Как отличить самоедство от покаяния

Путаница в этом вопросе – проблема довольно-таки распространенная. Вот типичный вопрос современных прихожан:

«Как покаяние стяжать, где взять, как вымолить у Господа? У меня видения греховности сколько угодно и сожаление есть, уныние, а покаяния нет и всё. Нет перемены ума. И прошу столько лет, вроде бы и искренне. Кто бы сказал, почему так, что от меня зависит, что надо сделать, чтобы это изменить?»

Покаяние, в отличие от самоедства, очень практичное чувство, если можно так выразиться. Рассмотрим этот тезис на конкретной житейской ситуации.

К примеру, поссорился человек с сослуживцами. И не всякий человек, а тот, кто уже старается анализировать свое поведение в плоскости понятий добра и зла. И что-то менять в сторону добра.

Самоедство тут же навалит на него гору грустных мыслей: о его неправильном характере, о бывших прежде подобных ситуациях, о множестве попыток исправления… и главное – об их тщетности и безрезультатности.

Заканчивается всё, как правило, обычным унынием, когда человек, погрустив о своем несовершенстве, машет, образно выражаясь, рукой на спасение души, усаживается перед экраном и уходит в мир развлечений. Или выпивает. И тоже уходит в мир развлечений. Или в работу, или в домашние хлопоты, в хобби, в меланхолию – вариантов более чем достаточно.

Покаяние подскажет: надо попросить прощения, помочь «обидчику», проявить заботу о нем

Покаяние же первым делом подскажет образ действия.

– Что тебе делать? – переспрашивает оно человека. – А ты не риторически этот вопрос задаешь? Нет? Действительно хочешь что-то сделать? Ну так что может быть проще! Надо загладить последствия причиненных другим неприятностей. Попросить прощения, помочь в делах, взять на себя какую-то заботу о сослуживцах…

– Не выйдет, – заявляет самокопание. – Всё это будет неестественно, нелепо… они не поймут.

– Что значит «не выйдет» и «не поймут»? – говорит покаяние. – Ты обидел? Сделал больно? Теперь старайся хоть немного смягчить последствия.

– Я буду им кланяться, расшаркиваться, а они за моей спиной будут рассуждать, что я это делаю вынужденно, – язвит самоедство.

– Но ведь это, и правда, – кротко напоминает покаяние, – вынужденно. И неважно, что вкладывают в это слово они, – важно, чего хочешь ты. Ты ведь хочешь что-то исправить?

– Я хочу, – сникает самоедство, – хочу никого не обижать, хочу, чтобы всем было хорошо, хочу, чтобы со мною всем и всегда было тепло и радостно… Я очень хочу, но у меня не получается!

– Вон ты куда махнул, – удивляется покаяние, – «всем и всегда»! Всем даже Сам Господь Бог не может угодить. Однако этим конкретным людям в этом конкретном случае ты же можешь скрасить жизнь? Просто потому, что ты им теперь должен. И, между прочим, велика вероятность, что они всё же почувствуют твое доброе расположение – если оно в тебе зародится, конечно же.

– Но только не мои сослуживцы! – сразу взрывается самоедство. – Они такие… Такие! Высокомерные / распущенные / недалекие / пошлые... Обижают меня / оговаривают / высмеивают / игнорируют… Да они мне еще больше должны! Больше!!!

И вот он, момент истины: оказывается, не больно-то мы и хотели увидеть свою неправоту в этой ссоре. Чтобы у нас не было ссор – хотели, комфортного ощущения своей правильности – хотели, а увидеть свою неправоту – не хотели.

Мы хотим не осознания своей неправоты, но ощущения своей правильности

Так же точно случается и в семейных отношениях, зашедших в тупик: слышишь, как человек съедает и окаивает себя: всё-то у него неправильно, негодный он супруг, плохой семьянин, недостойный христианин… Но зато в каждой конкретной ссоре он прав! Или по факту – прав, и всё! Или потому, что вторая половина достала и вынудила на неправоту… а вообще-то он прав!

***

Обычно, когда человек только приходит к вере, ему дается опыт того, какое парадоксальное чувство облегчения способно дарить покаяние. Когда мы признаём, что чего-то недостойны, смиряемся – и на личном опыте узнаём, что «иго Господне благо и бремя Его легко».

Да и в самом деле: если ты прав, а в душе полная беспросветность, то где же выход? Его нет. Не зря же говорят, что ад – это место, где все правы. А когда видишь, в чем неправ, насколько неправ, как часто неправ, – всё встает на свои места, всё становится ясно. Выходов появляется – хоть отбавляй.

Проблема в том, что чаще всего мы пугающе скоро теряем первоначальные благодатные дары. Даром получив опыт, например, покаяния, мы быстро начинаем считать его чем-то своим, не боимся растерять, нарушаем правила хранения (чаще всего через осуждение) и, естественно, теряем. И в дальнейшем нам уже требуется сильно трудиться, чтобы вернуть хотя бы крохи прежнего богатства.

