Молчи, чтобы говорил Бог

Молчание. Художник: Михаил Нестеров, 1903 г. Молчание. Художник: Михаил Нестеров, 1903 г.

Не знаю, когда мы прочувствуем то, о чем говорим (т.е. безмолвие). Сейчас мы всё говорим о нем, а надо бы немного и прочувствовать это безмолвие.

Но только молчание не всегда ощущается как присутствие Бога. Иногда наши мысли бывают до того напряженными, что невозможно успокоиться, и хочется что-нибудь сделать: пойти по магазинам, позвонить по телефону. И другое дело – когда ты предашься безмолвию… Как сказано было одному монаху:

– Войди в свою келью, и она тебя всему научит![1]

Войди в свое безмолвие, и получишь пользу. «А что еще надо сделать?» Да ничего больше, просто успокойся!

Разве не хорошо было бы, если бы ты познакомился с какой-нибудь тихой девушкой, женился на ней, и чтобы ее характерной чертой было спокойствие? Не чтобы она была какой-то бездельницей и посуда валилась у нее из рук, т.е. чтобы в ней не было этакого нерва и жизненности, а чтобы была тихой и спокойной, чтобы в ваших отношениях были такие паузы, моменты покоя, когда говорили бы только ваши сердца. Когда не надо продолжительно объяснять, что я люблю тебя, а чтобы ты чувствовал, что я люблю тебя, даже когда молчу.

Случайно ли, что есть такие дни, когда некоторые монахи на Святой Горе Афон, да и в других местах тоже, вообще не выходят к посетителям? Мне рассказывал один мой друг, что он пошел к одному отшельнику на Святой Горе, который по три-четыре раза в неделю не принимает никого – не из немилосердия к людям, а именно из великой любви. Он как бы говорит тебе:

– Возлюбленный мой, чтобы у меня было, что тебе дать, мне надо собраться. А чтобы собраться, мне надо затвориться в своем улье, войти, приготовить там мед, найти райские цветы. Завтра ты придешь, и чтобы я вышел – и ты увидел меня улыбающимся, исполненным отваги, силы, оптимизма, чтобы я мог сказать слово, которое вдохновит тебя на борьбу в жизни. А как я скажу тебе такое, если человек истрепывается от постоянного движения, он как фитиль, который горит и умаляется?

Разве не так? Да, тебе говорят, что ты помогаешь, но ведь ты тоже исчерпываешься. Поэтому в какой-то момент надо отойти немного в сторону, чтобы предаться безмолвию и собрать духовный плод.

На полчаса отключить телефон, отложить все дела и сказать: «Сейчас я предамся безмолвию на 30 минут!»

Святой Арсений Каппадокийский говорит, что он в определенные дни тоже совсем не выходил, ему оставляли еду под дверью, он ее брал, закрывался и сидел взаперти. Ты, конечно же, сделать этого не можешь, я тоже, потому что мы в миру, зато можешь на полчаса отключить телефон, отложить все дела и сказать: «Сейчас я предамся безмолвию на 30 минут!» – и осознавать, что это большая помощь твоей семье. Это не потеря времени, а вложение во время: «Я успокоюсь, помолюсь, и увидишь, какой хорошей будет жизнь».

Жизнь может стать очень хорошей, и потом Бог посетит тебя, и Он позволил мне сказать тебе, что ты тоже почувствуешь красоту своей души и ободришься. Ведь существует и положительный эгоизм, если можно его так назвать, который, по сути, и не эгоизм, а такое чувство, что ты чего-то стоишь. Не говорится ли: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам»[2]? То есть Бог придает тебе этим достоинство.

Как говорит мать Гавриила, есть люди, которые, составив тебе компанию, не отнимают у тебя уединения. То есть ты можешь находиться с другими людьми, но это не значит, что ты не будешь чувствовать себя один, потому что можно чувствовать себя одним и в компании, можно с кем-нибудь говорить, а душа твоя будет оставаться одна. И наоборот, можно быть одному, ни с кем не разговаривать, но чувствовать, что ты говоришь. Т.е. уединение как присутствие Бога – вот наша цель, потому что если ты уединишься и будешь сидеть один и без Бога, и без людей, без ничего, тогда кто ты будешь? Зверь ты будешь, зверем и останешься.

Уединение как присутствие Бога – вот наша цель

Поэтому посреди своего уединения ты научишься находить и слышать твоего Бога, слышать Его волю, которую Он тебе откроет, и ощутишь в себе голос, который скажет тебе: «Это для тебя, дитя Мое!» – и почувствуешь внутреннюю уверенность в этом. Эта уверенность не будет уверенностью эгоизма, потому что ты действуешь с молитвой, со смирением, ведь в уединении ты почувствовал, что ты очень беден и немощен.

