Об одном ответе Бога,
или Как нужно проповедовать Евангелие

Рассказ

Дзззззззззззз!!!!!!

Будильник в телефоне звенел железным, противным тембром. Такой звук Дима выставил специально, чтобы просыпаться быстрее и решительнее.

Дима протянул руку к телефону, отключил будильник и стал просматривать в электронном блокноте план на сегодняшний день. Событий предстояло много. Занятие в театре, визит в редакцию, запись видеоблога, поездка в реабилитационный центр с катехизаторской беседой, встреча с другом-монахом, вечернее богослужение...

О, сколько всего! Да, и еще и встреча с отцом Василием, старым другом, который сегодня проездом в городе! Суббота обещала быть насыщенной.

Дима встал с постели и побежал в ванную комнату, по пути заскочив и на кухню – поставить чайник. Через полчаса он уже выходил из подъезда, направляясь в театр.

Дима – церковный катехизатор и миссионер. Занимался он всякой проповеднической деятельностью: писал статьи, вел библейские занятия, проповедовал в храме…

Спросите, причем здесь театр? Дима ходил в театр по субботам на очень важную для него и интересную «репетицию». Режиссер театра, хорошая знакомая, давала ему возможность произнести проповедь перед профессиональными актерами.

Упражнение действительно было уникальным и полезным. Дима выходил на сцену, актёры рассаживались в зале. Дима говорил проповедь, подготовленную для произнесения в храме на следующий, воскресный, день. Потом следовала критика со стороны актеров. Разговаривать с ними было весьма интересно, потому что значительная часть театральной братии или не верила в Бога, или же не ходила в храм.

Сегодня Дима нес актерам проповедь на грандиозную тему – о смысле жизни. Да, ничуть не меньше. Главной изюминкой материала была мысль известного профессора богословия. Звучала она приблизительно так:

«Представим себе, что мы видим человека, копающего землю. Походим к нему и спрашиваем: ‟Зачем копаешь?” Что же мы подумаем, если он ответит: ‟Не знаю”? Наверное, что это не совсем здоровый человек. Как же можно что-то делать – и не знать зачем? И это мы говорим о копании земли. А что же сказать о целой жизни, которая несоизмеримо выше копания? Миллионы людей на нашей планете живут – и не знают, зачем!»

В этот раз проповедь получилась. Дима удачно вставил в свое слово мысль профессора, актеров «зацепило». Реакция была, и довольно живая. Сказанное обсудили. Даже неверующая часть театральной братии прониклась рассказом. Дима, довольный успехом, побежал дальше.

А дальше была редакция церковного журнала, запись блога в студии… Все это время Дима думал о предстоящей встрече со знакомым монахом, с которым он когда-то учился на церковных курсах. Очень хотелось увидеть, как теперь выглядит старый друг, поговорить с ним, послушать его.

Разговор состоялся, но он оказался очень неожиданным для проповедника.

Друзья встретились возле станции метро и пошли в ближайшее кафе, по дороге засыпая друг друга вопросами. Отец Василий рассказывал про монастырское житие-бытие, Дима взахлеб говорил о миссионерских идеях, о разных проектах с его участием. Друг-черноризец слушал внимательно.

– Слушай, а давай я тебя приведу сегодня на мою лекцию, и ты расскажешь о миссионерстве с иноческой точки зрения. Вот как ты смотришь на проповедничество именно с позиции монаха. Поговорим о великих монахах-миссионерах, о современной проповеди в монастырях, – предложил Дима, когда они уселись за столик в маленьком кафетерии.

Ответ был совсем не тот, на который рассчитывал миссионер. Отец Василий в некотором раздумье помешал ложечкой чай и, как бы извиняясь, сказал:

– Ты знаешь, не уверен, что смогу вам чем-нибудь помочь.

– Почему? – удивился Дима. – Разве ты против того, чтоб проповедовать?

– Да не против я. Тут другое…

Твое слово никого не затронет, пока твоя жизнь не станет проповедью

Отец Василий помолчал, прихлебывая из чашки. Дима смотрел на него и ждал. Наконец монах продолжил:

– Позволь, я тебе скажу, что думаю по этому поводу. Понимаешь, твое слово не будет иметь никакого веса и никого не затронет, пока твоя жизнь не станет проповедью. А, когда это произойдет, тебе уже не захочется ничего говорить, да и слова-то уже особо не понадобятся. Мне вообще кажется, что не стоит тратить драгоценное время на болтовню. Лучше использовать его для познания Бога.

Друзья помолчали. Дима сразу не нашелся, что ответить. В словах отца Василия, безусловно, присутствовала какая-то логика. Если бы перед Димой сидел не старый друг, с которым он пуд каши съел и множество ночей напролет проговорил, то, возможно, он бы и начал доказывать что-то, скажем так, «из головы». Но он хотел расслышать мысль монаха сердцем и для себя понять ее правоту или неправоту.

Он начал медленно отвечать, взвешивая каждое слово.

– Подожди… Но ведь должна быть в евангельском слове, мною проповедуемом, какая-то сила, которая в некотором смысле не зависит от моей праведности или неправедности. И Бог способен подарить веру человеку от слышания этих слов, независимо от того, кто их произнес. Мы ведь проповедуем Христа не потому, что достойны говорить о Нем, а потому что Он достоин, чтобы Его воспевало все творение! И разве мы не познаем Бога, говоря о Нем?

Отец Василий на минуту задумался. Потом как бы решился на что-то.

– Удар держишь? – спросил он, улыбнувшись.

В лексиконе друзей эта фраза была техническим термином. Употреблялась, когда один из собеседников хотел открыть другому какую-то не очень приятную истину.

– Держу, – тоже улыбаясь, проговорил Дима. Правда, улыбался он через силу.

– Дима, прости, но люди не слышат тебя. Душою – не слышат. Я тебя в этом уверяю. Они не слышат тебя, потому что ты не слышишь себя. Ты возглашаешь те истины, которые ты не пережил. Это просто за-яв-ле-ния, понимаешь?

