Детство вчера и сегодня

Дети не хотят взрослеть. Это поразительное открытие произошло у меня не так давно. До сих пор я был уверен, что любой мальчишка в ответ на взрослый вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», гордо отвечает: «Космонавтом!», или «Альпинистом!», или еще кем-то из героической части человечества. Не зря ведь девочки в отсутствие мамы ходят по дому в ее туфлях и смешно мазюкают свои детские лица косметикой. Не зря и парни спешат побрить свой первый пушок, чтобы он побыстрее превратился в щетину. Взрослыми быть хотят. И даже когда в злосчастные 1990-е мальчики хотели быть либо «депутатами», либо «братвой», а девочки – их «спутницами» из эскорт-услуг (спасибо телевизору и общему климату в стране), они все равно подражали в этом взрослым и хотели выйти из детства. Но вот наступило время, когда на вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда станешь взрослым?», можно услышать ответ: «А я не хочу становиться взрослым».

Эта фраза не означает, что маленький человек не знает, что повзрослеет. Знает. Они же у нас умные. Это так же не означает, что выросший человек откажется от взрослых удовольствий. Но это означает, что всё хорошо понимающий современный ребенок сознательно не хочет входить в зону личной ответственности и покидать ту зону комфорта, где все и всё работают на него.

Наша цивилизация – это цивилизация ритуальных плясок вокруг маленького ребенка, стоящего на табурете

Наша цивилизация – это цивилизация ритуальных плясок вокруг маленького ребенка, стоящего на табурете. Детские аттракционы, детские телеканалы, целевые супермаркеты, забитые до верха детской косметикой, игрушками и одежками… Весь мир взрослых, кажется, сговорился (впервые в истории человечества) дать детям всё и сразу. Каковы будут плоды этих усилий, какую мышь родит эта гора, мы отчасти видим уже, а более полно увидим попозже.

Я вовсе не хочу критиковать все подряд. Детскую медицину, к примеру, можно заслуженно хвалить с утра до вечера. Поскольку до сравнительно недавних времен детская смертность повсюду была колоссальной. Человек, доживший до отрочества, выглядел счастливчиком в сравнении со своими братьями и сестрами, умершими в младенчестве. Мандельштам об этом писал:

О, как мы любим лицемерить,
Как забываем без труда,
Что все мы в детстве ближе к смерти,
Чем в наши зрелые года.

Детство – это нежная беззащитность и беспомощность. И если во времена Мандельштама это уже «забыли без труда», то в наше время подавно. За детские жизни идет борьба, и их действительно спасают. А там, где спасение не совершается, это воспринимается как жуткая трагедия. Ищут виновных, изобретают средства для избегания повторных трагедий. И эта борьба за каждого человечка, без разделения по полу, расе или врожденным недугам, выглядит как историческая победа христианского учения о личности. Каждый человек уникален и неповторим. За каждого стоит бороться, и современная техника это позволяет делать.

За каждого человечка стоит бороться, и хорошо, что современная техника это позволяет делать

Но пойдем дальше.

Просто оценим то, что есть у современного ребенка сейчас и чего не было раньше. Литература, например. Как же без нее? Как без «Приключений Тома Сойера», без «Алисы в стране чудес», без «Щелкунчика и Мышиного короля»? Совершенно невозможно представить себе детство без Винни Пуха или Кота в сапогах, без Мухи-Цокотухи, без Красной Шапочки. А между тем детская литература появляется только… в XVIII веке. Кстати, примерно в это же время появляется и представление о детстве как об особом времени, представление об «институте детства». А до этого времени и в Германии, и в Англии, и в Византии, и в Древней Руси всё было иначе. Детям, конечно, рассказывали сказки, страшные истории и поучительные повести. Но это не было отдельным видом умственной деятельности и устного творчества. Всё было очень близко к взрослому миру. И, к слову, подлинные сказки, не прошедшие через сито литературной адаптации и «срезания острых углов», мы вряд ли прочтем детям или предложим им для самостоятельного чтения. Подлинные сказки подлинных народов мира подлинно страшны и натуралистичны. И именно новейшим временам с их особенным отношением к детству как к золотой и невинной поре мы обязаны всеми Карлсонами и всеми Дюймовочками.

Ну что ж. Мне и этот пункт кажется несомненной победой. Пойдем дальше.

