Не могу простить обидчика. Что делать?

Ответы пастырей

Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?

Наши обиды – от самости и гордыни

Священник Александр Дьяченко:

Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег

– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.

Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.

Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.

Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.

Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно

Священник Валерий Духанин:

– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.

Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.

Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.

Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения

Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.

Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.

Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.

Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.

Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).

Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть

Священник Димитрий Выдумкин:

Священник Димитрий Выдумкин Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.

Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.

Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.

Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека

Священник Сергий Бегиян:

Священник Сергий Бегиян Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.

Подготовил Юрий Пущаев

12 марта 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святитель Дионисий Эгинский: святой прощения Святитель Дионисий Эгинский: святой прощения
Память 17/30 декабря
Святитель Дионисий Эгинский: святой прощения Святитель Дионисий Эгинский: святой прощения
Память 17/30 декабря
Перед святителем стоял... убийца его любимого брата. Как поступить? Отомстить за брата и выдать преступника? Но ведь Христос простил тех, кто распял Его...
Ледяное апостольство Ледяное апостольство
Петр Давыдов
Ледяное апостольство Ледяное апостольство
Священник Георгий Осипов – о пользе спокойного рассуждения, доверии Богу и рыбалке
Петр Давыдов
Почему Бог не наказал Матфея, когда он был мытарем, злодеем-мироедом? – Да чтоб нам, маловерам, показать, как может измениться человек.
«Любите врагов ваших» «Любите врагов ваших»
Священник Димитрий Выдумкин
«Любите врагов ваших» «Любите врагов ваших»
О том, как дать «место гневу Божию»
Священник Димитрий Выдумкин
Чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной.
Комментарии
Елена22 апреля 2019, 21:34
Из романа Ф.М.Достоевского "Идиот",когда князь Мышкин находился с Рогожиным возле убитой:"Рогожин изредка и вдруг начинал иногда бормотать, громко, резко и бессвязно; начинал вскрикивать и смеяться; князь протягивал к нему тогда свою дрожащую руку и тихо дотрагивался до его головы, до его волос, гладил их и гладил его щеки… больше он ничего не мог сделать! Он сам опять начал дрожать, и опять как бы вдруг отнялись его ноги. Какое-то совсем новое ощущение томило его сердце бесконечною тоской. Между тем совсем рассвело; наконец он прилег на подушку, как бы совсем уже в бессилии и в отчаянии, и прижался своим лицом к бледному и неподвижному лицу Рогожина; слезы текли из его глаз на щеки Рогожина
Андрей30 марта 2019, 20:09
Поверну вопрос немного по-другому. Как простить современное общество? На моих глазах ради денег разрушается любимый город. На моих глазах разобщают народы. Ради наживы господствует обман в торговле. Безразличие богатых и власть имеющих к бедным. Как простить их? Как простить тех, кто не чувствует вины и не собирается меняться?
Марина27 марта 2019, 13:27
Как же в таких ситуациях стараются бесы! Как только боль обиды с молитвой начинает утихать, тут же возникают ситуации, из которых ты выходишь просто ошеломленным. И все начинается снова и снова... Приходит физическое ощущение, что поле битвы на самом деле твоя душа. С молитвой я говорю им: "Не будет вашей победы, НИКОГДА!"
Руслан22 марта 2019, 20:29
Для себя я понял, что некоторые обиды прощать не умею совершенно. Да и обиды часто от собственных комплексов и недовольством жизнью...
Дмитрий15 марта 2019, 17:22
Для меня прощение обиды- экзамен на мою молитву и на доверие к Богу, который далеко не всегда успешно сдаю.
А начинаю копаться в причинах- часто еще глубже зарываюсь в обиду.
Светлана С.13 марта 2019, 21:32