***

Ну, хорошо: человек осознал, что «блудно иждих житие» (седален из службы Недели блудного сына), устыдился и желает вернуть потерянное. В какую сторону ему двигаться?

Есть святоотеческие понятия смиренномудрия и любомудрия. Они означают поведение человека, который еще не стяжал добродетелей смирения и любви, но сознательно старается поступать так, как они предписывают. То же самое требуется и при стяжании покаяния: надо понуждать себя на поведение, сообразное кающемуся человеку.

Для начала важно стараться понять, в чем же именно заключается наша вина за происшедшее. Если этого не происходит, то за нашим примирительным: «Ну прости-прости… я во всем виноват», – собеседник справедливо замечает, что мы не признаём никакой вины, а просто считаем его психом, с которым лучше не спорить. И обижается еще больше.

Увидеть, в чем заключается наша вина за происшедшее, – и быть готовыми потерпеть за нее, желать потерпеть за нее

Поэтому в любом конфликте надо стараться возвести ум к Богу с переживанием за случившееся. Не вариться в своих эмоциях, не кипеть и не булькать обидою, а сразу припасть к Богу с просьбой-переживанием: «Господи, что я тут сделал не так? Или что во мне вообще не так? Почему на меня такая реакция?» На этом этапе и выяснится, хотим ли мы на самом деле увидеть свою часть неправоты в сложившейся ситуации.

И нет ничего удивительного, что нам ее видеть не хочется – она ведь ко многому обязывает. За видением своей неправоты к кающемуся человеку приходит осознание того, что он должен быть готов потерпеть за нее. А при глубоком покаянии приходит не только готовность, но и желание потерпеть. Вспомним, в чем выразилось покаяние разбойника на кресте? Во вполне конкретном действии: он счел, что мучительная казнь ему поделом. Блудный сын счел, что недостоин называться сыном. Закхей раздал свое имущество…

Мы же говорим на исповеди: «грешен» – но тут же, еще и из храма не выйдя, устраиваем разборки. Сами говорим, что грешники, сами признаём, что не имеем покаяния… но внимания и признания себе требуем так, как будто мы лучше всех. Не только неприятности не готовы потерпеть, но прямо устраиваем жестокую борьбу за «приятности». Очень странное поведение: ни логики в нем, ни здравого смысла.

И бывает, что только когда состояние нераскаянности приводит нас к вратам ада, только тогда мы и взываем к Богу с искренним желанием увидеть свою неправоту. А бывает, что и тогда не взываем.

***

Самоедство ставит недосягаемые – здесь и сейчас – цели, а потом мучает нас печалью. Заметим это: нам все равно предлагается скорбь, вот только никакого доброго плода эта скорбь не приносит.

Покаяние же продуктивно, оно учит действию, которое приносит добрые плоды. В этом конкретном случае оно скажет нам, за что попросить прощения, предупредительно посоветует тон, которым это надо сделать. А потом еще оставит на памяти хорошую, глубокую зарубку: помни, что ты человек, не сдержанный в словах и эмоциях, помни, как часто ты бывал неправ, как часто обижал…

И в другой ситуации, имея перед глазами эту зарубку, ты не только с равными не поссоришься, но и младшему простишь недобрую выходку и злое слово.

«Нет человека праведного на земле, – сказал царь Соломон, – который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя. Ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл. 7: 20–22).

