Учимся дома, советуемся со школой

Об одном удачном опыте семейного образования

Валентина и Людмила Рогозянские Валентина и Людмила Рогозянские

Вот и подошел к концу школьный марафон. Старшие дочери Валентина и Людмила – выпускницы. Они обучались на семейной форме образования. Тем приятнее для нас, родителей, видеть завершение большого этапа и достигнутые ими отличные результаты.

Не секрет, что по поводу семейного образования существуют противоречивые мнения. Мамы и папы сомневаются, удастся ли в домашних условиях, самостоятельно организовать учебу. Школьные учителя с недоверием относятся к деятельности непрофессионалов. Переход на семейное образование нередко оказывается «экстренным выходом» – решением, которое принимают на фоне конфликта, когда отношения с учителями и классом накалены. В этой публикации я хочу рассказать, каким образом выглядит положительное взаимодействие со школой и как школьные педагоги, имеющие опыт работы с «семейниками», оценивают их способности и уровень подготовки.

К идее семейного образования мы в нашей семье пришли заранее, до вступления детей в школьный возраст. Руководствовались педагогическими соображениями: хотелось быть ближе к своим детям и избежать негативного сценария, общего для многих современных молодых людей и подростков: взгляд, уставившийся в экран смартфона, ограниченный кругозор и речь, пересыпанная мусорными словечками. Большую роль в выборе сыграли христианские убеждения. Во-вторых, еще дошкольницами дочери увлеклись музыкой (инструментальное исполнительство: флейта, фортепиано). Постоянные занятия, поездки на мероприятия и конкурсы требовали времени и сил, больших, чем те, которые остаются у ребенка, отсидевшего в классе ежедневные 5–6 уроков. Само по себе возникло решение: изучать школьные предметы самостоятельно, в индивидуальном, удобном распорядке и в ускоренном темпе.

В России учить детей самостоятельно родителям разрешено Законом об образовании 1991 года. Несмотря на это, «семейники» в российской системе образования по-прежнему – редкость. Каждый случай становится своего рода открытием, экспериментом для семьи и работников системы образования, отвечающих за оценку результатов домашней учебы.

Сестры Рогозянские с выпускниками школы Сестры Рогозянские с выпускниками школы

Нам в свою очередь также пришлось пройти через непонимание и отсутствие опыта. На время начала обучения дочерей «семейники» не имели необходимой организационной и методической поддержки и действовали на собственный страх и риск. Так обстояло дело в Москве и Петербурге, а тем более в провинции. Для местной школы и на районном уровне наш случай стал первым, когда бы родители сами, добровольно решались на СО. Никто не представлял, что из этого выйдет и как дети справятся с полным курсом. И в самом деле, школьный период казался вечностью! Сегодня с трудом верится в то, что этот путь – класс за классом – позади. Но вот они – итоговые контрольные работы, волнение накануне тестирований. Получаем аттестат, и теперь курс – на поступление! Продолжать образование Валентина и Людмила намереваются в Костромском музыкальном колледже, подготовительное отделение которого также только что окончили.

Отмечу роль школы: ООШ п. Россолово Галичского района Костромской области. Школа в нашей семье никогда не воспринималась в формальном либо негативном ключе – как давящая или карающая инстанция. Дочкам нравилось ездить к педагогам, и педколлективу импонировали детские интерес и прилежание. В регулярных консультациях и ответах учителям, написании проверочных тематических работ сложился наш образовательный распорядок, напоминающий чем-то студенческие зачеты и сессии. Этим поощрялась детская самостоятельность, и мы, как родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении.

Поощрялась детская самостоятельность, и мы, родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении

Контакты с учителями, решение большинства учебных вопросов с 5–6-го класса стали переходить в ведение девочек.

Нечего говорить, каким это было большим облегчением! Главные усилия от нас понадобились на начальном этапе. После того как «мотор» детского познавательного интереса и самодисциплины заработал, всё стало происходить проще, как бы само собой. Вообще, мне кажется, правильней называть данный подход самообразованием ребенка, а не домашним или семейным образованием. Родители не столько учат, сколько предоставляют возможности детям обрести умения и знания в контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, с другими компетентными старшими.

За весь срок обучения мы не прибегали к репетиторам. Благодаря поддержке и вниманию учителей все аттестации, включая итоговую, прошли ровно и без чрезмерных волнений. Результаты ОГЭ у обоих высокие. Обучаясь в одном условном «классе», Валюша и Люся – погодки с разницей в возрасте в 1 год и 5 месяцев – отлично поддерживали друг друга. Нормальные отношения у девочек сложились со сверстниками из класса. Кое-кто из них наверняка, конечно, был не прочь учиться без обязательного постоянного посещения уроков.

