Сделка с диаволом: история из жизни

Его глаза изменились…

И как же это было досадно. Пред силой искушения, охватившего его с головой, мы ощущали полную свою беспомощность. Как же жаль! И как странно: тот же самый человек, а глаза – другие! Значит, он и сам теперь другой, не такой, как прежде.

Ранее в нем жила какая-то детская наивность, открытость, доверчивость. Он с неутомимой жаждой стремился к Богу, читал, молился, спрашивал совета у всякого, в ком видел крепкую веру. И еще: всегда помогал. Кто бы ни попросил его, он тут же с открытой душой и крепкой готовностью спешил на помощь.

Даже служба в армии, точнее – искушения, присущие службе в армии, не испортили его: в его глазах по-прежнему сияла чистота. Он не курил, не пил, не пробовал наркотиков и не знал преступных связей. Преступных во всех отношениях – криминальных, блудных: ни тех, ни других не имел – это было чудо. Бог хранил его.

Желая достичь духовного преуспеяния, он много молился, брался в своих подвигах за непосильное и, как следствие, надорвался, заработал что-то вроде хронической усталости. Но всё же любви к духовным знаниям не потерял и наконец-то оказался в стенах семинарии.

Еще ему несказанно повезло: он повстречался со старцем. Да-да, и такое в нашей жизни бывает. Это можно считать настоящим счастьем. Встреча со старцем – она меняет в жизни всё. И вот узелочки жизненных проблем вдруг начинают разрешаться, а сердце испытывает радость свободы, потому что ушел тяготивший тебя груз грехов. Да и вообще ведь в присутствии духовника, с которым у тебя сложились искренние, сердечные отношения, мнимые проблемы рассеиваются, словно туман с явлением солнца.

Он же (был такой период в его жизни) у старца дневал и ночевал, буквально купался в благодати, черпал духовную пользу широкими горстями и умывался росой Духа Святого – в этом ему можно было только завидовать. Но вот беда: не имея опыта духовной жизни, даже не зная толком, как правильно исповедоваться, он и не знал, что спрашивать у старца. Оказывается, чтобы общаться с духовными людьми, чтобы извлечь для души своей пользу, недостаточно с ними встретиться. Надо еще созреть, возрасти до уровня ученика, чтобы стать способным воспринимать духовное слово. Иначе мы задаем нелепые вопросы, и время, проведенное возле старца, уходит впустую.

И вот, он не знал, что спрашивать у старца, говорил и спрашивал много несуразностей, которые приходили в голову. Но что точно и однозначно он знал, так это то, что у старца ему хорошо. Впрочем, и не могло быть иначе, ибо не только ему, но и всякому, кто соприкоснулся с подлинным духовничеством, кто встретил наставника, духовно стойкого и умудренного, тому хорошо и спокойно, как хорошо было трем апостолам на горе, где просиял Неизреченным Светом Спаситель. В таких случаях готовы мы говорить так же, как и апостол Петр в простоте сердца сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть, сделаем себе кущи», то есть устроим палатки, чтобы и дальше Ты был здесь с нами и сиял нам Твоим Неизреченным Светом.

Однажды он в простоте своего сердца так и сказал батюшке: «Мне у вас так хорошо, что трудно описать. А могли бы вы помолиться, чтобы мне стало еще лучше?» Батюшка и эту его наивную просьбу исполнил. А он потом говорил: «Я был словно в Раю». Так маленькими, еще неокрепшими шагами он и двигался вперед.

Но теперь его глаза изменились. В них проглядывало желание поскорей убежать, скрыться – своим сердцем он находился уже не здесь. Его душа была захвачена чем-то мощным, увлекшим его. Чистота отступила, исчезла, как испаряется утренняя роса с наступлением дневной духоты. Открытости не было никакой. Впрочем, наивность осталась.

