Кто мой ближний?

Как исполнять заповедь о любви к ближнему в повседневной жизни

Как-то раз некий законник спросил Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – вопрос, важный для каждого христианина, ведь мы все хотим стать достойными небесного звания. В ответ Господь спросил законника, каким он сам предполагает ответ на свой вопрос, ведь законник – это человек, знающий Писание и, соответственно, имеющий представление о том, что ожидает Бог от человека. Законник ответил Господу: «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», – ответил Господь. «А кто мой ближний?» – спросил тогда законник (см.: Лк. 10: 25–29).

Кто мой ближний?

Выходец из Средней Азии везет меня в другой район Москвы за 100 рублей. Что он купит на эти 100 рублей? Заработает ли он сегодня хотя бы 1000? Хватит ли ему этого для того, чтобы прокормить свою семью?

Кто мой ближний?

Женщина с нелегкой судьбой просит у меня 10 рублей на пороге храма. Каково ей просить, поправ чувство собственного достоинства и каждый день сталкиваясь с жестокостью и черствостью проходящих мимо людей?

Кто мой ближний?

Курьер поднял на 5-й этаж без лифта тяжелый пакет. Поблагодарить его, дав 50 рублей, или он зарабатывает достаточно, чтобы не нуждаться в этой благодарности?

Кто мой ближний?

Мужчина с экрана ТВ рассказывает, что потерял все во время пожара в Сибири. Он нуждается в моей помощи, хотя я не знаю его.

Кто мой ближний?

Современный человек отягощен сверх сил: это и работа, и дети, это склоки и проблемы, которые льются на нас с экранов ТВ и поселяют в нас злость и уныние. Под таким давлением иногда сложно сохранить в себе человечность, ласковое и снисходительное отношение к людям, даже самым близким. Давайте не будем позволять себе становиться источником раздражения для окружающих: нечего сказать хорошего – лучше промолчать.

Наши домашние – это первые люди, по отношению к которым мы обязаны исполнять заповедь о любви, и при этом они же – первые люди, которыми часто мы пренебрегаем, не исполняя этой заповеди. Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки.

Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки

Если наши домашние едва нас терпят, то причина этого часто бывает в нас самих. Очень полезно поставить себя на место другого человека и представить, что то отношение, которое мы ему демонстрируем, получаем мы сами. Понравилось бы нам, если бы к нам так относились, как относимся мы? Как бы мы реагировали на те слова, которые говорим сами, если бы их говорили нам? Терпение недостатков ближнего и снисхождение – это фундамент, на котором строится исполнение заповеди о любви: где-то не среагировать на колкое замечание и не сказать обидное слово, где-то сдержать себя и не сделать домашних заложниками своего плохого настроения.

Отношения в семье – как домашнее растение, требующее регулярного ухода в виде ласки и внимания. Если мы хотим, чтобы они были нам в радость, то мы сами должны стараться стать источником радости и поддержки, как сказал Господь: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).

Посмотрим на наших детей. Если они относятся к нам сухо и сдержанно, не желают делиться с нами событиями своей жизни, не рассказывают о своих отношениях с друзьями и сверстниками, то причина такого недоверия кроется, прежде всего, в том, как мы сами относимся к своим детям. Возможно, на каком-то этапе связь и доверие к нам были утеряны, и сейчас нужно потрудиться, проявить терпение и доброжелательность, сменить командный тон на доверительный и попытаться стать своим детям не только наставниками и надзирателями, но и друзьями, с которыми можно поделиться чем-то личным, не опасаясь получить в ответ упреки и нравоучения.

Придя с работы, скажем пару ласковых и одобрительных слов своим детям, найдем, за что похвалить их прежде, чем ругать за провинность, а если приходится ругать – то спокойно объясним, в чем они провинились, разговаривая с ребенком как со взрослым. Важно хвалить своего ребенка, даже за мелочи, отмечать его достижения, выстраивать дружеские, доверительные отношения, проявлять участие – тем самым мы будем исполнять заповедь о любви по отношению к своим детям, ведь любовь – это не только одеть, накормить и обуть, но и сказать доброе слово.

