная ситуация.

– Это уже в XIX веке было большой проблемой. Между прочим, сейчас дано такое негласное распоряжение, что все русские монахи должны быть в Пантелеимоновом монастыре, в результате многих русских монахов выталкивают именно в эту обитель.

Граф Н.П. Игнатьев, 1860-е годы Граф Н.П. Игнатьев, 1860-е годы Но началось все это еще, повторюсь, в XIX веке. В 1821 году имело место восстание, грубо говоря, греческих националистов, которые стали освобождать Элладу. Их поддержали афонские монахи, но турки оккупировали Афон. В течение 9–10 лет он был в плачевном состоянии. Турки монахов убивали и мучили, и Афон был в полном разрушении. Например, вся братия Пантелеимонова монастыря целиком была вынуждена покинуть свою обитель. А после освобождения Эллады получилось так, что на национальной волне национализм перешел уже и в монашескую жизнь. Подробно об этом можно прочитать в книгах серии «Русский Афон» издательства «Индрик», у Владислава Маевского в его книге «Афон и его судьба», в других трудах.

Причем между самими греками было разделение по этому вопросу: на элладских греков, которые жили в освобожденной Элладе и были большими националистами, и на турецких греков, которые жили в Османской империи. С первыми очень трудно было жить и уживаться. В 1871 году была борьба в русском монастыре между греками и русскими, и если бы мы вели себя тогда так, как ведем сейчас, то у нас сегодня не было бы этого монастыря. Но тогда была Российская империя и были российские дипломаты, которые поддерживали монастырь, например знаменитый посол граф Игнатьев. И были старцы наши – Иероним, Макарий. Кроме того, что они были очень духовные люди, они трезво смотрели на ситуацию, понимали: если они уступят, то греки просто уничтожат обитель. Дело и шло к тому. И старцы поэтому не сглаживали углы, как часто иногда делается в настоящее время. Они реально оценивали перспективы и даже построили монастырь в Абхазии. Они считали, что придется скорее всего уйти. Однако что-то похожее может начаться и сейчас.

Наши старцы трезво смотрели на ситуацию, понимали: если они уступят, то греки уничтожат русскую обитель

– Тогда получается, что скептики хотя бы отчасти правы, когда говорят, что Афон не тот, что не надо его идеализировать…

– Он всегда был «не совсем тот», если посмотреть внимательно. Не знаю, может, при преподобном Афанасии Афонском было по-другому. Но и тогда были свои проблемы. На Афоне каждое столетие были свои проблемы.

– А можно ли считать, что, несмотря на эти проблемы, Афон и сейчас представляет собой уникальный очаг духовной жизни?

– Да, конечно. Есть там и сегодня старцы и очень аскетичные монахи. Мой знакомый, писатель, наполовину серб (он, кстати, иногда печатается и у вас на сайте), прекрасный знаток Афона, бывший там в первый раз еще в 1970-е годы, был послушником в одном из монастырей. И он мне рассказывал, что знает монаха, который живет очень аскетически, старается даже как можно меньше выходить из своей келлии, чтобы видеть как можно меньше мирского, проявившегося за последнее время на Афоне. Он ввел для себя особый пост, употребляет елей только по воскресным дням и в малом количестве.

Современный Афон сегодня – это в том числе гостиницы, дороги, даже вертолетные площадки. Но это еще и подвижники, которые живут настоящей монашеской жизнью. Подвижническая жизнь сегодня сильно отодвинута, может быть, ушла на второй план, но она существует.

Борьба за возрождение Византии превратилась в борьбу за мирскую идею Великой Греции

В то же время надо признать, что часть афонского монашества, греков по национальности, захвачена греческим национализмом, «Великой идеей» – стремлением возродить Византийскую империю или «Великую Грецию». Причем сначала они боролись за Византию. Византия ведь – это не Греция, это Византийская империя. Она не была национальным государством. Там были императоры и славяне, и армяне. А потом эта борьба за возрождение Византии превратилась окончательно в борьбу за мирскую идею Великой Греции, а это уже совсем другое дело. Это на самом деле страшная замена имперской идеи православной государственности идеей просто буржуазного государства.

– Учитывая все это, как положительное, так и негативное, как сегодня, на ваш взгляд, правильно относиться к Афону? Стоит ли туда, например, стремиться обязательно приехать? И что такое Афон для православного человека сегодня?