Известно, что родители-«семейники» часто избегают отношений со школьной системой. Но пренебрегать школой не нужно.

Пренебрегать школой родителям-семейникам не стоит. Важно построить правильные взаимоотношения со школой

Умение найти общий язык, наладить контакт, соблюсти требования, представить стороннему лицу результаты своей учебной деятельности, прислушаться к замечаниям, оперативно скорректировать недочеты – таковы немаловажные составляющие опыта развития и взросления детей. Это, по существу, первая их всамделишняя задача и дополнительный важный урок и экзамен. Именно из таких задач будет впоследствии состоять взрослая жизнь.

Послушаем отзывы педагогов о полученном опыте работы с «семейниками».

Елена Анатольевна Яковлева Елена Анатольевна Яковлева Яковлева Елена Анатольевна, учитель истории и географии высшей категории, в профессии 26 лет, удостоена звания «Лучший учитель Российской Федерации»:

– Девочек помню с 1-го класса, так как работала заместителем директора школы. Проверяла у них технику чтения и сразу обратила внимание на хорошую память и на то, что дети рассуждают, полным ответом отвечают на вопрос.

Когда мы с ними встретились после начальной ступени, в 5-м классе, заметен был высокий уровень самостоятельности. Не просто «как написали, так и написали», но желание ничего не упустить и сделать как можно лучше. В письменных работах обе показывали умение работать с источниками, аргументировать, сравнивать, делать выводы, находить общее и различное. На мой взгляд, всё это также связано с хорошим развитием устной речи.

Работать с девочками было всегда легко, трудностей я лично не замечала. На семейной форме образования Валя и Люся у нас были первыми, поэтому было довольно интересно. Когда ученик любит учиться, учителю всегда интересно.

Анализируя, что я могу сказать о том, почему достигнуты такие высокие результаты? Наверное, всё же изначально способности неплохие. Немного не умещались в отведенные временные рамки, ведь дома нет четкого начала и конца занятия по звонку, но к выпуску сумели справиться с этим. Свой индивидуальный темп работы у девочек объясняется тем, что они хотели сделать как можно лучше. Разбирались, вспоминали, подбирали слова. Не так: что первое пришло на память, то и написали. А обдумывали – на это, естественно, требуется время. Редко дети проявляют себя таким образом.

Я думаю, у них всё впереди и им несложно будет продолжать учиться, находить общий язык. Всё у них сложится, пусть идут к своей цели. Будем их вспоминать как своих выпускников и ждать в гости.

Людмила Сергеевна Транчукова Людмила Сергеевна Транчукова Транчукова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, в профессии 28 лет, из них 8 лет директорского опыта, имеет звание «Почетный работник образования»:

– Выделялись тем, что читали. По сочинениям это можно было заметить. Проблем, связанных с семейной формой обучения, я лично не помню. В первую очередь семейная форма – это дело родителя и родительская ответственность. В нашем случае всё получилось очень и очень неплохо.

Обстановка в семье должна способствовать образованию. Когда такая обстановка есть, я лично против семейного образования ничего не имею. Тем более что наши девочки одновременно занимались еще и музыкой. Данный подход я считаю вполне оправданным.

Год от года дети меняются. Раньше на уроке я всегда видела глаза учеников, теперь они или норовят уткнуться в смартфон, или смотрят в окно. У Валентины с Людмилой желание учиться большое. Ничего удивительного, что обе в итоге оказались сильней остальных наших учеников.

Семейная форма обучения – это родительская ответственность: обстановка в семье должна способствовать образованию

Кроме того, мне хотелось предоставить девочкам дополнительные возможности. Кроме школьной программы мы участвовали в предметных олимпиадах, специально готовились к этому. Также я, как директор, просила их чаще играть на школьных мероприятиях и праздниках. Каждый раз дети и учителя с удовольствием слушали выступления девочек. Поэтому при желании «семейники» тоже могут вносить свою лепту в жизнь школы.

Описанная история – это история, как разные формы образования могут плодотворно сотрудничать вместе. Эстафету самообразования в нашей семье продолжает младшая дочь Маша. Она окончила курс начальной школы и, не дожидаясь начала нового учебного года, принялась за программу следующего, 5-го класса. Учиться на семейном образовании, двигаясь по пути, проторенному ее старшими сестрами, совсем не сложно. С нетерпением ждет она встречи с наставниками – учителями следующей ступени.

