О попытках втянуть Церковь в геополитику и глубоком подрыве единства Вселенского Православия

    

Интервью с Управделами УПЦ митрополитом Антонием (Паканичем) по поводу кризисной ситуации в мировом Православии, легализации «ПЦУ», духовных причинах раскола.

– Владыко, мы наблюдаем усугубление раскола: Александрийский Патриарх примкнул к числу поминающих «предстоятеля» раскольнической ПЦУ. Верующие встревожены, некоторые восклицают, что рушится их мир. Чего нам ожидать далее?

– С земной точки зрения ситуация действительно критична: на наших глазах пытаются легализовать раскольническую группировку. И в этой коварной затее, к прискорбию, участвуют наши братья из Поместных Церквей. Мы являемся свидетелями внедрения новых принципов экклезиологии, которых Православная Церковь еще не знала. Папство в любых видах чуждо православному сознанию. Кроме того, такого давления на православных иерархов со стороны властных структур различных государств трудно припомнить. Как-будто все в одночасье забыли, что свобода вероисповедания и невмешательство государства в религиозные дела являются одними из основных принципов демократии. Хотя здесь мы имеем дело не с забывчивостью, а с двойными стандартами: сильный «имеет право» диктовать свою волю более слабым и зависимым. Православную Церковь пытаются втянуть в свои большие геополитические планы. И кто-то из наших православных братьев воспринял эту политическую логику в ущерб сохранению единства Вселенского Православия. В результате, для многих рушится общее представление о правде, истине.

Но это взгляд человеческий, приземленный. Есть другое видение – евангельское.

Вспомним историю со смоковницей, которую проклял Христос по дороге в Иерусалим: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18, 19).

На смоковнице не было плодов, она была пуста, бесполезна и только вводила в заблуждение путников своей красотой.

Нечто подобное, судя по всему, происходит и в церковной жизни: внешнее благолепие, красивые и сладкие слова некоторых служителей скрывали под собой отсутствие духовных плодов, главным из которых является самозабвенная любовь ко Христу.

Проклятие смоковницы символизирует отвержение Христом тех, кто отвергает Его. Он и поныне встречает на своем пути бесплодные смоковницы, прикрытые листьями внешнего формального благочестия, а не внутреннего, сердечного раскаяния, которые Он обличает и отсекает от Себя: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7:21).

По поводу того, что мир рушится у некоторых… Если мир человека в основании своем имеет веру во Христа и покорность Его воле и заповедям, то он ни при каких обстоятельствах разрушиться не может. Он не то что на века, он – навеки.

Разрушение мира свидетельствует о том, что не на тех ценностях этот мир построен. Нужно честно себе в таком случае признаться, что Христос не является центром нашей жизни, Ему нет в ней соответственного места, возможно, где-то в уголке и отведено местечко, так, для проформы.

В целом данная ситуация – проверка всем нам. Она демонстрирует, что каждый из нас построил: дом на камне, подобно человеку благоразумному, который слушает слова Спасителя и исполняет их, поэтому никакие ветра и бури не разрушат его дом, или дом на песке, подобно человеку безрассудному, слушающему слова Христа, но не исполняющему их, и его дом при первом же порыве ветра и наводнении будет разрушен.

Так что в любой кризисной ситуации есть свои положительные стороны. Церковь самоочищается.

– Владыко, как следует относиться к примкнувшим к раскольникам?

– По-христиански. Вы думаете, что человек, предавший Христа, Церковь, людей, которые ему доверяли, хорошо и мирно себя чувствует? Сомневаюсь. Думаю, свою Голгофу (муки совести) многие из них проходят во всей полноте. Будем молиться, чтобы Господь вывел заблудших к свету.

Те, кто пошел на такой проступок или пойдет, под давлением или по своей воле, уже наказали себя, отрезав себя от Бога и Его милостей. А это самое ужасные наказание и участь. Нам же нужно только пожалеть этих несчастных безумцев. «Вражда и злопамятство уничтожают благодать Божию в человеке», – говорил прп. Нил Мироточивый.

– Среди узкого круга верующих наблюдаются панические настроения, кто-то обвиняет Священноначалие в бездействии. Что бы Вы могли ответить на это?

– К сожалению, многие не знают церковной истории. Многие осведомлены о Церкви в основном из адаптированных житий святых. В их представлении существует сусальная картинка о Церкви и Ее жизни.