Одежда. И по разнообразию, и нередко по стоимости рынок детской одежды равен рынку одежды взрослой. И нам сегодня трудно представить, что «детская одежда» как таковая появилась всего лет 200 назад. Сначала в Англии. И во что еще одеваться этим островитянам, как не в одежду моряков (дети ведь должны подражать взрослым и стремиться встать с ними рядом)? Вот и появились костюмчики юнг – маленьких матросов, те самые «матроски», хорошо известные по истории костюма. С тех пор пошло-поехало. Курточки, колготочки, плащики, туфельки. Журналы детской моды и конкурсы маленьких модниц. Но до тех пор дети всюду одевались как маленькие взрослые. Размер меньше, а фасон, ткань те же. Даже попроще, чтоб дешевле было. И младшие донашивали за старшими. В общем, как у Некрасова:

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам… с ноготок.

Ребенок в этом стихотворении – вполне взрослый человек. И он не особенный. Они все тогда более или менее были такими. И хоть нам преподносили эту картинку как иллюстрацию некоего ужаса, от которого следует сейчас же вырываться в сторону социализма, я у Некрасова никакого осуждения в этой картине не чувствую. Наоборот, чувствую некую завороженность, восхищение этим маленьким тружеником, для которого мир суров, но понятен. И понятно его собственное место в этом мире.

– Так вот оно что! А как звать тебя?
– Власом.
– А кой тебе годик? – Шестой миновал…
– Ну, мертвая! – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Но мы, конечно, ужаснемся и детскому труду (грубейшее нарушение современного законодательства), и взрослой одежде на маленьком человеке. И я ужаснусь вместе с вами. Ужаснусь контрасту между прошлым и настоящим, особенно если буду вспоминать этот стих, глядя на детскую площадку с визжащей шестилетней детворой или стоя у витрины магазина детской одежды. Как ни крути и как ни оценивай перемены, а шагнули мы далеко. Поехали дальше.

    

Игрушки. Недавно прочел в биографической книжке об императоре Юстиниане византийскую эпиграмму, относящуюся к переходу из детского возраста во взрослый. Это вторая половина I тысячелетия от Рождества Христова.

Сегодня, Господи, мне исполняется семь лет. Мне больше нельзя играть.
Вот мой волчок, мой обруч и мой мячик. Возьми их, Господи.

Тут, как видим, все та же мысль о слишком раннем (по нашим меркам) вступлении в зону взрослой ответственности. Но здесь же и скудный перечень игрушек, которые символизируют детство.

Тут все та же мысль о слишком раннем (по нашим меркам) вступлении в зону взрослой ответственности

Вы себе можете представить, чтобы наш ребенок (ну, ладно, не в семь, а хотя бы в четырнадцать) отдал Христу свои игрушки? Я не могу. Никому он свои игрушки не отдаст. Даже Господу. Он захочет новых игрушек взамен старых. И перечень их будет весьма пространный. «Вот мои черепашки-ниндзя, трансформеры, динозавры. Вот моя железная дорога и механические машинки. Вот бесчисленные куклы, мячи и самокаты, которые давно уже мне не интересны. А вот моя игровая приставка, вот планшет с множеством игр. Их я никому не отдам, и так будет продолжаться вечно, ибо я вечно намерен играть». Таким мне видится прочтение старого византийского текста в новых условиях. И вот здесь я уже не скажу, что мы шагнули вперед.

Впрочем, об этом написаны тысячи книг. И о том, что люди играют всегда, лишь меняя форму игры и величину ставки. И о том, что на стыке случая и закономерности искрит мысль о Божественном Провидении. И о том, что коллективные игры социализируют человека, а одиночные развивают воображение. Я не смогу повторить этот массив информации, ибо он огромен, а я сам далеко не все знаю. Но, стоя перед витриной или внутри современного магазина игрушек, я лишь вспоминаю те классические свистульки и обручи, которыми дети играли тысячелетиями. Вспоминаю тряпичных кукол и глиняных лошадок и вздрагиваю от контраста с сегодняшним изобилием.

Еще я думаю о девочке, которая делает кукле Маше укол, кормит кашей и рассказывает сказку на ночь. И о мальчике, который возит по полу пожарную машину и издает звуки едущего автомобиля. Спроси его, и он тебе расскажет, на какой пожар он едет и сколько людей у него в экипаже. Потом я думаю о детях, уткнувшихся в сенсорный экран, и понимаю, что это совсем разные игрушки.