Вот как раз себя ни как не могла простить до того, пока не прочитала статью. Только что вернулась с канона Андрея Критского.Смотрю на молящихся людей в храме и горько на душе. Все в молитве, а я в обиде. На кануне, в само прощенное воскресенье случилась взаимная ссора-обида с родственниками. И вот третий день у меня эта неприятность из головы не выходит. То родственников мысленно ругаю, то себя карю. Как я, верующий человек и допустила такое, еще и в прощенное воскресенье. Слова ''прости''были сказаны, но не искренне. Благодарю за статью, именно она мне помогла скинуть этот камень с души. В первую очередь я поняла, что такое состояние присуще всем верующим. И многие с ним отчаянно борятся.
Константин13 марта 2019, 20:10
Простить, любить врагов... Скажите, а как с православной точки зрения должны относиться родители жертв скажем маньяка Чикатило к мучителю их детей? Как к самому родному человеку? На суде попросить не осуждать его? Обливаясь слезами умиления припасть ему на грудь? Мне кажется, это будет юродство. Можно ли одновременно любить злодея и его невинную жертву?
Александр В13 марта 2019, 12:50
«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи». (митрополит Антоний Сурожский)
Иоанна_ 13 марта 2019, 11:34
Простить - значит перестать воспринимать обиду как свою внутреннюю проблему, вытащить ядовитую "духовную занозу". Тогда кровоточащая рана превращается в шрам. Полностью же изгладить всё так, чтобы на месте раны засияла здоровая чистая кожа - так и с телом такого не бывает, а душа ещё более тонка и чувствительна. Простить по-настоящему можно только через долгую и трудную перестройку души на евангельский лад, тогда злое сердце умягчается и приобретает способность прощать всех и всякого. А простить "точечно" кого-то одного из глубины своей гудящей страстями души- едва ли возможно. "Искренне радоваться" и пить чай с тортиком - необязательно. Думаю, лучше этого не делать, чем впадать в лицемерие.
Катерина 13 марта 2019, 10:45
Елена12 марта 2019, 22:04 - Вы ставите знак равенства между спасением души и благополучием,но если посмотреть тексты молитв, то сначала о спасении молимся. О нашем и других. Близких и не очень. Благополучие вторично.
Максим М.13 марта 2019, 09:24
Спаси Господи! Не всегда получается простить, но это нужно человеку, который обижается. Нельзя с этим жить, мир тогда сокращается для самого тебя, ты становишься заложником. У меня в жизни был эпизод, когда нужно было простить предательство человеку, от которого зависела моя жизнь. Я просто не мог этого сделать, но потом решился. И что вы думаете, тот на кого я обижался сам понимал свою ошибку, но тоже не решался подойти. Такая была радость на душе! Так чаще всего и бывает, живут два человека, но боятся простить друг другу. Один батюшка мне прямо сказал - если обижаешься, тогда снимай крест. Надо быть свободным.
Катерина 13 марта 2019, 09:23
Ксения12 марта 2019, 12:42 - состояние души после прощения первично. О нем и речь в статье. Действия после прощения вторичны и их форма зависит от темперамента, воспитания, образа жизни фигурантов, замешанных в конфликте. Как пример: если мой визави в конфликте - Сальери, везде таскающий с собой любимый яд, то я и после моего прощения ему его попыток не рискнула бы больше пить с ним чай с тортиком в дальнейшем.
Анна13 марта 2019, 06:45
Спасибо за ваши советы. Статья очень понравилась.
Елена12 марта 2019, 22:04
Бывает так, что обидчик - человек с патологией психики, который получает наслаждение от мучений своих жертв, не в состоянии испытать раскаяния и чувства вины в принципе. Как прощать таких людей? Или это уже не люди и их прощать и не стоит? Как молиться о благополучии таких людей? Молиться об их выздоровлении тоже бесполезно: такие патологии психики не исправляются
Михаил12 марта 2019, 18:21
Простить по моему рассуждению это радоваться искренне за обидчика когда ему хорошо и печалиться, сопереживать, когда ему плохо.
Ксения12 марта 2019, 12:42
Спасибо за статью и прекрасные слова.
У меня есть вопрос, который мучает меня уже ОЧЕНЬ давно. Простить - что это? Не мучаться от обиды? Отдать обидчикам то, что у тебя вырвали? Пить с ними чай с тортиком и справляться о здоровье? Не понимаю. Что нужно простить - понимаю, а в каких действиях это выражается - нет. И как мне понять: получилось простить или нет?
Спасибо за помощь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×