Когда ненависть полезна

Беседа с финским профессором богословия Ханну Пёюхёнен

Ханну Пёюхёнен, профессор богословия, который вместе с единомышленниками строит монастырь в городке Ламми в Южной Финляндии – самом густонаселенном регионе страны, размышляет над теми качествами, что необходимы людям, чтобы называться православными не номинально, а по праву. Такое право дает нам, убежден профессор, и… ненависть.

Ханну Пёюхёнен Ханну Пёюхёнен

Нужен не пластик – хлеб

– Странно соединять два этих понятия – христианство и ненависть…

– Старец Софроний говорил, что никто не сможет быть настоящим примером христианской жизни, не сможет вести ко Христу другого, если он не возненавидит самого себя.

Что это значит?

– По моему мнению, мы должны возненавидеть в себе всё то, что мешает Богу работать над исправлением нашего сердца. Именно – возненавидеть. От всего сердца. И тут получается очередной христианский парадокс: такая ненависть к себе оборачивается подлинной любовью к Богу и ближнему, которая и делает нас достойными человеческого звания. При выполнении такого условия возможно настоящее братолюбие: если человек видит, чувствует нашу честную заботу о нем, знает, что он нам небезразличен, понимает, что мы от сердца молимся о нем, тогда он ответит – обязательно ответит – такими же чувствами и действиями. Без заботы о ближнем, без готовности послужить ему мы сколько угодно можем называть себя православными, но это будет, я бы сказал, какое-то номинальное, официальное христианство, ничего общего с Христом не имеющее.

Но любовь к ближнему подразумевает и тяжелый труд. Иногда и строгость.

– Совершенно верно. Понимаете, если мы угодничаем, «гладим по головке» человека, говоря, что в Церкви Христовой можно то-то и то-то, что «это нормально» (например, извращения, взятки, пьянство и т.п.), то человек, ищущий Христа всерьез, инстинктивно почувствует фальшь: разве апостол Павел, будучи в муках рождения, пока не отразится Христос в его духовных детях, лебезил перед их грехами? Разве он не требовал избавиться от них, чтобы быть похожими на настоящих христиан? То же и сейчас: Христос вчера и сегодня тот же. Совмещение евангельских заповедей со стремлением к «легкой жизни», с поблажкой, а то и с лицемерным оправданием грехов – это что-то вроде пластиковой упаковки. А пластиком сыт не будешь – нужен настоящий хлеб. И многие люди чувствуют это, ищут того самого хлеба насущного, а не пластмассы. «Если ваше христианство не более чем пластик, то я буду искать чего-то другого» – так человек оказывается в сектах, восточных, языческих культах с их гуру и т.п. Потом выясняется, что и там – бездна.

Очень малая закваска

– Мне кажется, что нам, православным, нужно сейчас просто быть православными, чтобы спасти людей из этой бездны.

«Просто быть православными»? Что это значит?

– Хранить традиции. Я не имею в виду внешние – платочки, свечки и т.п., речь идет о хранении Предания, его сути.

Но для его хранения необходимо знакомство с Преданием, с трудами святых отцов.

– Да, и мы работаем над этим: перевели сами уже несколько святоотеческих трудов, других книг, издаем и переводы, сделанные другими.

С греческого, так?

– Да, преимущественно с греческого. Но есть и с русского – «Несвятые святые», например, и с румынского – о старце Клеопе (Илие), с английского – детская книжка о Православии. Вообще за 20 лет корпус православной литературы на финском языке увеличился в разы, чему мы не можем не радоваться. Есть и аскетическая литература, и письма святых отцов, и старцев совсем недавнего времени, и беллетристика. Таким образом, сейчас у любого финна есть возможность узнать самое главное о Православии, о нашем Предании на родном языке.

