Родители, Шнуров и православная культура

Записки катехизатора

Все мы понимаем, что один урок в неделю по православной культуре в четвертом классе средней школы и даже регулярные занятия в приходской воскресной школе не могут существенным образом влиять на ребенка, особенно в случае, когда отношения в семье и взгляды родителей идут вразрез с православным мировоззрением. В раннем возрасте, когда взгляды ребенка только формируются, наибольшее влияние на него имеют не поучения, а пример близких людей. Ребенок – это как маленькое зеркальце, в котором отражается окружающая его действительность. Можно говорить сколько угодно самые правильные вещи, но детское сердечко воспримет, прежде всего, отношение, интонацию и действия говорящего. По этой причине многие родители признают, что не столько они воспитывают детей, сколько дети воспитывают их. Если ребенок находит родителей молящимися, то и сам волей-неволей будет подражать им. Если видит их курящими, то, соответственно, попытается изображать курящего человека. Если родители используют в речи нецензурные выражения, то ребенок употребляет эти слова, не сомневаясь, что именно так и следует выражать свои мысли и чувства. Эту зависимость детей от родителей мало кто станет оспаривать. Недаром и народная мудрость утверждает, что «яблочко от яблоньки далеко не падает». Не так давно один случай помог мне в некоторой степени «приоткрыть завесу», скрывающую духовный мир родителей современных школьников.

Когда взгляды ребенка только формируются, наибольшее влияние на него имеют не поучения, а пример близких людей

Весной 2019 года я выступал перед родителями учащихся 3-х классов средней школы, рассказывая о модуле «Основы православной культуры». В 2011-м году в наших школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который преподается в виде шести модулей:

  1. «Основы православной культуры»,
  2. «Основы иудейской культуры»,
  3. «Основы исламской культуры»,
  4. «Основы буддистской культуры»,
  5. «Основы мировых религиозных культур»,
  6. «Основы светской этики».

Поскольку этот предмет ведется в 4-м (или в 4-м и 5-м) классах, то родители выбирают один из модулей для своих детей в конце 3-го класса. В регионах, где преобладает русское население, выбор идет, как правило, между православной культурой и светской этикой.

Выступая в поддержку выбора «Основ православной культуры», я, по своему обыкновению, обратил внимание собравшихся на то, что мы живем в стране, где православная вера является культурообразующей. Поэтому знакомство с православной традицией необходимо любому российскому гражданину для понимания реальности, в которой он живет, и, соответственно, поддержания добрых отношений со всеми согражданами.

Свои аргументы обыкновенно я раскрываю по трем направлениям: историческому, культурному и нравственному. И в этот раз я повел свою речь по той же схеме.

Во-первых, не зная истории Церкви и ее вероучения, мы совершенно не можем понять истории своей страны. История Русской Церкви столь органично вплетена в историю нашего отечества, что любые попытки рассматривать их в отрыве друг от друга приведут к недопустимым искажениям и полному непониманию исторических событий и процессов.

Во-вторых, русская культура до такой степени пронизана христианскими сюжетами и мотивами, что вне этого контекста наши отечественные (как, впрочем, и европейские) искусство и литература остаются загадкой, тайной за семью печатями и просто не могут быть поняты.

Русская культура до такой степени пронизана христианскими мотивами, что вне этого контекста наши искусство и литература остаются загадкой

И, в-третьих, я указываю на нравственное значение знакомства с православной культурой. Нравственность вне религии, нравственность, лишенная перспективы вечности, расплывается в океане субъективных мнений. В наше время мир, как никогда ранее, ввергает человечество в разного рода зависимости, и прежде всего это касается детей и подростков. Возможно, знакомство с православным взглядом на мир поможет кому-то понять и осознать необходимость твердых нравственных оснований в своей жизни.

Приведенные тезисы я раскрыл достаточно пространно и привел различные примеры из истории и литературы, а также указал на некоторые известные пословицы и поговорки, взятые из Священного Писания.

Когда моя речь уже близилась к концу, в разговоре о нравственности я имел неосторожность (как понял впоследствии) выразить свое удивление по поводу того, что в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре вошел Сергей Шнуров.

Аудитория, которая до этого пребывала в спокойном, даже несколько благодушном состоянии, мгновенно взорвалась эмоциями. Из общего гула вырывались крики:

– Правильно! Конечно! Молодцы! Давно пора!

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, я постарался не потерять лицо, сделал попытку вернуть разговор в конструктивную сторону и завершил свое выступление следующим образом:

– Вот видите, – обратился я к взволнованным слушателям, столь неожиданно для меня оказавшимся почитателями певца-матерщинника, – и в нашей сравнительно небольшой аудитории мнения разделились. А для мирного разрешения наших споров и конфликтов нам необходимо договориться о каком-то общем основании. И добрым шагом в этом направлении может оказаться знакомство с Основами православной культуры.

Понятно, что с моей стороны это заключение было неким словесным кульбитом, но ничего другого мне на ум в тот момент не пришло. Кроме того, думаю, что любой спор в этой ситуации был бы бессмысленным.

Расстались мы мирно, родители написали заявление, что выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры». Но у меня остался вопрос: а есть ли смысл в том, чтобы рассказывать детям о Православии, если они одновременно вместе с родителями будут слушать Шнурова?

С тех пор я стал интересоваться личностью и деятельностью Сергея Шнурова. До описываемых событий я воспринимал эту медийную персону как пример обычной нравственной распущенности и был практически незнаком ни с его творчеством, ни с его мировоззрением. Но на поверку ситуация оказалась гораздо хуже, чем я предполагал.

Дело в том, что Шнуров – не просто матерщинник, он – идейный матерщинник. Нецензурные выражения, по его мнению, – это существенная составляющая русского языка:

Шнуров – не просто матерщинник, он – идейный матерщинник

– С этими словами, – рассуждает апологет сквернословия, – русский народ вошел в Берлин под красными знаменами… С этими словами прожило не одно поколение, не одно! – русских людей. Они выигрывали, проигрывали, умирали и рождались с этими словами.

