Подвиг одной гордой женщины

Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм св Софии Константинополь. Художник: Игорь Машков Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм св Софии Константинополь. Художник: Игорь Машков

Про равноапостольную княгиню Ольгу все гарантированно знают лишь одно: как она отомстила древлянам за убийство своего мужа. Эта история есть в школьной программе, поражает воображение даже нерадивых учеников и – запоминается.

Люди воцерковленные, читающие жития святых или труды по истории Церкви, помнят обычно еще два-три момента: как Великая княгиня ездила в Константинополь для принятия Крещения, как перехитрила там влюбленного в нее императора и как безуспешно пыталась обратить в христианство сына – князя Святослава... Вот, пожалуй, и всё.

Как же решить здесь проблему, о которой пришлось говорить в материале «О святом Себастьяне» – как увидеть за несколькими, не всегда достоверными эпизодами жития образ живой личности? Как прочувствовать подвиг её жизни?

Начнем с известного всем – с истории мести.

Древляне имели собственное племенное устройство, укрепленные поселения, вели войны и переговоры... словом – не вчера на свет появились и в массе своей умственно отсталыми не были. Поэтому то, как их «переиграла» княгиня Ольга, явилось результатом не пары остроумных идей, а целой череды продуманных дипломатических, экономических, психологических и стратегических ходов. А значит, в этой истории уже вырисовывается образ женщины широко одарённой и очень умной.

Но и властной, и жестокой! Сколько людей было перебито без особого разбора персональной вины каждого, сколько и совсем невинных погибло самым страшным образом! – с древлянами она расправилась по всем правилам кровной мести и методов варварского устрашения. Княгиня была настоящей язычницей – жестокой, беспощадной, мстительной...

Княгиня была настоящей язычницей – жестокой, беспощадной, мстительной

Что же произошло с этой душой, как она обратилась ко Христу?

Это тайна. И уже одна эта тайна даёт нам великое назидание – не судить. Властных, мстительных, жестоких – не судить. Мы ничего о людях не знаем и в принципе не представляем, каким может быть их обращение, буде оно совершится…

Каким было обращение княгини Ольги, каковы его плоды? Вопрос не праздный, учитывая поднимающую голову атеистическую агитацию и её методы объяснять все подобные обращения политическими мотивами. Изменился ли этот конкретный человек оттого, что принял Христа?

Итак, когда Святославу было три года, его мать показала себя гордой, властной, мстительной натурой. Проходит 11–12 лет, и мы видим её в Константинополе, куда, по утверждению жития, она отправилась для знакомства с христианством.

И тут мы сталкиваемся с двумя противоречиями в тексте жития, которые могут смутить критически настроенного человека.

Во-первых, после описания расправы с древлянами следует утверждение, что еще до принятия христианства княгиня Ольга просияла многими добродетелями, и в первую очередь милосердием. Утверждение непонятное, если вспомнить жуткие подробности расправы... Но вполне объяснимое, если принять версию церковных историков, что княгиня обратилась в христианство задолго до поездки в Константинополь. Поездка эта преследовала какую-то иную цель, нежели принятие Крещения.

Со вторым противоречием дело обстоит сложнее. Житие описывает посещение княгиней Ольгой Константинополя как событие славное и триумфальное – основание этому отчасти положено еще Повестью временных лет. Но там же уже следующим абзацем идёт странный эпизод: вскоре по возвращении Ольги из Царьграда оттуда приходят послы «греческого царя» с просьбой послать ему дары, которые она якобы обещала. На что княгиня отвечает императору: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда пошлю тебе». Здесь летопись ясно передаёт отголосок какого-то крайне долгого и оскорбительного для княгини ожидания, каких-то неприятных переговоров, где она была просительницей.

Что же произошло? Явно тут есть несовпадение, а значит, текст преподобного Нестора Летописца был изменен. Но в каком из двух абзацев?

Думается, в первом. Преподобный Нестор, без прикрас описавший, как благоверный князь Глеб упрашивал не убивать его, едва ли стал бы искусственно искать славы Божией во внешнем успехе человека. А для более поздних правщиков это вполне вероятно.