Я потому и в монастырь пошел, что устал от бесконечной болтовни, какой-то войны идей, этого всего околоцерковного шума. Люди не понимают, что говорят, даже когда поздравляют друг друга словами «Христос Воскресе!» Потому что у них в сердце Христос не воскрес.

И так мы все большей частью и живем – говорим о Боге, не зная Бога; проповедуем Христа, не зная Христа. Я сейчас не лично тебя имею в виду, прости. Но вообще всю эту мирскую движуху, всю эту якобы проповедь.

Святые отцы до старости подвизались в посте и молитве, а потом уже, по просьбе братии, говорили какие-то слова увещания. А мы, едва уверовав, начинаем болтать о Боге направо и налево. И думаем, что Христа проповедуем – какой стыд! А посмотри на нашу жизнь – так там вообще ничего христианского. Где молитва, где пост, где воздержание, где смирение?

Нет ничего. А что есть? Клубы, тусовки, молодежки, блоги, статьи, посты в соцсетях… Тысячи, миллионы слов, сказанные впустую. Слова, которыми мы прикрываем наше убожество, нашу бездуховность, нашу гордыню и мирские страсти. Проповедуем, проповедуем… А христиан-то среди нас и нет. Потому-то и люди в храмы не идут – Господа в нас не видят. А от слов уже давно все устали. Слова, слова…

Проповедуем, проповедуем… А христиан-то среди нас и нет

Отец Василий махнул рукой и стал допивать остывший чай в тишине. Во время своей речи монах сильно разволновался. Было понятно, что затронута какая-то очень личная, больная тема, и что сказанные только что слова родились из глубоких сердечных переживаний и размышлений.

Сказано было четко, хлестко – в духе бескомпромиссного монаха. Собственно, отец Василий таким был всегда, сколько Дима его знал.

Но Дима тоже начал, что называется, входить в раж. И для него тема была важной, личной. Он взволнованно стал говорить:

– Давай разберемся… Конечно же, первая обязанность благовестника (и вообще всех христиан) жить по-христиански. Чем чище жизнь, тем сильнее воздействует слово – с этим никто не спорит. Но в то же время христианам необходимо просто наполнять мир правильными словами о Боге!

Посмотри, мир полон проповедью – но, увы, не о Христе. Сегодня проповедуют все – политики, блогеры, радиоведущие, телезвезды, журналисты. Проповедует женщина соседке, таксист – попутчику, девушка – подруге, начальник – подчиненным. Проповедует даже рекламный билборд на улице. Любой монолог или диалог, любой текст содержит в себе какие-то мировоззренческие установки, и в этом смысле любой разговор или текст есть проповедь. И, если проповедует весь мир, то христиане просто не имеют права молчать о своем Господе!

Ты понимаешь, что если мы христиане, мы о-бя-за-ны говорить людям о Христе?!

Отец Василий внимательно слушал и как бы нехотя кивал головой. Было видно, что тезисы ему знакомы, но особого сочувствия не вызывают. Дождавшись небольшой паузы в речи Димы, он сказал:

– Друг, прости, но ты подумай: а вдруг ты просто теряешь время? Время, которое можно было посвятить усиленной молитве, чтению духовной литературы, помощи ближним? А что, если все это твое «миссионерство» – просто уловка диавола, игра тщеславия, потакание своим страстям? И конкретного плода ведь нет. Вот скажи: ты можешь назвать кого-то, кого ты обратил в христианство из неверия?

– Ну… Наверное, нет.

– Вот! А сказано: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20).

– Но...

– Подожди. Скажу самое главное. Я знаю, что тебя хвалят, благодарят, любят даже. Но ведь цель христианского благовестника совсем не заключается в том, чтобы люди полюбили его. Проповедник трудится для того, чтобы люди полюбили Бога. И если таких плодов нет – время потрачено зря. И не просто потрачено зря – эта пустая трата является прекрасным показателем того, что твой путь спасения выбран неверно.

Проповедует человек уже тогда, когда сердце полно Богом. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Чтобы Бог вошел в сердце, необходимы годы труда! А иначе вся эта «проповедь» – лишь болтовня, расчесывающая тщеславие. Ты вообще не думал о том, что ты получаешь удовольствие от проповеди именно потому, что тебя за нее хвалят?

– Отец Василий! Постой! Вспомни, пожалуйста, стихи из пророка Исаии: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55, 10–11).

Что следует из этих стихов? Слово Божие и проповедь о Боге совершает свое невидимое действие, пусть даже проповедник и не свят. Потому что есть Тот, Кто действует через слово о Нем.

Слово проповеди найдет своего слушателя! И хоть немного, но изменит его сердце, утешит, обратит к Богу. Я верю в это, верю в слово Божие! И верю, что это происходит вне зависимости от степени греховности или праведности проповедника. Как писал поэт:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Отец Василий, ты же монах, ты ведь знаешь радость о Господе! Она такова, что ей невозможно не делиться с другими людьми! Да, «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). И если мы перестаем беседовать о нашем Господе, то, возможно, потому, что Его нет в нашем сердце.

А что касается удовольствия от похвал… Да, к любой христианской добродетели мы можем примешивать тщеславие. Но это не значит, что виновата добродетель и что ее нужно перестать творить!

– Дима, я видел в монастыре людей, которые познали Бога, и им было что сказать о Нем. И все они – молчали. Потому что Бог познается в тишине и молчании, а не в голословных утверждениях того, о чем ты не имеешь никакого понятия.

Повторю: я слышал за годы воцерковления очень много слов о Христе, а жизни христианской почти не видел. И слова мне смертельно надоели. Я, по крайней мере, в этом самообмане участвовать не намерен.

– Отец, вот ты мне сейчас как будто бы ловушку какую-то ставишь. Я уже сталкивался с тем, что лукавый через ближних воздвигает мысленные капканы, что ли. Этакие силки на пути к самому прекрасному в мире служению, которое я всем сердцем люблю, – миссионерству. Тому служению, о котором написал пророк Даниил: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3).

Я уверен, что словесная проповедь о Боге должна прозвучать – так Христос повелел. А все остальное Господь в свое время сделает. В это надо глубоко верить. И я – верю! Я верю в Бога, Который действует в мире через слово о Нем!