«Эти слова», по мнению Шнурова, столь лаконичны и энергоемки, что способны просто творить чудеса. К примеру, у Шнурова есть своя версия причин победы во Второй мировой. Версия эта проста, как площадная брань:

– После того как Советская армия отступала, а потом она отошла от устава и стала конкретно давать конкретные задания с помощью матерных выражений, скорость исполнения приказов сократилась в разы, и мы пошли в наступление.

Такое вот исчерпывающее объяснение Победы от Шнурова. Интересно, как к этой версии отнесутся ветераны? Даже если мы оставим в стороне вопрос веры, согласятся ли наши воины, что решающими для победы стали не мужество, смекалка, опыт, профессионализм, любовь к Родине и близким, а всего лишь смена лексикона?

Впрочем, в представлении Сергея Владимировича, обсценная лексика приобретает магические черты:

– У нас машины не заводятся без этих слов!

То есть нецензурные выражения превращаются поистине в волшебные слова, с помощью которых русский язык получает неограниченное могущество, а великий русский народ заводит автомобили, поднимает экономику, побеждает в войнах. Причем сквернословие – ни много ни мало – призвано к тому, чтобы заменить молитву:

– Если все будут молиться, ничего не будет лучше… вся православная Русь, она молилась, и… дальше – крестьянские восстания, на вилы… отца Достоевского, пожалуйста, и… так далее… Я просто говорю, что это ни к чему не привело. Это привело, собственно говоря, к тому, что в 1917-м году случилась революция… из-за того, что ничего не делали.

Опять же, православный христианин увидит в приведенном рассуждении очередной перевертыш, поскольку для верующего человека, знакомого с историей Отечества, понятно, что рост революционных настроений в российском обществе был следствием не молитвы, но оставления молитвы и отступления от веры и Церкви.

Как это ни курьезно звучит, но в его понимании нужно не молиться, а материться

Молитва в глазах Шнурова – это пустое и даже вредное времяпровождение. Как это ни курьезно звучит, но в его понимании нужно не молиться, а материться. Все эти речи напоминают курехинское «научное» открытие начала 1990-х, суть которого сводилась к тому, что Ленин представлял собой разновидность гриба. В нашем случае ситуация выглядит гораздо страшнее, поскольку похоже, что Шнуров, в отличие от Курехина, относится к своим рассуждениям вполне серьезно.

Шнуровские идеи относительно значения языка сводятся к благоустройству земного отечества, что естественно, так как он не верит в Бога, хотя называет себя не атеистом, а агностиком (впрочем, иногда он говорит, что неверующих людей не бывает или что он еще не определился). Но есть в его мировоззрении один момент, который, не будучи религиозным, лежит на грани человеческого существования и представляет собой попытку ответа на предельные вопросы. Шнуров называет это эсхатологическим восторгом. Один из образов эсхатологического восторга Шнурова – это когда ты видишь перед собой раскрывающийся ядерный гриб, но испытываешь не страх, а восторг.

Всё это я написал лишь для того, чтобы попытаться осознать нынешнее состояние нашего общества, в котором родители голосуют за то, чтобы их дети знакомились с Основами православной культуры, но при этом отстаивают культуру, которая персонифицируется для них в образе певца – матерщинника и кощунника, прославляющего пьянство и наркоманию, обладающего психологией самоубийцы, стремящегося объединить российский народ с помощью нецензурной брани, которую предлагает в виде эффективной замены бессмысленной, на его взгляд, молитвы.

Андрей Горбачев

13 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Наши дети, или Вы правда в Бога верите? Наши дети, или Вы правда в Бога верите?
Андрей Горбачев
Наши дети, или Вы правда в Бога верите? Наши дети,
или Вы правда в Бога верите?

Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Современная молодежь недалеко ушла от молодежи советской. Но у советских юношей и девушек место Бога занимали Маркс, Энгельс и Ленин, а что на месте главных ценностей у современных парней и девчат?
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Андрей Горбачев
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Батюшка с энтузиазмом обличал собравшихся – и в ответ люди стали выкрикивать: «Это насилие!», «Почему именно Православие?!» «Мои предки вообще были атеистами!»
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Андрей Горбачев
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Комментарии
Александр29 октября 2021, 13:55
Здравствуйте всем. Если говорить о задачах, которые должны ставить родители, священники и миссионеры, то это не столько ограничивать деятельность таких как Шнуров, сколько показывать красоту своей истины. Христианство должно быть привлекательным, но не нарочито прилизанным, добреньким, нет! Оно должно при всех его сложностях, трудном пути, давать то неповторимое благо, которое никакой Шнуров, леди Гага кто угодно не перешибет, чтобы они не предлагали. Вот куда нужно смотреть. Если это заложить с детства, ребенок не дурак, он понимает где ему лучше. И рано или поздно придет к этому, он придет не к Шнурову. Вопрос как подать. Вот чему нам всем еще учиться и учиться, ну а пока вот Шнуров... Увы
Андрей Е.27 января 2020, 13:54
На мой взгляд проводить мировоззренческие уроки 4-5 классов рановато. Дети в этом возрасте ещё не готовы говорить о абстрактных вещах и склонны к конкретности, а следовательно сложный культурологический материал придется упрощать и визуализировать, что ведёт потери в содержательности и делает образовательные усилия практически бесполезными. Более подходящий возраст, на мой взгляд это 7-8 класс, ещё нет загрузок по экзаменам, но уже есть запрос на обсуждение мировоззренческих тем.
Владимир21 декабря 2019, 20:04
Спасибо, батюшка. Упаси нас господь от этой скверны. Но что может в этом сейчас помочь, трудно понять. Шнур ведет очень большую часть общества. Идолопоклонники еще похлеще самого идола. За нелюбовь их кумира могут и воздействовать физически. В дискуссии они не считают его сквернословом и богохульником. Как будто не видят этого. А в его защиту приводят такие "аргументы", как "он несет правду жизни" или "он талантливый музыкант". И то и другое необоснованно и голословно. Вопрос с том, почему этого сейчас не хватает людям? Возможно, работает технология зомбирования. Создана огромная секта, а куда она пойдет и что будет делать, трудно представить. Пропала страна, пропали и барьеры.
Дмитрий20 декабря 2019, 21:21
Увы, сейчас самое "протестное" поведение на сцене , за редким исключением, успешно укладывается в законы и правила шоу- бизнеса, и служит как бы горькой приправой на обеде в дорогом ресторане...
Денис Горбушин18 декабря 2019, 20:45
Михаил Захаров, проблему мата нельзя сводить к пацанам и мужикам. У меня, к примеру, пожилая соседка матерщинница. Да и кузина любит крепкие словечки.
Михаил Захаров17 декабря 2019, 21:04
Думаю, что проблема, поднятая автором - не личность С.Шнурова, а матерщина и ее "узаконивание". Эта грязь очень распространена, особенно, к сожалению, в детско-юношеских и мужских компаниях, кругах, коллективах. Присутствие женщин, воспитанных девочек-девушек ослабляет матерщину в разы. То есть у людей еще не пропали окончательно нравственные корни, устои, подсказывающие, что это - плохо. Тем более так должны считать и соответственно поступать люди воцерковленные. Необходимо поднимать эту проблему, выносить ее обсуждение на высокий общественный, религиозно-церковный и государственный уровень, организовывать медийное, общественно-культурное и не забывать про личное противодействие этой грязи!
Анна17 декабря 2019, 12:27
Игорь Ковалев, я очень люблю о. Иоанна, но жизнь меняется. Но мой батюшка не против рок-концертов. Не осуждайте. Послушайте песню "Горько" гр. "Алиса" (Кинчев). Редкая проповедь так вывернет душу. Я просто ревела о своей жизни.И сколько молодых могут привести в Храм верующие рокеры... Наверное побольше, чем мы с Вами ))
Любовь17 декабря 2019, 03:06
.."Недостаточно просто заучить молитвы наизусть; если наша жизнь не есть молитва в действии, если жизнь и молитва не переплетены до конца, то молитва превращается в подобие вежливого мадригала, который мы преподносим Богу в те моменты, когда находим для Него время".Митрополит Антоний Сурожский . Поверьте,уже несколько лет,занимаясь общественной деятельностью,относительно "острых" вопросов,мы только и живём,что молитвами братьев и сестёр,и наших батюшек дорогих.И было много всего,много чудес по молитвам происходило,и предательства были от своих же,и прочее.Так что,кто может "молиться"- помолитесь,пожалуйста ( :) ) за Андрея,Любовь непраздную со чадами и Валентину. Спаси, Господи!
Любовь17 декабря 2019, 02:42
"В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30)."-Протоиерей Олег Стеняев. 2. Про молитву.Никто не говорил,что молитва не нужна.Но когда ты просишь помощи посильной,которую православный человек в силах оказать,а он отвечает "я за тебя или за вас помолюсь"- что уж тут скажешь?Расположение сердца видит только Бог.
Любовь17 декабря 2019, 02:20
Хорошо,братья и сёстры,давайте порассуждаем вместе. 1.Я сразу написала,что он не для нас с Вами-Шнуров.И тем более не для наших деток.У нас же в семье,пока дети малы,мы,родители,выбираем им: что слушать,что смотреть,что читать и тд. 2.Мат,как таковой,чем он хуже праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний,слов,ранящих сердце человека? Нет,я серьёзно? Ведь мы же будем давать ответ за каждое праздное слово.я тоже читала книжечки о том как плохо материться.и на тот момент,была согласна с авторами высказываний.Сама не матерюсь уже много лет.Слава Богу! Но скажу,что от праздных слов,от гнева,раздражения и даже помысла грязного- состояние ничуть не лучше,чем от произнесённого мата.