У историка Русской Церкви Голубинского насчёт подобных поздних вставок в летописи есть высказывание:

«Заразиться тщеславием и подумать об его удовлетворении предки наши могли не сразу за тем, как приняли христианство, но только после того, как более или менее обжились в нём и как оно более или менее прочно водворилось и утвердилось в их стране, чем могла быть пробуждена их гордость».

Речь, конечно, не о вообще тщеславии или гордости, а о гордостном ощущении своего благочестия.

Горькие эти слова, горькие! Как часто мы впервые переступаем порог храма с искренним переживанием кающегося мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!!!» – но проходит всего 2–3 года, и мы уже горделиво смотрим вокруг: «Я не таков, как прочие! – пощусь, молюсь...».

Увы-увы – не было в Царьграде ни приёма «с великой честью», ни предложения стать императрицей, ни потрясающих торжеств по случаю принятия Ольгой Крещения – всего того, что появилось в поздних летописях и перекочевало оттуда в жития... Не было и наивного византийского императора, незнакомого с основами канонического права – не было и не могло быть!

А было посольство вдовой княгини русов, которое знающая себе цену имперская аристократия принимала лишь ради выстраивания отношений с беспокойными варварскими племенами на её границах. Была отчаянная попытка матери сосватать своему сыну, еще юному и не закореневшему в язычестве, христианскую цесаревну; были жертвенные усилия правительницы – через династический брак усилить позиции христианства в государстве.

Почему «жертвенные»?

Полгода гордая женщина обивала пороги дворца, полгода сносила витиеватые отказы

Потому что греки не разглядели великого христианского будущего этого варварского народа. Сватовство не состоялось, посольство вернулось ни с чем. Но не сразу. Полгода гордая женщина обивала пороги дворца, полгода сносила снисходительные взгляды и витиеватые отказы. Она – успешная правительница нескольких миллионов подданных и колоссальных территорий – ради христианского просвещения своего народа полгода терпела столь унизительную ситуацию!

Много ли подвигов больших, чем вольное терпение унижения ради чужой пользы? У многих ли получается возвыситься до такой формы самоотречения?

Не воспитывали её на библейской традиции, похваляющей кротость, не слыхала она слов пророка о Господе, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3)). Но взрастили её на спеси и бахвальстве, хвастовстве и мотовстве. С колыбели впитала она восхваления удали с жестокостью, где «подвигами ратными» именовались грабительские, душегубные набеги.

Какими были языческие князья Руси, в чём заключалась их роль как правителей?

Они добывали себе «ратную славу». В общем-то – и всё. Ну, то есть они ходили в походы за добычей к соседям и отбивались от соседей, когда те приходили за добычей к ним. Большинство занятий внутренними делами государства сводились к тому, чтобы было с чем ходить за добычей и отбиваться от «добытчиков»: сбор дани и торговых пошлин, постройка укреплений, подготовка дружины... Сбор дани, впрочем, нередко тоже превращался в способ захвата добычи – так и погиб супруг княгини Ольги. Кратко говоря, все интересы тех князей были интересами захватчиков – не более того.

При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации

И вот для христианской совести правительницы стало очевидно, что польза народа требует подвига куда как большего, нежели ратная удаль. Для пользы народа надо терпеть и кланяться, надо утираться, просить, экономить, заботиться... Ведь история «стояния» в Константинополе – это лишь один эпизод её жизни, её большого христианского подвига.

Святая Ольга положила основание расцвету Руси, все силы своей души поставив на службу своему народу, на заботу о его просвещении, благоустройстве и благосостоянии. А силы эти были на редкость велики – колоссальный масштаб её личности несомненен. При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации.

Казалось бы, княгиня Ольга просто приняла христианство – как любой из нас... Но её радость о Господе излилась через край ТАКИМ чувством долга, которое вызывает благоговейный трепет – подлинно это подвиг «во образ Христов».

Поистине, стала она матерью для всех – оттого и оплакивал её не только простой народ, но не скрывали слёз ни угрюмый князь, ни дружинники.