– Дима, Иуда тоже поначалу был проповедником.

Дима запнулся. Эта фраза как будто бы хлестнула его по лицу. Воцарилось молчание. Отец Василий взял со стола уже совсем холодную чашку и теребил ее в руках. Дима почувствовал сильную усталость. Он не был готов продолжать этот разговор дальше. Все сказанное нуждалось в осмыслении.

Оба спорщика ощутили, что пришло время сворачивать дискуссию. Иначе друзья рисковали поссориться.

Дима улыбнулся, опять же через силу, и перешел на другую тему.

Через час отец Василий уже сидел в электричке, едущей за город, а Дима продолжал свои миссионерские труды. Понятно, что проповедник теперь не мог думать ни о чем другом, как о словах друга. Все это надо было как-то решить и найти ответ. Диме это было настолько же необходимо, как воздух.

Вечер прошел в сомнениях, даже в унынии. Оказалось, что отец Василий, сам того не желая, нанес миссионеру сильный удар.

Действительно, Диме как бы нечем было крыть. Он знал, что он грешен. И ему не были известны люди, которых он прямо-таки обратил в христианство свой проповедью. А что, если отец Василий прав, и Димин труд бесплоден и даже вреден?

А что, если отец Василий прав, и Димин труд бесплоден и даже вреден?

Почва начинала уходить из-под ног. Посоветоваться было не с кем. А ответ на ситуацию был нужен, как утопающему спасательный круг.

И ответ пришел. Причем довольно быстро – на следующий же день. Пришел так, как это иногда бывает – с той стороны, с которой его совсем не ждешь.

В воскресенье утром Дима произнес в храме на богослужении свою проповедь, рассказанную накануне актерам. Ту самую, о смысле жизни. Произнес почти слово в слово. Правда, говорил без огонька – сказалась вчерашняя беседа с отцом Василием. А вечером того же дня ему позвонила режиссер театра и, заливаясь смехом, рассказала историю.

Каждое воскресенье в театре проходят занятия мастер-класса. Актеры занимаются с людьми азами сценического искусства. Перед началом занятий всегда бывает разминка – каждый участник поднимается на сцену и рассказывает о главном впечатлении прошлой недели.

И вот на сцену вышла какая-то девушка, встала на то же место, где еще вчера стоял Дима, и говорит:

– Я хочу вот что вам рассказать. Представим, что мы видим человека, копающего землю. Походим к нему и спрашиваем: «Зачем копаешь?» Что же мы подумаем, если он ответит: «Не знаю»? Наверное, что это не совсем здоровый человек. И это – копание земли. А что же сказать о жизни, которая несоизмеримо выше копания? Миллионы людей на нашей планете живут – и не знают, зачем!

Все актеры пришли в замешательство, смотрят на девушку. Девушка, видя их реакцию, тоже смотрит во все глаза, не понимает, что такого она сказала.

– Скажите, а откуда вы это все взяли? – спросили ее.

– Сегодня утром я гуляла в парке. На душе было плохо, по разным личным обстоятельствам… Смотрю – в парке храм. Решила зайти. Захожу, а там батюшка какой-то молодой говорит проповедь. Я попала как раз на эти слова – про копание и про смысл жизни. Они мне очень понравились и во многом помогли. Мое уныние ушло.

Я вспомнила, что Бог есть, и Он любит меня, и все обязательно должно быть хорошо – потому что Бог есть, и смысл моей жизни, значит, тоже существует. Все в жизни будет со смыслом, если помнить о Боге. Вот я и решила вам пересказать эти слова замечательные, потому что они – лучшее впечатление за прошедшую неделю.

Несколько уточняющих вопросов помогли узнать то, что и так уже все поняли: храм был тот, где Дима проповедовал, и проповедующий «батюшка» – не кто иной, как он сам.

Еще режиссер по телефону рассказала, что всех актеров поразил этот «круговорот проповеди в природе». Профессор в Москве произносит некую мысль, Дима в другом городе рассказывает ее актерам, потом эта же идея западает в душу некой девушке и снова возвращается к актерам – ровно с того же места, где звучала вчера. И к Диме, получается, эта мысль вернулась через тех же актеров…

Всех актеров поразил этот «круговорот проповеди в природе»

– Слушай, но как же интересно получилось, а? – говорила режиссер. – Видишь, Бог открыл тебе единичный случай воздействия твоей проповеди. Наверное, эта обратная связь в данный момент жизни очень нужна тебе. Так, как нам, актерам, нужны аплодисменты. Не потому, что актеру якобы не терпится удовлетворить свое тщеславие, как некоторые считают. А потому, что аплодисменты – это знак того, что тебя поняли, твой труд не прошел даром. Твои слушатели с тобой, и ты с ними, и вы вместе переживаете радость открытия какого-то важного жизненного смысла… Ладно, пока, Дим. Жду в субботу на репетицию!

Дима отложил мобильный, подошел к окну и стал смотреть на огни вечернего города…

Что он чувствовал? Наверное, то, что чувствует любой человек, когда получает от Бога ответ на вопрос. Тот ответ, который вовсе не означает, что наши собеседники неправы. Просто этот ответ бывает нужен лично нам в тот или иной момент времени.

Ведь для чего мы получаем от Бога ответы? Чтобы понять то, что нам необходимо осознать именно сейчас.

