О странном слове «промышление»
и о том, при чем здесь дети и их родители

Материнские заметки

Было это лет десять назад. Я писала работу по теории и истории педагогики – про семью и образование детей в учении святителя Иоанна Златоуста. Работа была интересной и увлекательной для меня, в первую очередь как для мамы. И вот возникла не то что проблема, но заминка с одним из текстов.

Речь идет о малоизвестном трактате «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей»[1]. Этот трактат не вошел в Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста, потому что этот текст не включил в свою знаменитую Патрологию Жак-Поль Минь. А именно с Патрологии Миня в XIX веке делали перевод текстов святителя Иоанна Златоуста на русский язык. Уже в XX веке этот трактат включили в издание «Христианские источники»[2], и многие православные богословы, например протоиерей Феодор Зисис[3], на этот трактат активно ссылаются – так что за пределами собрания творений святителя этот текст вполне известен. Некоторые исследователи высказывали предположение, будто трактат «О воспитании» был популярен в Древней Руси и выдержки из него вошли в знаменитый «Златоструй». Мне было интересно и важно увидеть этот древнерусский перевод, и я пошла его искать.

Знаменитый «Златоструй»

«Златоструй», страница списка «Златоструй», страница списка «Златоструй» – сборник поучительных текстов на разные темы. Иногда это переводы текстов святителя Иоанна Златоуста, иногда – скорее пересказы, а иногда эти тексты всего лишь приписываются Златоусту и являются по сути просто рассуждениями составителей сборника. «Златоструй» был очень популярен на Руси в XII–XVII веках, его списывали-переписывали и в «богатых», и в «бюджетных» версиях[4]. Посоветовавшись со знатоками в области древнерусской литературы, я отправилась в Отдел рукописей РГБ искать в «Златоструе» следы нужного мне трактата.

Мой муж-подвижник обычно по субботам оставался дома с малышами, а я, покормив младшего, совершала бросок из Химок в Москву: на электричке, потом на метро – в «дом Пашкова». Держать в руках рукописи XVI, а иногда и XII века, с обложками-дощечками, перелистывать желто-коричневые страницы, с пометками на полях, иногда даже с зачеркнутыми словами – это что-то удивительное. В уютном и, что называется, «атмосферном» читальном зале Отдела рукописей я неровными стопками выкладывала на стол книги с текстами, написанными от руки современниками Димитрия Донского, Ивана Грозного.

Первым делом я выяснила, что единственный подходящий по теме текст есть в полной редакции «Златоструя» и называется он «О воскормлении детей». Сколько ушло времени на поиски, как проходили эти «раскопки» – рассказывать долго, скажу лишь, что ни искомого трактата, ни пересказов его содержания в «Златоструе» нет. Но на этом расследование не закончилось, а только… началось.

Следы запутаны

В подборке «О воскормлении детей» помимо привычного слова «воспитание», оно же «воскормление», подозрительно часто встречается необычное для современного уха слово «промышление». Отец ребенка называется «промысленником»[5]. Причем встречается это слово в ключевых позициях – например в начале текста. Синонимов, что ли, не хватило?..

Буквально тут же, почти случайно мне в руки попала еще одна старинная брошюрка: «Беседа избранна Иоанна Златоуста о воспитании чад», изданная Львовским братством в 1609 году. И здесь тоже перевод «педагогических терминов» отличается от привычного, «русского».

Конечно, этот «промысленник», как и «промышленник», в церковнославянских текстах встречается нередко. Но только здесь до меня дошло: неспроста ведь кроме «понятных» слов используется и это архаичное, странное. Да, слово знакомое, но ассоциация – Промысл Божий о человеке, Бог промышляет о нас. Об этом слове в богословском контексте писали такие великие отцы, как святой Иоанн Дамаскин.

Но при чем здесь дети и их родители?

Путаница с «Пρόνοια»

И в византийских, и в славянских сборниках о воспитании детей встречается такая фраза святителя Иоанна Златоуста:

«Если с нас потребуется отчет в промышлении (προνοίας) об остальных… то насколько более в промышлении о своих детях? Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я»[6].

Здесь «роли», которыми Бог наделил отца: учитель, руководитель, попечитель (или заступник) и начальник ребенка. Все эти роли раскрывают понятие πρόνοια, промышления, и, видимо, поэтому славянские переводчики называли отца «учителем и промысленником».

Пρόνοια – предусмотрительность, обдуманность, осторожность; мудрость, Промысл (Божий), провидение[7]. Словари древнерусского языка переводят πρόνοια как «промыслъ», «промышление»[8]. Это особая разумная, мудрая забота, причем забота в любви. Именно так называется забота Бога о человеке.