То есть ты сидишь в комнате и говоришь: «Я такое ничтожное творение, Господи! Просвети меня: что мне делать?» – со смирением, сознательно, признавая свою немощь и нищету, но в то же время и сознавая, что перед тобой – Премудрый и Преблагий Бог, Который всем управляет и желает тебе добра и Который скажет тебе: «Неужели ты не веришь, что Я сделаю это? Разве ты некрещен?»

Не сказано ли, что мы несем в себе благодать Святаго Духа? Вся мудрость имеется в нас, вся истина имеется в нас. И посреди безмолвия ты получишь небесное известие. Потому что у тебя, к сожалению, есть привычка всё время спрашивать других:

– Скажи, что мне делать? Я чувствую полную неуверенность в себе, я боюсь, у меня ноги подкашиваются!

Но в какой-то момент тебе надо будет самому встать на ноги. Нельзя же в возрасте 50–60 лет продолжать говорить: «Я еще не знаю, что мне делать в жизни. Другие еще будут подсказывать мне, я еще буду их спрашивать!»

Но, кого бы ты ни спросил, разве он не скажет тебе:

– Помолись, чтобы Бог тебя просветил. Успокойся, чтобы Он явил тебе Свою волю. Ты молчи, чтобы говорил Бог!

Как же хорошо идет время, когда мы немного умолкаем, чтобы услышать Бога посреди молчания

Не так ли?

Как же хорошо идет время, когда мы немного умолкаем, чтобы услышать Бога посреди молчания. Это мне сказала одна бабушка, работавшая медсестрой. Несколько лет назад я спросил ее:

– Как ты живешь?

Тогда она была помоложе и говорит мне:

– Смотрите, я в 7.30 должна быть на работе в больнице, но встаю в 5 и молюсь 2 часа. Предаюсь безмолвию, утихаю, затем выхожу и целый день чувствую вокруг себя щит, ограждающий меня от болезней, искушений, напастей, несчастных случаев. День несется, душа летит, и я чувствую себя великолепно!

А началось это великолепное чувство с уединения – она помолилась утром 2 часа. А ты не молился двух часов, ты молился всего 2 минуты. И не пугайся, когда слышишь о двухчасовой молитве, не впадай в ступор, потому что ты слышишь это и уже думаешь, что получишь от такой молитвы инфаркт: «Два часа? Да что она говорит? Что это такое вообще?»

В безмолвии и тишине в душу входит много света

Вот когда увидишь ее лицо, как оно сияет, особенно глаза… Не знаю, как они могут так сиять? Она ведь очень пожилая, и взгляд у нее должен быть тяжелым из-за возраста, а у нее глаза сияют! Просто в безмолвии и тишине в душу входит много света. Желаю тебе пережить это!

Всё будет хорошо! Утихни, успокойся, побольше молчи, не говори, не говори лишнего, не ропщи – и увидишь, что всё будет хорошо. Только тогда ты воздашь славу Богу, и единственные слова, которые захочешь сказать, – это: «Христе мой, славлю Тебя, благодарю и люблю Тебя!»

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Книги архимандрита Андрея (Конаноса) в интернет-магазине "Сретение"

Свети цар Борис

18 июня 2019 г.

[1] См.: Древний патерик. Гл. 2, 20 (9); Достопамятные сказания. Об авве Моисее, 6.

[2] Молитвословие вечерни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Научиться молчать Научиться молчать
Игум. Нектарий (Морозов)
Научиться молчать Научиться молчать
Игумен Нектарий (Морозов)
Влияет ли то, что мы говорим, на наше внутреннее устроение? И почему, чтобы научиться правильно говорить, нужно научиться молчать?
Удержание неудержимого Удержание неудержимого
Игум. Нектарий (Морозов)
Удержание неудержимого Удержание неудержимого
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Вторая часть размышлений над великопостной стихирой посвящена «воздержанию языка».
Многоглаголание, пустословие и любопытство Многоглаголание, пустословие и любопытство
Из наследия Оптинских старцев
Многоглаголание, пустословие и любопытство Многоглаголание, пустословие и любопытство
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания. «Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет», – наставлял преподобный Амвросий.
Комментарии
Михаил19 июня 2019, 17:52
Благодарю за статью, отец Андрей))) Спаси Господи)))

Мне ещё очень нравится как Господь говорит:
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого."
(Евангелие от Матфея 5:33-37)
Виктор19 июня 2019, 12:14
СЛАВА БОГУ! Здорово.
Сергей Н.18 июня 2019, 11:17
Как всегда в цель. Спасибо, что Вы есть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×