Наверное, весь секрет этого делания в том, что, совершаемое с самопонуждением, оно оставляет зарубки не только в памяти, но и на сердце. Труды по стяжанию покаяния сокрушают сердце – а сердце сокрушенное Бог не уничижит.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Комментарии
инокиня Наталья -- Елене19 мая 2020, 22:30
Ну да... случился у нас конфликт с сослуживцем (по крайней мере в статье речь именно о конфликте), а мы сразу говорим: этот сослуживец - агрессор! Ведь мы безгрешны... поэтому конфликт у нас может быть только с агрессором. Если у нас с человеком конфликт, значит он сознательно - холодно и рационально на нас нападает - нашей вины тут быть в принципе не может! Беда...
Елена16 мая 2020, 16:48
Насилие является осознанным, полностью контролируемым поведением. Нападая, агрессор прежде всего совершенно холодно, рационально оценивает ситуацию с точки зрения того, насколько удастся напасть безнаказанно. И это, по-моему, обесценивает, подрывает под корень все подобные рассуждения. Если кто-то желает не нападать - он может просто не нападать, и всё. Тут не требуются никакие дополнительные духовные усилия. Если на кого-то напали - нет ничего правильного и доброго в том, чтобы просить у агрессора прощения. Так и Сам Господь наш не делал.
Татьяна29 марта 2020, 12:51
Мир всем!С Неделей Иоанна Лествичника поздравляю.Благодарю за статью.Хочется добавить несколько мыслей,исходя из собственного опыта подготовки к исповеди.Для меня момент покаяния наступает,когда я с Божией помощью вспоминаю свои грехи,заново их переживаю,но глядя на них, как бы со стороны,и только после того,как понимаю,ощущаю,что это сделала я,мне становится ужасно стыдно.Я к исповеди обязательно пишу памятку,и на исповедь иду,как на расстрел.Если нет этого ощущения предстоящего "суда" и "приговора",то покаяния не произошло,исповедь не состоялась;не наступает облегчения.Подхожу к Причастию без радости,почти равнодушно.Думаю,это связано с лицемерием и маловерием.Простите за многословие.
Александр28 марта 2020, 00:12
Слава Господу и Спасителю Иисусу Христу!!!
Александр28 марта 2020, 00:11
Спасибо за статью!
Елена26 марта 2020, 12:23
Спаси Господи,матушка Наталья!!! Очень рада,что прочла эту статью,крайне для меня полезную.
Катерина 26 марта 2020, 10:59
Александр25 марта 2020, 12:12 - спасибо за раскладку и цитаты. Насчет Таинства исповеди из собственного опыта скажу - это удивительное оружие против врага рода человеческого. Разумеется, если правильно (как и любое оружие) его применять. А технологию применения, мне кажется, Вы и описали.
инокиня Наталья -- Наталье26 марта 2020, 09:59
Не надо противопоставлять раскаяние и покаяние. Просто слово "каятися" в славянском языке может означать и покаяние (в его Библейском смысле) и обычное сожаление - Бог знает чем продиктованное, нередко и вполне эгоистичными соображениями. Несколько значений одного и того же слова - явление более чем обычное. Например, слово sorry в английском может означать и признание вины, сожаление о нем - раскаяние, а может означать сочувствие... В современном русском языке раскаяние означает покаяние.
Валентин-8326 марта 2020, 03:47
Спасибо. Не потерять бы приобретенное... Захлестывает море житейское ощущение того когда ученики плыли и был шторм и Господь спал. А Он просто испытывает нашу веру, Слава Ему и ныне и сейчас и во веки веков!!! Наталья, то что мы и такие как мы обеспокоены своим малодушием и маловерием и хотим избавиться от этого не взирая ни на что, думаю уже не плохо. Всегда молюсь чтоб Господь сам говорил за меня в случаи серьёзных испытаний. Да мать Наталья (автор), не дай Господи нам успокоиться и самообмануться в своей праведности, и такое тщеславие тоже бывает... Прям ипсоведь какая-то, будет ли покаяние!? Верю-будет, если осуждать никого не буду... Ой, понесло меня. Мать Наталья-низкий поклон!!!
Александр26 марта 2020, 00:37
Плоды истинного покаяния: 1) Человек перестаёт совершать свой грех, по слову Спасителя ...иди и впредь не греши (Ин. 8.11). 2) Творит плоды достойные покаяния (Мф. 3.8). Когда в противоположность греху покаявшийся начинает совершать добродетели: вместо блуда блюдёт чистоту, вместо сребролюбия - нищелюбие, вместо чревоугодия - постится, от гордости - смиряется и так далее...Не печалюсь, дитя мое, о прошедшем, а радуюсь о будущем. Ибо меньший благословляется большим и грех, малый или великий, от истинного покаяния исчезает (Преподобный Иосиф Исихаст).
Наталья25 марта 2020, 21:14
Матушка Наталья, спасибо за ответ, я поняла вашу мысль. Ведь тоже подумала, что порой мы путаем грех и психологическую проблему. Потому и задала вам этот вопрос. Хотя, думаю, у меня все же дело именно в малодушии и недоверии Господу. Стыдно, измучалась, а жду, наверное, как и вы, того самого жареного петуха. И боюсь одновременно. Ужас, одним словом. Про Иуду тоже понятно. Я читала,что раскаяние и покаяние не совсем одно и то же. Второе - та самая перемена ума, достичь которой очень непросто. И, пожалуй, невозможно без Божией помощи, без Его вмешательства. Молюсь об этом, но понимаю, что неискренне.Где взять настоящие желание и решимость отказаться от греха?Только у Бога.Об этом и прошу Его.