игорь ковалев16 декабря 2019, 20:29
Об осуждении,как пишет Авва Дорофей:,,А осуждать — значит сказать:такой-то лгун,гневлив,блудник.Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни,говоря, что он таков-то,и осудил его, как такого — а это тяжкий грех.Ибо иное сказать:«он разгневался»,и иное сказать:«он гневлив» и, как я сказал,произнести таким образом приговор о всей его жизни.''Поэтому автор погорячился,назвав Шнурова ,,матершинником и кощунником''.Но жёстко обличать его слова,которыми он наносит вред не только себе,но и соблазняет других,безусловно надо.У меня даже такое ощущение,что он бесноватый,как Высоцкий.Оттуда и вдохновение приходит.
игорь ковалев16 декабря 2019, 19:20
Любовь15 декабря.Поддерживаю Катерину.Молитва -главное дело в духовной жизни.И по словам Серафима Саровского-больше всего и в любое время Благодати Духа Святого получаем от молитвы,в чём и есть смысл христианской жизни.Да и чем занимались отшельники,пустынники и затворники?А про них говорит Писание,что ,,весь мир их не был достоин.''И заповедь у нас есть ,,непрестанно молитесь''.
Светлана. Москва16 декабря 2019, 19:09
Порадовал комментарий Татьяны "Ну, представьте себе, что у нас в Совет по культуре войдут исключительно "святые" граждане. С кем они будут работать?Какие проблемы поднимать?". Дорогая, Татьяна, я - за! Где найти только столько святых))) А вот идея с социальной рекламой мне понравилась.
Светлана. Москва16 декабря 2019, 18:59
Пока ехала, всё думала, вот как им сказать, что это не просто некрасиво и противно (высмеют), но для окружающих мерзко...Так и не придумала... Почти вслух молилась, чтобы самой не слышать.
Светлана. Москва16 декабря 2019, 18:56
Как раз сегодня ехала на работу в одном автобусе с классом колледжа (?). Какое это тяжкое испытание слышать такую речь. И ребята, вроде хорошие, но ведь невозможно. И я понимаю, что это ИХ язык. А для меня это очень тяжело. Дело в том, что эти слова застревают в подсознании и могут всплыть в голове в любой момент, во сне, просто ни с того, ни с сего где-нибудь в пути, даже в храме. Как говорится, с кем поведёшься... К счастью, на своей работе и дома я это не слышу, но на улице: сигареты и мат. Что с этим делать? (для себя можно выбрать наушники). но не будешь же всё время ходить с накладными "ушами"
НН16 декабря 2019, 16:20
А что вы хотите, когда государство во главу угла ставит принципиально и последовательно деньги, те Золотого Тельца? Эффективно то, что прибыльно. "Спрос рождает предложение" и "Реклама- двигатель прогресса". Однако, Капитализм, господа, да ещё в таком исполнении. Если раньше не только дома, но и главное в школе(где ребёнок проводит бОльшую часть времени) учили"Что такое хорошо и что такое плохо"-то сейчас воспитание возложено только на родителей, зачастую загнанных добыванием денег. Шнуров талантлив, бесспорно, и производит то, что имеет спрос. При согласии государства. Сколько лет тем родителям, выросших при открытых храмах? Видимо,до 30. Т.е. и они воспитаны при разгуле свободы от совести.
Александр О.16 декабря 2019, 14:49
Любовь,15 декабря,молитва сама по себе,является великим трудом. Именно молитва, а не автоматическое вычитывание слов молитвы, когда ум наш находится далеко от ее смысла. Вспомните молитву Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Это была молитва до кровавого пота! Я читал, что ученые выяснили, что кровавый пот это совершенно редчайшее,уникальное проявление физиологии человека во время запредельных психико - психологических мобилизациях организма. Вот до какой степени нам, немощным,нужно трудиться в молитве.
игорь ковалев16 декабря 2019, 14:22
Полностью согласен с Ксенией:,,О чем тут можно спорить,уважаемые комментаторы?Мат-язык греховный.Всё.Без вариантов.''Зачем вообще обсуждать или изучать бесовское творчество Шнурова?Главный же вопрос-как детей уберечь от влияния этого творчества?.Как мне видится-только личным примером родителей и общением с духовными людьми.Такими,как Иоанн Крестьянкин,Паисий Святогорец и др.Сколько молодежи они направили на путь истины.Надо прививать любовь к духовным предметам,т.к. даже классическая музыка- душевнв и развивает душевность,а не духовность(как писал игумен Никон Воробьев).Да и сам почувствовал на своём опыте ( после воцерковления с рока перешёл на классику-и тоже не то).
Антоний16 декабря 2019, 12:50
"Если ребенок находит родителей молящимися, то и сам волей-неволей будет подражать им" - золотые слова. Семья - малая Церковь, в которой муж - глава, жена - хранительница очага, деды - опоры благочестия и все - ревностные поборники веры Христовой. А мат... Могу ли я представить, чтобы родители, бабушки или дедушки матерились? Нет, конечно. Могу ли я представить, чтобы сам матерился? Невообразимо! Дети? Безусловно, нет! Наша жизнь - во Христе, наша жизнь - молитва! А студенты мои - да, бывает, матерятся. Но одного изгнания с занятия достаточно, чтобы это прекратилось, по крайней мере, в стенах священных для меня - в стенах Университета, храма Знаний, которому я посвятил свою жизнь.
Катерина 16 декабря 2019, 10:58
Любовь15 декабря 2019, 21:16 - если бы Вы испытали бы состояние угодной Богу Вашей собственной молитвы за ближнего или совершенного по молитве неизвестного Вам ближнего за Вас, то Вы бы не писали бы об этом здесь в таком легкомысленном тоне, противопоставляя молитву деланию.
Юрий Неманский16 декабря 2019, 09:14
Некоторым комментаторам: допускается обличение, но не осуждение. (Апостол Павел, эфесянам гл.5) Толерантность (мед.) - общее угнетение имунной системы при пересадке чужеродного органа.
федор16 декабря 2019, 09:09
