Русские Царственные страстотерпцы, американские святые и греческий монастырь в горах Кипра

Интервью с братией монастыря Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос, Кипр

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре вступил в переписку с английским подразделением нашего сайта Orthocristian.com в 2017-м году, когда братия готовили к изданию на греческом языке жизнеописание святых Царственных страстотерпцев. Мы опубликовали новую статью об этом издании, и потом – несколько статей о переводе на английский этой книги – «The Romanov Holy Royal Martyrs: What Silence Could Not Conceal» («Святые Царственные страстотерпцы Романовы: то, о чем нельзя умолчать»).

Этим летом мне представилась возможность ненадолго посетить эту обитель в горах Кипра. Горная местность вокруг монастыря и радостный молитвенный настрой напомнили монастырь Святого Германа в Платине, в Калифорнии. Меня тепло принял настоятель монастыря архимандрит Паисий, провел экскурсию по монастырю, мне посчастливилось поговорить с некоторыми из братии, отведать замечательную монастырскую пищу, поклониться мощам и иконам.

Ниже мы предлагаем нашим читателям интервью с братией, где идет речь об истории монастыря, духовном наследии, о любви к святым Царственным страстотерпцам, американским святым и о многом другом.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре

– Расскажите об истории вашего монастыря. Как он был основан?

– Наш монастырь посвящен Святому Иоанну Предтече (Timios Prodromos по-гречески), также он известен как монастырь Меса Потамос, по имени местности, где он расположен. Он находится между деревнями Платрес, Саиттас и Като Амиантос, на склонах гор Троодос. У нас, к сожалению, нет информации о его основании и строителях, но предположительно он относится к тому же периоду, когда строились другие крупные обители Кипра – Киккос, Махерас, Троодитиссы, Святого Николая в Стеги и другие, основанные в Византийский период – около XII века.

Первое письменное упоминание о монастыре находится в документе франкского короля Кипра Джеймса II, который в 1468-м году даровал игумену Григорию и его племяннику большое количество вина и пять «византийских динаров» от местного управления деревни Килани каждый год до конца их жизни.

После 1821 года, как мы узнали, множество монахов стеклось в монастырь, возможно, для спасения своей жизни от турецкой резни и преследований, последовавших с началом Греческой войны за независимость. В это время также в монастыре была открыта начальная школа для детей. Тем не менее в конце концов наш монастырь был заброшен, как и многие другие в то время. В начале XX века предпринимались попытки возродить монастырь монахами обители Ставровуни. Но у них ничего не вышло, так что они вернулись в свой монастырь.

Водопад Меса Потамос Водопад Меса Потамос

В 1914-м году епископ Китийский Мелетий (Метаксакис), впоследствии ставший Архиепископом Афинским и всей Греции, Вселенским Патриархом и Патриархом Александрийским, превратил монастырь в отель! Отель функционировал много лет – до 1950 года, пока место снова не стало заброшенным, и к 1998 году церковь и строения монастыря были основательно повреждены. В тот период, в 1973-м году, монастырь был передан в подчинение восстановленной Лимассольской кафедре. Наконец, монастырь был восстановлен в 2003-м году под руководством Митрополита Лимассольского Афанасия, и в тот же год он был населен пятью монахами из монастыря Махерас. Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос стал первым мужским монастырем, принадлежащим к административному региону Митрополии Лимассола.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи стал первым мужским монастырем, принадлежащим к Митрополии Лимассола

– Какие святые связаны с историей монастыря?

– В связи с латинской оккупацией Кипра (с XI по XVI вв.) местной Православной Церкви не позволялось иметь более шести епископов, и им дозволялось жить только в сельской местности, не разрешалось пребывать на своих канонических кафедрах в городах. И в то время, как Кипрской Православной Церкви не разрешалось иметь Предстоятеля, латинский архиепископ Кипра признавался церковным главой острова. Несмотря на это, православные Кипра выбрали своего архиепископа, который был вынужден носить титул епископа Соли и жить в деревне с таким названием.