Прекрасно понимаю, что в России православной литературы, скажем осторожно, гораздо больше, чем в Финляндии, но тут нужно принять во внимание, насколько мала наша Церковь, что она не обладает такими возможностями, как в соседней стране. Православных верующих здесь, согласно статистике, меньше 60 тысяч.

Как это взять и перестать называть грех грехом?! Это очень страшно! Грех останется, но каяться в нем перестанем

Мы выпустили небольшую книгу об отношении Православной Церкви к гомосексуализму. Нашей задачей было показать, что это отношение никогда на протяжении веков не менялось: мы собрали цитаты из Ветхого и Нового Заветов, из трудов отцов Церкви, древних подвижников и старцев нашего времени и предложили читателям самим задуматься, всегда ли перемены в убеждениях несут в себе благо, или, отвергая в угоду существующей моде свои принципы, мы теряем таким образом самих себя. Поводом для создания этой книги послужила дискуссия в одном православном журнале, где священник, к нашему изумлению, не только оправдывал этот грех, но и предлагал изменить отношение Церкви к гомосексуализму, что само по себе уже страшно. Действительно, взять и перестать называть грех грехом! Так же мы можем перестать называть грехом воровство, пьянство, убийство… Грех останется, но каяться в нем перестанем. Такие явления очень тревожны.

Продаем и книгу одного врача-протестанта, где автор рассказывает о губительности абортов и задает вопрос, что же важнее: жизнь человека или пресловутая «самостоятельность». Кстати, очень популярная книга сейчас.

В чем счастье, брат?

Старец Эмилиан говорил: «По-настоящему счастливы те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было»

– Изучение и хранение святоотеческого Предания убеждает тебя в правоте еще одного парадокса: только борясь с мнимым, «пластиковым» счастьем, ты обретаешь счастье подлинное. Действительно, что может быть радостнее пусть тяжелой, но честной борьбы со своими грехами? Ведь в этой борьбе ты чувствуешь помощь Христа – значит, ты не один, ты с Богом. Я помню, как мы говорили с игуменом Эмилианом монастыря Симонопетра во время моего первого паломничества на Святую Гору. Он тогда сказал: «По-настоящему счастливы все те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было» – вот эти слова я запомнил на всю жизнь.

Мы настолько грешны, что перестали даже правильно понимать собственное счастье, мне кажется. Для кого-то счастье в миллионах евро, для кого-то – в килограммах черной икры за столом, для третьих – еще в чем-то. Но за всеми этими миллионами, центнерами, декалитрами нет вечности. Точнее, она есть, но уж очень печальная. А вот вкус доброй вечности ты приобретаешь, когда начинаешь бороться со своими страстями, когда расставляешь всё на свои места в своей духовной и материальной жизни.

И вы с единомышленниками, с братией вот уже больше шести лет пытаетесь устроить здесь обитель. Уверен, что трудностей у вас предостаточно.

Мы видим, что люди хотят узнавать Православие опытно. Разве можно отказывать им в этом?

– Из истории Церкви мы прекрасно знаем, что никогда устроение монастыря или церкви не проходило гладко, без трудностей. Вы и представить себе не можете, сколько проблем на нас обрушилось за это время. Мы на собственном опыте, вживую убедились, что ненависть духа злобы – вполне реальная вещь. Не только материальные трудности – есть и подозрительность, и клевета, и оскорбления, и прочие прелести.

Но вы держитесь.

– Но мы с помощью Божией держимся. Всё по старому правилу: «Делай, что должен, и будь что будет». Мы знаем, что трудимся для Бога и ближнего. Мы видим потребность у людей в таком месте, как наше: они хотят узнавать Православие опытно. Кто мы такие, чтобы отказывать им в этом?