Но это далеко не вся история. На протяжении всего существования Церкви было большое количество сложных и даже критических ситуаций, в том числе и схизмы между разными Церквями.

Проходил не один год, а порой десятилетия, столетия, прежде чем кризис был преодолен. Мы хотим, чтобы все происходило так, как мы хотим, здесь и сейчас, но все зависит не от нашего желания, а от Господа и Его воли.

Все испытания нужны нам, нашей душе в первую очередь. Они всегда являются проверкой на человечность, верность, честность, мужество.

Не стоит ждать быстрых решений, не нужно рубить с плеча. Много разных людей трудится на ниве церковной дипломатии, и сложно себе даже представить, каких усилий все это стоит. Легко критиковать и обвинять других, труднее набраться терпения и работать со своими недостатками и грехами.

Важно осознать: сегодняшняя борьба ведется на духовном уровне, а не на политическом. И эта борьба с диаволом, который искушает простых людей и Патриархов. Некие проигрывают в этом сражении.

Обличать зло нужно и называть вещи своими именами нужно, но не менее необходимо бороться со злом в себе и не судить, не разобравшись до конца в предмете.

– Чего нам ждать далее? Что следует предпринимать верующим?

– Нужно идти за Христом, объединяться во Христе. «Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми отцами», – советовал свт. Игнатий Брянчанинов.

Христос – высший Путеводитель жизни. Следует заниматься внутренним самовоспитанием, не строить иллюзий относительно других людей, больше погружаться в себя, исследовать свою душу, тогда меньше будет болезненных разочарований. Сказано: «всяк же человек ложь», следовательно, справедливости нужно искать только у Бога, а не в людях. Любой человек слаб и искушаем даже на самой высокой степени духовного развития.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий практически в каждом своем интервью советует верующим уходить во внутреннюю пустыню. Когда мы освобождаем душу от духовных болезней, она становится духовной пустыней. И туда человек должен восходить умом своим: хоть и не всегда там жить, но время от времени туда заходить и творить молитву, там примиряться с Богом, там просить благодать, чтобы Господь дал силу любить ближних, даже своих врагов и ненавидящих нас. Это очень важный и ценный духовный совет. Если мы, христиане, не научимся внутренне дистанцироваться от мира, не будем предпочитать Божественное человеческому, не выстроим своих личных отношений с Богом, то мир нас поглотит со своими страстями и новостями.