Но об этом вы подумаете сами или прочтете в другой книге. А мы пойдем дальше. Мы уже сумели увидеть, что современный ребенок живет в мире, в котором для него придумано столько всего красивого и полезного, что голова идет кругом. И всего этого не было у миллионов детей других эпох. Над теми детьми не склонялся добрый доктор, и у них было восемь шансов из десяти умереть в нежном возрасте. Они одевались в грубую одежду и с детства работали. Их игрушки были примитивны, а детских книжек тогда не было в природе, не говоря уже о мультфильмах или компьютерных играх. Их пища была взрослой. Весь ассортимент «детского питания» заключался в материнской груди, а когда ребенка отнимали от нее, он ел то, что и взрослые его региона. И никаких шоколадок и газировок.

Значит, мы построили рай? Рай для детей? Пожалуй, да. Но вот только если раньше ребенок приобретал взрослое выражение лица слишком рано, то теперь есть риск, что ребенок откажется взрослеть.

Современный «ребенок» отказывается взрослеть: хочет и дальше менять игрушки и чередовать удовольствия

Он так и захочет (уже в усатом и совершеннолетнем состоянии) менять игрушки и чередовать удовольствия. Он не захочет работать, ибо это трудно. Чего стоит один только ужас вставания каждый день на работу! Не только тяжелая и опасная профессия, вроде пожарника, покажется ему несносной, но даже кое-что попроще будет угрожать невыносимой тяжестью.

Свою семью он заводить не захочет. Попросту побоится. От половых же радостей отказаться не сможет, поскольку природа в юношеском возрасте почти непобедима даже для совершенных. Получится что-то странное. С одной стороны, изнеженное и капризное, с другой – развратное и жестокое (ибо безответственное).

Оплату услуг по обеспечению собственных удовольствий он возложит по умолчанию на родителей. Ведь это они его родили, а он – не просил. И это они так долго с ним нянчились и возились. Так почему теперь отказываются возиться и нянчиться? Мало того, они еще вздумали стареть, слабеть и теперь требуют помощи от него! А он на это не подписывался! Он слишком привык к тому, что мир крутится вокруг него со всеми шоколадными батончиками, каруселями, гаджетами и т.п., а он стоит на табуретке посреди собрания взрослых и декламирует выученное стихотворение. Взрослые, как водится, при этом – в восторге!

Додумайте сами, прошу вас, возможные минусы этого невиданного счастья, которое свалилось на наших детей в конце истории. Ведь то, что мы имеем, это очевидный плюс. Цветной, нарядный, карнавальный плюс. И мы не сможем уже жить иначе, ведь так? С тяжелым трудом и глиняными свистульками. Но из одних плюсов жизнь не состоит. Должен быть и минус, как в той самой батарейке, благодаря которой работает пульт от телевизора. Так где же он, этот минус? Может, я все придумал? Священники ведь часто рассказывают страшные сказки. А может, действительно детей наших, впитавших в себя немыслимое для прежних эпох количество удовольствий, и скорби какие-нибудь ждут немыслимые? А с ними и нас заодно? Боже сохрани, но подумать стоит.

И закалять ребенка стоит, и приучать к труду – тоже. И терпеть боль, и уважать ближних. И еще много чего стоит делать. Потому что, сымитировав рай для детей, настоящего Рая мы не имеем. Жизнь всё так же повреждена и отравлена грехом, болью и смертью. Цивилизация просто замылила нам глаз яркостью декораций. И надо готовить ребенка к настоящей жизни, а не к супермаркету. Иначе ребенок взрослеть не захочет. А, согласитесь, взрослый дядька с мозгами младенца – это явление насколько отвратительное, настолько и социально опасное.