Когда переводчики имеют дело с богословскими текстами, они очень внимательны к каждому слову, и это понятно. Но когда переводят «все остальное», в том числе что-то о воспитании детей, – здесь начинается путаница. Одно и то же греческое слово то так переведут на русский, то эдак. Когда святитель Иоанн Златоуст говорит о Боге и использует слово προνοία, перевод будет обязательно Промысл или Промышление. Но если речь идет о семье, о родителях, то однокоренные этому же самому προνοία в русском собрании творений переводятся то как забота, то как воспитание, то как образование, но иногда и как промышление тоже.

Неспроста Златоуст употребляет не только  такие слова, как «воспитание», «обучение», «образование», – но пишет о промыслении

Но златоустый проповедник всегда внимательно относится к каждому слову. Так что неспроста, имея в своем распоряжении такие «понятные» слова, как «воспитание», «обучение», «наставление», «образование», он обязательно использует однокоренные этому самому προνοία[9]. Неспроста.

Вот такими окольными путями вышли мы на это необычное и интересное слово. Целое педагогическое понятие, аналогов которому нет ни в современном «обычном» языке, ни в современной педагогике[10].

Что значит «промышлять» о детях?

Что и как об этом самом промышлении говорит святитель Иоанн Златоуст? Промышлять о ребенке – значит быть и учителем, и руководителем, и попечителем (или заступником), и начальником ребенка. Все это вместе. Промышлять – заботиться о ребенке вообще, заботиться о спасении души ребенка в частности, и при этом еще учить-наставлять.

«Прошу и умоляю оказывать многое промышление (προνοίαν) о своих детях и всюду искать спасения души их. Ты – учитель всего дома, и тебе Бог непрестанно представляет жену и сыновей»[11].

Промышлять – значит быть и учителем, и руководителем, и попечителем (или заступником), и начальником ребенка

Так говорит Златоуст и продолжает:

«Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – дети; каждый день упорядочивай и осматривай их тщательно и всеми мерами настраивай и образовывай их душу; подражай блаженному Иову, который, боясь за ошибки у них и в мысли, приносил за них жертвы и многое оказывал о них промышление (προνοίαν)»[12].

Мало того, именно промышление оказывается чуть ли не главной задачей, поставленной перед нами, родителями:

«Все у нас должно быть второстепенным по сравнению с промышлением о детях (τῆς προνοίας τῶν παίδων) в образовании и учении Господнем»[13].

Это «промышление» у святителя Иоанна Златоуста поставлено в так называемых ключевых позициях: в начале какого-то важного сообщения или, наоборот, в выводах, когда святитель резюмирует нечто сказанное выше:

«Итак, позаботимся о женах, будем особенно промыслительны в отношении к детям (τῶν παίδων πρόνοιαν), домашним и к себе самим»[14].

Суперпонятие

Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст Промышление оказывается чем-то вроде педагогического суперпонятия. Ведь промышление о детях в учении святителя Иоанна Златоуста – это и воспитание, и обучение, а также управление и любовь. Все вместе. Промышление соединяет в себе все виды заботы о ребенке и делает эту заботу родной, теплой. Это весь круг заботы о ребенке, забота обо всех сферах жизни ребенка, а не о каких-то фрагментах. И вот почему это слово трудно перевести на «современный» язык: такой категории действительно нет в современной педагогике.

Обучения очень и очень даже много. Воспитание есть, даже когда его нет. Образование есть, даже когда оно безобразное. Но нет такого понятия, которое имело бы в виду все это вместе, причем нечто такое, что подразумевало бы заботу о ребенке с самого его рождения и до взрослого состояния, и которое подразумевало бы еще и любовь.

В описании каждой методики, каждой стратегии ребенок оказывается сам по себе. Еще когда я была сама студенткой, один из преподавателей назвал такую ситуацию просто: как будто у нас ребенок – сирота.

Кто в категориях педагогики может собрать воедино разрозненные лоскутки воспитания-обучения-образования? Кто сложит «камни мозаики» так, чтобы получилось «целостность изображения»[15]. Кто сделает это с теплой заботой не о ребенке вообще, но с любовью к этому конкретному человечку? Воспитательница в детском садике останется в этом самом садике, когда ребенок пойдет в первый класс. Чудесная и любящая «учительница первая моя» может стать почти второй мамой – но она встретит ребенка в семилетнем возрасте и расстанется с ним десятилетним. Прекрасный преподаватель истории может научить ребенка многому правильному и прекрасному – но не в его власти, не в его силах организовать быт и досуг ребенка в соответствии с «правильными» воспитательными задачами.

