Слово Патриарха

Недели 3-я и 4-я Великого поста

Патриаршее служение в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото: свящ. Игорь Палкин Патриаршее служение в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото: свящ. Игорь Палкин

О Благой вести

Когда передается весть, не столь важен тот, кто ее приносит, как те, кто ее получает. Ведь весть адресована именно тем, кто ее получает, и ангел, служебный дух (Евр. 1: 14), провозгласив благую весть, словно уступает место Пресвятой Богородице. Поэтому сегодня мы прославляем Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, а не ангелов и архангелов; не тех, кто передал Марии благую весть, но Ту, Которая эту весть приняла.

Через благовестие вера Христова распространилась по всему миру. Велик труд благовестников, но не меньше подвиг тех, кто эту весть воспринял. Ведь мы знаем, что ни эллины, ни иудеи не могли воспринять благую весть, по крайней мере в самом начале апостольской проповеди, потому что для одних она была соблазном, для других – безумием (см.: 1 Кор. 1: 23). Но появилось множество людей спасаемых, для которых эта весть несла Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1: 24). Именно благовестие о Христе преобразовало души людей, несмотря на то, что многие соблазнялись и многие считали эту весть безумием. Весть о Христе распятом и воскресшем преобразовала мир, и даже сегодня, отделенные почти двумя тысячелетиями от этих событий, мы по-прежнему воспринимаем благую весть как свежую, актуальную, способную обновить наше сознание и нашу жизнь.

Как же важно это Божественное откровение услышать и принять – и сердцем, и умом!

Евангельская весть есть подлинно Божественная весть, подлинно Божественное откровение. И как же важно это откровение услышать и принять – и сердцем, и умом! Когда во время богослужения мы открываем Священное Писание, диакон или священник провозглашает: «Святого Евангелия чтение!» И в ответ на это хор от имени всего народа отвечает словами, которые свидетельствуют о нашей готовности принять благую весть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы прославляем Господа, зная, что эта весть способна преобразовать нашу жизнь, способна спасти наши души, способна изменить к лучшему мир, который нас окружает, как прекрасно говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. Он пишет, как весть о Христе спасает людей, обращаясь не только к римлянам, но и ко всем нам, ко всему роду человеческому.

Вспоминая Благовестие Пресвятой Богородицы, вознося благодарение Богу за то, что обрелась Дева, способная принять благую весть, мы прославляем Ее святое имя и одновременно просим Господа и Спасителя, чтобы Он сохранил наши сердца способными воспринимать эту весть, чтобы она всегда оставалась живой, свежей, бодрящей, поражающей наш ум, нашу душу. Потому что именно через эту весть нам открывается Царствие Божие.

Из слова после Литургии
в Благовещенском соборе Московского Кремля
7 апреля 2019 года –
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

О Крестной смерти и Воскресении Спасителя

Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. Фото: Олег Варов Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. Фото: Олег Варов

Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, – им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов – это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест – соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз…

Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один: смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории.

Но мы знаем, что за ним последовало Воскресение Спасителя. Однако Воскресение не было явлено всему народу, а лишь ограниченному кругу людей. Почему же Господь именно так обратил Свою весть ученикам и всему народу? Почему именно через это испытание Он провел каждого, кто хотел верить в Него как в Спасителя? В каком-то смысле этот вопрос и сегодня обращен к нам. Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же Промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на кресте Христа Спасителя.

Через крест и Воскресение явлена нам Божественная благодать, которая спасает человека, преобразовывая его в сына Божиего

О чем же говорит этот крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см.: Мф. 3: 9).

И как все это зримо сегодня в нашей жизни! Могли мы с вами поверить, что в безбожной Москве будут построены сотни храмов? Что люди XXI века будут наполнять эти храмы с горячей верой, с упованием на волю Божию? Какой человеческой логикой объяснить возрождение нашей Церкви, возрождение веры в сердцах наших людей? Но все это происходит, и не потому, что мы с вами герои, не потому, что мы такие умные, правильные, а потому, что по молитвам святых угодников Божиих и по молитвам нас грешных благодать Божия прикасается к нашим сердцам и преобразует их. Благодать Божия прикасается к народу нашему, и многие обращаются в учеников Спасителя. Благодать Божия предотвращает наше падение и гибель, и верим, что именно силой благодати Божией сохраняется вера и надежда на спасение.

Из слова после Литургии
в храме святителя Стефана Пермского
в Южном Бутове г. Москвы,
31 марта 2019 года,
в Неделю 3-ю Великого поста,
Крестопоклонную

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах, – это явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я Великого поста – Торжество Православия
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я Великого поста – Торжество Православия
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Христиане чувствуют Божественное присутствие и знают, что Бог отвечает на молитвы. Это и есть живой религиозный опыт, и никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье)
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Чтобы подчеркнуть духовное измерение поста как наиважнейшее, нам и предлагается в последний день перед Великим постом испросить друг у друга прощение и еще раз осознать, что без прощения нет спасения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 37-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Могу свидетельствовать перед Богом и вами, что поистине велика тяжесть этого креста, и если бы не помощь свыше и не молитвы всей Церкви, то вряд ли хватило бы человеческих сил понести его.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 35-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 35-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Важно на законодательном уровне закрепить защиту жизни нерожденных детей, иначе возникает вопрос о будущем нашего государства. А если аборт делается по ОМС, это значит, что убийство детей воспринимается как обычная медицинская услуга. Но аборт – не медицинская услуга!
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 34-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 34-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Осознание того, что наше спасение совершает Бог, а не мы сами, помогает нам сохранять мудрость, духовную трезвенность, избегать завышенной самооценки, превознесения себя над другими.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 30-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 30-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Когда указывается путь ложный, который отрывает людей от истинной Церкви, когда им предлагают душу свою отдать самозванцам и раскольническое сообщество воспринимать как благодатную Церковь, – это путь в духовное «никуда», это путь к погибели.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 28-я и 29-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 28-я и 29-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг – подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Добро реально соединяет людей. Это больше, чем политическая солидарность, больше, чем утилитарная солидарность, связанная с достижением каких-то корпоративных интересов. Когда мы друг другу делаем добро, мы становимся ближними.
Комментарии
Поваляева Анна Николаевна16 апреля 2019, 16:23
Спасибо. Очень благодарны. Набираемся ума по мере своих сил.
Выражаем слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу за Просветительные и умные речи.
Благодарим разработчиков сайта за подборку фотографий нашего дорогого и любимого Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
С уважением и глубоким почтением Вам и Всей Святой Братии и Сестрии, раба Божья Анна.
Поваляева Анна Николаевна12 апреля 2019, 15:44
Спасибо, за просветительную речь.Прочла на работе. Приобщилась к святой благодати. Побывала в Святом Храме.
Большая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Разработчикам Сайта спасибо за спасительные речи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.За красивые фотографии Храмов.
С глубоким почтением и уважением, раба Божья Анна.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×