Многие из нас выросли в такой среде, где мы не представляем себе иного языка общения, кроме упреков и претензий, и говорим только о плохих событиях в жизни своей или окружающих. Попробуем говорить о хорошем и посмотрим, как изменится наша жизнь. Не будем позволять негативу вокруг нас или из экранов ТВ нас наполнять. Да, в мире много плохого, как сказал апостол Иоанн: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19), но именно мы, христиане, призваны сделать этот мир лучше, по слову Господа: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «созданы на добрые дела» (Еф. 2: 10).

Наше христианство, прежде всего, выражается в отношениях с окружающими. Если в этих отношениях полно зависти, осуждения и раздражения – то мы живем не по-христиански. В каких сильных выражениях говорит апостол Павел о любви к ближнему! «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы (!) переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (!), а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2–3). Поэтому важно понимать, что если мы соблюдаем все посты и знаем наизусть Евангелие, но не имеем любви или хотя бы снисхождения к людям, то мало для нас в том пользы.

«Напоминай им, – говорит апостол Павел в Послании к Титу, – никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3: 1–2). «Ко всем», – это и к соседям, и к коллегам по работе, и к незнакомым людям в магазине и общественном транспорте, и к тем, которые проявляют зло по отношению к нам самим. Сказали нам обидное слово – промолчи, не скажи в ответ, по слову апостола Петра: «не воздавайте злом за зло и ругательством на ругательство» (1 Пет. 3: 9). Лучше, если найдем в себе силы ответить на зло добром, но это уже мера совершенных, которые понимают, что человек зол не потому, что захотел быть злым, а потому, что, возможно, у него дома невыносимая обстановка, или он столкнулся с несправедливостью в жизни, или у него проблемы со здоровьем, а возможно, он с детства рос в таких условиях, что врагу не пожелаешь, и знает только язык агрессии. Как говорил старец Паисий: нужно в таких случаях «включать добрый помысел», попытаться оправдать человека, причинившего нам неприятность.

Давайте «включим добрый помысел», по слову старца Паисия, и попытаемся оправдать человека, причинившего нам неприятность

Представим, что этот человек – кто-то из наших близких, и подумаем: как в таком случае мы бы реагировали на его поведение? Возможно, мы бы по-доброму сказали: «Не переживай, все будет хорошо, я помогу тебе, чем смогу» – или: «Давай поговорим. Возможно, я чем-то тебя обидел, что ты так ко мне относишься. Давай выясним это и будем жить в мире».

Это и отличает христианина от нехристианина – доброе, терпеливое отношение к людям и помощь тем, кто нуждается. Человек может и не просить, но нуждаться, и не обязательно в деньгах. Каждый из нас нуждается в добром слове, поддержке, ласке и внимании: водитель маршрутки, девушка на кассе, работник телефонной службы, дворник, курьер – все переживают свои тяготы жизни, и если мы смогли своим отношением сделать жизнь другого человека чуточку светлей, то мы уже исполнили заповедь Спасителя о любви, по слову апостола Павла: «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот та проповедь христианства, которую может совершать каждый из нас, – проповедь не словом, а делом.