Еще в его глазах, как ни странно, был покой. Точнее, не покой, а успокоенность. Не тот благодатный мир, который наступает с прекращением воинственных нападок страстей, не тихое безмолвие, исихия, когда перестают ныть застарелые греховные раны. Покой – состояние чистое, мирное, а успокоенность может возникнуть и как согласие, принятие греха без малейшей печали о том. Никогда я не думал, что успокаивать может погруженность во грех. И вот он стал успокоенным, потому что теперь считал, что наконец-то стал взрослым.

Что же случилось?

А случилось следующее.

Ему всегда не хватало денег. Родители были бедны, подчас ему не на что было купить одежду. Ближние помогали чем могли. Иной раз он отказывался, потому что стеснялся. Впрочем, жил он в студенческом общежитии и питался бесплатно. Но мысль об отсутствии денег не давала покоя. И вдруг в какой-то неизвестный для окружающих момент пришла в его голову странная, дикая мысль: для достижения денег попробовать… магические средства. Ведь он просил Бога, молился: «Подай мне деньги на жизнь», а в ответ Бог как будто молчал, как казалось, бездействовал. Вот он и решил: раз Бог не помог, то почему бы не обратиться к… диаволу – вдруг тот поможет.

Всего лишь совершить какие-то манипуляции, произнести заклинания, не напрягая ни физических сил, ни головы, – а вдруг и правда получится? В этом отключении головы и была ошибка! Еще сказалось наивное любопытство: запретный плод казался сладким до невыносимости. Могло ли быть по-другому? Как еще диаволу губить нас, людей, как не показывая сладость искушения? И вот мы, наивные, спешим в бездну сами, при этом думаем, что наслаждаемся.

Ловушка захлопнулась классической мыслью: всегда можно покаяться. Он рассуждал так, как и каждый из нас в период сильных искушений: попробую окольный путь, ведь Бог мне не помог в том, чего я хотел, но если окольный путь завершится провалом, то я опять вернусь к Богу, ведь я знаю, что милосердие Божие безгранично и, значит, можно покаяться.

Всё происходило стремительно. Он уже выселился из семинарии, вернулся домой. Там, находясь вне поля зрения духовных лиц, он и приступил к своим экспериментам. В падении человеческом не всегда можно увидеть логику. Грех заведомо чужд здравомыслия, и потому человек зачастую не отдает себе отчета в том, что сам же и делает.

Для успеха предприятия ему казалось, что простонародных заговоров недостаточно. С головой погрузившись в лукавое обольщение, он рассчитывал, ни много ни мало, заключить сделку с диаволом. А для этого требовалось, думал он, встретиться с диаволом непосредственно.

Ровно в полночь бедолага отправился в кромешную уличную тьму. Сырой ветер холодил в жилах кровь, а блики редких фонарей с трудом освещали одинокие закоулки города. Но никого в промозглом мраке не было. Он шел, опасливо озираясь по сторонам, увидел лишь мрачную фигуру мужчины, курившего где-то в стороне.

Он шел в промозглой тьме. Никого не было. Лишь какой-то мрачный мужчина стоял и курил. Это он, диавол?

Посмотрел туда и сюда, обернулся к фигуре – ее уже не было, словно провалилась сквозь землю. Потом он высказывал предположение, что, может, это и был сам диавол, представший в образе мрачного курильщика. Так ли это или же разыгралось воспаленное воображение, но он уже переступил через грань. Было во всем этом что-то страшное и катастрофически гибельное.

После совершенных им оккультных манипуляций особых денег так и не появилось. Но с этого момента изменилось всё. Прежде всего он впал в блуд. Он хотел попробовать это, как только вернулся в мир, как только погрузился в его шумную, сверкающую заманчивыми красками стихию. Но что-то никак не получалось, внутри всё время что-то останавливало, и когда, казалось, падения невозможно избежать, неожиданно всё оборачивалось вопреки греху, словно Чья-то невидимая рука отводила непослушного ребенка от обрыва. Он был защищен, пока сам не отрекся от Защиты.