Это был святой Феофан (середина XVI века), который до избрания был монахом в Никосии. Святой Феофан закончил свою жизнь в монастыре Меса Потамос смиренным аскетом. Однажды, еще будучи иерархом, святой противостал своему эконому, поскольку тот допустил ошибку, и эконом, будучи дерзким человеком, дал пощечину епископу. Епископ был смиренным, он решил, что более недостоин нести ответственность за управление епархией. И он попросил у латинских властей разрешения уйти на покой, стал жить уединенно, в аскезе, как простой монах, в нашем монастыре.

Во время своей жизни и после смерти святой совершил несколько чудес. Не прошло и шести лет после его смерти, когда открыли гроб, его мощи были найдены нетленными и источающими миро; поэтому его прозвали святой Феофан Мироточивый.

Через несколько лет после его кончины, в 1571-м г., турки оккупировали Кипр, и неизвестно, что произошло с мощами этого святого. На сегодняшний день ни одной частицы мощей не сохранилось.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре

– Не могли бы вы описать повседневную жизнь монастыря, в том числе богослужение и послушания?

– Устав нашего монастыря такой же, как в афонских обителях. Каждый день мы начинаем службу в 4.00, с полунощницы, далее – утреня и Божественная литургия. Так мы служим постоянно, кроме дней, когда бывает всенощное бдение. После служб, которые кончаются примерно в 7.30, отцы вкушают скромный завтрак и около 8.00 приступают к послушаниям, продолжающимся до 12.30. В 12.30 мы служим Параклис – канон либо Иоанну Предтече, либо Богородице. В 13.00 у нас бывает обед, отцы вкушают все вместе в трапезной, в это время один из них читает поучение из духовных книг. Далее – время отдыха с 14.00 до 16.00, и с 16.30 до 17.45 мы служим вечерню, после которой отцы идут в трапезную, где бывает небольшой ужин (обычно съедают какой-нибудь фрукт). В 18.30 мы завершаем богослужебный круг повечерием, и в 19.15 отцы расходятся по келлиям, где читают монашеское правило. Ко сну отходят в 10.30.

Наше основное рукоделие в монастыре – работа в пекарне и кондитерской. Отцы пекут хлеб, в том числе оливковый, сырные пироги, производят много видов сладостей и печенья, все это продается посетителям в монастырской лавке. Вдобавок к этому послушанию мы также делаем яблочный уксус, выращиваем разные травы для чая и готовки, у нас есть иконописная мастерская, мы издаем духовные книги. Вся эта продукция также доступна в книжной лавке. Вся другая работа в монастыре, конечно, также выполняется отцами: различная уборка, готовка, прием гостей и т. д.

– Сколько монахов живет и работает здесь? Они все с Кипра?

– В братии у нас 13 монахов, все они киприоты.

Митрополит Лимасольский Афанасий Митрополит Лимасольский Афанасий – Ваш монастырь имеет особое благоговение к Царственным страстотерпцам – Царю Николаю и его семье, – немного неожиданно для монастыря киприотов. Как появилась эта связь Царственных страстотерпцев с вашим монастырем?

– Все началось, когда игумены и игуменьи монастырей из многочисленного монашеского братства, к которому мы принадлежим, были приглашены в гости игуменьей Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Это приглашение поступило нам после посещения конференции в Екатеринбурге нашим старцем – Митрополитом Афанасием Лимассольским. Будучи в Екатеринбурге, наш настоятель архимандрит Паисий вместе с остальными членами группы посетил святые места, связанные с Царственными Страстотерпцами: Храм-На-Крови (на месте бывшего Дома Ипатьева), монастырь на Ганиной Яме и место захоронения Царской Семьи в лесу.

Когда настоятель вернулся, он выразил сожаление, что нет ни одной книги на греческом языке о жизни и страданиях этой святой семьи. Опыт посещения мест, где они пострадали и были погребены, очень впечатлил его. И поскольку наш монастырь постоянно издает книги, настоятель задумал издать книгу о Царственных страстотерпцах, – так и возникла эта связь.

После издания нашей книги на греческом к нам поступило большое количество просьб издать ее на английском, что, по благодати Божией, осуществилось. Английская версия теперь доступна, и еще монастырем Диаконешти был подготовлен румынский перевод.