Ирина Тихомирова

4 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Константин16 октября 2019, 22:03
Иоанна_, не понял последнего Вашего поста. Он совсем не по теме. Евангелие ПОВЕРХ логики - скорее у Евангелия своя логика. Не уверен, может ли что-либо существовать вне какой-либо логики. Разве что хаос. Но существует ли хаос в действительности? Не согласны? Чем Вас не устроила моя логика? "сделал - получи" - это Вы о чем?
Константин16 октября 2019, 15:12
Иоанна_,вернусь к основной теме.Вы сами частично подтверждаете правомерность постановки вопроса о том,кто НЕ является ближним: "надо подходить С РАССУЖДЕНИЕМ" и т.д.Т.е. есть люди,в отношениях с которыми нет злодейства.А есть явные злодеи действующие вам во вред.Еще надо прикинуть опасность таких "близких" злодеев.Например,ваш сосед - явный педофил и проявляет нескрываемый интерес к вашим детям.А второй сосед - бандит,который подкарауливает Вас в день зарплаты и отбирает все деньги.Вы будете с ними общаться и целоваться на Пасху?Или постараетесь максимально отдалить таких людей от себя?Т.е.близкий близкому рознь.Есть близкие,которых лучше наблюдать издалека в бинокль(по-моему)
Константин14 октября 2019, 14:27
игорь ковалев, жаль, что не поняли насчёт священства. Объяснять не буду - не поймёте
Иоанна_ 14 октября 2019, 12:32
Константин, Евангелие ПОВЕРХ логики, это ветхозаветный подход: сделал - получи, а в Евангелии не так. Если эта тема вас волнует, советую почитать книги диакона Кирилла Марковского, написанные на основе опыта общения и переписки с пожизненно заключёнными. Очень интересно и полезно в духовном отношении. После прочтения "Епархии особого режима" (по объёму небольшая книжечка) ваш взгляд на ближнего изменится, я уверена. По крайней мере, я вам этого от души желаю.
игорь ковалев13 октября 2019, 18:23
Константин. Прочитайте ,,Аскетические опыты ''1 и 2 часть св.Игнатия Брянчанинова.Там найдёте большинство ответов на вопросы о духовной жизни.Как молиться,как поститься,как читать,как думать православному христианину.И что такое вообще христианство.,,...постоянно вникайте в Игнатия Брянчанинова и идите указанным им путем. Это – путь всех древних Отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению.''(игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев13 октября 2019, 18:07
Константтн,,Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святаго Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его зловоние в смерть, мечом обоюдоострым, которым они закалывают сами себя в вечную погибель''(св.Игнатий Брянчанинов)Вам несколько раз привели толкования церкви(последний от Катерины-развернутый).Вас не устраивает.Надо свои мысли приводить в согласие с учением церкви,шаг в сторону-ересь или прелесть,путь то узкий.,,..не ходите в священники, это не Ваше..''К чему это сказано???И не собирался
Константин13 октября 2019, 15:06
игорь ковалев, да будет Вам известно, что любой человек, читая любой текст (журнал Мурзилка, Курс общей физики, Библию ...) неизбежно его толкует, т.е. понимает, осмысливает. Без этого чтение превращается в произнесение буддийской мантры, воспроизведение бессмысленных звуков. Так что, в толковании нет ничего греховного. Я всего лишь прочел притчу и задал вопрос. И Вы за это отлучили меня от Церкви. Если благочестие измеряется способностью помалкивать и не задавать неудобных вопросов, в затыкании глотки собственной совести, то это уже не Церковь, а тоталитарная секта. Игорь, не ходите в священники, это не Ваше...
Константин12 октября 2019, 11:57
игорь ковалев, Вы передергиваете: в притчах о должнике (Мф. 18:23-35) и о несущем дар для жертвенника (Мф. 5:23-24) указано как обращаться с БРАТЬЯМИ (это эквивалентно ближнему?), но не сказано, КТО ТАКОЙ ближний. А в притче о добром самарянине как раз говорится КТО ТАКОЙ ближний
