Бунт тщеславия

Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com     

Соцсети давно уже стали для нас параллельной реальностью. Здесь мы живем, переживаем, узнаем самые свежие новости из жизни мировых держав или друзей-знакомых. Ничего необычного, мы поселились в сети.

А вместе с нами – и наши пороки. Самое интересное, что Интернет как инструмент массового распространения информации позволяет растиражировать любое событие или явление в кратчайшие сроки. Новое сэлфи? Пожалуйста. Фото с мероприятия, поездки, встречи? Без проблем. Отчет о добром деле? Да почему бы и нет. Тру-спич и крик души неудавшегося философа? Смотрите, вот он я.

Интернет словно создает новую, виртуальную общность

Социологи говорят об атомизации общества, но Интернет словно создает новую, виртуальную общность. В современном мире таинственность сходит на нет, ведь можно погуглить и найти что угодно. Отпадает желание делать: ведь кто-то уже делает. Молится в храме, совершает дела милосердия, проповедует, проводит евангельские встречи… Христиане оказались не чуждыми технологиям, как не остались в стороне от агрессивных рекламных методов.

«Если о событии не написано в Интернете – значит, его не было». Все просто. Если мы хотим произвести впечатление на конкретного человека, группу людей, сообщество, нам необходимо заниматься регулярным отчетным постингом. Устраивать мини-пиар- кампанию очередного «доброго дела». Ну, мы же все правильно сделали? Все ведь хорошо? Мы ведь подаем пример другим?

Но есть и иной взгляд на подобный завуалированный «хвастограмм».

Выгорание – болезнь нашего времени. Как никто знаком с ней человек, значительную часть работы выполняющий за монитором компьютера, экраном планшета или смартфона. Предположу, что дело не только в промывающем нашу душу потоке новостей. Дело в нашей… Интернет-публичности.

Святой Арсений Великий признавался, что много раз в жизни сожалел о сказанном, но никогда – о молчании. Сетевое пространство, безусловно, и рта нам не дает раскрыть. Но фактически мы говорим – на языке Интернета. Более того, мы делаем вид, что обнажаем свою душу и свой разум. У нас есть возможность не просто поделиться связанными в истории словами, а продемонстрировать образы в фото и целые сюжеты в видео.

Но насколько полезна такая открытость? Насколько важны для других наши регулярные посты? В особенности если это касается сокровенных сфер христианской жизни? Для чего мы рассказываем о походах на службы, паломничестве, помощи обездоленным? Чтобы получить свою «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?

Для чего мы рассказываем о помощи обездоленным? Чтобы получить «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?

Конечно же, мотивы «православного постинга» могут быть разными. Как и результаты. Но вместе с тем регулярные «отчеты благочестия» способны и оттолкнуть, и нанести вред душе того, кто этим занимается. Ведь добрые дела необходимо творить втайне. Именно так возможно избежать тщеславия, лукавства, создания образа, которому мы, возможно, и не соответствуем. Если мы христиане – мы, прежде всего, люди, честные с самими собой. Да, у нас сложилась определенная современная культура, которая создает для нас порой рамки, когда мы просто не в состоянии сделать вид, что мы не справляемся, что мы – грешники. Больше благочестия! Без вариантов.

Это, конечно, здорово, что мы шагнули в Интернет и ведем проповедь там… но как мы это делаем? Запечатлевая себя на сэлфи с батюшками, владыками, Патриархом?! Для того, чтобы кому-то доказать собственную религиозность?

Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости

Да, религиозности нам, пожалуй, не занимать. А как насчет содержания? Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости. Дела молитвы и милосердия имеют подлинный смысл в регулярном труде, последовательности, глубоком погружении. Отстоять службу и сфоткаться для «отчета» – это промах. «Акционировать» по всем детдомам, вместо того чтобы взять на себя подвиг рутинной помощи (прежде всего, психологической, ведь дети в детдомах надеются в первую очередь на обретение новой семьи) – это промах.

В христианах не должно бунтовать тщеславие, которое толкает демонстрировать свою веру, как лакированную обложку. Вера выражается в последовательных поступках, и лучше – незаметных. Если мы делаем что-то напоказ, мы получаем награду от людей уже сейчас. Будет ли нам что получить в награду от Бога, если мы, как блудные дети, тратим наш духовный капитал?