В общем, попробуйте додумать эту тему сами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Почему я не женат? Это Путин виноват» «Почему я не женат? Это Путин виноват»
Свящ. Димитрий Фетисов
«Почему я не женат? Это Путин виноват» «Почему я не женат? Это Путин виноват»
Священник Димитрий Фетисов
Распространенная ныне болезнь – бесконечное себяжаление и привычка всё себе прощать, считая при этом, что это ты живой, а вот весь мир вокруг тебя, несчастного, – умер, что это ты хорош, а кругом одни негодяи.
Страшная история про заколдованного мальчика Страшная история про заколдованного мальчика
Свящ. Димитрий Фетисов
Страшная история про заколдованного мальчика Страшная история про заколдованного мальчика, который в детстве боялся наступать на червяков
Священник Димитрий Фетисов
«Ведь мы жили только ради сына, – сетует в недоумении мама Васи, – почему же он теперь нас ненавидит и проклинает? Может быть, его сглазили?»
Вечно зеленые. Разговор об инфантильности Вечно зеленые. Разговор об инфантильности
Елена Корнева
Вечно зеленые. Разговор об инфантильности Вечно зеленые
Разговор об инфантильности
Елена Корнева
Что такое инфантилизм, и в каких ситуациях о нем можно говорить? Были ли его проявления в прошлом, или же это болезнь нашего времени?..
Комментарии
Алексей 2 мая 2023, 11:12
Наталия Ростова, не гордитесь тем, что вы не были стукачкой. Идите и расскажите Кому Надо, о том, что в квартире по соседству с вами избивают детей, лучше с доказательствами, с криками, записанными на телефон. В этом случае стукачество не является неблаговидным поступком; напротив, есть враги человеческого рода, против которых можно и должно бороться с помощью доносительства и другими законными способами. Кто предал Христа, или христианских мучеников, тот Иуда. Но кто донес на садиста и мучителя детей и косвенно пресек его злодейства, тот исполнил свой христианский долг.
Солнышкина 1 августа 2019, 13:35
НН, Понятно, что весь мир не спасется,а только "малое стадо". Вот цитата из статьи "Истинные философы" :"Как жить в таком мире?
Иеромонах вздыхает и тихо говорит:
– Нужно жить в мире как рыба в море.
– Ждать, когда тебя акула съест?
– Нет. Жить независимо от среды. В море вода соленая, а рыба не просаливается. Нужно и нам не обращать внимания на то, что навязывает свет, не пропитываться всякой дрянью…"
Солнышкина 1 августа 2019, 09:58
Евгений29 июля Это стандартная ошибка многих родителей, вы забываете, что наша природа удобопреклонна ко греху, т. е. к греху больше тянет. Поэтому ребенок в нежном возрасте если ему дать выбор всегда потянется к "плохому", но интересному. Почитайте св. Отцов о воспитании св. Феофана Затворника, прп. Паисий святогорец, священномуч. Владимир Киевский оч. строго пишет, Серафим Роуз пишет, как раз о том, что надо прививать ребенку вкус с раннего детства на класс-их произв-х музыки, живописи лит-ры и. т. д., тогда придя в подростковый возраст он сам оттолкнет безобразные примеры современной "культуры". Конечно пока человек жив у него есть шанс во всем разобраться, но на это может уйти вся жизнь.
Солнышкина 1 августа 2019, 00:04
Согласна с Анной. "Все могу в укрепляющем мя Господе!" А кто сказал что будет легко?! Во все времена были свои трудности и свои вызовы для верующих. Что касается соли, то в Евангелии сказано:"Имейте в себе соль" О чем речь? О том что соль осаливает все вокруг себя и замедляет гниение, так и истинный христианин не мiр пускает внутрь себя, а наоборот в него привносит свет Христов, своим примером и добрыми делами. И еще сказано "если соль не солона будет, чем сделаешь ее соленою?..выбросить вон на попрание людям." Это речь как раз о тех верующих, кто поддается духу времени. А Господь Один и Тот же вчера и сегодня.
Вевея29 июля 2019, 16:27
Проблема еще в том, что родители не позволяют ребенку взрослеть. Дошел до школы-позвони, пришел со школы-позвони, хотя нет, бабушка заберет. Позвони, позвони, позвони... "Мы должны знать где ты и что ты". А еще удивляет, как родители говорят "мы". "У нас температура поднялась, у нас на это аллергия, нам на художку надо, мы вчера на занятия опоздали..." Как вообще возможно взросление ребенка, когда взрослые прочно ассоциируют себя с ним? Получается, что жизнь ребенка, это их жизнь, и ее контролируют. Ребенку не позволяют иметь свою отдельную личность, свое "я", свое мнение, предпочтения, желания. Ему позволили быть взрослым?