Русский пекарь – финскому Пекке

– А кроме того, есть ведь не только трудности – есть и добрые примеры, благодаря которым ты понимаешь, что люди о Боге не забыли. Вот мы сейчас с вами хлеб едим, хороший, мягкий – знаете, откуда он? Из Хельсинки, 150 км отсюда! Там есть пекарня, которая ежедневно отдает часть своего хлеба на нужды Церкви. Один наш друг, грек, как-то разговорился с их русским пекарем, и они сказали: «Конечно, лучше мы будем отдавать хлеб нуждающимся, чем выкидывать его!» И он забирает эти мешки и развозит по храмам, по приютам, отдает бедным. Так что не все пропало – люди все-таки помнят Христа.

Вообще, знаете, к чудесам мы как-то привыкли. Это довольно просто, особенно когда знаешь, что ты не один, а с Богом. Кажется – всё, нет больше сил держаться, силы зла одолевают, помощи ждать неоткуда – но в самый тяжелый момент она приходит. Это и дает силы продолжать трудиться. А если отчаиваться, то уйти отсюда нам надо было еще вначале. Ничего – держимся. Бог не дает испытаний выше твоих сил. Заодно мы получаем прекрасную возможность убедиться в собственной слабости. Гордиться нам в общем-то нечем, если честно.

Это духовный закон: Если ты приступаешь служить Господу Богу, уготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1). Но нас очень ободряет продолжение: Управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок – вот этой надеждой и живем. Под величием, надеюсь, вы понимаете, я имею в виду не мирское, а духовное. Мы много об этом говорили с дорогим отцом Паисием, он сейчас прославлен в лике преподобных.

Вы встречались с Паисием Святогорцем?

– Да, несколько раз. Но об этом позже.

С Ханну Пёюхёнен
беседовал Степан Игнашев

20 мая 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Каждый из нас вечен Каждый из нас вечен
Ханну Пёюхёнен
Каждый из нас вечен Каждый из нас вечен
Беседа с финским профессором богословия Ханну Пёюхёнен
Церковь должна оставаться солью земли, даже когда за это приходится дорого платить.
Любовь или ненависть? Любовь или ненависть?
Валерий Духанин
Любовь или ненависть? Любовь или ненависть?
Валерий Духанин
Всю жизнь ненавидеть своего противника, бороться с ним, а после его смерти вдруг увидеть, что ты нисколько не выиграл, а напротив, даже потерял единственный смысл своей жизни. Так нужен ли нам такой смысл?
Финляндия глазами русского паломника Финляндия глазами русского паломника
Ольга Иванова
Финляндия глазами русского паломника Финляндия глазами русского паломника
Ольга Иванова
Православная община финской губернии Северная Карелия – самая многочисленная в Финляндии. А Йоэнсуу, главный город губернии, можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. «У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне», – говорит мэр Йоэнсуу.
Комментарии
Макаров24 мая 2019, 07:24
Михаил23 мая 2019, 09:39
Макарову:
...обычно прельщенные, модернисты, и еретики очень любят говорить, что Бог есть Любовь но только для того так говорят, чтоб оправдывать грех... это приводит к страшным вещам, я это часто вижу и слышу в церкви. А Вы переходите на личности, принимаете на свой счет, начинаете хвастать "почитыванием" толкований.