– Это очень интересный вопрос – про паломничество. Он поднимался на Афоне совсем недавно. Почти все там удручены потоком паломников, которые часто едут туда непонятно зачем, в том числе и наши соотечественники. Даже батюшки туда едут, словно в музей. А Афон – это не музей, а живая монашеская традиция, к которой можно прикоснуться и на которую можно посмотреть. А тут тебя встречают всякие экскурсии, где и выпить, и закусить предложат, и на такси подвезут и т.д. Раньше паломники добирались на Афон на корабле или пешком, совершали немалый труд, а сейчас это стало лишь катанием по святыням.

Ватопед Ватопед

Так что в последнее время рекордное число туристов стало огромной проблемой для Афона. Но интересно, что именно Ватопед и архимандрит Ефрем всегда блокировали идею ограничить доступ толп туристов на Афон. Ватопед всегда был за массовое паломничество.

– Так как всё-таки относиться сегодня к Афону? И должны ли мы вообще напряженно ждать, какое решение Афон примет по украинскому вопросу, словно это некий определяющий маркер?

– Конечно, Афон – это не какой-то элемент догматического учения и не что-то такое, без чего Церковь в принципе не может существовать. В христианстве вообще не существует связи географии с учением. Теоретически Церковь может существовать и без Афона, и без монашества. Но наступят ли такие времена?

На Афоне, мне кажется, есть много достойных монахов, которые не пойдут ни на какую ложь. Вспомним, что на Святой Горе была «большая буча» из-за Критского собора, когда некоторые монахи, в том числе и греки, даже перестали поминать патриарха Варфоломея.

Так что еще есть, безусловно, монахи, для которых истина дороже преклонения перед народом или своеобразным вождем этого народа Константинопольским патриархом. Однако есть и такие представления у живущих там греческих монахов: мол, все эти славяне – люди второго сорта. Складывается ересь, что истинно православные – это только греки, а славяне – так, какие-то варвары.

Константинопольский патриарх всё больше «подминает под себя» Афон

Продолжая эту тему, также можно сказать, что Константинопольский патриарх всё больше «подминает под себя» Афон. Раньше, например, когда Константинополь пытался ввести на Священной Горе новый стиль летоисчисления, патриарха перестали поминать, не подчинялись ему. И он был вынужден уступить. А потом стали специально закрывать и трансформировать идиоритмические монастыри, ведь там монахи живут пусть и по правилам, но экономически каждый существует сам по себе. Богатый человек живет очень хорошо, а бедняк вынужден работать. Но с 1968 по 1986 год двенадцать идиоритмических монастырей преобразовали в киновии и населили новой братией. «Управлять киновиями церковному начальству всегда было легче: лишенных собственного имущества и живущих в коллективе монахов было легче держать под контролем, чем особножителей. В киновиях, которые возглавлялись одним лицом, игуменом, легче было добиться принятия нужных решений, нежели в идиоритмах, управлявшихся общим собранием монахов», – пишет доктор исторических наук О.Е. Петрунина в статье «Интеграция Афона в состав греческого государства в первой четверти XХ века». И Ватопед, кстати, один из таких монастырей. Туда пригнали другую братию, а прежний монастырь ликвидировали. А сам отец Ефрем переехал с Кипра, когда обитель была уже преобразована из идиоритмической в киновиальную. И он должен быть очень благодарен Константинопольскому патриарху Димитрию, предшественнику нынешнего патриарха.

Эта реорганизация носила вроде как положительный характер, но по-настоящему это было сделано для подчинения монастырей Константинопольскому патриарху.

Вообще-то Афон только с XIV века передали Константинопольскому патриарху. Он, и правда, обязан подчиняться ему как епископу – как говорят сами святогорцы, «духовно», – а в остальном они не обязаны его слушаться. Эта автономная позиция прописана и в действующем уставе Святой Горы.

Но, как видно по последним годам, автономии становится всё меньше и меньше. Фанарский патриарх постепенно «подминает под себя» монастыри. Еще патриарх Афинагор, бывший архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки и прибывший из Америки сменить патриарха Константинопольского Максима V, в вину которому вменялись русофильство и даже советофильство (в частности, поездка делегации Константинопольской Патриархии на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви), заявлял о том, что все афонские монастыри должны быть в его подчинении. Тогда монастыри стали поминать Константинопольских патриархов: Афинагора, потом Димитрия, теперь Варфоломея. Эсфигмен – единственный монастырь, который не поминает, он отсоединился вообще.

Эсфигмен Эсфигмен

– И сейчас Эсфигмен тоже не поминает Константинопольского патриарха?

– Было много попыток выгнать эсфигменских монахов. Даже создан новый Эсфигмен. Но пока просто не могут занять монастырь. Пригоняли под стены обители полицейских, но она закрывала ворота. Были драки за карейское подворье монастыря, после которых кое-кто из монахов садился в тюрьму.

– Получается, что на Афоне бурная внутренняя жизнь.