Евгений29 июля 2019, 15:30
И тут как-то всё не однозначно. Не лупишь - балуешь. Лупишь - садист. Правда где-то посередине, а границы середины у каждого свои. На мой взгляд многое преувеличено и задача воспитания не в ограждении от греха, а умении научить распознавать грех. А взрослый человек, да часто даже ребенок и сам разберётся как ему поступать. Статья правильная, заставляет задуматься, но рекомендаций нет. Спаси Господи!
Иулиания27 июля 2019, 17:19
Анна, пессимизм здесь не при чем. Второе пришествие Христа многим принесет вовсе не мир. И будут судимы, в чем застигнуты.
Многие ли ваши знакомые вообще мыслят в таком ракурсе? Сегодня человек везде и во всем ищет комфорт. Мышление на уровне рядового язычника. Выходной досуг - в развлекательном ТЦ. Что бы еще такого съесть, вот что бы еще такое одеться. Обратите внимание на то, чем по больше части заняты подростки: что делают и что слушают. Мрак. И это происходит при открытых храмах и многообразной доступной духовной литературе.
НН27 июля 2019, 11:43
Анна, Про банку с рассолом помните? Если бросить туда хоть огурец, хоть помидор, хоть гриб и тд- они так и останутся тем, чем были, только вот беда, уже солёными или маринованными. Богатые люди и образование, и отдых своим детям дают другое, и кроме гаджетов этим детям есть чем заняться. Да, у некоторых сознание определяет бытие, а у подавляющего большинства(так было, есть и будет!)- бытие определяет сознание. Можем спорить с этим до бесконечности- но и только, а правда- у каждого своя, и убеждения- тоже. Очень редкий взрослый человек и тем более ребёнок остаётся совершенно независимым от окружающей среды. Написать пост - одно, а воспитать детей "как бы" вне социума - совсем другое. Успехов!
Сергей26 июля 2019, 20:50
Аминь!
Анна26 июля 2019, 14:13
И еще очень странно читать все эти комментарии - было лучше или хуже в СССР. Какая разница? В любое время, в любых условиях мы можем растить детей к Богу или против Бога. Только если физически у нас детей не отнимают, как это бывало в советские времена, но и не только - такое было и в других эпохах в истории мира. А так - куда Господь нас поместил, в какое время дал нам родиться и даровал нам наших деток - в такое время и будем стараться их растить, не оправдываясь ни безбожным советским, ни диким капиталистическим окружением. А то и получается - гаджеты у нас виноваты, Путин и телевизор. А мы бедные жертвы режима? Многие богатые люди не заваливают детей игрушками и не дают детям смартфонов.
Анна 26 июля 2019, 14:06
Иулиания, Ваш посыл понятен. Но Евангелие заканчивается как раз хеппи эндом: Аз есмь с вами до скончания века *последний стих от Матфея. Больше, чем такая радость, большего счастья и быть не может. Дай Бог нам всем привести к этой радости, к истинному раю и истинному счастливому концу наших деток! С помощью Божией, со смирением, усердием и молитвой это реально! Так что долой уныние, оно с православной верой нашей несовместимо!
Иулиания25 июля 2019, 21:13
Проблема в воспитании сегодняшних детей. А на воспитание нужно время и моральные силы родителей. Диким капитализмом задан такой ритм жизни, что у папы с мамой нет времени на это самое воспитание. Много раз наблюдала ситуацию, когда плачущему ребенку суют гаджет - лишь бы заткнулся. Вот и все воспитание сегодня. С нами-то как раньше общались, чем отвлекали?.. без гаджетов.)
Не питаю иллюзий на предмет нашего общества и пути, по которому оно идет. Евангелие заканчивается не хеппи эндом.
Наталия25 июля 2019, 00:43
А в статье»Тётя Лида», опубликованной недавно на этом сайте, говорилось об очень трудном детстве Лидии. Она вынуждена была бросить школу в деревне и начать работать почтальоном в 11 лет, чтобы помочь
маме! Ходить надо было по 20 км в день! И это было в Тверской обл.,в советское время!!! Почитайте, нетрудно найти. Моё детство, слава Богу, было беззаботное, но без Веры и Молитвы.Вот что страшно! Не было храмов, почти все были разрушены. Слава Богу, что пришёл конец Богоборческой власти!
Вета24 июля 2019, 20:55
Тема даже шире. Духовная война вышла на следующий технологический уровень, мiр ещё покажет нам весь блеск земных сокровищ и земной власти, ещё затуманит духовный взор.
Мнение про немыслимые скорби к немыслимым удовольствиям интересна, не думала про это.