инокиня Наталья -- Наталье25 марта 2020, 20:37
То, что у Иуды не было настоящего раскаяния, говорят многие святые отцы - да. Шкурные сожаления были, а раскаяния не было. Но в данном случае можно еще и просто Толковую Библию Лопухина посмотреть - там часто разбираются вопросы перевода и словоупотребления. Вопрос Ваш надо направлять духовному лицу, которое Вас хорошо знает. Ведь люди слишком разные - как же давать один совет на всех? Один человек (я, например))) не справляется с малодушием и греховностью, потому что ждет жареного петуха... а другому, возможно, надо антидепрессанты попить.
МАрия25 марта 2020, 18:38
Cпасибо, сестра Наталья, за очень полезную разъяснительную статью! Очень не хватает именно практических, если можно так сказать, советов в организации духовной жизни. Духовники мало у кого есть, а исповедующие священники не разъясняют, как работать над искоренением грехов: говорят только что терпеть надо, смиряться, каяться и пр. А КАК это делать, с чего начать , чем продолжить.... Пожалуйста, пищите ещё подобного рода "инструкции"! Может быть, как бороться с отдельными грехами...
Елена25 марта 2020, 17:09
Наконец-то стало понятно, как хоть попытаться приблизиться к покаянию... Спасибо за четкие и конкретные примеры, мне очень помогло прямо сегодня.. Спаси Господи!
Наталья25 марта 2020, 15:11
Матушка, спасибо за ответ об Иуде. Он взят из толкований святых? Очень прошу, если возможно, ответить на вторую часть моего вопроса: как быть, если ты четко осознаешь свою неправоту (речь ведь не только об оскорблениях), но по малодушию не хочешь исправлять свой грех? Ты осознаешь и свою неправоту в отношении греха, и свое малодушие, испытываешь стыд за них, называешь на исповеди. Но по тому же малодушию греха не исправляешь. Что это? И что делать в данном случае? Спасибо.
Вета25 марта 2020, 14:36
Хорошо написано! Без словесного мусора и уравновешенно.
инокиня Наталья -- Наталье -- Валентину8325 марта 2020, 12:34
Наталье: Слово "раскаяться" в этом стихе означает не покаяние в Библейском смысле, а сожаление, которое продиктовано вполне себе эгоистичными соображениями. В частности тем, что Иуда как раз-таки не желал потерпеть за свой грех, в первую очередь - предстоящего ему бесславия. Валентину: правильно, каждый тут цепляется за какой-то "метод", который был нам открыт Богом в минуту духовного просветления. Кто-то отдаёт имущество, кто-то терпит скорби, кто-то кланяется в ноги обидчикам, строго говоря себе "ты недостоин лучшего!" Наше дело - внимательно наблюдать, чтоб не пропустить момента, когда Господь откроет еще какие-то методы)) А то возможно самоуспокоение старыми методами - до самодовольства.
Александр25 марта 2020, 12:12
Порой люди смешивают покаяние с исповедью, а это ошибочно. Четыре его ступени указаны Господом в притче о блудном сыне (Лк. 15.11-32): 1) Сознание своих грехов, припоминая и познавая степень их тяжести (Пс. 50.5). 2) Сокрушение, или печаль о совершённых грехах (2 Кор. 7.10). 3) Решимость избежать греха, бороться с ним (враг, мучитель, держащий в плену) (Пс. 136). 4) Исповедь. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1.9). Не сводите покаяние к исповеди, а её к тому, что духовник выспрашивает у вас грехи. Говори ты, чтобы тебе оправдать себя (Ис. 43.26) и не вспомнит Господь Бог грехов твоих (Ис. 43.25).
Татьяна25 марта 2020, 08:05
Спасибо, Наталья.
Ольга25 марта 2020, 07:40
Благодарю автора и сайт Православие.ру за очень полезную статью! и особенно полезно во время поста, когда реально, наверно больше занимаешься самокопанием, самоедством, чем покаянием. Открылись глаза на некоторые моменты. Вечно оцеживаю комара.
Валентин-8325 марта 2020, 02:41
Спасибо автору статьи сей! Себя тут увидел, и почувствовал бесплодной смоковницей. У меня лично воли не хватает сделать как блудный сын-"встать и пойти". Поражаюсь Господню долготерпению, а ведь таких как я не один и всех нас Он ждёт, ждёт нашего движения к Нему. Инокиня Наталья, напишите о борьбе с духовной ленью ещё. Кстати с этим недугом помогает бороться милостыня, это мой личный духовный опыт, безотказно работает если от чистого сердца и в тайне.
Наталья25 марта 2020, 01:52
Спасибо, отличная статья. У меня возникло несколько вопросов. Чем покаяние отличается от раскаяния? В Евангелии Иуда раскаивается в предательстве Христа. То есть, видимо, испытывает угрызения совести. И совершает поступок: идёт к фарисеям, заявляет о своем предательстве и швыряет им обратно плату за него. Чем был этот его поступок? И как быть, если ты четко осознаешь свою неправоту (речь ведь не только об оскорблениях), но по малодушию не хочешь исправлять свой грех? Ты осознаешь и свою неправоту в отношении греха, и свое малодушие, испытываешь стыд за них, называешь на исповеди. Но по тому же малодушию греха не исправляешь. Что это? И что делать в данном случае? Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×