– Да, с нашей российской не сравнить. Там немного другая ментальность. Там простой монах может обвинить игумена.

– Интересно. Прямо демократия греческая.

– Да, и, например, наши старцы боялись этой демократии. Они выработали такую систему. Рядом с игуменом был наместник, которого выбирала братия в качестве его будущего преемника. Он помогал игумену, проходил некую обкатку. Когда же игумен умирал, то наместник автоматически становился новым игуменом, чтобы сохранялась преемственность власти. Это было сделано, чтобы в монастырях не было разделения на партии, ругани между ними.

Но устав 1926 года ликвидировал все особенности монастырей; например в Хиландаре выбрали игумена, хотя там никогда не было игуменов – место начальника монастыря занимала Божия Матерь. И в Пантелеимоновом монастыре эту особенность тоже убрали. У нас сейчас как? Совет старцев, который выбирает игумена и может даже снять его, если тот «плохо себя ведет».

И сейчас, к сожалению, многие греческие монахи считают, что и Русский Пантелеимонов монастырь, названный в сингиллионах (грамотах) нескольких Константинопольских патриархов русским, тоже должен быть греческим.

Я думаю, что если бы не греческий национализм, то, быть может, Господь и Византию бы вернул. Первая, Вторая мировые – всё было на грани. Но всё равно в греках живет идея, что русские разобьют турок, займут Константинополь и вернут его им, грекам. А сейчас на русских они обижены, потому что всё стало разворачиваться в другую сторону и отношения с турками у нас стали налаживаться. А греки так же ненавидят турок, как и 100 лет назад.

Если Афон утратит многонациональность, то он не устоит перед откровенно антихристианским Евросоюзом

Очень жалко, что на Афоне теперь заметны такие нестроения. Греки, видимо, не понимают, что если сначала выгонят русский монастырь, потом сербов, болгар и т.д., то Афон утратит многонациональность и его в итоге просто сотрут с лица Земли. Он ведь многим не нравится. Сейчас женщинам хотят разрешить туда приезжать – этого боятся все святогорцы, и в первую очередь греки. Враг рода человеческого всё время восстает против Афона. Но именно его многонациональность, поддержка разных государств во многом и обеспечивает его безопасность. Евросоюз с его нынешней откровенно антихристианской направленностью легко подомнет Афон, но, если там есть «доля» России, сделать это будет гораздо сложнее.

– Получается, вся проблема в греках, которые из-за своего ущемленного национального чувства хотят «монополизировать» Удел Божий Матери?

– Думаю, и у нас есть вина перед Святой Горой. Из-за потока туристов. Именно туристов. Чуть раньше я сказал о проблемах паломничества.

До революции Палестинское Императорское общество организовывало паломничества на Святую Гору. Поток паломников был мощен, паломничество было доступно самым бедным людям. Греков взволновало такое количество русских. Либералы, которые были в любом обществе, сочиняли сказки, что под видом монахов и паломников на Афон едут переодетые солдаты. Но это было чистым враньем. Верующие люди ехали поклониться святыне. Путь был долог и тяжел.

Карея Карея

Теперь же стоит лишь сесть на самолет. Все организовано турфирмами. Богатым людям дадут сопровождающих. Если человек не хочет оставаться в монастыре, где, как ему кажется, не достаточно комфортабельно, его на специальном транспорте отвезут в ближайший к Афону городок Уранополис в гостиницу. Плати только денежки. Отсюда и разврат: Афон наполняется разного рода дельцами, желающими заработать деньги на чем угодно. И уже в Карее продают мясо и спиртное, устраивают небольшие гостиницы и кафе. Приходилось видеть таких людей, которые приезжают в Карею и спрашивают: «А это что за деревня? Где здесь можно купить колбасу?» То есть это не паломничество, а чистый туризм, который разрушает Святую Гору, уничтожает монашество, как уничтожил его в Метеорах.

И богатые люди едут на Афон. А, побывав на Афоне, некоторые из богатых людей предпочитают жертвовать туда большие деньги.

Приводятся колоссальные цифры, сколько, например, вложили в Афон русские бизнесмены. И, увы, известны случаи чистого мошенничества отдельных монастырей. Например, некоторые уверяют богатых спонсоров, что если они построят келлию для русского монаха, то он всю свою жизнь сможет молиться там, а спонсоры приезжать, когда им захочется. А на деле через год-два просто выгоняют монаха и продают его келлию другим.