Ничем не преувеличено её звание «равноапостольная»! В немощном женском естестве и от самого мрачного язычества пришла княгиня Ольга к глубочайшему христианскому самоотречению ради ближнего – а ближним ей сделался весь народ!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святая Ольга и двери храма, открытые для нас Святая Ольга и двери храма, открытые для нас
Сергей Комаров
Святая Ольга и двери храма, открытые для нас Святая Ольга и двери храма, открытые для нас
Сергей Комаров
Как известно, одна из самых загадочных страниц в биографии Ольги – время и место ее крещения.
Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира
Владимир Кириллин
Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира Лекция 18. История христианства в пределах нынешней России до Крещения Руси
Православные просветительские курсы
Владимир Кириллин
Проповедь ап. Андрея; Церковь в Древней Скифии, Сарматии и Закавказье; перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык; Православие на Руси до равноап. кн. Ольги.
Начальница веры Начальница веры
Наши современницы о равноап. Ольге
Начальница веры Начальница веры
Наши современницы о святой равноапостольной княгине Ольге
На вопрос, что современная женщина-христианка может почерпнуть в образе великой княгини, отвечают Юлия Сысоева, Ольга Рожнёва, инокиня Ольга (Гобзева) и Елена Фетисова.
Комментарии
инокиня Наталья - Наталье 2 августа 2019, 18:25
Летописи - не Священное Писание. Летописи нередко имеют очевидные внутренние противоречия,подобные тому,которое было приведено в статье - когда с одной стороны визит в Царьград описан как триумфальный,а с другой очевидно,что княгиня была там чем-то сильно обижена.
Вот Вам еще одно противоречие: сперва подробное описание расправы над древлянами по прямому указанию княгини, а потом рассуждения о её природном милосердии...
А Вы давно Повесть временных лет перечитывали? Подробности помните? Никакое подавление "майданов" не оправдывает того, чтобы заживо закапывать врагов в землю и сжигать их - тоже заживо. Эти методы - следствие бесовского ожесточения, характерного для сознательного язычества.
инокиня Наталья Александру 2 августа 2019, 16:58
Да,тут с моей стороны было некоторое недопонимание сказанного Вами - про всех руководящих работников ничего не берусь утверждать - многие жили хоть и лишенные веры,но по совести. Кое-кто и веру сохранил,да. А я говорила про тех,кто был именно правителем и либо вообще прославился жестокостью,как Сталин,либо был жесток к Церкви,как Хрущев.
Но,конечно,имеют значение еще и личные впечатления- Вы жили в городе-сказке,а моя родня - в деревнях,которые умерли еще в 70-х. Прадеды репрессированы,деды и родители голодали.Сама росла в городе,где плохо топили, воду (холодную) давали по часам, а в заводском районе у мальчиков самой модной стрижкой было "под ноль" - будто только что освободился из колонии.
Андрей 1 августа 2019, 21:03
Александр 31 июля 2019, 17:15, строительство моно-города, например, при алмазных копях или на пересечении торговых путей считается классическим примером, мягко говоря, отсутствия мудрости. Особенно если имеют место проблемы с климатом либо логистикой, впрочем, как и с соседними странами. Подобных примеров в истории рода человеческого великое множество и очень жаль, что поколения наших отцов и дедов наступило на те же самые грабли. Державою управлять это не лаптем щи хлебать, тут на века вперёд мыслить требуется, однако.
Александр31 июля 2019, 17:15
Инокине Наталье:
Я не соглашусь с Вами. Не наше дело оценивать, чье обращение ко Христу совершилось, а чье нет. Среди представителей как партийной, так и хозяйственной номенклатуры СССР было много верующих людей, поверьте. Другое дело, что они не могли открыто исповедовать свою веру. Но они воплощали ее делами - самоотверженным трудом на благо своей страны и своего народа. Я ничего не могу сказать про пирамиды Египта и про "богоугодность жизни правителей" (опять же, не мне об этом судить), но вот то, что я знаю наверняка - город, в котором я живу, был построен при СССР. И люди, приезжавшие в мой город, думали, что попали в коммунизм. Сейчас город умирает.
Наталья31 июля 2019, 09:33