Владимир Басенков

23 мая 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Валерий 21 июня 2019, 18:26
Спасибо за вразумление, постоянно бес тщеславия одолевает в этом плане. И что заметил, что только подумашь о селфи в храме или о семки иконы или очем подобном - сразу же молитвенное состояние просто исчезает и появляется суета и мысли только о себе и фото. Ну вот сразу все понятно становится от кого все это. Спасибо ещё раз за подтверждение. Теперь принципиально буду выключать телефон в храме и в рюкзак на замок!
Михаил28 мая 2019, 20:49
Вот что Сам Господь по этому поводу говорит:
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно...
...Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."(Ев.от Матфея 1-4,6)
Иван28 мая 2019, 09:40
Очень полезная и нужная статья! Спасибо!
Катерина 27 мая 2019, 08:35
"Маугли"-дети,воспитанные в животных стаях в самые первые годы своей жизни: навыки человеческой речи - ноль, социальные навыки человеческого общежития - ноль, все остальные важные функции, свойственные именно человеку - ноль. НЕТ никакой ГЕНЕТИЧЕСКОЙ предрасположенности к тщеславию и пр. греховностям. Неету! Это продукт социального окружения. И свойственно тщеславие пусть в разных, подчас хорошо замаскипованных от самих себя, но совершенно узнаваемых другими формах ВСЕМ народам. Евреи - комплекс мессии. Немцы - сверчеловека. Русские - спасителей одних цивилизаций от других. И пр.
Кирилл25 мая 2019, 17:05
Да, интернет - настоящая "ярмарка тщеславия", это не новая общность, увы. "Ярмарка тщеславия", где каждый бесстыдно выставляет напоказ своё безобразие (
Сергей Н.24 мая 2019, 15:38
Писать о себе в интернете, о своих благих делах, конечно, надо крайне осторожно, если вообще надо.
А вот когда кто-то выложит в интернет материал о добрых делах других людей - вовсе не грех, а даже благо, греющее душу, заставляющее подумать о своих практических делах веры, вселяющее надежду, напоминающее о Христе живом.
Владимир24 мая 2019, 10:30
> Ведь добрые дела необходимо творить втайне. Именно так возможно избежать тщеславия, лукавства, создания образа, которому мы, возможно, и не соответствуем.
тронули слова
р.б Дионисий24 мая 2019, 09:14
Наверное, все приходит только с покаянием, когда человек каится и видит свои грехи (что огромное счастье), ему стыдно тщеславиться потому, как это еще раз вводит его в плачь о своих грехах. А там, где плачь и самоукарение по грехам - там уж нет тщеславия. Ну это мнение грешного раба божьего.
Иулиания23 мая 2019, 23:26
Согласна с автором. Очень много одиноких сейчас. Утешаются в мире виртуальном. Еще недавно мы все жили без интернета. Не могу сказать, что жили скучно. Информацию черпала из книг и в библиотеках, а не в плешивой википедии. В прошлом было много спорта и живого общения. 30 лет назад, когда еще никаких соцсетей в помине не было, люди точно так же ходили в храмы. А вера какая была у монастырских развалин!.. Сейчас такой нет.
Сергей К23 мая 2019, 22:38
Спаси Господи!
Актуальнейший вопрос и большое искушение!

Муразову Н.
Вы говорите о роли интернета, жж и пр. соцсетей в тиражировании подобных текстов.
А может быть и нужды в этих текстах не было бы? Может быть больше времени было бы для освоения святоотеческих текстов?