В 2017 году игумены Великой Лавры, Нового Есфигмена, Иверона и Кутлумуша обратились к Константинопольскому патриарху конфиденциально с просьбой что-то сделать с засильем русских на Афоне. Требовали прекратить любые работы на Новой Фиваиде и сделать всё, чтобы количество русских не увеличивалось. После революции 1917 года скит постепенно запустел, а в 2012 году во время пожара сгорел почти весь лес, и скиту был нанесен большой ущерб. Разумеется, никто не собирается заселять этот скит, да и возможности заполнить его нет. В Пантелеимоновом монастыре, к которому он относится, и так не хватает монахов.

В письме утверждается, что Москва специально посылает монахов на Афон, которые едут по приказу, и именно для них идут все эти стройки на Афоне, что все новое, что строится, находится на балансе Московского Патриархата, что все это делается исключительно с точки зрения политики панславизма и так далее.

Заметим, что эти монастыри из числа поддержавших в Киноте в 2019 году идею послать представителей на «интронизацию» г. Думенко. Опять видим повторение истории: русофобия приводит к каноническим преступлениям, а впоследствии и к отпадению от Церкви Христовой. Мелетий Метаксакис, печально известный патриарх Константинопольский, будучи митрополитом Китийским приезжал на Афон в 1913 году бороться с засильем русских, а после оставил на теле Православной Церкви до сих пор не зажившую рану. Невольно напрашивается параллель с нынешним временем.

– Что же сейчас происходит с греческими монастырями?

– В греках говорит национальная обида. Беда в том, что они не поняли: падение Византийской империи было по грехам их, как у нас татаро-монгольское нашествие. Но у нас люди поняли, что это наказание Божие и что надо смириться. А греки так и не поняли, что турки – это не просто какие-то страшные люди, а бич Божий по грехам их. И сейчас идет разделение в среде греческих афонских монахов – на тех, кто хочет следовать за Церковью, и тех, кто идет за национальными греческими идеями. В Ватопеде в отсутствие игумена Ефрема даже доходило до драки: принимать ПЦУшников или нет. Будем молиться Божией Матери, чтобы Она вразумила монахов, утвердила стоять их в Истине, а не следовать мирским и политическим целям.