Никто не "начинал хвастать", Вы ведь тоже упомянули "Св.Отцов". А насчёт личностей, то разве религия - не личное общение с Богом ? Ваши примеры "страшных вещей" говорят только о том, что выдёргивание из контекста может случиться как с цитатами о любви, так и с цитатами о ненависти. В конце концов, если гнев - грех, то как ненависть может быть благом ?
Михаил23 мая 2019, 09:39
Макарову:
Вы сказали, что в Священном Писании нет ничего о ненависти, что Бог есть Любовь, и я Вам возразил. И так же упомянув, не имея в виду Вас, что обычно прельщенные, модернисты, и еретики очень любят говорить, что Бог есть Любовь но только для того так говорят, чтоб оправдывать грех. Ещё любят говорить - "чистому все чисто", например, и грешат ради "икономии" понимаемой ими как человекооугодие и попустительство. "Радуются" думая, что они "чистые" и им не вменит Господь. И это приводит к страшным вещам, я это часто вижу и слышу в церкви. А Вы переходите на личности, принимаете на свой счет, начинаете хвастать "почитыванием" толкований. Не о Вас и не о мне речь вообще.
Макаров22 мая 2019, 11:34
Михаил,
Даже не спрашиваю Вас лично, следуете ли Вы этой цитате из Евангелия и ненавидите своих родителей, жену и детей -- очевидно нет. А ведь есть ещё Мтф 10:36, враги человеку домашние его. Очевидно, Вы не враждуете со своими домашними. И при этом считаете себя христианином.
Это и есть выдёргивание из контекста, о котором Вы пишете. Прочтите внимательно приведённую Вами цитату. Там речь идёт о конкретных учениках Христа, чьи семьи препятствовали им следовать за Иисусом, и большинство из которых таки отпали от Христа после его проповеди о Хлебе Жизни.
Толкования Евангелия нужно не только почитать, но и почитывать.
Иоанна_22 мая 2019, 08:47
"Возненавидеть себя" я понимаю как возненавидеть своего "ветхого человека", возненавидеть свои страсти. И без этой благой ненависти невозможно разорвать железные цепи греха. Если мы говорим о страстях - страсть блуда, страсть сребролюбия,- то афониты прямо называют их: бес блуда, бес сребролюбия. Какая уж тут любовь!.. Благодарю за статью, очень воодушевляюще! По духу есть что-то общее с отцом Серафимом (Роузом), которого я очень люблю.
Михаил21 мая 2019, 13:04
Макаров:
Лк. 14:26"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
В Священном Писании, и Св. Отцов я так же встречал о том, что Бог грешников ненавидит, что грех и страсти и себя самого нужно ненавидеть. То, что Бог есть Любовь, модернисты выдергивая из контекста приплетают не к месту, для того, чтоб оправдывать теплохладность и беззакония. Но излишняя надежда на милосердие Божие, переходящая в попустительство греха, считается Церковью хулой против Духа Святого,которая не прощается ни в этой, ни будущей жизни.
Лариса_21 мая 2019, 09:59
Жаль, что такие короткие беседы с Ханну Пёюхёнен. Так бы хотелось продолжения....продолжения. Очень интересно и утИшительно. Очень хочется продолжения.
Макаров21 мая 2019, 08:37
Вот цитата из статьи о преподобном Ниле Сорском, его поучения:
Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие чрез покаяние, зная, что нет греха, который бы победило человеколюбие Божие, что оно все прощает кающимся и молящимся. Этим-то скорбь для человека растворяется радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Это истинно православный подход к духовной брани - скорбь о своих грехах и надежда на Божью помощь в их искоренении. Даже скорбь растворяется радостью и усердием. Терпеть и бороться - не значит ненавидеть.
Главное слово - скорбь ПОЛЕЗНУЮ. А какая польза от ненависти? Никакой. Только вред своей душе.
Макаров21 мая 2019, 08:12
Простите, а в каком из Евангелий Христос или в Посланиях Апостолы хоть раз употребляют слово ненависть, да ещё и в полезном контексте? Ненависть - антипод любви, а Бог есть любовь. Ненависть может только разрушать. Спросите любого профессионального бойца, и он скажет вам, что ненависть к противнику затуманивает мозг и мешает объективно оценивать реальность. Борьба с грехами - тоже поединок, и тумаки там реальные. Поэтому нам нужно "трезвение", а не ненависть.
Не знаю, может финский священник пользовался плохими переводами, где вместо "самоуничижение" написано "самоунижение", а может просто пытался совместить привычное протестантство с Православием, но результат, по-моему, довольно печальный.
Татьяна20 мая 2019, 11:39
Христос Воскресе! Помощи Божьей истинным воинам Христовым. Благодарю Вас за укреплеяющее и вразумляющее слово. С нами Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×