А еще – для того, чтобы просто жить и работать дальше…

Сергей Комаров

7 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Андрей Горбачев
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Богословствование в яме Богословствование в яме
Александр Богатырев
Богословствование в яме Богословствование в яме
Александр Богатырев
В этой яме происходят странные вещи. Как только люди погружаются в воду, сразу начинают говорить о вере в Бога.
Православные листовки как форма миссии Православные листовки как форма миссии
Священник Алексий Веретельников
Православные листовки как форма миссии Православные листовки как форма миссии
Беседа со священником Алексием Веретельниковым
Заповедь о проповеди Евангелия актуальна для каждого христианина, желающего спасти свою душу.
Комментарии
Юрий19 ноября 2019, 01:56
Сразу показалось, что и персонажи какие-то явно вымышленные, не из жизни. И точки зрения - какие-то крайности. Но Господь дал мне прочитать эту статью и комментарии к ней именно после молитвы с просьбой помочь определиться, собирать ли в вайбере группу из родственников и знакомых для обсуждения вопросов о Боге, о церкви. Ведь наши близкие почти все крещеные типа православные и живут практически не зная и не интересуясь ни Богом, ни Евангелием, ни Законом Божьим. И это в обществе считется нирмой, и говорить про Бога в обществе формально православных не принято, а церковь и священников вообще принято только ругать. И из всего прочитанного, на мой взгляд вытекает вывод - молчать нельзя!
игорь ковалев13 ноября 2019, 17:25
Павел.Людмила 10 ноября тоже это заметила.Вот и проблема.На своё спасение времени нет,всё уходит на спасение других.А если бы помолился миссионер утром,то может и не захотел бы других учить,а лучше бы в себе разобрался в уединении.Святые Отцы(Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник)наоборот стремились оставить учительскую кафедру(оба были епископами)и заняться в уединении своим спасением.
Павел13 ноября 2019, 11:19
Обратите внимание:"Дима встал с постели и побежал в ванную комнату, по пути заскочив и на кухню – поставить чайник. Через полчаса он уже выходил из подъезда, направляясь в театр..." В этом расписании, похоже, времени на утреннюю молитву не предусмотренно.
Александра12 ноября 2019, 17:03
Браво автору.
Андрей12 ноября 2019, 12:51
Кто поможет в Споре? Духовник или священник опытный ,,в годах,, и конечно Святое Евангелие. Я грешный думаю что пусть оба идут своей дорогой. Пусть ,,мирянин,, помолиться о монахе и наоборот да и мы их помянем в молитвах а Господь управит. Спаси Господи.
Вероника12 ноября 2019, 09:29
Трудно,очень трудно в современном словесном потоке нести миссию катехизатора. Но ее нужно нести,и спаси их Бог! А вот отдавать этому делу всего себя, всю свою душу,наверно,не стоит. Душа она для Бога. И наверно это хотел донести иеромонах Василий. А вообще, идеалом катехизатора по моему мнению является Георгий Великанов. Вечная память!!!
Александр11 ноября 2019, 09:22
"Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях". (Омар Хайям)
Ирина11 ноября 2019, 08:42
Меня всегда пугает слово тренинг. Это от производного тренер. Но тренер это специальность, профессия, совокупность знаний во многих областях. А тренинг- мимолетность с акцентом более направленном на психическое воздействие, мимолетное и эффектное. А зачастую и неправильное. Даже сомнения нет в правоте монаха, в его глубине позиции. Вера не требует убеждений ближнего, суеты, напора. Всецело на стороне монаха.
игорь ковалев10 ноября 2019, 20:16
Павел 8 ноября.Иногда Бог приводит к себе и через бесов.,,Ну а сравнивать их нет смысла.''-Рассказ про две точки зрения,поэтому их и сравниваем.,,Вы много цитируете из Писания и отцов,и при этом не учитываете,что цитируете когда-то СКАЗАННОЕ и НАПИСАННОЕ.''-Как раз и учитываю,что это было сказано и написано людьми в Святом Духе,а не людьми с омрачённым страстями умом,как я,вы и молодые миссионеры.,,а кто будет говорить людям о вере, о дух.жизни''-Мы-в быту в основном делами по заповедям и если спросят-ответить,а проповедовать в обществе должны священники (у нас их несколько десятков тысяч)
Людмила10 ноября 2019, 18:49
"Дима встал с постели и побежал в ванную комнату, по пути заскочив и на кухню – поставить чайник. Через полчаса он уже выходил из подъезда, направляясь в театр". Немного удивлена началом дня ЦЕРКОВНОГО КАТЕХИЗАТОРА. "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом..." (Начало к Молитвам Утренним для всех православных). Здесь один из ответов на вопрос почему Дима и его друг монах такие разные.
Владимир10 ноября 2019, 18:34
Дорогие братья и сестры! Жизнь в миру и в монастыре разная. Многим известным отшельникам был глас свыше о возвращении к людям и они принимали их. Автор явно человек талантливый и не придирайтесь к его изложению. Христианин должен нести слово Божие в мир как это делали Его ученики и другие, которых Он не благословлял, они проповедовали что им было известно и как могли. Самое главное никому не навязывать и не рассыпать бисер перед свиньями. Кому надо тот услышит. Любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к природе это основы всего. Да поможет всем нам Господь! Меньше полемик и больше дел! Россия велика и не всем доступен интернет.
Галина И.10 ноября 2019, 10:29
Добродетели мирян и добродетели монахов - разные вещи."Монашество в миру" для одиночек неприемлемо.Другое дело, перефразируя Есенина:"Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать святую рать, Скольжу и падаю другою".И горе нам, если мы причащаемся "как можно чаще" только в свое самоудовлетворение:"не болеть и жить долго". У каждого свое сектантство, здесь "нечего пенять"на протестантов."Духовная жизнь и совершенство...состоят в сближении с Богом и единении с Ним, в связи с чем состоят сердечное ИСПОВЕДАНИЕ благости и величия Божия и сознания собственной нашей ничтожности" (Прп.Никодим Святогорец/Невидимая брань). Стяжая вечное спасение, исповедовать Господа И.Х. устами,сердцем и делами.