Едва он совершил свой ритуал, как барьер в его душе рухнул и он соблудил. После этого он впадал в грех с завидной регулярностью (впрочем, завидовать здесь совершенно нечему). Когда один знакомый дал ему денег на приобретение новой хорошей обуви, он сердечно поблагодарил, только деньги потратил на греховную страсть. Искушение не жалело его: приходящий помысл вмиг реализовывался. По проложенному им же самим руслу в его душу вливался неудержимый поток обольщения.

Искушение не жалело его: приходящий греховный помысл вмиг реализовывался

Ах, как же он был наивен! Может, потому и не давал Бог тебе денег, что пользы от них тебе никакой, а только себя погубишь!

Всё это причиняло сердцу боль. Но повлиять на него почему-то представлялось крайне затруднительным – ибо человек избрал себе свой собственный путь.

И вот глаза его изменились. В них в этот краткий период времени была заметна услада грехом. Сладость обретенного удовольствия затмевала всё остальное. Теперь он находился за оградой, в своем закрытом мире, в котором вершил что-то свое. И был успокоен этим.

Впрочем, ездил он и к старцу. Врагом Церкви он себя не считал. В каком-то смысле он и не думал отрекаться от Бога, а просто хотел попробовать запретный способ: вдруг получится. И, кажется, к магии больше не возвращался. Только вот вкус греха затмил все остальные вкусы…

***

Он умер внезапно.

Расстался с миром земным так же внезапно, как и внезапно расстался с жизнью церковной. Его молодое и полное сил сердце перестало биться. Море, в которое он погрузился, потопило его.

Но может быть и несколько по-другому. Возможно, проблески покаяния и поездки к старцу, пусть теперь редкие, производили новые, добрые впечатления в его метущемся сердце. Возможно, Бог просто уберег его от падений еще больших, и те редкие исповеди, которые он всё же проходил, стали для него спасительными.

Понадеявшийся на покаяние потом, позже всегда умирает внезапно. Всегда не вовремя

Верно одно. Понадеявшийся на покаяние в старости, отложивший исправление жизни на потом – всегда умирает внезапно. Всегда не вовремя. Даже если отводится тебе не 25, а 70 лет, то и тогда не успеешь покаяться, если сейчас грешишь без опаски, если надеешься заключить сделку с диаволом.

Никогда никому диавол не дал ни одного блага. Даже в земном смысле лукавый не одарил ни одного своего просителя. Ибо все земные таланты – от Бога, все земные успехи – от Промыслителя, все земные утешения – от Небесного Отца.

Диавол – волк, похититель, он питается овечками, не собираясь водить их на тучные пажити. И потому обращающийся к оккультным силам, произносящий заговоры и заклинания непременно будет обманут, еще здесь понесет утраты, а душе своей повредит.

Прислушаемся к этой истории и убережем себя. Только в Боге наше спасение, пусть даже в скорбях и скудости земной, главное, что спасение в Боге.