Дорогие мои!Видно,что вы люди не равнодушные.Но здесь в статье автор Шнурова и не осуждает. Идет разговор о так называемом творчестве. Ведь и диавол творит дела скверные.А такие люди, как Шнуров ему соработники.Как написано в Евангелии - кто соблазнит одного из малых сих... А от его песен идет соблазн.Здесь еще пишут ,что молитва без дел мертва.А сама молитва разве это не делание? Разве разговор с Отцом Небесным напрасен? Другое дело о чем мы будем просить. Мир вам .
Ксения16 декабря 2019, 08:46
О чем тут можно спорить, уважаемые комментаторы? Мат - язык греховный. Всё. Без вариантов. Не должен он звучать ни в углу шепотом, ни в массы. И таланты Шнурова тут ни при чем. Будь он самый талантливый товарищ- это не оправдывает никак его матершинщину. Мало того, его таланты усиливают воздействие этого греха на публику. У нас что - мир перевернулся? Если человек известен и популярен- он обязвн соответствовать определенным нравственным нормам и МАТ НИКОГДА в эти нормы не входил!
Дмитрий16 декабря 2019, 08:05
Любовь15 декабря 2019, 20:55 "Но для нашего общества, к сожалению, его творчество- выход из коматоза. Да, именно в таких уродливых формах. А потому что по-другому уже не получается. До того мы морально, и культурно, и тем более духовно опустились." ------> Вот это да! Оказывается, матершинное творчество Шнура, ни много, ни мало, выводит всё российское общество, опустившееся морально, культурно, и духовно, из коматоза! Тут без развернутого обоснования столь громкого заявления Вам, Любовь, не обойтись. Просим!
Дмитрий16 декабря 2019, 07:54
Наталья 15 декабря 2019, 01:53: Всё очень просто. Осуждать человека нельзя. Осуждать грех не только можно, но и нужно......Вообще, удивительное дело - Шнура назначили наставником суперпопулярного ТВ-шоу "Голос." Предлагаю не смотреть. Пусть хоть немного рейтинг пострадает. А мата нынче полно. Это очередной признак моральной деградации, наравне с развратом, абортами, повсеместными разводами, косметическими операциями, Хеллоуином. А, на Западе, гомосексуалисты и трансгендеры шагают семимильными шагами, и эвтаназия пользуется всё большей популярностью у населения. В общем, наступает полная полундра, и будет совсем уже невесело лет через 100-150. Хорошо, что мы не доживём.
Катерина 15 декабря 2019, 21:57
Татьяна15 декабря 2019, 18:38 - здесь обсуждается грех сквернословия. Вероятно, творческая личность названного певца настолько растворилась в сквернословии, что обличая сквернословие одновременно обличается и певец. Настолько они слились в одно. Ну хорошо, Вы не согласны с формой обличения комментариев. Ваш альтернативный вариант реакции православного на творчество, состоящее из мата?
Любовь15 декабря 2019, 21:16
..Судя по статье,автор с самим творчеством Шнурова не знаком.Это и не надо,если ты не пишешь на эту тему рецензию. А если пишешь,то нужно не просто ознакомиться,но понять посыл автора,завуалированный в скрытом системе знаков,без чего ты ничего не поймёшь и просто будешь искушаться.3. По поводу молитвы,судя по статье,Шнуров ясно выразился,что ничего не делание- не есть молитва и не есть вера. Вера,ровно,как и молитва без дел- мертва. Другое дело,когда ты болеешь сердцем,ничего сделать не можешь и молишься, и другое- молитва, ни к чему не обязывающая во время своей праздности.То есть помолиться ты можешь, а вот сделать что-то, нарушив при этом свой комфорт- можешь?
Любовь15 декабря 2019, 20:55
1.Согласна с некоторыми комментаторами,что осуждать человека нельзя.2.Как ни крути, Шнуров- человек,бесспорно творческий и талантливый.Не все кто пишет стихи и поёт песни-талантлив.Как мне думается,творческих людей нужно уметь понимать,они слишком многогранны.Его творчество- тем более.И оно-не для нас с Вами, не для православных.Особенно-не для женщин, поскольку они слишком восприимчивы.Но для нашего общества,к сожалению, его творчество- выход из коматоза.Да, именно в таких уродливых формах.А потому что по-другому уже не получается.До того мы морально, и культурно, и тем более духовно опустились. Продолжение...
Александр15 декабря 2019, 19:11
Да и без мата, если почитать тексты "творчества" Шнура, ничего высокоинтеллектуального и нравственного. Обычный свинский образ жизни и мышления, но воплощённый в текст, музыку и шоу. А с матом более доходчиво и приятно для слуха человеку живущему подобным образом. Впрочем современная попса мало чем отличается, хотя и без мата тексты. А с Сергеем, между прочим, снят фильм о православных святынях, где он рассказывает. Пригласили, однако
игорь ковалев15 декабря 2019, 18:57
Анна.Рок нельзя слушать,даже если рокеры себя называют православными.Иоанн Крестьянкин писал:,,...помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже,если Вас и будут соблазнять такими предложениями.Опыт показывает,что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут.Я получаю столько писем от таких несчастных людей,но помощь им приходит только после того,как они снимают с себя сан....Одержимость бесовскую Вы получили, когда ещё рок-музыкой увлекались.А что делать теперь?Если нисколько не находите сил противостоять насилию вражьему,то хоть временно отойдите от служения у престола.''Рок,как и сквернословие противоположны духовной жизни.На своем опыте это почувствовал.
Татьяна15 декабря 2019, 18:38
Доброго вам дня, братья и сестры. Доброго воскресного дня. Правда, где-то этот день уже кончился и наступил следующий - понедельник... Большая у нас страна, "а отступать некуда", говорили наши герои-защитники Родины. При защите Родины - это понятно. Но когда мы не хотим остановиться, забрасывая словесными каменьями Сергея Шнурова, это вызывает недоумение. Мы что: все без греха? Как мы собираемся бороться со грехом, если за ним не видим человека? В некоторых комментариях попросту "поставили крест" на всем народе, назвав нашу страну "языческой". Ну, представьте себе, что у нас в Совет по культуре войдут исключительно "святые" граждане. С кем они будут работать?Какие проблемы поднимать?