Удивительно, что уважаемая автор смело отрицает факты летописей. Зачем нужно заново доказывать ум св. Ольги, когда она во всех древнерусских текстах называется не просто умной, но Богомудрой и премудрой? Святая княгиня Ольга не была жестокой. Её расправа над древлянами была победой над 'майданом' тех времен. И она была не языческиго нрава и мудрой с детства. О чем свидетельствует её поведение при первой встрече с князем Игорем, когда Ольге было 10 лет.
инокиня Наталья28 июля 2019, 09:15
Александр27 июля 2019, 13:15
Простите, Александр, я не отношусь к монархистам, но "жестоких и мстительных" правителей советской эпохи оцениваю именно как жестоких и мстительных. Другое дело, что я их и не сужу. Оценивать и судить - разные вещи.
Но, конечно, нельзя не заметить, что их обращение ко Христу не совершилось.
А что касается жизни за счёт "их наследия", то:
1. Советская власть не на пустое место пришла и многое, чем мы живем сейчас, не только её заслуга.
2. Само по себе наличие "наследия" не является показателем богоугодности жизни правителей - важны еще и методы его создания, и целеполагание. Египет, например, до сих пор "живет" тем, что показывает туристам свои пирамиды - и что?
Александр27 июля 2019, 13:15
Цитата из статьи: "И уже одна эта тайна даёт нам великое назидание – не судить. Властных, мстительных, жестоких – не судить. Мы ничего о людях не знаем и в принципе не представляем, каким может быть их обращение, буде оно совершится…". Золотые слова! Научиться бы вот некоторым монархически настроенным гражданам не судить и не поливать грязью руководителей советского периода. Те тоже иногда были "властными, жестокими и мстительными". Тем не менее вот уж скоро без малого тридцать лет живем их наследием...
Андрей27 июля 2019, 11:12
«Мы ничего о людях не знаем и в принципе не представляем, каким может быть их обращение, буде оно совершится…»
Одно дело анализировать минувшего и совсем другое быть участником событий. Например, представьте средневекового горожанина, что от печали осады выпил лишнего, вооружился факелом да самострелом и полез исследовать провал в своём погребе. Долго плутал в лабиринте карстовых пустот, отчаялся в жизни, но протрезвел и уловил ток воздуха. Домой не попал, ибо свет в конце туннеля был заревом, а выходом медвежья берлога далеко за стенами крепости. Однако, не был замечен осаждающими и увидел на фоне пожара родного города вражескую правительницу с расстояния верного выстрела. Ваше решение?
Ольга26 июля 2019, 15:40
Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, моли Бога о мне грешной р.Б. Ольги, обрести свое жилье, вернуться в свою родную, намоленную квартиру, из которой меня выселили!
наталия25 июля 2019, 18:01
Что непонятно и странно: храмов, посвященных Равноапостольной Ольге в России почти нет. Даже в Пскове есть церкви-приделы, а храмов -нет. Почему? Предлагаю замечательный текст приснопоминаемой игуменьи Елисаветы.
Тамара24 июля 2019, 23:36
Святая матушка княгиня Ольга,моли Бога о нас грешных..
Ольга24 июля 2019, 16:27
Спасибо за статью! Как не хватает такой ответственности и любви. Но Господь милостив, и никогда не опаздывает и посылает такие личности, когда это особенно необходимо!
Ирина24 июля 2019, 15:58
Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга моли милостивого Бога о всех нас и о стране нашей!
светлана24 июля 2019, 13:42
святая Равноапостольная Ольго,моли Бога о нас!
Ольга24 июля 2019, 12:23
Святая Ольга, моли Бога о моей семье: р.Б. Андрее, Ольге, Михаиле.
АлександрГ.24 июля 2019, 09:47
Христианство это вселенная и из нее земной мир видится несколько иначе. Ты видишь этот мир, понимаешь его потому, что некогда жил им. Но ты смотришь на него из величины с ним не сопоставимой, бездонной и бесконечной. И это уже совершенно другой взгляд, порождающий другие мысли и чувства, другие действия и иное отношение ко всему. Инокиня Наталья, спасибо Вам. Мне видится, что в душе св. Ольге было посеяно зерно этой вселенной и оно проявляло себя задолго до принятия Христианства. Еще раз спасибо.
George24 июля 2019, 07:26
Святая равноапостольная Мати Ольга ( Елена) моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×