Священник Валерий Духанин

17 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Встреча 1. Развитие страсти в человеке Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Протоиерей Вадим Леонов
Встреча 1. Развитие страсти в человеке Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке, однажды сказал, что человек, не знающий, где находится засада врага – попадает в ловушку и погибает; человек, не знающий причины страстей – непременно падает.
Долги Долги
Протоиерей Андрей Ткачев
Долги Долги
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди почему-то решают жить не по средствам. Потом оказываются в состоянии невозможности отдать взятое. Дальнейшие варианты разнообразны: долговая тюрьма, опись имущества, бегство, самоубийство…
Если падешь снова, кто знает – встанешь ли? Если падешь снова, кто знает – встанешь ли?
Святитель Феофан Затворник
Если падешь снова, кто знает – встанешь ли? Если падешь снова, кто знает – встанешь ли?
Слово в неделю первую Великого поста
Святитель Феофан Затворник
Всем покаяв­шимся и разрешенным возвращено здравие душевное, и все пришли в свой порядок и чин. Что прочее требуется? Требуется блюстись, чтоб опять не впасть в ту же беду.
Комментарии
Евгений 9 марта 2020, 09:53
Поучительно. Чем - то похоже на историю с Раскольниковым. Когда он убивал старушку, то был внутренно "успокоенным". На мой взгляд, такова психология многих убийц, - падших телом и духом. Не соглашусь с мнением тех, кто полагает, что старец... как же так, не оградил, не предупредил, не заметил.. А разве обязан был.., да и ложь тщательно маскируется. НО зачем искать искать причины на стороне, когда они - в нас.
Наталья 30 января 2020, 21:29
Спасибо за пользу духовную, буду обдумывать долго
Наталия С.30 декабря 2019, 23:57
Михаил, думается, что статью мы уже достаточно обсудили, поэтому благодарю за обмен мнениями в комментариях и желаю Вам помощи Божией!
Михаил30 декабря 2019, 13:20
Наталии С:
Человек все равно сам по себе, наставники и даже святые не спасают, а только помогают. Христос же не спас Иуду, хотя Он Бог и сделал все возможное Богу чтоб спасти своего ученика, которого любил, я думаю, как и прочих апостолов. Делил с ним еду, говорил ему проповеди, давал благодать. Но Иуда всё равно оказался слаб и предал и не раскаялся и завидовал Богу и пустил в себя сатану. Человек все равно должен САМ идти к Богу. Юноша где-то ошибся и люди могли только плакать о нём, как плачут о нас ангелы, когда мы грешим. Но сделать ничего нельзя. Если бы было можно что-то сделать оно было бы сделано.
Наталия С.29 декабря 2019, 17:59
Михаил, уточнила, чрезмерные подвиги по свт. Игнатию Брянчанинову это проявление своеволия, но не гордыни. Может быть, своеволие и стало одной из причин описанной беды. Жаль, что в рассказе ничего не сказано о предупредительных промыслительных «звоночках» для юноши, когда он повернул не на ту дорожку, хотя их не могло не быть, даже просто потому, что парень много лет жил среди наставников. Может быть, от этой недосказанности и создается впечатление какого-то вакуума вокруг молодого человека.
Алла Зорина29 декабря 2019, 17:55
Эту статью я прочитала в автобусе, в автобусном интернете 18 декабря, когда ехала в монастырь Пюхтицкий на праздник Святителя Николая Угодника! Сильное, противоречивое впечатление было. Но сейчас прочитала все комментарии, и общими усилиями сложилось целостное впечатление и благодарность за этот рассказ Богу, автору священнику Валерию Духанину, комментаторам. Комментарии очень помогли. Спасибо! Спаси Бог! Алла Зорина, 29.12.2019 г.
Михаил27 декабря 2019, 13:54
Наталия С. Вы не правы, Наталия. Во время сильных искушений человек остаётся один и даже без как бы Бога. Монах вообще один. Одиночество монаха - условие его спасения. Человек же мирской, верующий, время от времени остаётся в такой... Как бы яме одиночества, это промыслительно и надо понимать как ступень духовного роста. Я уверен ни вы, ни я не заметели бы гордыни в этом юноше. То что он был гордый, это домыслы. Не было этого судя по рассказу, а это просто дофантазируют тут комментаторы. Скорее всего сгубила парня легкомысленность и может сребролюбие. Ну и разбаловался, все же любят, а рая нет на земле.
Е.Л.26 декабря 2019, 17:18