С Павлом Троицким
беседовал Юрий Пущаев

28 февраля 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Знать своих Знать своих
Диак. Петр Пахомов
Знать своих Знать своих
Диакон Петр Пахомов
Чада Русской Церкви должны знать о русских святых, совершавших свои подвиги на Афоне, и помнить их. Необходимо поднять и вопрос о прославлении русских старцев-афонитов.
О прекращении афонской смуты, игум. Макарии и ген. Игнатьеве О прекращении афонской смуты, игум. Макарии и ген. Игнатьеве
Диак. Петр Пахомов
О прекращении афонской смуты, игум. Макарии и ген. Игнатьеве О прекращении афонской смуты, игумене Макарии и генерале Игнатьеве
Диакон Петр Пахомов
Как случилось, что обитель, которую восстановили совместными усилиями два народа, в середине XIX века стала причиной раздора между ними? И какой урок в событиях вокруг Пантелеимонова монастыря нам всем?
Неизреченное благоухание Неизреченное благоухание
Митр. Месогейский Николай
Неизреченное благоухание Неизреченное благоухание
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
— Ты взял благословение у старца Арсения? — Кто это? — спросил я в недоумении. — Старчик, что стоял рядом с тобой. — Старчик, что спал рядом со мной? — произнес я про себя.
Комментарии
Вадим К. (продолжение) 7 марта 2019, 11:46
А главное назначение Церкви это все-таки свидетельствовать миру истину, а не молчать о ней, когда она "умаляется от сынов человеческих". Ведь если она это перестает делать из боязни лишиться благоволения у них, то зачем и нужна эта ставшая несоленой соль? И что с ней будет сделано, Господь многократно предупреждал Своим ученикам. Ведь если уже сейчас нам трудно говорить и противоречить, потом, когда неправда наберет поболее сил, а наша решимость еще больше поостынет, это станет и вовсе делом едва возможным.
Вадим К. Ирине 7 марта 2019, 11:36
Торопиться действительно не нужно, но и делать вид, что ничего существенного не происходит и соответственно ничего не делать и не говорить, тоже не представляется правильным выходом. Потом, когда совершится что-то совсем трудно исправимое, молчавшим и вдруг заговорившим ведь скажут: а где вы были раньше и разве были с нами несогласны? А насчет выборов, никто нам не обещал, что они всегда будут легкими и удобными, между тенью и прохладой. Тем более, что часто сложным делаем свой выбор мы сами, когда вот так хотим сначала отсидеться и пополучать льготы неизвестно от кого, не задумываясь, что за то и другое придет время платить им дорогую цену, что и видим теперь у вас в Греции.
Ирина Вадиму 6 марта 2019, 10:59
Вадим, я абсолютно с этим согласна. И поверьте, меня это точно также очень беспокоит, что некоторые монастыри Афона приняли и провели совместную литургию с этими "самозванцами". Но я считаю, что не нужно торопиться в связи с этим подводить черту под всеми греками и даже говорить о каком-то национализме и прочих нелепостях, о которых писалось и обсуждалось в интервью. Вся ситуация на Украине просто ужасна. Но среди всех Православных Церквей именно Элладской Церкви сложнее всего делать заявления. Какое бы решение они не приняли, пострадает Греция, так как произойдет раскол внутри страны. Сейчас Церковь в Греции переживает очень сложные времена, нападки от своего правительства...
Вадим К. Ирине 6 марта 2019, 10:28
Что касается отношения греков к другим народам вообще и к славянам в частности. У Вас, Ирина, положительный опыт, и это замечательно. Но бывал и бывает у других опыт иной, не такой приятный. Будем судить греков? Не нужно, ведь мы все дети одного праотца Адама и недостатки у нас тоже общие, по крайней мере в потенции. Пусть процветает братский греческий народ в подлинной свободе и в дружбе с другими народами в нашем общем Господе Иисусе Христе!
Вадим К. Ирине 6 марта 2019, 10:21
Ирина, к сожалению, не все мои слова дошли, видимо, их слишком много, за что прошу прощения. Я там написал, что то, что делается КП за последние полгода не рядовое нарушение, которое действительно подчиненному нужно пропустить. Ведь речь идет об основах, на которых стоит Церковь и о самом Св. Писании. К тому же можно и не высказываться против решений своего патриарха прямо, но отказаться, например, принимать у себя думенковцев, как это заявили и сделали 2 греческих(!) монастыря на том самом Афоне, а не привечать и сослужить с этими сущими без сана, как ни в чем не бывало, тем самым превращая божественную службу в театр и фарс, как это сделали другие.
Ирина 5 марта 2019, 18:54
Греки всегда очень тепло и по братски относились и относятся к славянам православным. Особенно к сербам и русским! Неоднакратно я слышала от них: "греки, русские и сербы - братья". И даже к туркам и албанцам они будут всегда точно также вежливо и по доброму относиться и всегда помогут, если нужно, не смотря на то, что им действительно есть за что ненавидеть эти народы. В общем, очень неприятно удивила статья. Выглядит как заказ, чтоб уж точно люди на Афон ездить перестали. На мой взгляд, просьбы нашего Патриарха воздержаться от поездок туда, для православного человека должно быть и без таких статей достаточно.
Ирина Вадиму К. 5 марта 2019, 18:44