Марина 9 ноября 2019, 19:14
Мне ближе точка зрения монаха. Девушка была в унынии, когда гуляла по парку. Уныние - это серьезный повод задуматься о своей жизни, о том, что именно в ней не так. С унынием нужно бороться молитвой, покаянием, постом... Для нее это был повод изменить свою жизнь. Но в итоге ничего не произошло, она услышала слова из проповеди, вспомнила о Боге... и пошла в театр, на курсы, куда угодно. В общем, девушка так и живет дальше. Дмитрий продолжает заниматься исключительно любимым делом. А молится один монах. Грустно все это. Можно часами читать статьи на pravoslavie.ru, но духовная жизнь от этого не исправится.
игорь ковалев 9 ноября 2019, 16:38
Заметьте,никто не написал в комментариях,что монах не прав.А так как они говорили противоположные вещи,то оба не могут быть правы.У нас в истории церкви шли на проповедь,очистившись покаянием и по повелению Духа Святого,начиная с Иоанна Крестителя и Апостолов.А этой волне миссионерства,когда сами не знают ни Бога,ни пути к Нему,а других зовут(,,слепой ведёт слепого'')всего 30 лет и пример взят с протестантов и сектантов.На энтузиазме,что есть ревность душевная,а не духовная,разгорячении крови и нервов и услаждаясь тщеславием,дерзают говорить о Боге.Поэтому и результата нет!Пусть лучше занимаются волонтерством и благотворительностью,а проповедь оставят сосудам Духа Святого и пастырям Церкви.
Антон 9 ноября 2019, 15:34
Да...Путь к Богу и личный, и тесный. Об этом нельзя забывать. У каждого своя мера. Мне же пришлось слушать множество разных проповедей. Одни были очень сильными, другие не очень. Но каждая из них мне что-то дала, какая-то капля осталась. Были проповеди, которые невозможно было слушать из-за некомпетентности проповедника, его личных страстей. Но даже в таких случаях для меня была какая-то польза, польза того, что я стоял и просто молился за неискустного проповедника, чтобы Господь поддержал его, просветил ум его светом Разума Своего. И в те минуты Господь даровал мне чувство сострадания, любви и благодарности к ближнему. И разве это не часть плода трудов неискустнного миссионера?
ВЕРОНИКА 9 ноября 2019, 13:26
Сергей Комаров, Вы, как всегда точку. Все очень актуально, все живо. Потому что это про нашу жизнь, здесь и сейчас- в этом стремительном и настоящем времени. Иной раз я сама задумывалась над этм вопросом, а нужно ли кому мое миссионерство. Ведь прихожан в нашем храме больше не становится, да и я не святая. И только сегодня слушал проповедь, что мы своей жизнью должны показывать, что мы православные христиане. Но это не обо мне! Спасибо Вам за Вашу прекрасную статью. Всегда читаю Ваши публикации с огромным удовольствием. Храни Господь.
Галина И. 9 ноября 2019, 13:23
У нас много прекрасных православ. проповедников, сочетающих в себе аскетический образ жизни и миссионерское подвижничество.Один из них- архимандрит Августин (Анисимов), епископ Городецкий и Ветлужский, чьи богатые по содержанию и глубокие по духовной направленности проповеди есть в Интернете.А вообще-то, вопреки мнениям многих, не желающих свидетельствовать погибающему миру о Христе- Спасителе, хочется напомнить слова Ап. Павла: "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению ВСЯКОМУ верующему" (Рим 1,16).И Церковь, созданная Христом,- это ковчег спасения и миссиональная община,имеющая соборный характер, т.е. это народ, созданный ради спасения всего мира.
Оксана 9 ноября 2019, 12:03
Хороший рассказ! Спасибо автору. Правы оба - каждый выносит из сердца своего то, к чему пришел и в чем убежден. Хорошо, что среди нас есть такие люди, как Дима - увлеченные, горящие. Но и такие, как о. Василий тоже нужны. Это как молодое и старое вино.
Сергей 8 ноября 2019, 21:59
"Всему свое время под солнцем: время молчать и время говорить"
Наталья Павлу К. 8 ноября 2019, 20:11
Павел К., золотые слова! Действительно, только когда проповедник засомневался в ценности своего делания, и, надо полагать, заскорбел от этого сердцем, тогда и плод дал... А Господь, конечно, никакой труд не отвергает - Он и трости надломленной не переломит, и льна тлеющего не угасит - поэтому дал парнишке утешение и поддержку в его трудах))
Елена 8 ноября 2019, 19:59
Рассказ очень сложный для понимания, но тем и интересен. Наверное притча о сеятеле близка к мысли автора.
игорь ковалев 8 ноября 2019, 19:41
,,Нет другого доступа к Истине! «Како уверуют, – говорит Апостол, – егоже не услышаша? како же услышат без проповедующаго? ...вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим.10:14, 17). Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину – изреченное Святым Духом – Писание.''(Игнатий Брянчанинов)
Павел К. 8 ноября 2019, 15:57
Проповедь дошла до сердца , когда был понижен самоцен проповедника благодаря настоящему ДРУГУ ! Стало меньше "комсомольского " задора у миссионера , добавилось настоящее смирение .
Андрей 8 ноября 2019, 12:28
Храм этот - святителя Луки Войно-Ясенецкого в парке Пушкина в Киеве. Перед входом в парк справа находится театр, за ним правее медицинский университет. Дима - возможно сам автор, но, возможно кто-то другой, потому что мирян, говорящих проповеди в этом храме несколько, священники впрочем тоже проповедуют. Сам автор ведёт также курс на катехизаторских курсах. Так что история вполне реальная, только имена изменены. Храм миссионерской направленности с упором на проповедь, такой упор возник под влиянием о. Андрея Ткачёва, который в нём служил.
Павел 8 ноября 2019, 12:05