Согласна со всем, сказанным читателем НН.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «ОПАСНО преждевременное бесстрастие, ОПАСНО преждвеременное получение наслаждения Божественной благодатью». Вот это и случилось с этим бедным человеком. По себе знаю я тоже впала в большую прелесть и большой грех после о
большой благодати и долгого общения с носителями Духа Святого - старцами и старицами! До сих пор я в большом унынии и расхлебываю последствия.
Где большая благодать, там большая гордыня, которая уводит от Бога, оставляет всецелую надежду на Него, и ищет магической кнопки "По моему велению!"
Эта и моя истории урок нам не гоняться за старцами и благодатью!
Наталия С.26 декабря 2019, 11:37
Михаил, труд по очищению души это личная задача человека, но она не может быть выполнена без помощи Божией, а с Богом человек уже не один. Господу же угодно помогать не столько напрямую, сколько через людей и обстоятельства. Как одна из граней этой истории - контраст благоприятных обстоятельств жизни юноши (семинария, старец) и скудной помощи окружающих (выполнить сиюминутное желание, дать одежду). Известно что помощь от Бога не может принять сердце запертое изнутри и парень похоже, страдал гордыней, но при этом был открыт для общения. В таком рассказе хотелось бы узнать, где в его душе была эта самая запертая дверь, и как попытки ее открыть потерпели неудачу.
Елена26 декабря 2019, 01:13
Вот так и происходит когда своё "Я" гордость ставим превыше всего. Как правильно описано эта грань, грань падения, кажется ты уже ого поднялся и крылья отросли. Только к Господу осталось взлететь, а маленькая гордыня хочу сию минуту, и губит.
Михаил24 декабря 2019, 15:44
Наталии С: -"ткань этого рассказа пронизана ощущением какого-то экзистенциального одиночества." - Это условие спасения, как я понимаю и вообще нормальной духовной жизни, ведь как было на Кресте на Голгофе? - "Господи, Господи, почему Ты оставил Меня?" И раньше в Гефсиманском Саду во время моления о чаше, ведь Его друзья уснули - "Спите прочее и почивайте, приспе конец прииде час". Мы христиане, и мы идём по пути Христа, если идём вообще в Небесное Царство. У нас есть и своя Гефсимания и своя Голгофа и своё Воскресение. Может будет хотя бы один человек с нами в такую минуту, но не факт что будет. "ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох."
Елена21 декабря 2019, 17:55
Отец Валерий, спасибо большое за статью!
Cергей21 декабря 2019, 11:00
Есть одна беда, которую мы привыкли не замечать - страх. Вот и молодой человек из статьи боялся остаться без денег. И мы боимся всего подряд. Но это же смертный грех, через который можно впасть во что угодно - и в отречение, и в блуд, и в убийство...
Алла20 декабря 2019, 19:25
Наталья, приведенные вами примеры не идут ни в какое сравнение с обращением напрямую к дьяволу.
Наталья -- Алле19 декабря 2019, 18:56
Алла, Вы поразитесь тому, какие вещи могут прийти на ум воцерковленному человеку! Бывает, что человек исполнен каких-то добродетелей в силу воспитания или душевного устроения, а опыта духовной брани у него нет. Такой пример приводит, кажется, Иоанн Кассиан Римлянин - про неопытного старца, который резко осудил молодого монаха за нечистые помыслы. Когда же, по молитве аввы Аполлоса искушение молодого перешло на старого - тот не смог выдержать его и часу.. Знаю случай, когда воцерковленный и неглупый человек стал осуждать священников за то,что они толстые - и ушел из Церкви! Другая (психически здоровая!) осудила своего духовника- известного старца, за то, что "не защитил" от соседки-колдуньи..
Павел19 декабря 2019, 03:10
Ужас охватывает. "Тот, кто надеется на покаяние в старости, всегда умирает внезапно..." Что еще сказать? Отвлекусь от темы рассказа. Один очень любимый мной человек, умерший внезапно за полтора года до распада СССР, всю жизнь боялся пострадать за христианские убеждения и потому не исповедовал веру открыто. Но жил, казалось, по-христиански... А умер так, что дерево на его могиле засохло. Тоже откладывал покаяние! Не в таком ли поведении тех, на ком держалось лучшее в СССР, не в такой ли сделке лучших из советских людей с врагом рода человеческого причина гибели Союза? Вопреки всем домыслам о его искусственном разрушении?
