«О Боге говорит сама жизнь»

Памяти старейшего клирика Рыбинской епархии иеромонаха Владимира (Сереброва)

30 октября 2019 года на 89-м году жизни отошёл ко Господу старейший клирик Рыбинской епархии иеромонах Владимир (Серебров). Более 60 лет батюшка предстоял у алтаря Господня в священническом сане. Его уникальный опыт послужил многим клирикам Рыбинской епархии. Полтора года назад отец Владимир, на тот момент протоиерей, проживший более полувека в Данилове, дал интервью журналу «Рыбная слобода», в котором рассказал о своем жизненном пути и истории города.

Иеромонах Владимир (Серебров) Иеромонах Владимир (Серебров)

– Отец Владимир, каким вы застали Данилов полвека назад?

– Данилов представлял древнее русское поселение. Храм в убожестве. Это единственное место, куда сходился весь народ православный в большом количестве. После службы по храму можно ехать на лодке – такой сильный конденсат был. Печи топились плохо зимой. И отношение было государства «отличное» – сегодня не звоните, завтра не служите, проповедь не говорите, по домам не ходите, с людьми поменьше общайтесь. Атеист на каждом шагу был. Всегда приходилось, как в город идешь – в магазин, на базар, и частые встречи были, – вести диалог о безбожии. Вот такой веселый городок.

– А сами вы из Данилова?

– Я далекий, из чужой стороны. Не российский – с Урала.

– Почему не российский?

– Там граница уже. Едешь на поезде, стоит столб «Европа–Азия». Из города Ашукино Чкаловской области, бывшая Оренбургская. Воспитанник детского дома. Я не знаю ни отца, ни матери. Нас, голоштанных парнишек, выхватывали из рук родителей и сажали в поезд. А родителей – на Волгодон-канал, строительство было огромное. Это была захватническая война – детей отнимали у родителей. Из Куйбышева поезд отвез в Бузулук – это был сборный пункт, а оттуда нас распределяли по детдомам. В 1951-м пошел в армию, в 1954-м демобилизовался, в 1955-м поступил в семинарию, и теперь во всем обличье перед вами, как есть.

– А как же вы к вере-то пришли? Кто вас научил? И как это было возможно в те годы? Ведь у вас не было бабушки, которая бы что-то рассказала, молилась, не было книг…

– Пути Господни неисповедимы. Этот путь, он в Священном Писании начертан для каждого. Хотя мы, многие, и не доверяем этому, но это так. Когда нужно было пророку идти возвещать волю Божию народу, то перед Богом предстал Исайя, и вот он явил себя: «Вот я» ( Ис. 6, 8). И Ангел взял с жертвенника уголь и вложил в уста его, и глаголом Божиим он жег сердца людей, направляя их к вере и единобожию. Вот таков путь человека.

О Боге говорит сама жизнь

О Боге говорит сама жизнь. Человек обязательно какую-нибудь точку заметит в своей жизни и обязательно начнет интересоваться ею. И так мы однажды в детдоме: шла похоронная процессия – а раньше ведь с дудками хоронили. Мы, шпана, окно открыли и смотрим – что там такое совершается? Дудки играют? А, покойника несут! И задача: а почему несут? Что, умирают люди, что ли? Вот и началась задумка. А потом мы стали ходить на овраг, где, по разговорам народа, происходят расстрелы. Мы бегали туда и видели, как привозили людей, и выходили люди из машин с лопатами, копали яму. И вот, один получал пулю в лоб, его закапывали, а потом, когда всех закопали, те, которые остались, – их опять на машину – и увозили. А те оставались, закопанные. На наших глазах расстреливали за веру, как мы потом узнали. Стали интересоваться – что такое вера, почему так? Типа игры. И вот теперь сидим, об этом говорим. Вот тебе и книга, вот тебе и бабушка.

Не зря слово Божие говорит: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 ин. 5, 4). Это тяжелая жизнь, если смотреть на нее с мирской точки зрения, а с другой стороны, по слову Иоанна Златоустого – «Слава Богу за все», – всякая трудность, преодоленная путем исповедания веры, предлагает тебе ту свободу, которая окрыляет тебя, и обогащает тебя, и делает тебя свободным от различного рода давления темных сил.

– Перед вами столько эпох прошло, можете лучшую назвать? Когда был наибольший подъем веры?