И в примерах из жизни,чья проповедь была действинней-Паисия Святогорца или о.Андрея Кураева? ______________ Дорогой Игорь! В примерах жизни: проповедь и того, и другого полезна. Моему близкому человеку в свое время очень помогли мысли из книги о. Андрея Кураева. Ну а сравнивать их нет смысла. Вы много цитируете из Писания и отцов, и при этом не учитываете, что цитируете когда-то СКАЗАННОЕ и НАПИСАННОЕ. Вы предлагаете молчать, а кто будет говорить людям о вере, о дух.жизни, чтобы она начинали ею жить? Подумайте об этом.
наташа 8 ноября 2019, 11:42
От Луки святое Евангелие "Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют". Замалчивать нельзя. Надо говорить. Слова Христовы это зёрна, прорастут в своё время.
Алексей 8 ноября 2019, 11:39
Рассказ не понравился. Ибо непонятный, что видно из коментариев. Я попробую привести пример. Вот спорят пессимист с оптимистом. Первый: Как ты можешь жить, если ты ничего не можешь. Второй: Ну раз я живу, значит я могу, разве нет. Желающие быть проповедниками прочитайте в Слове Божием: Дерзай чадо!
игорь ковалев 8 ноября 2019, 11:38
,,Так да светит свет ваш пред людьми,чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.''(Матфея 5:16) Вот какая должна быть проповедь,не языком(до явного сошествия Духа Святого),а делами.,,Если,что спросят ответьте,и то не от себя ,а от св.Отцов или Писания''(Никон Воробьев),,Братия мои!не многие делайтесь учителями,зная,что мы подвергнемся большему осуждению,''Иакова (3, 1)Роман:,,Господь вручил проповедь не ангелам,а людям.''-Да,но и Апостолы ждали в посте и молитве 50 дней,пока сойдёт на них Дух Святой и ,,наставит на всякую истину'',и только после этого стали проповедовать.,,Из того,кто ложь(Всяк человек-ложь),как может исходить истина''(Игнатий Брянчанинов)
наташа 8 ноября 2019, 11:18
Святой Феофан Затворник:"Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе...Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему, опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нём речи...Обо всём можно говорить...духом Христовым. Тогда и можно будет угадать говорят ли христиане или язычники. Пересмотрите все журналы, о чём только там не пишут? Но повести речь по христиански никому нет охоты. Мудрённое время!"
Анна G. 8 ноября 2019, 11:11
Кажется, тут все просто: кому, что ближе, то и выбирает. Кому легче говорить - тот говорит. Кому говорить тяжелее - тот молчит. "Пусть говорят". Только скажу, что ничего так более не утомляет и не рассеивает молитву, как речи и разговор. Всему должна быть мера. А как живет Дима (или отец Дмитрий?)... Аж в дрожь бросает: мероприятия, суета, встречи, люди... Репетировать проповедь в театре перед неверующей аудиторией? Гм. Человек себя вообще не щадит, и скоро, возможно, выгорит. Кажется, многие популярные и любимые наши батюшки, которые в СМИ, - они просто выгоревшие. Поберечь бы себя, Господь спросит тебя за твою душу, а не за другие души. Очень опасно. Блюдите, како опасно ходите.
Елена О 8 ноября 2019, 10:41
П.с. Оба правы. Каждый полезен на своём месте.
Елена О 8 ноября 2019, 10:36
Спасибо автору! Рассказ зацепил. Димка-катехизатор старается сказать людям про наличие двери в Царствие Божие, а монах Василий думает, что про эту дверь все с рождения знают и понимают смысл жизни. Может быть ему повезло родиться "под фонарем", и он не знает, что значит "копать землю" в потёмках, потому что "все так копают".
Павел 8 ноября 2019, 10:20
Друзья, судя по рассказу, его главный герой, Дима - мирянин, но по должности в храме - катехизатор. Поэтому он мог говорить проповедь по благословению Настоятеля.
Александр 8 ноября 2019, 09:43
"Нет ничего. А что есть? Клубы, тусовки, молодежки, блоги, статьи, посты в соцсетях… Тысячи, миллионы слов, сказанные впустую. Слова, которыми мы прикрываем наше убожество, нашу бездуховность, нашу гордыню и мирские страсти." Сказано было четко, хлестко – в духе бескомпромиссного монаха." Можно было бы согласиться, но тогда как же чувствовать себя "паче всех человек грешнейшим" и искренно произносить эти слова молитвы ко Причастию? И как быть с любовью, которая "покрывает все грехи"? Что-то здесь не сходится...
Елена 8 ноября 2019, 09:25
Истина как всегда находится где-то посредине. Говорить нужно тогда, когда ты в Боге и с Богом. Тогда это будут те, слова, которые Он вложит в твои уста. Остальное - пустословие. Разумеется, это не относится к тем, кто по долгу службы обязан проповедовать. От миссионерства, действительно, часто попахивает протестантизмом. Как-то навязчиво получается. А кому, когда и что сказать, знает только Господь. Поэтому мало толку от уличных, по плану осуществляемых проповедей, часто они бывают не к месту. Автор явно сочувствовал Диме, потому и рассказ так завершил.
Нат 8 ноября 2019, 09:12
"Захожу, а там батюшка какой-то молодой говорит проповедь." возникает вопрос мирянин этот Дима или все-таки священник? Рассказ понравился. Заставляет подумать. Оба правы. Не говорить НЕЛЬЗЯ.
Анастасия 8 ноября 2019, 07:34
Это же рассказ о Марфе и Марии! Спасибо!
Юлия 8 ноября 2019, 00:25
Я работала в одном помещении с таким человеком, как Дима, но это была девушка. Она все время проповедовала, что очень сильно мешало работе. У неё на рабочем месте стояло куча икон и лампадка, куда она все время подкладывала ладан, не обращая внимание на то, что у кого-то может быть на это аллергия или просто болеть голова. Все просто заволакивало дымком. В нашем недовольство она видела лишь недостаток благочестия. Для неё казалось абсолютно нормальным стучать и писать доносы. Что хочется сказать, не приведи Господи с такими людьми в жизни встретиться, пусть они остаются только в рассказах
Юлия 7 ноября 2019, 23:35
Не иначе, как автор является восторженные неофитом и пишет о себе. Не понравился рассказ. От таких Дим бежать в жизни хочется. Такая навязчивость только отторжение у людей вызывает. Согласна с о. Василием, но дополнила бы, что христианин должен проповедовать своей любовью к Богу и людям. "И потому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь Любовь между собою..." "Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем..." Где посыл этой статьи имеет подтверждение в Евангелии? Это нам хотят сказать, что ученики Христа не понятно кто были?