Татьяна15 декабря 2019, 17:34
Полностью поддерживаю комментарий Антона. Хочу добавить от себя: подросткам нужны яркие личности. В храмах почему-то в большинстве своем сплош унылые лица, а это отталкивает молодых.Много молодежи сейчас предпочитает протестантские служения, но многие мои знакомые протестанты с удовольствием слушают проповеди отца А. Ткачева. Глядишь, перекинуться на верную сторону, только бы вот побольше таких проповедников было
Сестре Наталье15 декабря 2019, 14:12
Послание Павла к эфесянам (с толкованием Феофилакта Болгарского): И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Феофилакт: Бесплодны дела тьмы и греха, потому что не что иное приносят, как смерть и стыд. Итак, не должно принимать участия в таких делах, но, напротив, обличать, то есть наставлять тех, которые делают таковое. Как же в другом месте говорится: не судите? Это сказано вместо: "не осуждайте". Иное дело - обличение и иное - осуждение: первое служит к исправлению, а второе к осмеянию и наказанию. А притом же не судите говорит о самых незначительных грехах. Посему и присовокупляет: что ты смотришь на сучок в глазу брата
Надежда15 декабря 2019, 11:24
Думаю, что восторги родителей по поводу Шнурова возникли на осознании, насколько альтернативен он в своих взглядах. Ситуация веселит и вызывает восторг, и это такое же эсхатологическое ощущение, как созерцание разрушения. Многие неправославные хотят найти себя в альтернативе мейнстриму, отсюда мода на оппозиционные настроения. Государство же вливает маргинальные элементы в свои структуры для погашения оппозиционных волн. А вот обращение внимания на подобные новости сейчас играет злую роль: все сразу начнут интересоваться в сети и подпадут под влияние, персонаж-то - уникум. Поколение назад на той же оппозиционно-альтернативной волне была популярна группа Сектор Газа.
Наталья 15 декабря 2019, 01:53
Здравствуйте. Я стараюсь стать, хоть не много быть ближе к Богу. Но читая такие статьи, уже ничего не понимаю. Где заповедь Бога? Не суди , да не судим будешь.
Татьяна В.14 декабря 2019, 21:25
Павел "нужно очень не любить Россию и русскую культуру,.... Да потому, что культурный уровень у нас ниже плинтуса, не способны мы к восприятию прекрасного"(с) Говорите только за себя, кто такие эти "МЫ"? Вам говорят о современных тенденциях, а не о классике (и не надо ей противопостовлять Шнура) и отдельных людях и их выборе. И эти тенденции крайне малоутешительные.
Валерий14 декабря 2019, 20:56
Сквернословия и Православная вера, несовместимы, ибо Христос есть Бог Слова, а мат вопль сатаны.
14 декабря 2019, 10:05
Это идёт не только из семьи, но и из общества. Чего только не наслушаются дети от сверстников в школе, и тут же перенимают. 8-9тилетние девочки на улице, бывает, матерятся хуже Шнурова. Помимо того, что в общественном транспорте, например, матерится чуть ли не каждый второй. Это беда российского общества. Беда и то, что родители выбирают для детей предмет этики, но не православной культуры, никак не прививая детям хотя бы основы православия. Печальная ситуация и проблема глобальная.
Валентина14 декабря 2019, 02:05
Как же так можно делать? Ведь культура( если она настоящая) и мат несовместимы. Может и не культура это вовсе? Неужели нет достойных людей?
Павел14 декабря 2019, 00:18
Уважаемая Татьяна В., нужно очень не любить Россию и русскую культуру, чтобы сказать, что Шнурову "нет противовеса". Возможно для тех, кто слушает музыку уровня современной российской эстрады и рэпа, и Шнуров за шедевр покажется, не спорю. А кто мешает нам слушать симфоническую музыку? Не думаю, что творчество Римского-Корсакова или Чайковского менее интересно, чем творчество Шнурова. Но для большинства нормальная музыка - это нечто непонятное и невообразимое. А почему непонятное-то? Да потому, что культурный уровень у нас ниже плинтуса, не способны мы к восприятию прекрасного. Вот и слушаем всякую дрянь, да еще и восхищаемся.
Анна14 декабря 2019, 00:07
Я -верующая и воцерковлена ужн 15 лет. Но в юности любимым направлением был рок : "Алиса", "Кино" , "Наутилус".. Русский рок трогал и трогает душу. Много лет, я не слушала мою музыку, пока дети не подарили мне билет на концери "Алисы". И я начала интересоваться, что стало с моими давними "кумирами". Что интересно:самые значимые для меня рокеры Костя Кинчев и Слава Бутусов стали верующими и глубоко православными людьми.Их музыка намного круче Шнура и может быть альтернативой..Детям можно показать, что верующий- может быть сильным, думающим, интересным, без матерщины.Какому-нибудь мальчишке легче ассоциировать себя с рокером, чем с бабушкой с прихода. А Господь не оставит и поправит )))
Диана13 декабря 2019, 21:06
Люди не боятся Бога, не понимают и не могут понять духовный мир. По разным причинам лишили себя этой возможности, поэтому упомянутый персонаж вошёл в такое учреждение. И это все наше общество. Только Господь знает, сколько его реально сейчас, малого стада. Не надо думать, что у нас православная страна, это не так, и возможно, так никогда не было, начиная от крещения Руси. На концерт этого человека ходят коллективом лучшие умы отечественной медицины. Лучшие Умы! О чем ещё говорить.
Юрий Неманский13 декабря 2019, 18:45
Мнение отдельных психологов сводится к тому, что использование мата, особенно на людях, является индикатором отсутствия мужественности.
Дмитрий Собриевский13 декабря 2019, 16:43
Иеромонах. 13 декабря 2019, 10:25 "А кто такой Шнуров?" Отче, благослови! Сергей Шнуров - это человек, который имеет от Бога дар различать, чувствовать, обличать и высмеивать низменные человеческие пороки. Делает он это так, что люди, водимые этими пороками, начинают смеяться над ними. К сожалению, в отличии от Николая Васильевича, других пороков, более опасных чем самые низменные, Сергей пока различать не может. И благодарить Бога за свой дар так же, пока не в состоянии. Тем, кто хоть сколько приобрел отвращения к этим самым низменным порокам, творчество Сергея становится не интересно.