Может быть в течении истории Церкви и выступали и не всегда молчали, но это не мешало продолжаться некоторым ересям в течении десятилетий, а иногда и веков. Взять хотя бы иконоборчество. Просто я хочу сказать, что не так просто взять и выступить против своего Патриарха. А в Элладской Православной Церкови еще не было собора Синода, чтоб высказать официальную позицию. И не забывайте, что часть греческих островов находится под Константинопольским Патриархатом, поэтому делать официальные заявления вот так сразу совсем не просто. В статье же меня еще потрясли заявления о "греческом национализме". Никогда греки не были националистами! (Продолжение)
Вадим К. (продолжение) 5 марта 2019, 12:13
Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений (конец правила)". Как можно видеть, не все так просто, как хочется крайностям с обеих сторон: всему безоговорочно подчиняться или напротив смотреть на начальство враждебно.
Вадим К. (продолжение) 5 марта 2019, 12:06
Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или Митрополит дерзнет отступить от общения с своим Патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, - таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. (продолжение следует)
Вадим К. 5 марта 2019, 12:04
Что касается того, что было в истории Церкви во время ересей. Нет, Ирина, тогда-то как раз не молчали, а говорили и выступали, и если бы этого не было, то уж точно у нас не было бы Святой Соборной Апостольской Церкви, а было бы как у других по местам: в Риме, в Египте у коптов, в Армении, Ассирии, Малабаре и т.д. и т.п., каждый бы учил так, "как ему кажется справедливым" (Суд. 21, 25). Да, в связи с этим Церкви даже пришлось закрепить канон, чтобы не всякий по каждому поводу выступал против своего иерарха. Вот его текст (кн. Правил, К-льский 2-кратный Собор, 15-е правило): "Что определено о пресвитерах и епископах, и Митрополитах, то самое, и тем более, приличествует Патриархам. см. продолж
Вадим К. Ирине 5 марта 2019, 11:25
Вы преувеличиваете. Если кто-то и пытается, как Вы написали, очернить греков и их Церковь, то таких единицы и это интервью не в этом числе. Критиковать же нельзя запретить, тем более, что критика обоснованная и направлена на вопиющие факты. Вы говорите, что действия патр. Варфоломея осуждают все в Греции. Да, может быть и так, но мы этого почему-то не слышим, разве только что-то не вполне внятное. Правда, и на этом сайте появляются заметки греческого духовенства, в которых без обиняков осуждается политика КП, но это нами не может восприниматься как голос всей Элладской Церкви, потому что молчит их Синод, молчат и ее иерархи. О позиции же иерархов КП, тоже ведь греков, всем теперь известно.
Вадим К. 4 марта 2019, 10:29
Валентина, точных причин, почему русские монахи не идут в Эсфигмен мне неизвестны так сказать из первых уст, но могу предположить одну из них и вряд ли ошибусь: Эсфигмен - это оплот зилотства, фактически тоже раскольники, только на другой почве, жестко антиэкуменической.
Вадим К. (продолжение) 4 марта 2019, 10:24
Высказанные мной мысли не мои, а почерпнуты они из отеческих писаний, ближайший из писавших к нам и по времени, и по общему отечеству свт. Игнатий Брянчанинов. Полезно почитать его слова об истории монашества и о том, каково оно ныне и какие к тому причины, если есть желание разобраться в сути вопроса. И не должно тут быть никакого чувства обиды, ведь не все апостолы, не все пророки, как пишет ап. Павел, но каждый нужен Церкви со своим назначением и добавляет: у всякого свое дарование, а самый превосходный путь открыт для всех одинаково - любовь. И Господь говорит: кто может вместить, тот пусть вмещает, а также: первые могут стать последними, а последние первыми.
Вадим К. 4 марта 2019, 10:03
Наталия, тот эпизод я и воспринял как нормальное искушение и конечно в истерику не впадал, а продолжил свое путешествие дальше. Что сделать, добродетель ведь, как говорили отцы, не груша, сразу ее не скушать. Смирение только к концу жизни такие, как я могут надеяться хотя бы немного стяжать. Так не судите грешных строго. А NN отвечу, что я говорил о монашестве, как о духовном явлении, а не как о стенах и одежде. Как таковое оно имеет свои основания в Евангелии, а стало быть появилось одновременно с ним. Безбрачная, нестяжательная жизнь - это то, как жил Сам Господь, как жил ап. Павел и к чему он многих ненавязчиво призывал, а это суть монашеской жизни, а отнюдь не строения и черные клобуки.
Георгий 4 марта 2019, 08:46
Валентина,дело в том что старый Эсфигмен в какой то момент перестали поминать Патриарха(из-за введения в материковой Греции новоюлианского календаря и тому подобных недогматических разногласий) и со временем это превратилось почти в раскол 1 монастыря из двадцатки.Так называемые старостильники,зилоты,ревнители-такие есть в каждой стране
Ирина 4 марта 2019, 01:20