М 7 ноября 2019, 22:23
Вся эта проповедь имеет смысл только для того, чтобы люди знали куда и к Кому идти, когда прижмёт. Людям с современным воспитанием потребителя не хочется думать о смысле жизни. А так - монах прав.
Алла В. 7 ноября 2019, 21:55
Рассказ не понравился!Мирянин не говорит проповедь в храме.
роман 7 ноября 2019, 21:47
Дмитрий, как видно из рассказа - "молодой батюшка", т.е. священник, а любой священник он служит в том числе и Словом. Если все батюшки замолчат, потому что они не святы, то последние живые толкователи православия умолкнут.
Роман 7 ноября 2019, 20:46
Я не против мыслей монаха, но всё же на стороне " миссионера Димы"
Светлана 7 ноября 2019, 20:29
"О. Василий-в самую точку." И "очистившиеся становятся проводниками воли Божией." Все это верно. И критика в адрес современных христиан справедлива в рассказе, местами даже жжет. Только Господь открывается и грешникам, ищущим Его. Дмитрий далеко не тот болтун, который судит о Боге из логических рассуждений или бездумно повторяет чужие слова. Он верит в Бога, у которого и "камни возопиют", если будет на то Его святая воля.И получает по вере своей ответ на свой вопрос на следующий же день. А мы способны ли так возжаждать Господа, чтоб удостоится такого ответа. Проповедь была не просто услышана, она заставила обратиться человека к Богу и вернулась в зал к артистам. Миссионер получил ответ.
Роман 7 ноября 2019, 20:19
Со стороны монаха прослеживается не совсем апостольский дух . Проповедь нужна ! Господь вручил проповедь не ангелам , а людям .
Павел 7 ноября 2019, 19:59
Таким образом, духовная жизнь - для всех, кто стремится быть христианином, но есть категория людей, которые ДОЛЖНЫ говорить - священники, миссионеры, преподаватели, катехизаторы. Должны! Должны сеять доброе слово; и не будем спешить с пессимистическими выводами, т.к. нам не ведомо, как это доброе слово может через 5, 10 или 40 лет принести добрый плод.
Галина И. 7 ноября 2019, 19:14
Продолжение. "Однажды один человек, идя по улице, увидел на окраине города негра, работающего на дороге. -Что ты здесь делаешь?-обратился он с вопросом к рабочему. -Копаю яму, сэр.-Для чего?- Чтобы иметь доллар, сэр.-Но для чего тебе нужен доллар?-Чтобы купить пищи и напитать тело,- ответил негр, опираясь на свою лопату. -Но для чего ты должен питать тело?- Чтобы копать другую яму, сэр,- последовал ответ негра после короткой паузы". И "измученные своей безбожной жизнью захожане" порой оказываются намного милосерднее, добрее,более способными к истинному покаянию и любви, нежели мы,самоуверенные и много знающие, воцерковленные ... фарисеи. Прости, Господи
Галина И. 7 ноября 2019, 18:57
Я согласна с мнением Гамлета и Ольги. Свт. Иоанн Златоуст: "Одно зависит от дел, а другое- от слов, и каждая из этих двух частей имеет потребность в другой, чтобы здание было совершенным". Проповедь Евангелия- это заповедь, наказ Христа, а кто не согласен, тот не послушен Господу. Жизнь во Христе- это неизменное условие успешной (духовной) проповеди.Но и через "юнца" Господь может проговорить Духом Святым "о смысле жизни", ибо Он и через бессловесную ослицу Валаамову говорил. Если верить Богу и молиться. Монах тоже прав,образом своей жизни мы должны быть "письмом Христовым"(2Кор.3,3).Насчет "копания земли" -это так наз. "бродячий сюжет". Вот первоисточник из книги "Сеется семя" (продолж).
Димитрий 7 ноября 2019, 18:32
Вы знаете, монах был точен и более зрел. Но то, что понял Дима, было на тот момент ему по силам. Бог не запретил ему говорить, но и перечеркнул слов монаха в его памяти. Думается, что для Димы наступил новый уровень духовной зрелости. И если он вдруг решит большего погружения, то оставит проповедь в прошлом,как друг-монах. Но здесь еще жива в нем вера в силу слова Евангельского. Он спешит сказать, будто сам жертвует своим временем на духовный рост. Возможно, ему придётся насытиться этим увлечением, и только тогда он станет на позицию монаха
Роман 7 ноября 2019, 17:21
"И если мы перестаем беседовать о нашем Господе, то, возможно, потому, что Его нет в нашем сердце."
игорь ковалев 7 ноября 2019, 16:25
,,Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни,– кто бы он ни был – архиерей ли,профессор богословия,монах или священник.Он просто болтает о духовной жизни постольку,поскольку у него есть способность рассуждать,логически сопоставлять,но ты от него ничего духовного не получишь.Лучше не слушай и не читай таких,потеряешь только время,ибо ум их не открыт.''(игумен Никон Воробьев),,Чистые сердцем Бога узрят''.Очистившимся открывается ум и в сердце,,входит Господь и вечеряет''и тогда становятся они проводниками воли Божией и открывают её ближним и слово их бывает с силой.
Светлана Николаева 7 ноября 2019, 16:24
Замечательный рассказ! И самая главная фраза в нем:"Проповедник трудится для того, чтобы люди полюбили Бога" Поэтому и утешил Господь героя рассказа, что он трудился искренне, старался передать слушающим свою любовь к Богу. Как бы хотелось, чтобы современные наши катехизаторы своей проповедью приводили слушателей к Богу, говорили о Любви Божией. А то ведь чаще всего запугивают, рассказывают будущему христианину о том, что он обязан будет выполнять, какие трудности ему предстоят на пути воцерковления и приближения к Богу. А о том, что благодать Божия всегда будет рядом, и Сам Господь будет помогать в трудах - об этом сказать забывают. И в итоге отвращают человека и от Церкви и от Православия
Павел 7 ноября 2019, 15:53