Подъем веры был именно тогда, когда церкви были закрыты

– Подъем веры был именно тогда, когда церкви были закрыты. Когда давление было со всех сторон. И церкви внабиток были везде. Я и в селе служил – народ был, и в городе народ был. А в настоящее время мы можем сами сказать, что послабление.

Сейчас удивительно то, что молодые стариков в храм ведут. Хотя так и должно быть, потому что старики были непросвещенные, задавлены идеологией атеизма. Сейчас молодежь проявляет интерес, интерес глубинный, не поверхностный. Их вопросы, они такие, что приходится затылок чесать. Таких вопросов раньше и пожилые никогда не задавали. Это похвально. Тем самым они заводят мотор, движок в деле духовного обновления и проявления веры.

Есть стремление к Богу и у молодых верующих в настоящее время – а сейчас все молодые, потому что поколение одно, считай, рухнуло полностью, осталось еще одно поколение – а потом начнется новая грань в исповедании веры. И сейчас они заходят в церковь, а им непонятна служба, не подготовлены они. И часто, когда задаешь им какой-нибудь вопрос, простой, они не могут ответить правильно, потому что ориентир потерян. Поэтому очень хорошо, что в школе везде сейчас в практику входят уроки Православия. А как я окончу школу без первого класса, если я азбуки не знаю? Мы говорим: «Какая молодежь!» А она такая, какие мы есть. Мы. Они – зеркало нас. Наше отражение, в них мы видим себя, кто мы есть.

– Как вы думаете, к чему мы идем? Вы полвека видели: как жили и без веры, и с верой, как храмы возрождали…

– Сейчас мы живем-то хуже: в каждом дворе по три машины, а раньше, если велосипед у кого-то появился во дворе, – это мы считали: «Богачи!» Изобилие – это враг. Так святые отцы говорят: это враг благополучию человека. Это ступень падения, ибо этим самым диавол победит народ – изобилием. Когда придет со всей властью… И сейчас прислушайтесь к массам народа – с каким лозунгом выходит народ? Хлеба и зрелищ – и больше ничего не надо. Посмотрите, какие стадионы строятся, представьте себе – футболист по 100 миллионов, по 200, 300 несет в кармане за то, что он пинает мячик на глазах одурманенных людей, которые с жадностью смотрят и платят деньги большие за билеты, за просмотр, чтобы увидеть эту дурацкую игру, которая вовлекает их в бездну пустоты и отчаяния.

Подлинное воскресение показал нам Господь в Евангелии от Луки, в притче о блудном сыне. Там есть такой момент, скрытый от взора подчас, он являет свою силу с такой силой, что поражаешься этому. Когда отец обращается к старшему сыну и говорит: «Пойди и прими участие в торжестве возвращения своего младшего брата», – и старший сын оговорил отца: «Вот я такой, такой, такой-то, а ты мне никогда не уделил внимания, даже козленка не дал, чтоб я с товарищами своими повеселился». На что отец сказал: «Твой брат пропадал и нашелся». И самое интересное дальше: «Он был мертв, но он воскрес» (Лк. 15, 11–32). И посему именно с этого начинается проповедь и Предтечи, и Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние – это и есть подлинное воскресение к новой жизни, к новому общению с Богом и людьми. И выше этого уже нет ничего.

– Часто спрашивают: «Ты веришь в Бога – что это значит?» Как исповедать перед людьми свое христианство, как исповедовать православную веру?

Вот многие говорят: Евангелие повествует. Евангелие не повествует, оно свидетельствует

– Исповедание – это слово Божие, которое говорит само за себя. Вот многие говорят: Евангелие повествует. Евангелие не повествует, оно свидетельствует. Свидетельство слова Божия, о нем Христос прямо говорит: «Слово мое есть дух, есть жизнь» (ср. Ин. 6, 64). Поэтому всякий верующий на тот вопрос: «Почему ты веришь? Какая выгода тебе от этого, какая польза?» – отвечает: «Верю, потому что нахожу здесь нравственное и духовное основание своей жизни». Ибо христианство – это не философия, не наука, а христианство – это есть жизнь. Жизнь, являющая себя во всей своей силе, красоте. Так что любыми этими словами можно ответить любому вопрошающему.