игорь ковалев12 октября 2019, 09:43
Константин,,Может, я не православный?''Сами толкуете Писание,что запрещено в Православии.Отвергаете толкование св.Отцов,принятых церковью,что также противно Православию.Т.е. ставите себя выше церкви,считаете себя умнее св. Отцов.Считаете себя лучше ,,откровенных подонков'',хотя церковь учит -,,от них же первый есмь аз''Если вам церковь не указ,как же вы можете быть её сыном,только номинально.Смирите свой гордый ум под учение православной церкви и станьте верным её сыном.,,Гордым Бог противится,а смиренным даёт благодать.''Без благодати и смирения спастись не возможно.А ,,откровенного подонка'',который висел рядом и смирившись,раскаялся, Господь простил и ввёл в рай.
Катерина 11 октября 2019, 21:53
"В Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Христос упраздняет все национальные, расовые, религиозные и политические границы. Во Христе все люди братья, а потому и все ближние, так как все люди — дети Одного Отца Небесного. Самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди — ближние нам." Проповедь на сайте Оптиной Пустыни на эту главу Св. Евангелия
Константин11 октября 2019, 15:49
Ионанна_ и игорь ковалев, есть такая притча о добром самарянине (Лк. 10:25-37). Там Христос спрашивает законника, кто является ближним потерпевшему от разбойников. Книжник отвечает: оказавший ему милость. И Христос не спорит с таким ответом. А как же прочие персонажи притчи (разбойники, священник, левит)? Кажется, они не оказались ближними, хотя жизнь их и столкнула? Причем совсем близко. Для меня ближними не являются откровенные подонки, садисты, людоеды. Пытаться их полюбить, как родную мать, я считаю юродством. Они для меня чужды. Хотя и не испытываю к ним ненависти. Может, я не православный?
Антоний11 октября 2019, 10:45
Дорогая Анастасия, "Относительно неплохие деньги можно заработать только на своем личном авто в тарифах "комфорт" и "бизнес", большинство азиатов работают в тарифе "эконом" не на своем авто" - так я и говорю об азиатах. Работающих на своих авто в "Комфорте" и "Комфорте+". Очень много узнал о традициях их народов, с большим интересом беседовал ними о кухне Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана... И доходы, которые они называли - от 70 до 160 тыс. В среднем несколько больше, чем у профессора.
игорь ковалев10 октября 2019, 19:31
Константин,Как заметила Иоанна ближний-это,,каждый человек, с кем сталкивает нас жизнь''От слова ,близко' Перечитайте Евангелие(о любви к врагам,притчу о должнике,о несущем дар для жертвенника и т.д),,Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты – в горестном самообольщении.(св.Игнатий Брянчанинов)Притом,что злопамятство-грех.Молитва злопамятного не принимается.Прощать и не помнить зла надо во всех случаях,а вот общаться с нераскаявшимся братом не надо,,с таким даже не есть вместе''
Иоанна_ 10 октября 2019, 13:32
Константин, "опозоренный и растоптанный" здесь не муж, а его (бывшая) вторая половина, которая опозорила себя перед Богом и людьми и растоптала свою семью. Священник же после всего вами описанного священником оставаться не может, а если продолжает служение, пребывая в состоянии смертного греха - совершает сугубый грех. Поменять приход - это не грех, это право любого человека, каждый свободен ходить туда, где получает больше пользы. Ближний - это, по Новому Завету, каждый человек, с кем сталкивает нас жизнь. Разумеется, к любой ситуации надо подходить С РАССУЖДЕНИЕМ, и в отношении тех, кто причиняет нам явное зло, достаточным проявлением любви будет отказ от мести и зложелательства.
Анастасия10 октября 2019, 02:25