О. Василий - в самую точку. Сейчас время блогов, семинаров-вебинаров, форумов, конференций и проч. Слова обесценились. И этот "динамичный" проповедник чем-то напоминает протестанта. С другой стороны - мы все видели публичные выступления о. Даниила Сысоева, в т.ч. его телевизионные прения. То что он говорил, в конце стоило ему жизни. Но чисто практически, еженедельно, так скажем, к чему приведет соврем. "миссионерство": измученные своей безбожной жизнью захожане вместо часто бессловесного (но честного) священника после воскресной Литургии будут вынуждены слушать проповедь юнца о "смысле жизни", произносимую по канонам театра: живо, доходчиво, ярко - но бездуховно. Это будет страшная подмена.
Светлана 7 ноября 2019, 15:44
Замечательный рассказ. Удивительно, что в нем уживаются и не обесцениваются две правды. Один спасается молчанием и молитвой в монастыре, другой служит словом своей веры ближнему. И тот и другой на службе у Бога. Трогает милосердие Господа к своему созданию. От уныния лечит Он девушку и самого проповедника, заодно давая зерно веры актерам. А прорастет ли это зерно - нам не дано предугадать. А сеять все-таки надо.
игорь ковалев 7 ноября 2019, 15:05
Тоже разочарован рассказом,а так всё хорошо начиналось(слова монаха),даже удивился такому следованию святоотеческому преданию.В православиии всегда проповедь шла через личный подвиг.,,Стяжи мирный дух и возле тебя спасутся тысячи''(Серафим Саровский).И в примерах из жизни,чья проповедь была действинней-Паисия Святогорца или о.Андрея Кураева?Ответ очевиден.И про актёров выдумали,они все живут тщеславием,в их профессии главное слава.
Геннадий 7 ноября 2019, 14:07
Обратите внимание каким образом аргументируется требование о смысле жизни - примером о бесцельном копании земли (при этом, соблюдая право автора, дается ссылка на некого профессора). Но ведь в реальной жизни такой землекоп будет только человек-клиент психиатрической лечебницы (и не иначе). Т.е. логическая фикция так впечатляет и верующих и неверующих? Почему бы не искать доказательств и в разговоре с попугаем?
Сергей 7 ноября 2019, 13:46
«В воскресенье утром Дима произнес в храме на богослужении свою проповедь…». Разве миряне проповедуют на богослужении, тем более, на литургии? По церковному уставу это возбраняется. Если эта фраза - литературный прием, то этот рассказ правильнее назвать фантастическим. Если же это правда, то прототипа Димы можно только пожалеть, и помолиться о его духовном здравии. Очень странный рассказ. Вспоминая Станиславского скажу: «Не верю!».
Андрей 7 ноября 2019, 13:42
Господи! Хочу жить так, чтобы каждое моё действие было бы проповедью Твоего Евангелия!
Ольга 7 ноября 2019, 13:28
Хороший рассказ. Два взгляда, два пути... и каждый по-своему прав.... Кто знает, кого, когда Бог приведет к Себе и каким путем? А читать было интересно. Иногда и мне хочется говорить о Боге, рассказывать, делиться радостью. А иногда -хочется молиться и молчать...… У каждого свой путь и свое предназначение в жизни, главное идти с Богом!
Екатерина 7 ноября 2019, 12:02
А я тоже за монаха! Он убедительней.
Анастасия 7 ноября 2019, 11:02
Меня рассказ разочаровал. Друг-монах сказал правду о суетной жизни, о пустоте душевной, о необходимости глубокой внутренней работы, о молитве и подвиге. А в результате проповедник остается с тем же, с чего рассказ начался (только настроение немного испортилось), а правдивые слова монаха обесцениваются. Неслучайно, и то, что проповедник тиражирует не свое творчество, не плод своих трудов - интеллектуальных, душевных и духовных - а чужое - пересказывает проповедь профессора Осипова. Это тоже много говорит о качестве его проповеди.
Наталья, Украина 7 ноября 2019, 10:54
Блестяще! Обязательно нужно сеять слово Божие! Проповедовать "вовремя и не вовремя", чтоб была живая альтернатива информационному хаосу.
Сергей Н. 7 ноября 2019, 10:54
Здорово!
Наталия 7 ноября 2019, 10:38
Я так поняла,что монах оказался прав и Дима это понял ,ему пришёл ответ от Господа,что он такой же актёр,пересказывает чужие мысли ,не прилагая своего сердца. И вот результат - смех артистов над этой ситуацией и всего лишь улучшение настроения у девушки от его проповеди... Может я не права.Очень хотелось бы услышать мнение автора.
ТаняСем 7 ноября 2019, 10:25
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ!!! СПАСИБО АВТОРУ!!! ВОТ УЖ ВОИСТИНУ-СЛОВА,СЛОВА....КАК УСТАЕШЬ ОТ ЭТОЙ ПУСТОЙ "БОЛТОЛОГИИ" и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО ГОСПОДА СЕРДЦЕМ ПРОЧУСТВОВАТЬ И ТОГДА БУДЕТ СМЫСЛ !!! ПОМОГИ,ГОСПОДИ,НАМ БЫТЬ ИСТИННЫМИ ХРИСТИАНАМИ,ТВОИМИ ДЕТЬМИ !!!
Наталия Ростова 7 ноября 2019, 10:10
Все люди разные - простая аксиома. Монах Василий выбрал свою позицию и имеет на это право. Хотя, я подозреваю, что в его жизни произошло что-то совсем из ряда вон. Может какой-то надлом. Я больше импонирую Дмитрию... В одной современной песне есть слова : " Маленький человек! Ты тоже чей-то Ангел-Хранитель!" Я вот тоже, ещё ни одного человека в Храм не привела своим словами о Христе. Никто резво не побежал, как антилопа, пообщавшись со мной, в Церковь. Но, я просто живу и надеюсь, что может хоть какой-нибудь маленький, малюсенький такой, толк есть в моей жизни и верю в милость Божию...А статья зацепила, конечно. Давненько, такого интересного материала не читала..
Лариса 7 ноября 2019, 10:07
Спасибо.
р.Б 7 ноября 2019, 09:24
А монах-то прав :)
Елена (другая) 7 ноября 2019, 08:41
От всей души спасибо! Сильно! Заставляет глубоко задуматься!Спаси вас Бог!
Гамлет 7 ноября 2019, 06:58
Знаете, статья замечательна тем, что Истина присутствует посреди диалога и в сердцах собеседников, словно ток в двух проводах, и даёт энергию вдумчивому, ищущему христианину.
Ирина 7 ноября 2019, 01:43
Прекрасный рассказ! Явно вам дан Богом талант писателя и проповедника, приумножайте его. Пускай никогда не умолкает живое слово о Господе нашем Иисусе Христе. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Очевидно, что покуда что-либо не сказано, это нельзя услышать и нельзя в это поверить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×