Ира 18 декабря 2019, 23:39
Мне кажется , что основной посыл статьи в Евангельских словах "уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". У меня нет разочарования в православии. Но в последнее время нередко думаю, что мы , воцерковленные, и есть эти самые гробы. Страсти свои залакировали, спрятали - и от себя, и от окружающих. И живём спокойно... История в этой статье описана жуткая , но правдоподобная, к сожалению.
Светлана18 декабря 2019, 18:55
Всем неверящим в правдоподобность написанного: Господь вывел евреев из Египта посредством невероятных чудес, Сам сопровождал их в пути, они видели и слышали Его, как мы видим и слышим друг друга, и всё, о чём они пеклись - как вкусно поесть и попить. А стоило Ему отвлечься, начинали поклоняться дьяволу. По-моему, более яркого подтверждения истины данной истории просто не найти - человек свободой воли выбирает свой путь, и не только семинария и старец ему в этом не указ, но даже Сам Господь Бог. Увы.
НН18 декабря 2019, 15:47
Алла17 декабря, Мне больше нЕчего добавить к написанному. Если только повторить: Не приведи, Господи, чтоб дьявол занялся нами "всерьёз", т.е. не отступая, дёргал бы нас за ВСЕ ниточки, "пока не зазвонит колокольчик", который надо дёргать и дёргать, бить в одну точку (или несколько, но одна падёт раньше других и с гарантией). Ещё раз: "Надо еще созреть, возрасти до уровня ученика, чтобы стать способным воспринимать духовное слово". Это очень важные слова! Можно быть воцерковлённым человеком, семинаристом, монахом, иеромонахом - но до конца так и не ВОСПРИНЯТЬ духовные слова. И вообще христианство, православие. Быть гробами, внешне красивыми, а внутри...Ситуация хуже, чем мы думаем.Простите.
Катерина18 декабря 2019, 12:10
Эта история может послужить уроком в подтверждение слов: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить." а почему это произошло: "Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно."
Наталия18 декабря 2019, 09:38
Мы читаем в прессе, что священник убил жену, что священник замечен в извращениях, что совершают другие страшные грехи. А ведь они служили Литургию. Столько благодати вокруг. Но все равно где-то их зацепил крючок дьявольский. Люди обладают свободой воли, какой путь выбрать - с Богом, или дьяволом. За это и ответ держать будут.
Наталия С.17 декабря 2019, 23:23
Вся ткань этого рассказа пронизана ощущением какого-то экзистенциального одиночества. Человек, который никому не отказывал в помощи, искал полезных советов, близко общался со старцем, и, судя по повествованию, регулярно открывал свое духовное состояние неслучайным знакомым, при всем этом оставался один на один со своими нерешенными противоречиями. Поэтому осталось не понятно, возможно ли было помочь ему со стороны окружающих или нет. И если да, то каким образом, а если нет, то в чем причина.
Варвара17 декабря 2019, 22:26
В названии статьи написано: история из жизни, а в жизни бывает всякое. И не стоит измерять всех самим собой. Нужда штука серьезная- по себе знаю и не все могут устоять, да и коэффициент устойчивости у всех разный...
р. Б. виктор17 декабря 2019, 21:01
что бы ни стряслось ни случилось - держись Господа!
Светлана17 декабря 2019, 20:27
Это притча или реальная история?
Наталия17 декабря 2019, 19:36
Ксения, а для чего предположительно Бог не открыл духовнику опасность положения его духовного чада? Чтобы тот вот так погиб, оставшись без духовного руководства и будучи сам неопытным в борьбе с искушениями? Не верю, что Бог так поступил.
Читательница (Подмосковье)17 декабря 2019, 16:52
Спасибо за статью, отец Валерий! Конечно, вспомнился «Фауст». Наверное, любой человек может сказать о себе словами его главного героя: «Две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела». И нам неизвестно, как и кого судит Бог. Гетевской Маргарите Он сказал: «Спасена!» Возможно, и герой рассказа с его "проблесками покаяния" услышал то же самое.