Все это может тот, кто по факту заботится о ребенке с самого его рождения, и тот, кто будет расхлебывать последствия «педагогического провала». Тот, кто «от природы» любит ребенка. Тот, кто живет вместе с ребенком. И тот, у кого есть… власть.

Власть, хозяин и воспитание

Власть – понятие, в отличие от «промысла», не столько забытое, сколько извращенное. В быту – что-то агрессивно-унизительное. Напрягающее «подвластного» и соблазнительное для «власть имущего». Но вообще-то начальствование, управление, царствование – это в первую очередь ответственность, забота и в идеале, в основании – любовь[16].

Начальствование, управление – это в первую очередь ответственность, забота; в идеале – любовь

Никуда не деться от этой темы здесь, когда речь идет о воспитании детей. Ведь промышление о детях, вообще задача, поставленная перед родителями, – это в числе прочего также управление, начальствование. Промышление – уникальная забота власть имущего, того, в чьих руках находится возможность устраивать его жизненный путь. Возможность распоряжаться.

Распоряжаться – снова громко сказано, снова – кажется, что-то агрессивное. Но как ни крути – мы, родители, так или иначе, до поры до времени не можем не распоряжаться детьми. Даже самые либеральные и демократично настроенные родители принимают решения за ребенка. Мы решаем, кормить грудью или детским питанием новорожденного малыша; мы решаем, какими развивашками заниматься с годовалым; мы решаем, какую кроватку купить двухлетке; мы решаем, давать или не давать гаджеты трехлетке; мы выбираем школу и форму обучения для шестилетки… Все это формирует личность маленького человека, который пока в буквальном смысле именно в наших руках, в нашей власти.

Власть родительская, управление и начальствование – все это составляющие «промышления». О человечестве промышляет Бог, а глава семьи промышляет о подчиненных ему домочадцах, и «особенно» – о детях[17].

Да, родительской властью ни в коем случае нельзя злоупотреблять, нельзя ею раздражать детей своих; да, необходимо слушать и слышать своего ребенка; да, необходимо научиться отпускать ребенка и со временем отпустить совсем. Да, нужно помнить, что власть родительская – вопрос обеспечения безопасности детей и вообще-то всего лишь другая сторона нашей ответственности за ребенка перед Богом. Власть родительская – не власть собственника, а власть того, кому поручена забота, власть того, с кого больше всех спросится. И всегда вопрос – в том, как именно проявлять власть, какие границы и меры, когда и как родители должны отойти в сторону, передать бразды правления самому ребенку.

Но правление должно быть, без власти никуда не деться; воображать, что можно обойтись без власти, – просто самообман.

Воображать, что можно обойтись без власти в воспитании и образовании, – это самообман

А в педагогической теории, в плоскости современной системы образования власти ни у кого нет и быть не может. Никто не управляет педагогическим процессом в целом. Есть роль администратора, есть управление образованием. Но это исключительно формальное, узкое, да еще и очень далекое от самого ребенка, от его жизни явление. И это – управление без участия в обучении и воспитании, и главное – без любви.

Максимально заинтересованный, власть имеющий координатор-начальник – это хозяин. Еще одно слово, часто извращенное и забытое. Хозяин – заботник. Тот самый хозяин, без которого, как говорит пословица, и земля круглая сирота. Хозяин как раз промысленник, он промышляет о деле своем, болеет о нем, в отличие от самого высокопрофессионального наемника. Едешь по русским деревням, видишь остовы разрушенных храмов, брошенные домики, непаханые поля – десятки гектаров полей, замусоренные поляны и обочины… – и видишь, что здесь нет именно хозяина. Нет хозяина, и не предполагается он, предполагаются только временные наемники – поденщики или же высококлассные специалисты, но – не хозяева. Специалисты нужны, необходимы, и хорошо бы именно этого самого высокого класса. Но без хозяина, без промысленника и воспитание детей – как те самые деревни и поля: тут что-то построили, там что-то придумали, но заботы о целом нет. Нет боли и ответственности за то, что останется после меня.

В области заботы о детях крайняя степень полного отсутствия хозяина-заботника-промысленника – детский дом. Идеальная система вообще-то: кругом сплошь профессионалы. Профессиональные няни, медицинское обслуживание по графику, профессиональная администрация, воспитатели и учителя. Все есть, все фрагменты на месте, все «по науке» – чего же не хватает? Не хватает только промысленника. Родителя.