Обновила страницу, а тут уже мужчины отписались и тоже все про таксистов))) Относительно неплохие деньги можно заработать только на своем личном авто в тарифах "комфорт" и "бизнес", большинство азиатов работают в тарифе "эконом" не на своем авто. Относиться с любовью надо к всякому человеку, национализм или любые дискриминации тут неуместны, а уж азиатов мне вообще всегда жалко, они такие же люди, как мы, а вынуждены ехать к нам и выполнять любую самую грязную работу лишь бы себя прокормить и свою семью!!!
Анастасия10 октября 2019, 02:01
Барышни в комментариях, ну вы нашли к чему придраться, сути статьи вообще не видите? Статья отличная, правильная, автор - молодец! Ирина все правильно написала про 100 рублей! Вы не понимаете, что при стоимости поездки в 1000 рублей таксист-азиат получит с нее не более 10%? Азиат работает с агрегатором, не на своей машине, не на своем бензине, вы себестоимость поездки посчитайте, %-ый доход агрегатора учтите, амортизацию, и что достанется азиату с несчастной 1000 рублей? Не больше 100 рублей, поверьте! Кто-то даже умудрился выразить свое ФИ к азиатам, и это в комментариях к статье про ЛЮБОВЬ к ближнему, таким образом сами демонстрируете свою избирательность в любви(((
Константин 9 октября 2019, 18:14
игорь ковалев, тогда (если ближними являются буквально ВСЕ люди) термин "ближний" становится излишним - он имеет смысл только в сопоставлении с "не ближний". Так опозоренный и растоптанный муж совершил грех, уйдя с прихода? Он должен был все терпеть и ходить к священнику-прелюбодею на исповедь? Это не было бы юродством (в смысле глупости)? По-моему не все так однозначно. Сказал же Христос: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:16). Т.е. образом Божьим, конечно, является каждый человек. Но состояние у всех разное. И отношение не должно быть одинаковым
игорь ковалев 9 октября 2019, 13:25
Константин,Конкретно же сказано св.Отцом,,все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои.''Толкования св.Феофилакта Болгарского признаны церковью.При том,что светлые ангелы не нуждаются ни в нашей помощи,ни в любви,ни в прощении.Надо смирить свой ум и привести свои мысли о духовных предметах в согласие с мыслями св.Отцов.
Константин 8 октября 2019, 21:12
игорь ковалев, "Кроме дьявола-он нам не ближний и с нами другой природы." Да чего уж там! Ангелы нам ближние? Так у дьявола и бесов одна с ними природа
Антоний 8 октября 2019, 19:51
"Заработает ли он сегодня хотя бы 1000?" Это где же цена поездки 100 рублей между районами? Разговорился как-то с таксистом, "азиатским парнем" на эту тему. Его доход около 100000 руб. в мес. с его слов. Ездит на новой (полгода назад взял) Camry. Другие на разных машинах (комфорт, комфорт+) называли цифры от 70 до 160 тыс. в месяц. Жить можно. А кто же мой ближний? Всегда на приходе можно (и нужно) найти малоимущие семьи и - почему бы не брать их на содержание, если финансы позволяют? А если не позволяют, то можно помочь не деньгами, но трудом. Для одинокой бабушки прибитая полка - порой важнее купюр! Воистину, вера без дел мертва.
игорь ковалев 8 октября 2019, 14:28
Константин ,,Этот священник ближний поруганному прихожанину? А Иуда Искариот нам ближний? А дьявол?'' На ваши вопросы давно есть ответы в Евангелии и в толкованиях св.Отцов всё объяснено.,,Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них.''Феофилакт Болгарский.Все люди ближние нам и им надо всегда прощать(,,до седмижды семидесяти'',т.е всегда по толкованию).Кроме дьявола-он нам не ближний и с нами другой природы.
Константин 7 октября 2019, 16:51
"Кто мой ближний?" - вопрос хороший. Но нужно бы задаться и другим вопросом: а кто мне не ближний? Ведь всему в нашем мире положен предел (ну, или почти всему). И страшно не замечать этих пределов. Был у нас на приходе случай: священник увел жену у прихожанина (жена тоже прихожанка). Прихожанин ушел с прихода. Семья развалилась с трагедией. Этот священник ближний поруганному прихожанину? А Иуда Искариот нам ближний? А дьявол?