Евгения17 декабря 2019, 16:52
Здравствуйте. А меня вот очень смутила эта часть истории: "Однажды он в простоте своего сердца так и сказал батюшке: «Мне у вас так хорошо, что трудно описать. А могли бы вы помолиться, чтобы мне стало еще лучше?» Батюшка и эту его наивную просьбу исполнил. А он потом говорил: «Я был словно в Раю». Так маленькими, еще неокрепшими шагами он и двигался вперед." Вперед к чему он двигался становится ясно из развязки повествования. Интересно получается: попросил "духовных ощущений" и получил их. Только мне не совсем ясна природа этих "ощущений" в свете изложенного. Кажется, это называется прелесть. Причем, впечатление такое, что и у героя, и у старца.
Алла17 декабря 2019, 16:37
НН, неправдоподобно здесь не то, что он впал в грех, а то, в какой грех. Ладно бы он обзавелся любовницей или стал зарабатывать деньги нечестным путем. Но воцерковленному человеку не могло придти на ум обратиться к дьяволу за помощью. Даже светские люди знают, что с дьяволом бесполезно вести дела. Серьезно, даже в фентези книжках или компьютерных играх если герой принимает решение якшаться с демонами, это для него всегда заканчивается плохо. Такие прописные истины понятны даже писателям и игроделам, которые едва ли близки к церковной жизни. Как и их основная аудитория. А тут семинарист решил, что дьявол ему поможет, и ничего ему за это не будет. Сказка с плохо прописанной мотивацией.
Лариса другая17 декабря 2019, 15:43
Хорошая статья, отрезвляющая. Почему-то считается, что если человек в Церкви/в семинарии/при старце и пр., то ничего плохого случиться не может. Может, увы, примеров хватает... Спасибо о.Валерию, очень нравятся его статьи.
Ксения (Харьков)17 декабря 2019, 15:37
У нас тоже есть близкий человек, неверующая, которая "избрала себе свой собственный путь" (практически ее же слова) жизни по мирским похотям и развлечениям, и мы не можем на нее повлиять, как ни пытались. И человек практически чужой, хоть и родной...
Ксения (Харьков)17 декабря 2019, 15:32
Иуда Искариотский вспомнился. Он три года ходил рядом с самим Господом, и чем всё закончилось для него... Дело не в старцах, не в семинарии. А в чем-то другом. Чего-то не хватало, видимо, или мешало что-то. Как сказал автор, в грехе логика отсутствует. Человек может решиться на грех, а потом не может понять, как его угораздило. Даже у великих святых бывали великие падения (как у святого, имени не помню, который, поддавшись искушению, совершил насилие и убийство одно за другим). Блюдите убо, как опасно ходите. Господь заповедал: бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушения. И по поводу того, что духовник не почувствовал. Значит, Бог ему не открыл. Прп. Антонию Он тоже не о всех открывал.
НН17 декабря 2019, 15:28
Мария, Вдумчиво прочитайте две последние строчки данной статьи. Мораль в них. И ещё: истрия эта - не такая уж редкось. Со многими подобное происходит в более мягкой форме, незаметненько так. Даже на приходах, где за прихожанами ходят просто бесы. А в семинариях и монастырях за семинаристами и монахами бегают "бесы-генералы". Да, бывает, что 5лет впустую, а бывает, что и вся жизнь. Можно понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, но куда страшнее, что православные не замечают это и даже не задумываются. Это очень жизненная история, только мы знать о таких не хотим... Или по-наивности думаем, что такого быть не может. Моя бабушка говорила:"Господь допустит - и рога носить будешь!"
Мария17 декабря 2019, 14:33
То есть семинария не учит вообще ни-че-му?! Даже самым элементарным вещам, которые знают даже невоцерковленные люди? 5(?) лет впустую??? Тогда какие же "духовные пастыри" выходят из ее стен?.. Или конкретно этот человек там учился только лишь бы есть, пить, не работать и проводить время с приятными людьми? Мораль этого рассказа какова?
Лариса17 декабря 2019, 14:11