Олег23 мая 2019, 22:28
Добрый вечер всем!...тема нужная для обсуждения,осмысления,и это хорошо что ее затрагивают,можно посмотреть с различных сторон,понять есть ли проблема в этом или нет.
Муразов Н23 мая 2019, 21:07
Автор рубит сук, на котором сидит. Лишь благодаря интернету, жж и пр. соцсетям, стало возможным тиражирование текстов такого уровня. Не было бы их, пришлось бы писать в стол или обивать пороги редакций провинциальных газет. Тогда тщеславие бы точно не бунтовало.
Анна23 мая 2019, 17:21
Любая статья, в которой критикуется интернет, соцсети, компьютерные игры активно минусуется и собирает массу негативных комментариев. Даже на православных сайтах. Увы...
Екатерина23 мая 2019, 16:55
Православные и благотворительные мероприятия - это здорово, о них нужно рассказывать, но со вкусом и достоинством, а не самолюбованием. Одинаковые улыбки, лайки, хэштеги - искусственная мишура, не имеющая ничего общего с желанием популяризировать истинную веру.
Екатерина23 мая 2019, 16:48
Очень близки мысли автора. Если каждый из этих "Радостных" заглянет внутрь себя, то увидит и много грустного.
священник Андрей23 мая 2019, 15:12
Думаю, что настоящая интернеткоммуникация тоже от Бога. Способность слышать, понимать, сочувствовать очень нужна даже для людей говорящих вроде бы на одном языке. Однако подмена реальности в которой действуют духовные законы ( например: от своих слов оправдаешься и от своих слов осудишься) псевдо реальностью, в которой троллинг, рейтинг, репостинг итд. эти законы вроде бы отменяют- на самом деле погружает человека в еще более жестокую духовную реальность, в которой ложь, подмена, фейковость имеют больше возможностей чем правда. Остается только максимально талантливо, избирательно и аккуратно артикулировать свою позицию, всячески избегая показушности и лицемерия.
Иоанна23 мая 2019, 12:47
Братия и сестры, Христос Воскресе!

Помяните, пожалуйста, тяжкоболящую тщеславием р.Б Иоанну.

Спаси все Господь!
р.Б.Алла23 мая 2019, 12:38
Согласна с автором.Пиариться и тщеславиться православному человеку неуместно.Сделал доброе дело-забудь о нем,вот это хорошо будет!
Н.М23 мая 2019, 12:23
Полностью согласен с автором! Я тоже как-то написал статейку в одно православное интернет издание. И теперь вот стал жалеть, что мало того, что подписался под своим именем, но и гонорар за это получил. А статья то была тоже зело обличительная. Вот такой промах.
Игорь23 мая 2019, 11:03
А кто бы прочёл вашу статью если бы не было соц сетей?
23 мая 2019, 09:42
Иногда действительно отчёты о благотворительности оставляют за собой только радость и добрую гордость за ближнего своего. Почему не порадоваться, что кто-то помогает другим, находит для этого и силы, и возможности. Они рассказывают, допустим, и тем больше привлекают к своей деятельности и новых людей, и благотворителей. Что же в этом плохого? Всё по-разному. Вероятно, где-то это лишь тщеславие. Но пусть лучше интернет будет наполнен отчётами о добрых делах, чем глупостями и откровенно плохими вещами.
Катерина 23 мая 2019, 09:23
Автор, хорошая тема. Нужная. Лично моё мнение - всё зависит действительно от того, как Вы правильно указываете, с каким настроением сердечным делается в том числе православная страница в сети, православные фотоотчеты и т.д. Тщеславие вредит только душе "сетевика", постящего ту или иную информацию, тему. Но для любого из нас именно этот пост может оказаться спасительным, нужным в тот момент и на том месте. Потому что всё и вся обращается Господом во благо для нашего спасения. Семья, работа, коллеги на работе, да даже и друзья по монастырю тоже могут оказаться объектом для демонстрации тщеславия ("свинья грязи найдёт" уверяет нас народная мудрость). Ну не уходить же всем в скиты от мира сего?
Андрей23 мая 2019, 08:17
Предположим, что 2 мужика одинаково легко пройдут строгую врачебную комиссию и каждому хочется лётной зарплаты, но один довольствуется шофёрской. Вопрос: почему?
Ответ: скорость движения машины связана с интенсивностью потока обрабатываемых оператором данных.
У шофёра скорости до 250 километров в час, а для лётчика это только взлёт-посадка, предел же где-то в районе 3600. В поездке у шофёра много больше действующих факторов, но у лётчика быстрее обновление и нет права на прерывание полёта.
То же самое и в виртуальных пространствах - далеко не каждый способен работать с потоком данных такой интенсивности, но компьютеры то доступны всем. Отсюда и аварии в области духа, а порою даже катастрофы.
Наталья23 мая 2019, 01:24
О, спасибо, что открыто об этом написали! Вот получили как-то авторитетный большой грант. До чего доотчитывались по всем направлениям, что самим противно стало, а батюшка наш напрочь отказался потом его пролонгировать именно из-за чрезмерной публичности. Сказал нам просто, ну вас от греха с вашим грантом, т а к поможем людям, благо, будет чем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×