– Можете ли вы привести примеры из своей жизни какого-то особого проявления милости Божией? Чудес?

Ну, поехали по святым местам! Поездили, спрашивается – а что привезли? Зачем стояли-то к святому месту, к мощам?

– Самое великое чудо на земле – Чехов в свое время сказал – это жизнь. Когда мы гоняемся: там такой вот подвижник есть, чудеса совершает! А там такая икона или еще что-то есть – чудеса! Ну, поехали по святым местам! Поездили, спрашивается – а что привезли? Зачем стояли-то к святому месту, к мощам? И, что характерно, вопросы-то чудные: у меня заболело то-то, у меня нелады с дочкой – куда-то она не поступила, у меня с работой трудности… А где же сущность Православия? А нет бы обратиться к мощам, к святой иконе именно с такой молитвой: Господи, избавь меня от гордости! Осуждения, ненависти, злобы, коварства и прочая. Вот о чем надо молиться, вот что можно привезти от прикосновения к святыням, мощам. Так вот, девчонки…

– Скажите нам слова напутствия.

– Самые добрые вам пожелания, да будет с вами Господь наш Иисус Христос, Божия Матерь – покровительница и постоянная молитвенница за нас, грешных. И Ангел Хранитель, постоянно действующий в направление нас по благой линии и пути Православия к известным святым дверям в Царство Небесное, о которых Господь говорит так: «Я есмь путь и истина. Я есмь дверь, и всякий входящий мною…» (Ин. 9, 9). Что дальше сказано? Обрящет, обогатится – все получит, потому что дверь, которую нам открывает Христос, – это есть вечное прикосновение к желаемой цели каждого христианина.

С иеромонахом Владимиром (Серебровым)
беседовали Анна Романова и Елена Полякова
Материал подготовила Елена Полякова

1 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Батя с Туговой горы Батя с Туговой горы
Памяти архимандрита Адриана (Денисова)
Батя с Туговой горы Батя с Туговой горы
Памяти архимандрита Адриана (Денисова)
Эльвира Меженная
Заканчивалась эпоха нашего церковного детства, мы выходили во взрослую жизнь.
«Надо постепенно вводить в свою жизнь элементы святости» «Надо постепенно вводить в свою жизнь элементы святости»
Памяти протоиерея Геннадия Нефедова († 2017)
«Надо постепенно вводить в свою жизнь элементы святости» «Надо постепенно вводить в свою жизнь элементы святости»
Памяти протоиерея Геннадия Нефедова († 2017)
Отец Геннадий возгревал в нас искание духовной жизни. Учил прежде всего видеть цель. Цель жизни, любого дела, поступка, слова. Он старался привить нам ощущение живого присутствия Бога, привить способность всё делать правильно – ПРАВО, как он говорил, – даже в мелочах.
Плоть от плоти, кровь от крови своего народа Плоть от плоти, кровь от крови своего народа
Ирина Корнилова
Плоть от плоти, кровь от крови своего народа Плоть от плоти, кровь от крови своего народа
К 10-летию со дня кончины протоиерея Василия Ермакова
Ирина Корнилова
«Во время всеобщей розни и взаимного недоверия осталась на Руси единственная объединяющая сила – Православие… и оно одно может спасти государство», – был убежден отец Василий.
Комментарии
раба Божия тамара 2 ноября 2019, 17:49
Упокой Господи, раба Твоего новопреставленного иеромонаха Владимира и прости ему все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное.
Елена 2 ноября 2019, 02:08
Спасибо за публикацию! Царство Небесное новопреставленному иеромонаху Владимиру!
рБ Марина 1 ноября 2019, 18:19
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НОВ.ИЕРОМОНАХУ ВЛАДИМИРУ!!!СПАСИ ГОСПОДИ АННА ЕЛЕНА ЗА СТАТЬЮ ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ В ТРУДАХ!!!
Наталия Васильковая Русь 1 ноября 2019, 14:02
Да примет Господь Бог иеромонаха Владимира (Сереброва)в Царствие Свое! Какое тепло от слов "...дверь, которую нам открывает Христос, – это есть вечное прикосновение к желаемой цели каждого христианина"!
Елена 1 ноября 2019, 13:30
Упокой Господи, раба Твоего новопреставленного иеромонаха Владимира и прости ему все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×