– Ваш монастырь также питает большую любовь к святым и старцам XX столетия. Конечно, все православные почитают их, но как ваш монастырь начал особо почитать их, включая тех старцев, что еще официально не канонизированы Церковью?

– Поскольку наш старец Митрополит Афанасий питает особую любовь к святым XX века, он привил ее нам. В 2015-м году он попросил нас разыскать жития святых, живших в XX столетии, с целью опубликовать службу Собору святых, явленных в XX веке. По благодати Божией, эта служба уже издана, и многие церкви в Греции и на Кипре празднуют эту память, приходящуюся на третью субботу октября.

– Известно ли вам о планах перевести службу Собора на другие языки?

– Нет, мы пока не слышали об этом. Дело в том, что в англоязычном мире еще не знают о том, что мы составили и издали эту службу. Тем не менее, если есть интерес, мы могли бы рассмотреть такую возможность. Конечно, как вы сами понимаете, невозможно включить все имена святых XX века в одну службу, но мы старались, чтобы там были имена наиболее известных в каждой стране, и еще большое множество упоминается в каноне (вот ссылка на книгу).

Наш старец постоянно повторяет на проповедях, насколько XX век был богатым во многих аспектах – в области искусства, науки, технологий и т.д., – и в то же время именно в XX столетии произошли наиболее трагические события в мировой истории. Он также поражается тому факту, что этот век дал Православной Церкви самый многочисленный в истории сонм святых мучеников. Никогда раньше в Церкви не появлялось столько святых, в основном мучеников, в такой короткий период времени. Также тот факт, что эти святые настолько близки нам по времени, что они жили практически в тех же условиях и обстоятельствах, что и мы сейчас, дает нам всем надежду, мужество и силу верить в то, что святость достижима даже для нас, пребывающих в борении в конце времен.

Этот век дал Православной Церкви самый многочисленный в истории сонм святых мучеников

Наш монастырь готовит небольшую серию книг избранных житий этих святых, надеемся, эти книги будут вдохновлять православных верных в их духовной борьбе. Первое издание выйдет из печати летом 2020 г., оно включает жития святых, живших в Америке в XX веке. Это наша задумка – издавать жития малоизвестных среди православных Греции и Кипра святых.

– Это стало бы большой радостью для нашего скромного Американского Православия – предложить нечто для людей в Греции и на Кипре. А почему вы решили начать с американских святых?

– Основная причина в том, что у нас есть друг в Америке, Мэтью Нэми, посвятивший много лет изучению Православия на этом континенте, и он собрал в изобилии материалы об американских святых. Он любезно поделился этим материалом с нами, и было совершенно естественно начать работать с ним. Мэтью написал статью об истории Православия в Америке для нашей книги, она будет вступлением. Из нее читатель узнает об исторических реалиях, в которых жили и подвизались святые, жития которых будут представлены в издании.

Другая причина, почему было решено начать с американских святых, – то, что подобных книг нет на греческом, и многие даже не представляют, что на этом континенте жили и славили Бога своими делами святые. Некоторые из них, такие, как святитель Тихон, Патриарх Московский, широко известны и почитаемы, но его труды в Америке еще не были представлены грекоговорящим православным. Другие святые, такие как святой Себастьян из Джаксона, святой Рафаил Бруклинский и другие, почти неизвестны.

– Есть ли какие-то старцы XX века, которых вы наиболее почитаете в вашем монастыре, или те, с которыми у вас есть тесная связь?

– Хорошо известно, что наш старец, Митрополит Афанасий, – духовный наследник недавно канонизированного святого Иосифа Исихаста. Он начал свою монашескую жизнь на Святой Горе Афон в 1976-м году, стал учеником старца Иосифа Ватопедского, ученика святого Иосифа.