Сергей Лактейкин 7 октября 2019, 15:45
"Давайте не будем позволять себе становиться источником раздражения для окружающих: нечего сказать хорошего – лучше промолчать". Золотые слова! Эти слова надо писать большими буквами всюду. А еще, пожалуйста, не смотрите новости по телевизору и, вообще, его не смотрите!
игорь ковалев 6 октября 2019, 17:54
Всё это хорошо,но надо понимать,что внешние поступки есть проявление нашего внутреннего состояния.Если внутри нет мирного духа,то как не старайся,наружу всё равно выплеснется гнев,раздражительность и эгоизм.Отсюда очевидно,что в первую очередь нужно заняться искоренением страстей в себе.,,Стяжи мирный дух и возле тебя спасутся тысячи.''(Серафим Саровский)Покаяние с сокрушением духа,плач сердечный о грехах и борьба со страстями приведут к смирению,кротости и очищению сердца.Тогда сможем исполнять внешне дела любви,описанные автором.Естественно,что надо стараться делать их всегда,но в нашем состоянии это обычно не получается.Будем об этом сокрушаться,осуждать себя и этим приобретать смирение.
Алла 5 октября 2019, 21:31
Добрая улыбка, внимание даже к незнакомым людям это важно и по силам, но не все так просто. У вас за спиной на работе экстрасенс, так себя называют теперь. За Вами выскочил из автобуса в лесу где Вы вышли одна, да что стесняться, на вид маньяк. Как их оправдать. Дворники и таксисты из Средней Азии бьются за кусок хлеба их жалко, но они оставляют без средств к жизни нашу глубинку, особенно туго в деревне. Заказывая окна, услышала, что люди просят славян, чтобы мусульмане не заходили в дом. Можно только молиться о вразумлении в каждом конкретном случае
Анна 5 октября 2019, 18:43
Какая замечательная статья и к тому же написанная прекрасным слогом. Большое спасибо Ирине. Мне как раз такой настрой был сейчас очень нужен. С Божьей помощью немедленно перенесу это в жизнь. Полагаю, что такси за сто рублей это образное описание бросовой оплаты труда ближнего. Я знаю, что это сложно принять, но надо помнить, что Господь не разделяет нас на азиатов, африканцев и русских.
Александр 5 октября 2019, 18:09
Статья вроде правильная... Но... Если автору выговориться захотелось, то это понятно и принимается. А если всем инструкции раздать - наверное если сам делаешь, то вряд ли будешь с таким жаром других на делание призывать. Скорее всего просто молча делать будешь, без лозунгов и агитации.
Анна 4 октября 2019, 11:32
Ирина, большое спасибо за замечательную статью. ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ В НАШИ ДНИ!!! 10+
Наталья 4 октября 2019, 11:28
Статья хорошая. Но хотелось бы уточнить у автора, какое же это такси возит её за 100 (!) рублей в Москве в другой район?! Зачем выдумывать неправду?
Марина 4 октября 2019, 09:30
Со всем согласна, кроме заботы об таксистах-азиатах. Мой Владивосток превратился в аул, и умиляться хорошей жизни гастарбайтеров я не хочу. У них есть мвой дом, а они пришли в мой - со своими правилами.Позаботьтесь о нас, русских !!! И вспомните, что произошло с Византией, которая на окраинах приютила иноземцев.
Катерина 4 октября 2019, 08:05
Ирочка, спасибо Вам. Хорошо Вы написали. Самое главное. Да, да, нельзя нам позволять греху рвать нас вниз и позволять падшести через нас на других распространяться. Каждую секунду надо держать это в голове: Евангельская любовь. Только она. ТАК трудно. Но если не мы. То КТО? Пишите еще. Сайту спасибо за публикацию.
Natalie 4 октября 2019, 06:41
Статья понравилась, много полезных советов. А вот дешёвые цены на такси в Москве меня очень удивили. Нигде таких дешёвых тарифов я не встречала. Может опечатка? Москва ведь очень дорогой город. Нет смысла работать на убыток.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×