К сожалению, современное детство уже вынужденно страдает от химического прогресса в пищевых технологиях; страдает от произошедшей в обществе индивидуализации, разобщения; страдает от агрессивной избыточности информации. Дело не только в отсутствии у поколения Z стимула трудиться.
Расплата сообразно предоставленным необычайным возможностями и удовольствиям уже начата.
НН24 июля 2019, 20:35
Роман Синельников, Да-да, советская власть разбаловала народ!Особенно детей: "Всё лучшее-детям", 9месяц учились, 3-отдыхали, книги читали, в кино-театры ходили, песни разные пели, про"сегодня дети,а завтра-советский народ"и др.Всё хотели поскорее вырасти.Как правило, после окончания ВУЗа семьи заводили, работали по распределению, детей рожали.То ли дело до революции-никакого тебе рабоче-крестьянского детства, исполнилось 12лет-иди вкалывай на поле или завод по 10-12час, наравне со взрослыми. И взрослеть не надо, уже взрослые. А зачем взрослеть в наше время? Работать негде, жить молодым негде, детей заводить не на что. Вот и торчат в виртуальном мире, уткнувшись носом в гаджеты, хоть потоп.
Лидия24 июля 2019, 10:28
Большое спасибо о.Андрей. Вы, как всегда, затронули наболевшее. Хорошо было бы, если б посеянные Вами зерна добра и заботы о людях, а также ума, проросли в наших сердцах.
Наталия Ростова - Елене Т24 июля 2019, 09:34
И Вы меня, пожалуйста, простите. Храни, Вас, Бог! Рада, что есть такие неравнодушные люди, как Вы.
Макаров24 июля 2019, 09:22
Роман Синельников23 июля 2019, 10:25
Как раз в Советском Союзе, применительно к нашей стране, всё описанное о. Андреем и началось. Вспомните фильм 1983 года, который так и назывался: «Не хочу быть взрослым». Вспомните «Приключения Электроника»: песня «Мы маленькие дети, нам хочется гулять» была написана синхронно с пинкфлойдовской We Don't Need No Education