В 1992-м году наш старец получил приглашение от ныне почившего Архиепископа Кипрского Хризостома I вернуться на Кипр и помочь основать здесь монастырь. Его старец Иосиф принял это приглашение для своего ученика, и, несмотря на то что Афанасий не хотел покидать Гору Афон, он, конечно, оказал послушание своему старцу. Впоследствии, в 1993-м г., он был поставлен игуменом монастыря Махерас, и когда в 1998-м его избрали на Лимассольскую кафедру, братство монастыря Махерас насчитывало 30 отцов. И когда он был вынужден покинуть свой монастырь, он не отказался остаться старцем для отцов монастыря и до сих пор каждую неделю посещает их, так же как и другие обители, в которых живут выходцы из монастыря Махерас.

Совершенно очевидно, что в нашем монастыре высоко чтится святой Иосиф Исихаст, ведь он – корень нашей братии и глава наших духовных предков. Недавняя его канонизация наполнила всех нас радостью, мы столько лет ждали этого события! У нас также особое благоговение к святому Паисию и еще – к новоканонизированному Ефрему Катунакскому, к которому наш старец был очень близок и духовно с ним связан. И достаточно кому-нибудь послушать несколько его проповедей, чтобы понять, что он постоянно ссылается на этих отцов и вспоминает различные события, что произошли во время его пребывания с ними.

– Наши читатели знакомы с Митрополитом Афанасием Лимассольским, поскольку мы перевели несколько его статей. Как вы живете с ним, или, скорее, под его руководством? Что он вносит в жизнь монастыря?

Благословение, что мы имеем, выше человеческого разумения и неописуемо

– На этот вопрос мне трудно отвечать. Благословение, что мы имеем, выше человеческого разумения и неописуемо. Мы знаем, что мы несем большую духовную ответственность перед Богом, поскольку имеем такое благословение и находимся под руководством человека, жившего так близко ко многим святым и старцам нашего времени. Наш старец собрал неизмеримое духовное богатство от общения с великими святыми, и он поставил для себя священную задачу передать свой монашеский опыт не только монахам и монахиням, которых он окормляет, но и мирянам, для которых он стал пастырем.

И еще очень важно для нас отметить, что наш старец – очень простой человек. Когда он рядом, мы все чувствуем, что с нами наш родной отец. Нам очень легко и приятно говорить с ним, поскольку он очень любезный и мягкий человек. Вероятно, именно это делает его таким особенным: он очень доступен и каждый с легкостью впитывает все, чем владыка делится. В его повседневной жизни – он обычный, но и это – тайна духовной жизни, всех нас не покидает ощущение, что это не простой человек, но истинный Божий слуга.

– Могли бы вы рассказать о вашем настоятеле – отце Паисии?

– Наш настоятель, архимандрит Паисий, родился в 1972-м году. Он сподобился несколько раз посетить Святую Гору Афон и общаться со святым Паисием. Во время своего первого посещения Афона он встретил нашего старца, Митрополита Афанасия, который тогда еще был еще афонским иеромонахом. Когда наш старец был призван на Кипр и поначалу год жил в монастыре в Пафосе, наш настоятель, тогда еще мирянин, посещал его там и почувствовал стремление стать его учеником. В то время братство состояло из пяти монахов. Один из них – архимандрит Арсений, бывший настоятель монастыря Махерас, – погиб во время крушения вертолета в 2004-м году около Афона, вместе с Патриархом Александрийским Петром. Еще один – епископ Николай Аматусский (викарный епископ Лимассольской Митрополии) – был первым игуменом нашего монастыря с 2003 по 2007 год.

Наш настоятель собирался вступить в братию монастыря в Пафосе, но старец с учеником были призваны стать насельниками монастыря Махерас, и отец Афанасий был поставлен игуменом там в ноябре 1993 года.

Двумя месяцами позже, в 1994-м, отец Паисий вступил в братию Махераса. Он был первым послушником в этом монастыре. В 2003-м настоятель вошел в число пяти монахов, выбранных старцем, чтобы поселиться в нашем монастыре, здесь, в Меса Потамос. Потом его рукоположили в иеромонаха. Далее, в 2007-м, когда наш первый игумен был избран стать епископом Аматусским, братия выбрала отца Паисия новым настоятелем.

– Расскажите о мощах и редких иконах, находящихся в вашем монастыре.