Что же касается Афона, то монахи находятся под началом Константинопольского патриарха. И хотя я больше, чем уверена, им тоже все это не нравится, но они просто не могут осуждать любое действие своего патриарха. Если бы в течении истории Православной Церкви, когда возникало множество ересей, любой монастырь или любой регион Византии выступал со своим мнением и своими решениями, то уже никакой Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви уже не было бы. А вот монастырь Есфигмен как раз и решил жить по своим правилам. Монахи не считают св. Паисия святым и крестят заново тех, кто к ним приходит. По сути, они стали раскольниками.
Ирина 4 марта 2019, 01:13
Впервые пишу отрицательный отзыв на сайте, который так люблю. Но просто каждое слово вызывает возмущение. Сейчас, в связи с событиями на Украине и политикой патриарха Варфоломея, всех греков и греческую церковь пытаются очернить. А теперь уже и до Афона добрались. Я живу в Греции, мой муж из священнической семьи не в одном поколении и я могу сказать, что буквально все осуждают действия патриарха.
Валентина 2 марта 2019, 19:46
Если кто-то знает причины, по которым, как заметил АТ, в Старый Эсфигмен русские монахи сами не идут, предпочитая Ватопед и Хиландар, пожалуйста, напишите. Очень интересно в связи с поднятой темой.
Вадим К. (продолжение) 2 марта 2019, 12:46
Преп. Паисий Величковский, обновитель русского монашества тоже как его духовный отец сформировался на Св. горе. Весь этот опыт далек от сомнительности. Да, было и другое и не все на Афоне было золотом и не все нам подходит. Правда и то, что мы у себя в России должны по-настоящему возрождать свое монашество, но делать это обособленно от другого православного мира это делать то, в чем мы сейчас вроде и обвиняем греков. Если же говорить об угасании очага духовной жизни на Афоне, так то же самое, наверное, справедливо в отношении, увы, и других очагов Православия. Ведь этот процесс пошел едва ли не везде...
Любовь 2 марта 2019, 12:37
Спасибо за статью. Как будто сняли розовые очки с меня. Афон это модель Мира и если в мире Любовь и вера ослабевают, они ослабевают и на Афоне. Враг хочет расколоть православие и уничтожить его. Мы можем только каяться, молиться и уповать на Господа и Богородицу.
Вадим К. 2 марта 2019, 12:34
Валентина, традиция поиска на Афоне подлинной монашеской жизни вовсе не сомнительна, а освящена опытом многих наших преподобных отцов. Само русское монашество имело своим семенем одного из русских афонитов - преп. Антония Печерского. Место, где он подвизался на Св. горе до сих пор посещают наши паломники. Начальник скитской жизни на Руси преп. Нил Сорский тоже подвизался долгое время на Афоне, куда поехал как раз познать, что есть монашество, т.к. у себя на родине ответа на этот важнейший для своего спасения вопрос найти не смог. Движение исихазма тоже обязано своим происхождением Афону, а именно оно дало сильный импульс к процветанию монашества у нас во времена преп. Сергия и позже.
НН 2 марта 2019, 12:27
Вот интересно: что первично? гора Афон как географическое место или люди, живущие там? Да, Богородица стала Покровительницей Афона с теми людьми, которые жили там тогда. А сейчас? Если на горе оставить одни стены монастырей а люднй переселить, например, на Соловки, то что тогда? Кому или чему будет покрывительствовать Богородица? ГорЕ или людям? ВАДИМ К, монастыри образовались где-то в 4в от РХ, если я правильно помню, а ДО того христиане молились и жили общинами и порознь, и вера у них была такая, что сегодняшним монашуствующим(огромному большинству) только снится. Да, человек красит место, если по-мирски, а если по-христински - Церковвь - это люди, в т.ч. могут и монахи. А могут и не быть.
Вадим К. Георгию 2 марта 2019, 12:18
Греческий я немного понимаю, знаю и английский. Да, признаю, мог чего-то не понять, но мне никто и объяснять ничего не хотел, а просто повернули назад от кассы и все, хотя еще минуту до того билеты бойко продавали. Может мне действительно так показалось, но это было сделано достаточно холодно и бесцеремонно. Соглашусь, что может быть это было случайное недоразумение, впечатление от которого впрочем быстро забылось от нахлынувшей радости пребывания на действительно Святой горе. Но повторюсь, от многих, в т.ч. и живших на Афоне русских доводилось слышать о высокомерном отношении греков к русским. Есть это, к сожалению есть. И для меня это не было открытием, страсти есть везде и у всех.
Михаил 2 марта 2019, 10:47
Как всегда больше всего шумят и суетятся негодные люди, а Господь не скоро выносит свой суд. Может греческие монахи и православно мыслят, но вот масоны, политики и прельщенные люди из их числа поднимают эту волну. Быть не может, чтоб православный был русофобом. Я просто не верю в это. Какой же он православный тогда, ведь наше жительство на небеси есть. Чего нам делить-то, если по совести? А вот туристов запретить это большое дело, уж лучше бедно жить, с хлеба на квас, но без туристов. Это просто зло.
Наталия Ростова - Вадиму К. 2 марта 2019, 09:28
Вадим! А как же христианское смирение и доверие к Богу? Это я про Ваш пример с городом Уранополис...Зачем ехать тогда на Афон, цветочки собирать? Если начались искушения, терпи, доверься Господу. Чего ныть-то. "Неприятно удивило"... Это мне напоминает рассказ одной нашей прихожанки, которая уже "заядлая" паломница. Рассказывает, как плыли на Валаам и на Ладожском озере начался шторм..Плакать она стала, причитать и жалеть, что села на судно, которое может и затонуть. Правда всё обошлось, ветер как налетел, так и улетел.. И очень мне непонятно было, а чего тогда она вообще туда поехала? Цель-то какая? На вате въехать в Царствие Небесное???