В пинкфлойдовской песне, вообще-то, пелось отнюдь не о счастливом детстве. И в фильме 1982 года тоже. А в СССР, который конечно же был сплошной большой бякой, была масса "контента" прямо противоположной направленности, от Тимура с его командой до книг детских писателей вроде А.Алексина, где подростки ведут себя вполне по-взрослому.
Елена Т.24 июля 2019, 00:22
Наталья, это так, укорять Вас я права не имею, и зря в таком тоне написала. Простите меня, Вы лучше знакомы с описанной Вами ситуацией, просто очень стало жаль этих деток..
Наталия Ростова-Елене Т23 июля 2019, 14:12
Уважаемая Елена! Давайте Вы не будете брать на себя роль Судии и обличать меня в грехах. Свои грехи я сама знаю. У Вас же есть свои, вот на них и смотрите...
По поводу "намеренного оставления в беспомощном состоянии". Почитайте, пожалуйста, внимательно ст.125 УК РФ.
Жизни этих детей, впрочем, как и здоровью ничего не угрожает. Разве только душевному...Но обеспечивать защиту душевного здоровья я не имею морального права. Я не их родственник. Родители лупят своих детей с периодикой, при этом, видимо знают свою какую-то дозу, потому как ни синяков, ни ссадин на детях я не увидела.
Хотя, ситуация, конечно, шокирующая. ТАК воспитывать своих детей могут только интеллигентные садюги...
Елена Т.23 июля 2019, 12:43
Добрый день. Хотелось бы обратится к автору предыдущего комментария - Наталье.
Вы пишете, что не обращаетесь в органы опеки по поводу издевательств над детьми в соседней квартире, "так как стукачкой никогда не была и не буду". Это есть - "намеренное оставление в беспомощном состоянии", это 1) грешно. 2) противоречит закону. Очень советую не брать грех на душу, и СРОЧНО обратиться в органы опеки. Извините пожалуйста меня за резкость.
Роман Синельников23 июля 2019, 10:25
Как раз в Советском Союзе, применительно к нашей стране, всё описанное о. Андреем и началось. Вспомните фильм 1983 года, который так и назывался: «Не хочу быть взрослым». Вспомните «Приключения Электроника»: песня «Мы маленькие дети, нам хочется гулять» была написана синхронно с пинкфлойдовской We Don't Need No Education (то есть мы даже тогда не очень-то отличались от Запала в этом вопросе). А когда Пьеха спела «Где-то есть город, тихий, как сон», песню о стремлении вернуться в детство? Правильно, в конце шестидесятых! А «Дом игрушки — самый-самый лучший дом» середины семидесятых? Послушайте внимательно советские песни в хронологическом порядке — и вы увидите сползание к пропасти…
Наталия Ростова23 июля 2019, 08:21
/потому что сымитировав рай для детей../ Может не по теме, но скажу, что не все дети имеют этот рай.. В обществе есть проблема домашнего насилия.
Через стенку от меня живёт семья. Двое детей - девочка 7 лет и мальчик - 3 года. Их бьют родители. "Добрая" мама и "заботливый" отчим. Детские крики слышу постоянно. Уже разговаривала с родителями, даже блефовала, говоря (так как стукачкой никогда не была и не буду), что пойду в органы опеки. Меня посылают подальше. Вот что делать в такой ситуации? Детей жалко. А ведь дети, терпящие насилие в семье по психике своей схожи со взрослыми, пережившими войну! Кстати, одеты прилично, всё имеют...а любви не имеют. И с виду вполне приличная семья...
Антоний23 июля 2019, 07:02
Благодарю Тебя, моя Священная Советская Родина, за мое счастливое детство, за Воспитание и Образование, за всё хорошее, что Ты дала мне!
Жанна23 июля 2019, 04:07
Спасибо за статью. Но думаю, что это не признак нашего времени, а одна из манер воспитания. Ущербная конечно. Сама так воспитывалась - один ребёнок на три семьи, бездетная тётя - высокий партийный чин, баловала как могла, родители не отставали. Мне 50 лет, а я всё ещё не повзрослела.
Наталия23 июля 2019, 02:02
Мой сын, подросток, не раз говорил, что не хочет взрослеть. Именно из-за жестокости жизни.
Видимо, наш мир настолько непривлекателен для детей, что они просто не стремятся в него во взрослом возрасте. Слишком много боли в нем, и дети видят это, и не хотят в эту боль. Потому и взрослеть не хотят.
Так что дело не всегда только в инфантильности.
Я тоже порой вспоминаю себя ребенком - жизнь казалась солнечной сказкой, и думалось, что так будет всегда. Повзрослев, разочаровалась, как и многие.
Если при таких арументах дети не хотят взрослеть - это не их вина. Никто не хочет терпеть боль.
Яна23 июля 2019, 00:27
Я недавно переквалифицировалась в помощника педагога в классе Монтессори. Меня сильно удивляло по началу что дети так неохотно раскачиваются... Не берут интереснейшие с моей точки зрения материалы. Теперь поняла... Потому что приходя из филиала детского магазина дома с яркими светящимися музыкальными игрушками, не интересно браться за стирку, мытье стола или приготовление каши. Это скучно... А я мечтала чтобы меня пустили на кухню в детстве. Я не могла понять почему один из воспитанников ходит весь день с руками в карманах когда вокруг так много интересного... Да потому что после маминого телефона не интересна книга, где нет яркого и не реального.
рБМарина22 июля 2019, 23:31
СПАСИ ГОСПОДИ О АНДРЕЙ!!!ТАК ВСЕ И ЕСТЬ!!!ПРОСТИ НАС ГОСПОДИ ВРАЗУМИ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!!