Спасибо... страшно. Я вот этого больше всего и боюсь, впасть в искушение и не мочь, или не хотеть покаяться. Одна надежда на Бога, что не попустит... в случает чего, в Своём всеведении видя к чему дело идет, прежде чем перейду точку невозврата, Господь призовёт к Себе, не даст душе погибнуть в омуте греха.
ТаняСем17 декабря 2019, 13:57
Страшная статья !!! Очень страшная!!! И не верится,действительно,что при общении со старцем-таким духовным человеком-так можно вдруг резко обратиться в другую сторону от Господа!!!Вообще общий смысл понятен,что никогда не надо терять связь с Богом и просить в МОЛИТВЕ желаемое,а не каким-то другим путем,ведь если нет у тебя того,что хочется,может и ненадо-не полезно !!! Прости нас,Боже и помилуй!!!И не дай свалиться в пропасть безвозвратную!!!
НН17 декабря 2019, 13:09
Алла,Владимир Степанов,Елена, Обратите внимание на эти слова: "Оказывается, чтобы общаться с духовными людьми, чтобы извлечь для души своей пользу, недостаточно с ними встретиться. Надо еще созреть, возрасти до уровня ученика, чтобы стать способным воспринимать духовное слово. Иначе мы задаем нелепые вопросы, и время, проведенное возле старца, уходит впустую." Старец "выметал сор из его души", но "дом нашей души пуст, пока он не занят Господом. И поэтому недостаточно просто изгнать плохие помыслы наряду со скверными привычками и расстаться с прежним образом жизни. Человек должен выбрать Христа, выбрать спасение, выбрать жизнь". Дай Бог, чтобы дьявол не взялся за нас всерьёз! Упаси, Господи!
Наталья17 декабря 2019, 11:33
Дорогой отец Валерий,благодарю Вас за спасательные статьи,беседы,наставления!Храни Вас Бог!
Елена17 декабря 2019, 11:32
Согласна с Аллой, не верится, что это история из жизни, мне кажется, вымысел.
Наталия17 декабря 2019, 11:13
Прости Господи Иисусе Христе меня грешную. Спаси Боже мой.
р.Б.Сергий17 декабря 2019, 09:29
Огромная благодарность о.Валерию за написание этого материала,и сайту pravoslavie.ru за его публикацию.На мой взгляд, многие сталкиваются с аналогичными проблемами,но не всегда мы это замечаем.Для себя сделал вывод: надо быть ещё более осмотрительным в своей жизни,как духовной,так и телесной и помнить " главное, что спасение в Боге." (с)
Владимир Степанов17 декабря 2019, 09:11
Вот натянутая за уши история, выдуманная и неестственная. При наличии старца, при его молитве, при общении с ним, невозможно потерять благодать. То есть старца не спрашивал о нуждах?! Не верю! Спрашивал и получал ответы, и молитвы. Или старец не призвал к Чаше и исповеди?! Не верю! Призвал и объяснил. Не дойти до Чаши можно только в одиночестве, которого тут не было.
Екатерина17 декабря 2019, 09:01
Благодарю Вас, отец Валерий! Очень поучительно!
Наталия17 декабря 2019, 08:22
Поучительная и страшная история. Но все же...почему духовник не смог почувствовать, что начало происходить с его духовным чадом? Ведь еще в самом начале, когда у парнишки изменился взгляд - ему 100% можно было помочь удержаться от греха. Добрым и глубоким разговором, усиленной молитвой. А так выходит, что при сильном духовнике наивный парнишка без опыта духовной борьбы остался один на один с серьезным искушением. "Но повлиять на него почему-то представлялось крайне затруднительным – ибо человек избрал себе свой собственный путь." Но ведь в начале-то можно и нужно было помочь. А потом уже и разум, и воля были искажены и затуманены. Странно это выглядит.
р Б Андрей17 декабря 2019, 07:23
Спасибо. Всё правильно написано. Как будто про меня...в части покаяния. Не частое , даже редкое. Единственное , связи с диаволом не искал и не ищу... Спаси нас всех Господи и помилуй
Алла17 декабря 2019, 05:24
Ну совершенно неправдоподобная история. Я ещё понимаю если бы он обратился к криминальному пути. Но к дьяволу! На такое даже почти ни один светский человек не пойдёт, люди демонов боятся, даже если почти в них не верят. А тут верующий, и за деньгами идёт даже не в мошенники или воры, а сразу в демонопоклонники. Не верю!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×