– Главная икона нашего монастыря – образ святого Иоанна Предтечи, которая, согласно надписи на ней, была написана в 1584-м году. Эта икона была похищена в 1970-е из иконостаса старого монастырского собора и пропала почти на 30 лет. В 1998-м году она была найдена и идентифицирована кипрским византологом в епархиальном музее г. Фрайзинга, в Германии. Это было в том году, когда старец стал Митрополитом Лимассольским, и сразу после этого у него возникло желание восстановить наш монастырь. И, что явилось сюрпризом, икона была возвращена в Митрополию Лимассола в тот самый день, когда старец посетил монастырь с покойным Константином Левентисом, который во время этого визита выразил желание покрыть все расходы для немедленного открытия монастыря. И, как только старец вернулся в Лимассол из Меса Потамоса, он обнаружил, что его там «ждет» икона. Сейчас икона помещена в новый собор монастыря.

Как только старец вернулся в Лимассол, он обнаружил, что его там «ждет» икона

Еще одна древняя икона нашего монастыря – составная, малая икона врезана в большую. Это не очень частое явление, всего несколько составных икон сохранились до нашего времени. Врезка малой иконы в большую делалась с целью подчеркнуть ее ценность, и это указывает, что врезанная икона является более почитаемой. Составная икона, находящаяся в нашем монастыре – Богородичная, известная как Панагия Саиттоитисса, берущая свое имя от близлежащей деревни Саиттас, где икона находилась в часовне подворья монастыря в древние времена. Часовня подворья была разрушена неизвестно когда, а икона была перенесена в монастырь. Большая часть иконы была написана в XV веке, на полях изображены сцены Акафиста Богородице. Большая их часть плохо сохранилась. В центре иконы врезана меньшая круглая икона Богородицы XII века. Икона Панагии Саиттоитиссы находится также в новом соборе монастыря, освященного в честь Похвалы Богородицы, и является его храмовой иконой.

Также у нас есть частицы мощей разных святых, среди которых наиболее чтимая реликвия – палец святого Иоанна Крестителя, который указывал на Спасителя со словами «Вот Агнец Божий».

– Благодарим за рассказ о вашем замечательном монастыре! Если кто-то захочет посетить вашу обитель, как можно связаться с вами?

– Мы размещаем с ночевкой только мужчин, и самое простое – написать e-mail на адрес timiosprodromos@cytanet.com.cy, если люди едут из-за границы, и мы сможем обсудить все детали.

С братией монастыря Святого Иоанна Крестителя
беседовал Джесси Доминик
Перевел с английского Василий Томачинский

4 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Авраамово гостеприимство Авраамово гостеприимство
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Авраамово гостеприимство Авраамово гостеприимство
О паломничестве в Ново-Тихвинский монастырь
Если росписи в храме возвещают величие Творца, а чтение и пение в церкви – возвышают ум горе, – в таком случае сестры будут думать только о своем высоком призвании молиться.
Старец Порфирий и остров Кипр Старец Порфирий и остров Кипр
Епископ Неапольский Порфирий
Старец Порфирий и остров Кипр Старец Порфирий и остров Кипр
Епископ Неапольский Порфирий
Геронда знал не только о том, что я молился, но и какую именно молитву читал.
Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев
Иван Стрельцов
Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Возрожденный в 1990-е годы Никольский женский монастырь в Могилеве стал своеобразным мемориалом царственных страстотерпцев. Его собор хорошо помнит молитвы, возносимые российским самодержцем и его семьей в годину войны, когда в Могилеве располагалась Ставка Верховного главнокомандующего.
Комментарии
. 4 декабря 2019, 00:52
В августе 2017 мы сподобились побывать в этом благодатном месте. Очень радостные и теплые воспоминания. Впечатлило бережное отношение к истории при реставрации: сравнивала визуально строение 13 века и отреставрированное новое здание и никаких видимых различий не обнаружила. И самое главное, конечно, открытая доброжелательная и гостеприимная братия и благодатная служба.))) Помоги вам Господи и спасибо за теплый прием.)))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×