Юрий Куриленко 1 марта 2019, 22:31
Как говорят сведущие люди, на Афоне каждый находит подтверждение своим идеям. Ищущий Любви и Истины, найдет Любовь и Истину, пребывающий в прелести - прелесть, еретик - ересь. А место свято, но Бог и святыню не пощадит за грехи людей. Во всем должна быть мера и рассуждение. Афонским грекам сейчас гораздо труднее, чем нам. Дай Бог им крепости, мудрости, терпения и смирения. Претерпевший до конца спасется.
Ат 1 марта 2019, 21:38
Насколько я знаю, в Дохиаре живет 8 русских, в Ватопеде -3, в св. Андрее около Кареи -3, в св. Павла -5, в Хиландаре -2. Старый Эсфигмен принимает всех, но туда не идут. Так что хоронить русское монашество на Афоне еще Слава Богу, рано.
Георгий 1 марта 2019, 19:22
Вадим К, я на Афоне наверно был раз 200 и ни разу не встречал подобного отношения с билетами,поэтому можно со 100% уверенностью утверждать что такого нету.Я конечно не намекаю на ложь с Вашей стороны,а только на то что Вам показалось-неудивительно при незнании языка-там есть брони,есть переход брони с другой стороны(Иерисоса) если из-за плохой погоды не было корабля и тд..Почти тоже самое я бы сказал на счёт отношения греков к русским,правда здесь не буду исключать что вариантов нет,но они мелкие,малочисленные и взаимные,поэтому люди знающие Афон и понимающие страсти(да,в том числе национализма тоже) людей, не сильно обращают на это внимания..
Остальное-почитайте «Радио тысячи холмов»
Валентина 1 марта 2019, 12:35
Увы! Не убедила меня статья, что Афон ещё может оставаться "очагом духовной жизни". По-моему, угасает этот очаг...И русским нужно у себя способствовать укреплению монашества, а не следовать сомнительной традиции поиска на Афоне образцовой христианской жизни.
Вадим К. 1 марта 2019, 12:04
Вера, любовь бывает не где-то там или здесь, но, как говорит Господь, "вот, она внутри вас". Поэтому не житье на Афоне прибавляет любви, но она внутрь стяжавается подвигом везде, где бы человек ни был. Поэтому неправильно переиначивать пословицу: место не может украсить человека само по себе, каким бы святым оно ни было. И обетование Божией Матери было дано Афону не безусловное, а при условии, что живущие на Горе будут стараться исполнять заповеди Ее Сына. В истории Афона это не первое искушение и будем надеяться, что как прежние он пережил, так и это переживет. Надеяться и молиться и помнить, что без искушений и борьбы Царства никто увидеть не сможет. Без Пятницы не бывает Воскресения.
Вадим К. 1 марта 2019, 11:52
Георгий, не говорилось, еще не значит, что не было. Просто молчали и молчанием покрывали недостатки всеми почитаемого места. Теперь молчать уже стало невозможно. В частной беседе еще лет 5 назад один из известных наших православных писателей, хорошо знающий Афон, говорил, что русскому насельнику в афонском монастыре всегда придется терпеть снисходительное к себе отношение со стороны греков, т.к. они себя считают выше прочих. Когда же довелось паломничать на Афон, то неприятно удивило, как при посадке на корабль в Уранополе греков отделяли от прочих, чтобы билеты вначале продать им, а потом, что останется, гостям, которые в страхе переживали, а что же делать, если мест не хватит на всех?
Георгий28 февраля 2019, 22:57
Вера,а с чего Вы взяли что «познавательная» статья?!!вроде о национализме на Афоне тут до последних событий ничего не говорилось,а это мнение всего лишь одного человека..
Вадим К.28 февраля 2019, 12:28
Церкви и христианства без монашества быть все-таки не может, вопреки тому, что говорится в интервью. Без Афона может, без монашества нет. Монашество ведь естественный плод на древе христианства, которое насадил Христос, и если оно перестанет его приносить, то это знак его глубокой болезни и угрозы его посечения. Что касается Афона, то это время его искушения, и еще рано делать какие-либо окончательные выводы. Лучше не торопиться, но потерпеть пока в молитве за них. Можно только согласиться с той горечью, которая выражена в интервью по поводу "туризма" вообще и русского в частности и в особенности на Св. Гору. Это - вопиющее бесчувствие, достойное наказания.
Ирина28 февраля 2019, 11:38
Афон был и будет Афоном! А люди были и будут оставаться людьми.И на Афоне тоже люди,а где люди,там и страсти.И не надо ждать,что на Афоне будет рай.Как и везде идёт борьба добра со злом.Так было и так будет,обольщаться не надо.Но и уничижать Афон,как это делают сейчас некоторые,тоже не надо.Понятно,в людях говорит обида.Мне кажется,пройдёт время и всё станет на свои места.Господь и Матерь Божия всё управят.
Вера28 февраля 2019, 07:29
Значит, и на Афоне нет Любви в ее истинном Евангельском значении. Национализм - это не любовь, это одна из наиболее уродливых форм гордыни человеческой, подпитываемой сатаной. Интересная познавательная глубокая статья, помогающая многое понять и осмыслить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×