***

Вот так окольными путями, может быть, иногда слишком окольными, мы вернулись к тому, с чего начинали. Родители поставлены Богом промышлять о своих детях. И это их уникальная роль и задача. И кроме родителей эту задачу не может выполнить никто. И родители не всегда могут, и хотят – тоже не всегда. Но такова задача. И если родители не будут промышлять о своих детях, то этого не сделает никто. Именно с родителями Бог «поселил» детей с «самого начала», и это – возможность быть промысленниками. Именно «в родителей» Сам Бог «от природы» вложил любовь, чтобы они должным образом заботились о своих детях[18]. И это – еще одна уникальная возможность быть промысленниками.

Любовь – самое важное, что у нас есть. Осталось осознанно отнестись к своей роли промысленника. Который с любовью будет «управлять образовательным процессом», соединяя разрозненные элементы образования; который будет сам воспитывать и учить своего ребенка, а когда сам не справляется или когда есть доступ к профессиональным воспитателям и учителям – будет координировать их работу; который будет заботиться о том, чтобы все виды обучения-воспитания соотносились с нашей главной задачей – привести ребенка к истинному Промыслителю.

Ведь мы помним о том, зачем и на каких условиях Бог поселил в нашу семью, в нашу жизнь наших детей? Все то же самое, но по пунктам:

«Если с нас потребуется отчет в промышлении об остальных… то насколько более в промышлении о своих детях?
Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала?
Не приставил ли тебя к нему

  • учителем,
  • руководителем,
  • попечителем и
  • начальником?

Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я»[19].

Купить книгу Анны Сапрыкиной "Материнские заметки" можно здесь:

Анна Сапрыкина

Книги Сапрыкиной Анны в интернет-магазине "Сретение"

4 декабря 2019 г.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского средневековья / Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 173–195.

[2] Malingrey A.-M., Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l'éducation des enfants // Sources chrétiennes. Paris: Éditions du Cerf, 1972. Vol. 188. Р. 64–196.

[3] Ζήσης Θεόδορος. Η ανατροφή των παιδιών κατά τον Αγίο Ιωάννη Χρυσόστομο // Ηθικά Κεφάλαια. 2002. Р. 185–199; перевод на английский: http://www.orthodoxinfo.com/praxis/raising-children-according-to-saint-john-chrysostom.aspx.

[4] Ср.: Фомина М.С. Древнейшие списки сборника «Златоструй» в ранней славянской письменности XI–XII вв. // ТОДРЛ. СПб, 1993. Т. 47.

[5] Например: «что же отвечаешь в день он богови. егда ти речет не вдах ли ти его изначала. и поставих тя ему учителя и промысленника. и вложих его руцы мягка и млада. и како неси его привел под мой ярем» (РГБ. Отдел рукописей. Ф. 98. Егорова. 240. Л. 249). Это цитата из «Слова о вдовице» святителя Иоанна Златоуста: Иоанн Златоуст, святитель. In illud: Vidua eligatur // PG. 51, 327; Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1. С. 334, также Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 3. Кн. 1. С. 337 (далее – ПСТ). В переводе ПСТ: «предстатель, попечитель и начальник».

[6] Иоанн Златоуст, святитель. In illud: Vidua eligatur // PG. 51. 327; ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 337. Данный текст оказывается ключевым в педагогике Златоуста, об этом свидетельствует и включение его в славянские и древнерусские сборники, посвященные именно воспитанию детей, а также и включение в эклогу (XXVII), составленную в X веке Феодором Дафнофатом (см.: PG. 63. 766; ПСТ. Т. 12. Кн. 2. Слово о воспитании детей (27-е). Содержание этого текста во многом, хотя не во всем, перекликается со словом «О воскормлении детии» Златоструя).

[7] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. Словарь Лиддла и Скотта переводит πρόνοια (pronoia) так: perceiving, beforehand, foresing, foreknowlege как общие значения, также значение заботы – care for…, отдельно выделяет providens, divine providens (A Greek-English lexicon / Completed by Henry George Liddell and Robert Scott. New York: Oxford University Press, 1996).

[8] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб.: Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1893. Также: Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. М.: Наука, 1976.

[9] С современными понятиями могут быть сопоставлены έκτρέφω (воспитание), μάθημα (обучение) и δίδαξις (также обучение), νουθεςία (наставление, убеждение, построение ума), παιδεία (образование-обучение-обученность). Подробнее см.: Сапрыкина А.А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста / Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.

[10] Исследование о педагогических понятиях опубликовано: Сапрыкина А.А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста. // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.

[11] Иоанн Златоуст, святитель. In illud: Vidua eligatur // PG. 51. 329; ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 339.

[12] Там же.