Светлана Николаева22 июля 2019, 21:01
Помните Евангельское:Если не будете, как дети, не внидите в Царствие Небесное? Может, ребенок видит таких взрослых, на которых не хочет быть похожим? Взрослость неосознанно ассоциируется у него с жестокостью, озлобленностю, цинизмом, лицемерием, вот и не хочет маленький человек становиться взрослым. Про подростков, конечно, разговор особый, но когда не хочет быть взрослым человек 5-летнего возраста...Знаменитая гагаринская улыбка когда-то покорила весь мир. Быть космонавтом означало еще и быть человеком искренним, любящим, светлым и открытым. Образы 90-х изрядно романтизировали киношники. А сейчас где романтика? Кто из взрослых настолько привлекателен для детей, что они хотят быть такими же?
Катерина 22 июля 2019, 21:00
Виктория22 июля 2019, 13:57 - к сожалению, о таких, как Ваша семья, не вспоминают и не упоминают, а ведь вас большинство в мире. Что уж требовать тогда от детей?
Светлана22 июля 2019, 20:08
Не знаю, можно ли изменить эту ситуацию. Индустрия детства - хороший бизнес. Возможно, многодетность может избавить от этого. Не знаю. Из своего опыта: не хватает простого физического труда. То, что вчера нужно и то, что даёт ощущение нужности того, что ты делаешь, т.е. пользы. У человека, как мне кажется, заложено быть нужным. И труд даёт это ощущение. Вот в Печорах сейчас работают добровольцы, из их интервью видно как им хочется сделать что-то полезное. А так -пустота. (И согласна с Натальей). А что делать?
Солнышкина22 июля 2019, 17:17
Хочу поделиться еще зарисовкой на эту тему. Один мой знакомый,отец семейства поделился такой проблемой, что дочь учится в 9-м классе, а с будущей профессией никак не определится, ничего не хочет...и вообще на вопрос классу педагога чем вам помочь, что вам дать они шутя отвечают: "Желание жить!" Да, говорю, читала у одного православного психолога, что мы "закармливаем" сегодня детей впечатлениями, всякие шоу, концерты, заваливаем игрушками, вот они и пресыщены, как маленькие старички, он говорит, да и еда тоже хорошая в избытке...ведь даже в верующих семьях часто боятся попостить детей. Спаси Господи о. Андрей, что подняли эту тему!
Солнышкина22 июля 2019, 17:01
Мне мой старший тоже сказал не хочу взрослеть, на вопрос почему? Ответил, что взрослый мир слишком жесток и с удовольствием перечитывает детские книжки. И еще, в школе их водили в музей ВОВ на поклонной горе. Так больше половины детей вообще не слушали экскурсовода, а смотрели в свои телефоны, были и те кто посмеивались... мой ребенок был удивлен и сказал, что ему было за них очень стыдно...
наталия22 июля 2019, 14:17
Спасибо отцу Андрею за очередной точный выбор темы. Проблема нашего будущего заложена в нынешнем состоянии общества, когда ребёнка невозможно выпустить одного на улицу- страшно. А это значит, что он не сможет понять жизнь своим детским умом и на своём уровне, стать на ноги в своём коллективе.Дети не умеют общаться, они не понимают друг друга, потому что не играют во дворах...По по поводу нежелания взрослеть согласна совершенно. Мне моя внучка в пять лет сказала ни с того ни с сего: бабушка я не хочу взрослеть. Я испугалась. Почему? Откуда? ВРЕМЯ. Время не детское, время не взрослое, время никакое. Детей очень жаль - с такой бедой не справиться.
Виктория22 июля 2019, 13:57
Многим детям такое не грозит. Проходим мимо красивых витрин с игрушками, одежду не обновляем до тех пор, пока ребенок в нее помещается. Отвезти детей на отдых...невозможно финансово и документы трудно оформить. Сходить на ближайший водоём -опасно для жизни. Даже на детской площадке опасно. Всегда выхожу с детьми, чтобы в случае обстрела успеть завести их домой.
Евгения22 июля 2019, 10:41
Спаси Господи, о. Андрей! Для молодых родителей хотелось бы добавить. Когда хотите купить детям азбуку, карточки развивающие или журнал, пролистайте и обратите внимание на следующее:
- какого цвета рак на картинке, если красного , то можете смело не брать это пособие (красные раки - варёные - появились в пособиях примерно в 90-е, и это ошибка);
- на букву "У", чаще всего в азбуках (плакатах) - утка, обратите внимание на её цвет, если с зелёной шейкой и разноцветным оперением, то это селезень, и тут опять ошибка и т. п.
Помоги Господь быть осторожным в выборе пособий и игрушек!
Анна G. 22 июля 2019, 10:06
Не сомневаюсь в "особых скорбях", имею по роду деятельности контакт с подрастающим поколением. Особые скорби будут и для детей, и для их родителей. Что работать не хотят - это уже понятно. Если раньше студенты интересовались своей будущей профессией, то теперь в массе своей не интересуются. И денег, зарплаты им все время мало. И не слушают они сентенций о том, что все так начинали. И преподаватель в ужасе понимает, что студе не будет работать - ни здесь, ни где-то ещё. А школы и вузы мучают, дескать, они плохо учат и не могут заинтересовать дитятков. Не только для родителей скорби будут, а для всех нас. Когда уйдёт старшее поколение, ну кто будет работать? Кто? Господи, помилуй нас грешных.
Наталья 22 июля 2019, 05:22
Спасибо за пользу, отец Андрей, здоровья вам
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×