Учитесь внутреннему деланию – молитве! Это и есть жизнь с Богом и в Церкви.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиепископ Иероним после встречи с послом США: Если кто-то из Предстоятелей позовет нас, я скажу «нет» Архиепископ Иероним после встречи с послом США: Если кто-то из Предстоятелей позовет нас, я скажу «нет» Архиепископ Иероним после встречи с послом США: Если кто-то из Предстоятелей позовет нас, я скажу «нет» Архиепископ Иероним после встречи с послом США: Если кто-то из Предстоятелей позовет нас, я скажу «нет»
Об отказе в участии в общецерковном обсуждении действий Константинопольского патриарха в Украине, что недавно предложил Иерусалимский Патриарх Феофил, заявил Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним сразу же после своей закрытой встречи с послом США в Греции Джеффри Пайеттом
Митрополит Агафангел Александрийскому Патриарху Феодору: Молимся о Вас, надеемся, что вы одумаетесь и выступите в защиту единства канонического Православия Митрополит Агафангел Александрийскому Патриарху Феодору: Молимся о Вас, надеемся, что вы одумаетесь и выступите в защиту единства канонического Православия Митрополит Агафангел Александрийскому Патриарху Феодору: Молимся о Вас, надеемся, что вы одумаетесь и выступите в защиту единства канонического Православия Митрополит Агафангел Патриарху Александрийскому: Молимся о Вас, надеемся, что вы одумаетесь и выступите в защиту единства канонического Православия
19 ноября 2019 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел направил письмо Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору ІІ касательно ситуации с признанием Предстоятелем Александрийской Церкви так называемой «ПЦУ»
Иерусалимский Патриарх призвал Предстоятелей Поместных Церквей встретиться и обсудить единство Православия Иерусалимский Патриарх призвал Предстоятелей Поместных Церквей встретиться и обсудить единство Православия Иерусалимский Патриарх призвал Предстоятелей Поместных Церквей встретиться и обсудить единство Православия Иерусалимский Патриарх призвал Предстоятелей Поместных Церквей встретиться и обсудить единство Православия
Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III в своей речи на вручении ему премии Международного фонда единства православных народов, которое состоялось сегодня в Москве, выразил «глубокую обеспокоенность нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви, и угрозами, нависшими над нами из-за наших печальных разделений».
Предстоятель Чешской Церкви предупредил епископа Шумперского о канонических последствия за служение с «ПЦУ» Предстоятель Чешской Церкви предупредил епископа Шумперского о канонических последствия за служение с «ПЦУ» Предстоятель Чешской Церкви предупредил епископа Шумперского о канонических последствия за служение с «ПЦУ» Предстоятель Чешской Церкви предупредил епископа Шумперского о канонических последствиях за служение с «ПЦУ»
В обращении, опубликованном на сайте ПЦЧЗиС 21 ноября 2019, Блаженнейший митрополит Ростислав напомнил иерарху, что Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии не признал автокефалию «ПЦУ»
Как Зеленского склоняют к конфликту с Церковью Как Зеленского склоняют к конфликту с Церковью
Александр Коваль
Как Зеленского склоняют к конфликту с Церковью Как Зеленского склоняют к конфликту с Церковью
Александр Коваль
Министр культуры Владимир Бородянский убежден: УПЦ должна переименоваться в «Русскую Православную Церковь на Украине». Его первый зам Светлана Фоменко заявила: «В ближайшее время мы активизируемся в этом вопросе».
Митрополит Лимассольский подтвердил, что признает на Украине только каноническую Церковь Митрополит Лимассольский подтвердил, что признает на Украине только каноническую Церковь Митрополит Лимассольский подтвердил, что признает на Украине только каноническую Церковь Митрополит Лимассольский подтвердил, что признает на Украине только каноническую Церковь
Митрополит Афанасий «отделяет свою позицию в деле поминовения имени Епифания» и признает в качестве главы Церкви в Украине исключительно Блаженнейшего Онуфрия.
Президент МАП Сергей Гаврилов: «Нельзя оставаться безучастными к последствиям церковного раскола» Президент МАП Сергей Гаврилов: «Нельзя оставаться безучастными к последствиям церковного раскола» Президент МАП Сергей Гаврилов: «Нельзя оставаться безучастными к последствиям церковного раскола» Президент МАП Сергей Гаврилов: «Нельзя оставаться безучастными к последствиям церковного раскола»
Президент Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), Председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов подчеркнул в ходе заседания Международного Секретариата МАП в Афинах, что христианский мир в настоящее время переживает сложнейший период своей истории.
Александрийский Патриарх признал «ПЦУ», вероятно, из-за финансового давления Александрийский Патриарх признал «ПЦУ», вероятно, из-за финансового давления Александрийский Патриарх признал «ПЦУ», вероятно, из-за финансового давления Александрийский Патриарх признал «ПЦУ», вероятно, из-за финансового давления
Давление на патриарха Феодора оказывалось со стороны МИД Греции
В Греции «иерархов ПЦУ» не допустили к совершению Литургий В Греции «иерархов ПЦУ» не допустили к совершению Литургий В Греции «иерархов ПЦУ» не допустили к совершению Литургий В Греции «иерархов ПЦУ» не допустили к совершению Литургий
Бывшим митрополитам УПЦ, а ныне «иерархам ПЦУ» Симеону (Шостацклму) и Александру (Драбинко), которые находятся в соответствии с их анонсами, в «первом большом паломничестве в Грецию после признания ПЦУ Элладской Православной Церковью», не удается совершить Литургии ни в одном из храмов Греческой Церкви.
Комментарии
Максим22 ноября 2019, 19:20
Его Высокопреосвященство все по полочкам разложил. По сути и доходчиво.
Денис Горбушин19 ноября 2019, 16:12
Важнее быть православным на деле, чем на словах. Большинство православных греков живёт в странах НАТО и ЕС под властью всё более богоборческого Запада, даже не пытаясь всерьёз вырваться из под богоборческой власти. Вот и перестают быть православными на деле даже в столь малой степени в коей являемся мы, а формальный раскол служит лишь явным оформлением уже утраченного единства.
Татьяна18 ноября 2019, 19:43
Спасибо батюшка Антоний,после ваших слов стало мирно на душе.Нам нужно учиться внутреннему деланию-молитве!Помоги нам Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×