[13] Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Ephesios XXI // PG. 62. 151; ПСТ. Т. 11. Кн. 1. С. 186. В этом последнем случае святитель Иоанн Златоуст цитирует обращение апостола Павла к отцам: «Воспитывайте детей ваших в наставлении и учении Господнем» (Еф. 6: 4). Апостол говорит: воспитывайте (ἐκτρέφετε – буквально: вос-питывайте, то есть «духовно кормите»), но Златоуст здесь выбрал все-таки «промышляйте».

[14] Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Ephesios XXI // PG. 62. 154; ПСТ. Т. 11. Кн. 1. С. 190 (перевод с испр.)

[15] https://pravoslavie.ru/101112.html.

[16] https://pravoslavie.ru/107884.html.

[17] Попечение, промышление о детях необходимо отличить от того «попечения о земном», которое отвергается Евангелием и, соответственно, Златоустом: «не пекитесь душой вашей, что есть» – «Не только попечение о снискании богатств для нас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается наше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего (κηδομεανου) и любящего вас Бога (Иоанн Златоуст, святитель. In Matthaeum, XXI // PG. 57. 296; ПСТ. Т. 7. Кн. 1. С. 245). Однако отрицается здесь не πρόνοια, но сказано: Μή μεριμνηασητε от μεριμνάω – заботитьсябеспокоиться. Беспокойство о вещах отрицается, тогда как промышление о детях, о семье – наоборот, является необходимым: «Если же кто о своих и особенно о домашних (οἰκείων) не печется (οὐ προνοεῖ), тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Таким образом, необходимо отличать друг от друга русские переводы «попечение», «забота», «промышление». Одна забота может отвергаться Златоустом, другая признаваться необходимой. Одно попечение уводит от Бога, другое – приводит к Богу (Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Titum IV // PG. 62. 683; ПСТ. Т. 11. Кн. 2. С. 862).

[18] Родительская любовь дается Богом: «Для того Бог и вложил в родителей любовь (φιλεῖσθαι) к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели» (Иоанн Златоуст, святитель. De Anna, I // PG. 54. 636; ПСТ. Т. 4. Кн. 2. С. 781).

[19] Иоанн Златоуст, святитель. In illud: Vidua eligatur // PG. 51. 327; Собрание поучений. С. 334.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Материнские заметки» – теперь в виде книги! «Материнские заметки» – теперь в виде книги!
Анна Сапрыкина
«Материнские заметки» – теперь в виде книги! «Материнские заметки» – теперь в виде книги!
Представляет автор
Анна Сапрыкина
Это именно заметки «с поля действий»: как можно сделать семью пространством христианского образования, строить быт в ритме церковного года, постараться не только читать богословские труды, но и идти по жизни, руководствуясь ими.
Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского
Анна Сапрыкина
Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Во дворе родительского особняка, «под родительским крылом», двадцатилетний Игорь Сикорский соберет первый настоящий геликоптер.
Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста
Анна Сапрыкина
Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста «Сделай свой дом небом!»
Об одной фразе святителя Иоанна Златоуста о семье
Анна Сапрыкина
«Сделай свой дом небом! ... Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос».
Комментарии
Виктория 5 декабря 2019, 02:08
Какая прекрасная статья - большое спасибо автору! Распечатаю себе и постараюсь регулярно перечитывать. Как емко и отрезвляюще. Спасибо большое.
Екатерина 4 декабря 2019, 19:39
Лучшая статья о воспитании за последнее время. Огромнейшая благодарность.
Ксения 4 декабря 2019, 15:12
Очень важная статья. Пот.что современные родители, как раз, стремятся по-максимуму переложить на кого-то "промышление" о ребенке - на бабушек, педагогов, аниматоров. А себе оставить - зарабатывание денег. Всё воспитание включается в это "наиважнейшее" зарабатывание денег. Когда я вынужденно, из-за частых болезней детей, ушла с работы, я с удивлением обнаружила, что мужниной з/п нам хватает. Без излишеств, но на всё необходимое всегда есть. И так несколько лет. Скажите мне это раньше, я бы сразу возмутилась "а деньги кто зарабатывать будет??". Ан нет-как определил Бог кормильцем мужей, а жен - домохозяйками, так оно и должно быть! Мама должна все минутки жизни детей проживать с ними
Ольга 4 декабря 2019, 13:46
Благодарю Вас за такую информативную статью! Очень полезно, как родителю, взглянуть на вопрос целостности воспитания.
Владимир Степанов 4 декабря 2019, 05:23
Обязательно нужно эти мысли Златоуста выводить в общероссийское обсуждение. И обосновывать семейные ценности ими
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×