Андрей Рогозянский

27 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
10 мифов о семейном образовании 10 мифов о семейном образовании
Гузель Гурдус
10 мифов о семейном образовании 10 мифов о семейном образовании
Гузель Гурдус
На семейном образовании можно вместе с ребёнком погрузиться в изучение устройства мира и понять, что школьная программа не так страшна, как кажется.
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Немного о семейном образовании Немного о семейном образовании
Владимир Басенков
Семейное образование – это индивидуальный маршрут обучения, который учитывает таланты и способности каждого ребенка.
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Алексей Комов
Домашнее образование детей: преимущества и проблемы Домашнее образование детей: преимущества и проблемы
Беседа с Алексеем Комовым, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы»
Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем школьники, им всё интересно, у них не загублена живая жилка познания. И важный момент: наша программа дает возможность для позитивной социализации, а не негативной, как в школе.
Комментарии
Людмила 2 июля 2019, 19:11
У нас 5 детей. И двух старших мы хотели и учили на СО,но приглашали учителей. А потом по деньгам не потянули, дорого очень. Отдали в школу, Они теперь на матерном языке разговаривают, репетиторов также оплачиваю, в школе не учат. Образование дети не получат говорю мужу, а он говорит, что все не образованными будут. Так что очень сожалею, что учатся в школе, но ничего сделать не могу, только одна надежда на Бога.
Иоанна_ 29 июня 2019, 10:50
КАК отпускать в самостоятельную жизнь этих двух нежных птенчиков??
Анна29 июня 2019, 07:21
Мои наблюдения показывают, что для успешного домашнего образования или нужно быть богатым (нанимать репетиторов, особенно в старших классах, посещать разные мероприятия и т п) или не ставить высоких целей. Если ребёнок просто идёт потом в колледж/ училище, то можно вполне обойтись учебой дома. Если в семье не так много детей, то тоже всё пройдёт гораздо легче и успешнее. Если ребёнок гуманитарий, то тоже хорошо, не нужны лабораторные работы и приспособления для экспериментов.
S.28 июня 2019, 14:06
Если бы автор этого материала делал свои первые шаги в СО своих детей не десять лет назад, а сейчас, то заголовок статьи вполне мог бы выглядеть иначе. Сегодня, слава Богу, у родителей есть возможность учить своих детей дома, не советуясь со школой, а у детей - сдавать ежегодные аттестации через Интернет,не рискуя стать жертвой педагога, готового выместить на ребенке свою неприязнь к форме образования, выбранной родителями.
ОЕ28 июня 2019, 05:36
Где мы живём на западе, огромное количество на домашнем образовании - в большей части протестанты, разного вида менониты, а так же много разных народностей и людей. В школе с первого класса ввели 'просвещение', весь июнь-все школы вывешивают радужный флаг. Уровень образования в общем очень низкий. В нашем приходе немало семей на домашнем образовании. Наш епископ очень поддерживает эти инициативы. Понятно, что это не для всех- но есть много разных видов- можно на интернете, можно домой учителей, можно частично в школе. Детям точно не скучно, они ведь общаются и ходят на кружки. Результаты при поступлении в вузы показывают выше успехи от тех, кто был на дом. образовании, во всяком случае тут.
Олег27 июня 2019, 23:21
И все же, для большинства родителей учить своих детей дома не представляется возможным. И подобные статьи скорее вгоняют в уныние, чем мотивируют к действию.
Гораздо полезнее было бы, если бы кто-то поделился успешным опытом воспитания православного ребенка в условиях агрессивной школьной среды.
Антоний27 июня 2019, 19:42
Для меня как представителя высшей школы прежде всего важен тот багаж знаний и навыков, с каким ко мне приходит первокурсник. Насколько хорошо он знает алгебру и начала матанализа, геометрию, физику. Пока похвастать Отечественному образованию нечем: добротные учителя, выпускники Советских вузов, - мудрые сеятели разумного, доброго, вечного, - уходят на покой, на смену же им приходят отравленные в 90-е евролиберальными ценностями представители поколения Y. Детей ныне не обучают, а дрессируют, натаскивают на ЕГЭ, как охотничьих псов. Каковы плоды? Пишут студенты неграмотно (хит этого года - "колличество"), математику знают слабо, и не могут сказать, до или после ВОВ Гагарин полетел в космос...
Катерина 27 июня 2019, 07:49
Интересно. Спасибо автору и редакции. Ну вот пока мои подозрения подтверждаются. Обе ученицы гуманитарии и вероятно будующие студентки музыкального училища. В принципе каждый как он хочет. Но для нормального существования страны интересен был бы высокий % учащихся дома-будущих строителей кораблей, офицеров-защитников родины, различных технологов. Т.е. постувших в технические и военные вузы. Отбить надежду войскам НАТО окольцевать Россию окончательно можно только высоким технологическим развитием страны.
Ольга27 июня 2019, 06:54
Интересно еще было бы услышать мнение учителей алгебры, физики и химии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×