Татьяна В.13 декабря 2019, 16:34
Признайтесь, что Штуров талантлив, на общем безрыбье. Именно поэтому мат у него и привлекателен. Как с этим бороться? Тоже талантом, и высмеиванием грязи. Почему бы не пустить социальную рекламу в метро, транспорте, с людьми пьюющимися жабами и гадюками - матами? Так это надо УМЕТЬ делать!! Вот то то же. Шнур грязное дело умеет сделать, а противовеса ему увы нет. Встает вопрос почему? Видимо людям более не будет подпорок, пророков, погонял и учителей. ВСЕ УЖЕ БЫЛО. Выбор должен сделать каждый сам, и оправданием "я не знал, что это грязь!!!" считаться не будет. Не хотят просто знать, как этот Шнур.
Евгения13 декабря 2019, 16:13
Всегда стараюсь детей, не только своих, остановить. Аргументы- "отмирает часть мозга", "невозможно легко избавиться один раз произнеся", "это как сигареты, алкоголь, наркотики- трудно вывести" и "какие слова, такое и будущее" Всё это действует на детей, если говоришь об этом спокойно, но неравнодушно от сердца и с любовью к ним. Дети наши остротевшие во внимании, потому прислушиваются и понимают свою ущербность, и если очень серьёзно об этом, дети отзываются. Может иногда начинают сначала жалеть меня, чтож такая сердобольная реакция, а потом становятся серьёзнее и задумываются. Конечно это капля в море, но вода камень торчит.БЕРЕГИТЕ НАШИХ ДЕТЕЙ ВСЕХ, И ДЕТЕЙ ЧУЖИХ НЕ БЫВАЕТ.
Дмитрий13 декабря 2019, 15:41
Может быть я ошибаюсь, но по моим наблюдениям русское общество всё более разделяется, и водоразделом является информационно-культурное поле. Людей, которые не читают либеральных газет до обеда, не смотрят телевизор, внимательно отбирают сведения из интернета, становится всё больше, и они очень отличаются от людей погружённых в болото современной культуры и информации. Не все эти люди верующие, но сам выход из морока королевства кривых зеркал заставляет их искать истину и моральные основы. Современная культура уже превратилась в остров дураков из Незнайки на луне, она медленно, но верно превращает своих последователей в баранов, многие понимают это и бегут из неё. Нужно им помочь.
Александр О. 13 декабря 2019, 15:40
По моему глубокому убеждению,основываясь на опыте собственном,и других людей,полный отход человека от употребления мата-это первый благодатный плод обращения новоначального к Господу. Вот даже не просишь Бога об этом,а он незаметно так Благодатью своей избавляет тебя от этой скверны. И ты,вчерашний ярый матершинник,вдруг с удивлением обнаруживаешь,что совершенно перестал материться. А ведь до этого момента считал себя верующим,постился прилежно. Но при этом - мат на мате! Я уверен,что наличие или отсутствие мата в речи человека,носящего на груди крестик и называющего себя верующим,это наипервейший маркер,показывающий к кому на самом деле обращен этот человек-к Богу или его противоположности
ТаняСем13 декабря 2019, 14:40
Если наши власти допускают в Комитет по КУЛЬТУРЕ таких персонажей,то это уже острая стадия болезни нашего общества!!!И требуются ну очень срочное хирургическое вмешательство иначе гангрена....Жутко!!!! Боже,вразуми нас и пожалей наших детей111 не дай им впасть в это мракобесие... помоги!!!!
р.Б.Сергий13 декабря 2019, 14:33
Статья говорит ещё и о том, что борьба за души людей принимает все более изощренные формы.На такую мысль меня натолкнуло следующие:1) Шнуров должен иметь представление о Боге,более развернутое,чем обычный мирянин,по его словам, после обучения на подготовительном отделении ЛИСИ и Реставрационного лицея он за компанию(!?) поступил в Теологический ин-т на отделение философии,где он проучился до III курса,но в своих интервью он,почему-то,называет этот институт семинарией.2)По сообщениям отдельных СМИ,12.05.17г.пародийно-религиозная организация в США ("летающий макаронный монстр") признала Шнурова своим "святым",за песню о лапше"б/п". Современная живая иллюстрация притче"о сеятеле(Мф.13:3-23)
Татьяна13 декабря 2019, 14:15
Спасибо за статью! Страшно за молодое поколение незнающее истории страны и увлекающееся такими "кумирами", как Шнуров. Господи, спаси и помилуй!
р.б. Иван13 декабря 2019, 13:59
Для меня достаточно странно, что автор удивляется вещам, которые стали абсолютно приемлемы в обществе. Выражаются везде, в кафе, в ресторанах, в общественном транспорте, в школе (еще не учителя, но учителя перестали делать замечания), на работе, в балете, в картинной галерее, в магазине, при детях, и как последний штрих - в театре (Райкин в Сатириконе, например). Виноват ли в этом Шнур? Конечно, да, но не более, чем Райкин или Тёма Лебедев. Интреснее вопрос не "Кто виноват?", а "Что делать?". Я - за социальную рекламу, которая бы объясняла "обычным людям", что в обществе есть люди, которым слышать мат неприятно. Поверьте мне - сейчас уже растет поколение, которое просто этого не понимает.
Сергей13 декабря 2019, 13:38
«Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца… И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними…язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.. (Ис.3:1-4,8)». Именно это и происходит сегодня с нашей практически языческой страной. Но вот вопрос: можно ли быть язычником «после» Христа? Вряд ли. «Кто не со Мною, тот против Меня»(Лук.11:23). Все чаще думается, что вокруг множится число людей, сознательно работающих бесам.
Александр13 декабря 2019, 13:02
В молодости очень нравилось творчество Шнурова, но с годами начал понимать, что персонаж это сугубо отрицательный и ведёт к разложению общества.
Виталий13 декабря 2019, 12:27
Лучше сразу назвать хозяина этой марионетки, а то Вы слишком много внимания этой персоне уделяете.
Анастасия13 декабря 2019, 12:10
Согласна с Андреем, тоже всегда думала, что всё идёт из семьи. Вчера шла домой мимо храма, дети (подростки) выходили с занятий в воскресной школе и мат звучал в их разговорах громко и чётко. Уже не раз это замечала и ужасалась. Весь вечер думала об этой ситуации, а сегодня прочитала эту статью. К сожалению, не может школа и церковь оградить детей от зла, если родители и близкое окружение не показывают достойного примера для подражания.
Алексей13 декабря 2019, 11:39
Хотелось бы помочь автору, который указал, что он катехизатор. Урок в России назван 90х мы назввали "Основы православной культуры". Хотя изначально речь шла о восстановлении в РФ "Закона Божия", или урока религии, как в других демокртических странах Европы. Но родители в 90-е этого не пожелали. Стремиться установить в современном обществе России, или любой страны Европы, нормы "православной культуры" тем более не удается? Чтоб не матерились, абортов не делали..., то есть? Сложно Вам будет. Поэтому не мучайтесь. Займитесь катехизацией. То есть "Основами православнной веры". Иначе стакан всегда будет наполовину пустым:)
Антон13 декабря 2019, 11:06
Да, мат это плохо. Но молодёжи нравится потому что: 1. Это всем доступно и понятно 2. Несёт шарм нонконформизма 3. Емко И кстати нравится не только сейчас, а нравилось и в 80-ые, 90-ые. Феномен Сергея Шнурова в том, что он совсем не дурак, весьма образованный человек, который «сечет фишку» то есть тонко чувствует запросы массового зрителя и говорит понятным ему языком.Он веселый, простой, свой в доску потому его и любят. И нужно не столько печалится о том, что его слушают, а учится выражать мысли емко, понятно и свежо без мата. Кроме Андрея Ткачева этого в церковной среде сейчас практически никто не умеет.
Павел К.13 декабря 2019, 10:40
Матерщинники очаровывают своей псевдомужественностью и "простотой" , но даже язычники понимали , что настоящее мужество -это терпение в опасной ситуации , расчет и хладнокровие . Как там у Пушкина "крикун надменный , в пирах никем не побежденный , но воин скромный ( ирония) средь мечей" . Вспышки , эмоции не прокатят в борьбе с серьезным противником . Когда Путин награждал героев сирийской войны ,он спросил как им все удалось - мужики честно сказали , что сначала смутились , но когда началась боевая работа УСПОКОИЛИСЬ.
Иоанна_ 13 декабря 2019, 10:33
"Гопари", возведённые в ранг УЧИТЕЛЕЙ ЖИЗНИ... Мрак и ужас...
Катерина 13 декабря 2019, 10:31
Спасибо автору и редакции. Хорошая статья. Но уже хорошо, что люди, как бы уже предавшие себя в руки падшего духа, тем не менее выбирают Ваши православные уроки. Это шанс и для них, и для их потомства. Бог Вам в помощь! Сейте, автор, сейте зерна, может прорастет где-то Вами брошенное! Если же вернуться обратно к певцу - попробуйте проследить пару-тройку биографий рода таких любителей матершины. Скорее всего, не роды это праведных. Преподобные не рождались от беглых каторжников, точно также каторжные не воспитывают в своей среде преподобных. Русская революция была негативным фильтром. Любители Шнура и блатного шансона - вот основной генматериал. Фактически опять с нуля Православие начинает.
Дмитрий13 декабря 2019, 10:27
Шнур - ужасный персонаж. Но на вопрос автора "а есть ли смысл в том, чтобы рассказывать детям о Православии, если они одновременно вместе с родителями будут слушать Шнурова?" ответ, конечно же, очевидный: есть, есть смысл! Именно с ними и надо говорить о Православии - тогда со временем слушающих мат и ругающихся матом будет меньше. Но говорить, конечно, нужно "по науке". Просто отношение к мату в светском обществе (особенно после СССР) - своеобразное, не такое, каким должно быть. По мере укрепления в вере, просвещения, оно будет меняться - это же нормальная ситуация, когда с человека коростой сваливаются прежние, греховные представления.
Иеромонах13 декабря 2019, 10:25
А кто такой Шнуров?
Иулия13 декабря 2019, 09:43
Благодарна за статью. Нецензурная лексика, как воздействие на сознание бесовских сил в наше время просто расцветает, к большому сожалению.Люди не осознают этого. Экстаз Шнура и от его песен от врага рода человеческого. Среди молодежи необходимо об этом говорить.
Иван13 декабря 2019, 08:11
Совершенно нереально и наивно думать что люди придут на катехизацию чистыми,светлыми и порядочными, готовыми все правильно воспринимать.И также нереально думать что все они изменятся.Катехизация она лишь для немногих из тех кто сидит в аудитории, для тех кого призовет Господь и чье сердце откликнется,но кто именно это будет никак не возможно предугадать.Также может быть и тот кто по видимости остался равнодушным когда-нибудь покается,может и в последние минуты жизни,а может и нет.Да и мы точно также можем наоборот-отпасть.Идет война,но не с людьми,а с ложными идеями и заблуждениями,которые насаждают падшие духи. Да-нравственный кризис,но выход из него не сегодня или завтра, а в вечности.
Андрей13 декабря 2019, 07:26
Святые Отцы говорили бесов в аду уже не будет.они все будут на земле.Был гадаринский бесноватый.но он жил далеко от людей.а этот бесноватый "шнур"- больной человек . мучается . люли которые его почитают они тоже мучаются.ими все теми же неведимыми мучителями.ДА ЗАПРЕТИТ ИМ ХРИСТОС !!!
Анна Резе13 декабря 2019, 06:25
Здравствуйте,люди добрые. Я знаю, что за нецензурную брань предусматривается наказание. Штраф и по статье -за мелкое хулиганство. Может быть это уже использовалось против него? Или ещё ни разу? Я тоже удивлена,что его приняли в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре. Кто за этим стоит? Конечно,враг человеческих душ. Нужна цезура, разумная. С Божьим благословением. Согласительная молитва всех нас против этой мерзости. Мы же воины Иисуса Христа. Простите меня,за такую дерзость. Мир вам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×